Усиление разногласий между церковной и светской властью краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Реформа патриарха Никона и Раскол

История 7 класс 29.04.19

Цели и задачи: познакомить с положением Русской православной церкви после Смутного времени; объяснять причины церковной реформы; характеризовать социальную базу и значение Раскола.

Планируемые результаты: предметные: давать определения понятий: протопоп, Раскол, старообрядчество ; анализировать позицию Русской православной церкви в XVII в.; описывать последствия церковной реформы, оценивать ее достоинства и недостатки; характеризовать позицию протопопа Аввакума и патриарха Никона; объяснять, почему в XVII в. светской власти удалось занять первенствующее положение по отношению к церковной; описывать основные идеи старообрядцев; изучать а систематизировать информацию из различных исторических источников; метапредметные УУД 1) коммуникативные: формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 2) регулятивные: работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; 3) познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы; личностные УУД : формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России; Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах.

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

1.Мотивационно-целевой этап

Перед вами одна из самых знатных женщин Москвы XVII в. боярыня Морозова. Здесь мы видим ее не в богатых одежах и парадных санях, художник изобразил ее закованной в цепи в сопровождении стражи; с гневом обращается она к собравшимся. Единственный, кто открыто осмеливается поддержать боярыню, — юродивый, сидящий в лохмотьях прямо на снегу.

В толпе одни откровенно плачут, другие смеются и ликуют. Судьба этой женщины будет страшной - посаженная в земляную тюрьму, она умрет мучительной смертью. Связана картина с драматическим эпизодом нашей истории - Расколом церкви.

Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

План урока

Реформа патриарха Никона.

Усиление разногласий между церковной и светской властью

Церковный собор 1666-1667 гг.

Протопоп Аввакум. Протесты старообрядцев.

Проблемный вопрос

Можно ли считать старообрядцев еретиками?

2.Работа по теме урока

1. Реформа патриарха Никона

В середине XVII столетия обострились противоречия в церковной жизни. Стало ясно, что в русских церковных книгах, переписывавшихся от руки из века в век, имеется много описок и искажений текста в сравнении с оригиналами. Немало сомнений вызывал и обычай многоголосия во время церковной службы (когда и священник, и дьякон, и сами верующие молились одновременно, порой используя разные молитвы), крещение двумя пальцами и др.

Со вступлением на царский престол Алексея Михайловича большое значение в церковных делах получил духовник царя, протопоп московского Благовещенского собора Стефан Вонифатьев. Стефан Вонифатьев тесно сблизился с известным ревнителем благочестия и просвещения постельничим Федором Ртищевым. Оба обратили внимание на пороки, господствовавшие тогда в самом духовенстве, беспорядки в церковной жизни, решились изыскать средства возвысить религиозно-нравственную жизнь и уничтожить церковные беспорядки.

К Ртищеву и Вонифатьеву примкнул новгородский митрополит Никон. Они образовали кружок ревнителей благочестия, в который входили представители белого духовенства, известные своей строгой жизнью, неуклонным исполнением церковных правил и готовностью к энергичной борьбе с общественными пороками.

Для осуществления этих задач члены кружка готовили церковную реформу. Но у них не было единства в вопросе о том, какие нормы взять за основу богослужебной практики: константинопольские или московские.

После смерти патриарха Иосифа главой церкви (по предложению Алексея Михайловича) был избран новгородский митрополит Никон.

В 1653—1655 гг. была проведена церковная реформа. Согласно ей вводились крещение тремя пальцами, поясные поклоны вместо земных, исправлялись по греческим образцам иконы и церковные книги.

Эти изменения вызвали протест широких слоёв населения. К тому же начавшуюся войну с Речью Посполитой, связанные с ней жертвы и утраты простые люди расценили как Божью кару за нарушение церковных традиций.

Вопросы к классу

Как началась церковная реформа?

Каковы ее причины?

Запись в тетради

Причины проведения церковной реформы:

2)попытки усиления влияния церкви на государство;

3)ошибки и искажения в церковной литературе в связи с рукописным характером книг.

Работая с п. 2 § 24 учебника и дополнительным материалом, охарактеризуйте личность патриарха Никона.

Патриарх Никон, один из самых крупных, могучих деятелей русской истории, родился в мае 1605 года, в селе Вельеманове, близ Нижнего Новгорода, от крестьянина, именем Мины, и наречен в крещении Никитою.

Когда мальчик подрос, отец отдал его учиться грамоте. Книги увлекли Никиту. Выучившись читать, он захотел изведать всю мудрость божественного писания, которое, по тогдашнему строю понятий, было важнейшим предметом, привлекавшим любознательную натуру. Он взял из дома отца несколько денег, удалился в монастырь Макария Желтонодского, нашел какого-то ученого старца и прилежно занялся чтением священных книг.

Будучи новгородским митрополитом, Никон начал совершать богослужение с большею точностью, правильностью и торжественностью. Несмотря на наружную набожность, в те времена, по старому заведенному обычаю, богослужение отправлялось нелепо: боялись греха пропустить что-нибудь, но для скорости, разом читали и пели разное, так что слушающим ничего нельзя было понять. Никон старался прекратить этот обычай, но его распоряжения не нравились ни духовным, ни мирянам, потому что через это удлинялось богослужение, а многие русские того века хотя и считали необходимостью бывать в церкви, но не любили оставаться там долго. Для благочиния Никон заимствовал киевское пение, да еще, кроме того, ввел в богослужение пение на греческом языке пополам со славянским. Каждую зиму езжал митрополит из Новгорода в Москву со своими певчими, и царь был в восторге, услышавши это пение, но многим - и в том числе патриарху Иосифу — не понравились эти нововведения.

У Никона благочестие не шло далеко за пределы обрядности, буква богослужения приводит к спасению; следовательно, необходимо, чтобы эта буква была выражена как можно правильнее. Но горячо любя и уважая церковь, Никон заботился не только о приведении внешней ее стороны в надлежащее состояние; нужно было, чтобы и власть, которая наблюдала над церковью, была высоко поставлена. Задачею Никона было правильное однообразие церковной практики. Из этой задачи прямо истекала потребность и единой церковной власти, а эту власть находил он в себе, в своем патриаршем сане; и вот Никон, ревностно взявшись за дело достижения единообразия в церковной обрядности, логически должен был сделаться борцом за независимость и верховность своей патриаршей власти.

(Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей

(Проверка выполнения задания.)

Никон занялся исправлением не только книг, но и обрядов.

(Учитель демонстрирует таблицу.)

Изменение обрядов в результате церковной реформы 1653-1655 гг.

2.Усиление разногласий между церковной и светской властью

Получив огромную власть над верующими, Никон вскоре выступил с идеей первенства церковной власти над царской и, по существу, предложил Алексею Михайловичу разделить с ним власть по примеру царя Михаила Фёдоровича и патриарха Филарета.

Однако царь не пожелал ни с кем делить свою власть. Он перестал ходить на патриаршие богослужения в Успенском соборе, приглашать Никона на государственные приёмы. Это было серьёзным ударом по самолюбию патриарха. Во время одной из проповедей в Успенском соборе Никон заявил о сложении с себя патриарших полномочий и удалился в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Там Никон стал ждать, что царь раскается и будет просить его вернуться в Москву. Однако Алексей Михайлович поступил совсем иначе. Он стал готовить церковный суд над Никоном, для чего пригласил в Москву православных патриархов из других стран.

При ответе вспомните характерные черты Никона и причины раскола.

(Ученики высказывают свои предположения, учитель фиксирует их на доске. Затем при консультативной помощи учителя определяются основные причины конфликта между Никоном и царем.)

Никон утверждал, что священство выше царства, поскольку представляет Бога, а светская власть даруется Богом. Он активно вмешивался в светские дела.

3.Церковный собор 1666—1667 гг.

В 1666 г. в Москве состоялся Церковный собор. Собор поддержал позицию царя и лишил Никона патриаршего сана. Никон был заключен в монастырскую тюрьму, где умер в 1681 г.

Работая с п. 4 § 24 учебника, предположите, почему Церковный собор осудил Никона, но поддержал его реформу.

(Ученики высказывают свои предположения.)

Одновременно собор поддержал церковную реформу и предал проклятию всех её противников (которые стали именоваться старообрядцами). Участники собора постановили передать лидеров старообрядцев в руки светских властей. По Соборному уложению 1649 г. им грозила смерть на костре. Реформа патриарха Никона и собор 1666—1667 гг. положили начало расколу в Русской православной церкви.

4. Протопоп Аввакум. Протесты старообрядцев

Выдающимся руководителем старообрядцев был протопоп Аввакум (Аввакум Петров) (1620—1682). С юных лет посвятив себя церкви, он был активным сторонником и проповедником благочестивого образа жизни. Не которое время Аввакум входил в число членов кружка ревнителей благочестия. Его участники стремились к исправлению церковной и светской жизни в России путём утверждения благочестия на основе строгого следования церковным уставам и постановлениям Стоглавого собора 1551 г. Именно там он познакомился с поддерживавшим кружок царём Алексеем Михайловичем.

О царю Алексее! Покажу ли ти путь к покаянию и исправлению твоему. Ей, тебе истинну говорю, — время покаятися.

Ты ведь, Михайлович, русак, а не грек. Говори своим природным языком; не уничижай ево и в церкви, и в дому, и в пословицах. Как нас Христос научил, так и подобает говорить. Еретиков никониян токмо любишь, а нас, православных християн, мучишь, правду о церкве Божий глаголющих ти. Перестань-ко ты нас мучить тово! Возьми еретиков тех, погубивших душу твою, и пережги их, скверных собак.

Как Аввакум оценивает суть реформы Никона? Объясните позицию Аввакума.

Какие слова из этого отрывка вы одобряете, а какие нет?

Фрагмент исторического источника

И прочих наших на Москве жарили да пекли. Иных поборников церковных многое множество погублено, их же число Бог изочтет. Чудо, как то в познание не хотят прийти: огнем, да кнутом, да виселицею хот. веру утвердить! Которые-то апостолы научили так? — не знаю.

Мой Христос не приказал нашим апостолам так учить. Огнем, кнутом, да виселицею хотят в веру приводить. Волею зовет Христос, а не приказал апостолам непокоряющихся огнем жечь и на виселица вешать.

Ну-тка, правоверные, станьте среди Москвы, перекреститесь знамением Спасителя нашего Христа! Бог благословит: мучься за сложение перст, не рассуждай много! А я с тобой за это умереть готов.

Вопросы по тексту

К какому виду источников относится этот документ? (Жития.)

Вывод. Никон боролся с новшествами, но именно его реформы часть верующего народа воспринимала как новшества, посягавшие на веру.

Разнообразными были и формы протеста: от самосожжения и голодной смерти, отказа признавать никоновскую реформу, уклонения от повинностей и неподчинения властям до вооружённого сопротивления царским воеводам.

Раскольники запирались в церквях и сжигали себя заживо. Только за 20 лет (1675—1695) в массовых самосожжениях погибло до 20 тыс. старообрядцев.

Крупнейшим вооружённым выступлением борцов за старую веру было Соловецкое восстание 1668—1676 гг.

Среди старообрядцев были представители всех слоев населения - от крестьян до бояр.

(Учитель демонстрирует таблицу.)

Боярыня Морозова - легендарная личность. У одних она вызывает уважение своей стойкостью и верностью принятой вере, для других она обычная фанатичка.

Феодосия Прокопьевна Морозова родилась 21 мая 1632 г. в Москве, ее отец — окольничий Соковнин Прокопий Федорович — состоял в родственных связях с первой женой царя Алексея Михайловича, Марией Ильиничной. В 17 лет Феодосия вышла замуж за царского спальника боярина Глеба Ивановича Морозова.

Феодосия Прокопьевна обладала большим влиянием, была приближенной царя. Ее богатству можно было только позавидовать: боярыня имела несколько усадеб, 8 тыс. крепостных. После замужества она поселилась в селе Зюзино и обустроила свой дом по западному образцу. Во время поездок боярыню сопровождали около 100 слуг.

Феодосия Морозова являлась ярой сторонницей старой веры. В ее доме часто собирались старообрядцы, чтобы помолиться по древнерусским канонам. Боярыня тесно общалась с протопопом Аввакумом. После пострига у старообрядцев она получила новое имя — Феодора.

Царь пытался воздействовать на строптивую боярыню, подсылал к ней ее родственников, чтобы они убедили женщину принять новую веру, но все было тщетно. Вечером 16 ноября 1671 г. к Морозовой пришел архимандрит Иоаким с думным дьяком Илларионом. В доме была и сестра боярыни княгиня Урусова. После допроса женщин заковали в кандалы, оставив под домашним арестом. Через два дня Морозову перевезли сначала в Чудов, а потом в Псково-Печерский монастырь.

После заточения боярыни скончался ее единственный сын Иван, двоих братьев сослали, а все имущество перешло в царскую казну. Боярыня Морозова, княгиня Урусова в конце 1674 г. были переведены в Ямской двор. Пытками на дыбе женщин пытались убедить принять новую веру и отказаться от своих убеждений, но те были непоколебимы.

Алексей Михайлович приказал сестер Евдокию и Феодосию сослать в Пафнутьево-Боровский монастырь и заточить в земляную тюрьму.

В июне 1675 г в срубе были сожжены 14 слуг боярыни, поддерживавших старую веру. 11 сентября 1675 г. от голода скончалась княгиня Урусова. Морозова тоже предвидела свою скорую кончину. Незадолго до смерти она попросила стражников постирать в реке рубаху, чтобы умереть в чистой одежде. От полного истощения Феодосия скончалась 2 ноября 1675 г.

Соловецкое восстание

Несмотря на круглосуточную осаду, правительственным войскам так и не удалось проникнуть за стены монастыря. В январе 1677 г. мятежников покинул чернец Феоктист, который сообщил царским войскам, как можно незаметно пройти внутрь монастыря. Ночью 1 февраля 50 стрельцов пробрались сквозь небольшое тайное отверстие (окошко для ношения воды) в сушильную комнату монастыря. Затем солдаты открыли ворота и впустили остальную часть войск. Правительство казнило около 30 мятежников, остальные же монахи были отправлены в тюрьмы.

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия

Русская православная церковь оказалась вовлечена в политическую борьбу времён Смуты. После неё положение церкви в государстве укрепилось, значительный вклад в церковные и государственные дела внёс патриарх Филарет. К середине XVII в. сложились условия для церковной реформы, которую провёл патриарх Никон. Реформа изменила обрядовую сторону православия, но стала причиной раскола верующих на никониан и старообрядцев. Борьба раскольников за старую веру стала одной из форм протеста народа против гнёта властей

— Можно ли говорить о Расколе как об общественном движении?

Домашнее задание

2. В чём заключались причины церковной реформы? Как вы думаете, почему её проведение пришлось именно на середину XVII в.? 3. Почему разгорелся конфликт между царём Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном? 4. Как вы понимаете сущность и значение церковного раскола? 5. Выскажите своё мнение о протопопе Аввакуме.

С помощью дополнительной литературы и Интернета соберите материал о старообрядцах. Определите основные идеи старообрядчества. Выясните, существует ли старообрядчество в наши дни.

5.Как вы думаете, почему в XVII в. в России светской власти удалось занять первенствующее положение по отношению к церковной?

Новые понятия:

Раскол — движение, возникшее в середине XVII в. в Русской православной церкви. Объединило часть верующих, не признавших церковных реформ патриарха Никона.

Старообрядчество — совокупность религиозных течений и организаций, направленных против церковных реформ патриарха Никона.

Причинами разногласий между церквой и властью были в том, что:

1) церковь считала, что Библия должна стоять выше законов и других сфер жизни;

2) стандартом для всего должна быть Библия, а не демократических опыт разных государств;

3) церковь провозносила моральные принципы, а не материальное состояние.

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Разногласия в том что они есть. А их вообще не должно быть. Как раньше при монархии. Как только мир стал проповедовать материализм появились разногласия.

Светская власть основывается на правах и свободах каждого человека.
Церковная власть основывается на религии. То есть люди не принадлижашие религи не приндлежат государству. Свободы в таком государстве нету. Люди должны праповедовать именно эту религию. Как то так.

Причина разногласий между церковной и светской властью в том, что
1) церковная власть рассматривает верховенство Бога и Библии в жизни, законодательстве, принципах морали, а светская власть - в демократии (власть народа).

2) церковь - считает стандартом всего Библию - Священное Слово от Бога, а светская власть - пишет законы на основании опыта развитых стран.

3) церковь считает главным духовное - вечная жизнь через веру в Иисуса Христа и спасение души от ада, а светская власть считает главным материальное (ищет выгоду для страны)

Одним словом, Иисус сказал: "Ищите предже всего Царство Божье и все остальное приложится Вам". Церковная власть ищет Царства Божьего, а светская власть - всего остального.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Так, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?!

Предположительные ответы: боярыня Морозова находится в центре картины, она разделяет две стороны, противоположных по состоянию души людей. Одни веселые, другие – грустные. Подвести разговор к мысли о Расколе русской православной церкви. О противостоянии двух религиозных направлений.

Зная тему урока, давайте, попытаемся выявить цель и задачи к нашему уроку.

Задача: выяснить, каковы были причины и последствия церковного раскола.

Для составления задач к нашей цели нам помогут слова-подсказки:

сформировать

охарактеризовать

Итак, что мы можем сформировать? (понятие, что такое церковный раскол)

Проследить: (взаимоотношение светской и религиозной властей)

Охарактеризовать: (состояние русской православной церкви после событий Смутного времени; охарактеризовать мнения противодействующих сторон – основных деятелей раскола)

Определить: (последствия церковных реформ патриарха Никона, результат раскола)

Церковь после Смуты

Реформы патриарха Никона

Усиление разногласий между церковной и светской властью.

Церковный собор 1666-1667 гг.

Открываем параграф 24. Начинаем изучать.

Церковь после Смуты

Во время Смуты некоторые представители священнослужителей поддерживали самозванцев (католики). Но всё-таки большая часть духовенства осталась верна Родине.

На Церковном соборе 1619 года новым патриархом Московским и всея Руси был избран Филарет (Фёдор Никитич Романов). При нём значительно укрепилось положение церкви в государстве. Являясь отцом царя, Филарет стал соправителем Михаила Фёдоровича. Благодаря Филарету укрепились авторитет и власть царя Михаила Фёдоровича.

Но в то же время многие сложные церковные вопросы так и остались нерешёнными. Не смогли с ними разобраться и преемники Филарета — патриархи Иосаф I и Иосиф.

К середине XVII века разногласия в церковной жизни всё более усиливались.

Вызывали вопросы русские церковные книги. На протяжении многих веков они переписывались от руки. В итоге они мало соответствовали оригиналу и содержали много описок и искажений текста. Обряды, которые использовались во время церковных служб, тоже начали вызывать сомнения.

Реформы патриарха Никона

Самостоятельно читаем пункт 2 Реформа патриарха Никона. И узнаем, какие реформы провел этот деятель.

В 1652 году главой церкви был избран новгородский митрополит Никон. В 1653—1655 годах им была проведена церковная реформа.

В соответствии с этой реформой крещение двумя пальцами заменялось на крещение тремя пальцами, на смену земным поклонам вводились поясные, церковные книги и иконы исправлялись по греческим образцам. Однако широкие слои населения были не согласны с такими переменами.

В 1654 году был созван Церковный собор. Его участники приняли реформу, но предложили привести действующие обряды в соответствие не только с греческой, но и с русской традицией.

Усиление разногласий между церковной и светской властью.

Вскоре после реформ Никон ощутил свою значимость в деятельности государства, обратился к Алексею Михайловичу с предложением разделить с ним управление государством. Однако Алексей Михайлович не пожелал ни с кем делить свою власть. Отношения между царём и патриархом разладились.

Церковный собор 1666-1667 гг.

В 1666 году был созван Церковный собор, чтобы провести суд над Никоном.

На суде Алексей Михайлович дал понять, кто всё-таки является главой государства.

Участники собора высказались в поддержку царя и осудили Никона. Он был лишён сана патриарха и отправлен в монастырь на вечное заточение.

Реформа патриарха Никона и Собор 1666−1667 годов положили начало расколу в Русской православной церкви.

Протопоп Аввакум

Самым видным деятелем старообрядцев был протопоп Аввакум (Аввакум Петров). Аввакум считал, что за основу православной веры следует брать русские первоисточники, поэтому он отвергал реформы патриарха Никона.

Протесты старообрядцев.

После церковного раскола впервые в истории России по стране прокатились массовые религиозные выступления. Они продолжались вплоть до конца XVII века.

Среди приверженцев старых традиций и обрядов были представители различных слоёв населения. Протест старообрядцев принимал различные формы: самосожжение, голодная смерть, уклонение от повинностей, неподчинение властям, вооружённое сопротивление царским воеводам.

Самыми крупными вооружёнными выступлениями старообрядцев были Соловецкое восстание 1668−1676 годов, движение раскольников во время Московского восстания 1682 года, выступление на Дону в 1670—1680-х годах.

Последним событием царствования Алексея Михайловича стало жестокое подавление его воеводами Соловецкого восстания.

Борьба раскольников за старую веру стала одной из форм сопротивления народа против притеснения властей.

Подведем итоги

После Смуты положение русской православной церкви в государстве укрепилось;

Значительный вклад в церковные и государственные дела внес патриарх Филарет;

К середине XVII в. сложились условия для церковной реформы, которую провел патриарх Никон;

Реформа изменила обрядную сторону православия, но стала причиной раскола верующих на сторонников Никона и старообрядцев;

Борьба раскольников за старую веру стала одной из форм борьбы народа против гнета властей.

Задания на дом

Параграф 24.

«Почему реформы патриарха Никона привели к расколу Русской православной церкви?

Читайте также: