Улицкая зеленый шатер краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

В романе рассказывается о жизни 3 школьных друзей – Сани, Михи и Ильи – в период от 1953 до 1996 гг. Этот временной пласт рассказывает о становлении советского диссидентства.

За минуту

Трое одноклассников — Саня, Илья и Миха – происходят из разных социальных слоев. Но их сближает спасение котенка.

Все трое – без отцов. Мальчики полюбили русскую литературу благодаря талантливому педагогу Виктору Шенгели.

Далее раскрываются судьбы трех друзей. Илья женился, его сын страдал аутизмом. Илья отправлял за рубеж другу Пьеру Занду самиздатовские произведения. Чтобы не сесть в тюрьму, диссидент Илья эмигрирует.

Саня также эмигрировал. В США он стал преподавателем в консерватории. Роман заканчивается его посещением Бродского незадолго до смерти поэта.

Роман начинается с радио оповещения о том, что генеральный секретарь Сталин смертельно болен. Семьи трёх девочек – Тамары, Гали и Оли восприняли это объявление как смерть Сталина. Семья Тамары радовалась, семья Гали и Оли восприняли это как большое несчастье. Девочки же ничего не понимали и собирались в школу как ни в чем не бывало.

Далее, повествование переключается на трех одноклассников, по совместительству лучших друзей – Илью, Саню и Миху. Илья и Саня были одноклассниками всегда, а Миха перешёл к ним в пятом классе. Илья рос в бедной семье, всегда ходил в поношенной одежде. Саня жил с бабушкой и ходил в музыкальную школу, а Миха рос в детдоме, пока его не приняла к себе тётя Геня. Ребята стали лучшими друзьями после того, как спасли котенка, которого принес в своем рюкзаке Миха. Котенок вскоре умер, а ребята так и остались друзьями, которых свела судьба.

Далее автор рассказывает читателю о жизни ребят. Саня после того, как в школьной потасовке ему порезали руку, никогда больше не смог играть на фортепиано. Миха получал постоянные подарки и внимание от бабушки Сани, а Илья получил от своего отца довоенный фотоаппарат ФЭД-С, который изменил его жизнь.

Ещё дальше, роман перестает быть беллетристикой. Он становится психологическим романом. Через призму своего восприятия и восприятия своих близких, автор показывает целую эпоху. Она начинается со смерти Сталина и заканчивается смертью Бродского. Людмила Улицкая рассказывает, как и почему взрослеют люди, от чего появляются диссиденты. В романе используются судьбы реальных исторических личностей, что заставляет читателей переживать сильнее.

Людмила Улицкая преподносит читателю Роман так, что кажется она рассказывает автобиографию, не упоминая при этом своего "я". В судьбе каждого героя романа чувствуется присутствие автора, её душа.

Также читают:

Рассказ Зеленый шатер (читательский дневник)

Популярные сегодня пересказы

Жанровая направленность произведения определяется в качестве оперы, созданной на основе шекспировской трагедии, ключевая тематика которой заключается в невозможности достижения успеха посредством нечестных поступков

Главной героиней произведения является Энн Эллиот, представленная в образе молодой девушки, являющейся младшей дочерью аристократа, влюбленной в офицера Фредерика Уэнтуорта.

С "Зеленым шатром" Л. Улицкой я познакомилась достаточно давно, вскоре после выхода книги в 2010 году, и тогда роман произвел на меня невероятное впечатление. Теперь, по прошествии десяти лет, я решила перечитать текст и вот что у меня вышло.

Фотография авторская, а книга - библиотечная, поэтому несколько "потрепанная". Сразу видно: роман пользуется высоким спросом у читателей.

Фотография авторская, а книга - библиотечная, поэтому несколько "потрепанная". Сразу видно: роман пользуется высоким спросом у читателей.

О чем текст

По большому счету это не столько роман, сколько сборник рассказов: каждая глава повествует историю об одном из трех школьных друзей либо о людях, которые явно или неявно оказали влияние на их жизнь.

Отрывки из жизни несут нелинейный характер: так сначала мы узнаем об эмиграции одного из героев и его смерти, а уже значительно позже - о причинах, понудивших это сделать.

Вообще роман производит благостное впечатление: чего-то уютного, семейного и домашнего, словно подглядываешь в окно за чужой жизнью.

Да и сама автор вызывает лишь положительные эмоции: она невероятно начитана, отлично разбирается в литературе и истории, географии Москвы, что, согласитесь, не может не радовать читателя: знакомиться с таким текстом - настоящее эстетическое удовольствие.

С другой стороны есть минус и он большой. Сначала ты закрываешь глаза на него, потом стараешься не обращать внимания, а после он начинает так раздражать, что ты просто считаешь страницы до окончания текста.

Разумеется, это национальный вопрос. Буквально вся книга пронизана этой идеей: плохое большинство и несчастное, но умное меньшинство, которое травят, отправляют в лагеря, не дают получить высшее образование, борющееся с системой.

Поначалу ты сочувствуешь, потом пытаешься игнорировать, а после начинаешь задумываться над сакральным вопросом: " И зачем я это, собственно, читаю? ". И самое страшное - ответа, по сути, нет.

Жизнь же в тексте - тягучая, жестокая, безрадостная. Персонажи борются с системой, а система беспощадно поглощает их. По сути, весь текст - протест. Протест против времени, эпохи, страны, в которой живут герои (временные рамки романа раскинуты со смерти Сталина до 1996 г., а герои романа - т. н. "шестидесятники"). И невозможно ни вырваться, ни остаться.

Такая подача пугает: словно не было ничего хорошего, словно все прошлое - пугающая воронка, поглощающая жизни и души.

Стоит ли читать текст? Наверное, все же да - Улицкая невероятно умный, грамотный человек, обладающий обширной эрудицией. Стоит ли верить всему, что там написано? Полагаю, это следует оставить на совести каждого читателя.

ЛитРес

Смерть Сталина

  • похороны Сталина и давки с тысячами погибших;
  • неоднородность диссидентского движения;
  • причины, по которым уезжали за границу и оставались.

Название романа отсылает нас к вопросам покаяния и всеобщей вины, жизни и смерти, к проблемам взросления, нравственного выбора. С помощью прецедентного евангельского феномена писательница раскрывает эти вопросы на примере жизни своих героев. Их нравственный выбор связан с участием в диссидентском движении. Тем самым в романе оказывается заявленной одна из ведущих проблем романа — проблема взаимоотношения индивидуума и власти.

В начале произведения параллельно представлены четыре сцены разного восприятия вести о смерти советского вождя, одинаково контрастных искреннему отчаянию, которое проявили толпы москвичей, хоронивших Сталина. Л. Улицкая показывает страх, презрение и скептицизм героини романа Тамары, ее матери и бабушки, отчаяние, грубый цинизм Гали и ее родных, равнодушие Оли и ее матери, чувство облегчения, испытанное учителем литературы Виктором Юльевичем Шенгели.

Александр Ананьев

Мелочная борьба в погоне за выгодой

книги стоящие прочитать

Видео: Зеленый шатер — литобзор

ЛитОбзор

Быт и бытие в Романе

улицкая зеленый шатер

Без хлеба насущного

В прекрасную бабочку

Детская инфантильность

Так, следуя библейским заповедям, порой сами того не осознавая, по-детски чисто живут такие герои Л. Улицкой, как Миха, Ольга, Тамара. Эти персонажи имеют веру в сердце. Жизнь их полна тягот и лишений, но они с достоинством преодолевают трудности и с детски открытым сердцем помогают окружающим. Их путь к идеалам смирения и всепрощения тоже представляет собой подобие инициации — герои проходят через испытание болезнями, утратой близких, страданием, любовью. Вспомним в этой связи таких героев романа, как Илья, Саня. Героям удается преодолеть инфантильность, но при этом сохранить детскость.

Виде$ зеленый шатер. [аудиокнига]

Гротеск в сравнении

Наполнение многочисленных бытовых деталей романа определёнными авторскими смыслами происходит в соответствии с этикоэстетическими представлениями о мире и семье советских граждан. Так, автор прибегает к резкой антитезе при сравнении интерьеров:

  • Убожество коммуналки и роскошь Саниного жилища.
  • При описании Саниного жилища автор акцентирует своё внимание на убранстве обеденного стола, подчеркивая традиции семьи и издавна сложившийся уклад жизни: После театра был сладкий стол, который Миха запомнил на всю жизнь, — от самодельного крюшона до жёлтых костяных колец, в которые были всунуты салфетки из жёсткой белой ткани.
  • В то время как стол простого советского человека изображен скудно и отчасти безобразно: Сидели с матерью за круглым, пятнистым от ожогов столом, графинчик стоял между ними Все тарелки старые, в осколках и трещинах.

Контраст также формируется на основе пространственного убранства жилых помещений. В описании квартиры Сани Стеклова доминируют экспрессивные эпитеты высоченный, невиданный, большой, служащие средством раскрытия изобразительной семантики: В большой комнате с тремя окнами и ещё половиной окна, рассечённого надвое перегородкой, под высочённым потолком с лепниной, тоже рассечённой, гнездились невиданные книги, и даже на иностранных языках (с.22).

Игра цвета в романе

Жёлтый цвет в романе создаёт ощущение нездоровья, расстройства, и одновременно затхлости и безысходности: Это был скучный прах невзрачной жизни. склеенные жёлтым клеем тарелки, лишившиеся ручек бывшие кастрюли, пустые тюбики от губной помады, старые газеты, тряпки, тряпочки, тряпицы, половина фарфорового медведя, первомайский флажок (с.474). Создавая ощущение тревоги и угнетения,

Улицкая наносит на художественную ткань романа тёмные оттенки цветовой гаммы: Тёмно-красная скатерть откинута с половины стола, на обнажённом пятнистом дереве толстая тетрадь, ручка, стакан тёмного, как йод, чая. Да, на этой плюшевой скатерти писать нельзя (с.327); Красная ковровая дорожка ведёт к столу, за которым сидит видная женщина, похожая на артистку Аллу Ларионову, с толстой красной перевязью через плечо — такая уменьшенная ковровая дорожка (с.620).

Характерной особенностью автора можно считать использование стилизованных притяжательных прилагательных:

  • Привести девушку к себе домой, за гобеленовую завесу, отделявшую мужскую, сыновнюю половину комнаты от женской, материнской, было невозможно (с.57);
  • В свой кабинет Антонина Наумовна никаких мужниных старинных мебелей не допускала (с.192);
  • Валентина Наумовна вошла в сестрину комнату и удивилась про себя её нежилому виду (с.192).

Использование деталей становится знаковым для понимания характеров и внутренней сущности героев. Художественная деталь, в частности, интерьер, в тексте Л.Е. Улицкой выявляет степень ориентации автора на предшествующие культурные коды, отражает отношение автора к эстетическим и ментальным ценностям исторического прошлого и настоящего.

Краткое содержание: Как изображена эпоха в романе

Александр Ананьев

Людмила Улицкая знакомит нас с героями, когда их дружба только зарождается во время спасения котенка в пятом-шестом классе. На фоне жестокости их сверстников проявление человечности этих ребят позволяет рассмотреть их характеры наиболее ярко.


Читайте также: