Учим детей общаться без конфликтов в доу

Обновлено: 05.07.2024

В дошкольном возрасте дети активно учатся взаимодействовать с окружающим миром, в том числе и общаться со сверстниками. А это неизбежно ведет к возникновению первых конфликтов. Как воспитателю ДОО предотвращать и разрешать споры между детьми?

Причины возникновения конфликтов между дошкольниками

К ссорам между детьми обычно приводят:

  • различные разрушения: например, один ребенок ударил башню из кубиков, которую построил другой, и башня рассыпалась;
  • игрушки, игровые атрибуты и другие вещи, которые детям не удалось поделить или которые один ребенок отнимает у другого;
  • разные взгляды детей на выбор совместной игры, определение ее сюжета, игровых ситуаций, персонажей, их действий, распределение ролей;
  • споры о правильности игровых действий.

К 4-5 годам дети в детском саду начинают все активнее взаимодействовать друг с другом. На первое место выходят споры из-за выбора совместных игр, желания или нежелания играть вместе.

В старшем дошкольном возрасте поводы для конфликтов становятся еще разнообразнее – у малышей могут быть разные взгляды на правила и сюжет игры, распределение ролей, поведение игроков.

Из-за каких детей чаще всего происходят конфликты в детском саду?

В любом ДОО есть дети, у которых или из-за которых чаще всего происходят конфликтные ситуации. У них могут быть разные модели поведения:

  • Агрессивный – раздражается, когда его не слушают, задирает окружающих.
  • Жалобщик – всегда находит повод для недовольства и высказывает его.
  • Молчун – ведет себя спокойно, мало говорит, поэтому другим детям и воспитателю сложно понять, чего он хочет.
  • Сверхпокладистый – соглашается со всеми.
  • Всезнайка – считает, что только он знает, как и что делать.
  • Нерешительный – долго принимает решения, боится ошибки.
  • Максималист – хочет всё и прямо сейчас.
  • Скрытный – затаивает обиды и может отомстить обидчику, когда тот уже забыл о своем проступке.
  • Лгун – распространяет ложную или непроверенную информацию, перекладывает свои проступки на других.

Дети, из-за которых возникают конфликты в ДОО, стремятся к общению со сверстниками, но не умеют этого делать из-за особенностей характера, воспитания. Многие из них с помощью споров и ссор пытаются самоутвердиться в коллективе. Как предотвращать конфликты детей в детском саду?

Цель воспитателя в профилактике конфликтов – объяснить детям, что в общении с окружающими нужно уметь договариваться, высказывать свою точку зрения и выслушивать чужую. Для этого в рамках воспитательной работы нужно:

  • Установить в группе правила поведения: не толкаться, не драться, не использовать обидные прозвища, не отнимать друг у друга игрушки, спрашивать разрешения, если хочешь взять чужую вещь и т. д.
  • Беседовать о реальных или вымышленных конфликтных ситуациях, подталкивая детей к анализу – спрашивать, из-за чего произошла ссора, как бы они чувствовали себя на месте каждого участника, как можно примирить враждующие стороны. Описание реальных конфликтов, которые были в группе, нужно строить так, как будто они произошли с другими детьми.
  • Устраивать сюжетно-ролевые игры, показывающие примеры правильного и неправильного поведения в конфликтных ситуациях. Также можно использовать для этого сказки, мультфильмы.
  • Поощрять детей, которые стараются избегать конфликтов, умеют корректно себя вести.
  • Объяснять детям, что любую спорную ситуацию можно разрешить путем компромисса, не прибегая к помощи воспитателя.

Если воспитатель видит назревающий в группе конфликт, можно постараться его предотвратить, например, свести ситуацию к шутке или отвлечь детей от объекта спора.

Как разрешить детский конфликт в ДОО, если он все же произошел?

Далеко не все конфликтные ситуации между детьми требуют вмешательства взрослых. Небольшие ссоры обычно разрешаются сами собой. Они крайне важны для социализации, учат детей самостоятельному разрешению конфликтов, способности находить компромисс.

Если же конфликт серьезный, воспитателю нужно не просто призвать детей к порядку. Он должен стать посредником в споре и решить его одним из способов:

  • найти компромисс, который удовлетворит всех участников конфликта;
  • частично или полностью устранить причину ссоры;
  • изменить цели конфликтующих;
  • достичь соглашения по спорному вопросу.

Например, два мальчика в группе детского сада поругались из-за того, что один хочет строить из конструктора башню, а второй – вертолет. У воспитателя несколько вариантов, как помирить спорщиков:

  • достать второй конструктор;
  • предложить разделить конструктор – каждому отобрать нужные для постройки детали;
  • предложить собрать из конструктора вместе что-то новое, например, мост;
  • предложить построить сначала башню с вертолетной площадкой, а потом и сам вертолет.

Если конфликт сопровождается слезами и агрессией, детей нужно сначала развести в стороны и успокоить, и лишь потом пытаться выяснить причины ссоры и найти пути ее разрешения. Важно, чтобы это происходило без свидетелей. Нужно выслушать мнение каждого из участников ссоры. После того, как будет достигнут компромисс, стоит закрепить полученный урок – спросить детей, поняли ли, из-за чего возник конфликт, как они будут действовать, если ситуация повторится.

Как научиться предотвращать и разрешать конфликты в ДОО?

Предлагаем пройти обучение на дистанционных* курсах профессиональной переподготовки и повышения квалификации для воспитателей ДОУ. В них рассматриваются вопросы эмоционального интеллекта, социально-коммуникативного воспитания дошкольников. Знания в этих областях помогут вам грамотно выстраивать работу в группе детского сада и эффективно разрешать конфликты между воспитанниками.

Цель: Предоставление возможности педагогам, участникам занятий получить теоретические знания и практический опыт в разрешении конфликтов у дошкольников в группе детского сада.

Задачи:

предоставить теоретическую информацию о конфликтах и их причинах; обучать способам анализа и методам нахождения решения в конфликтной ситуации; помочь участникам скорректировать свое поведение в сторону снижения его конфликтогенности; способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению; развивать умения и навыки командного взаимодействия; использовать и применять в работе различные методы и приемы разрешения конфликтов у дошкольников для эмоционального благополучия в ДОУ.

«Помогая детям преодолевать трудности,

мы всякий раз сотворяем своего рода чудо.

Это результат совместных усилий педагога

и детей, маленькое произведение искусства,

в создании, которого все принимают участие

Конфликт (лат. conflictus — столкнувшийся) — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.

Конфликты между детьми – довольно частое явление, неизменный атрибут их взросления и эмоционального развития.

Конфликт - это острейший педагогический инструмент, способствующий выявлению направленности личности и ее формированию.

Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.

Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.

Конфликт – это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций.

Какие же причины возникновения конфликта? В группе ярко выделяются дети популярные и непопулярные. Популярные дети – это ловкие, умелые, смышленые, опрятные; к непопулярным зачисляют неопрятных, тихих, плаксивых, вредных, агрессивных, слабых и плохо владеющих игровыми действиями и речью. У сверстников вызывают раздражение те дети, с которыми трудно договориться, кто нарушает правила, не умеет играть, медлительные, неумелые.

В детском коллективе часто провоцируют конфликтные ситуации трудные или конфликтные дети (агрессивисты, жалобщики, всезнайки, максималисты и др.).

Для 5-6 летних детей значимо принятие их сверстниками, очень важна их оценка, одобрение, восхищение. Дети испытывают потребность получить интересную роль и проявить себя, по-разному ведут себя в ситуации успеха и неудачи. Все эти аспекты взаимоотношений детей могут спровоцировать между ними конфликт. Непослушание, упрямство, неорганизованность поведения, медлительность, неусидчивость, леность, лживость, слабоволие – часто служат причиной недовольства взрослых, вызывая эмоциональную напряженность отношений и взаимное раздражение. Главное – знание возрастных особенностей ребенка.

Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении, может привести к психическому заболеванию. В дошкольном возрасте у ребенка активно формируется характер и ему необходима постоянная коррекция поведения со стороны взрослого. Нужно научить ребенка социально приемлемым нормам поведения и общения.

Задача взрослых состоит в том, чтобы научить детей взаимодействию с другими людьми, умению выражать свои желания, выслушивать желания другого, договариваться. При этом ребенок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям взрослого или более сильного партнера (находить выход из сложившейся ситуации, варианты решения конфликта).

Нужно учить детей объяснять друг другу, чего они хотят, а затем предлагать им обдумать выход из положения.

Существует два способа разрешения конфликта:

Способы разрешения кофликтов:

- Уклонение (стремление уйти от конфликта

- Третейский суд (привлечение к разрешению конфликта третьей стороны)

- Юмор (постараться увидеть смешное в создавшейся ситуации)

- Уход от решения проблемы

- Компромисс (соглашение на основе взаимных уступок)

Общие рекомендации по разрешению конфликтной ситуации между детьми:

Правило 1. Не всегда следует вмешиваться в ссоры между детьми.

Правило 2. Никогда не занимайте сразу позицию одного из ребят, даже если вам кажется очевидным, кто здесь прав, а кто виноват.

Правило 3. Приучить детей к мысли, что, кто бы ни начал ссору, ответственность за дальнейшее развитие событий несут всегда двое. Делайте акцент не на "кто виноват?", а на "что делать?".

Правило 4. Следите за тем, чтобы дети не переходили на личности.

Правило 5. Не забудьте вслух объяснить детям, что вы очень любите их обоих, что бы они ни сделали, и поэтому их ссоры очень вас огорчают.

Приёмы разрешения конфликтной ситуации:

- В решении проблем учитывать нужды каждого;

- Использовать творческий подход к решению проблемы:

- Превратить конфликтную ситуацию в проблемную, саму проблему - в возможность открыть для себя и для других нечто новое

- Развивать у ребенка эмпатию, навыки общения, ведущие к сближению

- Оценивать совершенный поступок, а не личность ребенка

- Высказывать свое мнение так, чтобы быть услышанным;

- Нейтрализовать борьбу за власть

- Учить детей управлять эмоциями

- Формировать готовность к самостоятельному разрешению конфликта

- Вырабатывать альтернативы, привлекая детей к совместному творческому поиску.

Рекомендации по преодолению конфликтов между детьми:

1. Обсудите конфликт с детьми, когда все участники конфликта успокоятся. Расскажите о произошедшем, как о каком-то конфликте, который произошел с другими детьми, и изложите в доступной форме свои мысли по поводу, того, стоит ли решать конфликты между братьями и сестрами с помощью силы и жестокости.

2. Установите четкие строгие правила, объясните их детям, чтобы каждый из них понял. Нечестно наказывать детей за нарушение правил, о которых они впервые слышат.

3. Сыграйте в ролевую игру, покажите детям на примере своего поведения, каких действий вы от них ожидаете в конфликтных ситуациях.

4. Поощряйте умение себя вести.

5. Учите детей идти на компромисс, причем делать это без вмешательства со стороны взрослого в качестве судьи.

Рекомендации воспитателю по разрешению конфликтных ситуаций между детьми:

• Избавиться от зрителей

• Развести конфликтующих в разные стороны, устроить так, чтобы они не видели или не могли коснуться друг друга, пока придут в себя.

• Успокоить участников конфликта, подключить другого взрослого, специалиста, помощника воспитателя.

• расспросить в индивидуальной беседе, что случилось.

• оценить обстановку, выяснить что произошло

• разрешить конфликт: когда дети успокоятся, провести с ними совместное обсуждение происшествия (разбор конфликта) или в отдельности провести беседу; сделать выводы: какие последствия влечет за собой поведение участников конфликта, какие уроки извлек ребенок, какие внушения должны получить участники конфликта, если их поведение не имело серьезных последствий или если оно привело к каким либо нежелательным осложнениям.

Литература:

1. Захаров А. И. предупреждение отклонений в поведении ребенка. 3 изд. Испр. (Психология ребенка). СПБ. : Союз, лениздат, 2000.

2. Лютова Е., Монина Г. Основы конфликтологии. Ижевск: изд-во УдГУ, 2000.

3. Семенака С. И. Уроки добра: коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. 2-е изд. Испр. И доп. М: Инфра-М., 1999.

4. Семенака С. И. Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет. М. : Аркти, 2003. (развитие и воспитание дошкольника).

5. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. — М. : Юнити, 2000. — 545 с. Божович Л. И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна — М. : Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. — 380 с. Валеев Г. Х.

6. Методология и методы психолого-педагогических исследования: Учебное пособие для студентов 3–5 курсов педагогических вузов. — М. : Академия, 2002. — 134 с.

7. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя детского сада/ Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. — М. : Просвещение, 1983. — 210 с. Гришина Н. В. Психология конфликта. — СПб. : Питер, 2001. — 320 с. Громова О. Н. Конфликтология: Курс лекций. — М. : Тандем, 2000.–316с.

Конфликты у детей дошкольного возраста и пути их разрешения.

старший воспитатель Л. А. Гусева

Ключевые слова : конфликтные ситуации, конфликты дошкольников со сверстниками, разрешение конфликтных ситуаций.
Аннотация: Конфликты межличностных отношений, которые возникают во время общения со сверстниками и проявляются в форме споров и ссор характерны для детей дошкольного возраста. В статье кратко изложены теоретические аспекты детских конфликтов, описаны причины их возникновения, приводятся рекомендации по разрешению конфликтных ситуаций между дошкольниками, а также игры, которые помогают развивать у дошкольников коммуникативные навыки, позволяющих приобрести социальный опыт.

Детский конфликт прежде всего это следствие неумения дошкольников выстроить свои взаимоотношения во время совместной игры или деятельности. Совместное взаимодействие – это проверка умения людей согласовывать свои интересы, вступать в отношения взаимопонимания и диалога, подчинять свои желания интересу общего дела. Но эта способность у детей чаще всего не сформирована. Очень важно для взрослого научить детей решать вопросы межличностных отношений мирным путем. А уж если конфликт случился – научить выходить из него с минимальными потерями.

В период дошкольного детства взрослые сталкиваются довольно часто с детскими конфликтами. Исследователи считают, что у детей старшего возраста конфликты чаще всего возникают из-за правил игры, в среднем возрасте – из-за ролей, а у малышей - из-за игрушек.

Таким образом, возникающие ссоры между дошкольниками отражают их возрастное развитие. Постепенно дети от стычек из-за игрушек переходят к спорам и разногласиям по поводу того, правильно ли действует тот или иной ребенок в ходе игры.

Конфликты разделяют на два вида: внешний и внутренний. Первые возникают во время совместной деятельности и общения. Обычно они возникают в сфере отношений детей и не затрагиваются более глубокими межличностные отношения. Внешние конфликты носят временный, ситуативный характер, и как правило, разрешаются самими детьми. Такие конфликты нередко полезны, так как они позволяют ребенку самостоятельно решать возникшие проблемные ситуации и координируют полноценные взаимоотношения детей.

Внутренние психологические конфликты чаще всего скрыты от наблюдения. Они отличаются от внешних и вызывается противоречиями между запросами сверстников и объективными возможностями детей в их совместеой деятельности.

Дошкольники не могут разрешить внутренние противоречия без содействия взрослых. Скрытые конфликты негативны, они сдерживают формирование полноценных, гармоничных отношений. В процессе этих разногласий ограничивается внутренний мир ребенка, его позитивное эмоциональное состояние. Малыш не может удовлетворить своих потребностей, трансфрмируются межличностные отношения, возникает психологическая изоляция от сверстников. При коммуникации детей с ровестниками возникают различные ситуаций, которые требуют проявления доброжелательного отношения друг к другу. Детям необходимо уметь согласовывать свои действия ради достижения общих целей. Дошкольнику нелегко представить, что ощущает сверстник, так как он еще не осознает свой внутренний мир, свои переживания, намерения. Ребенок видит только внешнее поведение другого и не может осознавать, что каждый сверстник также обладает своим духовным миром, интересами и желаниями.

Участники детского коллектива подразделяются на популярных и непопулярных. К непопулярным относят тихих, вредных, агрессивных, плохо владеющих игровыми действиями и речью, а популярные дети – это ловкие, умелые, смышленые. Дошкольники не контактируют с детьми, с которыми трудно договориться, кто нарушает правила, не умеет играть, медлительные, неумелые. При взаимодействии конфликтные ситуации часто провоцируют те дети, которых сверстники игнорируют (жалобщики, всезнайки, максималисты и др.).

Основными причинами возникновения конфликтов Я.Л.Коломинский и Б.П.Жизневский назвали:

В детском коллективе конфликтные ситуации случаются довольно часто и обычно разрешаются сами собой. Небольшие ссоры и разногласия – это обычные проявления действительности, опыт взаимодействия с окружающим миром, со сверстниками, без которого ребенок не может обойтись. Детям нужно учиться самим выходить из конфликтных ситуаций и прекращать споры.

Очень важно, чтобы дети умели обозначать свои чувства, прислушиваться к мнению других людей и взаимодействовать с ними. Взрослым нужно научить детей высказываться о своих желаниях, объяснять другим, чего они хотят, обдумывать выход из создавшейся ситуации.

При разрешении конфликтной ситуации необходимо выслушать всех участников спора. Каждый высказывает свою точку зрения и понимает, что в его проблему вникают. Дети должны сами сделать выводы из своих собственных слов. При обсуждении нужно правильно задавать вопросы: что произошло? (сформулировать суть конфликта), выяснить причины (почему это произошло), что привело к конфликту, определить и назвать какие чувства вызвал конфликт у участников, как быть в этой ситуации.

В детском коллективе ссоры легче предупреждать, чем разрешать, наиболее перспективно предупреждение конфликтов на стадии их зарождения.

Понять, что назревает конфликтная ситуация можно по повышению тембра голоса, нарушению правил игры, обзыванию, нежеланию играть с конкретным ребенком. Педагогу необходимо обращать внимание на каждый такой момент и принять меры по предупреждению назревающего конфликта.

В коллективе детей нужно формировать и поддерживать доброжелательную обстановку, оптимальный нравственно-психологический климат, авторитет воспитателя. Важен личный пример воспитателя, который к каждому ребенку относиться как к личности с ее достоинствами и индивидуальными особенностями. Взрослый должен заметить нежелательные проявления и перестроить их не приказным порядком, а психологическим путем, используя совместные игры и занятия.

В развитии коммуникативных навыков детей используются различные методы и приемы: сюжетно-ролевые игры с наличием проблемной ситуации, интерактивные игры, тренинги, обучающие формам конструктивного поведения в разрешении конфликтной ситуации, психогимнастика, чтение и обсуждение художественной литературы, просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов, беседы.

  1. Зедгенидзе, В. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников [Текст]: Пособие для практических работников ДОУ/ Зедгенидзе В.- Айрис, 2006 – 112 с.
  2. Лобок, А. Детские конфликты [Текст] /Лобок А.М.//Первое сентября.-2006.-11 февраля.
  3. Коломинский Я.Л., Жизневский Б.П. Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности [Текст] Коломинский Я.Л., Жизневский Б.П. // «Вопросы психологии.- 1990 – № 2 –с.35-42.

4. Нифонтова О.В. Учим детей разрешать конфликт [Текст]/ Нифонтова О.В. – Сфера - 2011.

Конфликты – неотъемлемая часть современной жизни.
Говоря о конфликтах, мы чаще всего ассоциируем их с агрессией, спорами, враждебностью. Однако, многие конфликты способствуют принятию обоснованных решений, развитию взаимоотношений, помогают выявить скрытые проблемы. В любом случае конфликты должны разрешаться. Недостаточное внимание к разногласиям ведет к тому, что дети, педагоги, родители перестают доверять друг другу, приписывают ответственность за непонимание личным качествам оппонента. Это ведет к взаимной враждебности и закреплению стереотипов конфликтного поведения.



Конфликт (от лат.конфликтус-столкновение) - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, точек зрения, взглядов.
В дошкольном учреждении у воспитателя могут быть конфликтные отношения с детьми, родителями, коллегами, администрацией.
Любой конфликт на работе – это напряжение для педагога и тут уже не до образовательного процесса: выяснение отношений, предъявление обид и претензий, привлечение третьих лиц и тд.
Наиболее распространенные конфликтные ситуации в детском саду: детские конфликты (ребенок- ребенок), взрослые конфликты (педагог – родитель).
Рассмотрим более подробно детские конфликты.


Причины возникновения конфликтов у дошкольников:
• неприязнь детей друг к другу;
• пытаются занять лидирующую позицию в группе;
• не поделили игрушку;
• соперничество;
• разница в возрасте;

В детском коллективе часто провоцируют конфликтные ситуации трудные или конфликтные дети:
1. Агрессивисты – задирают других и раздражаются сами, если их не слушают
2. Жалобщики – всегда на что-нибудь жалуются
3. Молчуны – спокойные и немногословные, но узнать, чего они хотят очень сложно
4. Сверхпокладистые – со всеми соглашаются
5. Всезнайки – считают себя выше, умнее других
6. Нерешительные – медлят с принятием решений, боятся ошибиться
7. Максималисты – хотят чего-то прямо сейчас
8. Скрытые – затаивают обиды и неожиданно набрасываются на обидчика
9. Невинные лгуны – вводят других в заблуждение ложью и обманом

Для 5-7 летних детей значимо принятие их сверстниками, очень важна их оценка, одобрение, восхищение. Дети испытывают потребность получить интересную роль и проявить себя, по-разному ведут себя в ситуации успеха и неудачи. Чаще всего в состоянии успеха их переполняет чувство радости, а в ситуации неудачи они огорчаются, чувствуют зависть и досаду. Все эти аспекты взаимоотношений детей могут спровоцировать между ними конфликт.
В 75 % конфликты у дошкольников возникают из-за игрушек, конфликты по поводу распределения ролей, а конфликты по поводу правильности игровых действий возрастают к концу дошкольного возраста.

Способы разрешения детских конфликтов
Разрешение конфликта – это:
• минимизация проблем, разделяющих стороны, осуществляемая через поиск компромисса, достижения согласия
• устранение полностью или частично причин, породивших конфликт
• изменение целей участников конфликта
• достижение соглашения по спорному вопросу между участниками

Выслушиваются обе стороны: если в данный момент слушается один из участников конфликта, и он начинает понимать, что в его проблему вникают, то необходимо каким-нибудь образом дать понять другому участнику, что и он будет столь же внимательно выслушан.
Обсуждать нужно следующее:
• Что произошло? (сформулировать суть конфликта)
• Что привело к конфликту? Почему это произошло? (выяснить причины)
• Какие чувства вызвал конфликт у участников столкновения? (определить, назвать чувства)
• Как быть в этой ситуации? (найти решение)
Если показать ребенку, что его действительно слушают, понимают и сочувствуют, то тем самым снижается острота конфликта: ребенку важно почувствовать себя услышанным и понятым.
Необходимо отметить, что решение детских конфликтов в большей степени зависит от личности педагога: конфликтность детей прямо пропорциональна конфликтности педагога. Но при желании разрешить спорный вопрос педагогу нужно следовать следующему плану действий и обучить ему детей:
• Говорить спокойно.
• Говорить по очереди.
• Сказать, чего ты хочешь (конфликтующие стороны высказывают свои пожелания).
• Найти варианты, которые устраивают обе стороны.

ИСХОДЫ КОНФЛИКТА
• уход от разрешения конфликта, когда одна из сторон как бы не замечает возникших противоречий;
• сглаживание противоречий, когда один из участников конфликта либо соглашается с предъявленными ему претензиями, либо стремится оправдать себя;
• компромисс - взаимные уступки обоих сторон;
• эскалация напряженности и перерастание конфликта во всеобъемлющее противостояние (с участием не только детей, но и взрослых);
• сотрудничество – участники конфликта находят решение, которое удовлетворило интересы обеих сторон;
• силовой вариант подавления конфликта, когда одну или обе стороны принуждают силой (угрозой применения силы) принять тот или иной вариант исхода противоречия.

ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКИХ КОНФЛИКТОВ
Конфликты в детском коллективе легче предупредить, чем разрешить. Определяющим фактором в профилактике детских конфликтов является направленность процесса воспитания. Воспитание должно быть направлено на приучение к определенным социальным нормам взаимоотношений и взаимодействий, соблюдение которых является важным аспектом в социальном становлении личности ребенка.
Методы и приемы не должны ущемлять достоинство ребенка, угрожать его безопасности и препятствовать формированию образа себя.

Одним из направлений педагогической деятельности воспитателя должно стать развитие навыков общения детей со сверстниками, что предусматривает:
• Во-первых, привитие базовых социальных навыков: умения выслушать другого, поддерживать общий разговор, участвовать в коллективном обсуждении, тактично критиковать и хвалить другого, обучение их совместному поиску взаимовыгодных решений в сложных ситуациях, обучения умению брать на себя ответственность.
• Во-вторых, научить ребенка не прилагать мерку совершенства ни к другим, ни к себе, не допускать ни обвинения, ни самобичевания. Прививать ребенку умение посмотреть на себя со стороны, объективно оценить сове поведение и поступки окружающих.
• В-третьих, обучать детей:
- приемам саморегуляции (в основе которой лежит умение расслабляться) своего состояния;
- умения владеть своими чувствами, понимать и различать эмоциональное состояние других людей;
- выражать дружеские чувства, симпатии, сочувствие и сопереживание к окружающим.

Все эти навыки ребенок может приобрести, если воспитатель организует игры-тренинги, сюжетно-ролевые игры, интерактивные игры и упражнения, индивидуальные и групповые обсуждения проблемы. А также:
- имитационные игры
- обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них
- психогимнастика
- чтение и обсуждение художественных произведений
- просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий
- дискуссии
- использование игрушек и пособий

Литература
1. Семенака С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет. М.: Аркти, 2003
2. КоломипскийЯ.Л., Жишевский Б.П. Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности// Вопросы психологии. -1990. -№2.- С.35-42.
3. Лютова Е., Монина Г. Основы конфликтологии. Ижевск: изд-во УдГУ, 2000
Интернет-ресурс: Детские конфликты в детском саду.

Читайте также: