Конкурс экологических сказок в начальной школе

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: способствовать воспитанию любви к природе.

- углубить и расширить экологические знания;

- продолжить работу по формированию экологических навыков и умений;

- развивать познавательную, творческую, общественную активность в ходе экологической деятельности;

- воспитывать чувство бережного отношения к природе.

Оборудование: бумажные листья деревьев, иллюстрации для разгадывания, картинки животных, листы А4 для рисования, карандаши, фломастеры.

Ход деятельности

I. Организационный момент

1. Словно вихрь летит, спасаясь,
От врагов, пугливый. (заяц)
2. Вместо шерсти иглы сплошь.
Враг мышей – колючий. (еж)
3. Нору день и ночь копает,
Вовсе солнышка не знает.
Кто найдет длинный ход,
Сразу скажет – это. (крот)
4. Среди зверей слывет царем.
Его зовут бесстрашным. (львом)
5. Возле дуба острым рылом
Деловито землю рыл он.
Видно, желуди искал.
Я пугать его не стал.
Не стал пугать его Полкан.
Очень грозен был. (кабан)
6. Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза спрятав нос.(медведь)
7. На овчарку он похож,
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (волк)
8. Посмотрите –ка какая-
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой. (лиса)
9. В темном уголке живет,
Шелковую нить плетет.
Он тайком сюда забрался.
Строить новый дом собрался.(паук)
10. В сосне дупло,
В дупле тепло.
А кто в дупле
живет в тепле.(белка)

а спину противника, увидеть и разглядеть, что нарисовано на картинке. (проводится игра)
Молодцы, ребята! Обитателей лесных я смотрю, вы хорошо знаете. Только я хочу еще проверить, знаете ли вы птиц?

Загадки про птиц.

А сейчас мы с Вами попадем в мир животных. Я показываю картинку, а Вы изображаете животного.

Ребята по листку должны определить, какое это дерево.

Ребята, а вы знаете скороговорки про птиц? А я знаю и другие скороговорки. Сейчас я вам раздам скороговорки (работа в парах), а вы через 5 минут все вместе проговорите ее:
1.Дятел дуб долбил, да не додолбил.
2.Проворонила ворона вороненка.
Молодцы, ребята! Сейчас я вам буду задавать вопросы, а вы будете отвечать.

( работа в группах)
1.Представьте себе, что вы в лесу увидели не погасший костер. Что вы будете делать и почему?
2.Вы гуляете по парку и увидели, что маленький птенец выпал из гнезда. Ваши действия?
3.Если, гуляя в лесу, вы увидели, что кто-то оставил много мусора, что вы можете сделать?
4.В лесу вы увидели развороченный муравейник. Ваши действия?
Вы хорошо справились с задание, нашли правильные выходы из всех ситуаций.

"Конкурс художников"

Правила поведения в лесу:

-Не ломать ветки деревьев.
-Не повреждать кору деревьев.
-Не сбивать ногами несъедобные грибы – они нужны лесу.
-Не разорять муравейники.
-Не шуметь в лесу.
-Не разорять гнезда птиц.
-Не ловить диких животных и не уносить их домой.
-Не убивать лягушек, змей и жаб – они полезны.
-Не ловить красивых насекомых.
-Нельзя рвать паутину и уничтожать пауков.
-Не оставлять после себя мусор.
Теперь вы знаете, как нужно себя вести в лесу.

Наша планета, Земля, добра к нам, поит нас, кормит и дает нам возможность дышать, радоваться и просто двигаться, но если мы не будем беречь свою планету, уничтожать цветы, насекомых, птиц и зверей, то нарушится экологическое равновесие в природе.

Знают все взрослые, знают все дети,
Что вместе с нами живут на планете…

Лев и журавль, попугай и лисица,
Волк и медведь, стрекоза и куница.

Белые рощи, лесные дубравы,
Реки, речушки, деревья и травы!

Синее море, лесной ручеек

Все доверяют тебе, человек!

Ты самый умный, а значит, в ответе
За все живое, что есть на планете.

Много жалоб накопилось
У природы на людей.
Воды речек замутились,
Пересох в лесу ручей.

Стали чахнуть липы, клёны
На обочинах дорог.
Чистый воздух загрязняет,
Фабрик и заводов смок.

В море гибнут кит и рыба,
Загрязняется Байкал,
И становится всё мельче,
Море дивное Арал.

Дерево, трава, цветок и птица,
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

За столом сидит Маша и недовольно говорит сама с собой: «Опять по окружающему миру столько задано! Экология, экология, зачем мне эта экология!(начинает снова) Экология-наука, изучающая…(зевает),ой, не могу больше! (ложится на парте, засыпает)

Просыпается, встает, оглядывается по сторонам, разводит руками. Где это я?

Звучит легкая музыка ( пение птиц, журчание ручья). Девочка, любуется цветочками, собирает ягоды в корзинку, разговаривает с природой.

Девочка: Здравствуйте, полевые цветочки, резные лепесточки, как поживаете? Молчите? ( к деревьям ). Здравствуйте, великаны лесные, как живете – можете? И вы молчите? ( к речке ). Здравствуй, речка быстрая, куда свой путь держишь? Не отвечаете? Эх, вы! Вот если б я умела понимать язык природы!

Появляется Старичок – Лесовичок

Лесовичок: Что ты сказала?

Девочка: Кто здесь?

Лесовичок: Я, Лесовичок, житель этого леса, ну и владелец, по совмес-тительству. А что ты говорила про язык природы?

Девочка: Я, Лесовичок, разговаривала с обитателями леса: с цветочками, деревьями, с речкой. Говорю с ними, спрашиваю, а в ответ – ни слова. Вот я и подумала, что если б знать язык природы, как-то интереснее было бы и мне, и всем остальным.

Лесовичок: Ай – яй- яй, моя родная. Если б знала ты язык этот, извела бы тебя кручинушка, все бы слезы выплакали глазоньки.

Девочка: Да что вы такое говорите, Старичок – Лесовичок?! К чему слезы лить, к чему печалиться? Посмотрите, красота – то какая кругом!

Лесовичок: Эх, милая, многого ты не знаешь. Не все так, как кажется. Впрочем, если хочешь, сама все сможешь увидеть и услышать.

Девочка: Конечно ,хочу!

Лесовичок: Погоди радоваться. Пройдись по тропам нашим лесным, по берегам крутым, послушай, что тебе народ лесной молвит.

Это что еще за чудо, или кажется мне? Кто ты?

Я колобок, румяный бок, по дорожкам скок да скок.

От бабы, с дедом убежал

В лес по делу поспевал.

Вот какой я ловкий, смелый

И сейчас примусь за дело.

Расскажу- ка сказку я

Ну, конечно, про меня.

Выбегает девочка, очень торопится слышит звук бегущей реки. Девочка имитирует движения, будто переходит речку по бревну. Нак-лоняется, чтобы попить воды. Появляется речка.

Речка: Не пей мою воду, девочка.

Речка: Я – Речка, обычная маленькая Речка.

Девочка: А почему вы не разрешаете мне попить? Понимаете, я долго бежала.

Речка: ( перебивает девочку ). Нет в моих водах прежней чистоты и зеркальности, поэтому и не советую пробовать.

Девочка: А что случилось? Куда ж делась чистота? Исчезла сама по себе?

Речка: Раньше я была вкусна и чиста, точно источник, путников усталых поила. Но забыли люди про мои заслуги. Посмотри на берега мои, травы зеленой не видать, мусор один. Что человеку не нужно, все в меня бросает. И лес вдоль берегов моих повырубили, так что с каждым годом я мелею и грязнею. Боюсь, высохну совсем или превращусь в грязное непроходимое болото.

Девочка: Да что же такое происходит? Что ж мы, люди, делаем?!

Звук сильного ветра. На сцене сидит Матушка – Земля. Бежит Девочка, вдруг резко останавливается, оглядывается, принюхивается.

Девочка: Не могу понять, где я? Чернота кругом да гарь, будто пожар был.

Земля: Ты права, милая девочка. Это раньше здесь луг был, а сейчас лишь черный пепел, что от осенней травы остался. Все сгорело.

Девочка: Неужели опять люди?

Земля: Детишки малые с огнем играли и траву подпалили. Трава сухая, полыхнула красным пламенем, до сих пор горит.

Девочка: Землюшка, милая, потерпи немного, я ведерко принесу, водой тебя полью, отродится травушка твоя.

Земля: На месте пожарища трава года не растет. Видно, судьба у меня такая.

Девочка ( плачет): Да что же это такое? Что ж мы, люди, делаем? Речка, лес, земля – за что, за что им все это? Я такой не буду! Вы слышите? Я всем расскажу, что в лесу происходит, и про речку, и про Землю – Матушку. Я что – нибудь придумаю, я обещаю!

На сцене появляется Старичок – Лесовичок

Лесовичок: Одна ты ничего не сможешь сделать, родная моя, поверь мне.

Надо бы до душ человеческих достучаться, вот тогда, возможно что – то и изменится

Девочка: А что же мне делать? Как помочь? Я знаю! Я приведу сюда своих друзей, и мы вместе наведем здесь прядок.


Вступительное слово педагога




Педагог:
- А сейчас, у нас сказочная физкультминутка.
Команды получают текст стихотворения и самостоятельно в течение 5 минут придумывают к нему движения. Затем, поочередно, проводят свою физкультминутку с болельщиками.
Пример
В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.)
Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)
В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)
Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.)
Нос крючком, (Показывают пальчиком.)
Глаза большие, (Широко открывают глаза.)
Словно угольки горят. (Смотрят налево, а потом на право.)
Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)
Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)

























Леса, луга, реки, озера - это наш общий дом, а животные и растения - наши соседи на планете Земля. Надо жить в мире и согласии со своими соседями. Экология учит, как можно использовать природу, не нанося ей ущерба. Много-много лет люди брали у природы все, что хотели, не задумываясь о последствиях. Поэтому природе сейчас нелегко: исчезло немало разных видов животных и растений, а другие именно сейчас находятся на грани вымирания. Вместо лесов появились пустыни, высохли озера и реки, и даже целое море - Аральское. Поэтому каждый человек, от детей до взрослых, должен делать все, чтобы сберечь наш мир. А это значит:
- не мусорить;
- не рвать дикорастущие цветы;
- не ломать деревья;
- не приносить домой диких животных;
- не загрязнять водоемы;
- правильно собирать грибы и ягоды;
- не жечь в лесу костры
и многое другое.
(Поздравление победителей викторины)
У Бориса Заходера есть замечательные стихи, которыми мы подведем итог нашему мероприятию.


Все-Все,
Все на свете,
На свете нужны,
И мошки
Не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников, -
Злых и свирепых.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд -
Кто делает мед
И кто делает яд!
Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки!
И, если мы с кем-то
Не очень дружны,
Мы все-таки ОЧЕНЬ
Друг другу нужны!
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется!
Все-Все,
Все на свете,
На свете нужны,
И это все дети
Запомнить должны!

Приложение

(транслит к презентации)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экологические сказки о взаимосвязи ( "невидимых нитях") живой и неживой природы. Работы удостоены диплома 3 степени (муниципальный этап).

Одна только Лиса не обрадовалась Ручейку, потому что замочила в нём свой хвост. Вредная Лиса взяла и перекрыла дорожку, по которой бежал Ручеёк старой толстой корягой. Разбежался Ручеёк, хотел перепрыгнуть – не смог. Остановился – что делать?

Спешат к Ручейку муравьи, улитки, ежи, барсуки – все, кому он дал воду. Подцепил Лось корягу своим ветвистыми рогами и отшвырнул в сторону. С новыми силами Ручеёк понёс свои воды всё дальше и дальше. А Лиса, поджав хвост, убежала в лесную чащу.


Лев и журавль, попугай и лисица.

2-й ребёнок:

Волк и медведь, стрекоза и куница.

3-й ребёнок:

Белые рощи, лесные дубравы,
Реки, речушки, деревья и травы!

4-й ребёнок:

Синее море, лесной ручеёк,
Все доверяют тебе, человек!

5-й ребёнок:

Ты - самый умный, а значит, в ответе
За всё живое, что есть на планете!

1-й скоморох

Собирайтесь, добры люди!
Представление здесь будет!

2-й скоморох

Здравствуйте, гости дорогие!
Да и вы, хозяева родные!

1-й скоморох

2-й скоморох

1-й скоморох

2-й скоморох

1-й скоморох

Слушай сказку для души
Три рубля сейчас гроши!

2-й скоморох

1-й скоморох

2-й скоморох

1-й скоморох

2-й скоморох

Рассказала мне бабуля как-то сказку
Может, это быль,
А, может, нет,
До сих пор это секрет.

1-й скоморох

Расскажи как это было,
Мы послушаем рассказ.

2-й скоморох

Выходит ДЕД

Появляется старуха

ДЕД

Остудить теперь нужда.
А хорош-то! А пригож!
Так и съел бы!

Старуха

Дед перекатывает колобок в руках, но тот падает на пол и катится.

Дед

Вот безрукий! Непутевый!
Стой! Куда ты? Погоди!

Старуха

Дед

Ой, лови его, лови!
Бесполезно! Не догоним!
Силы, мать уже не те..
Что допрыгался, чертяка!
Говорила ведь не трожь!

Дед

Что же делать? Можь вернется?
Погуляет и придет.

Старуха

Нет, старик, он не вернется.
Посмотри как он хорош!

Дед

Ладно, бабка, не горюй!
Да не плачь ты, ради бога.
О-хо-хо, пойдем домой.

На сцену выбегают скоморохи

1-й скоморох

Плачет баба. Плачет дед
Колобка и следа нет.

2-й скоморох

Покатился по дорожке,
Не догонят резвы ножки.

1-й скоморох

Покатился без оглядки -
Засверкали только пятки -
Через поле и лесок
Наш румяный колобок.

Декорация - лес

2-й скоморох

Не скоро сказка сказывается, а скоро главное случается

Выходит заяц с перебинтованной головой и лапами, за ним тащится мусор, застрявыший на лапах.Садится на пенек, убирает с лап мусор.

Заяц

Ох-ох-ох. Не дай Бог!
Что за запах аппетитный?
Колобок? Так поедим!
Стой! Ни с места!
Ох- ох- ох.

Колобок

Ты чего это косой?
И побитый и хромой…

Заяц

Попрошу не обзываться!
А косой ты знаешь кто?

Колобок

Заяц

Нет не ты!
Есть кругляш у нас такие
Кто вчера тут отдыхал,
А потом бутылками пустыми
по кустам, прицелившись, стрелял..
А я как раз под кустиком лежал.
Ну… культурно отдыхал

Колобок

Заяц

Мусор, грязь. Осколки. Банки
Целлофан, бумага, склянки.
Это надо же придумать!
Это разве ж были люди?!
Ведь поранятся зверята,
Несмышленые ребята.
Ты кати-ка дальше, друг.
Всех предупреди вокруг.

1-й скоморох

Покатился без оглядки
Наш румяный колобок,
А навстречу ему …Волк…

Колобок

Здравствуй, Серый! Аль не рад?
Еле ты волочишь ноги.
Довели тебя тревоги?

Волк

Это верно, Колобок,
Круглый и румяный бок,
Был я резвым и веселым
Никогда не был голодным.
Добывал я пищу сам,
Быстро бегал по лесам,
А потом связался с ним!

Колобок

Волк

Да барана я стащил…
А барашек тот гулял по полям и по лугам.
А траву на тех полях поливают с самолета,
Обрабатывают что-то,
Гербициды, пестициды,
В общем, химия одна.

Колобок

Волк

Колобок

Ты лечись, Волк, поскорее!
Впредь же будешь ты умнее.
На поляне аккуратней
Там бутылки, банки. Склянки…
Себе лапы не порежь!

Волк

Вот спасибо, круглый бок,
Ну, катись и будь здоров!

Колобок

И тебе здоровья тоже!
Что творится - то! О, Боже!

2-й скоморох

Покатился Колобок,
Волку он уже помог-
Помогать не стыдно ведь…
Глядь, сюда идет Медведь.

Колобок

Здравствуй, Миша-генерал!
Тоже что ли захворал?

Медведь

Здравствуй, Здравствуй, Колобок!
Круглый и румяный бок!
Я, друг мой, не заболел.
Я в своем родном лесу
Чуть живьем, брат, не сгорел!!

Колобок

Как же Миша, так случилось?
Правила-то надо знать,
Что в лесу нельзя медведям
Ведь со спичками играть!

Медведь

Да не я! Я что же, глупый?
Чтобы спичками шалить?
Шел грибник, окурок бросил -
Ума нет, чтоб потушить!
Вспыхнул лес, трещал валежник!
Еле ноги я унес…
А хотел берлогу строить…
Да с бедою не поспорить.
Птичек жалко, белок жалко. А ежата…
Вот беда!!

Колобок

Ой-ой-ой! Вот уж беда!!
Чем помочь такому горю?
А в соседнем-то околке
Под большой ветвистой елкой
Места разве не найдешь?

Медведь

Ты о чем румяный бок?
Нет околка. Изрубили!
Елок тоже нет, спилили!
Что за люди, не пойму,
Сеют лишь одну беду!
Ну , счастливо, Колобок!
Круглый и румяный бок!

Колобок

Скоморох плачет. Слезы ручьем…

2-й скоморох

1-й скоморох

2-й скоморох

Нам нельзя, брат, унывать!
Надо сказку продолжать

1-й скоморох

Покатился Колобок,
Дует в спину ветерок,
Что ж катись, коль не сидится,
Глянь, сюда бежит …Лисица.

Колобок

БА! Лисица! Вот так диво!
Ты куда это спешишь?
На меня и не глядишь!
Не узнала что ль меня?
Колобок я - глянь сюда!
И по коробу скребен,
По амбару я метен,
На окошке остужен.
Я от дедушки ушел,
И от бабушки ушел…
Во плутовка! Во дает!
Колобка не узнает!

Лиса

Колобок

Лиса

Издеваться!! Как так можно?!
Есть их просто невозможно!
Нет ни запаха, ни вкуса -
Не губи ты мою душу!!(обращаясь к Богу)
Потравили даже лужи.
Страшно воду пить в реке-
Жизни нет зверью нигде!

На сцену выходят все участники

СЛАЙДЫ о природной катастрофе

Заяц

Как это страшно - вымиранье рода,
Всех поголовно, всех до одного.
Когда опустошенная природа
Уже не в силах сделать ничего!

Волк

И поползет проказа запустенья,
И пересохнут ниточки воды,
И птицы вымрут, и падут растенья.
И зверь не обойдет своей беды.

Медведь

И сколько тут корысти не ищи ты,
Какой ты отговоркой не владей,
Земля защиты требует, защиты,
Она спасенья просит у людей!

1-й ребенок

Много жалоб накопилось
У природы на людей.
Воды речек замутились,
Пересох в лесу ручей.

2-й ребенок

Стали чахнуть липы, клёны
На обочинах дорог.
Чистый воздух загрязняет,
Фабрик и заводов смог.

3-й ребенок

В море гибнут кит и рыба,
Загрязняется Байкал,
И становится всё мельче,
Море дивное Арал.

4-й ребенок

Дерево, трава, цветок и птица,
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

5-й ребенок

Если только захотите,
Вы природе помогать.
Лучше правила учите,
Чтобы их не забывать!

(Хором):

Ты проснёшься на рассвете,
Мы с тобою вместе встретим.
День рождения зари.

Как прекрасен этот мир, посмотри,
Как прекрасен этот мир.
Как прекрасен этот мир, посмотри,
Как прекрасен этот мир.

Ты не можешь не заметить,
Соловьи живут на свете.
И простые сизари.

Тигры есть и есть медведи,
Наши близкие соседи,
Доброту им подари.

Так давайте вместе люди,
Охранять природу будем.
Хрупкий мир мы сохраним.

Читайте также: