Высказывания о моцарте 5 класс по музыке краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Этюд – (от франц. etude - букв. учение, изучение, - музыкальная пьеса, первоначально предназначенная только для совершенствования технических навыков. В творчестве Ф. Шопена этюд становится художественным произведением, концертной пьесой.

Обязательная литература

Сергеева Г. П. Музыка. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. // Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 10-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019. – 159 с.

Тематический материал для самостоятельного изучения

Мир искусства – особый мир, полный ярких образов и зыбких фантазий, философских размышлений и человеческих переживаний, поиска истины и гармонии бытия. Вся суть человеческой души выражена в нём особым метафорическим языком…

Будь то язык звука, формы, пластики, танца или цвета, источник вдохновения всегда находится в сердце художника. Нередко различные виды искусств сплетаются воедино (например, музыка и танец, музыка и слово) или же являются источником вдохновения друг для друга. Стихи рождают музыку, музыка вдохновляет поэтов, да и сама жизнь великих мастеров отражается в литературе, скульптуре, танце и кинематографе…

Гармонии задумчивый поэт – так называют великого польского композитора Фридерика Шопена (1810–1849), творчество которого вот уже более ста лет восхищает музыкантов и слушателей.

Фридерик Шопен – очень тонкий, лирический художник-романтик, оказавший значительное влияние на мировую классическую музыку. С раннего детства он играл на фортепиано и сочинял пьесы на любимом инструменте, вызывая всеобщее восхищение. Большая часть творческого наследия Ф. Шопена – фортепианные шедевры.

В звуках этого инструмента раскрылась чуткая многогранная натура композитора, а жанр фортепианной миниатюры приобрёл законченность формы и глубину содержания. Всего в двух-трёх строках есть всё: настроение, чувство, состояние, развитие, кульминация и эпилог, и не нужны более никакие постскриптумы, дополнения или разъяснения. Например, потрясающую ёмкость музыкального языка Фридерика Шопена можно наблюдать в Прелюдии № 7 ля мажор.

Судьба композитора сложилась так, что, покинув родную Польшу, он так и не вернулся домой. Мысль о горячо любимой Родине всю жизнь терзала сердце Шопена, он всей душой стремился обратно. Несмотря на успех в модном Париже и множество друзей, среди которых были музыканты Ференц Лист и Роберт Шуман, художник Эжен Делакруа и писательница Жорж Санд, он тосковал по дому, и поэтому печальными нотками любви пронизана его музыка…

Когда в 1830 году Фридерик Шопен уезжал в гастрольный тур, друзья преподнесли ему необычный подарок: кубок с родной землёй, который он бережно хранил до самой смерти. Композитор похоронен в Париже, на кладбище Пер-Лашез, а горсть родной земли так и осталась с ним. Своё сердце он завещал отвезти на Родину, в Польшу, где оно и сейчас находится в костёле Святого креста.

Когда Шопен отчизну покидал,

Друзья ему любовно поднесли

В старинном кубке горсть родной земли,

Чтоб милый дар его сопровождал.

В неизъяснимой грусти дни текли.

Средь разных стран, холодных, чуждых зал

Он свято кубок свой оберегал,

В нём видя край, оставленный вдали.

Этюд в творчестве Шопена – это не учебная пьеса для развития техники исполнителя, а небольшой законченный шедевр.

Среди произведений Фридерика Шопена есть мазурки, вальсы, полонезы – танцевальные пьесы, в которых слышатся отзвуки любимой польской народной музыки.

Ещё звучит в моих ушах

Седьмого вальса лёгкий шаг,

Как вешний ветерок,

Как трепетанье птичьих крыл,

Как мир, который я открыл

В сплетенье нотных строк.

Поэт использовал легенду о смерти великого гения, согласно которой Моцарт был отравлен завидующим ему композитором Сальери. Пьеса А. С. Пушкина далека от исторической действительности, но в ней рассматриваются глубочайшие вопросы человеческого существования, этики и морали, такие как жизнь и смерть, любовь и зависть, гений и злодейство.

Моцарт чувствовал приближение смерти. Когда к нему в дом пришёл незнакомец в чёрных одеждах и заказал написать реквием – траурную заупокойную мессу, Моцарт воспринял это событие как знак судьбы: ему казалось, что он пишет произведение для собственных похорон.

Содержание реквиема – это напоминанием о неизбежности Страшного суда и о милосердии Бога, дарующего мир и покой.

Реквиемы пишутся как на традиционные латинские тексты, так и на свободные варианты канонического текста, или даже на тексты нерелигиозного содержания.

Композитор Антонио Сальери (1750–1825) был одним из самых известных музыкантов и педагогов своего времени. Однако его имя долгие годы было омрачено легендой об отравлении из-за зависти гениального В. А. Моцарта, но эта информация была опровергнута. Состоявшийся в 1997 году суд официально признал Сальери невиновным в смерти коллеги.

Тренировочные задания

На уроке было указано, что реквием пишется на традиционный латинский текст.

Правильный ответ: латинский.

№ 2. Выберите и зачеркните жанры, которые Ф. Шопен не использовал в своём творчестве.

На уроке говорилось, что Ф. Шопен большую часть своих произведений написал для фортепиано, давались определения прелюдии, вальса, этюда и соответствующие музыкальные примеры.

Правильный ответ: опера; балет; кантата – эти жанры Ф. Шопен не использовал в своём творчестве.

Статистика сайта csomsk.ru

"Моцарт – это молодость музыки, это вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии. Бездонная глубина его человечнейших образов, поразительная смелость его новаторских открытий, двинувших на десятилетия вперёд музыкальное искусство, совершенная гармоничность и стройность формы – вот сила Моцарта, вот величие его искусства, на увядаемого в веках. Вот почему
мы так горячо, так нежно любим этого удивительного композитора".

"Не знаю, в самом ли деле ангелы в присутствии Бога играют Баха, но я уверен, что в своем домашнем кругу они играют Моцарта".

"Творчество Моцарта – это энциклопедия, где музыкант может почерпнуть всё. Моцарт – эталон композитора, обладающего блистательным вкусом в соединении с глубочайшими человеческими эмоциями, чувствами, многообразием мышления. Он сочетает в себе невероятную смелость, новаторство, оставаясь в тоже время глубоко лиричным композитором".

"В молодости я говорил - я и Моцарт, потом я стал говорить - Моцарт и я; Теперь же я говорю только - Моцарт".

"Моцарт, так же как и Бах, принадлежит к редкой породе консервативных революционеров или революционных консерваторов.
Моцарт не принадлежит ни одной нации и в тоже время – к каждой из них. Моцарт универсален. Он не национальный музыкант и не интернациональный. Он стоит над нациями."

". (Моцарт) такой лёгкий для восприятия. Его можно слушать рассеянно, расслабившись, занимаясь своими делами, читая газету. Не то, чтобы я не любил Моцарта – хуже. Я осуждаю его, осуждаю его светскость. Впрочем, правил нет без исключений. Я имею в виду его Хафнер-симфонию, во всяком случае, её первую часть, плотную, компактную, прекрасно структурированную. И ещё несколько квинтетов. А также некоторые его ранние вещи, которые имеют для меня особенное значение. Мне нравится ранний Моцарт; я действительно от него без ума… Как видите, мои чувства к Моцарту противоречивы".

"Я любил Моцарта, потом на время утратил его, потом снова обрёл, чтобы больше уже никогда не терять."

"От Альбана Берга я слышал следующую оценку музыки Антона Веберна, сначала сбившую меня с толку, но которую я начал понимать очень хорошо после того, как мне стало известно стремление Берга к популярности: "Веберн пишет очень красивую музыку, которая, однако, никогда не добьется популярности. Его музыка - как музыка Моцарта; Моцарт тоже непопулярен".

1829 г:
"- Тем не менее, я не теряю надежды услышать достойную музыку к Фаусту, - сказал я.
- Этого быть не может, - отвечал Гете, - то страшное, отталкивающее, омерзительное, что она местами должна выражать, не во вкусе нашего времени. Здесь была бы нужна такая музыка, как в "Дон Жуане". Моцарт, вот кто мог бы написать музыку к Фаусту"

"Надежды, возлагавшиеся Вами на оперу, Вы могли бы увидеть осуществленными в самой высшей степени в недавней постановке "Дон Жуана". Зато эта пьеса и стоит особняком; со смертью Моцарта исчезла всякая надежда на что-либо подобное"

"ИБ: У Моцарта надрыва нет, потому что он выше надрыва. В то
время как у Бетховена или Шопена все на нем держится.
СВ: Конечно, в Моцарте мы можем найти отблески
надиндивидуального, которых у Бетховена, а тем более у Шопена, нет. Но и
Бетховен и Шопен - такие грандиозные фигуры.
ИБ: Может быть. Но, скорее, - в сторону, по плоскости, а не
вверх.
СВ: Я понимаю, что вы имеете в виду. Но с этой точки зрения
повышенный эмоциональный тонус Цветаевой вас должен скорее отпугивать.
ИБ: Ровно наоборот. Никто этого не понимает".

"Моцарта часто дают играть детям, так как у него мало нот, но взрослые боятся играть Моцарта из-за слишком большой значимости каждой ноты".

Пожалуй, в музыке нет имени, перед которым человечество так благосклонно склонялось, так радовалось и умилялось. Моцарт — символ самой музыки.

Урок музыки в 5 классе, формирующий представление обучающихся 5 класса о том, как деятели искусства становятся героями литературных, сценических, кино- и мультипликационных произведений. В качестве примера выбрана личность великого австрийского композитора В.А.Моцарта. На уроке используются ИКТ-технологии, музыкальная импровизация, анализирование музыкальных произведений. Урок полностью соответствует образовательным потребностям и психологическим особенностям учеников 5 класса.

ВложениеРазмер
5_klass_pisateli_i_poety_o_muzyke_i_muzykantah_-_v.a.motsart.doc 38.5 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

План – конспект урока по музыке в 5 классе

Тема урока: Писатели и поэты о музыке и музыкантах.

Цель урока: воспитание музыкальной культуры обучающегося, как части

его духовной культуры.

Задачи урока: 1. понимать взаимодействие музыки с другими видами

искусства на основе осознания специфики языка каждого

2. уметь размышлять о знакомом музыкальном произведении,

высказывать суждение об основной идее, о средствах и

формах ее воплощении, выявлять связь музыки с другими

искусствами, историей, жизнью;

3. уметь находить ассоциативные связи между

художественными образами музыки и других видов

4. уметь выполнять вокально-инструментальные

импровизации, исполнять хором вокальные произведения.

Ученики: Вольфганг Амадей Моцарт.

Просмотр отрывка из мультфильма, обсуждение впечатлений учеников.

Музыку этого композитора очень легко узнать, она обладает своими характерными особенностями. Сегодня мы с вами определим, что же это за особенности на примере нескольких произведений Моцарта. (запись в тетради заглавия схемы, оставляется место)

Опрос-обсуждение: Что за жанр – серенада? (произведение, исполняемое ночью, на улице, под балконом)

Где могла звучать маленькая ночная музыка? (на светском приеме, балу, музыканты рассаживались прямо в саду, музыка лилась в открытые окна)

Опрос-обсуждение: Какой музыкальный образ у произведения? ( коллективное обсуждение: легкий, жизнерадостный, искрящийся, изящный и т.д.)

Дети подыгрывают музыке.

Учитель: Молодцы, ребята, музыка получилась светлой и волшебной. Итак, какие же черты музыки Моцарта мы с вами отметим? (дети называют и записывают в схему)

Опрос-обсуждение: Как вы думаете, почему музыка Моцарта помогла старику увидеть картины прошлого своими глазами? (музыка создала определенное настроение)

Слушание песни, разучивание.

Учитель: И в завершение нашего урока давайте познакомимся с высказываниями о Моцарте великих деятелей искусства. Согласны ли вы с их изречениями? (просмотр – обсуждение слайда презентации)

А сейчас я попрошу вас нарисовать в тетради мелодию В.А.Моцарта, которая сегодня прозвучала и вам понравилась. Вы можете выбрать любой цвет для своего рисунка, чтобы выразить свое настроение и впечатление. А мелодия состоять из линий, штрихов, нотных знаков, как подскажет ваша фантазия.

1. Вольфганг Амадей Моцарт - любимец №1 всего музыкального человечества. Бах восхищает, Бетховен потрясает, а Моцарт - именно влюбляет. Как будто Природа специально создала его для того, чтобы он показал, как может быть прекрасна музыка.

Объективно - его музыка совершенна с точки зрения композиции и при этом проста, она очень красива мелодически и интуитивно глубока. Все разговоры о том, что его фигура раздута, что в его время (18 век) было много композиторов не хуже, чем он - это результат невежества.

2. Многие знают, что Моцарт был вундеркиндом. Он с трёх лет начал играть на клавесине, чуть позже - на скрипке, в пять лет начал сочинять музыку, в одиннадцать был уже автором сонат, симфоний и оперы. У него был очень тонкий музыкальный и ритмический слух, отточенный вкус и прекрасная память.

Но эти его способности не были такими уж уникальными. В истории музыки было очень много подобных чудо-детей. Грандиозный пиар маленькому Моцарту умело сделал его отец. Он устроил мальчику многолетнее турне по разным европейским странам и заставил всю Европу говорить о чудо-ребёнке. Он тщательно записывал все достижения своего сына. Поэтому мы знаем о детстве Моцарта больше, чем о детстве других вундеркиндов.

3. Моцарт никогда не был взрослым человеком. Он так никогда и не научился планировать свою жизнь, разумно распределять финансы, быть практичным. Он был доверчивым, искренним, смешливым, часто говорил лишнее, быстро загорался и быстро остывал. Инфантильность была свойством психики и следствием постоянной семейной опеки. До двадцати двух лет он никуда не ездил без матери или отца.

4. Моцарт никогда не учился в школе. Основам математики и грамоты его обучил отец. Он писал с ошибками, его остроумие было шокирующе грубым. Он мало читал, не интересовался наукой и политикой, был равнодушен к природе, архитектуре и живописи. Его не интересовало вообще ничего, кроме музыки. Музыка была его страстью.

5. Моцарт был маленького роста - 162 см, с крупным носом, русыми волосами и голубыми глазами. Его лицо было в рытвинах от перенесённой в детстве оспы. Это недостатки внешности он компенсировал большим вниманием к своей одежде. Он тратил много денег на свою коллекцию нарядных камзолов и париков. Но популярностью у женщин он не мог похвастаться никогда.

О внешности Моцарта трудно составить точное представление. Все его прижизненные портреты очень сильно отличаются друг от друга.

6. Моцарт был лучшим пианистом своего времени. Во всей Европе у него не было конкурентов.

7. Сочинял Моцарт очень быстро и легко. Ему были неведомы творческие муки. Музыка появлялась в его воображении в уже законченном виде. В его рукописях редко встречаются помарки и зачёркивания, потому что он только записывал то, что уже было в его сознании в готовом виде.

8. За 35 лет своей жизни Моцарт написал огромное количество музыки во всех жанрах его эпохи - примерно 150 часов звучания. Для сравнения, Бетховен (его старший современник) за свои 57 лет написал намного меньше: примерно 115 часов. В 1991 году лейбл Philips выпустил полное издание сочинений Моцарта. Оно заняло 180 дисков и весит 9,77 гигабайтов.

Лучшие его сочинения - оперы "Дон Жуан", "Свадьба Фигаро", "Волшебная флейта", симфонии №40 и 41, фортепианные концерты №20, 21, 23, Реквием.

9. Моцарт был женат на сестре девушки, которая была его первой любовью (её имя - Алоизия Вебер). Жену звали Констанция Вебер , и их брак был довольно мирным. У них было шестеро детей, из которых четверо умерли в раннем детстве.

Констанция пережила своего мужа на 51 год.

10. Моцарт был активным членом венской масонской ложи. Он написал много музыки специально для масонских обрядов. Его последняя опера "Волшебная флейта" наполнена идеями и символами масонства.

11. Умер Моцарт от болезни, которая точно не была диагностирована. Поскольку случилось это неожиданно, и композитор был очень молод (35 лет), в Вене поползли слухи об отравлении. Виновником называли Антонио Сальери , который недолюбливал Моцарта за резкие высказывания в свой адрес. Но эта версия - не более, чем городская сплетня.

12. Моцарт был похоронен в общей могиле в соответствии с кладбищенским распорядком того времени. Похоронная процессия (в том числе, вдова) не провожала катафалк до кладбища. Поэтому никто не знает точное место его захоронения. На Венском центральном кладбище установлен памятник Моцарту на условной могиле.

Читайте также: