Учет образовательных потребностей детей в доу

Обновлено: 28.06.2024

Актуальной в настоящее время является проблема взаимодействия детского сада и семьи по повышению воспитательных возможностей родителей, так как семейное воспитание играет особую роль в дошкольный период развития ребенка - именно в этом возрасте происходит первоначальное становление личности. Цель взаимодействия с семьей - создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.

Важным условием решения задач активизации потенциальных возможностей ребенка, является взаимодействие воспитателя и родителей. Взаимодействие с семьями воспитанников Матвеева М.Н. выстраивает по следующим направлениям:

1. Информационно-аналитическое (реализуется через анкетирование, беседы, опросы родителей и предполагает решение педагогических задач: выявляет интересы и предпочтения родителей; выявляет уровень их осведомленности в тех или иных вопросах воспитания и образования детей; узнает семейный опыт, семейные традиции воспитания детей).

Родители, непосредственно участвующие в организации педагогического процесса, являются незаменимым партнером и помощником педагогу. В жизни группы они активно участвуют. Были составлены перспективный и календарный планы, в них указаны все совместные мероприятия, консультации, родительские собрания, тематика наглядно-стендовой информации. В свою очередь родители охотно идут на контакт и стараются участвовать в совместных мероприятиях группы и ДОУ.

Результатами совместной деятельности Марины Николаевны и родителей являются такие мероприятия:

Реализация проектов («Самая красивая мама у меня","Наши мальчики-мужчины","Наш огород","Новый год у ворот","Мой любимый папа","Книга-лучший друг" и др.)

Экскурсии в МУК "ЦБС"г. Саратова библиотеку №4.

Конкурс "Золотые руки наших мам"

Акция "Искорка"при поддержке Министерства образования Саратовской области ГУ МЧС России и редакции газеты "10 королевство"

Дети и их родители,активно принимают участие во всех предлагаемых конкурсах и олимпиадах, занимают призовые места.

Систематически внутри группы для родителей оформляются стенгазеты и коллективные работы детей, папки-передвижки для педагогического просвещения родителей, еженедельно пополняется информация по безопасности, тематическим неделям, проектной деятельности воспитателя. Этот материал динамичный, отражает текущие события и несет конкретные знания. В группе проводятся выставки совместного творчества родителей и детей. В процессе ознакомления с работами других участников, родители подолгу рассматривают поделки вместе с детьми, обсуждают разнообразие творческих выдумок. Участие семей в конкурсах рисунков, поделок не только обогащают семейный досуг, но и объединяют детей и родителей в общих делах. Результат совместного творчества детей и родителей способствует развитию эмоций ребенка, вызывает чувство гордости за своих родителей.

Все формы взаимодействия с родителями, используемые Мариной Николаевной в работе, создают атмосферу доверия и сотрудничества в коллективе взрослых, окружающих ребенка. Хорошо налажено общение между семьей и группой детского сада, что способствует поддержке ребенка, тому, что его жизнь в детском саду полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению.

В ходе работы был проведен первичный и итоговый мониторинг. Итоговый мониторинг выявил эффективность выбранных форм взаимодействия с родителями:

  • количество родителей, принимающих участие в проводимых мероприятиях увеличилось на 30%
  • повысился уровень педагогической культуры родителей на 27%;
  • повысился педагогический интерес – количество обращений к педагогу группы и специалистам ДОУ по интересующим вопросам выросло на 50%.

Проводимая Матвеевой М.Н. работа приносит положительный результат. Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Автор: Веретенникова Наталья Викторовна

Педагог-психолог МДОУ детский сад № 4

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях,

К.Д. Ушинский

Создание образовательного пространства в ДОУ определяется целесообразной организацией образовательного процесса. Немаловажным при этом является соблюдение нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность педагога и всего педагогического коллектива при организации воспитания и обучения детей.

Одним из важных Профессиональных стандартов педагога ДОУ является организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом особых образовательных потребностей 1 .

Основная задача детских садов – создавать условия, при которых дети с разными возможностями, развиваются, им интересно, а в итоге ребенок полноценно проживает дошкольный возраст, развит и мотивированным переходит на следующий уровень образования 2 .

В нашем детском саду воспитываются дети с особыми образовательными потребностями.

Под особыми образовательными потребностями понимается необходимость создания специальных условий для обучающегося с целью освоения им адаптированной основной общеобразовательной программы 3 .

Марк Виктор Нансен

Самым главным направлением в работе с детьми с особыми образовательными потребностями является индивидуальный подход, с учетом специфики развития психики и здоровья каждого ребенка.

С целью обеспечения доступности образования детям с особыми образовательными потребностями в нашем ДОУ осуществляется индивидуально ориентированный подход к подбору и разработке образовательного маршрута ребенка, независимо от уровня его развития, нарушения и состояния здоровья.

Педагогами МДОУ детский сад № 4 разработаны психологические рекомендации для детей с особыми образовательными потребностями, в работе педагоги используют методы сотрудничества и личностно-ориентированный подход, а также развивающие игры и задания. При работе также учитываются возрастные особенности детей. Во время занятий активно используем такие методы и приемы, как умение действовать по плану, преодоление импульсивности, непроизвольности, оценивание правильности выполненного действия и результата. Также развиваем у детей умение устанавливать дружеские отношения со сверстниками. Воспитателями и педагогами ДОУ ведется работа по развитию познавательных и творческих способностей с использованием упражнений развивающего характера.

C каждым годом в муниципальные образовательные учреждения нашего посёлка приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы; это не только часто болеющие дети, но и дети с логоневрозами, дисграфией, повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с гораздо более серьезными проблемами (ЗПР, аутизм, эпилепсия, ДЦП) . Они нуждаются в специализированной помощи, индивидуальной программе, особом режиме 4 .

И педагоги сходятся во мнениях, что психофизические нарушения не отрицают человеческой сущности, способности чувствовать, переживать, приобретать социальный опыт. Пришло понимание того, что каждому ребенку необходимо создавать благоприятные условия развития, учитывающие его индивидуальные образовательные потребности и способности.

Согласно словарю, сопровождать - значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого 5 .

Цель психологического сопровождения: создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.

У детей с ограниченными возможностями необходимо развивать социальную компетентность, навыки общения с окружающими.

Преодоление социальной изоляции, расширение возможностей произвольного взаимодействия со сверстниками - существенное условие позитивных изменений в развитии таких детей, совершенствования их способностей к обучению.

На развитие ребенка непосредственное влияние оказывает вид нарушения, степень выраженности его проявления, время, когда манифестировал дефект, окружающие условия, социальная и педагогическая среда жизни. Работа с детьми с ОВЗ подразумевает кропотливый труд. Ведь такому ребенку нужно уделять значительно больше внимания, чем без нарушения развития. При каждом варианте дефектов в развитии подбирается своя обучающая программа, работа ведется индивидуально с каждым ребенком.

Эффективная организация работы с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями в условиях обычного детского сада предполагает:

• Систематическую комплексную индивидуальную психолого- педагогическую коррекцию.

• Создание атмосферы доброжелательности, психологической безопасности.

• Использование заданий, максимально побуждающих активность ребенка, его познавательную деятельность.

• Сочетание обучения с терапевтическими мероприятиями.

• Повышение возможности для общения и адекватность во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.

• Создание специальных условий обучения и воспитания (свет, игровая деятельность, сказкотерапия, музыкотерапия, изотерапия, куклотерапия и т.п.).

• Использование приемов запоминания.

• Закрепление навыков через многократное повторение указаний, упражнений, заданий.

• Поэтапное обобщение проделанной на занятии работы.

• Задания с опорой на образцы.

• Использование доступных инструкций - вербальные и невербальные.

• Использование максимума наглядности - объемные наглядные средства, картины, природные объекты, мультимедийные презентации подходящие компьютерные программы 6 .

Л.И. Швецова

Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод, что чрезвычайно важно педагогический прогноз строить на основе педагогического оптимизма и поэтому, в каждом ребенке надо искать и найти сохранные психомоторные функции, его возможности, положительные стороны его личности и развития, на которые можно опереться в дальнейшей педагогической работе.

Список литературы:

1. Болотов В.А. Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях. Метод. Письмо Министерства образования РФ. М., 2002.

2. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике. ИКЦ "МарТ" М., 2005 — 448 с.

4. Психолого-педагогическое сопровождение реализации ФГОС ДО. - Москва: Litres, 2017.

1 Психолого-педагогическое сопровождение реализации ФГОС ДО. - Москва: Litres , 2017.

2 Психолого-педагогическое сопровождение реализации ФГОС ДО. - Москва: Litres , 2017.

4 Болотов В.А. Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях. Метод. Письмо Министерства образования РФ. М., 2002.

В группу ОНР (старше-подготовительную, логопункт) из общеобразовательного сада приходит неговорящий ребенок 5-7 лет- моторная алалия? Псевдобульбарная дизартрия или анартрия?

Тяжелая форма: чаще всего возникает, как дополнение к детскому церебральному параличу. Более чем у 90% таких у детей наблюдается полная невозможность речи из-за тяжелых нарушений речедвигательных мышц, резко расстраивающего систему артикуляции. Речь не развивается и остается на уровне звукоподражательных и лепетных слов.

Так как в основе данной классификации лежит тонкая дифференциация различных неврологических синдромов, то она не может быть проведена учителем-логопедом, а требует обязательного заключения невропатолога о характере двигательного расстройства.

Работа учителя-логопеда направлена на выделение и фиксацию звуков и слогов -это достигается с помощью трё х средств: паузы после каждого слога, звукоподражания, отстукивания слогов и зрительного восприятия артикуляции гласных звуков.

Фонетическая ритмика- тут основной метод работы над произношением.

Например, при корковой эфферентной дизартрии артикуляционная гимнастика направлена на развитие тонких дифференцированных движений, особенно – перемещение кончика языка вверх. Внимание ребенка сосредотачивают на ощущение положения языка, затем учат опускать язык на дно полости рта. Основное – стимуляция переднеязычных звуков.

Наиболее приемлемым речевым материалом, который можно было использовать на данном этапе работы с детьми, находящимися на наиболее низких уровнях речевого развития, были различного рода звукоподражания, включаемые в несложные сюжетные игры.

Тексты этих игр широко представлены в литературе. В процессе проведения этих игр отрабатывается:

- выделение гласных звуков из звукоподражательных комплексов с опорой на зрительной восприятие их орального образа; слоговое восприятие; узнавание и непроизвольное воспроизведение гласных звуков;- восприятие и воспроизведение ритмов;- элементарный словарь;

В соответствии с поставленными задачами разрабатывается методика и приемы проведения игр.

Весь текст игры проговаривается педагогом, дети же только выполняют соответствующие действия и непроизвольно подключаются к воспроизведению звукоподражаний.

При проведении игр педагог постоянно фиксирует внимание детей на положении органов артикуляции, особенно при произнесении гласных звуков:

-Они интонируются голосом и произносятся более длительно.

-Каждое звукоподражание произносится педагогом на одном выдохе, далее следует небольшая пауза.

-Произношение каждого звукоподражательного комплекса сопровождается соответствующим количеством ударов -движений.

Работа над согласными звуками проводится на фоне слога, т. е. слог не разделяется на составные части.).

После двух месяцев работы вводится произношение слогов в составе специально подобранных предложений :

1. Губные звуки: слоги произносятся перед зеркалом.

Пи-пи-пи яблоки ку-пи Ту-ту-ту улицу ме-ту

Внимание детей обращается на то, что при произношении звуков п, б губы плотно сжаты.

2. В таком же плане прорабатываются язычные звуки:

та - та - та Горячая плита

Внимание детей фиксируется на положении кончика языка.

3. Затем произносятся слоги и слова со звуками к, г. Работа направлена на выработку сознательных дифференцированных движений языка:

ка - ка - ка белая му-ка Положение языка (язык лежит во рту горбиком) фиксируется с помощью зрения

На втором этапе продолжается работа по развитию словаря и формированию грамматического строя речи.

Некоторые исследователи предлагают сразу же, по мере появления слов, учить ребенка объединять их в простейшие цепочки словосочетания и элементарные предложения. Однако воспроизведение соответствующего им сложного двигательного ряда на этом этапе является непосильной задачей для детей с сложной структурой дефекта.

Повышение же мотивации к занятиям у маленьких детей возможно лишь путем активного использования наглядного и игрового материала. Поэтому задача педагога — сделать занятия наиболее интересными и продуктивными, оборудовав их красочным, функциональным и доступным для восприятия материалом.

Для того чтобы преодолеть сложности дизартрии (алалии, анартрии) и улучшить произношение, необходимо в первую очередь работать над восстановлением и активизацией моторики. В качестве упражнений можно используются:

-различные шнуровки, движения в такт, танцы, соотнесение собственных движений с мелодикой и ритмом, например прыжки на одной ноге – требующие достаточно высокого уровня координации движений – также стимулируют и речевую активность. Значение логоритмики – в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, является основополагающим.

Система взаимодействия специалистов в детском саду Данная презентация показывает как в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной.

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования (далее - Программа).

Образовательная деятельность по Программе осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, индивидуальными предпринимателями (далее вместе - Организации).

Положения настоящего Стандарта могут использоваться родителями (законными представителями) при получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования.

1.2. Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации*(1) и законодательства Российской Федерации и с учётом Конвенции ООН о правах ребенка*(2), в основе которых заложены следующие основные принципы:

1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;

2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;

3) уважение личности ребенка;

4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

1.3. В Стандарте учитываются:

1) индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее - особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;

2) возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.

1.4. Основные принципы дошкольного образования:

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество Организации с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9) учет этнокультурной ситуации развития детей.

1.5. Стандарт направлен на достижение следующих целей:

1) повышение социального статуса дошкольного образования;

2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;

4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач:

1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

1.7. Стандарт является основой для:

1) разработки Программы;

2) разработки вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования (далее - примерные программы);

3) разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования;

4) объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта;

5) формирования содержания профессионального образования и дополнительного профессионального образования педагогических работников, а также проведения их аттестации;

6) оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

1.8. Стандарт включает в себя требования к:

структуре Программы и ее объему;

условиям реализации Программы;

результатам освоения Программы.

Информация об изменениях:

Пункт 1.9 изменен с 25 февраля 2019 г. - Приказ Минпросвещения России от 21 января 2019 г. N 31

1.9. Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации. Программа может предусматривать возможность реализации на родном языке из числа языков народов Российской Федерации в том числе русском языке как родном языке на основании заявлений родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Реализация Программы на родном языке из числа языков народов Российской Федерации в том числе русском языке как родном языке на основании заявлений родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся не должна осуществляться в ущерб получению образования на государственном языке Российской Федерации.

II. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему

2.1. Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.

Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и должна быть направлена на решение задач, указанных в пункте 1.6 Стандарта.

2.2. Структурные подразделения в одной Организации (далее - Группы) могут реализовывать разные Программы.

2.3. Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

2.4. Программа направлена на:

создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

2.5. Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учетом Примерных программ*(3).

При разработке Программы Организация определяет продолжительность пребывания детей в Организации, режим работы Организации в соответствии с объемом решаемых задач образовательной деятельности, предельную наполняемость Групп. Организация может разрабатывать и реализовывать в Группах различные Программы с разной продолжительностью пребывания детей в течение суток, в том числе Групп кратковременного пребывания детей, Групп полного и продленного дня, Групп круглосуточного пребывания, Групп детей разного возраста от двух месяцев до восьми лет, в том числе разновозрастных Групп.

Программа может реализовываться в течение всего времени пребывания*(4) детей в Организации.

2.6. Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

2.7. Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка):

в младенческом возрасте (2 месяца - 1 год) - непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры;

в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

2.8. Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:

ВложениеРазмер
organizatsiya_obrazovatelnogo_protsessa.docx 21.08 КБ

Предварительный просмотр:

Организация образовательного процесса

на основе непосредственного общения

с каждым ребенком с учетом его особых

В моей группе тоже есть воспитанники, которые требуют индивидуального подхода, как в обучении, так и в социализации.

Индивидуальный подход – это принцип моей работы, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой я взаимодействую с отдельными воспитанниками по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности.

Индивидуальный подход я осуществляю в той или иной мере во всех существующих технологиях, особенно в проектном, продуктивном обучении.

Совместно с педагогом психологом разрабатываю индивидуальный маршрут, для каждого ребёнка, требующего индивидуального подхода в обучении.

Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника , разработанный мною и педагогами включает следующие составляющие:

• обобщенная характеристика воспитанника (результаты комплексного мониторинга);

• перечень знаний и умений в рамках основной образовательной программы детского сада;

• перечень творческих заданий по каждой учебной теме программы;

• перечень специальностей, которые существуют в данной области деятельности;

• перечень учреждений профессионального образования в конкретной сфере деятельности;

• результаты психолого-педагогического мониторинга;

• необходимые коррекционно-развивающие мероприятия.

Переход воспитанника на обучение по индивидуальному образовательному маршруту происходит по правилам, которые предусматривают:

· оценку педагогическим коллективом готовности ребенка к переходу и целесообразности такого перехода,

· желание самого ребенка перейти на индивидуальное обучение и осознание им ответственности принимаемого решения;

Читайте также: