Бланк обследования дефектолога в доу

Обновлено: 04.07.2024

1. Документация учителя-дефектолога в дошкольной образовательной организации

2. Перечень учетной документации учителя-дефектолога к началу учебного года

Наименование
Кто
документа,
разрабатывает
срок хранения
и реализует
Что проверить
Примечание
Адаптированная
образовательная
программа
(именная для
ребенка с ОВЗ и
(или) ребенкаинвалида) (5 лет)
Учительдефектолог
совместно с
учителемлогопедом и
воспитателем
АОП разрабатывается с учетом
требований ФГОС ДО, СанПиН
2.4.1.3049-13, Порядка организации
и осуществления образовательной
деятельности по основным
общеобразовательным программам
– образовательным программам
дошкольного образования
(утвержден приказом Минобрнауки
от 30.08.2013 №1014)
Рассматривается и
принимается на
ПМПк ДОО,
утверждается
приказом
заведующего ДОО
Индивидуальные
образовательные
маршруты для
детей с ОВЗ и с
особыми
образовательным
и потребностями
(5 лет)
Учительдефектолог
совместно с
учителемлогопедом и
воспитателем
Индивидуальный образовательный
маршрут разрабатывается на
каждого ребенка отдельно, должен
учитывать особенности развития и
образовательные потребности
данного ребенка
Может быть
приложением
(составляющем
компонентом) АОП

Наименование
Кто
документа,
разрабатывает
срок хранения
и реализует
Что проверить
Примечание
Календарнотематический
план (1 год)
Учительдефектолог
В содержании должна быть
отражена тематика недели (или
двух недель)
Согласовывается и
утверждается
приказом
заведующего ДОО
План работы
учителядефектолога
Учительдефектолог
В плане работы необходимо
отразить задачи, направления
Согласовывается и
утверждается
приказом
заведующего ДОО
Индивидуальные
планы
коррекционной
работы на
каждого ребенка
(до выбывания
ребенка из ДОО)
Учительдефектолог
Должны содержать задачи,
направление работы с конкретным
ребенком. В конце года –
описывается результат работы с
этим ребенком
Согласовывается со
старшим
воспитателем
Журнал учета
посещаемости
детьми КРЗ (до
выбывания
ребенка из ДОО)
Учительдефектолог
Отметки о посещении ребенком
занятия
Согласовывается со
старшим
воспитателем

5. Протоколы обследования детей дошкольного возраста

17. Индивидуальная карта развития ребенка

23. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка

33. Разница между календарно-тематическим и перспективным планированием

34. Перспективное планирование

Октябрь
Неделя
1
Содержание работы
(примерное)
Задачи
Ознакомление с окружающим 1.
на основе развития речи
Знакомить детей с предметами ближайшего
окружения (игрушки, одежда, обувь и т.д.). Учить
правильно использовать в речи сенсорные
эталоны, сравнивать знакомые предметы.
2.
Закреплять представления о себе, своей семье,
членах семьи, их обязанностях. Учить определять
степень родства.
3.
Продолжать знакомить детей с детским садом,
трудом взрослых, его содержанием:
воспитатель, повар, медсестра.

35. Календарно-тематическое планирование


1
Наименование
тем, разделов
Свойства
предметов.
Расположение
предметов в
пространстве (12
занятий)
Тема, цель и задачи занятия Количество занятий/часов
Всего
Занятие 1.
12 ак.ч.
Цвет предметов. Основные цвета —
красный, желтый, синий, их
различение и называние. Уметь
подбирать из окружающей
обстановки предметы, сходные по
цвету с цветом образца. Упражнять
в различении правой и левой руки,
ноги, других частей тела и лица
человека. Понятия справа — слева.
Занятие 2.
Желтый, красный, оранжевый.
Предметы оранжевого цвета.
Различение желтого, красного,
оранжевого цветов, их названия.
Формирование приема
сопоставления предметов по цвету
(прикладывание вплотную,
сличение с образцом).
Сроки
проведения
Теория Практик (дата, месяц)
а
6 ак.ч.
6 ак.ч.
Октябрь

36. Заключение по результатам дефектологического обследования

39. Представление учителя-дефектолога на ПМПК

41. Рекомендации по написанию представления для ПМПК

43. Пособия, утвержденные Министерством Образования

Подготовка к школе детей с задержкой
психического развития. Книга 1/Под общей ред.
С.Г. Шевченко. — М.: Школьная Пресса, 2003. — 96
с.
ЗАКРЕВСКАЯ О.В. Развивайся, малыш!: Система
работы по профилактике отставания и коррекции
отклонений в развитии детей раннего возраста. —
М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008

В связи с особенностями работы в детском доме, дефектологическое обследование детей осуществляется 2 раза в год: на момент поступления ребенка в младшую группу дошкольного отделения детского дома, и на конец учебного года.

При проведении педагогической диагностики используются тестовые задания и стандартизованные методики изучения ребенка, а так же метод наблюдения и предъявление ребенку определенного дидактического материала, ориентированного на базовые разделы программы. Этот подход позволяет выявить стартовый уровень сформированности у ребенка линий развития, в частности, социального и познавательного, и владение способами усвоения общественного опыта (совместные действия, использование указательного жеста, подражательные способности, умение работать по показу, по образцу и речевой инструкции).

В диагностическом обследовании рассматриваются следующие линии развития:

I. Социальное развитие.

Изучение уровня социального развития включает установление характера взаимодействия и общения ребенка со взрослыми (невербальные и вербальные средства общения, контактность); выявление основных способов усвоения им общественного опыта (умение действовать совместно со взрослым, по показу, образцу, по речевой инструкции); определение уровня сформированности навыков самообслуживания (навык опрятности, еды, одевания, раздевания, умывания); особенностей поведения и эмоционально-волевых реакций. Социальный статус ребенка определяется в процессе специальных вопросов и заданий, направленных на выявление элементарных представлений о себе и ближайшем окружении

1. Представления о себе и ближайшем окружении

Ребенку предлагают ответить на вопросы и выполнить задания:

  1. Как тебя зовут?
  2. Найди свою фотографию (выбор из 3-х фотографий детей);
  3. Сколько тебе лет?
  4. Имена родителей или других родственников.

2. Средства общения ребенка:

3. Характеристика контактов ребенка со взрослым:

  • устанавливает контакт легко и быстро;
  • контакт избирательный;
  • контакт формальный;
  • не вступает в контакт.

4. Особенности поведения и эмоционально-волевой сферы:

Активен (пассивен); деятелен (инертен); не агрессивен (агрессивен) к другим детям; преобладающее настроение (бодрое, спокойное, подавленное, раздражительное, неустойчивое, резкие колебания настроения).

5. Особенности характера ребенка:

Спокойный, пассивный, жизнерадостный, улыбчивый, раздражительный, злой, упрямый, вялый, часто (редко) плачет, конфликтный и т.д.

6. Навыки в быту (уточняются в процессе наблюдения за ребенком в режимных моментах):

Навык еды – самостоятельно ест ложкой, ест с чьей-то помощью, пьет самостоятельно из чашки, пьет с чьей-то помощью; навык одевания – самостоятельно или с помощью взрослого; навык умывания – самостоятельно умывается или с помощью взрослого; навык опрятности – самостоятельно пользуется туалетом или с помощью взрослого, не сформирован навык опрятности (своевременно не просится в туалет).

II. Моторное развитие.

В процессе обследования определяется уровень сформированности таких основных движений ребенка как ходьба, бег, прыжки, ползание, лазанье и метание.

Если же ребенок легко вступает в контакт со взрослым и охотно сосредотачивает внимание на задании, но не может его выполнить самостоятельно или выполняет неверно, возможно использовать различные виды помощи: показ, подражание, совместные действия. После оказания помощи ребенку всегда предоставляется возможность выполнить задание самостоятельно.

Упражнения, направленные на оценку общей моторики

4. Ползание, лазание :

Оценка действий ребенка : выполняет задание самостоятельно, выполняет с помощью взрослого (показ, подражание, совместные действия), выполняет задание после обучения, результат.

Упражнения, направленные на оценку мелкой моторики.

  • Застегивание пуговиц;
  • Нанизывание бусин на шнурок;
  • Перекладывание двумя пальцами мелких предметов;
  • Умение держать карандаш, ведущая рука;
  • Закрашивание (учитывается направленность, соблюдение границ, темп, мышечный тонус);
  • Обводка;
  • Параллельная штриховка.

III. Конструктивный праксис.

Обследование осуществляется с использованием методики педагогического обследования ребёнка младшего дошкольного возраста с умственной недостаточностью. Авторы: Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева, а так же с применением следующих тестов:

IV. Интеллектуальное развитие

В данном разделе рассматриваются следующие интеллектуальные функции:

  • Зрительное внимание (на занятиях, при рассматривании изображений)
  • Слуховое внимание (переключаемость, устойчивость)

Обследование проводиться с использованием методики педагогического обследования ребёнка младшего дошкольного возраста с умственной недостаточностью. Авторы: Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева, а так же с применением следующих тестов:

V. Развитие речи

В данном разделе определяется объем пассивного словаря, понимание речи, объем активного словаря (название частей тела, обобщающие понятия, использование предлогов), выявляется уровень сформированности навыка словоизменения и словообразования. Используется диагностический материал методики педагогического обследования ребёнка младшего дошкольного возраста с умственной недостаточностью. Авторы: Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева.

VI. Математические представления

Задания направлены на проверку уровня сформированности практической ориентировки на форму, величину, цвет, целостное восприятие предметного изображения, а также умение называть основные качества и свойства предметов.

Оборудование : деревянная (или пластмассовая) доска с тремя прорезями – круглой, треугольной, квадратной или с шестью прорезями – круглой, квадратной, прямоугольной, полукруглой, треугольной и шестиугольной, с шестью плоскими геометрическими фигурами, основания каждой из которых соответствуют форме одной из прорезей.

Оборудование : цветные карточки – красного, желтого, зеленого и синего цвета, 4 бабочки соответствующих цветов.

Оборудование : грибочки одного размера и одного цвета (12 штук).

Так же выявляются представления детей о величине, навык сравнения множеств (приложением, наложением), счет в пределах 10, знания цифр и соотнесение их с количеством.

VI. Пространственные и временные представления.

При проведении обследования выявляются следующие представления ребенка:

  • Определение лево-право (относительно себя, относительно собеседника);
  • Ориентировка в расположении предметов относительно друг друга;
  • Ориентировка в направлении движений;
  • времена года, месяцы (по сезонам, последовательность);
  • дни недели;
  • части суток;

VII. Игровая деятельность

Выявляется характер возникновения игры, предпочтение игр, форма игр (один, рядом, вместе со взрослым, вместе с детьми). Отмечается оречевление деятельности, отноношение к правилам, какие способы использует: самостоятельно, по показу, по подражанию; каков характер действий – неадекватные, манипулятивные, процессуальные или предметно-игровые.

Предложенные выше задания надо проводить с ребенком индивидуально и предлагать ему не на одном занятии, а на протяжении нескольких дней (например, 3-4 дня). После проведения обследования результаты анализируются и отмечаются способы выполнения каждого из предложенных заданий, что фиксируется в индивидуальных картах детей ( индивидуальная карта ребенка приведена ниже ). Если задание выполнено самостоятельно, то в таблице фиксируется актуальный уровень развития ( + ), после выполнения задания ребенком по показу или по подражанию в таблице отмечается тот факт, что уровень выполнения задания находится в зоне ближайшего развития (v). В тех случаях, когда ребенок не может выполнить задание ни по подражанию, ни по показу, отмечается, что уровень его находится ниже зоны ближайшего развития (-)

После анализа полученных результатов педагогического обследования разрабатывается индивидуальная программа обучения, воспитания и развития. Подобное же обследование проводится в конце учебного года с целью выявления динамики в развитии ребенка и определения перспектив для разработки программы дальнейшего обучения, воспитания и сопровождения ребенка.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Карта обследования ребенка

с задержкой психического развития

Анкетные данные

Фамилия, имя ребенка__________________________________________________________

Дата рождения (возраст на момент обслед)_________________________________________

Данные психолого-педагогического обследования

I . Общие сведения.

1.Легко ли вступает в контакт при обследовании____________________________________

2. Представление ребенка о себе и ближайшем окружении (Как тебя зовут? Покажи сколько тебе лет. Покажи где у тебя глаза? У куклы? Зачем они нужны? Покажи, какое сейчас время года.)_____________________________________________________________

Исследование моторики

1.Ведущая рука_______________________________________________________________

2.Исследование моторики:_____________________________________________________

II . Характеристика интеллектуальной деятельности

(покажи красный, дай синий мяч, покажи картинку такого же цвета, какой это цвет)_________________________________________________________________________

дай круг, на какую фигуру похоже яблоко, какая это фигура)_________________________

1.Предметные картинки с предметами различной величины (покажи по картинке: большой, маленький, длинный, короткий, широкий, узкий, высокий, низкий _____________________________________________________________________________

2. Разложить полоски в ряд в возрастающем порядке (3шт)___________________________

Особенности восприятия – целостность

Сложить разрезанную картинку (2-4 части)________________________________________

Найти такой же домик__________________________________________________________

Собрать все конфеты___________________________________________________________

Наглядно-действенное (доска Сегена)____________________________________________

Наглядно-образное (подбери заплатку)___________________________________________

Словесно-логическое (назвать одним словом: огурец-помидор-капуста, платье-кофта-штаны, сткан-тарелка-чашка, стол-стул-кровать)____________________________________

1.Слуховая память

(Запомни 5 слов, найди картинки, которые я назвала)________________________________

2. Зрительная память

Развитие элементарных математических представлений

1. Количество и счет

(сколько у меня мячиков, дай 3 палочки, покажи столько же пальчиков как и у меня палочек______________________________________________________________________

(дифференциация один-много, знание счета)

2. Ориентировка в пространстве

(покажи правую ногу, левую руку)_______________________________________________

3. Ориентировка во времени

Конструктивная деятельность

1. Умение строить по образцу____________________________________________________

Особенности эмоционально-волевой сферы

1. Эмоциональная реакция ребенка на сам акт обследования__________________________

2. Характер деятельности:

а) проявление интереса к заданию, стойкость интереса_______________________________

б) целенаправленность деятельности______________________________________________

в) наличие самоконтроля в деятельности___________________________________________

(нуждается ли в помощи, в какой мере)

3. Способность переноса показанного способа деятельности на аналогичные задания _____________________________________________________________________________

4. Критичность в оценке своей деятельности_______________________________________

5. Эмоциональная устойчивость (неустойчивость) поведения_________________________

_____________________________________________________________________________6. Контактность в общении со взрослыми, детьми__________________________________

Заключение дефектолога по результатам обследования

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

  • Сейчас обучается 2952 человека из 85 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Организация образовательного процесса в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 590 296 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 03.09.2020 2190
  • DOCX 37.5 кбайт
  • 115 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Куликова Елена Робертовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минпросвещения подключит студотряды к обновлению школьной инфраструктуры

Время чтения: 1 минута

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

В Курганской области дистанционный режим для школьников продлили до конца февраля

Время чтения: 1 минута

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Ленобласть распределит в школы прибывающих из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

В ростовских школах рассматривают гибридный формат обучения с учетом эвакуированных

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Развитие элементарных математических представлений:

а) пересчет предметов___

б) соотнесение количества предметов с количеством пальцев___

г) понятия (больше – меньше, поровну)___

а) умение строить по образцу___

б) умение строить самостоятельно___

Особенности эмоционально – волевой сферы:

а) эмоциональна реакция ребенка на сам акт обследования___

б) характер деятельности

- проявление интереса к заданиям, стойкость интереса___

- наличие самоконтроля в деятельности (нуждается в помощи, в какой мере)___

в) критичность в оценке своей деятельности___

г) эмоциональная устойчивость (неустойчивость) поведения___

д) контактность в общении со взрослыми, детьми___

Заключение дефектолога по результатам обследования

Протокол обследования дефектологом детей подготовительной группы (конец года) Протокол обследования ФИО ребенка___дата ___ Как тебя зовут? отчество фамилия А где находится твой дом,.

Карма+

+4 Голосовать


Сказочную путаницу описал в своем стихотворении Корней Чуковский. В нем он в поэтической форме показал, что случается, если заниматься не своим делом, выдавать себя за другого или нарушать общепринятые.


Игрушками и различными играми дети забавлялись с незапамятных времён. Конечно, игрушки эти очень отличались от тех, в которые играют современные ребята. Тем лучше: избалованные гаджетами дети нашего.

Картинки
Наглядные материалы для детей дошкольного и школьного возраста

Календарь праздников на МААМ

Ваши предложения
и пожелания

Практика ознакомления дошкольников с декоративно-прикладным искусством России

Обложка для армейского лэпбука

Карманы и детали для лэпбука к 9 мая

Советский танк. Картинка для военного макета к 9 мая

Военные профессии. Карточки для лэпбука


узнавание близких (N с 5 мес.): без особенностей, задержка или отсутствие узнавания близких, слабая реакция на мамины ласки, не проявляет потребности в заботе, сильная привязанность может сменяться холодностью и враждебностью.

реакция на посторонних (N с 9 мес.): без особенностей, тревога, страх, возбуждение в ответ на появление нового человека, повышенный интерес к новому человеку

отношение к физическому контакту: дает ответную реакцию, испытывает приятные ощущения, стремиться к физическому контакту, испытывает неприязнь к физическому контакту - ласкам, переносит лишь небольшие дозы физического контакта, избирателен к тем, кто их проявляет.

до 1 года ________________________________________________________________

после года _______________________________________________________________

до 3 лет _________________________________________________________________

Инфекционные заболевания: корь, скарлатина, дифтерия, грипп, краснуха, энтеровирусные инфекции и др. ______________________________________________

Соматические заболевания: простудные заболевания, ОРЗ, ОРВИ, пневмания, воспалительные процессы уха и др. (часто, редко) _______________________________

Наследственные заболевания _________________________________________________

Судороги при высокой температуре ___________________________________________

Ушибы, травмы головы _____________________________________________________

Физическое развитие (группа здоровья) Д - ________ физ группа __________________

Речевое развитие

Раннее речевое развитие

гуление: N, с задержкой, отсутствал (N с 3 месяца), характер гуления: длительные звуки и их сочетания, отдельные певучие звуки

лепет: N, с задержкой, отсутствовал (N с 5 месяцев), характер лепета: звуковой, слоговой

первые слова: N, с задержкой (N с 1 года), характер первых слов: усеченные, состоящие из одного слога, итеративной структуры типа мама, папа, няня, дядя и т.п., звукоподражания, количество слов ______________________________

первая фраза: N, с задержкой (N с 2 лет – простая фраза, с 3 лет – фразовая речь), характер фразовой речи: фраза простая, штампованная, эхолалии

Речь в настоящее время:

Вербальные средства общения: использует / не использует жесты для обращения

Активная речь: использует / не использует речь в целях коммуникации

Понимание речи: понимает/не понимает обращенную речь (на бытовом уровне, в полном объеме)

Речь родителей (имеется в семье двуязычие, речевые патологии и др.)

Занимался с логопедом (психологом, дефектологом), где, сколько времени, результат ________________________________________________________

Социальная часть

С кем проживает ребенок (родители, приемные родители, мачеха, отчим, бабушка, дедушка и т.п.) _____________________________________________________________

Другие дети в семье (имя, возраст) ____________________________________________

Члены семьи не живущие с ребенком, но принимающие активное участие в его жизни

Жилищные условия семьи ___________________________________________________

Условия жизни ребенка (отдельная комната, уголок в общей комнате, свой письменный стол, отдельное спальное место, общая кровать с кем-то из детей и т.п.)

Кто из родственников проводит больше времени с ребенком (отец, мать, братья, сестры, бабушка, дедушка, другие родственники, соседи) _________________________

Кто из взрослых помогает делать домашнее задание, играет, сидит с ребенком в случае его болезни, провожает и встречает из ДОУ, гуляет с ребенком, разбирает конфликты, что-либо другое ____________________________________________________________

Материальное положение семьи (если считаете возможным, укажите доход Вашей семьи: крайне низкий, ниже среднего, средний, достаточно высокий и т.д.)

Кто из членом семьи является источником доходов (отец, мать, бабушка, дедушка, другие члены семьи) ________________________________________________________

Дополнительные сведения о ребенке и его семье, которые вы можете сообщить

Дата заполнения ___________________________________________________________

Социальная часть карты заполняется со слов одного из родителей (законных представителей) ребенка

Читайте также: