Укажите двух представителей евразийской школы в геополитике

Обновлено: 05.07.2024

5. Соотнесите авторов и их идеи (концепции).

1)А. Мехен А) Концепция хартленда

X. Макиндер Б) Конфликт цивилизаций С. Хантингтон В) Концепция морской мощи

6. Укажите двух представителей евразийской школы в геополитике.

А) Н. ДанилевскийБ) Л. Мечников

П. СавицкийГ) Л. Гумилев 7. Когда произошла глобализация мира?

A) Во времена образования Римской империиБ) В XX веке

B) Во времена начала кругосветных путешествий (Колумб и др.)

A) Организация европейского экономического сообщества Б) Международная неправительственная организация по глобальным проблемам

B) Клуб глав европейских правительств по проблемам геополитики

9. Укажите время кризиса евроцентризма.

A) Начало XX века

Б) Время массового переселения европейцев в Америку и образования Соединенных Штатов Америки

B) Время открытия Америки Колумбом

10. Известно, что постоянный Совет Безопасности ООН состоит из 5 стран. Укажите их, заполнив пропущенное.

ТЕСТ 11. Индивид как субъект и объект политики. Политическое участие

А) Платон Б) Конфуций В) Аристотель

3. Среди различных концепций демократии есть такие, которые рассматривают политическое участие в качестве важнейшего фактора функционирования политической системы. Назовите эту концепцию демократии.

A) Концепция плюралистической демократииБ) Концепция партиципаторной демократии

B) Концепция элитарной демократии

Назовите этого автора. Р. ДальБ) К. Ясперс А) Г. Алмонд

А) Р. Даль Б) X. Арендт

А) Г. Моска и В. Парето Б) Г. Алмонд и С. Верба

7. Является ли формой политического участия деловая встреча губернатора одной из областей РФ и Президента РФ

8. Вставьте пропущенное слово: «При классификации различных форм политического участия выделяют следующие противоположные формы политического участия:

Исследование евразийского движения. Сущность евразийской идеи и стремление увязать русский национализм с пространством. Сторонники евразийского движения. Идеи влияния географических особенностей России на историю, на становление и развитие государства.

Рубрика Политология
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 26.12.2012
Размер файла 38,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Введение
  • 1. Исследование евразийского движения
  • 1.1 Сущность евразийской идеи
  • 1.2 Сторонники евразийского движения
  • 1.3 Русские геополитические идеи
  • Заключение
  • Список используемой литературы

Введение

Геополитика представляет собой область государственной внешней политики. В которой учитываются особенности физической, экономической и политической географии какой - либо страны. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка. - СПб.: Норинт, 1998. - с. 199

В Советском Союзе геополитика считалась буржуазной лженаукой, оправдывающей территориальную экспансию империалистических держав. Руководство нашей страны предпочитало объяснять развитие мирового процесса обострением классовой борьбы, результатом которой должна быть победа социализма в мировом масштабе.

1. Исследование евразийского движения

Эти работы обратили на себя внимание нетрадиционным анализом традиционных для России проблем. В отличие от славянофилов, Данилевского, Леонтьева и других, возлагавших свои надежды на самодержавное государство, евразийцы исходили из признания того факта, что старая Россия потерпела крах и стала достоянием истории. По их мнению, Первая мировая война и русская революция открыли качественно новую эпоху в истории страны, характеризующуюся не только крушением России, но и всеобъемлющим кризисом полностью исчерпавшего свои потенции Запада, который стал началом его разложения. Нет ни прошлого в лице России, ни настоящего в лице Запада, и задача России - вести человечество к сияющим вершинам светлого будущего.

Своим эсхатологическим подходом евразийство в методологическом плане мало чем отличалось от ведущих идейно-политических течений того времени - фашизма и большевизма. Не случайно воззрения евразийцев в ряде аспектов были близки позициям получившего в тот период определенную популярность национал-большевизма, синтезировавшего в себе некоторые важнейшие постулаты как фашизма, так и большевизма.

1.1 Сущность евразийской идеи

1.2 Сторонники евразийского движения

1.3 Русские геополитические идеи

евразийский россия географический

В ХIХ-ХХ вв. геополитические идеи довольно активно развивались русской исторической и историософской мыслью. Идеи влияния географических особенностей России на нашу историю, на становление и развитие государства Российского занимали значительное место в историософских концепциях известных наших ученых Б.Н.Чичерина, С.М.Соловьева, В.О.Ключевского.

Особо стоит отметить историософскую концепцию Н.Я.Данилевского, который развил и научно сформулировал панславистскую геополитическую модель. Он считал, что Россия по причинам исторического и культурно-религиозного характера никогда не сможет стаи, членом европейской политической системы. Самим Провидением она предназначена быть ее вечным противовесом, главным препятствием на пути стремления либеральной Европы к всемирному владычеству.

Эту функцию, согласно Данилевскому, Россия сможет выполнить, только создав Всеславянскую Федерацию. В такой славянский союз должны войти народы, близкие русским по крови и вере (болгары, сербы), по крови (чехи и поляки), по вере (румыны и греки), а так же венгры, ибо они оказываются окруженными со всех сторон Федерацией. Центром же такого союза должен стать освобожденный от турецкого владычества Константинополь, в силу его исторических (центр православного мира), географических (выгодное местоположение) и психологических (не является ничьей столицей) особенностей. Этот союз, считал Данилевский, является спасением человеческой цивилизации от гибельного доминирования Европы.

И действительно, евразийское месторазвитие обладает целостностью, которая обеспечивается его географическими и историко-политическими особенностями: а) все реки текут в меридиональном направлении, а с запада на восток его пронизывает непрерывная полоса степей, б) географические границы Евразии совпадают с политическими границами Российской империи.

Заключение

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Движение евразийцев родилось в Софии в 1921 г. По их твердому убеждению русская революция есть символ не только конца старой, но и рождения новой России. Евразийцы отводили особое место именно духовным, в первую очередь религиозным аспектам. В их построениях отчетливо прослеживается стремление увязать русский национализм с пространством. Суть евразийской идеи сводилась к тому, что Россия, занимающая срединное пространство Азии и Европы, лежащая на стыке двух миров - восточного и западного, представляет особый социокультурный мир, объединяющий оба начала.

Список используемой литературы

3. Зюганов Г.А. География победы: Основы российской геополитики. - М., 1997. - 304 с.

4. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка. - СПб.: Норинт, 1998. - 1536 с.

5. Тихонравов Ю.В. Геополитика: Учебное пособие. -- М.: ИНФРА-М, 2000. -269 с.

Подобные документы

Положения Евразийства - русского политического движения, выступающего за интеграцию с центральноазиатскими странами: учение о культуре и государстве, отношение к Советской власти и большевизму. Роль Назарбаева в развитии Евразийской идеи в Казахстане.

презентация [7,1 M], добавлен 16.10.2012

Происхождение евразийского движения из движения славянофилов, которые рассматривали европеизацию как главную проблему российского национального сознания. Реакция евразийцев на распад Российской Империи, проекты создания идеократического государства.

реферат [32,5 K], добавлен 03.09.2016

Основные идеи исследуемого произведения, его содержание и значение в мировой литературе, взгляды других авторов на произведения Фукуямы. Вызовы демократии: национализм и религиозный фундаментализм, направления их изучения автором, формирование выводов.

контрольная работа [26,3 K], добавлен 08.11.2014

Сущность политического кризиса. Марксизм как основа идеологической базы левого движения. Особенности украинского политического кризиса, поляризация общества. Подходы к определению левого движения. Взгляды ультралевых в контексте украинского кризиса.

дипломная работа [75,4 K], добавлен 16.07.2017

Знакомство с научными трудами английского философа и социального антрополога Э. Геллнера, его деятельность. Рассмотрение главных особенностей агрограмотного государства. Общая характеристика индустриального общества. Сущность понятия "национализм".

реферат [414,7 K], добавлен 27.03.2013

Основа процветания Родины: укрепление мощи государства, развитие предпринимательства, свобода экономической деятельности. Идея социальной солидарности и воспитания гармоничной личности. Национализм и шовинизм как угроза межнационального согласия.

презентация [260,6 K], добавлен 14.01.2015

Понятие и основные этапы политического проектирования, специфика его информационного сопровождения. Проект Евразийского Союза в постсоветском пространстве. Информационное сопровождение политического проекта Евразийского Союза: основные риски и стратегия.


Русские и германские элементы в становлении геополитики-2

С точки зрения логики геополитики первыми на вызов Х.Макиндера должны были откликнуться русские и симметрично карте Макиндера разработать геополитику Heartland'а -- евразийский ответ на атлантистский вызов. Согласно логике геополитики, мы должны были бы ожидать появление русской геополитики. Но все пошло не совсем так, и первыми Х. Макиндеру ответили немцы и, в первую очередь, Карл Хаусхофер. И именно германские ученые составили теоретическую основу геополитики Суши, приняв за аксиому континентальную идентичность Германии в Европе.

Сегодня мы вынуждены объединять русское (евразийское) и германское направления геополитики в один раздел, поскольку только объединение этих двух направлений в сфере геополитики и политической географии даст нам картину симметричную той, которую мы обозначили в области англосаксонской геополитики.

Германская континенталистская школа К. Хаусхофера разработала серьезный теоретический аппарат для геополитики Суши. Но Heartland'ом была и остается Россия, не имеет значения какая --царская, советская или демократическая. В полноценной континентальной геополитике-2 должны участвовать теоретические разработки и политические пространства как немцев, так и русских. Только при таком объединении мы получаем нечто более или менее сопоставимое с англосаксонской традицией, которая лишена такого дуализма: интеллектуальный центр и сами стратегические плацдармы цивилизации Моря находятся в одном и том же национальном (англосаксонском) контексте.

Двойственность германско-российского отношения к геополитике Суши предопределит структуру нашего изложения.

Славянофилам противостояли западники (П. Я. Чаадаев, Т. Н. Грановский, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарёв, К. Д. Кавелин и другие), отказывавшие России в самобытности и считавшие западный путь развития единственно возможным и универсальным. Если применить к этим двум направлениям русской общественно-политической мысли геополитические критерии, можно сказать, что славянофилы выступали с позиции цивилизации Суши, а западники – с позиции Моря.

Еще ближе к геополитике подошли поздние славянофилы – К.Леонтьев (1831--1891) и Н.Я.Данилевский (1822--1885).

Н. Данилевский выделял 10 полноценных культурно-исторических типов (цивилизаций): 1) египетский, 2) китайский, 3) ассирийско-вавилонско-финикийский, халдейский, или древнесемитический, 4) индийский, 5) иранский, 6) еврейский, 7) греческий, 8) римский, 9) ново-семитический, или аравийский, 10) германо-романский, или европейский.

Он считал, что в XIX-XX веках формируется новый, одиннадцатый, культурно-исторический тип – русско-славянский, имеющий все основные признаки цивилизации.

Н.Данилевский полагал, что цивилизации проходят этапы становления – взросления и старения, подобно живым существам. Романо-германская цивилизация, по его мнению, находится в стадии дряхления и упадка, а русско-славянский мир, напротив, только входит в силу.

Цивилизационный анализ К. Леонтьева и Н. Данилевского вплотную подходил к практике геополитического районирования земли, при которой можно было выделить отдельные регионы, находящиеся в разных стадиях развития. Западные геополитики осуществляют это чаще всего со стратегическими целями и четкими практическими задачами, тогда как русские поздние славянофилы делали акцент на культурных особенностях. Тем не менее, поскольку геополитика включает в свой анализ культурный потенциал и вопросы социальной идентичности, труды славянофилов могут рассматриваться как предварительный этап в становлении континентальной, сухопутной геополитической традиции Heartland'а.

Предвосхищая появление евразийства, Семенов-Тян-Шанский пишет:

И.И.Дусинский: имперские ориентации

В этом труде И.Дусинский одним из первых среди русских писателей и публицистов указывает на принципиально континентальный характер России, призывает ее отказаться от слишком активного участия в западной политике и сосредоточиться на иных проблемах. Так, И. Дусинский пишет:

Со стратегической точки зрения, И. Дусинский настаивал на том, что Россия должна обеспечить себе выход к океанам, чтобы отстоять право играть активную роль в мировой политике. Одним словом, правы те[17], кто сегодня причисляет И.Дусинского к забытым именам русских мыслителей, которые накануне революции 1917 года готовили возрождение континентального, имперского самосознания России и появление на свет русской геополитики и судьба которых окончилась трагически после узурпации идеологического дискурса большевиками.

Дело геополитиков: С.Л. Рудницкий и В.Э. Дэн

Конечно, социализм можно было построить в одной стране, и он был построен, но это был особый русский социализм, основанный на географических, антропогеографических и геополитических особенностях России как уникального пространства, отличного по своим основным параметрам от Европы. В этом случае пришлось бы либо пересматривать марксизм в национальном ключе (что и предлагали национал-большевики[24]), либо отбрасывать ленинизм и сталинизм как насилие над марксистской ортодоксией (что предлагали троцкисты).

«Выразим теперь в цифрах ряд приобретений, о которых приведена краткая историческая справка. При Иоанне III территория России заключала в себе 37 тыс. кв. миль (95 829 кв.км.), то есть была немногим больше Австрии, но меньше Германии, Турции и т.д.

Царем приобретено

т. кв. миль

кв. км.

Мы видим, что за 400 лет Россия увеличилась в 10 раз. Приведенный исторический очерк показывает, что на западе наши завоевания велись за счет наших культурных соседей − Швеции и Польши, имевших длинную историю, в свое время равных нам по могуществу и даже превосходивших нас просвещением. Естественно, что наш успех должен был сказаться как у шведов, так особенно у поляков чувством обиды, зависти и злобы. В случае будущей войны на северо-западном и западном фронтах старая вражда может проявиться в тех или иных формах, для нас не выгодных, и это обстоятельство должно быть учтено известным образом в случае войны на указанных фронтах.

На юге мы выросли за счет Турции и Персии, двух мусульманских стран, уступающим нам и в культуре, и в военном могуществе; здесь, поэтому, мы вправе ожидать вражду, значительно смягченную сознанием слабости той и другой страны перед нами.

По сути, эти практические наблюдения А.Е. Снесарева демонстрируют действия геополитического закона территориальной экспансии применительно к России.

А.Е.Вандам: на стороне Континента

Решение Николая II о союзе с Англией против Германии стало для Вандама ударом, жестким и неожиданным, таким же, как и для А.Снесарева. Вандам открыто критиковал этот выбор и считал его самоубийственным для России (что позднее так и оказалось).

Это заключение Вандама полностью применимо к тому, что произойдет через 4 года после опубликования этого текста – в 1917 году Российская империя рухнет. Но не менее точно эти слова применимы и к следующему катастрофическому эпизоду русской истории – к распаду СССР в 1991 году.

По одной из непроверенных версий он сотрудничал с советской военной разведкой (чего заведомо нельзя исключить, учитывая германофилию самого Вандама и большевиков).

Евразийство: новая мировоззренческая парадигма

Основателями евразийства были: филолог и лингвист мирового масштаба, основатель (совместно с P.O. Якобсоном) Пражского лингвистического кружка князь Н.С.Трубецкой (1890--1938); географ и экономист П.Н. Савицкий (1895--1965); музыковед, литературный и музыкальный критик П.П. Сувчинский (1892--1985); историк культуры, богослов и патролог, позднее отошедший от евразийства, Г.В. Флоровский (1893--1979); крупнейший русский историк Г. В. Вернадский (1877--1973); правовед, политолог и историк общественной мысли Н.Н. Алексеев (1879--1964); историк культуры, литературовед и богослов В.Н. Ильин (1891--1974). Первоначально к евразийству примыкали также историк культуры, филолог и литературовед П.М. Бицилли (1879--1953), публицист кн. Д.П. Святополк-Мирский (1890--1939), историк Эренжен Хара-Даван (1883--1942), а также многие другие деятели русской эмиграции, которые в тот или иной период находились под влиянием евразийских идей и сотрудничали с евразийским движением. По своим взглядам был близок к евразийству великий князь Владимир Кириллович Романов.

Н.С.Трубецкой: евразийство и структурализм

Тот факт, что основателем евразийства был крупнейший лингвист с мировым именем Николай Сергеевич Трубецкой, основатель фонологии и одна из ключевых фигур в структурной лингвистике ХХ века, не является случайным совпадением. В мире Н.С.Трубецкой известен как структуралист, а о его евразийских взглядах известно только узким специалистам. В то же время евразийское мировоззрение связано со структурализмом самым прямым образом. И тот факт, что К. Леви-Стросс, крупнейший философ-структуралист ХХ века и основатель структурной антропологии, был обращен в структурализм Романом Якобсоном, другом и сподвижником Н.С.Трубецкого, и вдохновлялся именно трудами Пражского лингвистического кружка, где Трубецкой играл центральную роль, указывает на глубинную связь двух явлений – структурализма и евразийства, которая до сих пор никем не исследована должным образом.

Язык как парадигма остается неизменным, меняются речи. Но неизменность языка обосновывает семантическую непрерывность на разных стадиях развития языка, гарантирует то, что мы имеем дело с тем же самым языком, хотя его речевые выражения изменяются.

Из такого подхода к обществу и цивилизации следует несколько фундаментальных основ евразийского мировоззрения, сформулированного Н.С.Трубецким.

Эти философские принципы лежат в основе евразийства и впервые прямо обозначены в трудах Н.С.Трубецкого. Связь их со структурной лингвистикой очевидна. Отношение к России, к Западу, к плюральности культур, к древности и наследию старины вытекают отсюда сами собой, равно как и интерпретационная модель для осмысления фактов и событий близкой и далекой истории.

Евразийское мировоззрение, сформулированное Н.С.Трубецким, является:

· плюральным (признающим множественность культур);

· антирасистским и антиколониальным (отвергающим претензии какой-то одной цивилизации на превосходство);

· антизападным (так как претензии на универсальность на практике в наше время исходят именно от романо-германского мира);

· консервативным (признающим вечные смыслы, заложенные в глубинах народной культуры, в языке, этносе, традиции и т.д.);

· русофильским (настаивающим на сохранении, укреплении и возрождении самобытности и традиций русского народа);

· революционным (требующим отказа от предшествующих идеологий, преобладавших в России: как западнических и импортированных – либерализма, социализма, марксизма, так и собственно российских – царизма, реакции, сословной монархии и т.д.).

Лингвист и географ: судьбоносная встреча парадигмы с пространством

Если Н.С.Трубецкой сформулировал основные философские принципы евразийства, опираясь на интуиции структурной лингвистики и филологии, то его единомышленник, сподвижник и друг П.Н.Савицкий был профессиональным географом и рассматривал евразийство, в первую очередь, с точки зрения пространства.

Именно из подобного личного, научного, политического, идейного и исторического опыта рождается евразийство – уникальная политическая философия, занимающая особое место в истории политических идей русского общества.

Тексты П.Н.Савицкого, прямо посвященные геополитике, немногочисленны, но достаточны для того, чтобы служить основой для дальнейшего развития этой науки.

Туран как концепт

Фундаментальную двойственность русского ландшафта, ее деление на Лес и Степь заметили еще славянофилы. У П.Н.Савицкого геополитический смысл России-Евразии выступает как синтез этих двух реальностей -- европейского Леса и азиатской Степи (подробнее эта тема развита в трудах другого евразийца и геополитика – Г.В.Вернадского). При этом такой синтез не есть простое наложение двух геополитических систем друг на друга, но нечто цельное, оригинальное, обладающее своей собственной мерой, смысловой и ценностной системой.

  • пан-европейский,
  • пан-американский,
  • пан-азиатский,
  • пан-исламистский,
  • пан-евразийский миры.

Геополитические идеи К.А.Чхеидзе полностью гармонируют с евразийским и континенталистским геополитическим подходом и в этом смысле актуальны вплоть до сегодняшнего дня, занимая важное место в неоевразийском синтезе.

Г.В.Вернадский: Начертание русской истории

Среди участников евразийского движения особо выделяется крупнейший русский историк ХХ века, сын академика В.И. Вернадского (1863-1945) Г.В.Вернадский. Он эмигрировал из России в 1920 году. Оказался в Праге, потом в США. Стал профессором Йельского университета, читал курсы лекций в Гарвардском, Колумбийском, Чикагском университетах.

Создание Киевской государственности означало обретение Лесом самостоятельности и политическую организацию пространства Леса в автономную систему. При этом некоторые эпизоды древней истории Руси показывают, что и первые князья, объединив Лес, стали предпринимать походы на Степь с целью распространения на нее своего влияния. Таковы походы князя Олега Киевского и особенно Святослава, разгромившего Хазарский каганат и установившего власть над обширными прикаспийскими территориями и частью Северного Кавказа. Новые волны степных кочевников (половцев) отбросили русских назад в зоны Леса.

Лев Гумилев: этногенез и ландшафт

[1] Леонтьев К.Н. Византизм и славянство. М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2010.

[3] Ламанский В.И. Об истории изучения греко-славянского мира в Европе. М.; Л., 1958.

[4] Семенов-Тян-Шанский В. П. Владимир Иванович Ламанский как антропогеограф и политикогеограф /Библиологический сборник. Петроград, 1916. Т. 2. вып. 1.

[5] Ламанский В.И. Три мира Азийско-Европейского материка. Прага, 1916.

[6] Семенов-Тян-Шанский В. П. О могущественном территориальном владении применительно к России. Очерк политической географии. Петроград, 1915.


Евразийское понимание сущности России следует из ее геополитического положения, которое не нужно отождествлять с географическим. Геополитическое пространство является осмысленным в ценностных категориях общества, которое в нем проживает, в отличие от абстрактного пространства географии. Важнейший аспект геополитического подхода – его интегральность, предусматривающая наличие большого количества факторов, с трудом или вовсе не поддающихся описанию. Такой подход описывает общество и государство, помещенные в пространственный контекст, органически, как живые личности, не сводимые к механистическим категориям.

В геополитической концепции классиков евразийства особенно следует подчеркнуть такие аспекты как органическое единство территории России с отрицанием разделения на европейскую и азиатскую части, признание территорий Восточной Европы частью Евразии, создание категории месторазвития (понимаемого как взаимовлияние исторического, пространственного и общественного начал), выделение народа наряду с элитами в качестве геополитического субъекта. Евразийцы осмысляют историческое задание русских как геополитическую экспансию с последующим созданием Евразийского государства, воспринимающегося как живая личность.

Читайте также: