Уэльбек элементарные частицы краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Это первый большой роман Уэльбека, и самый главный. Когда, в 1990 году я прочла несколько глав анонсированных в периодическом издании "Иностранная литература", то решила, что должна прочесть это произведение, обязательно. Через 3 года мое желание сбылось.
За эти годы я прочла все произведения Уэльбека, переведенные на русский язык, включая публицистику. Мое мнение за эти годы не изменилось. Уэльбек - один из самых крупных писателей современности.

Одна из лучших книг этого автора. Местами, конечно, затянуто (особенно повествования о ди Меоле, дальних родственниках Мишеля Джерзински, что на мой взгляд, ни к чему), но в целом очень и очень зацепило. Много ярчайших проблем совеременной Западной Европы, в целом, депрессивный взгляд на её дальнейшее будущее и развитие, не оставят читателя равнодушным. Хороший слог и хорошее знание биологии, что мне лично, как человеку, очень близкому к биологии, импонирует весьма.

Мишель Уэльбек - француз, поражающий своим свежим и острым взглядом на окружающий мир.
Книга (вместе с его "Платформой") поражает своими точными попаданиями в такие волнующие каждого человека темы, как: смерть, страх, старость, одиночество.
Кислотно-насыщенная обложка сначала удивляет, но после прочтения книги, понимаешь, что и это уместно.

Книга сильная. Пожалуй,эмоционально сильнее "Возможности острова" того же автора.
Хотите испортить себе настроение - откройте "Элементарные частицы", настроение гарантировано портится на неделю. Уэльбек депрессивен, Уэльбек отвратителен, но кое в чем Уэльбек прав.
Местами написано довольно сложным языком, что-то непонятно русскому читателю, но книгу это не портит. Немало в книге интересных мыслей, взгляда с той стороны, с которой среднестатистический читатель не позволяет себе смотреть на проблему. Конкретно эту книгу нужно читать от начала и до самого конца, только так.
Книга стоящая, но начинать с нее знакомство с Уэльбеком вряд ли стоит, лучше взять что-нибудь поменьше объемом - "Расширение пространства борьбы", "Лансароте" - и посмотреть "пойдет" ли у вас его стиль изложения.

Мишель Уэльбек - Элементарные частицы

Мишель Уэльбек - Элементарные частицы краткое содержание

Главный герой романа, французский ученый, одинокий и несчастный, добивается кардинальных изменений в биологии человека как вида, в результате чего приходит новое поколение счастливых и без устали ублажающих друг друга людей. Как это произошло и что из этого вышло, предстоит узнать читателю.

Элементарные частицы - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Эта книга – прежде всего история человека, большая часть жизни которого прошла в Западной Европе второй половины XX столетия. В общем-то одинокий, он изредка тем не менее вступал в отношения с другими людьми. Жил он во времена несчастливые и беспокойные. Страна, где он появился на свет, в экономическом отношении медленно, но неукоснительно переходила в категорию средне бедных государств, а люди его поколения, живя там зачастую под угрозой нищеты, ко всему прочему проводили дни в одиночестве и горьком озлоблении. Чувства любви, нежности, человеческого братства в значительной мере оказались утрачены; в своем отношении друг к другу его современники чаще всего являли пример взаимного равнодушия, если не жестокости.

К моменту своего исчезновения Мишель Джерзински как ученый-биолог был единодушно признан одним из ведущих, ему вполне серьезно прочили Нобелевскую премию, однако истинное его значение не было осознано: оно проявится несколько позже.

В эпоху, когда жил Джерзински, на философию по большей части смотрели как на науку, утратившую не только какое бы то ни было практическое значение, но даже самый свой предмет…

Метафизические мутации, то есть радикальные, глобальные изменения картины мира у подавляющего большинства, – явление редкое в истории человечества. Примером тому может служить зарождение христианства.

Когда метафизическая мутация совершилась, она распространяется, не встречая сопротивления, пока не исчерпает всех своих возможностей. При этом без малейшей оглядки сметаются экономические и политические системы, эстетические каноны, социальные иерархии. Никакая человеческая сила не остановит ее – такой силой может стать лишь новая метафизическая мутация.

Нельзя сказать, что метафизические мутации по преимуществу обрушиваются на общества слабеющие, уже клонящиеся к закату. Когда возникло христианство, Римская империя была в расцвете своего могущества: в высшей степени организованная, она властвовала над всем ей ведомым миром, ее технические и военные достижения не имели аналогов, и при всем том у нее не оставалось ни единого шанса. Когда возникла современная наука, средневековое христианство определяло целостную систему взаимоотношений человека и Вселенной, служило фундаментом для управления народами, движущей силой познания и деятельности, решающим условием как мира, так и войны, определяющим фактором накопления богатств и их распределения; все это никоим образом не могло предотвратить его крушение.

Мишель Джерзински не был ни первым, ни основным виновником третьей, во многих отношениях наиболее радикальной метафизической мутации, призванной дать начало новому периоду мировой истории, но в силу некоторых совершенно исключительных жизненных обстоятельств ему выпало стать одним из самых сознательных, самых прозорливых ее теоретиков и творцов.

Мы живем на заре небывалой эпохи.
Обновленная жизнь наполняет наши тела,
Озаряет наши тела,
Дарит нашим телам ореол немеркнущей радости.
То, что было лишь сладким предчувствием в музыке прошлых времен,
Для любого из нас повседневной реальностью стало.
То, что людям минувших времен рисовалось в мечтах как страна идеала,
Воплотилось в действительность нашу, как сбывшийся сон.
Но это не значит, что мы презираем этих людей.
Нам известно, сколь многим обязаны мы их мечтам,
Нам известно, что мы – порожденье их счастья и боли, из которых веками слагалась история,
Что наш будущий образ они пронесли через ненависть, распри и страх, через ужас и горе,
Через годы блужданий во мраке, когда день за днем писали они земную историю,
И мы знаем, что им бы не выстоять, если бы не было в них, в глубине их сердец, великой надежды на будущее,
Им бы просто не выжить, если б не эта мечта.
И теперь, когда наступила эпоха света,
Теперь, когда мы живем в непосредственной близости к свету

И свет наполняет наши тела,
Озаряет наши тела,
Дарит нашим телам ореол немеркнущей радости,
Теперь, когда мы живем рядом с этим потоком,
В череде неизменно сияющих дней,

Теперь, когда свет стал реален, доступен и ясен,
Теперь, когда мы достигли цели пути
И навеки покинули царство разлуки,
Царство разлуки с собой,
Чтоб окунуться в бессменную и изобильную радость
Новых законов,
Сегодня,
Впервые,
Мы можем вам рассказать
Про последние дни старого мира.[1]

К половине восьмого все закончилось. На автомобильную стоянку Джерзински вышел в компании одной из коллег – длинноволосой брюнетки с очень белой кожей и тяжелой грудью. Она была немного старше его. Вероятно, ей предстояло стать его преемницей, возглавив исследовательскую группу. В основании большей части ее публикаций покоился ген DAF3 дрозофилы. Мужа у нее не было.

Роман Мишеля Уэльбека — описание трудов и дней современного интеллектуала, живущего в мире, где труд давно потерял священный характер. Осталась в прошлом религиозная и капиталистическая мораль.

После Макса своё слово сказал Фрейд, решительно заявив, что вся история западной цивилизации есть история репрессии. Как утверждал Фрейд, эксплуатация, невозможная без репрессивных практик, прежде всего проявляется в сексуальной сфере. Чувственность человека, его природное влечение к сексуальному удовлетворению были принесены в жертву отчужденному труду. Освобождение человека от труда стало и освобождением его от сексуальных догматов. Грехопадение и проклятие человека Богом и эксплуататорским классом было отменено.

Однако, суть романа вовсе не в этом фантастическом допущении, а суть в пристальном взгляде Уэльбека, обращенном на историческую реальность. С позиций историзма писатель-философ рассматривает быт 1960-1990-х годов, смену вех в интеллектуальной среде. Изменения поведенческих практик, стереотипов. Но больше всего Уэльбека интересуеь движение мысли людей, течение их сознания, так или иначе корреспондирующего движению истории. Гегелевская концепция времени как исчисления течения становящегося самосознания человека-раба, находящегося в условиях необходимости выживать в отчужденном мире, не ему принадлежащем, находит тут самое яркое выражение.

Уэльбек дает слово своим раздраженным персонажам, по-интеллигентски наивно и брюзгливо критикующих, как всегда, вовсе не удовлетворяющую действительность. Достаточно вспомнить смешной эпизод, когда герой романа понимает, что если раньше никто не придавал важного значения размеру члена, то сейчас волей-неволей любой мужчина не может не встретить разочарования в глазах партнёра, достав недостаточно большое орудие основного производства Нового Века.

Роман посвящен месту интеллектуала в современном обществе. Образованный слой на Западе становится всё шире. Западная интеллектуальная культура всегда искала заёмный взгляд на саму себя. Взгляд Бога, взгляд не-человека, без гнева и пристрастия могущего пронаблюдать жизнь человека, отбросив все иллюзии и самообман. Еще в 17 веке теория раннего модерна решала вопрос о возможности такой совершенно прямой перспективы, в которой социальная и природная реальности покажутся такими, какими они есть на самом деле.

Роман Уэльбека – это описание ситуации мира, где умер Бог, а не-человекеческий взгляд на человека возможен только в фантастике. Роман сатирический и едкий, всякий интеллектуал прочтет его с удовольствие и не сможет не увидеть здесь нечто родственное.


Его ненавидят за откровенность и побаиваются за пророческий дар, — и тем не менее, покупают миллионными тиражами. Но в этом нет противоречия: Уэльбек успешен, потому что острее и честнее других пишет о современности — о надеждах, страхах и пороках человека XXI века.

Разбираем главные заветы писателя, которые сделают твою жизнь чуть менее приятной — и рассказываем, с чего начать знакомство с его творчеством.

Страдай. Это нормально

Потребляй. Это всё, что тебе остаётся

С одной стороны, писатель открыто критикует общество, для которого потребление стало идеологией и смыслом жизни; с другой стороны — без лишних стеснений признаёт себя частью этой культуры и с очевидным удовольствием описывает каждый визит своих героев в большой и сверкающий продовольственный магазин. Да, это всего лишь иллюзия, но отчасти она правда помогает. Так зачем же от неё отказываться?

Не увлекайся толерантностью: это печальный признак старости

Терпи. Это скоро закончится

Уэльбек — большой поклонник Лавкрафта, которому он посвятил целый сборник эссе, первую в своей жизни публикацию. Ещё писатель не раз признавался в любви в французским поэтам-символистам — Бодлеру и Верлену.

Если внимательно читать Уэльбека, можно заметить, что все его герои — в глубокой депрессии, но никогда — в отчаянии. Им жутко и паршиво, но они терпят и ждут. Чего? Вероятно, апокалипсиса, — если не глобального, то хотя бы локального, а если не локального, то хотя бы личного. И он случается, — во второй половине уэльбековского романа почти всегда происходит что-то ужасающее и завораживающее одновременно: теракт, катастрофа, убийство с особой жестокостью. Как настоящий поэт, он бунтует против пошлой реальности и находит смысл в Апокалипсисе.

С чего начать чтение Уэльбека?

У француза аж 8 опубликованных романов, и они все хороши, кроме шуток. Но если боитесь вытянуть не тот — вот субъективная тройка лучших способов понять (и, возможно, полюбить) писателя.

Если кто-нибудь есть на Земле или выше,
Тот, кто любит меня, — пусть пришлет мне ответ.
А иначе — конец, я уже его вижу,
Бритва в воздухе чертит светящийся след.

Читайте также: