Уроки мышления по экологии в доу

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Кузнецова Екатерина Вячеславовна

Населенный пункт: Владимирская область, г. Муром

В данной статье педагог раскрывает роль дидактической игры в формировании экологического мышления у детей дошкольного возраста. Формирование бережного, заботливого отношения к природе можно воспитывать не только в процессе организованной образовательной деятельности, наблюдений, но и с помощью игр. Особое место и значение в системе экологического образования дошкольников занимают дидактические игры. Исходя из возрастных особенностей детей, для каждой возрастной группы подбираются дидактические игры, обеспечивающие развитие личности каждого ребенка, элементов его экологического сознания, а так же углубляющие, уточняющие и закрепляющие знания о живой и неживой природе. Педагог представляет разнообразие дидактических игр экологического содержания, а так же правильность руководства такими играми. Представлен перспективный план дидактических игр экологического содержания для всех возрастных групп. Также рассказано, как в качестве материала для дидактической игры можно использовать естественный природный материал.

Цель данной работы, новизна……………………………. 4

Вступление

Формирование экологического сознания на современном этапе – одно из важных направлений в преодолении экологической проблемы. Решение этого вопроса в системе непрерывного образования начинается с детей дошкольного возраста. Экологическим воспитанием детей является, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения к природе, к людям, которые живут рядом и будущему поколению, которому нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Нужно учить ребят правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Необходимо сделать образовательную работу незаметной и привлекательной для детей. Но как же это сделать?

Формирование бережного, заботливого отношения к природе можно воспитывать не только в процессе организованной образовательной деятельности, наблюдений, но и с помощью игр. Трудно переоценить вклад игры в развитие ребенка, в том числе и в формировании его экологического сознания и экологического мышления. Играя, малыш познает многоликий мир природы, учится общаться с животными и растениями, взаимодействует с предметами неживой природы, усваивает сложную систему отношений с окружающей средой. В результате этого совершенствуются интеллектуальные и волевые навыки ребенка, нравственные и эстетические чувства.

Особое место и значение в системе экологического образования дошкольников занимают дидактические игры. Это игры, в которых процесс обучения детей осуществляется опосредованно, через различные элементы занимательного и одновременно познавательного материала, с которым взаимодействуют дети. Дидактические игры — это игры с готовым содержанием и правилами. В процессе дидактической игры дети уточняют, конкретизируют, закрепляют, расширяют, систематизируют имеющиеся у них представления о природе. Вместе с тем дидактическая игра оказывает влияние на развитие мыслительных операций дошкольников, развивает память и внимание. Нельзя не отметить и то, что дидактические игры способствуют становлению личностных качеств детей (способность играть вместе, договариваться в процессе игры и пр.). Таким образом, дидактические игры - наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Цель моей работы: определить влияние дидактических игр на формирование экологического мышления

Новизна данного опыта заключается в том, что дидактическая игра представлена как одно из наиболее действенных средств формирования у детей дошкольного возраста представлений об окружающем мире.

Основная часть.

Дидактическая игра, как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, её правилам и действиям, если эти правила ими усвоены.

При выборе педагогом направлений руководства экологическими играми следует обратить внимание на три основных:

  1. Создание предметно-игрового пространства. Это и игровая среда, и игровой материал, и предметы природы.
  2. Определение места дидактической игры в процессе ознакомления детей с живой и неживой природой. Воспитатель должен заботиться об усложнении игр, расширении их вариативности, включении новых игр.
  3. Отбор и анализ дидактических игр. Здесь обратить внимание на то, чтобы игры имели связь с трудом детей в природе, связь с наблюдениями на участке, связь с занятиями по ознакомлению с окружающим.

Дидактическая игра является доступным средством формирования интереса дошкольников к природе. На занятиях по экологии использую дидактические игры, которые воспитывают любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней.

Для работы с детьми своей группы подобрала следующие дидактические игры:

1.​ Игры на формирование экологических представлений о мире животных;

2.​ Игры на формирование экологических представлений о мире растений. Они включают в себя:

Игры по ознакомлению с овощами и фруктами

Игры по ознакомлению с комнатными растениями

Игры по ознакомлению с деревьями и кустарниками

3.​ Игры на формирование экологических представлений об объектах и явлениях неживой природы;

4.​ Игры на ознакомление с взаимосвязями человека с окружающей средой. (Приложение 1).

Дидактические игры используются на занятиях в качестве его составной части или вместо нее, а также в часы досуга.

В младших группах на первом этапе воспитатель проигрывает игру вместе с детьми. По ходу игры он сообщает одно правило и тут же его реализует. При повторной игре сообщает дополнительные правила. На втором этапе воспитатель выключается из активного участия в игре, руководит со стороны, направляет игру. На третьем этапе дети играют самостоятельно.

Начиная со средней группы путь обучения игре иной. Вначале воспитатель рассказывает содержание игры, предварительно вычленяет одно-два важных правила, по ходу игры еще раз подчеркивает эти правила, показывает игровые действия, дает дополнительные правила. На следующем этапе дети играют самостоятельно, воспитатель наблюдает за игрой, исправляет ошибки, разрешает конфликты. Когда интерес к игре спадает, воспитатель предлагает новый ее вариант.

Последовательность проведения игр дается в соответствии с постепенным усложнением дидактических задач. Иногда одни и те же игры в разных вариантах рекомендуем для детей разного возраста.

Таким образом, руководство дидактическими играми в старшем дошкольном возрасте требует от педагога большой, продуманной работы в процессе их подготовки и проведения.

Перспективный план дидактических игр экологического содержания по всем возрастным группам

2 младшая группа

При ознакомлении детей с природой в детском саду используем:

- дидактические игры с предметами,

Комнатные растения – обязательные обитатели уголка природы детского сада. Их удобно использовать в играх прежде всего потому, что почти половина года в средней полосе деревья, кустарники лишены зеленого покрова и перестают привлекать детей. Большинство же комнатных растений остается зелеными постоянно, а некоторые цветут и зимой.

Чтобы облегчить усвоение детьми знаний об отличительных признаках растений, для игр хорошо использовать листья, цветы, плоды, семена, кору. Желание поиграть с листьями, цветами часто вызывает у дошкольников стремление украсить групповую комнату, подарить букет.

Однако, планируя игру с природным материалом, воспитатель должен помнить о соответствии ее содержания изменениям, происходящим в окружающей природе.

Таким образом, игры могут быть разными. Воспитатель может придумывать их сам на темы, которые обсуждались на занятиях, о явлениях, которые дети наблюдали. Во всех случаях игры помогут закрепить знания дошкольников, научить их использовать в нужный момент.

Заключение

Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологического мышления. Общение с природой положительно влияет на ребенка, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие качества. Через игру дети теснее соприкасаются с природой. Они учатся ее любить, бережно к ней относиться. Дети моей группы стали эмоционально реагировать при встрече с прекрасным, проявлять интерес к объектам природы, стараются соблюдать правила поведения в природе, проявлять готовность оказывать помощь нуждающимся в ней, что служит показателем сформированности экологической культуры ребенка. (Приложение 4)

Таким образом, в дидактической игре заложены большие возможности не только формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста, но и активизации, обогащения, расширения словаря, развития грамматического строя речи и связной речи в целом; развитие интегративных качеств: активность, эмоциональность, овладение средствами общения и взаимодействия со взрослыми и детьми, способность управлять своим поведением, решать интеллектуальные задачи.

Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа: философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью.

ВложениеРазмер
mat_2.docx 18.22 КБ

Предварительный просмотр:

Берегите эти воды, эти земли.

Даже малую былинку любя,

Берегите всех зверей внутри природы.

Убивайте лишь зверей внутри себя …

Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа: философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью.

Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в ее территорию: на планете стремительно исчезают различные виды растений и животных, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами.

Раскрыть перед ребенком красоту природы и научить увидеть ее – дело сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждое его движение. Дети очень наблюдательны и внимательны к словам педагога, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определенное душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание и познание. Природа – великий учитель. Она преподносит нам уроки мудрости, учит справедливости, труду, терпению, скромности, чистоте.

Тема: Формирование экологического мышления младших дошкольников.

АКТУАЛЬНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просвещенческой работы по формированию у населения экологического сознания,культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду-первом звене системы непрерывного образования. Именно в этот период закладывается позитивное отношение к природе,к "рукотворному миру",к себе и к окружающим людям.

Осознанное-правильное отношение детей к природе строится на чувственном её восприятии,эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни,роста и развития отдельных живых существ,взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных,состоянии растений,правильную их оценку и адекватное реагирование.

Таким образом,осознанный характер отношения к природе позволяет ребенку выполнить отдельные трудовые действия,направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

От нас,и наших детей зависит,будет ли существовать гармония в отношениях человека и природы. В соответствии с этим важно особое внимание уделять пониманию детьми своего неразрывного единства с окружающим миром. Успех в воспитании гуманных чувств возможен,если ребенок будет,относиться к каждому живому организму как самоценной,уникальной сущности,имеющей право на жизнь.

ЦЕЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ-формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением,способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

В соответствии с целью экологического воспитания,можно выделить следующие ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ :

1. Развивать интерес ко всему живому,к природе во всех её проявлениях.

2. Обогащать представления о связях между природными явлениями.

3. Поощрять самостоятельные "открытия"детьми свойств природных объектов.

4. Приобщать детей к разнообразной деятельности в природе,её охране и уходу за растениями и животными.

5. Воспитывать бережное отношение к природе,способность любоваться её красотой.

Таким образом,осуществляя работу в детском саду,в соответствии с целями и задачами экологического воспитания,мы способствуем формированию экологического мышления детей младшего дошкольного возраста.

НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Процесс формирования экологического мышления детей младшего дошкольного возраста будет проходить успешно,если для этого будут созданы необходимые условия.

В группе это уголок природы (растения,по возможности животные).Желательно в уголке иметь бросовый материал,природный эстетически оформленный. На участке можно создать экологическую тропу,сформировать альпийскую горку. Правильно организовать и оформить огород. Главное,чтобы все объекты были безопасны для жизни и здоровья детей.

Соблюдение выше описанных целей,задач,форм и условий экологического воспитания будет способствовать формированию экологического мышления детей дошкольного возраста.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Наиболее интересным направление в работе по формированию основ экологических знаний является организация исследовательской деятельности детей. Дети отдают предпочтение при изучении живой и неживой природы экспериментированию,реальным опытам с реальными предметами и их свойствами.

ФОРМЫ :

1. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ,как одна из традиционных форм организации экологического обучения и воспитания детей,имеют важную функцию-они позволяют накопить представления о природе и качественно их преобразовать-расширить,углубить,систематизировать.

2. ЭКСКУРСИЯ-еще одна очень интересная форма проведения экологических занятий. Экскурсия-это комплексное мероприятие,её заранее планируют,обдумывают,готовят. Во время экскурсии на умственное развитие детей оказывают влияние различные мероприятия познавательного характера:наблюдения за явлениями природы,пояснения взрослых,словесные игры,отгадывание загадок.

3. Ещё одна форма проведения экологической работы в детском саду- это ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАЗДНИКИ И ДОСУГИ. Экологические праздники могут быть посвящены временам года,урожаю,птицам и т. д. Одним из наиболее значимых является праздник,посвященный Дню Земли.

1. СОЗДАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ-это непрерывный процесс,который включает в себя организацию "экологических пространств",их совершенствование и коррекцию,ежедневное поддерживание условий,необходимых для жизни всех живых существ. Такая постоянная совместная деятельность является методом экологического воспитания :она приучает детей систематически думать и заботиться о "братьях меньших".Но методом эта деятельность становится лишь в том случае,если она выполняется совместно взрослыми и детьми.

2. НАБЛЮДЕНИЕ. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов,в познании их через различные формы восприятия-зрительное,слуховое,тактильное,вкусовое,обонятельное.

Большие возможности для наблюдений предоставляет сезонная жизнь растений. Различное состояние деревьев и кустарников,появление и исчезновение травянистой растительности в теплое и холодное время года позволяют детям в процессе наблюдений сформировать представления о зависимости жизни растений от внешних условий.

3. ИГРОВОЙ МЕТОД-это еще один очень важный метод экологического воспитания. В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра и экологическое воспитание в некотором отношении противоположны:во время игры ребенок раскован,он может проявлять инициативу,совершать любые действия,от которых игра может стать лучше или хуже,но при этом никто не пострадает, т. е. физически и морально не ограничен в этой деятельности. ИГРУШКА- обязательный спутник детских игр. Готовые игрушки (куклы,животные).ПОЛУГОТОВЫЕ ИГРУШКИ-кубики,мозаики,конструкторы применяются для моделирования объектов.

Особо ценной можно считать игрушку-материал (глина,песок,картон,бумага,природный материал,которая дает простор детской фантазии.

ИГРЫ-ИЛЛЮСТРАЦИИ используются,чтобы показать свойства веществ. Например,при изучении темы "Воздух".Показать детям воздух наглядно можно используя мыльные пузыри.

Дошкольники с удовольствием играют в различные настольно-печатные игры -"Зоологическое лото","Ботаническое лото","Кто где живет?" и т. д. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ помогают развивать у детей ловкость,быстроту,силу. На прогулках,в конце экскурсии можно поиграть с детьми в подвижные игры,используя основы экологических знаний.

Интересно провести в детском саду длительную СЮЖЕТНО-РОЛЕВУЮ ИГРУ "Экологическая почта".На протяжении игры каждый ребенок выполняет и обязанности почтальона,становится и получателем и отправителем корреспонденции,а главное-автором писем,причем не только от себя как ребенка,но и от первого лица тех или иных представителей животного и растительного мира.

4. БЕСЕДА является методом формирования экологического мышления детей младшего дошкольного возраста.

5. ЭКСПЕРИМЕНТ - важнейший из методов исследования. Экспериментирование используется в различных видах организационной и самостоятельной деятельности дошкольников. Детям нравится деятельность, в которой они вместе со взрослыми совершают свои первые открытия,учатся объяснять и доказывать. С детьми дошкольного возраста можно проводить несложные опыты с различными объектами живой и неживой природы. Опыты побуждают детей сравнивать,сопоставлять,развивают наблюдательность,восприятие,мышление. Интересные опыты можно проводить с водой,воздухом,песком и глиной,при выращивании зелени,например,репчатого лука.

Следует отметить,что основы экологической культуры закладываются в семье,усилия дошкольного образовательного учреждения будут малоэффективны,если родители не станут единомышленниками и помощниками в экологическом воспитании детей.

Таким образом,самое главное в экологическом воспитании и формировании экологического мышления младших дошкольников-личная убежденность педагога,умение заинтересовать,пробудить у детей,воспитателей и родителей желание любить,беречь и охранять природу.

1. Лучич М. В. Детям о природе:Кн. для воспитателя дет. сада -2-е изд. ,дораб. -М. :Просвещение,1989-143 с.

2. Николаева С. Н. юный эколог :Программа и условия её реализации в детском саду. -М. :Мозаика-Синтез.

3. Программа "Истоки" :Базис развития ребенка-дошк. Т. И. Алиева,Т. В. Антонова,Е. П. Арнаутова и др. : Просвещение,2003.-335 с.

Формирование культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников слайд 1 Формирование культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников слайд 2 Актуальность: Чтобы облегчить ребенку освоение новых.

Формирование логического мышления у дошкольников Дошкольное детство - первый период технологического развития ребенка и поэтому самый ответственный. В это время закладываются основы психологических.

Формирование представлений о взаимодействии человека и природы в процессе экологического образования дошкольников Аннотация. В статье проанализированы понятия экологического образования и воспитания дошкольника. Рассмотрены средства, методы, а также.

Театральная деятельность младших дошкольников в системе непрерывного экологического образования Детство начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное.


В каждом аспекте воспитания детей, в любой образовательной области такая форма деятельности с детьми, как занятия играет важнейшую функцию. На занятиях чувственные представления детей, полученные в повседневной жизни, могут быть преобразованы, классифицированы, углублены и обобщены. Занятия по экологическому воспитанию полностью выполняют данную функцию.

Organization Chart

Рис. 1. Основные типы занятий по экологии

Отличия разных типов занятий друг от друга:

1. Дидактические задачи

2. Схема построения

3. Ход организации

Занятия первично-ознакомительного типа.

В течение всего обучения дошкольников бóльшая часть первичных знаний по экологии, сведений о различных аспектах жизни человека, о природе воспитанники получают на занятиях первично-ознакомительного типа. Зачастую на данных занятиях преподносится информация о животных, растениях, условиях их обитания тех, с которыми дети не могут встретиться и познакомиться в реальности (например, с других материков, регионов и пр.)

Основным материалом таких занятий являются всевозможные наглядные и демонстрационные пособия, презентации и т. д. Что позволяет детям отчётливо и правильно представлять изучаемые объекты. Для максимально эффективной работы очень важны технические средства обучения, такие как телевизор, ноутбук, проектор и экран (а лучше — интерактивная доска). Немаловажно и аудиосопровождение, что воспитанники могли слышать звуки природы и звуки, издаваемые животными. Всё это позволит создать у детей реальные представления о жизни. Темами занятий могут быть домашние и дикие животные, обитатели леса и севера, тундры и жарких стран, пруда и моря, а также, деятельность людей на сельскохозяйственной ферме, в лесничестве, в области природопользования и охраны природы. На занятиях этого типа дети знакомятся с внешним видом животных и растений, учатся их распознавать, узнают о среде их обитания, приспособленности к ней, о сезонной жизни, о различных особенностях поведения. [3]

Информация преподносится детям через беседу, рассматривание иллюстративного материала, демонстрацию презентаций. Так же компонентами этих занятий являются чтение детской литературы, просмотр документальных фильмов, познавательных мультфильмов. Однако рассказ воспитателя во всех вариантах занятий этого типа имеет первостепенное значение. Приоритетным становится словесный метод экологического воспитания — от слова воспитателя (его вопросов, пояснений, их системы и последовательности) зависят успешность и качество восприятия детьми новых образов, представленных наглядностью, зависит понимание связи событий, связи объектов; продуманное и спланированное слово воспитателя организует содержание занятий, обеспечивает успешный результат обучения. [1]

Занятия первично-ознакомительного типа с дошкольниками старшего возраста намного сложнее, чем занятия в более младших возрастных группах. С ними можно изучать картины природы, выходящие за рамки их жизненного опыта, выходить за пределы изображенного сюжета, рассматривать одновременно несколько картин — этому способствуют и некоторый уже сложившийся опыт детей, и имеющихся у них круг представлений.

Наглядный материал способствует формированию представлений об экосистемах пустыни, саванны, леса, их обитателях, о способах приспособления животных и растений в условиям обитания. Например, воспитанникам можно показать, как норка передвигается в лесу по деревьям и как отлично плавает в воде (т. е. как строение её тела помогает двигаться в разных условиях), чем она питается в теплое и холодное время года, как он охотится (т. е. как приспособлена она в данной среде в сфере питания), как и где устраивает свое гнездо, когда и как выводит потомство, как она защищается от врагов, как у нее происходит смена шерсти во время линьки, и какую приспособительную функцию в ее жизни выполняет этот процесс. Показывая одновременно картины о жизни норки в разные сезонные периоды, дошкольникам можно таким образом представить панораму событий в разное время года, показать приспособленность типично лесного животного к сезонно меняющимся условиям жизни. С помощью этих же картин можно продемонстрировать рост и развитие детёнышей, заботу матери о них, их постепенное взросление, подготовку к взрослой и самостоятельной жизни. [4]

Огромную пользу картины, слайды, видеофильмы оказывают в знакомстве детей недоступными реальному восприятию экосистемами: океаном, Арктикой. Наглядность в сочетании с эмоциональными пояснениями воспитателя расширяют кругозор детей, формируют новые образы о природе.

Иногда на первично-ознакомительных занятиях с детьми можно рассматривать живые объекты природы. Но только в том случае, если они случайно оказались в детском саду или же целенаправленно были принесены родителями или воспитателем в целях знакомства детей с животным. Например, можно на несколько дней принести ежа. Но не в группу, а в зимний сад, где он может пожить некоторое время. Дети будут за ним ухаживать, кормить, поить, изучать его рацион питания, привычки и пр. В целях подробного изучения животного детям позволяют проводить несложные опыты, чтобы показать, как он передвигается, как сворачивается, как шипит и подпрыгивает, демонстрирует свою маскировочную окраску и пр. Позже со старшими дошкольниками можно провести добрую экологическую акцию — вернуть ежа в его родные условия обитания. Если же еж был домашний и не приспособлен к жизни в лесу, то он может подольше пожить в детском саду, то для знакомства с ним планируются циклы наблюдений, которые помогут детям постепенно накопить знания.

Занятия углубленно-познавательного типа.

Содержание занятий, которые можно назвать углубленно-познавательными, направлено на выявление и показ детям связи между растениями, животными и внешней средой, в которой они нуждаются. Тематика таких занятий определяется рядом конкретных зависимостей, которые, как показали исследования и практика детских садов, доступны пониманию и усвоению старшими дошкольниками. Это занятия, посвященные ознакомлению детей с зависимостями жизни и роста растений от факторов внешней среды, например ростом овощных культур, садовых растений, их сезонными изменениями и пр. Это занятия по ознакомлению детей с приспособленностью животных к среде обитания, например с маскировочной окраской животных, со способами их передвижения, защиты от врагов. [2]

Углубленно-познавательное занятие — заключительный этап в локальной работе с детьми, подводящий итог некоторых полученных знаний. В старшей группе — беседа об особенностях весны в начале мая после продолжительных наблюдений, заполнения календаря природы и погоды или диалог о перелётных и зимующих птицах в конце зимней подкормки птиц после регулярных наблюдений за ними.

Занятия углубленно-познавательного типа активно способствуют умственному воспитанию дошкольников. Дети обучаются умению устанавливать причинно-следственные связи, логично рассуждать, делать выводы. Все это обеспечивает интенсивное развитие мышления дошкольника. [5]

Занятия обобщающего типа.

На занятии обобщающего типа воспитатель ставит цель выделить ряд значимых признаков (существенных и характерных) для группы знакомых объектов и на их основе формирует обобщенное представление.

Что же может быть содержанием обобщенных представлений, формируемых в дошкольном возрасте? Практика обучения показывает, что обобщения должны строиться на конкретных различных знаниях, систематически приобретаемых детьми на протяжении всего дошкольного возраста, а также получаемых в процессе многократных наблюдений за объектами в природе. [5]

В группах детей старшего дошкольного возраста все конкретные занятия могут быть классифицированы, суммированы и обобщены. Содержанием таких обобщенных сведений могут быть явления, закономерно изменяющиеся во времени с постоянной периодичностью: рост и развитие растений, сезонные изменения в природе. В течение нескольких лет дети наблюдают, как растут комнатные растения, овощи на огороде, цветы на клумбе. Накапливается огромное множество разнообразных представлений. На их основе можно сформировать обобщенное представление о том, что растение развивается из семени, оно растет, цветет, образует новые семена. Для его роста нужны определенные условия: свет, тепло, влага, хорошая почва. [6]

Обобщающие занятия способствуют развитию мышления, памяти, способности строить логические цепочки, — а, следовательно, развивают интеллект ребёнка в целом, — умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

Итак, велика и очевидна роль занятий по экологии. Знания об окружающем мире необходимо давать именно в дошкольном возрасте. Информация должна быть доступна детям. Очень важно помнить о том, что в процессе обучения дошкольников должен быть конструктивный подход. Для эффективного процесса экологического воспитания огромную роль играет именно совместная деятельность педагога и детей, т. к. воспитатель является носителем экологической культуры, владеет методикой экологического воспитания, способствует формированию практических навыков.

Таким образом, видно, что для комплексного и эффективного экологического воспитания дошкольников очень важна системность, последовательность. Все типы занятий по экологии с дошкольниками несут свою функцию. И только комплексный и творческий подход воспитателя может сформировать у детей реальные и адекватные знания об окружающем мире, привить экологическую культуру подрастающему поколению.

1. Груздев П. Н. и др. Вопросы воспитания мышления в процессе обучения. — М, 2005. — 427 с.

2. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. — 2005. — N 7. — с. 3–9 Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л. Сто кроссвордов о растениях и животных. Ярославль: Академия развития, 2004. — 178 с.

3. Иванова Г., Курашова В. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. — 2006. — N 3. — с. 10–12.

4. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. — М.: ТЦ Сфера, 2003. — 56 с.

6. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду / Пособие для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 2004. — 160 с.

Основные термины (генерируются автоматически): занятие, ребенок, экологическое воспитание, дошкольный возраст, первично-ознакомительный тип, внешняя среда, детский сад, ознакомление детей, углубленно-познавательный тип, экологическая культура.

Похожие статьи

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного.

ребенок, природа, дошкольный возраст, экологическое воспитание, экологическая культура личности, окружающая среда, окружающий мир, экологическая культура, дошкольное воспитание, экологическое.

Формирование основ экологической культуры дошкольников.

Полноценное экологическое воспитание детей возможно при условии построения процесса экологического воспитания детей дошкольного возраста через повседневную деятельность.

Формирование экологических представлений детей старшего.

Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, и педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.

Особенности формирования экологической культуры.

ребенок, экологическая культура, экологическое образование дошкольников, экологическое образование, экологическое воспитание, дошкольный возраст, группа методов, принцип научности, окружающая среда.

Актуальность экологического воспитания детей старшего.

природа, дошкольный возраст, ребенок, экологическое воспитание, знание, родная природа, ознакомление дошкольников, нравственное воспитание, экологическая культура, экологическое образование.

Экологическая культура как средство познавательного.

экологическая культура, экологическое образование, детский сад, познавательное развитие, ребенок, дошкольный возраст, экологическое воспитание, окружающая среда, природа, грамотное поведение.

Воспитание основ экологической культуры старших.

Здесь, в природе, вечный источник. Детского разума. В. А. Сухомлинский. В статье говорится об актуальности проблемы экологического воспитания дошкольников; а также о том, как важно и необходимо включать детей в посильную для их возраста практическую деятельность.

Экологическое образование детей дошкольного возраста.

экологическое образование, ребенок, дошкольный возраст, образовательный процесс, образовательная деятельность, дошкольное образование, познавательная деятельность, совместная деятельность взрослого.

Территория детского сада как элемент эколого-развивающей.

природа, детский сад, экологическое воспитание, ребенок, экологическая культура, поход, окружающая среда, дошкольный возраст, экологическое образование, мир природы.

Экологическое воспитание в детском саду

Одно из приоритетных направлений в современном стандарте дошкольного образования получило экологическое воспитание. Ребёнок начинает познавать мир с самого рождения, а вместе с изучением окружающей среды он должен получать представление о её хрупкости, учиться любить, беречь и защищать природу, узнавать, какие действия человека наносят ей непоправимый вред. Занятия по экологическому воспитанию в детском саду как раз и призваны решать эти задачи.

Теоретические аспекты экологического воспитания в ДОУ

Основы экологического образования входят в программы для детских дошкольных учреждений, начиная с 60-х годов прошлого века. Но если тогда основной упор делался на привитие детям элементарных основ экологической грамотности, то сейчас — на формирование экологической культуры с самого раннего детства.

  • воспитание любви к природе родного края, умения понимать и чувствовать её красоту, бережно относиться к растениям и животным;
  • создание условий для получения воспитанниками элементарных знаний о природе и формирование у них ряда представлений о явлениях живой и неживой природы.

Дошкольники в силу особенностей своего возраста очень органично воспринимают все знания, которые связаны с природой. Ведь маленькие дети ощущают себя частью природы, у них ещё не развилось потребительское отношение к ней. Поэтому главная задача — сделать так, чтобы ощущение неразрывной связи с окружающим миром, возникшее в раннем детстве, осталось на всю жизнь.

Улыбающаяся девочка в венке из цветов

Ребёнок в дошкольном возрасте ощущает себя частью природы, и задача педагога — укрепить эту связь

Формы занятий по экологии

На занятиях по экологии используются различные формы обучения. Основные направления деятельности:

  1. Специально подготовленные занятия. Здесь главную роль играет воспитатель. Это могут быть:
    • экскурсии,
    • беседы с воспитателем о природе, животных, растениях,
    • чтение художественной литературы,
    • рассказы об особенностях ухода за животными.
  2. Совместная деятельность дошкольников и воспитателя. Дети принимают активное участие во всём происходящем на занятиях. Сюда относятся:
    • различные тематические игры,
    • викторины,
    • рисование и конструирование,
    • наблюдение,
    • ответы на вопросы детей,
    • обсуждение прочитанных книг, просмотренных диафильмов и мультфильмов,
    • работа в живом уголке,
    • подготовка экологических праздников и т. д.
  3. Самостоятельная работа детей. Применение полученных дошкольниками экологических знаний на практике. Например, они могут самостоятельно (но под присмотром воспитателя) поливать цветы, кормить животных в живом уголке, собирать гербарии или коллекции.

Три девочки и мальчик в группе ухаживают за растениями

Экологическое воспитание начинается с заботы детей о растениях и животных

Дидактические и наглядные материалы для занятий по экологии

Экологическое лото позволяет обощить представления детей о различных видах растений и животных

Пример плаката для оформления экологического уголка

Экологический уголок в ДОУ должен быть красочно оформлен и привлекать внимание детей

Читайте также: