Ушинский три элемента школы краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Содержание

Введение
Жизнь и педагогическая деятельность К. Д. Ушинского
Философские и естественнонаучные основы педагогической системы К. Д. Ушинского
К. Д. Ушинский о педагогической науке и искусстве воспитания
Идея народности воспитания в педагогике К. Д. Ушинского
Цели и средства нравственного воспитания
Деятельность и активность ребенка
Дидактика К. Д. Ушинского
Учитель и его подготовка
Значение К. Д. Ушинского в развитии педагогики и школы
Заключение
Список литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

реферат по пед.мастерству.docx

ЯГПУ им. К.Д. Ушинского

Реферат на тему:

Выполнила студентка 1 курса

Преподаватель Моисеева Ю.А.

Ярославль, 2014 г.

  1. Введение
  2. Жизнь и педагогическая деятельность К. Д. Ушинского
  3. Философские и естественнонаучные основы педагогической системы К. Д. Ушинского
  4. К. Д. Ушинский о педагогической науке и искусстве воспитания
  5. Идея народности воспитания в педагогике К. Д. Ушинского
  6. Цели и средства нравственного воспитания
  7. Деятельность и активность ребенка
  8. Дидактика К. Д. Ушинского
  9. Учитель и его подготовка
  10. Значение К. Д. Ушинского в развитии педагогики и школы
  11. Заключение
  12. Список литературы

Жизнь и педагогическая деятельность К. Д. Ушинского

В 1854 году Ушинскому удалось получить назначение сначала учителем, а затем инспектором Гатчинского сиротского института, где он значительно улучшил постановку обучения и воспитания.

В 1859 году Ушинский был назначен инспектором классов Смольного института благородных девиц. В этом учреждении, тесно связанном с царским двором, процветала атмосфера угодничества и заискивания перед ближайшим окружением царицы, ее фаворитами. Девушек воспитывали в духе христианской морали и превратного представления об обязанностях жены и матери, им давали очень мало реальных знаний и больше заботились о привитии им светских манер, преклонения перед царизмом.

Воспользовавшись обстановкой наступления реакции, начальница института, священник и уволенные Ушинским учителя усилили травлю, обвинили его в безбожии, свободомыслии и политической неблагонадежности. Летом 1862 года он был уволен из Смольного института. Царское правительство, чтобы завуалировать незаконное отстранение Ушинского, направило его в длительную командировку за границу для изучения женского образования за рубежом. Эту командировку Ушинский справедливо рассматривал как замаскированную ссылку.

Философские и естественнонаучные основы педагогической системы К. Д. Ушинского

В своем философском развитии Ушинский шел от идеализма к материализму, однако путь этот остался незавершенным. Хорошо изучив различные философские системы, критически используя положительные элементы этих систем, он стремился выработать свое, самостоятельное, оригинальное мировоззрение. В своих воззрениях на природу Ушинский следовал эволюционному учению Дарвина. В теории познания и в психологии у него много материалистических элементов. В противоположность метафизическим умозрительным абстрактным системам психологии, как например Гербарта, Ушинский пытался построить психологию на основах физиологии. Но в вопросах социологических он стоял на идеалистических позициях, как и большинство просветителей, признавая двигательной силой общественного развития разум, идеи.

В той же статье Ушинский бичует праздность и высоко ценит труд, указывает, что именно труд создает ценности, но в оценке труда в развитии общества и человека он все же придерживается идеалистической точки зрения. Ушинский горячо приветствовал падение крепостного права, мечтал о свободном развитии России, но считал, что это развитие должно совершаться не революционным, а мирным путем. По политическим взглядам Ушинский был буржуазным демократом. Он признавал право народа управлять государством.

К. Д. Ушинский о педагогической науке и искусстве воспитания

Ушинский подошел к разработке теории педагогики как широко образованный мыслитель, вооруженный глубокими научными знаниями о человеке как предмете воспитания. Ушинский указывал, что теория педагогики должна быть основана на использовании законов анатомии, физиологии, психологии философии, истории и других наук. Она должна открывать законы воспитания, а не ограничиваться педагогическими рецептами. Ему хорошо была знакома педагогика его времени.

Ушинский К. Д. Программа педагогического курса женских учебных заведений // Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 10. С. 26–27.

Выше уже приводились слова педагога о том, что христианство сделало религиозным законом чувство равенства своей личности с личностями других. А в данной цитате равенство личностей, по всей видимости, предстает как реализация этого религиозного закона в общественных и семейных отношениях.

Ушинский К. Д. О нравственном элементе в воспитании // Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 2. С. 468.

Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Т. 2. Гл. 23. С. 232.

Ушинский К. Д. Одна из темных сторон германского воспитания // Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 3. С. 274.

Ушинский К. Д. О необходимости ремесленных школ в столицах // Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 3. С. 595.

Итак, в своих педагогических сочинениях Ушинский рассматривает личность в неразрывной связи с правовыми категориями. С одной стороны, это свидетельствует о юридических истоках понятия личности, а с другой — о том, что некоторые из этих категорий сами имеют истоком личность, ее свойства и проявления.

V. Воспитательное влияние личности Значительно место в педагогическом наследии Ушинского занимает тема влияния одной личности на другие. Эта тема встречается в нескольких аспектах: как влияние личности воспитателя на личность воспитанника, как различные способы влияние на личность педагога (со стороны руководства школы, через педагогическую литературу) и как влияние исключительных личностей на общество.

Влияние личности воспитателя на ребенка начинается в младенчестве.

Именно в этот период у ребенка образуется первое понятие о человеке, которое потом будет выражаться в его, казалось бы, врожденном отношении к людям.

Ушинский К. Д. Три элемента школы // Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 2.

Там же. С. 64; см. также: Ушинский К. Д. Проект учительской семинарии // Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 2. С. 523.

3) малое число воспитанников (чтобы ни один из них не мог ускользнуть от личного наблюдения влияния главного педагога, т. е. 100–150 учеников): «ОбширУшинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Т. 1. Гл. 13. С. 214–215.

Ушинский К. Д. Письма о воспитании наследника русского престола // Ушинский К. Д.

Педагогические сочинения: В 6 т. М., 1988–1990. Т. 1. С. 318.

5) главный воспитатель не должен заниматься хозяйственной деятельностью136;

6) в младших классах воспитатель должен вести почти все предметы и заниматься классом 3–4 года137 (этот принцип реализован в современной начальной школе).

Рассуждая о народных школах, Ушинский отмечает еще два момента, относящиеся к влиянию личности учителя на учеников:

1) через живую личность учителя необходимые народу знания распространяются и усваиваются лучше, чем через книги139;

2) личность учителя должна служить образцом, ступенью для поднятия умственного, нравственного и религиозного состояния крестьян140, а также связующим звеном между народом и образованным миром141.

Ушинский К. Д. О возможности устроить учительскую семинарию при Гатчинском сиротском институте // Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 2 С. 600.

Ушинский К. Д. Проект учительской семинарии. С. 544.

Замечательный образец воспитательного влияния личности педагога Ушинский видел в педагогической деятельности Н. И. Пирогова. В рассуждениях Ушинского о влиянии на воспитанников личности Пирогова обращает на себя внимание анализ причин этого явления. Ушинский подчеркивал, что в основе глубокого воспитательного воздействия Пирогова лежит цельность его души, отсутствие в нем двуличия, неискренности. Цельность души педагога — залог цельности души воспитанника, основа истинного воспитания и самовоспитания: «…кто не торгуется с самим собой и готов всегда, во всей целости своей души, решиться на то или другое, без задних мыслей, без скрытых, не выдавшихся наружу чувств, без обманчивых фраз, — только тот способен идти по дороге Ушинский К. Д. О пользе педагогической литературы // Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 2. С. 29.

Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания… Т. 1. С. 45.

Ушинский К. Д. Программа педагогического курса женских учебных заведений. С. 49.

Ушинский К. Д. Сжатый учебник педагогики. С. 524.

«Нам рассказывали про одного помещика, который, снарядив двух сыновей своих в Севастополь, потом и сам пошел вслед за ними; а между тем этот человек составил себе состояние на службе самыми подозрительными средствами; явлеУшинский К. Д. Педагогические сочинения Пирогова // Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 3. С. 19–20.

Нравственность, как было указано выше, Ушинский относит к области духа, т. е. считает свойственным только человеку.

Ушинский К. Д. О нравственном элементе в русском воспитании // Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 2. С. 440.

Ушинский подчеркивает, что в силу глубокого влияния одной личности на другие нравственная раздвоенность и лицемерие наставников оказывают губительное действие на общество и подрастающее поколение: «Религиозный лицемер, в сущности, хуже всякого атеиста: один только отвергает святыню, а другой торгует ею для достижения своекорыстных целей, и неверия глубже неверия лицемера быть не может. Атеист непременно верит во что-нибудь, религиозный лицемер ни во что не верит и действует на общество гибельнее всякого атеиста.

Таким образом, по мнению Ушинского, воспитательное влияние личности очень широко, оно может простираться как на целые общества, так и на личность отдельного человека в разном возрасте и разном социальном положении.

Педагог не объясняет механизма это могущественного влияния, он лишь со свойственной ему психологической проницательностью описывает его условия и многочисленные проявления. Отметим также, что в рассуждениях Ушинского о воспитательном влиянии личности отражено еще одно относящееся к ней понятие — целостность, или цельность, имеющая решающее значение для успешной деятельности наставника.

VI. Народ как историческая личность. Личность и общество В педагогическом наследии Ушинского понятие личности встречается не только в отношении отдельного человека, но и в отношении общества людей, Ушинский К. Д. О нравственном элементе в русском воспитании. С. 475.

См.: Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания…Т. 1. Гл. 1.

Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании. С. 161.

Еще одну аналогию с человеком Ушинский видит в душевном строе народа.

Народ, как и отдельная личность, имеет душевный строй, в котором педагог различает коренной строй и различные чувствования, частные изменения, в той или иной степени колеблющие коренной строй. Для народа, как и для отдельной личности, характерно разнообразие в душевном строе и чувствованиях, вызываемых одним и тем же представлением: «Не только у единичных личностей, но и у целых народов мы можем заметить разнообразие в душевном строе, а отсюда и разнообразие чувствований, вызываемое одними и теми же представлениями.

Что рассердит и опечалит китайца, то может рассмешить француза, и наоборот:

Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания… Т. 1. Гл. 1. С. 67.

Ушинский К. Д. Школьные реформы в Северной Америке // Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 2. С. 173.

*** В заключение изложим кратко основные положения учения Ушинского о личности.

Ближайшим определением личности педагог считал указание на ее исключительность. Личность проявляет себя через волю (свободную по самому смыслу этого понятия) и чувства (к которым педагог относит также деятельность сознания и самосознания). Проявлением личности является и характер, формирование которого Ушинский относил к области воли. В рассуждениях о воле и ее действии в человеке Ушинский практически вплотную подошел к различению двух воль — природной и принадлежащей личности. В то же время он обосноУшинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Т. 2. Гл. 46. С. 498–499.

Ушинский К. Д. Сжатый учебник педагогики. С. 529.

Исследования: педагогика вывает важность проявления личности через чувства, что послужило причиной характеристики теории личности Ушинского как духовно-эмоциональной.

Целостность личности упоминается педагогом преимущественно в нравственном аспекте как искренность, отсутствие раздвоенности в душе и убеждениях.

Ушинский рассматривал личность не только в ее исключительности, но и в ее отношении с другими людьми и обществом в целом. Педагог раскрыл связь понятия личности с правовыми категориями, что свидетельствует не только о юридических истоках понятия личности, но и о том, что некоторые из этих категорий, например идея равноправия, сами имеют истоком личность и ее проявления. Ушинский показал широту воспитательного влияния личности, которое может простираться как на целые общества, так и на личность отдельного человека любого возраста и социального положения.

Кроме того, сама категория личности у Ушинского прилагается не только к отдельному человеку, но и к общественному организму, преимущественно народу. Народ как историческая личность выступает по отношению к единичной личности в роли наставника, который обучает личность приобщением к духовному опыту предшествующих поколений через родной язык, предлагает идеал воспитания и способствует реализации этого идеала в отдельных личностях.

В развитии единичных личностей заключается цель существования народного организма как такового. В свою очередь человек, как исключительная личность, должен вносить в общество свою самостоятельность, не нарушая при этом самостоятельности других личностей.

Таким образом, в педагогическом наследии Ушинского содержится глубокий и разносторонний анализ понятия личности применительно к делу воспитания, который во многом предвосхитил современные исследования в области психологии личности и педагогической антропологии. Внимательное изучение отмеченных Ушинским проявлений личности и закономерностей ее развития поможет точнее понять его рекомендации по воспитанию человека в его целостности и с успехом применять их в педагогической практике.

Ключевые слова: личность, свойства личности, природа человека, дух, душа, сознание, чувство, свобода воли, историческая личность.

Е. Н. Никулина. Понятие личности в педагогическом наследии К. Д. Ушинского

THE CONCEPT OF PERSONALITY IN K. D. USHINSKY’S

PEDAGOGICAL HERITAGE

ELENA N. NIKULINA

The article deals with one of K. D. Ushinsky’s basic pedagogical concepts the category of personality. The article attempts to analyse and systematise all instances of discussion of personality in Ushinsky’s rich pedagogical heritage. Special attention is paid to the denition of personality, its essential attributes, to correlation between the terms personality and human nature. The article outlines Ushinsky’s views on the concept of personality in anthropological, legal, social and pedagogical aspects. The pedagogue’s views on the nation as a collective historical personality are also examined.

Keywords: personality, attributes of personality, human nature, spirit, soul, consciousness, emotion, freedom of will, historical personality.

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Деятельность всякого учебного заведения слагается из трёх элементов: административного, учебного и воспитательного. Для английской школы сохранила значимость воспитательная сила, для немецких обучающая (учение стоит на первом плане, для французской школы -важнейший административный элемент.

Личность воспитателя

«В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому, что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Без личного непосредственного влияния воспитателя на воспитанника истинное воспитание, проникающее в характер, невозможно. Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер. Причины такого нравственного магнитизирования скрываются глубоко в природе человека.

«Учителя должны быть вместе и воспитателями, по крайней мере в младших и средних классах

Если воспитание и имеет ещё и другие средства, то наука остается самым могущественным из них.

Воспитатель – не учитель, он надзирает за порядком, но не воспитывает. Учитель - не воспитатель, он учит, но тоже не воспитывает. Главное достоинство гимназического преподавателя, чтобы он умел воспитывать своим предметом.

О народности в общественном воспитании 1857

Воспитание берет человека всего, как он есть, со всеми его народными и единичными особенностями, - его тело, душу, ум- и прежде всего обращается к характеру человека, а характер и есть именно та почва, в которой коренится народность.

Характеристические черты германского общественного воспитания, отражают наклонность к отвлеченной идее и системе. Искусство воспитание разработали в многотомные системы с тысячами подразделений. Человек ученый и человек хорошо воспитанный для немца одно и то же.

Общественное воспитание в Англии. Здесь наука не цель, а средство для развития характера, привычек, образа мыслей, манер истинного джентльмена.

Общественное воспитание во Франции видит цель в передаче технических познаний.

В Америке особенной педагогической системы воспитания не успели выработать.

Идеал у каждого народа соответствует его характеру.

Всякий народ в своей литературе, начиная песней, пословицей, сказкой и оканчивая драмой и романом, выражает свои убеждения о том, каким должен быть человек по их понятиям. Каков бы ни был этот идеал, он всегда выражает степень самосознания народа, его взгляд на пороки и добродетели, его совесть.

Роман –литература современности, летопись общественной жизни.

Если телесная сторона характера имеет влияние на определение духовной его стороны, то и духовная может изменить телесную….Идеи характера начертываются в наружности стр246-247

Природа своими таинственными буквами записывает в теле человека всю историю его бессмертной души, и эта дивная летопись природы передается из поколения в поколение.

Должен ли воспитатель принять природные особенности ребенка в основание своих действий. Это трудно и «для общественного воспитания и вовсе не возможно.

Корень различий людей скрыт так глубоко, что для открытия его требуются целые месяцы самой острой и постоянной наблюдательности и терпения.

Легко сказать воспитателю: изучайте характеры ваших воспитанников, пользуйтесь их добрыми наклонностями, направляйте к добру те из них, которые, смотря по обстоятельствам могут сделаться добрыми и дурными, и искореняйте, наконец те, с которыми нечего более делать.

Но нелегко найти такого воспитателя, который бы мог выполнить эти требования в обширном общественном заведении. Такое требование может только высказываться на торжественных актах вместе с прочими фразами, не имеющими никакого практического значения, но на деле выполнение его в общественных заведениях оказывается невозможным. Все мы очень хорошо знаем, что не всякий воспитатель-Песталоцци и что известная масса воспитателей требуется для ежегодно приливающих новых поколений.

Гораздо легче держаться одного принятого идеала воспитания и, не обращая внимания на мелкие различия характера, стараться внести в них этот идеал: превратить его во вторую природу человека, искореняя всё, что с ним не согласно.

Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность-это то , что мы называем народностью. Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным.


I. Определение личности, ее свойства. Два подхода к пониманию личности

Личности принадлежат свободная воля и разум [11] , свободная воля связана с чувством самоудовлетворения, разум — с чувством справедливости (т. е. совестью).

II. Соотношение личности и природы

III. Чувство и воля как две стороны личности

IV. Правовой аспект категории личности

Итак, в своих педагогических сочинениях Ушинский рассматривает личность в неразрывной связи с правовыми категориями. С одной стороны, это свидетельствует о юридических истоках понятия личности, а с другой — о том, что некоторые из этих категорий сами имеют истоком личность, ее свойства и проявления.

V. Воспитательное влияние личности

Значительно место в педагогическом наследии Ушинского занимает тема влияния одной личности на другие. Эта тема встречается в нескольких аспектах: как влияние личности воспитателя на личность воспитанника, как различные способы влияние на личность педагога (со стороны руководства школы, через педагогическую литературу) и как влияние исключительных личностей на общество.

• главный воспитатель не должен заниматься хозяйственной деятельностью [124] ;

• в младших классах воспитатель должен вести почти все предметы и заниматься классом 3–4 года [125] (этот принцип реализован в современной начальной школе).

Рассуждая о народных школах, Ушинский отмечает еще два момента, относящиеся к влиянию личности учителя на учеников:

• через живую личность учителя необходимые народу знания распространяются и усваиваются лучше, чем через книги [127] ;

• личность учителя должна служить образцом, ступенью для поднятия умственного, нравственного и религиозного состояния крестьян [128] , а также связующим звеном между народом и образованным миром [129] .

Таким образом, по мнению Ушинского, воспитательное влияние личности очень широко, оно может простираться как на целые общества, так и на личность отдельного человека в разном возрасте и разном социальном положении. Педагог не объясняет механизма это могущественного влияния, он лишь со свойственной ему психологической проницательностью описывает его условия и многочисленные проявления. Отметим также, что в рассуждениях Ушинского о воспитательном влиянии личности отражено еще одно относящееся к ней понятие — целостность, или цельность, имеющая решающее значение для успешной деятельности наставника.

VI. Народ как историческая личность. Личность и общество

В заключение изложим кратко основные положения учения Ушинского о личности.

Ближайшим определением личности педагог считал указание на ее исключительность. Личность проявляет себя через волю (свободную по самому смыслу этого понятия) и чувства (к которым педагог относит также деятельность сознания и самосознания). Проявлением личности является и характер, формирование которого Ушинский относил к области воли. В рассуждениях о воле и ее действии в человеке Ушинский практически вплотную подошел к различению двух воль — природной и принадлежащей личности. В то же время он обосновывает важность проявления личности через чувства, что послужило причиной характеристики теории личности Ушинского как духовно-эмоциональной.

Целостность личности упоминается педагогом преимущественно в нравственном аспекте ― как искренность, отсутствие раздвоенности в душе и убеждениях.

Ушинский рассматривал личность не только в ее исключительности, но и в ее отношении с другими людьми и обществом в целом. Педагог раскрыл связь понятия личности с правовыми категориями, что свидетельствует не только о юридических истоках понятия личности, но и о том, что некоторые из этих категорий, например идея равноправия, сами имеют истоком личность и ее проявления. Ушинский показал широту воспитательного влияния личности, которое может простираться как на целые общества, так и на личность отдельного человека любого возраста и социального положения.

Кроме того, сама категория личности у Ушинского прилагается не только к отдельному человеку, но и к общественному организму, преимущественно народу. Народ как историческая личность выступает по отношению к единичной личности в роли наставника, который обучает личность приобщением к духовному опыту предшествующих поколений через родной язык, предлагает идеал воспитания и способствует реализации этого идеала в отдельных личностях. В развитии единичных личностей заключается цель существования народного организма как такового. В свою очередь человек, как исключительная личность, должен вносить в общество свою самостоятельность, не нарушая при этом самостоятельности других личностей.

Таким образом, в педагогическом наследии Ушинского содержится глубокий и разносторонний анализ понятия личности применительно к делу воспитания, который во многом предвосхитил современные исследования в области психологии личности и педагогической антропологии. Внимательное изучение отмеченных Ушинским проявлений личности и закономерностей ее развития поможет точнее понять его рекомендации по воспитанию человека в его целостности и с успехом применять их в педагогической практике.

[2] Ушинский К. Д. Лекции в Ярославском лицее // Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 1. С. 54.

[7] Лосский В. Н. Догматическое богословие // Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991. С. 213.

[9] Ушинский К. Д. Лекции в Ярославском лицее. С. 53.

[10] Ушинский К. Д. О камеральном образовании // Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 1. С. 166.

[11] Ушинский К. Д. Лекции в Ярославском лицее. С. 57.

[16] Ушинский К. Д. Лекции в Ярославском лицее. С. 57.

[24] Ушинский К. Д. Лекции в Ярославском лицее. С. 58–59.

[30] Утлик Э. П. Указ. соч. С. 88–89.

[31] См.: Антоний Сурожский, митр. О самопознании // Вопросы психологии. 1994. № 5. С. 112.

[32] См.: Ушинский К. Д. Лекции в Ярославском лицее. С. 57.

[41] Ушинский К. Д. Лекции в Ярославском лицее. С. 63.

[44] Ушинский К. Д. О камеральном образовании. С. 168.

[46] Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъективности. Ростов/н/Д., 1996. Цит. по: Коджаспирова Г. М. Педагогическая антропология. М., 2005. С. 109.

[48] Антоний Сурожский, митр. Указ. соч. С. 121.

[49] Ушинский К. Д. Лекции в Ярославском лицее. С. 65.

[53] Ушинский К. Д. Лекции в Ярославском лицее. 66.

[57] Ушинский К. Д. О камеральном образовании. С. 167.

[59] Там же. С. 167–168.

[62] Ушинский К. Д. Лекции в Ярославском лицее. С. 63.

[63] См.: Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Т. 1. Гл. 18, 32, 46 // Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 8. С. 283, 458–459, 638.

[64] См.: Там же. С. 281–282.

[65] Ушинский К. Д. О пользе педагогической литературы // Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 2. С. 21.

[69] Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания… Т. 1. Гл. 41. С. 584.

[70] См.: Там же. С. 395.

[71] Ушинский К. Д. Педагогическая поездка по Швейцарии // Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 3. С. 202.

[72] Лосский В. Н. Очерк мистического богословия восточной Церкви // Лосский В. Н. Указ. соч. С. 93.

[73] Ушинский К. Д. Педагогическая поездка по Швейцарии. С. 229.

[75] Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Т. 1. Гл. 15. С. 231.

[76] Там же. Т. 1. Гл. 39. С. 578.

[78] Ушинский К. Д. Личность: очерк из феноменологии // Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 10. С. 628.

[81] Ушинский К. Д. Личность: очерк из феноменологии. С. 630.

[82] Там же. С. 628−629.

[85] Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания… Т. 2. Гл. 45. С. 479.

[88] Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Т. 2. Гл. 45. С. 476.

[91] Ушинский К. Д. Лекции в Ярославском лицее. С. 61.

[92] Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания… Т. 2. Гл. 45. С. 476–477.

[95] Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Т. 2. Гл. 11. С. 253.

[100] См.: Коджаспирова Г. М. Указ. соч. С. 114.

[102] Ушинский К. Д. Сжатый учебник педагогики // Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 10. С. 599.

[103] Ушинский К. Д. Программа педагогического курса женских учебных заведений // Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 10. С. 26–27.

[106] Непотизм — кумовство, семейственность, предоставление родственника или друзьям доходных должностей ради укрепления собственной власти.

[107] Ушинский К. Д. О нравственном элементе в воспитании // Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 2. С. 468.

[108] Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Т. 2. Гл. 23. С. 232.

[109] Ушинский К. Д. Одна из темных сторон германского воспитания // Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 3. С. 274.

[111] Ушинский К. Д. О необходимости ремесленных школ в столицах // Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 3. С. 595.

[113] Ушинский К. Д. Три элемента школы // Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 2. С. 63–64.

[114] Там же. С. 64; см. также: Ушинский К. Д. Проект учительской семинарии // Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 2. С. 523.

[115] Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Т. 1. Гл. 13. С. 214–215.

[116] Ушинский К. Д. Письма о воспитании наследника русского престола // Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: В 6 т. М., 1988–1990. Т. 1. С. 318.

[119] Ушинский К. Д. Проект учительской семинарии. С. 514.

[120] Ушинский К. Д. Три элемента школы. С. 64.

[122] Ушинский К. Д. Три элемента школы. С. 64.

[125] См.: Там же. С. 66–67.

[126] Ушинский К. Д. О возможности устроить учительскую семинарию при Гатчинском сиротском институте // Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 2 С. 600.

[127] Ушинский К. Д. Проект учительской семинарии. С. 544.

[129] Ушинский К. Д. О возможности устроить учительскую семинарию при Гатчинском сиротском институте. С. 614–615.

[130] Ушинский К. Д. Три элемента школы. С. 64.

[131] Ушинский К. Д. О пользе педагогической литературы // Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 2. С. 29.

[133] Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания… Т. 1. С. 45.

[134] Там же. Гл. 15. С. 232.

[135] Ушинский К. Д. Программа педагогического курса женских учебных заведений. С. 49. 148 Ушинский К. Д. Сжатый учебник педагогики. С. 524.

[136] Ушинский К. Д. Педагогические сочинения Пирогова // Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 3. С. 19–20.

[137] Нравственность, как было указано выше, Ушинский относит к области духа, т. е. считает свойственным только человеку.

[138] Ушинский К. Д. О нравственном элементе в русском воспитании // Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 2. С. 440.

[141] Ушинский К. Д. О нравственном элементе в русском воспитании. С. 475.

[142] Там же. С. 480–481.

[143] Ушинский К. Д. Педагогические сочинения Пирогова. С. 29.

[147] Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании. С. 161. 161 См.: Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания…Т. 1. Гл. 1.

[148] Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании. С. 161.

[153] Ушинский К. Д. Родное слово // Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 2. С. 557–558.

[155] Ушинский К. Д. Родное слово. С. 599.

[157] Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Т. 1. Гл. 15. С. 231.

[159] Ушинский К. Д. Родное слово. 599.

[161] Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Т. 2. Гл. 10. С. 116.

[164] Ушинский К. Д. Родное слово. С. 556.

[166] Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания…Т. 1. Гл. 45. С. 636.

[169] Ушинский К. Д. Родное слово. С. 558.

[170] Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании. С. 122.

[172] Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания… Т. 1. Гл. 1. С. 67.

[173] Ушинский К. Д. Школьные реформы в Северной Америке // Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 2. С. 173.

[174] Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Т. 2. Гл. 46. С. 498–499. 189 Ушинский К. Д. Сжатый учебник педагогики. С. 529.

Читайте также: