Компетенция доу и архивоведение

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

В современных условиях экономического развития страны немаловажную роль играет человеческий капитал. Только высококвалифицированные специалисты могут построить эффективное общество и создать эффективную социально-экономическую среду для проживания и профессиональной деятельности граждан.

За подготовку таких специалистов социально-гуманитарной сфере отвечают образовательные учреждения, обеспечивающие реализацию программ профессионального образования на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования. Именно программы и педагогические условия их реализации обеспечивают качественную подготовку специалистов, становление у них профессиональных и личностных компетенций, являющихся залогом их успешной самореализации как работника и гражданина.

Одним из основных показателей конкурентоспособности специалиста является уровень его профессиональных компетенций, которые он приобретает посредством освоения необходимых дисциплин, входящих в состав основной образовательной программы в учреждения профессионального образования.

Таким образом, актуальной задачей для учреждений профессионального образования становится формирование у студентов необходимых компетенций, имеющих значение и для избранной ими профессии, и для способности к адаптации в социальной и профессиональной сфере.

Основными требованиями к подготовке специалиста в области документирования и управления являются:

- поддержка профессиональной самоидентификации;

- создание способов соединения теории и практики;

- возбуждение интереса к работе по развитию и изучению своей деятельности;

- овладение критическим методом работы;

- проблематизация и обновление форм работы;

- развитие познающего процесса работы;

- поддержка специализации в специальность в виде непрерывного процесса;

- развитие процесса социальной работы через продвижение от освоения навыков и умений к освоению специальности;

- формирование исследовательской профессиональной практики.

Будущий специалист должен обладать соответствующими профессионально-важными качествами, такими как: доброжелательность, чувство собственного достоинства, ответственность, оптимизм, уравновешенность.

Поэтому перед учреждениями профессионального образования стоит задача максимального развития у студентов данных профессионально важных качеств.

Так, основой доброжелательности является общительность, контактность, бесконфликтность, умение взаимодействовать и понимать точку зрения других людей. Чтобы стать доброжелательным, нужно опираться на умение быть самим собой во взаимодействии с окружающими.

В связи с этим, важнейшей составляющей педагогического процесса в учреждении СПО является создание позитивной атмосферы сотрудничества студентов в достижении профессионально значимых задач.

Сохранять гибкость в любой ситуации позволяет оптимизм . Для формирования оптимизма у студентов колледжа целесообразно использовать задания, которые можно изменять, дополнять, в зависимости от направленности педагогического процесса.

Ответственность предполагает самостоятельность, способность к выполнению обещаний. Ответственный человек отличается тем, что не дает обещаний, которые не может выполнить. Потому в процессе организации обучения важно соблюдать условия создания успеха, предоставления максимальной степени свободы самореализации, выбора средств для достижения профессиональной цели.

Уравновешенность является важным качеством специалиста в любой сфере. А особенно – в сфере социально-коммуникативного взаимодействия. Быть уравновешенным - значит обладать разумной чувствительностью, уметь понимать тех людей, которые тебя окружают. Для формирования подобного свойства личности важно воспитывать умение анализировать проблемы, структурировать этапы выхода из конфликта. Значительную эффективность в данном аспекте имеют тренинговые формы работы с элементами психотернинга.

Однако, самым ключевым в образовательном процессе, конечно, является формирование совокупности профессиональных знаний и умений, соответствующих той деятельности, которая входит в круг обязанностей специалиста.

Формированию профессиональной компетентности у будущих специалистов в области документоведения и управления способствуют определенные психолого-педагогические условия, под которыми понимается совокупность компонентов учебного процесса, обеспечивающих максимальное достижение поставленной образовательной цели.

Первоочередным педагогическим условием является мониторинг процесса формирования профессиональной компетентности студентов, направленный на выявление соответствия учебного процесса ожидаемому результату, конечной цели изучения специальных дисциплин. Назначение мониторинга состоит в наблюдении за процессом формирования и развития профессиональной компетентности будущих специалистов для выявления его эффективности и установления недостатков.

Еще одним важным условием эффективности педагогического процесса является актуализация педагогического потенциала изучаемых дисциплин посредством разработки и введения в учебный процесс определенной дисциплины и усиления межпредметных связей в процессе ее освоения.

Оптимальным решением проблемы качества подготовки специалистов в управленческой сфере служит формирование профессиональных компетенций на учебных дисциплинах профильной части основной образовательной программы. В вариативную часть входят факультативные дисциплины, и дисциплины национально-регионального компонента.

Однако к формированию списка факультативных дисциплин следует подходить с максимальной ответственностью, чтобы в результате профессиональные компетенции не изучались поверхностно, поскольку без привязки к конкретной отрасли не возможно сформировать такие знания, умения, практические навыки, которые бы позволили воспитать конкурентоспособного специалиста, значительно превосходящего своим потенциалом специалистов, не имеющих специального образования, но имеющих большой практический опыт работы 1 .

Наиболее значимыми, в плане формирования профессиональной компетентности специалистов в отрасли документационного сопровождения управления, компонентами образовательной программы выступают следующие дисциплины:

ОП.07 Компьютерная обработка документов;

МДК.01.01Документационное обеспечение управления

МДК. 03.01 Информационные технологии в документационном обеспечении управления и архивном деле;

МДК 03.03 Организация работы с электронными документами.

МДК 03.04 Информационное обеспечение кадровой службы.

Также важную роль в становлении компетентного специалиста играют дисциплины вариативной части, позволяющие студентам получить углубленные знания и навыки после изучения таких дисциплин, как МДК.04.01Документы и делопроизводство, МДК.04.02 Машинопись

Актуализации педагогического потенциала социально-гуманитарных дисциплин способствует установление и усиление межпредметных связей, которые существенно повышают качество практической и научно-теоретической подготовки обучающихся, существенной особенностью которой является овладение ими обобщенным характером познавательной деятельности.

Также, посредством интеграции различных дисциплин на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания студентов, закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Особую актуальность межпредметные связи приобретают сегодня, т.к. они отражают интеграционные процессы, происходящие в современной науке и в жизни общества.

Еще одним педагогическим условием формирования профессиональной компетентности студентов в процессе изучения социально-гуманитарных дисциплин выступает интеграция аудиторной и внеаудиторной работы студентов. Данное условие призвано обеспечить изучение и освоение студентами учебного материала не только в рамках установленной программы, но и за ее пределами. Это, в свою очередь, содействует глубокому осмыслению содержания дисциплин, а не механического заучивания теоретического материала.

Интеграция предметной, межпредметной, вариативной, внеучебной сфер способствует расширению кругозора студентов, развитию у них познавательных интересов, становлению профессионального самосознания, приобретению системы социальных знаний, пониманию объективной реальности, позитивному отношению к базовым ценностям общества и государства, получению опыта самостоятельного профессионального действия. Кроме того, согласно новым ФГОС СПО, важным аспектом является совершенствование и расширение навыков самостоятельной работы.

При организации педагогического взаимодействия студентов и преподавателей необходимо также учитывать взаимосвязь воспитания и самовоспитания студентов, их включенность в различные виды социальной деятельности. Это условие продиктовано необходимостью развития у студентов поведенческих установок, личностных качеств, определяющих формирование социальной и профессиональной компетентности, повышению ответственности будущего работника за результаты деятельности.

Сегодняшний студент становится активным субъектом профессионального развития и личностного роста, вырабатывая в себе потребность в самосовершенствовании, в самообразовании, в самовоспитании.

Ценностно-смысловая компетенция, которая также является основополагающей при выборе студентом направления деятельности и повышении качества образовательной и самообразовательной деятельности, формируется в процессе решения проблемных и поисковых учебных заданий, связанных, например, с профориентацией, практической смекалкой и умением ориентироваться в конкретной жизненной обстановке. Эффективно данный вид компетенции развивается при использовании приемов:

- включение заданий, требующих применения студентом логики;

- самостоятельное изучение учебного материала с составлением кратких конспектов и планов;

- предложение ответить на вопросы аналитического характера и др.

В понятие учебно-познавательной компетенции входят знания и умения студентов планирования собственной учебно-познавательной деятельности, способы целеполагания, анализа, рефлексии, самооценки познавательной деятельности. Можно рекомендовать такие приемы:

- использование в разных предметных областях занимательных заданий, заданий-фокусов, анаграмм и др.;

- использование заданий исторического содержания;

- создание проблемной ситуации с опорой на личный опыт студента и др.

Информационная компетенция направлена на формирование навыков и способов работы с информационными технологиями. Этому способствуют приемы:

- выполнение заданий с помощью различных ресурсов;

- проведение занятий-семинаров, занятий-конференций, для участия на которых студенты подготавливают самостоятельно свои доклады, подыскивают нужную информацию и преобразуют ее.

Реализация коммуникативной компетенции подразумевает использование коллективных приемов работы:

- ведение дискуссии в группах, проведение занятий-диспутов;

- сдача различных устных зачетов, занятий-коллоквиумов и др.

Социальная компетенция предполагает овладение студентами знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности, в области семейных отношений и обязанностей, а также в профессиональном самоопределении. Ее развитию будут способствовать такие приемы:

- выполнение по различным предметным областям контрольных работ, решение заданий социально-трудового характера, заданий, требующих расчетов и дающих возможность расширить жизненный опыт студента.

1 Рыжкова, Н.Г. Непрерывная контрольно-оценочная деятельность как фактор повышения уровня математической подготовки студентов технического университета [Текст] / Н.Г. Рыжкова. – Екатеринбург, 2005. – 212 с.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Специалист по документационному обеспечению управления, архивист должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

Организация документационного обеспечения управления и функционирования организации.

ПК 1.1. Координировать работу организации (приемной руководителя), вести прием посетителей.

ПК 1.2. Осуществлять работу по подготовке и проведению совещаний, деловых встреч, приемов и презентаций.

ПК 1.3. Осуществлять подготовку деловых поездок руководителя и других сотрудников организации.

ПК 1.4. Организовывать рабочее место секретаря и руководителя.

ПК 1.5. Оформлять и регистрировать организационно-распорядительные документы, контролировать сроки их исполнения.

ПК 1.6. Обрабатывать входящие и исходящие документы, систематизировать их, составлять номенклатуру дел и формировать документы в дела.

ПК 1.7. Самостоятельно работать с документами, содержащими конфиденциальную информацию, в том числе с документами по личному составу.

ПК 1.8. Осуществлять телефонное обслуживание, принимать и передавать факсы.

ПК 1.9. Осуществлять подготовку дел к передаче на архивное хранение.

ПК 1.10. Составлять описи дел, осуществлять подготовку дел к передаче в архив организации, государственные и муниципальные архивы.

Организация архивной и справочно-информационной работы по документам организации.

ПК 2.1. Осуществлять экспертизу ценности документов в соответствии с действующими законодательными актами и нормативами.

ПК 2.2. Вести работу в системах электронного документооборота.

ПК 2.3. Разрабатывать и вести классификаторы, табели и др. справочники по документам организации.

ПК 2.4. Обеспечивать прием и рациональное размещение документов в архиве (в т.ч. документов по личному составу).

ПК 2.5. Обеспечивать учет и сохранность документов в архиве.

ПК 2.6. Организовывать использование архивных документов в научных, справочных и практических целях.

ПК 2.7. Осуществлять организационно-методическое руководство и контроль за работой архива организации и за организацией документов в делопроизводстве.

Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.


Подтвердит, что вы прошли курс, и станет дополнительным аргументом при устройстве на работу.


Мы поможем Вам в трудоустройстве

Базин Иван Николаевич

Базин Иван Николаевич

директор Университета профессионального образования

Опытные HR-специалисты отвечают на вопросы, подбирают лучшие вакансии, готовят к собеседованию и помогают каждому студенту получить работу мечты.

Документационное обеспечение управления и архивоведение

7

144

  • Актуальное техническое описание по компетенции.
  • Промежуточный контроль

Модуль 2. Требования охраны труда и техники безопасности

  • Требования охраны труда и техники безопасности
  • Специфичные требования охраны труда, техники безопасности и окружающей среды по компетенции
  • Промежуточный контроль

Модуль 3. Современные технологии в профессиональной сфере

  • Законодательные и нормативно-методические документы РФ в ДОУ и архивоведении
  • Современные профессиональные технологии в делопроизводстве и архивном деле.
  • Промежуточный контроль

Модуль 4.Подготовка текстового документа

  • Нормативные требования к оформлению текста документа на ПК
  • Документ и способы документирования на ПК.
  • Требования к оформлению организационно-распорядительных документов. Состав реквизитов.
  • Бланки. Виды и способы оформления
  • Организационно-правовые документы
  • Распорядительные документы
  • Информационно-справочные документы
  • Служебная переписка
  • Специальные системы документации
  • Промежуточный контроль

Модуль 5.Документационное обеспечение работы с персоналом

  • Нормативные документы в работе с кадрами. Защита персональных данных
  • Классификация кадровых документов. Унифицированные формы кадровых документов
  • Документирование кадровых операций: прием на работу
  • Документирование кадровых операций: перевод (постоянный, временный)
  • Документирование кадровых операций: отпуск
  • Документирование кадровых операций: командировка
  • Документирование кадровых операций: поощрение, дисциплинарные нарушения
  • Документирование кадровых операций: увольнение
  • Учетные документы в кадровой службе: Личная карточка формы Т-2
  • Трудовая книжка. Требования к оформлению, ведению, хранению
  • Промежуточный контроль

Модуль 6. Организация документооборота

Модуль 7. Обеспечение сохранности документов и дел

  • Нормативные документы, регулирующие обеспечение сохранности документов и дел в РФ.
  • Экспертиза ценности документов
  • Номенклатура дел. Формирование дел
  • Оформление дела для передачи в архив.
  • Оформление Акта о выделении документов и дел к уничтожению
  • Оформление описи дел для передачи в архив
  • Оформление архивной справки, архивной копии
  • Промежуточный контроль

Итоговая аттестация

Подробнее о специальности
Документационное обеспечение управления и архивоведение

Цели реализации программы

Содержание совершенствуемой или вновь формируемой компетенции:

  1. Составление и оформление организационно-распорядительной документации и текстовых документов
  2. Документационное обеспечение работы с персоналом
  3. Организация документооборота
  4. Экспертиза ценности и обеспечение сохранности документов и дел.

Медицинские ограничения регламентированы Перечнем медицинских противопоказаний Минздрава России.

Требования к результатам освоения программы

В результате освоения дополнительной профессиональной программы у слушателя должны быть сформированы компетенции, в соответствии с блоком Чему вы научитетесь

Читайте также: