Универсальные компетенции в школе

Обновлено: 05.07.2024

Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник. Сегодня такой подход оказывается недостаточным сегодня социуму (профессиональным учебным заведениям, производству, семье) нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение.

А это во многом зависит не от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятия “компетентности” и “компетентности”, более соответствующие пониманию современных целей образования..

Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования.По мнению современных педагогов, само приобретение жизненно важных компетентностей дает человеку возможность ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени.

Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и действующим подходами к образованию, поскольку касается личности ученика и может быть реализованным и проверенным только в процессе выполнения конкретным учеником определенного комплекса действий..

В связи с этим в современном педагогическом процессе существенно возрастает роль профессионально компетентных педагогов к организуемой ими учебной деятельности учащихся.

  • Технологий;
  • Содержания образования;
  • Стиля жизни ОУ;
  • Типа взаимодействия между преподавателями и обучающимися и между обучающимися.

Итак, что такое “компетенция” и “компетентность”?

Компетенция – 1) круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; 2) круг чьих-то полномочий, прав.

Компетентный – 1) знающий, осведомленный; авторитетный в определенной отрасли; 2) специалист, владеющий компетентностью

Компетенция – это круг вопросов, явлений, в которых человек обладает авторитетностью, познанием , опытом.

Например: образовательная компетенция учащихся, педагогическая компетенция учителя, медицинская компетенция врача и т.д.

Другими словами, компетентность – это способность установить и реализовать связь между “знанием – умением” и ситуацией.

И. Хасан отмечает, что компетенции – это цели (поставленные перед человеком), а компетентности – это результаты.

Компетентный специалист, компетентный человек – это очень выгодная перспектива. Предложена формула компетентности. Каковы ее основные составляющие?

Во-первых, знание, но не просто информация, а та, что быстро изменяется, разновидная, которую необходимо уметь найти, отсеять от ненужной, перевести в опыт собственной деятельности.

Во-вторых, умение использовать эти знания в конкретной ситуации; понимание, каким способом можно получить эти знания.

В-третьих, адекватное оценивание – себя, мира, своего места в мире, конкретных знаний, необходимости или ненужности их для своей деятельности, а также метода иx получения или использования. Эта формула логично может быть выражена в такой способ:

Компетентность = мобильность знаний + гибкость метода + +критичность мышления

Безусловно, человек, который воплощает в себе такие качества, будет довольно компетентным специалистом. Но механизм достижения такого результата остается пока что не разработанным и кажется довольно сложным. Как вариант предлагают модель психолого-педагогического сопровождения развития учеников, направленного именно на формирование иx компетентности.

Компетентность является сложным образованием, интегрированным результатом обучения, выделяют виды или направления компетентностей. Их можно разделить на три группы.

1. Социальные компетентности связаны с окружением, жизнью общества, социальной деятельностью личности (способность к сотрудничеству, умение решать проблемы в различных жизненных ситуациях, навыки взаимопонимания, социальные и общественные ценности и умения, коммуникационные навыки, мобильность в разных социальных условиях).

2. Мотивационные компетентности связаны с внутренней мотивацией, интересами, индивидуальным выбором личности (способность к обучению, изобретательность, навыки адаптироваться и быть мобильным, умение достигать успехов в жизни, интересы и внутренняя мотивация личности, практические способности, умения делать собственный выбор).

3. Функциональные компетентности связаны с умением оперировать научными знаниями и фактическим материалом (техническая и научная компетентность, умение оперировать знаниями в жизни и обучении, использовать источники информации для собственного развития)

Формирование учащихся ключевых компетентностей в учебном процессе называется компетентностным подходом.

Комплекс этих жизненных умений является центральным в системе компетентноcтного подхода, а так же конечным результатом обучения.

Модель охватывает все звенья и виды образования: дошкольную, базовую и полную среднюю, профессиональную и высшую, внешкольную, последипломную и дистанционную с выходом на беспрерывное образование, на способность личности учиться на протяжении всей жизни.

Субъектами деятельности в системе компетентностно ориентированного подхода являются – прежде всего, это ученик, родители и государственные структуры, которые, как прямо, так и косвенно, через государственную политику образования, влияют на становление личности. Это также субъекты педагогического процесса в системе образования – воспитатель, психолог, учитель.

Субъекты деятельности в системе компетентностно ориентированного подхода:

Ученик Родители Государственные структуры

Субъекты педагогического процесса в системе образования –

Воспитатель психолог учитель

Основные группы компетентностей в значительной степени связаны между собой. Поэтому каждый субъект системы может влиять на развитие и социальной, и мотивационной, и функциональной компетентностей.

Графическое разделение субъектов было выполнено по признаку приоритетностей влияния: семья и начальное образование мотивируют на обучение и развитие (мотивационная компетентность), школьное и высшее образование создают условия для развития и способствуют обретению знаний (функциональная компетентность), другие субъекты системы оказывают содействие социальному становлению личности (социальная компетентность). Диалектика развития в этом плане может быть обозначена так:

Мотивация Функциональные умения Социализация Мотивация

Эту схему можно рассматривать как путь от мотивов через приобретение необходимого функционального багажа к социализации; в процессе социализации формируются новые мотивы, цепочка преобразований осуществляется на более высоком уровне. Поэтому основные компетентности обязательно связаны между собой. При этом механизм психолого-педагогического сопровождения развития учеников принципиально не изменяется при условии использования другой классификации и выделения других основных групп компетентностей.

  1. Ключевые, включают (работа с числом, коммуникативная, информационные технологии, самообучение, работа в команде, решение проблем, быть человеком).
  2. По видам деятельности (трудовая, учебная, коммуникативная, профессиональная, предметная, профильная)
  3. По сферам общественной жизни (бытовая, гражданско-общественная, в искусстве, культурно-досуговая, в физкультуре, спорте, в образовании, в медицине, в политике и т.д.).
  4. В отраслях общественных знаний (в математике, физике, в гуманитарных науках, в обществознании, в биологии).
  5. В отраслях общественного производства.
  6. По составляющим психологической сферы (когнитивная, технологическая, мотивационная, этническая, социальная, поведенческая).
  7. В областях способностей (в физической культуре, умственной сфере, общественные, практические, исполнительные, творческие, художественные, технические, педагогические, психологические, социальные).
  8. В областях по ступеням социального развития и статуса (готовность к школе, компетентности выпускника, молодого специалиста, специалиста – стажёра, руководителя).

Как видите компетентностей достаточно много, но как вы заметили, что среди них выделяют ключевые (основные).

  • ключевые компетенции – относятся к общему (мета-предметному) содержанию образования;
  • общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;
  • предметные компетенции – частные по отношении к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
  1. Социальная компетентность – способность действовать в социуме с учётом позиций других людей.
  2. Коммуникативная компетентность – способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым.
  3. Предметная компетентность – способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры.
  4. Информационная компетентность – способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации.
  5. Автономизационная компетентность – способность к саморазвитию, самоопределению, самообразованию, конкурентоспособности.
  6. Математическая компетентность – умение работать с числом, числовой информацией.
  7. Продуктивная компетентность – умение работать и зарабатывать, быть способным создать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них.
  8. Нравственная компетентность – готовность, способность жить по традиционным нравственным законам.

Согласно программе внедрения компетентностно ориентированного подхода в учебно-воспитательный процесс выделяют следующие ключевые компетентности.

1. Познавательная компетентность:

– учебные достижения;
– интеллектуальные задания;
– умение учиться и оперировать знаниями.

2. Личностная компетентность:

– развитие индивидуальных способностей и талантов;
– знание своих сильных и слабых сторон;
– способность к рефлексии;
– динамичность знаний.

3. Самообразовательная компетентность:

– способность к самообразованию, организации собственных приемов самообучения;
– ответственность за уровень личной самообразовательной деятельности;
– гибкость применения знаний, умений и навыков в условиях быстрых изменений;
– постоянный самоанализ, контроль своей деятельности.

4. Социальная компетентность:

– сотрудничество, работа в команде, коммуникативные навыки;
– способность принимать собственные решения, стремиться к осознанию собственных потребностей и целей;
– социальная целостность, умение определить личностную роль в обществе;
– развитие личностных качеств, саморегулирование.

5. Компетентное отношение к собственному здоровью:

– соматическое здоровье;
– клиническое здоровье;
– физическое здоровье;
– уровень валеологических знаний.

Необходимо еще раз сделать ударение на главной особенности компетентности как педагогического явления, а именно: компетентность – это не специфические предметные умения и навыки, даже не абстрактные умственные действия или логические операции, а конкретные, жизненные, необходимые человеку любой профессии, возраста, родственного состояния.

  1. Ценностно-смысловая компетенция.
  2. Общекультурная компетенция.
  3. Учебно-познавательная компетенция.
  4. Информационная компетенция.
  5. Коммуникативная компетенция.
  6. Социально-трудовая компетенция.
  7. Компетенция личностного самоусовершенствования

Уровень образованности, особенно в современных условиях, не определяется объемом знаний, их энциклопедичностью. С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. При таком подходе цели образования описываются в терминах, отражающих новые возможности обучаемых, рост их личностного потенциала.

С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей

  • научить учиться, т.е. научить решать проблемы в сфере учебной деятельности;
  • научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат, т.е. решать познавательные проблемы;
  • научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни – экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных, т.е. решать аналитические проблемы;
  • научить ориентироваться в мире духовных ценностей;
  • научить решать проблемы, связанные с реализацией определенных социальных ролей;
  • научить решать проблемы, общие для разных видов профессиональной и иной деятельности;
  • научить решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в учебных заведениях системы профессионального

Формирование компетентностей учеников обусловлено реализацией не только обновленного содержания образования, но и адекватных методов и технологий обучения. Список этих методов и технологий является довольно широким, их возможности – разноплановыми, поэтому целесообразно очертить основные стратегические направления, определив при этом, что рецепта на все случаи жизни, конечно не существует.

Потенциал, например, продуктивных методик и технологий очень высокий, и реализация его влияет на достижение такого результата обучения, как компетентность.

Выделяют основные задачи:

– создание условий для развития и самореализации учеников;
– усвоение продуктивных знаний, умений;
– развитие потребностей пополнять свои знания на протяжении всей жизни.

  1. Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
  2. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.
  3. Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться. .
  4. Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.
  5. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.
  6. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
  7. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
  8. Необходимо чаще показывать ученикам перспективы иx обучение.
  9. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.
  10. В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.
  11. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
  12. Будьте проинформированы относительно последних научных достижений по своему предмету.
  13. Поощряйте исследовательскую работу учеников. Найдите возможность ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов.
  14. Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.
  15. Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.

Эти полезные правила-советы – только небольшая часть, только вершина айсберга педагогической мудрости, педагогического мастерства, общего педагогического опыта многих поколений. Помнить их, наследовать им, руководствоваться ими – это то условие, которое способно облегчить учителю достижение наиважнейшей цели – формирования и развития личности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование компетенций и универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования.

Учитель начальных классов

МКОУ Новопостояловская ООШ

Бондаренко Светлана Алексеевна.

В соответствии с разделением содержания начального общего образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета) выстраивается 3 уровня компетенций:

ключевые компетенции – относятся к метапредметному содержанию образования;

общепредметные компетенции – относятся к определённому кругу учебных предметов и образовательных областей;

предметные компетенции – частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

прородоведческие и здоровьесберегающие;

компетенции личностного самосовершенствования.

Название компетенции определяет роль соответствующего метода обучения. Приведём примеры компетенций в деятельностной форме.

Ценностно-смысловые компетенции – это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами младшего школьника, его способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки своей деятельности. Данные компетенции предполагают следующие универсальные учебные действия:

формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к предмету и сферам деятельности;

владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций;

уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия;

осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;

осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учётом общих требований и норм.

Учебно-познавательные компетенции – это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающие элементы логической, методологической, обще-учебной деятельности, сотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят следующие УУД:

ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснять свою цель;

организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозна-чать своё понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;

ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы;

выбирать условия проведения наблюдения или опыта,

выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с техническими картами и инструкциями;

использовать элементы вероятностных и статистических методов познания;

описывать результаты, формулировать выводы при проектной, эксперименталь-ной и исследовательской деятельности;

выступать письменно и устно о результатах своего исследования с использова-нием компьютерных средств и технологий;

иметь опыт восприятия картины мира.

Социокультурные компетенции – это умение применять на практике и в жизни знания, умения и навыки, значимым становится гендерное воспитание. У уч-ся фор-мируются следующие УУД:

владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей – семья-нина, гражданина, ученика, собственника, потребителя, покупателя, пациента и т.д.;

уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;

определять своё место и роль в окружающем мире, в семье, коллективе, государ-стве;

владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной дея-тельности;

владеть эффективными способами организации свободного времени;

иметь представление с системах социальных норм и ценностей в России и дру-гих странах;

иметь осознанный опыт жизни в многонациональном, многокультурном, много-конфессиональном обществе;

действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и обществен-ной пользой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;

владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя и т.д.

Коммуникативные компетенции – это знание необходимых языков, способов взаимодействия с людьми и событиями, навыки работы в паре и группе, владение различными социальными ролями в коллективе. К окончанию начальной школы ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести диалог и участвовать в дискуссии, выступать с докладом, защищать проект и т.д. Поэтому важно сформировать у младшего школьника следующие УУД:

уметь представить себя устно и письменно, написать письмо, заявление, резюме, поздравление, заполнить анкету, подписать тетрадь, дневник;

уметь представить свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, использовать для этого знание иностранного языка;

владеть способами взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями;

владеть разными видами речевой деятельности: монолог, диалог, чтение, письмо, скандирование, декламация;

владеть способами коллективной деятельности, приёмами действий в ситуациях общения;

умениями искать и находить компромиссы;

иметь положительные навыки общения в многонациональном, многоконфессиональном обществе, основанные на знании истории и традиций различных национальных общностей и социальных групп.

Информационные компетенции – это умение при помощи словарей, справочников, энциклопедий, телевизора, телефона, средств массовой информации, Интернета, ви-деозаписи, книг самостоятельно искать, анализировать и отбирать нужную информа-цию, организовывать, преобразовывать, сохранять и использовать её. Информационные компетенции обеспечивают навыки деятельности младшего школь-ника по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образова-тельных областях, в окружающем мире, формируя у уч-ся УУД:

владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, словарями, энциклопедиями, каталогами, Интернет;

самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать, отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать и сохранять её;

ориентироваться в информационных потоках уметь выделять в них главное и необходимое;

уметь осознанно воспринимать информацию из средств массовой информации;

владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, принтера, телевизора, магнитофона, телефона, факса, мультимедийного обору-дования, интерактивной доски;

использовать информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.

Природоведческие и здоровьесберегающие компетенции – это знакомство с культу-рой своего народа и народов других стран, краеведением, уходом за растениями, зна-ниями по экологии, применением правил личной гигиены, формированием навыков здорового образа жизни, умением заботиться о собственном здоровье, личной безопас-ности, владеть способами оказания первой медицинской помощи пострадавшим или заболевшим, ухаживать за ребёнком младшего возраста. У младших школьников формируются следующие УУД:

знать духовно-нравственные основы жизни человека и общественной культуры;

знать культуру, традиции и обычаи своего народа;

иметь представление о родном крае, его природе, занятиях людей;

иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природе;

владеть эффективными способами организации своего свободного времени;

знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях;

позитивно относиться к своему здоровью;

владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля;

знать и применять правила личной гигиены, заботиться о своём здоровье, лич-ной безопасности;

владеть навыками оказания первой медицинской помощи;

владеть элементами психологической грамотности, половой культуры и поведения;

иметь многообразие двигательного опыта и уметь использовать его в массовых формах соревновательной деятельности, в организации активного отдыха и досуга;

уметь подбирать индивидуальные средства и методы для развития своих физических качеств.

Социально-трудовые компетенции – это владение знаниями и опытом в сфере граж-данско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, профессионального само-определения. Учащиеся овладевают минимально необходимыми для жизни в совре-менном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности. Так в сфере гражданско-общественной деятельности ученик должен владеть компе-тенциями гражданина, наблюдателя, патриота, владеть УУД в нравственно-правовом, патриотическом, экологическом направлениях деятельности; в социально-трудовой сфере – уметь быть покупателем, пешеходом, пациентом и т.д.

Весь этот перечень можно дополнить следующими компетенциями:

способность к работе в группе ради достижения цели;

отсутствие чувства беспомощности;

способность слушать других людей и принимать во внимание сказанное ими;

способность разрешать конфликты и смягчать разногласия;

умение контролировать свою деятельность;

внимание к проблемам, мешающим достижению поставленных целей;

терпимость к разным вероисповеданиям, стилям жизни окружающих;

самостоятельность мышления, креативности и оригинальности;

вовлечение положительных эмоций в процесс деятельности;

умение устанавливать причинно-следственные связи;

умение строить диалог;

готовность индивидуально решать сложные вопросы, задачи;

исследование окружающей среды;

готовность и способность обучаться самостоятельно;

отношение к правилам как указателям желательных способов действия;

личная ответственность за порученное дело;

поиск и использование обратной связи;

способность принимать решения и отвечать за их результат;

уверенность в себе.

- ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования;

- механизмы связи УУД с содержанием учебных предметов;

- характеристики УУД обучающихся и типовые задачи их формирования;

- преемственные связи программы формирования УУД при переходе от дошкольного к начальному общему образованию.

Данные требования могут составить структуру программы формирования УУД, которая направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапред-метным результатам освоения Образовательной программы , дополняет традицион-ное содержание образовательных и воспитательных программ, служит основой разработки примерных учебных программ.

Ценностные ориентиры содержания образования сформулированы в Стандарте и примерной Образовательной программе. К ним относятся:

формирование основ гражданской идентичности личности на базе воспитания чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества; восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;

формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе доброжелательности, доверия , внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма;

развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности;

развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации.

Перечисленные ориентиры составляют основу проектируемой программы формиро-вания УУД. Выделяют 4 блока основных видов УУД:

Личностный блок связан с ценностно-смысловой ориентацией уч-ся:

- умение жить по правилам;

- умение соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами;

- умение выделять нравственный аспект поведения;

- ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

Выделяется 3 вида личностных результатов: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

К регулятивным УУД относятся:

- осуществление учебных действий; - коррекция;

Познавательные УУД включают:

Коммуникативные УУД обеспечивают:

- социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению и совместной деятельности;

- умение слушать и вступать в диалог;

- участвовать в коллективном обсуждении проблем;

- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным УУД относятся: инициативное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, управление коммуникацией.

Каждая общепредметная компетенция и все УУД имеют сквозное воплощение во всех четырёх ступенях развития, воспитания и обучения – дошкольная, начальная, основная, средняя (полная) общая школа. Чтобы определить реализацию общепредметной компетенции и УУД на каждой ступени, необходимо описать динамику изучаемой действительности. Выполнение данного этапа проектирования предполагает учёт того, что постепенно

увеличивается количество и качество освоенных учеником элементов компетенции и УУД;

происходит изменение или расширение объектов, к которым относится данная компетенция и УУД;

компетенции и УУД интегрируются, взаимодействуют между собой, образуя комплексные личностные новообразования, например, компетенции проектной деятельности и связанных с нею УУД.

Разработка Образовательных программ по отдельным предметам должна учитывать комплексность представляемого в них содержания образования с точки зрения вклада в формировании общих ключевых компетенций и УУД. Следует определить необхо-димое и достаточное число связанных между собой реальных изучаемых объектов, формируемых при этом знаний, умений, навыков и способов умственных действий и способов деятельности.



Ключевые компетенции современного школьника

Изменения в характере образования конца XX – начала XXI века заключаются в его направленности, целях, содержании, все более явно ориентируют его на свободное развитие человека, творческую инициативу, самостоятельность учащихся, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. В связи с этим все более актуальным становится компетентностный подход в образовании. Формирование ключевых компетенций человека является перспективным направлением в науке и практике образования.

Вопрос о ключевых компетенциях является сегодня предметом обсуждения во всем мире. Особенно актуально эта проблема звучит сейчас в связи с модернизацией украинского образования.
Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования дает возможность решать проблему, типичную для украинской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.

В настоящее время не существует общепринятого определения компетенции.
Общим для всех определений является понимание ее как способности личности справляться с самыми различными задачами.

Компетенция в переводе с латинского языка означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает знаниями и опытом.
По мнению доктора педагогических наук Германа Селевко, компетенция – это готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели. Под внутренними ресурсами понимаются знания, умения, навыки, надпредметные умения, компетентности (способы деятельности), психологические особенности, ценности и т.д.

Компетенции – качества, приобретенные через проживание ситуаций, рефлексию опыта.

Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.
Под ключевыми компетенциями подразумеваются наиболее универсальные по своему характеру и степени применимости компетенции. Их формирование осуществляется в рамках каждого учебного предмета, по сути, они – надпредметные.

Компетенции следует отличать от образовательных компетенций, то есть от тех, которые моделируют деятельность ученика для его полноценной жизни в будущем. Например, до определенного возраста гражданин еще не может реализовать любую компетенцию, но это не значит, что ее не следует у школьника формировать. В этом случае говорят об образовательной компетенции.

Образовательная компетенция – требование к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности.


Ключевые компетенции: европейский вариант.
Изучать:
• уметь получать пользу из опыта;
• организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их;
• организовывать свои собственные приемы изучения;
• уметь решать проблемы;
• самостоятельно заниматься своим обучением.

Находить:
• запрашивать различные базы данных;
• опрашивать окружение;
• консультироваться у эксперта;
• получать информацию;
• уметь работать с документами и классифицировать их.

Думать:
• организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий;
• критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ;
• уметь противостоять неуверенности и сложности;
• занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение;
• видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа;
• оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой;
• уметь оценивать произведения искусства и литературы.

Сотрудничать:
• уметь сотрудничать и работать в группе;
• принимать решения – улаживать разногласия и конфликты;
• уметь договариваться;
• уметь разрабатывать и выполнять контракты.

Браться за дело:
• включаться в проект;
• нести ответственность;
• входить в группу или коллектив и вносить свой вклад;
• доказывать солидарность;
• уметь организовывать свою работу;
• уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.

Адаптироваться:
• уметь использовать новые технологии информации и коммуникации;
• доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений;
• показывать стойкость перед трудностями;
• уметь находить новые решения.

Компетентностный подход может стать особенно продуктивным для разработки современных систем технологической подготовки школьников. Суть этого подхода в приоритете внепредметных, личностно значимых знаний и умений над предметными знаниями. А опыт показал, что наиболее социально адаптированными оказались люди, обладающие не суммой академических знаний, а совокупностью личностных качеств: инициативности, предприимчивости, творческого подхода к делу, умения принимать самостоятельные решения.



Ключевые компетенции современного школьника

Изменения в характере образования конца XX – начала XXI века заключаются в его направленности, целях, содержании, все более явно ориентируют его на свободное развитие человека, творческую инициативу, самостоятельность учащихся, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. В связи с этим все более актуальным становится компетентностный подход в образовании. Формирование ключевых компетенций человека является перспективным направлением в науке и практике образования.

Вопрос о ключевых компетенциях является сегодня предметом обсуждения во всем мире. Особенно актуально эта проблема звучит сейчас в связи с модернизацией украинского образования.
Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования дает возможность решать проблему, типичную для украинской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.

В настоящее время не существует общепринятого определения компетенции.
Общим для всех определений является понимание ее как способности личности справляться с самыми различными задачами.

Компетенция в переводе с латинского языка означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает знаниями и опытом.
По мнению доктора педагогических наук Германа Селевко, компетенция – это готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели. Под внутренними ресурсами понимаются знания, умения, навыки, надпредметные умения, компетентности (способы деятельности), психологические особенности, ценности и т.д.

Компетенции – качества, приобретенные через проживание ситуаций, рефлексию опыта.

Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.
Под ключевыми компетенциями подразумеваются наиболее универсальные по своему характеру и степени применимости компетенции. Их формирование осуществляется в рамках каждого учебного предмета, по сути, они – надпредметные.

Компетенции следует отличать от образовательных компетенций, то есть от тех, которые моделируют деятельность ученика для его полноценной жизни в будущем. Например, до определенного возраста гражданин еще не может реализовать любую компетенцию, но это не значит, что ее не следует у школьника формировать. В этом случае говорят об образовательной компетенции.

Образовательная компетенция – требование к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности.


Ключевые компетенции: европейский вариант.
Изучать:
• уметь получать пользу из опыта;
• организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их;
• организовывать свои собственные приемы изучения;
• уметь решать проблемы;
• самостоятельно заниматься своим обучением.

Находить:
• запрашивать различные базы данных;
• опрашивать окружение;
• консультироваться у эксперта;
• получать информацию;
• уметь работать с документами и классифицировать их.

Думать:
• организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий;
• критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ;
• уметь противостоять неуверенности и сложности;
• занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение;
• видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа;
• оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой;
• уметь оценивать произведения искусства и литературы.

Сотрудничать:
• уметь сотрудничать и работать в группе;
• принимать решения – улаживать разногласия и конфликты;
• уметь договариваться;
• уметь разрабатывать и выполнять контракты.

Браться за дело:
• включаться в проект;
• нести ответственность;
• входить в группу или коллектив и вносить свой вклад;
• доказывать солидарность;
• уметь организовывать свою работу;
• уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.

Адаптироваться:
• уметь использовать новые технологии информации и коммуникации;
• доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений;
• показывать стойкость перед трудностями;
• уметь находить новые решения.

Компетентностный подход может стать особенно продуктивным для разработки современных систем технологической подготовки школьников. Суть этого подхода в приоритете внепредметных, личностно значимых знаний и умений над предметными знаниями. А опыт показал, что наиболее социально адаптированными оказались люди, обладающие не суммой академических знаний, а совокупностью личностных качеств: инициативности, предприимчивости, творческого подхода к делу, умения принимать самостоятельные решения.

Читайте также: