Уровни готовности к школе

Обновлено: 05.07.2024

Поход в школу – значимое событие в жизни ребенка. И для того, чтобы ему было легче привыкнуть к новым обстоятельствам, каждый родитель должен очень ответственно подойти к психологической подготовке своего малыша.

Умственная готовность детей к школе – определяется познаниями ребенка об окружающем мире: о живой и неживой природе, о некоторых социальных явлениях и систематизированностью этих представлений. Проверяется также уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления. У ребенка должны быть сформированы предпосылки учебной деятельности:

– принимать учебную задачу: желание выполнить задачу, поставленную педагогом и понимать то, что надо делать и что должно получиться в результате выполнения задания;

– обобщать, сравнивать объекты, выделять существенные признаки;

– понимать смысл и последовательность событий (на картинках, в рассказе, в жизни);

– иметь элементарный запас сведений о себе, своей семье, быте, уметь им пользоваться;

– делать простой логический вывод;

– копировать буквы, цифры, фигуры, соблюдая размерность всех элементов;

– ориентироваться в пространстве (верх-низ, вправо-влево, вперед-назад);

– механически запоминать 10 не связанных между собой слов при 4-кратном повторении;

– находить часть от целой фигуры, конструировать фигуры из деталей по образцу;

– хорошо манипулировать мелкими предметами, не испытывать затруднений при рисовании;

– уметь правильно держать карандаш, видеть клетку в тетради, проводить заданные линии, копировать рисунки и фигуры.

Речевая готовность к школе подразумевает правильное произношение всех звуков родного языка, навыки словообразования и грамматически верного оформления высказываний, умение связно рассказывать и пересказывать. Уметь производить звуковой анализ слова, находить первый и последний звук в слове, называть по порядку все звуки в слове, делить слово на слоги, определять количество звуков и слогов в слове.

Мотивационная готовность к школе – это желание учиться, стремление к общественно значимой деятельности, к новой социальной позиции: быть школьником. Формирование школьной мотивации происходит в детских играх, на занятиях с педагогами, в общении со взрослыми и сверстниками.

Физическая готовность – физическое здоровье играет главную роль в формировании психики ребенка. Это касается, прежде всего, ослабленных, часто болеющих детей и детей с повышенной нервной возбудимостью.

Для безболезненного перехода к школьной жизни ребенок должен иметь соответствующий уровень навыков самообслуживания. Он должен уметь самостоятельно одеваться, завязывать шнурки, аккуратно есть, следить за своим внешним видом и за своими естественными потребностями (например, вовремя попроситься в туалет).

Психологическая готовность к школе – это также и умение ребенка выстраивать взаимоотношения со сверстниками и учителями. У него должна быть сформирована потребность общения с взрослыми и другими детьми.

Рекомендации родителям дошкольника

Чтобы ваш ребенок с радостью пошел в первый класс и был подготовлен к обучению в школе, чтобы его учеба была успешной и продуктивной, прислушайтесь к следующим рекомендациям.

1. Не будьте слишком требовательны к ребенку.

2. Ребенок имеет право на ошибку, ведь ошибаться свойственно всем людям, в том числе и взрослым.

3. Следите, чтобы нагрузка не была для ребенка чрезмерной.

4. Если вы видите, что у ребенка есть проблемы, то не бойтесь обращаться за помощью к специалистам: логопеду, психологу и т. д.

5. Учеба должна гармонично совмещаться с отдыхом, поэтому устраивайте ребенку небольшие праздники и сюрпризы, например, отправьтесь в выходные дни в цирк, музей, парк.

6. Следите за распорядком дня, чтобы ребенок просыпался и ложился спать в одно и то же время, чтобы он достаточно времени проводил на свежем воздухе, чтобы его сон был спокойным и полноценным. Исключите перед сном подвижные игры и другую активную деятельность. Хорошей и полезной семейной традицией может стать чтение книги всей семьей перед сном.

7. Обеспечьте для домашних занятий ребенку все необходимые материалы, чтобы в любое время он мог взять пластилин и начать лепить, взять альбом и краски и порисовать.

8. Если ребенок устал заниматься, не доделав задание, то не настаивайте, дайте ему несколько минут на отдых, а затем вернитесь к выполнению задания. Но все-таки постепенно приучайте ребенка, чтобы он в течение пятнадцати-двадцати минут мог заниматься одним делом, не отвлекаясь.

9. Если ребенок отказывается выполнять задание, то попробуйте найти способ, чтобы заинтересовать его. Для этого используйте свою фантазию, не бойтесь придумывать что-то интересное, но ни в коем случае не пугайте ребенка, что лишите его сладостей, что не пустите его гулять и т. п.

10. Обеспечьте ребенку развивающее пространство, то есть стремитесь, чтобы вашего малыша окружало как можно больше полезных вещей, игр, предметов.

11. Рассказывайте ребенку, как вы учились в школе, как вы пошли в первый класс, просматривайте вместе свои школьные фотографии.

12. Формируйте у ребенка положительное отношение к школе, что у него там будет много друзей, там очень интересно, учителя очень хорошие и добрые. Нельзя пугать его двойками, наказанием за плохое поведение и т. п.

Готовиться к школе нужно заранее – и лучше делать это постепенно в течение всего дошкольного периода. Только тогда сформируется психологическая готовность ребенка к школе – и первый класс будет пройден им без проблем!

На основании рекомендаций Министерства образования Российской Федерации по организации приёма детей в первый класс от 21.03.2003 . №03-51-57 ин 13-03 . все дети, достигшие школьного возраста, зачисляются в первый класс общеобразовательного учреждения независимо от уровня их подготовки. Собеседование учителя с ребенком проводится с целью планирования учебной работы с каждым учащимся.

1 этап диагностики:

Проверка функциональной готовности ребёнка к обучению (тест Керна – Йирасека).

Время проведения - при приёме в школу.

2 этап - предметная диагностика.

Выделение звука в слове, знание букв, чтение слогов и слов, знание геометрических фигур и цифр, счёт и сравнение чисел в пределах 10.

Время проведения - 1, 2 неделя сентября.

3 этап – стартовая диагностика УУД.

Методический комплекс для оценки сформированности УУД.

Время проведения - 3, 4 неделя сентября.

Предварительный просмотр:

ФИ ребёнка __________________________ Дата _____________

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Попробуй прочитать слоги и слова

СОМ МАМА ЛУНА КОШКА

ДА ЛЯ ЗЕ ГИ БУ СО РЮ ТЫ

Назови первый звук в словах: АИСТ МАК КРАН

Назови последний звук в словах: ДОМ РУКА

Напиши любое слово (слова): _______________________________________

Запиши под диктовку буквы: _______________________________________

Предварительный просмотр:

ФИ ребёнка __________________________ Дата _______________

Счёт и сравнение чисел в пределах 10

Сколько всего грибов? У кого больше всех грибов?

У кого меньше всех? У кого поровну?

У кого больше – у Пети или Маши? На сколько грибов больше?

Назови и покажи цифры

Нарисуй геометрические фигуры: круг, треугольник, четырёхугольник, овал.

Предварительный просмотр:

Выявление уровня умственного и речевого развития

Понимание грамматической конструкции.

Изменение существительных по числам.

Далее учитель называет 11 существительных в единственном числе: книга, ручка, лампа, стол, город, окно, стул, брат, флаг, ребёнок.

Если, изменяя первое слово, ребёнок обнаруживает недостаточно чёткое понимание инструкции, следует вновь дать ему образец ответа:

Оценка : если допущено не более двух ошибок – высокий уровень,

3-6 ошибок – средний уровень,

7 и более ошибок – низкий уровень развития мышления.

Рассказ по картинкам

Перед ребёнком в беспорядке кладут 4 картинки, на которых изображена определённая, хорошо известная ему последовательность событий (например, на одной картинке мальчик просыпается, на другой – умывается, на третьей – завтракает, на четвёртой – идёт в школу). Учитель просит ребёнка разложить картинки в нужном порядке и объяснить, почему он положил их так, а не иначе.

Итоговая оценка уровня умственного и речевого развития ребёнка :

В промежуточных случаях оценивается как средний.

Предварительный просмотр:

Тест школьной зрелости Керна - Йирасека


Возраст: Дошкольный 5-7 лет. Готовность к школе.
Цель: Определение уровня готовности ребенка к школьному обучению. Тест выявляет общий уровень психического развития, уровень развития мышления, умение слушать, запоминать и понимать, выполнять задания по образцу.
Содержание: тест Керна-Йирасека состоит из 4-х частей:

  • а) тест “Рисунок человека” (мужской фигуры);
  • б) копирование фразы из письменных букв;
  • в) срисовывание точек;
  • г) опросник.
    Данная методика предназначена для 5-7-летних детей, ее целью является проверка их готовности к школьному обучению. Сюда входит оценка личностной зрелости ребенка (задание 1), его мелкой моторики рук и зрительной координации (задание 2), также тест позволяет выявить зрительно-пространственное восприятие будущего первоклашки, зрительную память (задание 3) и мышление (исходя из общей оценки всего теста).

Тест может применяться как индивидуально, так и в группе.

Методика проведения
Ребенку дают сложенный пополам лист A4 и простой карандаш. Лист должен лежать как тетрадка. На развернутой стороне (на левой половине листа) вверху заранее напишите короткое предложение письменными (НЕ печатными!) буквами: Он ел суп .

Правая половина листа – для ребенка, который будет выполнять задание по срисовыванию.

Сидеть он должен так, как ему удобно, чтобы стол и стул были с учетом его роста.

Когда все готово, усаживаете ребенка, кладете перед ним сложенный лист бумаги, даете первое задание и ждете когда он их выполнит. Затем просите его развернуть лист для второго задания и т.д.

1. Нарисуй мужчину. Так как ты умеешь (больше ничего не говорим и на все реплики ребенка повторяем инструкцию без своего пояснения). Если он спрашивает, можно ли нарисовать женщину, говорите: “Нужно нарисовать мужчину”. Если ребенок уже начал рисовать женщину – дождитесь, пока он закончит и повторите просьбу нарисовать мужчину. Бывает, что ребенок отказывается рисовать именно мужчину (далее я поясню, отчего это может быть). Тогда делаем следующее задание.
2. Ребенок переворачивает лист и видит вверху в левой части предложение. Вы говорите: “Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, но попробуй, может быть у тебя получится точно так же. Внимательно посмотри и здесь рядом на свободном месте напиши так же”. Т.е. мы предлагаем ему скопировать фразу. Если ваш ребенок уже умеет читать письменный текст, напишите любую фразу на другом, неизвестном ему, языке, например, на английском: He eats soup .
3. Затем он переходит к группе точек. Вы говорите: “Посмотри, здесь нарисованы точки. Попробуй здесь, рядом, нарисовать точно так же.” Вы можете пальцем показать место, где он будет их рисовать.
После окончания теста не забудьте похвалить ребенка .

Рекомендации детского психолога
Если в первом задании ребенок наотрез отказывается рисовать мужчину, не настаивайте – это вам информация на размышление. Такой отказ может говорить о неблагополучии в семье ребенка, когда отец отсутствует вообще, от него исходит угроза или же с ним связаны психотравмирующие впечатления.

По поводу интерпретации Я.Йирасек отмечал, что высокое качество выполнения говорит о большей вероятности, что испытуемый будет успешно справляться с школьной программой. Однако если с тестом справился плохо – это НЕ значит, что в школе он станет двоечником и неучем. Вовсе нет. И такие дети хорошо учатся. Просто бывает, что ребенок схематично рисует человека, что сказывается на общей сумме баллов.
Так что если вы набрали не те баллы, какие хотелось бы – подумайте, все ли вы делаете для развития своего ребенка? Проявите к нему больше внимания, чаще занимайтесь с ним всеми играми и упражнениями, которые развивают мелкую моторику, память и мышление.

ЧЕТЫРЕ ЧАСТИ ТЕСТА КЕРНА-ЙИРАСЕКА:

а) Тест “Рисунок человека”
Задание
“Здесь (показывается, где) нарисуй какого-либо дядю, как ты умеешь”. Во время рисования недопустимо поправлять ребенка (“ты забыл нарисовать уши”), взрослый молча наблюдает.
Оценивание
1 балл: нарисована мужская фигура (элементы мужской одежды), есть голова, туловище, конечности; голова с туловищем соединяется шеей, она не должна быть больше туловища. Голова меньше туловища; на голове – волосы, возможен головной убор, уши. На лице – глаза, нос, рот; руки имеют кисти с пятью пальцами; ноги отогнуты (есть ступня или ботинок) Фигура нарисована синтетическим способом (контур цельный, ноги и руки как бы растут из туловища, а не прикреплены к нему).
2 балла : выполнение всех требований, кроме синтетического способа рисования, либо если присутствует синтетический способ, но не нарисованы 3 детали: шея, волосы, пальцы; лицо полностью прорисовано.
3 балла : фигура имеет голову, туловище, конечности (руки и ноги нарисованы двумя линиями). Могут отсутствовать: шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.
4 балла: примитивный рисунок с головой и туловищем. Руки и ноги не прорисованы, могут быть в виде одной линии.
5 баллов: отсутствие четкого изображения туловища, нет конечностей; каракули.

б) Копирование фразы из письменных букв
Задание
“Посмотри, здесь что-то написано. Попробуй переписать так же здесь (показать ниже написанной фразы), как сможешь”.
На листе напишите фразу прописными буквами, первая буква – заглавная : Он ел суп.
Оценивание
1 балл : хорошо и полностью скопирован образец; буквы могут быть несколько больше образца, но не в 2 раза; первая буква – заглавная; фраза состоит из трех слов, их расположение на листе горизонтально (возможно небольшое отклонение от горизонтали).
2 балла: образец скопирован разборчиво; размер букв и горизонтальное положение не учитывается (буква может быть больше, строчка может уходить вверх или вниз).
3 балла: надпись разбита на три части, можно понять хотя бы 4 буквы.
4 балла: с образцом совпадают хотя бы 2 буквы, видна строка.
5 баллов : неразборчивые каракули, чирканье.

в) Срисовывание точек

Задание
“Здесь нарисованы точки. Попробуй нарисовать рядом такие же”.
В образце 10 точек находятся на ровном расстоянии друг от друга по вертикали и по горизонтали.
Оценивание
1 балл: точное копирование образца, допускаются небольшие отклонения от строчки или столбца, уменьшение рисунка, недопустимо увеличение.
2 балла: количество и расположение точек соответствуют образцу. Допускается отклонение до трех точек на половину расстояния между ними; точки могут быть заменены кружками.
3 балла: рисунок в целом соответствует образцу, по высоте или ширине не превосходит его больше, чем в 2 раза; число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7; допустим разворот рисунка даже на 180 градусов.
4 балла: рисунок состоит из точек, но не соответствует образцу.
5 баллов: каракули, чирканье.

После оценки каждого задания все баллы суммируются.
Итак, если ребенок набрал в сумме по всем трем заданиям:
3-6 баллов – это высокий уровень готовности к школе;
7-12 баллов – средний уровень;
13-15 баллов – т низкий уровень готовности, ребенок нуждается в дополнительном обследовании интеллекта и психического развития (а, может быть, просто у ребенка было плохое настроение? - через денек пройдем тест ещё разок!)

г) ОПРОСНИК. Последняя часть теста Керн-Йирасик
Выявляет общий уровень мышления, кругозор, развитие социальных качеств.
Проводится в виде беседы “вопрос–ответ”.

Задание может звучать так: “Сейчас я буду задавать вопросы, а ты постарайся ответить на них”. Если ребенку трудно сразу ответить на вопрос, можно помочь ему несколькими наводящими вопросами. Ответы фиксируются в баллах, затем суммируются:

  1. Какое животное больше – лошадь или собака?
    (лошадь = 0 баллов; неправильный ответ = -5 баллов)
  2. Утром мы завтракаем, а днем.
    (обедаем, едим суп, мясо = 0; ужинаем, спим и другие неправильные ответы = -3 балла)
  3. Днем светло, а ночью.
    (темно = 0; неправильный ответ = -4)
  4. Небо голубое, а трава .
    (зеленая = 0; неправильный ответ = -4)
  5. Черешни, груши, сливы, яблоки – это что?
    (фрукты = 1; неправильный ответ = -1)
  6. Почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум?
    (чтобы поезд не столкнулся с автомобилем; чтобы никто не пострадал и т.д. = 0; неправильный ответ = -1)
  7. Что такое Москва, Одесса, Санкт-Петербург? (назвать любые города)
    (города = 1; станции = 0; неправильный ответ = -1)
  8. Который час? (показать на часах, настоящих или игрушечных)
    (правильно показано = 4; показано только целый час или четверть часа = 3; не знает часов = 0)
  9. Маленькая корова – это теленок, маленькая собака – это. маленькая овечка – это.
    (щенок, ягненок = 4; только один правильный ответ = 0; неправильный ответ = -1)
  10. Собака больше похожа на курицу или кошку? Чем? Что у них общего?
    (на кошку, потому что у них по 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0; на кошку без объяснения = -1, на курицу = -3)
  11. Почему во всех автомобилях тормоза?
    (указано две причины: тормозить с горы, останавливаться, избегать столкновения и т.д. = 1; одна причина = 0; неправильный ответ = -1)
  12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?
    (два общих признака: они из дерева и железа, это инструменты, ими можно забивать гвозди, у них есть рукоятки и т.д. = 3; одно подобие = 2; неправильный ответ = 0)
  13. Чем похожи друг на друга кошка и белка?
    (определение, что это животные или приведение двух общих признаков: у них 4 лапы, хвосты, шерсть, они могут лазить по деревьям и т.д. = 3; одно подобие = 2; неправильный ответ = 0)
  14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали перед тобой на столе?
    ( у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия вокруг ) = 3; винт ввинчивается, а гвоздь забивается или у винта есть гайка = 2; неправильный ответ = 0)
  15. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание - это.
    (спорт (физкультура) = 3; игры (упражнения, гимнастика, состязания) = 2; не знает = 0)
  16. Какие ты знаешь транспортные средства?
    (три наземных транспортных средства + самолет или корабль = 4; только три наземных транспортных средства или полный перечень с самолетом, кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства – это то, на чем можно передвигаться = 2; неправильный ответ = 0)
  17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?
    (3 признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, плохо видит, часто болеет и т.д.) = 4; одно или два различия = 2; неправильный ответ (у него палка, он курит …) = 0
  18. Почему люди занимаются спортом?
    (по двум причинам (чтобы быть здоровыми, закаленными, чтобы не были толстыми и т.д.) = 4; одна причина = 2; неправильный ответ (чтобы что-то уметь, чтобы заработать деньги и т.д.) = 0)
  19. Почему это плохо, когда кто-то отклоняется от работы?
    (остальные должны работать за него (или другое выражение того, что кто-то несет ущерб вследствие этого) = 4; он ленивый, мало зарабатывает, не может ничего купить = 2; неправильный ответ = 0)
  20. Почему на письмо нужно наклеивать марку?
    (так платят за пересылку этого письма = 5; другой, тот кто получит, должен был бы заплатить штраф = 2; неправильный ответ = 0)

Суммируем баллы.
Сумма + 24 и выше – высокий вербальный интеллект (кругозор).
Сумма от + 14 до 23 – выше среднего.
Сумма от 0 до + 13 – средний показатель вербального интеллекта.
От - 1 до – 10 – ниже среднего.
От – 11 и меньше – низкий показатель.
Если показатель вербального интеллекта низкий или ниже среднего ,
необходимо дополнительное обследование нервно-психического развития ребенка .


Все без исключения родители заинтересованы в успешности обучения ребёнка. Поэтому начинают заранее готовить его к школе: записывают на подготовительные курсы будущих первоклассников, обучают чтению, письму и быстрому счёту.

Безусловно, эти навыки пригодятся ребёнку в процессе учёбы, но мамы и папы забывают про психологическую готовность детей к школе. Именно она свидетельствует о достаточной зрелости детской психики для перехода на новый этап развития – учебную деятельность.

Подробнее о том, что такое психологическая готовность к школьному обучению и почему она так важна, вы узнаете из данной статьи.


Содержание:

Что такое психологическая готовность к школе?

психологическая готовность к школе

Многие родители считают, что, если ребёнок к семилетнему возрасту научился читать, писать и решать примеры, то он полностью готов к школьному обучению.

Эта позиция ошибочна. Поскольку дошкольнику недостаточно владеть определённым уровнем знаний, умений и навыков, чтобы освоить школьную программу.

У ребёнка к семи годам должна быть сформирована психологическая готовность к обучению в школе. Это тот необходимый уровень развития, который позволит ему быть успешным не только в процессе учёбы, но и в общении со взрослыми и сверстниками, а также в осознании внутренней позиции школьника.

Готовность ребёнка к обучению подразумевает, что все сферы психического развития готовы к усвоению норм и правил школьной жизни.

Почему дошкольник должен быть готов к школе именно психологически? Об этом – случай из практики.

Паша в 6 с половиной лет умел читать, писать печатными буквами и знал названия почти всех динозавров. Но у мальчика были трудности с поведением: капризничал по любому поводу, отказывался выполнять требования взрослых и постоянно нарушал дисциплину. С другими ребятами в группе Паша практически не общался, ему было трудно первым заговорить или пригласить поиграть. Психолог, исследуя готовность детей к школе, сообщила Пашиной маме, что ребёнок психологически не готов к обучению и рекомендовала оставить мальчика ещё на один год в детском саду. Мама была возмущена: почему у её сына низкий уровень готовности, ведь он столько всего знает и умеет! Не послушав совета специалиста, мама отдала Пашу в первый класс. Почти сразу у мальчика начались серьёзные проблемы. Уроки были ему неинтересны, учителя он не слушал, смотрел в окно или рисовал на парте. Домашние задания Паша делал только с маминой помощью и под её строгим контролем. Через месяц маму пригласил директор и рекомендовал перевести Пашу в коррекционную школу, поскольку тот не справляется с учебной программой.

Этот случай иллюстрирует, насколько важной для дальнейшей жизни является грамотная психолого-педагогическая подготовка к школе, в которой уделяется внимание всем сторонам психического развития ребёнка. Из-за неправильных действий мамы ребёнок попал в коррекционную школу, обучение в которой не соответствовало его реальным возможностям.

Подведем итог. Ребёнок, психологически готовый к школе, быстрее адаптируется к процессу обучения и школьной жизни. Ему легче наладить взаимоотношения с учителями и одноклассниками, завести друзей и проявить свои лучшие качества.

Компоненты готовности

Теперь давайте посмотрим, что же всё-таки нужно ребёнку для успешного обучения в школе:

Мотивационная готовность


Только то дело будет успешным, которое выполняешь с желанием и интересом. Поэтому к концу дошкольного возраста у ребёнка должно быть:

  • желание учиться, стремление получать новые знания;
  • интерес к познанию мира;
  • положительное отношение к школе, учителю, одноклассникам.

Психологи утверждают, что при поступлении в школу у детей преобладают социальные мотивы и мотивы достижения. Им нравится красивая форма, школьные принадлежности, новые друзья, нравится получать хорошие оценки и когда хвалит учитель.

Учебная мотивация появляется гораздо позднее, ко второму, а то и третьему классу. Сначала ребёнок должен привыкнуть к роли ученика, а затем прийти к пониманию, что эта роль может ему дать.

Интеллектуальная готовность

Чем больше знает и умеет ребёнок, тем проще ему будет проявить себя в начале школьного обучения. Важными показателями готовности будут:

  • умение устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями;
  • способность анализировать, обобщать, делать выводы;
  • определённый запас знаний об окружающем мире в пределах возраста.

Социально-личностная готовность

психологическая готовность ребенка к школе

Школьное обучение предполагает общение с большим количеством людей: учителями, одноклассниками, ребятами из других классов. Поэтому у ребёнка должны быть хорошо развиты следующие качества:

  • умение общаться со взрослыми и сверстниками, как знакомыми, так и незнакомыми;
  • способность выполнять требования взрослого;
  • отзывчивость, умение сочувствовать, сопереживать;
  • развитые моральные принципы;
  • адекватная самооценка.

Эмоционально-волевая готовность

Требования школьной жизни нелегки для вчерашнего дошкольника. Необходимо рано вставать, приходить в школу до звонка, сидеть на уроках долгое время. Дома тоже не получится расслабиться, поскольку нужно делать домашние задания. Поэтому ребёнку необходимо быть собранным, ответственным и организованным. От него потребуются:

  • способность сосредотачиваться на задаче, концентрировать внимание;
  • умение доводить начатое до конца;
  • произвольность поведения – умение управлять своими поступками и эмоциями, сдерживать негативные проявления;
  • умение преодолевать трудности при достижении цели;
  • умение действовать по правилам.

У Паши из нашей истории не была сформирована эмоционально-волевая и социально-личностная готовность. Он не мог контролировать своё поведение, подчиняться требованиям взрослым и взаимодействовать со сверстниками. Если бы мама уделяла должное внимание не только развитию познавательных навыков, возможно, всё сложилось бы совсем по-другому.

Методы диагностики

Но и сами родители могут определить, насколько их ребёнок готов к школьному обучению.

Во-вторых, существуют достаточно простые методики, с помощью которых мамы и папы могут узнать уровень развития памяти, внимания и мышления у своего ребёнка.


Родителям полезно понаблюдать за ребёнком: как он общается с окружающими людьми, есть ли у него друзья, умеет ли он сосредотачиваться на одном деле, есть ли у него стремление научиться чему-то новому. Важный показатель – как ребёнок справляется с трудностями: пасует перед ними, просит помощи у родителей или решает проблему сам.

Признаки неготовности ребёнка к школьному обучению

психологическая готовность к школьному обучению

Эти проявления можно заметить как до поступления ребёнка в первый класс, так и во время учёбы в школе. Ребёнок не готов к школьному обучению, если он:

Родителям важно помнить, что, отдавая психологически неготового ребёнка в школу, они наносят непоправимый вред детской психике.

Как правильно подготовить ребёнка к школе?

Чтобы ребёнок был успешен в учёбе, при подготовке к школе мы должны уделить внимание развитию всех компонентов психологической готовности:

Формируем учебную мотивацию и положительное отношение к школе

  1. Расскажите ребёнку о своих школьных годах – любимых учителях, интересных предметах, забавных случаях с одноклассниками.
  2. Смотрите вместе фильмы о школе, читайте книги, а потом обсуждайте.
  3. Чаще играйте в школу. Пусть ребёнок пробует себя в разных ролях: как учителя, так и ученика.
  4. Вместе с ребёнком оборудуйте в комнате учебное место, выберете необходимую мебель, одежду, канцелярские принадлежности.

О том, как правильно организовать рабочее место, чтобы повысить мотивацию и не навредить здоровью, читайте в материале Рабочее место школьника: выбираем стул и стол.

Активизируем познавательные способности

Обучаем взаимодействию

психологическая готовность детей к обучению в школе

  1. Чаще ходите с сыном или дочерью в гости, совершайте поездки в новые места, знакомьтесь с новыми людьми. Предоставьте ребёнку возможность самому проявить инициативу в общении.
  2. Спрашивайте ребёнка о других детях в классе или группе, интересуйтесь, кто ему нравится, а кто вызывает антипатию и почему.
  3. Научите ребёнка справляться с неудачами, объясните, что плохие моменты в жизни бывают у всех людей. Их нужно пережить и двигаться дальше.

Развиваем волю и контролируем поведение

Вот и всё, что нужно знать мамам и папам про психологическую готовность к школьному обучению и её составляющие. Не забывайте: от того, как подготовлен ребёнок к школе, зависит не только успешность его обучения, но и психологическое благополучие как самого ребёнка, так и его родителей.

Готовность ребенка к школе определяется не только умением читать, писать. Это, прежде всего, его физические, эмоциональные, интеллектуальные, коммуникативные, личностные качества, которые позволяют адаптироваться ему к новым условиям, справляться с появившимися обязанностями.

Что такое готовность ребенка к школе

Ортопедический стул для школьника

Готовность ребенка к школе определяется не формальным овладением навыков чтения, счета, письма. Это результат общей психической зрелости, комплексный показатель умственного, социального, эмоционального, физического развития. Считается, что к 7 годам у детей должны быть сформированы все сферы, которые ему позволят успешно учиться в школе. Но, развитие ребенка – это процесс индивидуальный. Некоторые дети готовы к переменам в 6,5 лет, некоторым еще требует годик посидеть в детском саду.

Определяем уровень готовности ребенка к школе

Поступление ребенка в школу является важным жизненным этапом. От того, насколько он готов к нему, зависит успешность обучения. Подготовку детей к школе нужно начинать заблаговременно, не менее, чем за год до поступления в школу.

Известный детский психолог Лев Выготский не отделял школьное обучение от предыдущих этапов развития детей. Воспитательный процесс должен быть подчинен этапам взросления ребенка. Детсадовская программа обучения должна формироваться с учетом зоны ближайшего развития. Тогда переход в школу будет мягким, естественным процессом, с формированием к 6-7 летнему возрасту необходимых знаний, умений.

Психологами выделяются несколько критериев, которые позволяют определить готовность к школе.

Физическая готовность

Прежде всего ребенок должен быть физически готов к школе. Этот критерий определяется соответствием организма и основных возрастных норм. В физическую готовность к школе входят следующие показатели:

Биологические особенности, масса тела, рост, утомляемость, работоспособность, зрелость мочевыделительной, пищеварительной системы, устные словесные реакции.

Общее физическое здоровье, сила, скорость, ловкость, координация движений.

Развитие основных видов движений, наклоны, прыжки, ползание, приседание, бег.

Развитие мелкой моторики, умение держать карандаш, перекладывать мелкие предметы с места на место, проводить четкие линии.

Навыки самообслуживания, умение одеваться, завязывать шнурки, убирать за собой посуду, пользоваться основными столовыми приборами, следить за своим внешним видом, мыть руки, пользоваться туалетом.

Для определения уровня физической готовности перед поступлением в школу нужно пройти медицинский осмотр. Ребенок считается физически готовым к обучению в школе, если:

его рост и вес соответствуют возрастной норме;

паспортный и биологический возраст совпадает;

нет хронических заболеваний в острой стадии;

нет функциональных и психических отклонений, которые не поддаются коррекции.

Принято считать, если у детей началась смена молочных зубов на постоянные, то это является знаком готовности костной системы. В антропологии есть простой тест определения физической готовности к обучению. Попросите ребенка поднять вверх руку и дотронуться кончиками пальцев до уха на противоположной стороне головы. При этом рука должна проходить через макушку головы. Если это у него получится, то он готов к школе, если не получается, то нет.

Личностная готовность

советы по выбору школьной формы

Личностная готовность включает в себя сформированное у детей принятие новой для него социальной позиции. Она определяется отношением ребенка к себе, как к ученику, к учителям, другим ученикам. В эту сферу готовности входит не привлечение школы внешней атрибутикой, портфелем, тетрадками, учебниками, новыми карандашами, ручками, красивой формой, а возможностью получения новых знаний. Что говорит о развитии познавательного фактора. Психологически готовый к школе ребенок хочет идти в школу, чтобы узнать что-то интересное, а не потому что ему за это купят робота.

Обычно личностная готовность идет в совокупности с социальной и определяется следующими показателями:

коммуникабельность, способность общения со взрослыми и детьми;

умение решать вопросы без агрессии;

понимание авторитета учителя;

умение слушать учителя;

способность задавать вопросы;

адекватно реагировать на замечания;

оценивание своих действий и чужого поведения.

У ребенка должна быть развита учебная мотивация. Позадавайте ему следующие вопросы:

Хочешь ли ты пойти в школу?

А зачем тебе учиться?

Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?

Интеллектуальная готовность

Интеллектуальная готовность предполагает наличие у детей кругозора, запаса конкретных знаний. В возрасте 6-7 лет у них еще образное мышление, которое опирается на реальные действия с предметом. У готового к школе ребенка начинается формирование аналитического мышления, способности нахождения связей между предметами, явлениями, воспроизведения образца. Под интеллектуальной готовностью понимается умение воспринимать на слух информацию, запоминать ее. Считается, что дети, готовые к обучению, должны уметь удерживать внимание на поставленной задаче в течение 15-20 минут.

Чтобы определить интеллектуальную готовность к школе, психологи используют тест Керна-Йирасека, который несложно провести в домашних условиях. Он состоит из следующих заданий:

Предложите несложную фразу письменными буквами. Здесь оценивается подражание образцу, величина букв, отклонение от горизонтальной линии, соотношение маленьких и больших букв.

Срисовывание группы точек. В этом задании производится оценка сохранения количества точек, расположение их в пространстве. Допускается незначительное отклонение одной точки из столбца или ряда. Допустимо уменьшение рисунка, увеличение – нет.

В области интеллектуальной готовности малыш должен уметь:

отгадывать простые задачки;

находить в группе лишний предмет;

добавлять недостающие предметы;

находить отличные и похожие признаки;

восстанавливать последовательность событий.

Педагогическая готовность

Готовность ребенка к школе

Педагогическая готовность не является основным показателем готовности ребенка к школе. Тем не менее, предполагается, что дети к 6-7 годам должны владеть следующими навыками в области математики:

считать до 10 и обратно;

увеличивать и уменьшать предметы на один, два;

знать простые геометрические фигуры;

делить предметы на равные части.

Необходимые навыки письма:

правильно держать ручку;

обводить по линиям;

рисовать по клеточкам;

копировать с образца.

Навыки чтения:

отличать согласные звуки от гласных;

отличать буквы от звуков;

подбирать слова на заданный звук;

делить слово на слоги.

Умственная готовность

Умственная готовность включает в себя:

знания об окружающем мире;

умение оперировать имеющимися знаниями;

развитый словарный запас.

Тест на проверку памяти:

Слуховая память начинает формироваться к 6 годам жизни малыша. Ранее у него было только образное запоминание. Но, как известно, в школе большинство информации детьми воспринимается именно на слух.

В медленном темпе зачитайте ребенку 10 несвязанных между собой слов.

Слова зачитываются 4 раза.

Если ребенок запомнил 7-8 слов, это является показателем развитой слуховой памяти.

Если ребенок назвал 3-4 слова, то это говорит о незрелости его слуховой памяти.

Тест на проверку мышления и речи

Готовность ребенка к школе

Предложенные задания позволят выявить понимание множественности предметов на примере существительных в единственном числе. Задача ребенка будет в том, чтобы предложенные слова из единственного числа перевести во множественное. Например:

На обдумывание ответа дается не более 10 секунд. Дети, которые из 10 слов в 7 допустили ошибки нуждаются в дополнительной работе по развитию речи и мышления.

Тест на проверку умозаключений

Малыш с первого раза может не понять задание. Помогите ему найти подходящее слово. Следующую пару слов он находит сам. Чем быстрей он откажется от помощи взрослого и справится самостоятельно с заданием, тем выше его обучаемость.

Какой ребенок считается неготовым к школе

Психологи считают, что ребенок не готов к школьному обучению, если он:

Не может высидеть на уроке около 30 минут.

Не способен к длительному сосредоточению.

Часто отвлекается, быстро утомляется.

Не может подружиться с классом, конфликтен или, наоборот, замкнут.

Не хочет ходить в школу.

Начал часто болеть.

Боится разговаривать со взрослыми.

Психологически неготовых детей не стоит отдавать в школу, таким образом на их детскую психику наносится неповторимый вред.

Что должен знать ребенок к 6-7 годам

Считается, что к моменту обучения в школе ребенок должен знать следующее:

Как зовут маму, папу, ближайших родственников.

Свои данные, то есть имя, фамилию, отчество.

Свою страну, город.

Распространенных в его местности животных, растений, насекомых.

Времена года, месяцы, дни недели.

Популярные виды спорта.

Уметь отличать диких животных от домашних, хищников от травоядных, деревья от кустарников, овощи от фруктов.

Ориентироваться во времени.

Иметь представление о погоде.

Обобщать понятия, например, огурец – это овощ, роза-цветок, малина-ягода.

Это лишь примерный список того, что должен знать ребенок к школе. Необходимые умения и знания формируются постепенно, в ходе занятий с малышом в детском саду и дома.

Читайте также: