Учись видеть марина москвина краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Марина Москвина пишет книгу-воспоминание, здесь множество имен и фамилий писателей, множество случаев, связанных с ними, кроме того имеются рекомендации, что обязательно прочитать, и составят они целых две с небольшим страницы формата А4 (проверено). Москвина пишет о литературных курсах, которые она проводит, и приводит в пример работы своих учеников (очень трогательные, к слову), как доказательство того, что писать может каждый и что творчество живет в любом, нужно просто увидеть. Именно это и является первым правилом каждого творца.

Первое, золотое, правило творца

Марина Москвина вторит великому писателю и говорит о том, что научить писать нельзя, а вот научить видеть — можно. Писателями рождаются, а вот стать писателем по сути невозможно, но попробовать прихватить натуру — это безусловно получится, если только долго тренироваться и приглядываться.

Всегда, куда бы вы ни пошли, смотрите по сторонам, замечайте ход событий, окна домов, ботинки людей, разговоры, отражения в лужах, крыши и облака, графику деревьев, броуновское движение случайных прохожих, летящих листьев, падающего снега. Смотрите на ВСЁ, прихватывайте взглядом и запоминайте. Тогда сможете написать нечто настоящее, нечто искреннее.

Второе, железное, правило творца

Каждый, имеющий отношение к слову, рано или поздно приходит к выводу, что есть вещи, которые словами никак не выразить. Вот это и есть ужас каждого писателя, ведь в его арсенале имеются только слова, слова, слова.

Пустословие — смертный грех. Именно поэтому Марина Москвина советует прежде чем прикоснуться ручкой к бумаге, самому прожить то, о чем хочется написать. И здесь дело не в том, что нужно разыгрывать какие-то ситуации: если герой залез на крышу и смотрит вниз с двадцати этажей, то вслед за ним, подвергая свою жизнь опасности, этого делать не нужно. Нужно всего лишь представить, но так четко и ясно, как кинофильм; научиться сопереживать людям, чтобы фильм стал еще ярче, и окружить себя книгами писателей и мудрецов — опыт другого очень полезен при создании опыта своего.

Пишите без оглядки

Все те, кто пишет книгу о писательском мастерстве, в голос вторят: всё, что нужно сделать, чтобы начать писать — просто писать!

Марина Москвина не исключение, и она говорит о том, что нужно выключить внутреннего редактора, чтобы писать с искренностью, и просто выплескивать всё на бумагу. Внутренний контролёр будет прилизывать то несовершенство, которое рвется наружу, а этого делать ни в коем случае нельзя, ведь именно в неправильности текста, порой, живет красота и органичность. Нужно писать о том, что накипело, писать о пережитом, даже не думать, просто писать.

Если же хочется описывать нечто трагическое, то нужно сделать так, чтобы трагическое не бросало читателя в уныние, а очищало душу. Как? — подскажут древние греки (читайте их).

Первый помощник любого писателя

Еще один совет, не новый для каждого творящего словесные миры, — всегда и везде у вас с собой должен быть блокнот (и ручка). Любой текст создается из деталей, а где эти детали брать? Они вокруг вас! Именно в полевых условиях и собирается материал для новой книги: блокнот поможет поймать точные слова, особенные выражения и углубить свои знание (люди — ваши помощники, ведь каждый из них — специалист своего дела).

И еще несколько простых способов писать лучше

Есть еще один проверенный способ — это вести дневник. В чем отличие дневника от блокнота? Блокнот — это записи наспех, это маленькие заметки. Дневник — это размеренное, вдумчивое письмо, как правило в спокойной обстановке, дома. Поэтому записи в дневнике должны быть выверенные и проработанные. Марина Москвина убеждает в том, что дневник вести очень почетно, ведь у каждого приличного журналиста, актера, художника, поэта или путешественника имеется личный дневник.

Золотое правило написания хорошего, интересного текста – научиться видеть. Каждый момент бытия имеет свою ценность, каждое слово – вес и аромат. Все – натура, все – палитра.

Увлекательные сюжеты разбросаны повсюду.

Всматривайтесь в себя и окружающий мир, исследуйте жизнь во всех ее проявлениях, ищите точки соприкосновения со всем человечеством – в этом и состоит писательское ремесло. Внимательный взгляд – основа любого творчества.

Не думайте, что я учу вас быть писателем. Научить этому нельзя. Просто некоторые люди

Она там звучит и рвется наружу. Вот это и есть писатель.

Научить быть писателем нельзя. Но можно овладеть искусством письма, следуя определенным законам.

Как писать? Главное – пишите в любви. Только любовь может сравниться с творчеством.

Творчество – это состояние души, способ существования, необыкновенный взгляд на окружающее, процесс создания собственного мира, где заурядные вещи становятся необычными и каждый может почувствовать себя Творцом. Творческому человеку нужны пространство и свобода, неважно, рисуешь ли ты, тачаешь ли башмаки, плотник ты

Приступая к созданию текста, не бойтесь быть искренними, отбросьте внутреннего цензора и пишите без оглядки, отдаваясь творчеству целиком. Будьте внутренне свободными, тогда найдете необходимые слова.

Раскрывайте свое сердце, пишите о самом сокровенном. Жизнь должна хлестать через край, а техника – дело наживное. Как прекрасно сказал Юрий Коваль: “Писать нужно о том, где сейчас находится твоя душа”.

Передать по-настоящему вы сумеете только то, где присутствует Любовь. Учитесь видеть, проникать в суть вещей, понимать, любить и чувствовать.

Если вы хотите написать портрет – заключите человека в рамочку и внимательно рассматривайте, проникаясь своим героем в мельчайших деталях. Когда вам покажется, что вы – это он, садитесь и пишите с той интонацией, с которой разговариваете с собой.

Предмет, о котором пишите, надо хорошо знать и чувствовать, будто держите его в ладонях. Почувствовав, как судьба предмета переплетается с людской судьбой, вы сможете с любовью рассказать его историю. Помните о большой роли маленькой точной детали, подайте ее так, чтобы она засияла.

Писатель – охотник за сюжетами, он видит вещи по-своему и рассказывает о них с неповторимой интонацией.

Для пишущего человека необходим блокнот для заметок на ходу. Позже, в спокойной обстановке, сделанные наспех заметки заносятся в дневник. Ведение блокнота и дневника – уже само по себе творчество, они способствуют выработке вашего индивидуального творческого стиля и являются коллекцией героев и ситуаций, которая используется при создании художественного материала.

– Я только не понимаю, ‹…› что вы все время записываете в своем дневнике? Ведь ничего же не происходит.
– Как? ‹…› Как это не происходит?! Каждый день – новый.

Чтобы научиться чувствовать слово, выработать свой стиль, дается еще один интересный совет: читайте вслух или перепишите особенно понравившиеся отрывки из классики.

Начало творческого отношения к жизни – чувство юмора. По мнению автора, проза должна быть жизнеутверждающей, ведь в мире и так много уныния и печали. Корней Чуковский говорил, что сочинял стихи только в те редкие моменты, когда бывал по-настоящему счастлив.

Сказочник Сергей Седов ему вторит: “Праздником нужно делиться! Одним только праздником и больше ничем”. А если берете печальную тему, преподнесите ее так, чтобы она возвышала и очищала душу.

Обязательна работа над расширением своего сознания. Жадно всем интересуйтесь, путешествуйте, учите языки, узнавайте новое – тогда у вас не будет недостатка в темах или героях.

Живите полно и радостно. Любуйтесь мирозданием, делитесь своим теплом. Наслаждайтесь каждым моментом жизни и будьте благодарны Существованию за его дары.

libking

Марина Москвина - Учись видеть. Уроки творческих взлетов краткое содержание

Учись видеть. Уроки творческих взлетов - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Учись видеть. Уроки творческих взлетов

Натальи и Валерия Силаевых, Игоря Макаревича, Натальи Медведевой, Юлии Говоровой, Андрея Веселова, Сергея Шахиджаняна, Валерия Плотникова, Андрея Суздалева, Валентина Волкова, Геннадия Трошкова, Леонида Тишкова, Марины Москвиной, Геннадия Черкасова.

Благодарим Сергея Тишкова и Вадима Бугаева за рекомендацию книги к изданию

© Москвина М.Л., 2005

© Москвина М.Л., 2014, с изменениями.

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

Когда на поезде несемся,
мы несемся,
Деревья мчатся и дома
назад,
Но небо звездное вверху
Парит за нами вслед.

Творчество – это потрясающий способ существования – страстный, глубокий, только любовь может сравниться с творчеством, но ведь одно не исключает другого! Лишь медитация и молитва превосходят его, однако ни в коей мере не упраздняют.

Иногда эти вещи настолько переплетены, что просто душа радуется.

Ну, тогда я поступила так, как обычно поступаю в подобных случаях, – вышла из толпы, тоже обняла его, расцеловала.

Он меня спрашивает по-английски:

– Как тебя зовут? Кто ты? Писатель.

Стоим обнявшись, разговариваем о том о сем.

– Маринка! – Седов с Антоновым явились и застают вышеописанную картину.

– Это мой друг Шломо Карлебах. А это Серега с Андрюхой.

Короче, мы провели счастливейший вечер – с огромным залом распевая псалмы и молитвы вместе с этим ликующим, празднующим жизнь раввином.

Истинно творческого человека всегда видно невооруженным глазом – по тому, как он идет, как сидит, как пьет чай, с каким вниманием смотрит на тебя, как молчит, что говорит. Если он коснется тебя – пожмет руку или погладит по голове, – ты это запомнишь на всю жизнь. Потому что, взглянув или прикоснувшись, он одарит тебя. Он только вошел, а все вокруг наполнилось смыслом. Им хочется все время любоваться. В него невозможно не влюбиться, вы понимаете, какая штука? Он творит какой-то особый мир вокруг себя, ужасно притягательный.

– Алло? Марина? С днем рождения! Желаю вам сохранить красоту еще хотя бы на год!

– На год не получится! Это слишком много!

– Тогда на девять месяцев.

– Хорошо, – ответит он мне. – Я в хороших брюках, в рубашке, носках. На мне хорошая голова, и уши не отходят далеко, но жмутся к голове боязливо. Я читаю вашу книжку, но не залпом, по слогу в неделю! Растягиваю удовольствие.

…Я не поверила бы! Просто не поверила.

На протяжении нескольких лет я никак не могла взять у него интервью для моей радиопередачи. Он постоянно был занят, причем абсолютно разными вещами, но в каждое свое дело он вкладывал всего себя без остатка. То он пек хлеб – хлеб у него кончился: женщина, у которой он жил в Москве, куда-то уехала, продукты он все съел и решил печь хлеб.

– Какое это, – говорит, – занятие прекрасное – печь хлеб.

Когда он ел, то мука летела у него изо рта.

В другой раз прихожу – он сидит на коврике, мешок с тряпицами перебирает. К тому времени Резо Габриадзе уже стал знаменитым на весь мир режиссером кукольного театра. Маска с черной вуалью, жемчугами и златом, расшитые воротники, серебряные нити, пурпурные ленты – этакий тюк волшебника.

– Ну нет, – ответила я, держа старика на руках, а он отечески обнял меня за шею, прикрыл глаза, мне слышно было, как Янкель дышит. – За день не получится.

– Вся кукла из цельного куска? – деловито спросил художник. – Нет? Ах, механика?! – воскликнул он.

– Органика, – сказала я.

– А если дальше смотреть и смотреть, то станут прозрачными обитатели бани и противоположная стенка тоже станет прозрачной, тогда взору наблюдателя откроются такие дали, о каких он даже и не подозревал!

– Но это уже работа не на эротическую выставку, – сказал Резо, – а туда, где будут пейзажи – Шишкин, Репин – вот эта компания.

Маргарита Марс

Пожалуй, стоило упомянуть, что это в большей степени касается детских писателей. Если взять даже русскую классику, то она явно "выращена не из любви", не "жизнеутверждающая" и тому подобное. И, более того, писатели рождаются "не с песенкой внутри", а с глубокой чувствительностью, которую они выражают через текст. Это и боль, и страх, и неспособность выразить своё мнение в открытую. Как говорится, счастливы все одинаково, а вот несчастье у каждого своё. И как человек совершенствуется, справляется с жизненными невзгодами и внутренними проблемами - это действительно интересно и ложится в основу сюжетной линии любого писателя.

Читайте также: