Уровень школьной мотивации 9 класс
Обновлено: 03.07.2024
Для исследования уровня школьной мотивации применен опросник Н. Лускановой, цель которого - выявить отношение обучающихся к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.
А для диагностики структуры учебной мотивации школьника применена методика М. Матюхиной, позволяющая выявить ведущие, доминирующие мотивы в мотивационной сфере обучающихся.
Результаты уровня школьной мотивации по опроснику Н. Лускановой
Описание уровня
Количество уч-ся
Высокий уровень школьной мотивации
Хорошая школьная мотивация
Положительное отношение к школе, но школа привлекает детей внеучебной деятельностью
Низкая школьная мотивация
Негативное отношение к школе
Статистический анализ полученных данных показал, что
33,3% (4) обучающихся имеют высокий уровень школьной мотивации. Эти дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.
58,3% (7) – хорошую школьную мотивацию. Данная группа детей успешно справляется с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жёстких требований и норм. Данный уровень мотивации является средней нормой.
8,3% (1) - положительное отношение к школе, но школа привлекает детей внеучебной деятельностью. Эти дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем . Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени , и учебный процесс их мало привлекает.
Сравнительная характеристика за 2016-2017 учебный год и 2017-2018 учебный год показывает положительную динамику в развитии степени школьной мотивации
у 33,3% (4) – повысился (у 8% (1) с II на I уровень, у 17% (2) с III на II , у 8% (1) с IV на III );
у 67% (8) учащихся уровень учебной мотивации остался на том же уровне (25% (3) – I уровень, 42% (5) – II уровень).
В целом можно отметить, что у 91,7% (11) учащихся наблюдается преобладание внутренней школьной мотивации над внешней. Учащиеся положительно настроены по отношению к учению, чувствуют себя эмоционально комфортно в школе, ими принята роль ученика, присуща высокая учебная активность и устойчивые познавательные интересы.
Результаты диагностики структуры учебной мотивации, выявления ведущих, преобладающих мотивов в мотивационной сфере детей
Цель методики – определение школьной мотивации. Проверка уровня школьной мотивации учащихся проводится по анкете Н.Г. Лускановой (1993), состоящей из 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе и учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию. Автор предложенной методики отмечает, что наличие у ребёнка такого мотива, как хорошо выполнять все предъявляемые школой требования и показать себя с самой лучшей стороны, заставляет ученика проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости.
Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления:
Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки. При первом варианте выше фактор лжи, так как дети видят перед собой взрослого, задающего вопросы. Второй вариант предъявления позволяет получить более искренние ответы, но такой способ затруднен в первом классе, так как дети еще плохо читают.
Стимульный материал методики
1.Тебе нравится в школе?
-не очень
-нравится
-не нравится
2.Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
-чаще хочется остаться дома
-бывает по-разному
-иду с радостью
3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты бы пошел бы в школу или остался бы дома?
-не знаю
-остался бы дома
-пошел бы в школу
4.Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
-не нравится
-бывает по-разному
-нравится
5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
-хотел бы
-не хотел бы
-не знаю
6.Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
-не знаю
-не хотел бы
-хотел бы
7.Ты часто рассказываешь о школе родителям?
8.Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
-точно не знаю
-хотел бы
-не хотел бы
9.У тебя в классе много друзей?
10.Тебе нравятся твои одноклассники?
Ответы на вопросы анкеты расположены в случайном порядке, поэтому для упрощения оценки может быть использован специальный ключ. В итоге подсчитывается набранное количество баллов.
1. Обучение в школе и знания необходимы мне для:
а) получения образования:
б) поступления в вуз;
в) будущей профессии;
г) ориентировки в жизни;
д) того, чтобы устроиться на работу.
2. Я бы не учился, если бы .
а) не было школы:
б) не жил в России;
г) не получал знания;
3. Мне нравится, когда меня хвалят за.
а) хорошие отметки:
б) успехи в учебе;
в) приложенные усилия;
г) мои способности;
д) выполнение домашнего задания;
е) мои личные качества.
4. Мне кажется, что цель моей жизни.
а) работать, жить и наслаждаться жизнью:
б) хорошо знать школу;
в) доставлять пользу людям;
г) стать грамотным образованным человеком.
д) мне пока не ясна
5. Моя цель на уроке -
а) усвоить что-то новое;
в) слушать и понимать учителя;
г) получить хорошую оценку;
д) никому не мешать, сидеть тихо
6. При планировании своей работы я.
а) тщательно обдумываю ее;
б) сравниваю ее с имеющимся у себя опытом;
в) сначала пытаюсь понять ее суть;
г) стараюсь сделать это так, чтобы работа была понятна другим;
д) доверяю сделать ее старшим;
е) сначала отдыхаю
7. Самое интересное на уроке -
а) устанавливать свои правила:
б) общение с учителем по интересующей меня теме;
в) находить ответ на еще неизвестные вопросы;
г) объяснение учителя;
д) получать хорошие отметки;
е) отвечать устно, как хороший ученик
8. Я изучаю материал добросовестно, если...
а) он мне интересен для будущего;
б) у меня хорошее настроение:
в) меня заставляют;
г) не дают списать;
9. Мне нравится делать уроки, когда -
а) тихо и ничто меня не отвлекает;
б) я знаю, что эти знания потребуются мне в будущем;
в) остается много свободного времени, чтобы погулять.
г) я понимаю тему;
д) нет возможности списать;
е) много вопросов и можно проявить самостоятельность
10. Учиться лучше меня побуждает.
а) деньги, которые я заработаю в будущем;
б) родители и(или) учителя:
в) чувство долга;
г) низкие отметки;
д) желание знаний;
11. Я более активно работаю на уроках, если.
а) ожидаю одобрения окружающих;
б) мне интересна выполняемая работа;
в) мне нужна отметка;
г) хочу больше узнать;
д) хочу, чтоб меня заметили;
е) изучаемый материал мне нужен.
а) моей упорной работы;
в) подготовленности и понимания на уроках;
д) получения хороших знаний;
е) помощи родителей или друзей.
13. Мой успех в выполнении заданий на уроке зависит от.
б) понимания заданий;
в) моих способностей;
г) приложенных усилий и старания;
е) внимания к объяснению учителя.
14. Я буду активным на уроке, если.
а) хорошо знаю тему и понимаю материал:
г) не будут ругать за ошибку;
д) уверен, что отвечу хорошо;
е) довольно часто.
15. Если какой-либо учебный материал мне не понятен (труден для меня),
а) ничего не предпринимаю;
б) прибегаю к помощи других;
в) мирюсь с ситуацией;
г) стараюсь разобраться во что бы то ни стало;
д) надеюсь, что пойму потом;
е) вспоминаю объяснение учителя и просматриваю записи на уроке.
16. Ошибившись в выполнении задания, я.
а) делаю его снова, исправляя ошибки;
г) приношу извинения;
д) продолжаю думать над заданием;
е) бросаю это задание.
17. Если я не знаю, как выполнить какое-либо действие, то я.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
ОЦЕНКА МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ 7-9 КЛАССОВ
Аннотация: статья посвящена анализу мотивационной сферы учащихся 7-9 классов. Целью данной статьи является обобщенное представление результатов исследования мотивации школьников. Дана характеристика выявленных уровней мотивации учащихся 7-9 классов. Предложены рекомендации по повышению уровня мотивации у школьников.
Ключевые слова: Мотивация, учебная мотивация, школьники, уровни мотивации, оценка мотивации.
Annotation: the article concentrates on the analysis of motivational sphere of school students of 7-9 classes. The article’s purpose is a generalized presentation of the results of the educational motivation’s study. The characteristics of the detected motivation levels of school students of 7-9 classes is given. The recommendations on increasing the level of motivation in schoolchildren are suggested.
Key words: motivation, educational motivation, school students, motivation levels, evaluation of motivation.
Низкая мотивация учащихся школ в наше время является актуальной проблемой, т.к. содержание школьной программы не полностью удовлетворяет ряд информационных, интеллектуальных и эмоциональных потребностей школьников, и приобретает особое значение в связи с понижением интереса к обучению.
В настоящее время наблюдается значительный рост заинтересованности общества в наиболее полной реализации интеллектуального, творческого и личностного потенциала человека, как важнейших источников его достижений [5]. Особенно этот интерес проявляется в системе образования, т.к. именно образовательные учреждения в первую очередь ответственны за его формирование и реализацию.
Учебная мотивация старшеклассника, представляя собой особый вид мотивации, характеризуется сложной структурой, одной из форм которой является структура внутренней (ориентированной на процесс и результат) и внешней (ориентированной на награду, избегание) мотивации [3].
Мотивация к учебе является одним из показателей личностной значимости учебной деятельности для обучающегося. Поэтому необходимо помнить, что на ее становление и формирование влияет множество факторов. Среди них исследователи отмечают как состояние мировой политики в целом,
так и благосостояние конкретной семьи в частности [3, 4]. Кроме того, мотивация ученика старших классов определяется многими факторами, среди которых главными являются образовательное учреждение, где осуществляется учебная деятельность; организацией образовательного процесса; различными субъективными особенностями ученика (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, уровень самооценки, взаимоотношения с другими учениками и т. д.), субъективными особенностями педагога (взаимоотношение с учеником, отношение к своему делу), а также спецификой учебного предмета. Интерес к знаниям старшеклассника затрагивает закономерность учебного процесса и основы наук, что способствует укреплению его широких познавательных мотивов. Преобладание мотивов самообразовательной деятельности, осуществляет связь с более далекими целями, жизненными перспективами выбора профессии, благодаря чему старшеклассник при постановке целей учится исходить из планов своего индивидуального самоопределения. Возрастает его умение оценить реалистичность своих целей [1].
Целью данной статьи является обобщенное представление результатов исследования мотивационной сферы учащихся.
Таблица 1. Результаты проведения исследования мотивационной сферы учащихся
Уровень мотивации 7 класс 8 класс 9 класс
1 13,64% 40,0% 18,19%
2 22,73% 18,19% 36,36%
3 13,64% 6,67% 27,27%
4 49,99% 36,36% 18,18%
Анализ результатов исследования показал, что у учеников 8 класса выявлен наименьший уровень учебной мотивации (1 уровень). Первый, или низкий, уровень мотивации характеризуется малым количеством позитивных мотивов обучения и труда, как правило, это мотивы избежания неудач, дискомфорта (обучающийся обязан усваивать материал в связи с требованиями родителей, опекунов, педагогов), а кроме того, качественным составом целей и потребностей обучающегося. Учебные интересы бесформенны, изменчивы, краткосрочны, направлены только к опытным, прикладным знаниям. Ко всему содержанию образовательной программы ученик относится безразлично, не понимает ее значимости. Собственные намерения не связывает как с общим образованием, так и с будущей профессиональной деятельностью. Отсюда возникает существенное снижение уровня мотивации, т.к. ученик не считает необходимым процесс обучения, отдает предпочтение нетрудным видам работы. В трудовой деятельности
ученик видит метод удовлетворения собственных материальных потребностей. Действия учащегося продиктованы внешними условиями: в некоторых случаях он проявляет трудолюбие, в иных – отсутствие желания обучаться, леность. В основном ученик пассивен и безынициативен.
Среди учеников 9 класса преобладает второй уровень мотивации. При представленном уровне обучающийся осознает смысл изучаемых предметов, тем более в случае, если учитель связывает рассматриваемый вопрос с возможной будущей профессиональной деятельностью ученика. При этом выполнение заданий не интересует учащегося, он избегает работы, чувствуя нерешительность в собственных познаниях и умениях. В целом дети интересуются занимательным материалом, несложными задачами, благодаря которым они имели бы возможность получить высокие оценки без особых усилий. К мотивам на данном уровне относятся узколичностные мотивы, мотивы долга, ответственности, понимания практической значительности получаемых знаний и навыков, общественного значения труда. Впрочем, это связано только с итогами изучения и нацелены на достижение определенного результата. Активность обучающегося, его учебная самостоятельность появляются только в исключительных случаях. Ученик ещё не способен управлять собственными побуждениями, преодолевать свои недостатки и заниматься самоорганизацией. Причинами такого уровня учебной мотивации могут служить неполная сформированность позиции ученика в отношении его будущей профессиональной деятельности и внутреннее стрессовое состояние, связанные со сдачей обязательного государственного экзамена.
У учащихся 7 классов наблюдается наибольший уровень учебной мотивации, что соответствует 4 уровню по О.С. Гребенюку. Учащиеся четвертого уровня мотиваций отличаются глубоким сознанием необходимости получения среднего образования наряду с профессией, наличие познавательной потребности, долга и других мотивов учения и труда. Цели учения старшеклассники связывают с необходимостью стать высококвалифицированными специалистами, полезными обществу людьми. Они имеют устойчивые нравственные идеалы служащие им ориентирами в жизни. Мотивация характеризуется четко выраженными потребностями и ценностными ориентациями, которые пронизывают мотивы учения и труда. Направленность мотивации включает потребности глубокого изучения общеобразовательных предметов и специальности, формирования готовности к труду, к самообразованию. Динамические свойства характеризуются устойчивостью мотивации, высокой степенью действенности. Учащиеся хотят улучшать свои знания и часто продолжают обучение во внеурочное время.
1. Учебная мотивация имеет ряд специфических черт, связанных с личностными особенностями обучающихся, с их социализацией, а также с особенностями организации образовательного процесса.
2. Уровень учебной мотивации возрастает в случае, если обучающийся ценит свои собственные успехи в обучении.
3. Для повышения уровня учебной мотивации важно научить обучающегося анализировать свою деятельность. Самоанализ позволяет учащемуся адекватно оценивать результаты своей работы, что возлагает на него ответственность за учебный процесс и может повысить его мотивацию, т.к. позволяет ученику увидеть свои собственные успехи в динамике.
4. Особое внимание должно уделяться повышению самооценки учеников. Это позволит увеличить академическую успеваемость, обеспечить позитивное отношение к обучению.
5. Для обучающихся необходимы специфические учебные программы по формированию учебной мотивации, составленные с учетом их личностных особенностей и особенностей мотивации. Больше всего нуждаются в таких программах обучающиеся 9 классов, т.к. на данном году обучения происходит сдача обязательного государственного экзамена по предметам, определяющим их дальнейшую профессиональную деятельность.
1. Багрова С.М., Рудакова И.А. Мотивация к обучению учащихся профильной школы в процессе внеурочной деятельности // Психолого- педагогические аспекты образования. – 2015. – № 2 (4). – С. 124-126.
2. Гребенюк О.С. Проблемы формирования мотивации учения и труда у учащихся средних профтехучилищ: Дидактический аспект / Под ред. М.И. Махмутова / научн.-исслед. ин-т профтехпедагогики Акад. пед. наук СССР / – М.: Педагогика, 1985.– 152 с.
3. Каргин М.И., Альканова А.С. Особенности ценностных ориентаций и мотивации учения у учащихся старших классов общеобразовательных школ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 3.
4. Кошкина Д.А., Рычагова Е.С., Попова Н.М., Духтанов И.В. Современная школьная среда и ее влияние на успеваемость // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – №3. – С. 42.
5. Троицкая Г.Ю. Психологические особенности обучающихся в школах с углубленным изучением отдельных предметов и особенности мотивации учения // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – №55-7. – С. 133-140.
2. Дать анализ результатов исследования уровней школьной мотивации и общего отношения к учёбе школьников – подростков;
3. Ознакомить учащихся, педагогов, классных руководителей и родителей с результатами исследований
4. Наметить пути стимулирования и осознания мотивов, потребностей и ценностей учащихся - подростков.
Для возможности дифференцирования подростков по уровню школьной мотивации использовалась система бальных оценок. Ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций - 3 балла; нейтральный ответ (не знаю, бывает по - разному и т.п.) - 1 балл; ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к школе, к той или иной школьной ситуации - 0 баллов.
Различия между выделенными группами подростков были оценены по критерию Стьюдента и было установлено 5 основных уровней школьной мотивации:
1. 25 - 30 баллов (максимально высокий уровень) - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
2. 20 - 24 балла - хорошая школьная мотивация.
3. 15 - 19 баллов - положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.
4. 10 -14 баллов - низкая школьная мотивация.
5. Ниже 10 баллов - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Литература:
1. Кирьякова А.В. Ориентация школьников на социально значимые ценности. /А.В. Кирьякова. Учеб. пособие. Л., 1991.
2. Седых О.И. Исследование ценностных ориентаций подростков в возрастных группах: 11-12 лет, 13-14 лет, 15-16 лет. Человек и общество: История и современность: межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 4/ [ под общей ред. М.В. Шакуровой]. –Воронеж: ВГПУ, 2005.-с.143-147.
3. В.С. Собкин. Трансформация целей и мотиваций учебы школьников. / В.С. Собкин /Социологические исследования. – 2006. - №7. - с.106-115.
4. Реан А.А. Психология познания педагогом личности учащихся .М.: Высшая школа, 1990.
Читайте также: