Анри сансон записки палача краткое содержание

Обновлено: 17.05.2024

"Записки палача"
(Начало)
Последним палачом из рода Сансонов был Клеман-Анри. Он прослужил только семь лет и был отправлен в отставку в 1847 году.
Первые известия о воспоминаниях Сансон появились в России еще в конце двадцатых годов девятнадцатого века.
"Французский журнал, - писал А.С. Пушкин в "Литературной газете" в 1830 году, - извещают нас о скором появлении "Записок Сансона", парижского палача. Недоставало палача в числе новейших литераторов."
Однако через двадцать лет после их выхода стало известно, что "записки" - подделка, и их автор - Оноре де Бальзак.
Какую же цель преследовал он, идя на эту литературную мистификацию?

В двадцатых годах девятнадцатого века во Франции проходила кампания за отмену смертной казни. Всколыхнулись все слои французского общества.
За уничтожение смертной казни высказывались адвокаты, историки, политики и прочие общественные деятели. Естественно, и литераторы не остались в стороне. Таким выступлением можно считать и "Записки. " Бальзака.
В этих "Записках" фигура палача показана не только зловещей, но и трагической.
Палач Шарль-Анри Сансон в изображении Бальзака с одной стороны - орудие исторического закона, а с другой - человек, воспринимающий исполнение этого закона, как нравственную пытку.

Вряд ли так было на самом деле.
Писателям девятнадцатого века было свойственно романтизировать своих героев.
Ни один нормальный человек не станет заниматься всю жизнь работой (любой работой!), которая приносит ему страдания.
А если обстоятельства вынуждают его ею заниматься, то он либо перестраивает свою психологию, возводя оправдывающие себя барьеры, либо сходит с ума.

В минувшее десятилетие для такого утверждения можно найти массу примеров.
В период резкого "пожелтения" прессы 90-х годов прошлого века было напечатано множество интервью с разного рода охранниками и прочими деятелями ГУЛАГа.
При этом общественное мнение уже прочно квалифицировало их (в лучшем случае), как "пособников преступного режима".
И что же?
Хоть один из них признал себя "палачом" и пособником"?
Ничего подобного!
Все они продолжали считать себя защитниками мировой революции и борцами за чистоту рядов ВКП(б).

Можно предположить, что и Шарль-Анри, как и все остальные Сансоны, имел прекрасно настроенные психологические защитные механизмы.

Гильотина
Бальзаковская мистификация имела свое продолжение.
В 1863 году в Париже вышли шеститомные "Записки палача", редактором которых значился Клеман-Анри Сансон.
Что делать? - карьера палача не удалась, пришлось переквалифицироваться в редакторы.
Клеман-Анри с негодованием отзывался о "подложных мемуарах Сансона". Впрочем, он отмечал, что труд Бальзака отличается точностью и близостью к истине.
Еще бы - его дед был преподан читателем не обычным костоломом, а костоломом с чувствительной душой.

"Вольтер сказал где-то, - продолжал бывший палач, - что всякий имеет право брать свою собственность везде, где только она ему попадется. Поэтому я, не колеблясь, решаюсь заимствовать этот рассказ."

Какой, однако, начитанный палач! Даже под элементарный плагиат подвел идеологическую базу.
Вероятно, творение Бальзака было значительно лучше, красивее, благороднее настоящих воспоминаний "заплечных дел мастера".
Да и вряд ли Клеман-Анри мог знать подробности "работы" своего "великого" деда Шарля-Анри.

Впрочем, через десять лет выяснилось, что и "настоящие" мемуары тоже подделка. Сансон не имел возможности или желания (а скорее и того и другого, по характеристике писателя М.А. Алданова он был полуидиот ) писать свои мемуары.
Просто в начале 60-х годов его разыскал некий предприимчивый журналист (д'Ольбрез) и за 30 тысяч франков от имени издательства выкупил у него право воспользоваться его именем как редактора.
Этот самый д'Ольбрез и состряпал все шесть томов "мемуаров палача".

Сей прискорбный факт говорит о том, что не только среди палачей попадаются (по версии Бальзака) совестливые люди, но и среди "писателей" случаются желающие примерить на себя роль палача и доложить об этом "почтеннейшей" публике.

Шарль-Анри Сансон вписал своё имя в историю. Во время Великой французской революции он отправил на тот свет множество людей, в том числе короля и королеву.

Французский палач. Начало

Судьба Шарля-Анри, родившегося в феврале 1739 года, была предрешена заранее. Он принадлежал к роду Сансонов — династии палачей.

Долгие годы Сансоны верой и правдой служили своему делу. Не смущало французов и весьма специфическое отношение к ним остальных парижан. Дело в том, что палачи пугали горожан своей работой. К тому же, в народе ходило поверье, что прикосновение к представителю этой профессии или его орудию обязательно приведёт к беде. Соответственно, создать семью палачам было не просто. Но они нашли выход. Они брали в жёны дочерей своих коллег из других городов Франции. Если же у палача не было сына, то эта работа в обязательном порядке переходила к мужу дочери.

Палач за работой.jpg

Самым известным представителем династии Сансонов является Шарль-Анри. Но этим он обязан не столько своим трудолюбием, сколько эпохе, в которую ему довелось жить.

В 1757 году его отец сильно заболел и уже не смог работать. Поскольку Шарль-Анри являлся старшим из сыновей, именно на него легла обязанность продолжить семейное ремесло. Сансон сопротивлялся, но его усилия оказались тщетны. В том же году он стал помощником своего дяди Николя, который трудился палачом в Реймсе. 28 марта они казнили Робера-Франсуа Дамьена, человека, который попытался убить короля Людовика XV. Затем на протяжении долгих лет он трудился в провинции, поскольку должность главного палача Парижа всё ещё занимал его отец. И лишь в конце декабря 1778 году Шарль-Анри сменил его на этом поприще.

Работы у Сансона всегда хватало. Он казнил не только простолюдин, приговорённых к смерти, но и представителей знати. Например, в мае 1766 года он отрубил голову графу де Лалли-Толендалю, шевалье де Ла Барру (причём после обезглавливание его ещё и сожгли, поскольку тот был обвинён в богохульстве).

Шарль-Анри Сансон.jpg

Несмотря на специфику работы, по воспоминаниям современников, Шарль-Анри оставался добрым и щедрым человеком. Так, например, он никогда не скупился на милостыню нищим. И те, конечно, брали, не обращая внимания на должность добродетеля. Учтиво и любезно Сансон обращался и с теми, кого суд приговорил к смертной казни. Известно, что во время поездки на эшафот с Шарлоттой Корде, Шарль-Анри посоветовал ей разместиться по центру скамьи, поскольку по краям она сильно трясётся.

Великая Французская революция и ее главный палач

Шарль-Анри вышел в отставку в октябре 1796 года, а его должность перешла к старшему сыну Анри. Сам же Сансон прожил до 1806 года.

Могила Сансона на Монмартре.jpg

Первый раз я увидел его в связи с денежным затруднением: мне не заплатили жалованье — в казначействе не было денег. Я подал жалобу королю и был вызван в Версаль.

Я остановился на пороге залы, сверкающей мрамором, зеркалами и позолотой. Король не пригласил меня войти. Он стоял спиной ко мне и так провел всю аудиенцию.

— Я приказал, — молвил он, не оборачиваясь, — заплатить вам указанную сумму.

Именно тогда, рассматривая его спину — эту презирающую меня спину, — я отметил сильные мускулы шеи, выступавшие из-под кружевного воротника.

На прощание ему все-таки пришлось обернуться. И король — клянусь! — не смог скрыть ужаса. Нет, это не был обычный трепет человека при виде палача. Это был ужас!

Он будто почувствовал, где я увижу вновь эти мускулы шеи.


И еще: при выходе из дворца я увидел двух женщин. Одна была — сама величественность и надменность, другая — сама доброта. Это были они: королева и сестра короля — принцесса Елизавета.

Так в один день я увидел всех венценосных особ, которые падут от моей руки…

Я буду часто вспоминать почти пустую Бастилию, проходя по переполненным революционным тюрьмам.

Стояла теплая весна 1792 года. Мы приехали в Версаль и прошли через сразу опустевший дворец — увидев нас, несколько слуг с жалкими, испуганными лицами тут же попрятались.

Лейб-медик принял нас в кабинете, за столом, покрытым зеленым бархатом. Когда мы обсуждали рисунок Шмидта, открылась дверь и вошел он — король! Он был в темном платье. Его приход меня не удивил — я знал, что король обожает слесарничать и сам выдумывает всякие механизмы. К тому же он продолжал считать себя главой нации, и перемена в системе исполнения наказаний не могла не интересовать его.

Король, нарочито не замечая нас, обратился к доктору Луи:

— Что вы думаете об этом?
— Мне кажется, что это весьма удобно…
— Но уместна ли тут полукруглая форма лезвия? Ведь шеи бывают разные: для одной круг будет чересчур велик, для другой — мал… — Он поправил рисунок (заменил полукруг косой линией) и, стараясь не глядеть на меня, спросил лейб-медика: — Кажется, это тот человек? Спросите его мнение о моем предложении.
— Я думаю, замечание превосходно, — сказал я.

Действительно, испытания доказали верность замечания короля.

Гильотина с королём Людовиком XVI и с его окружением сыграла злую шутку, как и судьба зловеще посмеялась над персонажами рожденными кровавой французской революцией, пожрала своих рожденных детей.


«27 прериаля. Редчайший день отдыха. Мы гуляли с племянницами за городом и столкнулись с ним. Его сопровождала огромная собака по кличке Браунт.

Дети никак не могли сорвать дикие розы — мешали шипы. И он поспешил к ним на помощь. Он был одет в голубой фрак, желтые брюки и белый жилет. Волосы его были напудрены, а шляпу он держал на конце маленькой трости.

Он сорвал розы, отдал их детям и ласково беседовал с ними, пока не заметил меня…

Я никогда не видел, чтобы так менялось человеческое лицо! Он будто наступил на змею! Его лоб покрылся испариной, улыбка исчезла. Он проговорил отрывистым голосом:

И замолчал. В глазах у него был ужас!

Он поспешно удалился, не глядя на меня. А я все думал, где я уже видел такие же глаза?

Я вспомнил — король! Наше первое свидание!


«21 флореаля я присутствовал на заседании, где была осуждена Елизавета — набожная сестра последнего короля. Она выслушала приговор с ласковой улыбкой на устах, обратив глаза к небу, а Фукье-Тенвиль честил ее в самых бранных выражениях! Трибунал под председательством судьи Дюма, конечно, приговорил ее к смерти, как опасную заговорщицу.

В сообщники ей были приписаны еще двадцать три аристократа. Всех их я рассадил по телегам — уже на следующее утро…
Впрочем, скоро и председатель Трибунала Дюма сядет в мою телегу.

Елизавету велели гильотинировать последней. Когда пришла ее очередь подняться на эшафот, она слегка содрогнулась, но пошла сама…

Она приблизилась к доске. Я хотел снять платок, покрывавший ее плечи, но она воскликнула с непередаваемой, чудной стыдливостью:

Робеспьер, несчастный, уничтоженный, старался перекричать вопли восставшего против него Конвента, но издавал только нечленораздельные звуки.


И кто-то бросил ему:

— Это кровь Дантона душит тебя!

Он успел прокричать сквозь рев бесновавшихся депутатов:

— Разбойники, вы торжествуете!


Шарль Анри Сансон (15 февраля 1739 — 4 июля 1806) — потомственный палач из династии Сансонов. Полный титул — шевалье Шарль-Анри Сансон де Лонваль
Шарль Анри Сансон — сын палача Шарля Жана-Батиста Сансона и его первой жены Мадлен Тронсон. В 1754 году, после того как его отца поразил паралич, вынужден был исполнять его обязанности. Он ещё в отрочестве с ужасом убедился, что ему придется стать палачом, подобно отцу и дедам.


Королевский Палач Франции Людовика XVI, и высокий палач Первой Французской Республики — Шарль Анри Сансон, за всю свою карьеру казнил около 3000 человек.


Наиболее известные гильотинированные французские жертвы.

  • Людовик XVI
  • Мария-Антуанетта
  • Шарлотта Корде
  • Антуан Барнав
  • Жан Сильвен Байи
  • Жорж Жак Дантон
  • Антуан Лавуазье
  • Максимилиан Робеспьер
  • Жорж Кутон
  • Луи Антуан Сен-Жюст
  • Матьё Журдан
  • Жан-Луи Верже
  • Камилл Демулен
  • Антуан Фукье-Тенвиль

Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Почитавши произведение повторил всед за Станиславским "не верю!" Вот не верю в рефлексии автора насчет его семейной профессии. Известно ведь что когда император (Наполеон) спросил своего Сансона хорошо ли ему спится при его то профессии? Тот ответил что "если хорошо спят короли и императоры, то почему должен плохо спать палачь"?! В самом деле! разве топор которым исполняли приговоры рефлексирует по поводу отрубленых голов?! В целом же когда то эти записки выходили в двух томах, теперь же втиснули в один. Отчего стало только хуже, издание же много потеряло.

Прежде всего хочу отметить, что это издание вышло в переводе Авадяевой и Щеглова. И мне оно тоже не понравилось, поскольку перевод грешит значительным сокращением текста. Я сравнивала с изданием "Записок" в переводе П.А.Л.-Берг, которым владеет моя семья с 1996 года. Многие абзацы (и даже имена!) просто опущены, наверное потому, что переводчики посчитали их маловажными. Имя автора переведено на французский манер - Анри, вместо привычного Генрих. Всё негодование предыдущего рецензента относительно перевода имён и названий вполне понимаю. Что касается самого произведения, то я тоже склонна думать, что оно - плод более известного автора (многие склоняются к тому, что это Бальзак), поскольку стиль изложения более похож на записки маститого писателя,чем на записки малограмотного палача.

Начну с того, что зацепило, а именно ОТВРАТИТЕЛЬНЫЕ перевод и редакция. Редакторы (целых 2 человека. ) не имеют никакого представления ни о Франции, ни об её истории: вместо кардинала Мазарини у них "господин де Мазарен", вместо Тюильри - "Тюльери", вместо Меца и Пуату - "Метч", "Поату". А что стоит фраза "заменив полукруглую линию лезвия, КОСВЕННО направленной прямой линией"! А откуда во французских войсках в 17 веке взялись корнеты? Не говоря уж об опечатках в датах: вместо 1662 указан 1862, вместо 1700 - 1800. И так на протяжении всех 592 стр.
Что касается содержания - написано (приблизительно, конечно) в духе цикла "Знаменитые преступления" А.Дюма-отца с некоторыми оговорками:повествование немного сумбурное, знаменитые процессы (процесс Людовика XVI, Марии-Антуанетты, жирондистов, Дантона и Ко) описаны очень поверхностно, ряд интересных моментов отсутствует (например, нашумевшее дело "об ядах" в эпоху Людовика XIV), автор перепрыгивает хронологические куски текста, потом снова возвращаясь назад. Само повествование заканчивается арестом Робеспьера в 1794, хотя деятельность семейства Сансон закончилась в 1847 г.
Таким образом, если не учитывать качество перевода, книгу для общего развития прочесть можно, но при условии, что увлекаетесь историей Франции.

Читайте также: