Уголок монтессори в детском саду

Обновлено: 04.07.2024

Специально-подготовленная предметно-пространственная развивающая среда разновозрастной группы, работающей на принципах гуманистической педагогики М. Монтессори должна :

• соответствовать возрастным, физическим, психологическим особенностям и потребностям каждого ребенка разновозрастной группы, определенным сензитивным периодам развития;

• предоставлять возможность для проявления инициативы ребенка, для наиболее полной реализации творческих возможностей, раскрытия природного потенциала;

• быть источником информации для организации самостоятельной и совместной деятельности ребенка, для самообучения;

• предоставлять возможность свободно выбирать деятельность, реализовать замысел, получать результат, а также оценивать, осознавать и отвечать за результат своей деятельности;

• предоставлять возможность широкого поля взаимодействия, общения со всеми членами сообщества группы и ДОУ на разных уровнях;

• обеспечить потребность ребенка в создании личного пространства деятельности, а при необходимости - уединения и релаксации;

• предоставлять возможность осознать себя значимой уважаемой личностью, способной адекватно оценивать себя, а также способной уважать и позитивно принимать других членов сообщества группы;

• предоставить возможность развивать в себе самостоятельность, независимость, умение помогать и просить о помощи, совершать ошибки, без страха их совершить, исправлять ошибки с помощью других и самостоятельно;

• способствовать формированию самодисциплины, умения следовать правилам;

• обеспечивать психологическую и физическую безопасность и защищенность каждого ребенка

Выделяют основные принципы построения предметно-развивающей среды, такие как продуманное зонирование, расположение материалов в определенном порядке и соблюдение этого порядка, доступность любого материала для каждого ребенка, наличие только одного дидактического материала в среде, недопущение пресыщения среды и некоторые другие. Эти принципы обоснованы и соблюдение их, наравне с выполнением правил жизни группы и реализацией методов организации взаимодействия детей с предметной средой, способствуют формированию определенных социальных и учебно-познавательных компетенций. Кроме того, в группах предусматриваются пространство продуктивной творческой деятельности и конструирования, уголки театрализованной деятельности, чтения и отдыха, игровой уголок. Обязателен уголок уединения.

В построении подготовленной развивающей среды Монтессори – группы предусматривается возможность свободного перемещения детей, свободного общения их друг с другом и со взрослыми, выбора самостоятельной или совместной деятельности, реализации разных форм занятий, проводимых педагогами, – групповых, подгрупповых и индивидуальных.

Среда насыщена материалами. Каждый из них имеет глубокое дидактическое значение, направлен на самостоятельное освоение детьми новых понятий, нахождение закономерностей, исследование свойств. Это – автодидактические материалы. После показа педагогом алгоритма работы ними, дети осваивают его самостоятельно, позднее находят другие способы работы, выполняют различные упражнения. При этом и происходит самообучение ребенка. Такое самообразование гибко сочетается с индивидуальными и подгрупповыми занятиями, которые строятся педагогом на основе уже полученных ребенком знаний во время самостоятельной работы с материалами.

Расположение материалов на удобных открытых полках соответствует порядку презентации работы с ними. Эта определенная последовательность введения ребенка в мир предметов, овладение им алгоритмов деятельности с развивающими материалами соответствует сензитивным периодам развития ребенка и особенностям формирования его крупной и мелкой моторики, развития и совершенствования руки, а значит, действий с предметами. Это ведет его через исследовательскую деятельность с дидактическими материалами и изучение их свойств к освоению понятия, приобретению знаний и учебных навыков. Предметно – развивающая среда Монтессори – группы имеет ряд особенностей и специфических требований к ее организации.

Все дидактические Монтессори – материалы распределены по зонам, причем порядок их расположения следующий:

1. Сенсорная зона, в которой расположены материалы по развитию чувств;

2. Математическая зона, содержащая материалы по развитию математических способностей;

3. Речевая зона, включающая в себя материалы по развитию речи, а также материалы по космическому воспитанию, центральная идея которого, познание человека во всем многообразии и сложности;

4. Хозяйственная зона, содержащая материалы необходимые для упражнений в практической жизни.

Внутри каждой зоны материал должен располагаться в соответствии с принципом от простого к сложному. Каждый отдельный материал рассчитан на определенную степень сложности, но все вместе материалы связаны между собой и образуют единое целое.

Наряду с вертикальным членением Монтессори – материалов (различные степени сложности) имеется горизонтальный порядок. Под этим подразумеваются параллельные упражнения, к которым ребенок на долгое время сохраняет интерес. Измененная форма деятельности позволяет на одну и ту же учебную задачу взглянуть под другим углом зрения. Таким образом, проблема осознается глубже, и открываются ее новые грани.

Кроме того, материалы в каждой из зон должны располагаться по принципу от конкретного к абстрактному, например, сначала располагаются числовые штанги (конкретно, а затем числа (абстрактно).

Сами же материалы в каждой из зон должны соответствовать следующим требованиям:

- соответствие возрасту, силе, росту ребенка;

- притягательность (материал должен вызывать интерес, побуждать к действиям с ним);

- все оборудование, к одному упражнению, находится в цветовом соответствии, выполнено в одной цветовой гамме.

Все материалы представленные в Монтессори – группе детского сада должны быть представлены в единичном экземпляре. Если у нескольких детей возникло желание работать с одним и тем же материалом, необходимо подождать, пока он освободится. У детей, в подобной ситуации развивается умение договариваться, терпеливо дожидаться своей очереди, занимаясь с другим материалом.

Предметная среда создается педагогами, трансформируется ими в соответствии с потребностями детей. Но и дети являются творцами среды. Прежде всего, выполняя правило порядка (любой предмет имеет свое место, и после занятия с ним должен вернуться на это место, они поддерживают среду в рабочем состоянии, они становятся ответственными за то, что дидактический материал, которого ждет для работы другой ребенок, должен быть приведен в первоначальный вид и положен на свое место. Кроме того, дети могут внести свою лепту в украшение помещения, освоив элементарные навыки составления букетов, оформления своих художественных работ. Таким образом, нами были рассмотрены особенности организации предметно – развивающей среды в Монтессори – группе детского сада, а также требования к ней.

Организация предметно-пространственной развивающей среды. Театрализованный уголок

Организация предметно-пространственной развивающей среды. Театрализованный уголок АктуальностьВажно понимать, что жизнь ребенка в детском саду не ограничивается занятиями, поэтому в группах создается предметно-пространственная.

Организация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группе в соответствии с ФГОС

Организация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группе в соответствии с ФГОС В начале учебного года я с Вам, дорогие коллеги, делилась опытом организации развивающей среды, этот материал Вы можете просмотреть пройдя.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе общеразвивающей направленности с 3 до 4 лет

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе общеразвивающей направленности с 3 до 4 лет Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе общеразвивающей направленности с 3 до 4 лет. Федеральные государственные.

Система развития Монтессори предполагает благоприятную среду и гибкий подхад к каждому ребёнку

Программа Монтессори по развитию и воспитанию детей

Монтессори-занятие

Мамы всё чаще выбирают монтессори-центры для развития малышей

Идея организации воспитательного пространства без строгих ограничений для детей потрясла европейское общество начала ХХ века

Монтессори-метод — это программа психолого-педагогической поддержки, позитивной социализации и одновременно индивидуализации каждого ребёнка. Попросту, монтессори-педагог сопровождает ребёнка на пути развития, приспособления к жизни в обществе, позволяет изучать мир теми способами, которые он выбирает сам. Это целостная образовательная система, представленная в виде прописанных положений (о процессе развития человека и факторах влияния на него). Цель работы детского сада по программе Монтессори — создание оптимальных условий для развития ребёнка и адаптации его в обществе.

В монтессори-группе

Монтессори-педагог не авторитарен, он активный наблюдатель деятельности ребёнка и сопровождающий процесса саморазвития

В монтессори-садике

Ребёнок является субъектом воспитания и образования, в нём природой заложено стремление к саморазвитию

Ребёнок имеет врождённую мотивацию к обучению.

Ребёнок учится через игру-работу.

Ребёнок стремится быть независимым.

Ребёнок проходит через определённые этапы развития.

Саморазвитие в монтессори-среде

Детство — уникальное время в жизни каждого человека, когда возможно самостоятельно развить все необходимые качества для успеха в будущем

Способы мышления и методы познания в детском возрасте отличаются от развития во взрослом состоянии. Под тем качеством, что мы называем детской любознательностью, скрываются сложные психические процессы, производящие импульсы к развитию интеллекта. На генетическом уровне в сознании ребёнка заложено многообразие умений, и малыш имеет мотивацию к раскрытию этой информации.

Автор статьи помнит, как было увлекательно наблюдать эмоции на лице новорождённого сына, которые он копирует с лиц находящихся рядом взрослых, — радость, восторг, удивление, задумчивость, тревожность. А умение смеяться? Ведь не учили малыша, этому научить невозможно и не получится объяснить крохе, что смешно, а что нет. Но он лежал в кроватке, играл тесёмками и смеялся! А откуда пришло к нему спустя полгода желание подтянуться и встать у бортика кроватки?

Программа Монтессори в детском саду

Положение о независимости ребёнка в процессе воспитания перешло из концепции Монтессори в систему образования в целом. Роль воспитателя заключается в помощи ребёнку самостоятельно что-либо сделать, но не делает за него. Помощь заключается в подготовке предметно-пространственных условий для освоения конкретного навыка. Это положение монтессори-методики активно используется и в домашнем воспитании.

Монтессори-метод позволяет детям те занятия, которых не было в авторитарной системе образования

Сензитивные периоды развития

Выделение сензитивных периодов — следующее положение педагогики Монтессори, которым руководствуются педагоги в детском саду. Сензитивный период — это временной отрезок наивысших возможностей ребёнка в развитии определённой психической способности. Периоды имеют определённую длительность, и постепенно сензитивные возможности угасают. Они являются универсальными, т. е. проявляются в процессе развития у всех детей. Периоды индивидуальны: они начинаются и угасают в разное время у конкретных детей.

Период сенсорного развития длится большую часть дошкольного детства, множество упражнений направлено на развитие сенсорных возможностей

На основании среднестатистических данных указываются временные рамки сензитивных периодов:

чувствительность к порядку в мире предметов, человеческих отношений, времени — 0–3 года;

восприятие языка и развитие речи — 0–6 лет;

сенсорное развитие — 0–5,5 лет;

развитие движения и действий — 1–4 года;

развитие социальных навыков — 2,5–6 лет;

восприятие маленьких предметов — 1,5–2,5 года.

Монтессори-педагоги прогнозируют начало очередного сензитивного периода в жизни ребёнка, подготавливают для успешного саморазвития ребёнка предметную среду. Например, ребёнок вступает в сензитивный период восприятия маленьких предметов — сейчас внимание будет концентрироваться на изучении мелких природных материалов (камешки, орехи, ракушки), деталек, фигурок. Поэтому педагог обогащает пространство группы контейнерами с подобными предметами, активно наблюдает за занятиями ребёнка. Малыш длительное время перебирает развивающие материалы, успешно усваивая навык удержания рукой небольших вещиц.

Саморазвитие ребёнка в период сенсорного восприятия

Методика Монтессори известна многим мамам и воспитателям детских садов по описаниям зон для развития сенсорики и мелкой моторики

Упражнения, разработанные в рамках монтессори-метода, распределяются по сензитивным периодам. То есть группа упражнений речевых и по освоению грамоты, к примеру, предлагается к выполнению детям, когда они находятся в периоде активного восприятия языка. С детьми до 3 лет формируется понимание режима в течение дня, что соответствует восприимчивости (сензитивности) к временному порядку.

Монтессори-упражнение

Упражнения в монтессори-группе соответствуют периоду восприимчивости конкретного ребёнка

Принцип подготовленной среды

Для раскрытия внутреннего потенциала ребёнка важное условие — благоприятная пространственная обстановка. Подготовленная среда монтессори-сада — предметное и социальное окружение с наличием посредника. Помещение для занятий должно быть светлым, просторным, хорошо проветренным. Цветовое решение интерьера (стен, мебели, ковра) нейтральное, наличие узоров не отвлекает детей. В комнате красиво, используются картины, вазы и другие предметы для украшения интерьера.

Монтессори-класс

Помещение монтессори-группы просторное, светлое, эстетически привлекательное

Мебель и оборудование в монтессори-классе подбираются с учётом роста детей. Материалы для изучения располагаются на уровне глаз ребёнка — создаётся стимул к самостоятельному изучению. Развивающие материалы представлены в единичном количестве, чтобы создать возможность формирования правильных взаимоотношений внутри группы (умение просить и договариваться, сотрудничать, ждать). В помещении есть комнатные растения, дети заботятся о них (поливают, рыхлят почву, протирают или опрыскивают листья). Обязателен свободный доступ к воде и удобство пользования раковиной и туалетом.

Помещение для монтессори-занятий

Материалы находятся в свободном доступе, что носит характер призыва к действию

Пространственная среда по методике Монтессори организуется в детской комнате родителями, поддерживающими эту педагогическую концепцию. В интерьере детской отсутствуют принтованные обои и занавески, цветовая гамма подбирается в пастельных тонах. Игрушки располагаются на открытых низких полках и подбираются родителями с учётом восприимчивости ребёнка в данный момент. На подоконнике или полочке находится комнатное растение.

Детская комната

Организовать монтессори-среду в домашних условиях не составит труда

Организация детских садов по программе Марии Монтессори

Программа развития Монтессори согласуется с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта:

  • Личностно-ориентированная модель образования: монтессори-педагог следит за психическим и физическим развитием каждого воспитанника.
  • Воспитание всесторонне развитой личности: в монтессори-садике ребёнок познаёт мир во всём его многообразии.
  • Следование целевым ориентирам: развитие инициативности и самостоятельности в различных видах деятельности, развитие воображения.
  • Организация развивающей предметно-пространственной среды: каждой содержательной области образования подбираются соответствующие монтессори-материалы.

Занятие в саду Монтессори

В монтессори-садике осуществляется всестороннее развитие ребёнка в благоприятной предметной среде согласно ФГОС ДО

Особенности программы Монтессори

Программа Монтессори отличается от классических образовательных программ для детских садов комплектованием групп и побуждение ребёнка быть независимым:

  1. Воспитанниками монтессори-сада являются дети 1,5–8 лет. Условное деление: группа для самых маленьких — 1,5–3 года, для детей постарше — 4–6 лет, для дошкольников — 6–8 лет. Монтессори группы предполагают комплектацию в 20–25 человек для максимально эффективного развития детей.
  2. Наличие разновозрастных групп. По мере освоения ребёнком определённых умений и навыков, он переводится в следующую группу. То есть деление по возрастным показателям условно, и по рекомендациям специалистов, все группы монтессори сада в идеале должны состоять из детей разного возраста.
  3. Предоставление ребёнку свободы:
    • в выборе вида деятельности (исследовательская, творческая, игровая);
    • времени и темпа работы;
    • места (детям позволено передвигать мебель, заниматься на ковриках);
    • в выборе партнёрства или автономии (в отличие от традиционной воспитательной системы, инициаторами коллективной деятельности выступают сами дети);
    • ошибаться (иными словами, предоставление права на ошибку, научение воспринимать отрицательный результат как полезный опыт).
  4. Наличие правил. Даже если группа состоит из детей разного возраста, все воспитанники соблюдают правила поведения. С ними знакомятся в первые дни пребывания в садике, повторяют и обязуются не нарушать, тем самым выказывать уважение к работе одногруппников. Примерный свод правил в монтессори-группе: стараться не нарушать рабочую тишину, по возможности делать всё самостоятельно, убирать вещи на свои места, следить за порядком, не конфликтовать с другими детьми.

В садике Монтессори

Дети свободны действовать автономно или выбирать партнёров, заниматься где удобно (сидя за столом, стоя рядом, сидя на полу)в период

Концепция свободного воспитания часто отпугивает родителей дошкольников. Им кажется, что такая установка в детском саду обернётся вседозволенностью и дети будут избалованными и заносчивыми. Но свобода самовыражения происходит в правильно организованной среде, с развивающими материалами, при помощи педагога-посредника. Выпускники монтессори-учреждений самостоятельны в учебной и бытовой сферах, ценят порядок во всём, хорошо дисциплинированы. По Монтессори, свобода — в принятии педагогом права ребёнка на собственное мнение и принятие решений.

Самостоятельный выбор деятельности

Свобода выбора определяет образовательную систему по Монтессори и способствует развитию в детях качеств, необходимых для успеха в будущем

Организация пространства в детском саду Монтессори

О внешней стороне подготовленной среде в монтессори-садике говорилось выше. Рассмотрим содержание предметного пространства.

Помещение монтессори-группы, где занимаются дети, делится на зоны развития:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Оборудуем сенсорный уголок с элементами Монтессори-педагогики в группе своими руками

Воспитатель

Пастухова Людмила Ивановна


Работая с детьми раннего возраста, меня очень заинтересовали методики известного психолога и педагога Марии Монтессори.

«Главной целью педагогики М. Монтессори стало воспитание свободного человека – самостоятельного, обладающего чувством собственного достоинства, тонко чувствующего окружающий мир и умеющий находить в нем свое место. Формирование этих качеств - происходит в раннем детстве .

Дети раннего возраста очень восприимчивы и открыты для общения. Для них интересно буквально все, любая мелочь, которая для взрослого человека не представляет никакого интереса.

Методика Монтессори как нельзя лучше отвечает требованиям ФГОС. Идеи Монтессори просты и в тоже время гениальны. Используя их, мы тем самым косвенно подготавливаем руку к письму. Игровые упражнения по этой методике никогда не приедаются, не надоедают и не заканчиваются. Они просты в использовании, организовать их можно при помощи самых обыкновенных предметов, находящихся буквально под рукой. И хотя методика Монтессори была разработана для детей с трудностями в развитии, но она дает фантастические результаты и в работе с обычными детьми. Я убедилась в этом на собственном опыте.

Большое значение для сенсорного развития имеет правильно организованная среда. Наличие сенсорного уголка соответствует новым ФГОСам.

использования дидактического, природного и подручного материалов, пособий; дидактических, подвижных, словесных игр.

Очень много дидактических материалов, развивающих органы чувств у детей. Наряду с дорогими и сложными в исполнении пособиями, существуют и простые, доступные для изготовления в условиях обычной группы детского сада.

Для развития и утончения слухового восприятия в уголке хорошо иметь магнитофон и диски с записью звуков природы, необычные музыкальные инструменты, имитирующие различные звуки и другие.

С помощью непрозрачных бутылочек из-под йогурта, наполненных различными крупами, или мелкими предметами изготовила материал для подбора пары одинаковых звуков или выстраивания ряда от самого громкого звука к самому тихому.

Для развития обоняния в непрозрачные баночки из-под детского питания помещаем пахнущие вещества в полотняных мешочках (например, корица, ваниль, кофе, гвоздика и другие). Баночки должны быть отмечены двумя цветами, чтобы можно было подбирать одинаковые по запаху пары.

На развитие тактильных ощущений существует много разных пособий и игр:

-сенсорные мешочки: два мешочка с одинаковым набором предметов разной формы или мячиков с разной поверхностью. Задача найти пару. Можно играть как одному, так и с другом.

Для развития теплового чувства наполнить одинаковые бутылочки горячей, теплой, холодной водой (лучше для группового занятия). Трогаем, называем какая вода. Также выстраиваем ряд от самого холодного на ощупь предмета к самому теплому.

Для снятия напряжения, релаксации: миски с фасолью или пшеном. Детям интересно, если что-то закопать в них (игрушечки маленькие или буквы-цифры). Игры с манкой, песком.

Для развития мелкой моторики: прищепки, нанизывания бус, винтики-гайки разных размеров, замочки с ключиками, шнуровки, волчки, бизиборды, игры с крышками, игры из различных видов ткани.

На определение формы: различные геометрические фигуры и тела.

Размера: пирамидки, матрешки, формы-вкладыши и т. д.

В языковой среде малыши заштриховывают и обводят пальчиком буквы, запоминают алфавит, расширяют словарный запас

Особенности программы развития Монтессори для дошкольников

Давайте разберёмся, чем план занятий по Монтессори отличается от занятий в детском саду обычного типа.

Многие родители, прочитав уже достаточно про принципы Монтессори, всё равно не могут понять, как конкретно проходят занятия в садике. Сегодня мы разберёмся, как будет устроена жизнь малыша, если вы решитесь выбрать для него Монтессори садик. Помните, распорядок дня в каждом центре нашей сети может незначительно отличаться, но общие принципы остаются всегда одинаковыми.

Как меняется программа М. Монтессори в зависимости от возраста?

Монтессори группы намеренно создаются разновозрастными, так как это позволяет детям учиться друг у друга, тем не менее, дошкольные группы разделяются на две основные категории: от нуля до трёх и от трёх до шести.

Материал для Монтессори занятий в группах также различается: если в программе Монтессори 0-3 всё направлено на сенсорное развитие и обретение самостоятельности, то в группе 3-6 дети уже начитают получать свои самые первые научные знания о мире, хотя этот переход происходит далеко не за один раз.

Организация среды по программе Марии Монтессори

Помещение по программе развития Монтессори вне зависимости от возраста представляют собой большой зал, оформленный в сдержанных тонах, разделённый на зоны различной направленности. Разные клубы по-разному комплектуют свои зоны, но, как правило, они придерживаются стандартного набора для двух возрастных групп.

Для детей от 0 до 3 лет:

  • Зона развития крупной моторики
  • Зона для упражнений в установлении причинно-следственных связей
  • Зона сенсорного развития
  • Зона упражнений с сыпучими материалами
  • Зона упражнений с водой
  • Зона продуктивной и изодеятельности
  • Зона развития речи

Для детей от 3 до 6 лет:

  • Зона упражнений в практической жизни
  • Зона сенсорного развития
  • Зона математики
  • Зона русского языка
  • Зона космоса (изучение окружающего мира)
  • Зона продуктивной изо-деятельности

Как организована программа занятий Монтессори для каждой зоны

Материалы из любой зоны сперва презентуются педагогами, а затем предлагаются детям для использования во время, отведённое на самостоятельную работу в Монтессори пространстве. Это значит, что большую часть времени дети сами выбирают себе занятия, а педагоги приходят на помощь лишь при возникновении сложностей.

Оборудование клуба обычно сильно зависит от размера помещения, предпочтений педагогов и родителей и требований местных контролирующих инстанций, но мы постарались подобрать усредненные списки материалов.

Зона упражнений крупной моторики

  • Напольное покрытие с низким ворсом
  • Сухой бассейн с мягким наполнителем и мягкими бортами, мягкие модули разных форм,
  • Сенсорные дорожки для ходьбы по контурам
  • Лазательный комплекс с горкой, лесенкой, подвижными лесенками-ступеньками, арками
  • Спортивный комплекс: кольца, турник, канат, веревочная лестница, шведская стенка,
  • Силуэты ладошек и ножек для игр на подобие Твистера,
  • Мячи разного размера,
  • Баскетбольное кольцо

Зона упражнений крупной моторики

Зона упраждений для установления причинно-следственных связей

В этой зоне программа Монтессори уделяет особое внимание развитию мышления детей и освоение целых последовательностей действий, объединенных общей целью и ожидаемым результатом. Здесь мы включаем и первые упражнения из зоны развития практических навыков.

  • Игрушка - юла
  • Скаты для шариков
  • Сенсорные книжки
  • Поднимающиеся жалюзи с веревочкой и кольцом
  • Коробочка постоянства
  • Деревянная Монтессори монетница
  • Диски и кубики на вертикальном штырьке
  • Модуль для развития запястья (движение по проволоке)
  • Мягкие развивающие игрушки
  • Модуль для движения по прорезям треугольник, круг, квадрат
  • Модуль с дверцами с разными замками
  • Прищепки и крючки
  • Модуль со шнуровкой, пуговицами, кнопками и молниями
  • Баночки с крышечками, шкатулки с разными механизмами отпирания

Зона упраждений для сенсорного развития по методике Монтессори

В этой зоне ребенок знакомится с характеристиками предметов: размер, цвет, форма, текстура, запах, высота звука и так далее.

  • Сенсорный модуль для развития тактильных ощущений
  • Сенсорный модуль с геометрическими телами
  • Блоки цилиндров
  • Розовая башня
  • Коричневая лестница
  • Вкладывающиеся коробочки
  • Матрешка
  • Набор вкладышей круг, квадрат, треугольник
  • Модуль для подбора цветов.
  • Набор цветных предметов
  • Пирамидка
  • Набор цилиндров разного цвета и размера
  • Колокольчики разных тонов на подставке-лесенке
  • Шумовые цилиндры
  • Простая мозаика с образцами
  • Лото
  • Мешочки с предметами для ощупывания и набор таких же предметов в коробке
  • Парные предметы, отличающиеся по величине
  • Мелкие предметы для сортировки по форме, цвету
  • Помпоны и пинцет для сортировки

Зона упраждений для сенсорного развития по методике Монтессори

Зона упраждений с сыпучими продуктами и водой по программе методики Монтессори

Эти зоны оказывают воздействия буквально на все сферы развития ребенка: мелкая моторика, острота зрения и чёткость восприятия, мышление и речь, произвольное внимание.

  • Природный материал для сортировки
  • Бобы разного размера и цвета
  • Кувшинчики, банки и вазы с разной шириной горлышка
  • Ложки разного объема
  • Сито
  • Ящик с песком или крупами для поиска зарытых в них игрушек и рисования пальцами,
  • Механическая кофемолка
  • Мелкая мозаика
  • Миски разного размера
  • Водяная мельница
  • Тряпочки, ведра, швабры, губки
  • Пипетки
  • Венчик и жидкое мыло для взбивания пены
  • Соломинки для выдувания мыльных пузырей

Зона продуктивной деятельности

Эти зоны знакомят малыша с творчеством, ребенок учится оставлять отпечатки различных предметов, лепить из пластилина и осваивать разные краски. В этой зоне преимущественно используются безопасные детские краски, природный материал, цветная бумага, гофрированная бумага, клей, пластилин и другие средства для детского творчества.

Зона продуктивной деятельности

Зона развития речи

Здесь используются средства для расширения словарного запаса ребенка и первых знакомств с понятиями звука и буквы. В этой зоне располагаются картинки с изображение различных предметов, последовательные картинки-истории, фигурки животных, людей и других предметов, книжки, набор для кукольного театра, наборы для сопоставления предмета и его изображения на карточке.

Зоны по Монтессори методике для детей от 3 до 6 лет

Программа для старших уже начинает знакомить детей с научными знаниями о мире.

Зона по математике знакомит ребенка с понятием числа, показывает начертания цифр, знакомит с десятичной системой счисления и показывает первые операции с числами. Так, например, для знакомства с понятием единиц, десятков и сотен используются стержни, на которых умещается ровно 10 бусин. А очертания цифр предъявляются ребенку в виде шершавых силуэтов букв и задачек, где эти очертания нужно нарисовать на разных поверхностях.

Зона языкового развития соотносится с программой Монтессори занятий по русскому языку: дети знакомятся с буквами (например, с помощью сенсорных карточек), развивают фонематический слух (здесь часто используются коробочки, в которых объединены предметы на одну букву), выкладывают слова с помощью подвижного алфавита, учатся писать буквы своего имени. Сама программа Монтессори обучения русскому языку состоит из нескольких наборов материалов идущих от простого к сложному.

Зона Космоса – это упражнения, объединяющие в себе естествознание и науки об обществе. Включают в себя исследовательскую деятельность, изучение закономерностей жизни, чтение книг об окружающем мире.

Также не стоит забывать о развитии бытовых навыков. В Монтессори обстановке дети учатся самостоятельности: по окончанию полной Монтессори программы они сами справляются со своей одеждой и обувью, умеют ухаживать за собой, пользоваться расческой и носовым платком, знают, как привести в порядок комнату.

Типичный день в детском центре по развивающей программе Монтессори

Разумеется, дети не предоставлены сами себе в течение всего дня. Самостоятельные занятия перемежаются с групповыми активностями, а в некоторых программах подразумевают также приглашение специалистов, работающих по другим подходящим по идеологии методикам.

Монтессори группы могут быть распланированы на целый день, на половину дня или на несколько часов один-два раза в неделю или каждый день. Всё это сильно влияет на распорядок дня группы. Тем не менее, мы предлагаем вам ознакомиться со средним планом Монтессори развивающей программы.

Утром мы выделяем 15 минутный интервал для того, чтобы дети могли без спешки зайти в помещение, снять верхнюю одежду попрощаться с родителями. В это время педагоги и ассистенты приветствуют детей и дают им время поздороваться и пообщаться друг с другом.

Когда большинство детей расположились, мы начинаем утренний круг. Обычно мы считаем количество ребят в группе, поём любимые песенки, используем пальчиковые игры, обсуждаем предстоящий день, вспоминаем названия дней недели и месяцев. Иногда на кругу мы также представляем новые активности, которые малыши cмогут найти на полках.

Типичный день в детском центре по развивающей программе Монтессори

По окончании обсуждений педагог просит детей подумать, чем бы они хотели заняться, закрыть глаза и представить, как они занимаются желаемым делом. Это учит их концентрироваться и снимает чрезмерное возбуждение.

Затем примерно в течение примерно часа-двух дети работают самостоятельно в Монтессори среде, а педагоги помогают им и при необходимости устраивают индивидуальные и групповые демонстрации.

После работы с Монтессори материалами в некоторых группах мы устраиваем игровую гимнастику, занятие музыкой, тренинги с педагогами-психологами и логопедами (занятия распределяются по дням недели).

Завершается день обычно чтением и обсуждением книжек вслух в общем кругу. Малыши слушают истории педагогов, отвечают на вопросы и стараются пересказать услышанное. В это время как раз подходят родители.

В группах, где малыши проводят в клубе продолжительное время предусмотрен также перекус, а в группах полного дня четырёхразовое питание и время дневного сна.

Выводы

Сегодня мы рассмотрели, как организована программа развивающих занятий по Монтессори. Преимущество Монтессори заключено в разнообразии активности и свободе, которая предлагается ребенку. У малыша большую часть времени есть возможность выбирать то, что ему по душе, но при этом и про режим и дисциплину на занятиях не забывают. Дети учатся слушать друг друга и выражать свои мысли, договариваться с ребятами и вместе выполнять общие задачи.

Заключение

Запишитесь на бесплатное пробное занятие прямо сейчас, чтобы познакомиться с нами поближе и самостоятельно оценить все возможности для развития вашего малыша!

Статью подготовила Монтессори-педагог
Соколова Оксана

Монтессори-среда: деление на зоны

В Монтессори-педагогике в группе 3–6 выделяют следующие зоны:

  • УПЖ, то есть упражнений практической жизни;
  • работы с сенсорными материалами;
  • родного языка;
  • математики;
  • формирования представлений об окружающем мире.

Какие же именно материалы включает каждая зона?

Зона упражнений практической жизни

Обычно дети с 2 до 4 лет наибольшее количество времени проводят именно в этой зоне. Ребёнок, в это время находящийся в сензитивном периоде развития точных движений, удовлетворяет свои потребности, работая c материалами практической жизни.

Большая часть материалов происходит из повседневных домашних дел и постепенно даёт возможность ребёнку применять сложные движения в занятиях дома, в семье, в социальной группе: готовить завтрак, самостоятельно одеваться и раздеваться и т. п.

Материалы зоны практической жизни, в свою очередь, делятся на упражнения:

  • в уходе за собой (приготовление еды, уборка, одевание);
  • в заботе об окружающей среде (уборка, уход за растениями и животными);
  • в особых формах движения (ходьба по линии, упражнения в тишине, умения двигаться плавно и бесшумно);
  • в социальных навыках (приветствия, манеры, общение).

зона сенсорного развития

150 игрушек и занятий для дома

Бесплатная подборка для детей с 0 до 5 лет

Зона сенсорного развития

Сенсорные материалы развивают органы чувств ребёнка. Так как в каждом материале выделяется только один признак, материалы учат ребёнка концентрироваться на нём, изолируя другие органы чувств (например, закрывать глаза, слушая музыку). Материалы развивают мелкую моторику и подготавливают ребёнка к изучению математики и многих других предметов: музыки, рисования, ботаники, географии.

Материалы сенсорной зоны:

  • для определения размера (блоки цилиндров, розовая башня, коричневая лестница, красные штанги);
  • для различения цвета (цветные таблички);
  • для развития тактильного чувства (шершавые таблички, ткани);
  • для развития слуха (шумовые цилиндры, звоночки);
  • для развития стереогностического чувства (геометрические тела, волшебный мешочек, сортировка);
  • для развития обоняния;
  • для развития вкуса.

зона математики

Зона математики

Математические материалы построены в тесной связи с материалами сенсорной зоны и учитывают сенсомоторные потребности ребёнка. Это значит, что большинство материалов (особенно на начальном этапе) предполагают работу с конкретным (а не, как обычно, абстрактным) материалом. Это очень упрощает понимание ребёнком математики и даёт возможность даже маленьким детям решать довольно сложные задачи.

Материалы зоны математики:

зона изучения языка

Зона родного языка

Зона родного языка также строится на тактильных материалах. Возможность трогать материалы помогает ребёнку быстрее и проще подготовиться к обучению письму и чтению.

Зона родного языка включает в себя материалы:

  • на расширение словарного запаса (коробочки и карточки, изображающие предметы);
  • для обучения письму (рамки для штриховки, шероховатые буквы, подвижный алфавит);
  • для обучения чтению (коробочки с фигурками для первого интуитивного чтения, подписи к предметам окружающей среды, простые книжки).

зона космического воспитания

Зона космического воспитания

Космическом воспитанием в Монтессори-педагогике называют раздел, содержащий знания об окружающем мире. Все занятия строятся от конкретного к абстрактному. Обычно детям дают наглядную демонстрацию каких-либо явлений и предлагают самому сделать заключение. Работа ведётся как в группе на кругах, так и самим ребёнком с различными материалами или литературой.

Зона космического воспитания включает:

  • представление о географии (континенты, ландшафты, природные зоны, солнечная система);
  • представление о зоологии (классификация животных, среда обитания);
  • о ботанике (классификация, среда обитания растений);
  • представление об истории (линии времени, календари);
  • представление о науке (четыре стихии, эксперименты).

От редакции:

Мини-курсы для родителей от 199 руб.

Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов

Читайте также: