Учимся писать письмо 3 класс начальная школа 21 века

Обновлено: 05.07.2024

Задачи урока: расширение фразеологической записи, тренировка в правильном использовании фразеологизмов в речи, составление текстов с фразеологизмами.

I. Организационный момент

Настрой на работу.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

- Назовите тему урока.

(Дети в учебнике находят тему)

- К какому блоку относится урок? (К блоку “Развитие речи”)

- Какую главную цель мы ставим на уроках блока “Развитие речи”?

(Я хочу научиться правильно говорить и составлять письменные тексты, так как хочу быть культурным человеком.)

- Скажите, какие учебные задачи вы будете решать на уроке? Чему учиться на уроке?

III. Работа над новым материалом

1. Повторение сведений об использовании фразеологизмов в речи

На доске представлены конструкции:

как снег на голову

только пятки засверкали

сквозь землю провалиться

- Что вы знаете о фразеологизмах? (Фразеологизмы - это устойчивые сочетания слов, цельные по значению)

- Зачем в нашей речи мы используем фразеологизмы? (Фразеологизмы делают нашу речь ярче, богаче, выразительнее)

- Объясните значение фразеологизмов.

как снег на голову - неожиданно, внезапно

только пятки засверкали - стремительно убегает, очень быстро бежит

кот наплакал - очень мало

повесил нос - был в плохом настроении

сквозь землю провалиться - стало стыдно

- Какие еще фразеологизмы вы знаете?

2. Работа по исправлению речевых недочетов (фронтальная работа).

Работа по учебнику – упражнение 1.

а) Текст упражнения читает учитель или хорошо читающий ученик.

Здравствуй, Серёжа!

Спасибо тебе за письмо. Я теперь знаю, как ты живёшь, как идут у тебя дела.

У меня сейчас хлопот полон рот. Я встаю ни свет ни заря и целый час делаю утреннюю гимнастику. Я хочу стать сильным, как мой старший брат. Потом я сломя уши бегу в школу. Мне нравится учиться. Я узнал много нового. Только иногда я считаю синиц на уроке и отвечаю невпопад.

Когда я прихожу из школы, у меня ежовый аппетит. Я обедаю и начинаю делать уроки. А многие ребята целый день бьют баклуши и ловят мух. Они тоже очень устают. Но мы находим время отдохнуть, только совсем немного. Старшие говорят: делу - время, потехе – час.

Вот так я живу. Теперь буду ждать письма от тебя.

До свидания. Жму твою руку. Денис.

- Как вы думаете, зачем авторы учебника предложили вам это упражнение?

(На уроках развития речи мы учимся составлять собственные тексты. В текстах могут встречаться фразеологизмы, поэтому нужно знать их особенности, чтобы правильно использовать в своих письмах.)

б) Запись на доске фразеологизмов и их значений

Ученик, обнаружив в предложении фразеологизм, объясняет, почему считает это сочетание фразеологизмом. Учитель записывает на доске фразеологизм и его значение. Искаженные в письме мальчика фразеологизмы тоже выписываются и только после обсуждения исправляются.

хлопот полон рот – много

ни свет ни заря – рано

сломя уши (прав.: сломя шею) – быстро

считаю синиц (прав.: считать ворон) – быть невнимательным

ежовый аппетит (прав.: волчий аппетит) – сильный, зверский

бить баклуши, гонять лодыря, ловить мух – бездельничать

- Найдите в тексте поговорку. (“Делу время – потехе час”)

- Почему поговорка не является фразеологизмом? (Ее нельзя заменить одним словом или словосочетанием)

в) Рубрика “Путешествие в прошлое”

- Прочитайте интересный материал из истории нашего языка. (Ученики читают в рубрике учебника толкование фразеологизмы “бить баклуши”.)

3. Самостоятельная работа

- Фразеологизмы мы часто употребляем в речи, пишем их в письмах. Представьте, что вы пишите письмо. Возьмите один фразеологизм и вставьте его в часть письма.

- Какие правила надо помнить при написании писем?

(Наличие приветствия и слов прощания, выделение обращения запятой, уважительное отношение к старшим на письме, недопустимость использования слов, непонятных адресату, запрет на чтение чужих писем без разрешения и.т.д.)

Ученики пишут письма.

4. Проверка правильности выполнения творческого задания

(Чтение писем детьми (по желанию))

- Что вы хотели написать в своем письме? Почему употребили этот фразеологизм?

В первых строках своего письма хочу узнать, как у тебя дела? У меня сейчас идет подготовка к олимпиаде. Так что хлопот сейчас полон рот. А еще ко мне приехала маленькая сестричка. Она носится по комнате сломя голову, и мне приходится смотреть за ней.

Жду тебя в гости. (Королева Кристина))

(…На осенних каникулах мы всем классом ездили на экскурсию в Москву. Мы долго ехали на автобусе и к утру прибыли в столицу. От радости мальчишки стали выбегать из автобуса сломя голову, а девочки вели себя более спокойно… (Белкина Ольга))

Как ты себя чувствуешь, что делаешь?

У меня все хорошо. Только в школе меня иногда ругают за поведение. А недавно вот что произошло со мной. Я была у тети Светы и пошла в сад. Там летали пчелы. Вдруг одна пчела полетела за мной, я сломя голову побежала в дом. Пчела меня не догнала, но испугалась я очень сильно. Приезжай ко мне поскорее. Я очень скучаю. Целую тебя. Твоя внучка Катя. (Менькова Екатерина))

- Правильно ли использованы фразеологизмы?

IV. Рефлексия (подведение итогов урока)

Русский язык необыкновенно богат фразеологическими оборотами. Для чего их используют в речи? (Фразеологические обороты делают нашу речь более образной, яркой, позволяют рассказать о событиях и о героях с юмором).

(Ученики проводят рефлексию своей деятельности: было интересно…; было трудно…; я понял, что…; я научился…; мне захотелось…)

- Не забывайте о своих близких и друзьях. Пишите им письма, рассказывайте о себе, интересуйтесь их жизнью, используйте фразеологические обороты.

V. Домашнее задание (по желанию)

- Дома перечитайте то письмо, которое вы написали в классе. Если нужно, то внесите изменения в него и перепишите.

1. Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. Ч. 1, М.: Вентана-Граф, 2012.

2. Русский язык: комментарии к урокам, 3 класс, С.В.Иванов, М.И.Кузнецова, М.: Вентана-Граф, 2012.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема : Развитие речи. Учимся писать письма.

Цель: Создать условия для формирования умения правильно обращаться в письмах; содействовать развитию умения составлять план текста.

Мотивационный момент.

А)- Дан звонок начинается урок!

- Ра-ра-ра начинается игра!

- Кто со мной согласен, скажет: - Да!

- А кто нет, скажет: - Нет!

Будем грамотно писать? - Да!

Будем попусту болтать? - Нет!

А на вопросы отвечать и друг другу помогать? - Да!

- Мне тоже понадобится ваша помощь, а самых активных ждёт специальное поручение.

Б). Гимнастика для пальчиков.

В). Каллиграфическая минутка.

- Я тетрадочку открою и наклонно положу. Я от вас, друзья, не скрою – ручку правильно держу. Сяду прямо, не согнусь, за работу я примусь!

А работа такая: Запишите число и классная работа (образец на доске).

- А сейчас чистописание: Проанализируйте показанные упражнения на доске, предупредите о возможных ошибках (желающие объясняют).

На доске: Пр пр пт

Почта почтальон почтовый

- В какую группу можно объединить слова, которые записали? Объясните.

- Это однокоренные слова, потому что… (в помощь лексическое значение этих слов из толкового словаря Ожегова).

2. Постановка учебной задачи.

Дети: Будем говорить о письмах и учиться их писать.

3.Актуализация знаний.

- А сейчас специальное поручение самым активным помощникам: поработайте, пожалуйста, почтальонами и доставьте почтовые конверты ученикам нашего класса (раздаются конверты, где находится модель дома: прямоугольник-фундамент, квадрат- основная часть дома, треугольник-крыша).

- Откройте конверты и достаньте содержимое. Соберите модель. Что получилось?

Дети: Это модель дома. А для урока русского языка это модель текста: фундамент-начало текста, основная часть дома- основная часть текста, крыша-окончание текста.

4. Открытие нового знания.

- Ребята, можно сказать, что письмо- это тоже текст? Почему?

Дети: Письмо тоже имеет начало, в середине письма люди сообщают о самом главном, это самая большая часть письма, в конце могут задаваться вопросы, можно написать пожелание.

А). - Давайте уточним какую информацию содержит начало письма или приветствие, с чего оно начинается?

- А теперь уточним что можно написать в конце письма или при прощании.

- Молодцы. Запишите это на треугольнике (крыше дома).

Дети: Работая с материалами учебника, ребята приходят к выводу о том, что при приветствии в письме уместно обращение к тому, кому оно пишется; обращение всегда выделяется запятыми.

В). - Дома попробуйте написать письмо другу или подруге, бабушке или другому родственнику. Особое внимание уделите написанию приветствия и прощания.

5. Физминутка.

- Мы устали чуточку, - Отдохнём минуточку.

(ребята проводят полюбившуюся физминутку, выполняя движения под музыку)

6. Закрепление учебного материала.

А). Беседа по вопросам:

- Как вы думаете, для чего люди пишут письма, когда есть телефон? Телеграф?

- А как доставляют письма?

- А как раньше это делали, когда не было самолётов, поездов и т.п.

Б). работа с текстом упр.1, с.75 учебника. (Составление плана).

На доске и в тетради учеников:

Как путешествуют письма?

Какой существует древний способ отправлять письма?

Для чего учёные используют бутылки и пластмассовые карточки?

О чём рассказывает бутылочная почта?

7. Рефлексия.

- Заканчивая урок, я приготовила фразы приветствия и прощания. Если они используются правильно, хлопните в ладоши; если нет – скажите: Ой, ой, ой!

Презентация по русскому языку на тему

Презентация к уроку русского языка составлена по программе "Начальная школа 21 века". 3 класс. Урок 53. Блок "Развитие речи". Тема урока: " Учимся писать письма". Цель урока: обучение устному и письменному пересказу текста с творческим заданием. Задачи: научить пересказывать текст от первого лица, придумать продолжение истории, использовать алгоритм написания писем.

Презентация по русскому языку на тему "Учимся писать письма". (3 класс).

Презентация по русскому языку на тему

Деревья- памятники 3 класс. Урок 53. Учимся писать письма. Учитель начальных классов Цалоева Елена Маратовна

Презентация по русскому языку на тему "Учимся писать письма". (3 класс).

Презентация по русскому языку на тему

Презентация по русскому языку на тему "Учимся писать письма". (3 класс).

Презентация по русскому языку на тему

Презентация по русскому языку на тему "Учимся писать письма". (3 класс).

Презентация по русскому языку на тему

Презентация по русскому языку на тему "Учимся писать письма". (3 класс).

Презентация по русскому языку на тему

Презентация по русскому языку на тему "Учимся писать письма". (3 класс).

Презентация по русскому языку на тему

Написать письмо другу работа в паре • 1. Представьте, что сейчас вы живёте в Москве на улице Поварской. • 2. В письме вы должны рассказать другу о знаменитом дереве – вязе. • 3. Написать письмо, соблюдая правила.

Презентация по русскому языку на тему "Учимся писать письма". (3 класс).

Презентация по русскому языку на тему

План • 1. Приветствие • 2. Я хочу рассказать… • 3. Сообщить интересные факты о вязе. Рассказать, почему его любят жители Поварской улицы. • 4.Рассказать конец истории с вязом. • 5. Попросить рассказать друга о своих знаменитых и необычных памятниках. • 6. Прощание. • 7. Подпись и дата.

Презентация по русскому языку на тему "Учимся писать письма". (3 класс).

Презентация по русскому языку на тему

Продолжение истории • В Москве неизвестные спилили знаменитый вяз-долгожитель. Дерево растущее на Поварской улице более 200 лет, видавшее Лермонтова, Пушкина, Чайковского, охранялось государством.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На этом уроке учащиеся научатся писать письма в которых будет рассказано о достопримечательностях города в котором они живут.

Выполнила учитель начальных классов

МБОУ СОШ с. Троицкого Моздокского района

Памятник – это

Памятник – это









Здравствуй, … ! Спасибо тебе за письмо. Из него я узнал (а), чем гордится ваш город. Я тоже хочу рассказать тебе об одном удивительном дереве на улице Поварской. Жители этой улицы любят и оберегают красивый и раскидистый вяз, которому уже больше двухсот лет. … Вот какой живой памятник есть у нас в городе. Теперь буду ждать письма от тебя. До свидания. Твой друг … .

Здравствуй, … !

Спасибо тебе за письмо. Из него я узнал (а), чем гордится ваш город.

Я тоже хочу рассказать тебе об одном удивительном дереве на улице Поварской. Жители этой улицы любят и оберегают красивый и раскидистый вяз, которому уже больше двухсот лет. …

Вот какой живой памятник есть у нас в городе. Теперь буду ждать письма от тебя.

Читайте также: