Ушинский сказки краткое содержание для читательского дневника

Обновлено: 02.07.2024

Тема произведения: важность и необходимость труда.

Число страниц: 2

Главные герои и их характеристики:

  1. Плуг в руках земледельца – трудолюбивый, постоянно в работе, отчего сияет, как новенький.
  2. Плуг в углу лавки – заржавел от безделья.

О чем произведение:

Рассказ о том, как из одного куска железа смастерили два плуга, и что с ними стало потом. Один из них попал в руки трудолюбивого земледельца, а второй остался пылиться в углу лавки купца.

Сюжет — краткое содержание:

  1. Из одного куска железа мастер сделал два плуга.
  2. Один плуг попал в руки земледельца и сразу пошёл в работу.
  3. Второй плуг остался лежать в лавке купца, быстро запылился и начал ржаветь.
  4. Скоро встретили два плуга, первый блестел, как серебро, стал крепче и сильнее, а второй совсем потемнел и испортился.
  5. Плуг земледельца сказал, что он стал таким от труда, а плуг в лавке слишком долго пролежал на боку без дела.

Понравившийся эпизод:

Мне понравился эпизод встречи двух плугов. Они сразу заметили разницу между собой и многое поняли благодаря этому.

План произведения для пересказа:

  1. Из одного куска железа.
  2. У земледельца.
  3. В лавке купца.
  4. Встреча.
  5. Разговор двух плугов.

Главная мысль:

Честный труд делает любого человека лучше, красивее и сильнее. Без труда можно совсем пропасть и потеряться.

Чему учит эта книга:

Рассказ учит нас не лениться, стараться не сидеть без дела, трудиться. А ещё учит нас заниматься спортом, вести здоровый образ жизни, ведь это тоже труд.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:

Мне понравился этот поучительный рассказ. Но все-таки мне немножко жаль тот плуг, который пылился в углу лавки, ведь он лежал там не по своей вине, просто попал не в те руки, поэтому я не могу назвать его ленивым бездельником. Попал бы он в руки земледельца, то точно также бы трудился и радовался.

Новые слова и выражения:

Плуг – орудие для вспашки плотной почвы.

Земледелец – человек, занимающийся сельским хозяйством.

Знакомец – знакомый человек.

Пословицы к произведению:

Труд кормит, а лень портит.

Хочешь быть впереди, сложа руки не сиди.

Без труда хлеб не родится никогда.

Главные герои

  • Уседом - богатый, но жадный купец, который не сумел сдержать свое обещание
  • Догони-Ветер - быстрая и красивая верховая лошадь, которая спасла купца Уседома в лесу от разбойников

Сюжет произведения

У богатого купца Уседома была красивая и быстрая верховая лошадь по кличке Догони-Ветер. Однажды мужчина возвращался домой через темный лес, и на него напали разбойники. Купца выручила лошадь, которая стрелой помчала домой, сбив их с ног. И тогда купец дал обещание никогда не продавать и до смерти содержать животное.

Однако лошадь стала болеть, а позже утратила зрение. Через некоторое время Уседом выставил ее за ворота своей усадьбы. Измученная голодная и слепая лошадь хотела найти себе еду и побежала на главную площадь, где зажевала колокольную веревку и начала звонить в колокол. Колокольный звук собрал много народа на площади. Когда люди увидели бедную лошадь купца, они вынудили его выполнить данное им обещание и даже приставили к нему надзирателя.

План пересказа

  • 1 Жизнь богатого купца Уседома.
  • 2 Разбойники нападают на Уседома в темном лесу. Лошадь по кличке Догони-Ветер спасает своего хозяина.
  • 3 Уседом дает обещание никогда не продавать лошадь и кормить ее до самой старости. Болезнь и потеря зрения животного.
  • 4 Уседом не сдерживает обещание и выгоняет слепую лошадь за ворота.
  • 5 Догони-ветер, ища сено, дергает за веревки колокола на центральной площади, из-за чего туда сходятся люди и, увидев бедную слепую и голодную лошадь, вызывают на площадь купца. Они требуют, чтобы он сдержал свое обещание содержать и кормить лошадь до самой смерти.

Главная мысль

Вывод

Рассказ учит сдерживать свое слово, несмотря ни на что, не забывать тех, кто помог в трудную минуту, а также бережно и с любовью относится к животным.

Автор: Константин Дмитриевич Ушинский.

Число страниц: 2.

Жанр произведения: сказка.

Главные герои: пчёлки, яблонька, вишня, тюльпан, фиалочка.

Характеристика главных героев:

Пчёлки — труженицы и добытчицы.

Искали долго цветок, чтоб поесть.

Яблонька, вишня и тюльпан — открытые и дружелюбные.

Но не смогли ничем помочь.

Фиалка — ранний цветок.

Красивый и щедрый.

Пчёлки рано пробудились после зимы и решили отыскать себе еды.

Подлетели они к яблоньке, но она ещё не расцвела.

Вишня предложила им прилететь в другой день, а тюльпан тоже не стал открывать свой бутон.

Пчёлки голодные кружили над лугом и увидели красивую фиалку.

Она-то и раскрыла свой бутон.

Пчёлы наелись и довольные полетели домой.

План сказки:

  1. Пробуждение пчёл.
  2. Разговор с яблонькой.
  3. Разговор с вишней.
  4. Тюльпан.
  5. Фиалка-спасительница.

Главная мысль сказки в том, что все растения начинают цвести в разное время.

Основная идея сказки в том, что настойчивость всегда приносит плоды.

Чему учит сказка

Рассказ учит нас быть терпеливыми, щедрыми и открытыми.

Учит тому, что всему своё время.

Прочитав эту сказку, я подумала о том, что никогда нельзя отступать от задуманного.

Пусть не сразу, но всё получится.

Так и пчёлы нашли цветы, которые раскрывают бутоны ранней весной.

Это интересная и поучительная сказка.

Автору удалось рассказать о нескольких растениях, каждое из которых цветёт в своё время.

Мне понравилась скромная, но добрая фиалка, которая накормила пчёл, не дала им погибнуть от голода.

Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, как важно вовремя протянуть кому-то руку помощи.

Пословицы к сказке

  • На хотенье есть терпенье.
  • Мир не без добрых людей.
  • Всему своё времечко, вырастет и семечко.
  • Кто ищет, тот всегда найдёт.
  • Раз на раз не приходится.

Словарь неизвестных слов

Отрывок из произведения, поразивший меня больше всего:

— Нет, — говорит им яблонька.

— Вы прилетели слишком рано, мои цветы ещё спрятаны в почках, попытайтесь у вишни.

— Наведайтесь, милочки, завтра, — отвечает им вишня.

— Сегодня ещё нет на мне ни одного открытого цветочка, а когда откроются, я буду рада вам.

Сюжет

Обеспеченный купец Уседом попал в ловушку разбойников, но его выручил любимый конь Догони-Ветер. Благодарный хозяин пообещал заботиться о верной лошади пока она не околеет. Догони-ветер из-за глупости конюха заболел и ослеп.

Вскоре купцу стало жалко зерна бесполезной скотине. Он уменьшил рацион коню, а потом и вовсе выставил со двора. Конь в поисках пропитания зажевал колокольную верёвку. Колокол начал беспорядочно звонить и собрал много народа.

Люди быстро догадались, что жадный купец не сдержал слова. На общем собрании было принято принудить Уседома к исполнению обещания. Чтобы купец не смог вторично нарушить свой обет, к нему приставили наблюдателя.

проказы старухи зимы сказка

Автор сказки: великий русский педагог, писатель и общественный деятель Ушинский Константин Дмитриевич (1823-1870 гг).

Жанр: литературная (авторская) сказка.Также ее можно отнести к волшебным или бытовым.

Краткое содержание:

Злая старуха Зима рассердилась на мир и решила его заморозить. Но ничего у нее с этими коварными планами не вышло. Птицы улетели на юг или попрятались, дикие животные защитились от мороза густой шерстью или скрылись в убежища (медведь в берлогу, белка в свое дупло, остальные по норкам). Домашних животных человек защитил. Рыбы ушли на глубину водоемов – ледяная корка только снаружи образовалась. Люди в теплых избах сидят, да блины кушают, а если надо на улицу выйти, то спасение в теплой одежде и движении. Детишки играми да забавами интересными согревались, а если замерзло лицо или руки – растирались снегом. И так зловредной старухе обидно стало, что даже для ребятишек она не страшна, что заплакала Зима горючими слезами – и потекли сосульки. А после оттепели и до весны недалеко.

Главные герои:

Зима в образе злой старой женщины, которая решила заморозить все живое.

Морозцы – помощники Зимы, замораживают все, что она скажет.

План пересказа:

1.Зима пытается заморозить птиц.

2.Действие морозов на зверей, как защищаются дикие животные и домашние.

3.Описание водоемов и жизни рыб подо льдом.

4.Как люди переносят лютые морозы.

5.Описание зимних детских забав.

6.Отчаяние старухи-Зимы и начало весны.

Мораль сказки:

Зима не страшна тем, кто к ней подготовился – запасся дровами, мукой для блинов и другой едой, теплой одеждой, утеплил жилище и хлев. Также сказка в образной форме рассказывает, как природа нашей страны меняется в это время года – о зимовке птиц, рыб и животных. А еще учит не унывать в любые сложные времена – с шуткой и оптимизмом можно пережить и мороз, и метель, и остальные природные неприятности.

Кроме того, автор дает советы читателям по правильному поведению на морозе – важно двигаться и тепло одеваться, а если замерзли и побелели руки или лицо, поможет растирание снегом.

Отзыв (что понравилось и запомнилось):

Прекрасная зимняя сказка, от которой веет оптимизмом, уютом и теплом. Позволяет узнать и запомнить много нового, особенно самым маленьким читателям, – как зимуют животные и птицы, что делать, чтобы не замерзнуть на морозе. Даже немножко жалко одинокую старуху Зиму, которая пытается как-то обратить на себя внимание, но ничего у нее не выходит. Также автор напоминает нам, что есть и в зимнюю пору много интересных детских занятий.

Читая произведение, ярко вспоминаются снежные пейзажи и неповторимая красота этого времени года. Особенно мне понравилось сравнение оттепели со слезами старухи.

Пословицы и поговорки:

У природы нет плохой погоды.

Береги нос в сильный мороз.

Готовь сани летом, а телегу – зимой.

Летом без дела сидеть, к зиме хлеба не иметь.

Зима лодыря морозит.

Мороз не велик, да стоять не велит.

Незнакомые слова:

Стреха (стрехи) – свисающий край крыши (избы или деревянного дома).

Подклинок – приспособление, используемое в строительстве. Его размещают под клином. В данном тексте означает, что морозцы строили и скрепляли мосты без приспособлений, только льдом.

Читайте также: