Уголок триз в детском саду
Обновлено: 02.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Предметно-развивающая среда с использованием ТРИЗ технологии
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования под образовательной средой подразумевается весь комплекс условий, который обеспечивает развитие детей в ДОУ. Одним из важных условий является развивающая предметно-пространственная среда - фактор развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Сегодня мы говорим о будущем в настоящем времени. Сегодня общество нуждается в людях, способных на творчество в любой сфере человеческой деятельности. Возникает необходимость изменения стратегии образования детей, которым предстоит жить в быстро изменяющемся мире. Важно сформировать у дошкольников творческое мышление и воображение, т. е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различной деятельности: анализировать новые ситуации; ставить и решать нетиповые проблемы; обучать работе с информацией; коммуникациям, адаптировать к динамичной картине мира. Иными словами – создавать педагогические условия для формирования ключевых компетентностей.
Благодаря развивающей среде в нашей группе с применением технологии ТРИЗ происходит развитие творческого стиля мышления детей. Увидеть невидимое, объединить разное, упростить сложное – все это и многое другое происходит с помощью этой технологии. Одним словом дети приучаются к творческой активности, к творческому труду, к творческому поиску и решению. Доброе волшебство позволяет детям стать героями сказок, историй, событий, ситуаций в процессе, которого они проявляют свои творческие силы в преодолении самых разных трудностей, применяя смекалку, добрый юмор, дружеские отношения.
Развитие детей не возможно без целостной, многофункциональной, насыщенной среды. Поэтому развивающая среда в нашей группе обеспечивает разные виды деятельности ребенка-дошкольника и становится основой для его самостоятельной активности.
При создании предметно-развивающей среды мы руководствовались следующими принципами:
Полифункциональность среды – предметно-пространственная среда открывает множество возможностей, обеспечивает все составляющие образовательного процесса.
Трансформируемость среды – возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Доступность среды - Свободный доступ воспитанников посещающих ДОУ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
Безопасность предметно-пространственной среды - соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Таким образом, предметно – развивающая среда в нашей группе позволяет развить каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, интересами.
Центр логики и математики.
Центр природы и экспериментирования.
Таким образом, с помощью разнообразных пособий технологии ТРИЗ нам удается воспитать творческую, всесторонне развитую личность.
Программа ТРИЗ для дошкольников – это Программа коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению. Вот такой уголок создан в нашей группе.
Пять игр из уголка ТРИЗ
Игра вводится с младшего дошкольного возраста
Программное содержание:
- учить детей делить объекты окружающего мира на природные и рукотворные группы и объяснять основания такого деления;
Оборудование: деревянный большой круг, разделенный пополам. В первую половину круга помещаются картинки с изображением объектов рукотворного мира, во вторую – природного, набор картинок с изображением различных объектов природного и рукотворного мир ;
Ход игры:
Ведущий объясняет, что все объекты в мире разные. Есть предметы, сделанные руками человека, они относятся к рукотворному миру (дети называют их и кладут картинки в соответствующую часть круга). Есть объекты, созданные природой - это объекты природного мира (дети называют их и кладут картинки в соответствующую часть круга). Далее проводится серия заданий на закрепление полученных знаний:
Игра вводится со среднего дошкольного возраста
Программное содержание:
- найти загаданную ведущим картинку с помощью наименьшего количества вопросов;
- развивать диалогическую речь детей;
- развивать умение правильно задавать вопросы;
Оборудование: сшитая линейная форма с кармашками для картинок, картинки.
Ход игры:
Ведущий делит ряд объектов пополам, середину отмечает точкой, задумывает объект (лошадь).
Д- Этот объект находится с правой стороны?
В- Да. (все объекты находящиеся с левой стороны ведущий убирает, они не нужны, осталось 5 объектов)
Д- Этот объект дикое животное?
В- Нет. (убирает картинки с изображением диких животных, они не нужны, осталось 2 объекта
Д- Этот объект мяукает?
В – Нет. (убираем изображение кошки, остался один объект лошадь).
В- Да. результат: картинка отгадана после четырёх вопросов. Признак, по которому происходило сужение поля поиска, - местонахождение объекта в линейном ряду.
По такому же принципу можно играть с картинками мебель, фрукты и овощи, транспорт, плоскими и объёмными геометрическими формами.
Игра вводится со среднего дошкольного возраста
Программное содержание:
- учить детей выделять характерные и специфичные значения признаков объекта;
- учить детей классифицировать предметы и объекты окружающего его мира;
Оборудование: карточки, на которых наклеены четыре картинки, три из них подходящих друг другу по смыслу, одна нет;
Ход игры:
Дети выбирают карточки и называют объект, который считают лишним. Затем объясняют свой выбор (по каким признакам они отличаются).
"Круги Луллия"
Игра вводится со среднего дошкольного возраста.
Программное содержание:
- уточнять знания дошкольников о различных профессиях;
- учить детей определять предметы – помощники;
- побуждать к объяснению практической значимости людей данных профессий;
Оборудование: картинки с изображением людей разных профессий и орудий их труда, круги на подставке, своеобразная стрелка – указатель;
Ход игры:
На большом круге воспитатель располагает картинки с изображением представителей разных профессий. На малом – предметы, необходимые в работе. Воспитатель дает задание вначале: Найди предметы - помощники (ребенок должен сопоставить изображения взрослого профессию и предмет - помощник). Далее предлагается раскрутить круги и посмотреть, каково будет их произвольное пересечение. Игра развивает внимание, нестандартное мышление и речь;
"Подбери значение к признаку"
Игра вводится с младшего дошкольного возраста
Программное содержание:
- обучать работе с признаками объектов и значением этих признаков ;
- учить работать со схемой, обогащать словарный запас детей прилагательными и сравнениями;
- развить умение исследовать и классифицировать объекты по разным признакам;
- учить устанавливать причинно-следственные связи;
Оборудование: семнадцать карт, разделенных на пять квадратов. В одном квадрате изображен признак (схема), остальные квадраты пустые. К ним прилагаются предметные картинки на карточках квадратной формы (5х5 см);
Ход игры:
Участники игры берут карту с признаком. Ведущий, выбрав предметную картинку, дает ей характеристику, содержащую значение имени признака.
Игра продолжается, пока все квадраты в карточках играющих не будут заполнены.
После этого играющие снова перечисляют значения, которые они подобрали к своим признакам.
В игре могут участвовать двое и более детей;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение конкурса "Уголок книги в детском саду"
Положение конкурса "Уголок книги в детском саду".
Буклет: "Уголок экспериментирования в детском саду"
То должно быть в уголке экспериментирования по всем возрастным группам детского сада.
Консультация для воспитателей: "Уголок театра в детском саду".
Консультация для воспитателей на тему: "Как правильно оформить театральный уголок в детском саду".
Консультация для воспитателей: "Уголок книги в детском саду"
Консультация для воспитателей.
Консультация для воспитателей "Уголок природы в детском саду"
Предлагаю вам консультацию, которую я подготовила для выступления на педсовете. В ней я кратко и доступно изложила о необходимых атрибутах и условиях для оформления уголка в детском саду. .
Уголок экспериментирования в детском саду
Представленная презентация на мой взгляд весьма акктуально на сегодняшний день. Наши дети очень любознательны и мы должны помочь им познавать и открывать для себя новый мир.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования под образовательной средой подразумевается весь комплекс условий, который обеспечивает развитие детей в ДОУ. Одним из важных условий является развивающая предметно-пространственная среда - фактор развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Сегодня мы говорим о будущем в настоящем времени. Сегодня общество нуждается в людях, способных на творчество в любой сфере человеческой деятельности. Возникает необходимость изменения стратегии образования детей, которым предстоит жить в быстро изменяющемся мире. Важно сформировать у дошкольников творческое мышление и воображение, т. е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различной деятельности: анализировать новые ситуации; ставить и решать нетиповые проблемы; обучать работе с информацией; коммуникациям, адаптировать к динамичной картине мира. Иными словами – создавать педагогические условия для формирования ключевых компетентностей.
Благодаря развивающей среде в нашей группе с применением технологии ТРИЗ происходит развитие творческого стиля мышления детей. Увидеть невидимое, объединить разное, упростить сложное – все это и многое другое происходит с помощью этой технологии. Одним словом дети приучаются к творческой активности, к творческому труду, к творческому поиску и решению. Доброе волшебство позволяет детям стать героями сказок, историй, событий, ситуаций в процессе, которого они проявляют свои творческие силы в преодолении самых разных трудностей, применяя смекалку, добрый юмор, дружеские отношения.
Развитие детей не возможно без целостной, многофункциональной, насыщенной среды. Поэтому развивающая среда в нашей группе обеспечивает разные виды деятельности ребенка-дошкольника и становится основой для его самостоятельной активности.
При создании предметно-развивающей среды мы руководствовались следующими принципами:
Полифункциональность среды – предметно-пространственная среда открывает множество возможностей, обеспечивает все составляющие образовательного процесса.
Трансформируемость среды – возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Доступность среды - Свободный доступ воспитанников посещающих ДОУ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
Безопасность предметно-пространственной среды - соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Таким образом, предметно – развивающая среда в нашей группе позволяет развить каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, интересами.
Центр логики и математики.
Центр природы и экспериментирования.
Таким образом, с помощью разнообразных пособий технологии ТРИЗ нам удается воспитать творческую, всесторонне развитую личность.
Предметно-развивающая образовательная среда В связи с введением ФГОС ДО к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые представляют собой.
Предметно-развивающая среда. Современный детский сад – это место, где ребенок накапливает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Предметно-развивающая среда Одним из успешного решения задач обучение и воспитание является создание предметно-развивающей среды, которая способствует накоплению.
Предметно-развивающая среда К новому учебному году в младшей группе "Улыбка" была обновлена предметно - развивающая среда. Всё пространство группы организовано в виде.
Предметно-развивающая среда группы Для всестороннего развития необходимо предоставить возможность дошкольникам полностью использовать среду и принимать активное участие в.
Предметно-развивающая среда в ДОУ Игра занимает прочное место в системе физического, морального, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Она активизирует ребёнка,.
Предметно-развивающая среда в ДОУ Предметно-развивающая среда ДО. Вопрос организации предметно-развивающей среды в ДО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано.
Работая с элементами ТРИЗ, использую пособия сделанные своими руками.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Венгеровский детский сад №4
Выполнила: Василевская Светлана Витальевна
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
творческое воображение и творческие способности;
мышление системное, гибкое, подвижное, диалектичное;
творческое мышление и воображение;
стремление к новизне.
Привить ребёнку радость творческих открытий!
Центр логики и математики
Центр природы и экспериментирования
Уголок для работы с элементами ТРИЗ
Центр системного мышления. Помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой.
Данный центр осуществляет развитие творческого, неординарного мышления и воображения в таких видах деятельности как нетрадиционное рисование, конструирование, словотворчество, а также развитие эмпатийного отношения к окружающему миру.
В игротеке собраны различные настольные игры на развитие логического, творческого, ассоциативного системного мышления. Также подобрана картотека ТРИЗ – игры по всем возрастам.
Пособие для определения признаков объекта
Центр логики и математики.
Речевой центр.
Центр природы и экспериментирования.
Центр творчества.
Программа ТРИЗ для дошкольников – это Программа коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению. Вот такой уголок создан в нашей группе.
Пять игр из уголка ТРИЗ
Игра вводится с младшего дошкольного возраста
Программное содержание:
- учить детей делить объекты окружающего мира на природные и рукотворные группы и объяснять основания такого деления;
Оборудование: деревянный большой круг, разделенный пополам. В первую половину круга помещаются картинки с изображением объектов рукотворного мира, во вторую – природного, набор картинок с изображением различных объектов природного и рукотворного мир ;
Ход игры:
Ведущий объясняет, что все объекты в мире разные. Есть предметы, сделанные руками человека, они относятся к рукотворному миру (дети называют их и кладут картинки в соответствующую часть круга). Есть объекты, созданные природой - это объекты природного мира (дети называют их и кладут картинки в соответствующую часть круга). Далее проводится серия заданий на закрепление полученных знаний:
Игра вводится со среднего дошкольного возраста
Программное содержание:
- найти загаданную ведущим картинку с помощью наименьшего количества вопросов;
- развивать диалогическую речь детей;
- развивать умение правильно задавать вопросы;
Оборудование: сшитая линейная форма с кармашками для картинок, картинки.
Ход игры:
Ведущий делит ряд объектов пополам, середину отмечает точкой, задумывает объект (лошадь).
Д- Этот объект находится с правой стороны?
В- Да. (все объекты находящиеся с левой стороны ведущий убирает, они не нужны, осталось 5 объектов)
Д- Этот объект дикое животное?
В- Нет. (убирает картинки с изображением диких животных, они не нужны, осталось 2 объекта
Д- Этот объект мяукает?
В – Нет. (убираем изображение кошки, остался один объект лошадь).
В- Да. результат: картинка отгадана после четырёх вопросов. Признак, по которому происходило сужение поля поиска, - местонахождение объекта в линейном ряду.
По такому же принципу можно играть с картинками мебель, фрукты и овощи, транспорт, плоскими и объёмными геометрическими формами.
Игра вводится со среднего дошкольного возраста
Программное содержание:
- учить детей выделять характерные и специфичные значения признаков объекта;
- учить детей классифицировать предметы и объекты окружающего его мира;
Оборудование: карточки, на которых наклеены четыре картинки, три из них подходящих друг другу по смыслу, одна нет;
Ход игры:
Дети выбирают карточки и называют объект, который считают лишним. Затем объясняют свой выбор (по каким признакам они отличаются).
"Круги Луллия"
Игра вводится со среднего дошкольного возраста.
Программное содержание:
- уточнять знания дошкольников о различных профессиях;
- учить детей определять предметы – помощники;
- побуждать к объяснению практической значимости людей данных профессий;
Оборудование: картинки с изображением людей разных профессий и орудий их труда, круги на подставке, своеобразная стрелка – указатель;
Ход игры:
На большом круге воспитатель располагает картинки с изображением представителей разных профессий. На малом – предметы, необходимые в работе. Воспитатель дает задание вначале: Найди предметы - помощники (ребенок должен сопоставить изображения взрослого профессию и предмет - помощник). Далее предлагается раскрутить круги и посмотреть, каково будет их произвольное пересечение. Игра развивает внимание, нестандартное мышление и речь;
"Подбери значение к признаку"
Игра вводится с младшего дошкольного возраста
Программное содержание:
- обучать работе с признаками объектов и значением этих признаков ;
- учить работать со схемой, обогащать словарный запас детей прилагательными и сравнениями;
- развить умение исследовать и классифицировать объекты по разным признакам;
- учить устанавливать причинно-следственные связи;
Оборудование: семнадцать карт, разделенных на пять квадратов. В одном квадрате изображен признак (схема), остальные квадраты пустые. К ним прилагаются предметные картинки на карточках квадратной формы (5х5 см);
Ход игры:
Участники игры берут карту с признаком. Ведущий, выбрав предметную картинку, дает ей характеристику, содержащую значение имени признака.
Игра продолжается, пока все квадраты в карточках играющих не будут заполнены.
После этого играющие снова перечисляют значения, которые они подобрали к своим признакам.
Читайте также: