Уголок якутии в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Организационный момент
В зал входят дети и воспитатель под якутскую мелодию, в якутских национальных костюмах. Становятся в большой круг.
Воспитатель:
Здравствуйте! Я снова рада видеть вас таких красивых, добрых, любознательных с хорошим настроением!
Здравствуйте, мои друзья!
Здравствуй, Родина моя! (повторить вместе с детьми).
Воспитатель:
Ребята, что такое Родина?
Ответы детей: (Родина, это где ты родился, это твои родители, твоя малая Родина - Якутия. Город Якутск. Республика Саха (Якутия).
Воспитатель:
Правильно ребята. Это - твой дом, в котором ты чувствуешь себя комфортно, где рядом с тобой близкие люди, друзья и родители. Родина-это страна, где ты родился и растёшь. И люди, которые живут в этой стране.

Воспитатель:
У каждого народа есть свои традиции, своя культура, свои нравы, свой флаг и герб, и есть своя национальная одежда, посуда, которые украшают якутскими узорами или называют их якутские орнаменты!
Орнамент является своеобразным показателем той или иной культуры и эпохи. Прослеживая изменения в самой орнаментации, технике нанесения и интерпретации, можно говорить об изменениях, происходящих в обществе.
Ребята, давайте посмотрим на картины и вспомним какие есть орнаменты и что они означают. У каждого узора есть свое значение.

(Дети вместе с педагогом рассматривают картины с изображением якутских орнаментов).
Воспитатель:
Кто знает, что такое узор?
Ответы детей:
Узор - это рисунок, созданный при помощи сочетаний линий.
Дети рассказывают о значениях орнамента: Вика, Ксения, Карина М., Артем Б., Таня П.
Растительные орнаменты универсальны: их могут носить и женщины, и мужчины в качестве пожелания удачи, семейного благополучия, многочисленного потомства. Повышают настроение, принося радость, веселье, довольство.



Лировидные орнаменты – король якутского орнамента. Самое прекрасное украшение орнаментального искусства древних якутов. Означает единоличный символ женского начало, по очертаниям напоминающий фигуру женщины в расцвете ее красоты и молодости. Это женский оберег. Украшают женскую одежду, и одежду молодых девушек.



Сердцевидный орнамент: означает вдохновения и исполнения желаний, символ любви, семейного счастья, мирной спокойной жизни. Сердцевидным узором украшают одежду и берестяную посуду.



Пятиглазый оберегающий узор: крест из ромбов – сильнейший оберег человека от злых духов, болезней, защита рода от сглаза, символ предупреждения опасности. Символ благополучия и счастья, указывающий на совершенство - гармонию пяти элементов жизни человека: воды, воздуха, дерева, огня и металла. Украшают таким узором в основном верхнюю одежду.



Крестовидный: символ отражения четырех сторон света, целостности космоса. Оберег жилища человека – чтобы обитель человека была защищена со всех четырех сторон от злых сил и неприятностей.



Воспитатель:
- Ребята, скажите, пожалуйста, какие узоры мы повторили?
Ответы детей (сердцевидные, лировидные - король всех узоров. Растительные, крестообразные, и т.д).
Воспитатель:
- Да, это якутские орнаменты, которые имеют свои значения. Любой народ использовал различные узоры. Якуты испокон веков украшали свои дома, посуду, свою одежду. Для каждого предмета использовались узоры различного содержания. Облагораживая одежду и быт национальными знаками и символами, мы укрепляем свою гражданскую позицию, воспитываем в себе чувство патриотизма и национальную гордость, сохраняем историю, возрождаем традиции, возрождаемся как народ – древний, могучий народ Саха!
Дети подходят к выставке. (Выставка одежды, сумочек, варежки, посуда в национальном стиле с якутскими узорами).





Проводится дидактическая игра на закрепление пройденного материала.
Руководство игрой:
Из двух половинок собрать якутские орнаменты (растительный, сердцевидный, лировидный, пятиглазый узор). Так дети выбирают для себя трафареты узоров, отрезанные на половину.


План работы:
1. Выбрать трафарет для узора.
2. Перевести простым карандашом узор, на цветную бумагу, сложенную пополам, для того чтобы, получился симметричный узор.
3. Вырезать узор ножницами.
4. Составить узор на пальто и варежки.
5. Мажем клеем и приклеить узоры на пальто и варежки.
6. Не забывайте о правилах технике безопасности при работе с ножницами.
Создаем орнамент на пальто и варежки.


Давайте посмотрим, что у нас с вами получилось.
(воспитатель приклеивает липучками пальто и варежки к силуэту якутяночки).





Где и для чего используются орнаменты?
Ответы детей .
Каждый из Вас сегодня был мастером, создателем, художником.
Пусть ваши рукавички никогда не теряются и согревают ваши руки в самый лютый мороз.
Дети выходят из зала, в сопровождении якутской мелодии.
Всем спасибо!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомление старших дошкольников с декоративно-прикладным искусством Якутии, сказками, обычаями.

«С чего начинается Родина

Национальный уголок

Национальный уголок в дошкольном учреждении настраивает детей на позитивный лад, вызывает положительные чувства, желание узнать о незнакомых им вещах. Атмосфера народных традиций и обычаев, способствует воспитанию чувства национального достоинства, вызывает интерес к национальной культуре, прививает детям любовь и уважение к государственным и народным символам, оберегам и обычаям.

Подготовила преподаватель ДО

В первом уголке группы оформлен иллюстративно – наглядный стенд патриотического воспитания “Единение”, где дети знакомятся с Российской и Якутской государственной символикой. Даже в самом оформлении заложен глубокий смысл единства народов. Данный уголок учит ребят помнить, что у всех нас – единые корни, единая основа, и, строя будущее, мы должны чувствовать силу, которая нас объединяет вне зависимости от национальной принадлежности, социального статуса, образования и возраста. Эта сила – любовь к нашему Отечеству, нашей республике, городу или селу, где мы родились, живем и работаем.

В первом уголке группы оформлен иллюстративно – наглядный стенд патриотического воспитания “Единение”, где дети знакомятся с Российской и Якутской государственной символикой. Даже в самом оформлении заложен глубокий смысл единства народов. Данный уголок учит ребят помнить, что у всех нас – единые корни, единая основа, и, строя будущее, мы должны чувствовать силу, которая нас объединяет вне зависимости от национальной принадлежности, социального статуса, образования и возраста. Эта сила – любовь к нашему Отечеству, нашей республике, городу или селу, где мы родились, живем и работаем.

В нашем детском саду группа старшего дошкольного возраста оборудована в якутском стиле. Начиная с приемной комнаты дети попадают в историю якутского народного эпоса. Стены раскрашены картинами героев олонхо, которые показывают как добро побеждает зло.

В нашем детском саду группа старшего дошкольного возраста оборудована в якутском стиле. Начиная с приемной комнаты дети попадают в историю якутского народного эпоса. Стены раскрашены картинами героев олонхо, которые показывают как добро побеждает зло.

В оформлении групповой комнаты преобладает национальный колорит. Это и элементы якутского орнамента, и фрагменты рисунков якутской утвари, музыкальных инструментов. Все блоки включены в образовательный процесс. Реализовываются по следующим направлениям: краеведение; животный и растительный мир; краеведческие игры (подвижные, спортивные, настольные, имитационные); дидактические; музыкально-танцевальное искусство; устное народное творчество; одежда народа Саха; народные промыслы. В этом уголке ребята знакомятся с якутской национальной посудой, с росписью, историей

В оформлении групповой комнаты преобладает национальный колорит. Это и элементы якутского орнамента, и фрагменты рисунков якутской утвари, музыкальных инструментов. Все блоки включены в образовательный процесс. Реализовываются по следующим направлениям: краеведение; животный и растительный мир; краеведческие игры (подвижные, спортивные, настольные, имитационные); дидактические; музыкально-танцевальное искусство; устное народное творчество; одежда народа Саха; народные промыслы.

В этом уголке ребята знакомятся с якутской национальной посудой, с росписью, историей

В следующем уголке ребята знакомятся с якутскими национальными музыкальными инструментами. О главных помощниках якутов – лошадях и о ритуальных столбах сэргэ. Воспитатели рассказывают детям, что Изначально сэргэ ставились у жилья (юрты, балагана) якутов и использовали по их прямому назначению – для привязывания коня. Сэргэ означало, что у земли есть хозяин. В первую очередь, сэргэ связано с культом коня. Разрушать сэргэ считается большим грехом.

В следующем уголке ребята знакомятся с якутскими национальными музыкальными инструментами. О главных помощниках якутов – лошадях и о ритуальных столбах сэргэ. Воспитатели рассказывают детям, что Изначально сэргэ ставились у жилья (юрты, балагана) якутов и использовали по их прямому назначению – для привязывания коня. Сэргэ означало, что у земли есть хозяин. В первую очередь, сэргэ связано с культом коня. Разрушать сэргэ считается большим грехом.

В этом уголке собраны несколько разделов рассказывающих о жизни якутов, а именно:

В этом уголке собраны несколько разделов рассказывающих о жизни якутов, а именно:

В этом уголке можно познакомится с якутским национальным костюмом. Он отражает мировоззрение, эстетику и характер народа. Именно поэтому для создания современной одежды мы обращаемся к народному опыту - традициям национального костюма.

В этом уголке можно познакомится с якутским национальным костюмом. Он отражает мировоззрение, эстетику и характер народа. Именно поэтому для создания современной одежды мы обращаемся к народному опыту - традициям национального костюма.

Дети познают мир через книги. В книжном национальном уголке можно ознакомится о якутском народе, животных и птицах. На занятиях по художественному творчеству дети узнают о происхождении якутской посуды и утвари, овладевают умениями рисования якутских орнаментов на силуэтах посуды, одежды, обуви, изготавливают чороны техникой папье-маше.

Дети познают мир через книги. В книжном национальном уголке можно ознакомится о якутском народе, животных и птицах. На занятиях по художественному творчеству дети узнают о происхождении якутской посуды и утвари, овладевают умениями рисования якутских орнаментов на силуэтах посуды, одежды, обуви, изготавливают чороны техникой папье-маше.

Цель создания якутского уголка — приобщить детей к культуре, традициям, обычаям народа саха, воспитывать уважение к их труду. Формировать первоначальные представления о родном крае – Якутии. Развить патриотические чувства, национальную гордость и любовь к малой родине, к природе.

Для ее реализации начали работу с оформления развивающей среды в якутском стиле. В этом нам помогли наши родители. Для начала в группе оформили якутский уголок. В этом уголке сделали «Балаҕан” – жилище якутов. В нем собраны предметы быта, кухонная утварь, сувениры, круглый стол, стулья, лавки, национальные коврики, чепрак, якутская одежда. Приобрели якутские настольные и подвижные игры. Стены игровой зоны и спальни нарисовали по временам года – зима, весна, лето, осень.

В следующем году планируем дальше обогатить развивающую среду. Глубже познакомить детей с традициями и обычаями народа саха. Проводить с детьми беседы, занятия, культурно-досуговые мероприятия, выставки творческих работ детей и родителей, проводить национальные настольные, подвижные, дидактические игры, игры –драматизации-инсценировки. Рассказывать и читать художественную литературу.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ)

Нерюнгринского района

ОГРН 1031401723540;ИНН 1434028201,

пр. Дружбы народов 11/1, г. Нерюнгри

Республика Саха (Якутия), 678960

Тел. ( 41147) 6-73-75 ogonek @ nerungri . edu . ru

САХА РЕСПУБЛИКАТА

Муниципальнай тэриллии дьа h алтата

Согласован: заместитель Утвержден: заведующей

по ознакомлению с родным краем дошкольников

группы компенсирующей направленности для детей 4-6 лет

hello_html_m714a2c.jpg

Автор: Конради О.А., воспитатель

группы компенсирующей направленности

Проект программы

Конради Ольга Александровна

Воспитатели, воспитанники группы компенсирующей направленности № 11

Научно-методические основы разработки Программы

При разработке Программы использовались:

Цели и задачи Программы

Осуществление нравственно-патриотического воспитания через приобщение к истории родного края, ознакомление с его прошлым и настоящим, с растительным и животным, обычаями и традициями.

-приобщать детей к уникальной материальной и духовной культуре древних народов, населяющих территорию республики, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям;

-формировать интерес к истории культуры, желание изучать культуру коренных народов;

-воспитывать чувство уважения и понимания труда и таланта народов Севера, любовь к родному краю.

Помочь дошкольникам с ОВЗ овладеть знаниями и представлениями о якутской национальной культуре.

Дошкольники имеют представление о своей семье и родном городе. Знают, в какой республике они живут, ее государственную символику, народности, проживающие на ее территории и их традиции.

Приобретение детьми исследовательских навыков сбора информации

Этапы реализации Программы

2013-2014 - диагностический и прогностический этап
2014-2016 - практический этап 2016 - обобщающий этап

Пояснительная записка - актуальность темы.

Цели, задачи, принципы проекта

Оценка степени достижения запланированных результатов реализации

Мониторинг осуществляется ежегодно в мае. Форма - отчет - самоанализ о результатах освоения программы.

Актуальность темы

У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, если оно, конечно же, не было трудным, у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе. Причем этому городу вовсе не обязательно быть столицей или городом-миллионером. Он может быть тихим, заброшенным городком и в то же время являться самым любимым городом, так как с ним связано много приятных впечатлений. У каждого любовь к городу проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе, композиторы пишут музыку, художники рисунок картины, тем самым прославляя город и увековечивая память о нем на многие годы. Я хочу, чтоб ребятам, город, в котором они живут, стал бы любимым! А еще я хочу чтобы ребята знали и любили Республику, в которой они живут. Культура родного края должна войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства - одно из важных и актуальных направлений современной дошкольной педагогики. Для решения этих задач необходимо дать детям представления о родном крае, его истории, культуре, традициях народа, населяющего его

В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города и края и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным краем возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, республикой, их достопримечательностями, городами, улицами на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город.

Родители имеют недостаточно знаний не только о своем городе, но и о Республике Саха в целом, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном крае. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.

Цель проекта:

- Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, родной Республики, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.

Задачи проекта:

- Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края;

- Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;

- Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;

- Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;

- Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.

Участники проекта

Дошкольники группы компенсирующей направленности (ЗПР) от4-6 лет

Проект предусматривает активное сотрудничество родителей, детей и воспитателей.

Сроки реализации проекта

Долгосрочный проект (2 года)

Нормативные и программно-методические материалы:

1. Аржакова В.К., Ефимова Д.Г. Программа ознакомления дошкольников с Якутией

3. Федеральные государственные образовательные стандарты к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным краем положены следующие принципы:

Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью создан краеведческий минимузей, подобран материал о городе Нерюнгри и Республики Саха, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного края.

Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном крае с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской центральной детской библиотекой, музеями города и т. п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями города Нерюнгри.

Прогнозируемый результат.

- Обогащенные и систематизированные знания детей об Республики Якутии, его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.

- Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.

- Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.

- Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.

- Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города нерюнгри, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.

Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.

Реализация проекта

Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.

I этап - подготовительный, включает в себя:

анкетирование родителей знаний и представлений о родной республике, городе, его истории, достопримечательностях,

диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного города.

II этап - основной, включает в себя:

Совместная проектная деятельность с детьми в соответствии с перспективным планом,

совместные мероприятия с семьями воспитанников,

экскурсии по городу,

пополнение развивающей среды,

выставки детских работ.

III этап - итоговый, включает в себя:

итоговое диагностирование детей,

повторное анкетирование родителей.

Данные мероприятия продемонстрируют количественные и качественные изменения, произошедшие к концу учебного года.

Читайте также: