Ученые занимающиеся проблемой взаимодействия доу и семьи

Обновлено: 07.07.2024

Решение задач всестороннего развития подрастающего поколения возможно лишь при наличии в системе воспитания детей единых педагогических требований, предъявляемых общественным воспитанием и семьей. Сочетание общественного и семейного воспитания, разносторонняя взаимосвязь этих двух факторов педагогического воздействия на ребенка становится все более актуальной проблемой современной педагогики и практики воспитания.

Семья, по признанию ученых, – одна из величайших ценностей созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не смогла обойтись без семьи.

Известный отечественный психолог Л.С. Выготский писал, что семья является важнейшим элементом социальной ситуации развития. В семье социализация происходит наиболее естественно и безболезненно, основной ее механизм – воспитание.

По мнению многочисленных исследователей (И.В. Гребенников, З. Матейчик, С.Ю. Мещерякова, В.С. Мухина и т.д.), семья как своеобразная общность людей, как социальный институт влияет на все стороны общественной жизни, с ней прямо или косвенно связаны все социальные процессы. Они считают, что процесс социализации детей начинается не в ДОУ, а на этапе раннего детства в семье. Ошибки и просчеты в воспитании в самом раннем возрасте могут оказаться невосполнимыми и проявиться позднее в асоциальном поведении ребенка, в трудностях его адаптации, в различных отклонениях в развитии личности. Поэтому в обществе нет такого института, который мог бы заменить семью в ее функции первоначальной социализации детей [2].

В работах исследователя Т.А. Марковой мы находим обоснование еще двух факторов, обеспечивающих действенность, силу, стойкость семейного воспитания:

- постоянство и длительность воспитательных воздействий матери, отца, других членов семьи в самых разнообразных жизненных ситуациях, их повторяемость изо дня в день;

- наличие объективных возможностей для включения детей в бытовую, хозяйственную, воспитательную деятельность семьи.

Таким образом, современная наука располагает данными о том, что семья первый и наиболее значимый институт жизни человека. Как показывают многочисленные исследователи (И.С. Кон, В.Я. Титаренко, А.Г. Харчев и др.) она определяется с одной стороны специфическим воздействием семейной группы, с другой – первостепенной важностью раннего детства в развитии человека.

Напротив, можно с полным правом сказать о том, что в образовательных учреждениях цели, принципы, содержание воспитания имеют научную базу, прописаны в программных документах, сформулированы для определенного образовательного учреждения, дифференцированы по возрастным категориям воспитанников, в то время как в семье часто носят имплицитный (несформулированный) характер, варьируются от целого ряда причин (ценностных ориентаций; уровня образования, общей и педагогической культуры родителей; их этнической принадлежности, степени ответственности за детей; сплоченности семейного коллектива и т.д.).

Одно из основных условий правильного семейного воспитания – это понимание родителями своей ответственности перед государством за воспитание детей. Для того, чтобы семья успешно справлялась со своими воспитательными задачами нужно, чтобы родители знали основные педагогические требования и необходимые условия домашнего воспитания. Донесение до родителей этих знаний – одна из основных задач работы воспитателя с семьей.

Пути повышения педагогической культуры родителей достаточно обстоятельно изучали такие ученные как И.В. Гребенников, О.Л. Зверева, В.К. Котырло, Е.И. Наседкина, Р.К. Сережникова и др. Так же широко изучались линии взаимодействия детского сада и семьи в воспитании ребенка, коррекции его поведения (Е.С. Бабунова, В.И. Безлюдная, А.И. Захаров, А.И. Остроухова).

В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений[1].

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема взаимодействия семьи и ДОУ широко обсуждается педагогами и психологами – практиками. Исследования, проведенные Т. Данилиной, выявили проблемы, существующие во взаимодействии ДОУ с семьей, такие как нехватка времени и нежелание работать в сотрудничестве. Л.М. Клариной был разработан целый комплекс становления и развития содержательных и организационных направлений сообщества детского сада и семьи. Т.Н. Дороновой, Г.В. Глушаковой, Т.И. Гризик и другими авторами были разработаны и опубликованы методические рекомендации для работников ДОУ в организации и проведении работы с родителями на основе сотрудничества и взаимодействия [3].

Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка.

Напротив, единство в воспитании, осуществленное детским садом и семьей, обеспечивает определенную систематичность работы организма ребенка, выработку динамичных стереотипов. При этом, по мнению О.Н. Урбанской, более успешно формируются нравственные чувства и представления ребенка, более прочными становятся навыки и привычки поведения, организованнее, целенаправленнее и радостнее его деятельность. Воспитательный процесс проходит с меньшими трудностями, ребенку гораздо легче овладевать установленными нормами, правилами.

В установлении живой связи и согласованности между семьей и ДОУ ведущая роль принадлежит ДОУ как государственному учреждению общественного воспитания. Возможность и необходимость оказания помощи семье дошкольным образовательным учреждением в настоящее время приобретает особую актуальность, так как именно в семье у детей формируются такие важные нравственные качества как трудолюбие, честность, самостоятельность, ответственное отношение к порученному делу (Р.С. Буре, З.И. Борисова, Д.О. Дзинтаре, Л.В. Загик, Э.К. Суслова, О.Н. Урбанская) [3].

Таким образом, перед педагогическим коллективом ДОУ стоит задача не просто повышать уровень педагогической компетенции родителей, распространять среди родителей педагогические знания, но и повседневно помогать семье правильно воспитывать детей, пропагандировать и транслировать лучший опыт воспитания детей дошкольного возраста в семье.

1. Андреева, Н.А. Оптимизация взаимодействия родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Н.А. Андреева // Вестн. Шадр. гос. пед. ин-та : науч. журн. - 2010. - № 4. - С. 112-116.

2. Давыдова, О.И. Работа с родителями в детском саду: этнопедагогический подход [Текст] / О.И. Давыдова, Л.Г Богославец, А.А. Маейр – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144с.

3. Евдокимова, Н.В. Детский сад и семья: методика работы с родителями [Текст]: Пособие для педагогов и родителей / Н.В. Евдокимова, Н.В. Додокина, Е.А. Кудрявцева. - М: Мозаика – Синтез, 2007 – 167с.

4. Зверева, О.Л., Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст] / О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева. - М.: Сфера, 2009. – 256с.


Данная статья посвящена актуальной проблеме организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников. В статье рассматриваются результаты исследования характера взаимодействия педагогов и родителей дошкольной образовательной организации, анализируются выявленные проблемы организации взаимодействия, делаются выводы о причинах выявленных проблем.

Ключевые слова: взаимодействие, родители, воспитанники, дошкольная образовательная организация, условия, субъекты.

Организация взаимодействия дошкольной образовательной организации и семей воспитанников является актуальной проблемой современной системы образования. Во многом это вызвано сменой образовательных стандартов и подходов к воспитанию детей в дошкольной образовательной организации, а также изменением позиции большинства родителей в отношении воспитания детей, ориентированной на пассивное участие либо вовсе отказ от взаимодействия со специалистами. Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, дошкольная образовательная организация обязана строить эффективное взаимодействие с семьей в интересах развития ребенка. При этом есть ряд важным проблем, нуждающихся в решении: 1) проблема понимания педагогами путей наиболее эффективной организации процесса взаимодействия родителей и детского сада; 2) проверенные формы и методы взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями недостаточно отражают современные запросы семьи к этой деятельности; 3) отсутствуют конкретные критерии определения качества взаимодействия дошкольной образовательной организации в вопросах воспитания ребенка; 4) несогласованность взаимодействия субъектов образовательного процесса, вызванная неподготовленностью семьи к активному участию во взаимодействии с дошкольным образовательным учреждением в вопросах воспитания ребенка.

Исходя из указанных проблем, мы видим противоречия:

– между социальной потребностью в организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей и недостаточным уровнем реализации данной проблемы в практике управления;

– между теоретической разработанностью данной проблемы в науке и недостаточным количеством исследований по организации успешного взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников в аспекте современного образования;

– между требованиями, предъявляемыми к руководителям, педагогам, и их недостаточной компетентностью по эффективной организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей.

Очевидно, что необходимо изучение оптимальных условий для эффективной организации взаимодействия детского сада и семьи. Для этого требуется, прежде всего, выяснить характер взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи. Решению данной задачи было посвящено наше исследование.

Исследование проводилось на базе дошкольной образовательной организации в период 2017–2018 гг. в г. Красноярске. В исследовании участвовали 12 педагогов, а также 21 родитель, дети которых посещают подготовительную группу данной дошкольной образовательной организации.

Также 47,6 % родителей отметили, что никогда не получают информацию через сайт ДОО, и 58,3 % педагогов согласны с этим. Это свидетельствует о том, что сайт ДОО либо не расположен к правильной подаче информации, либо не выполняет функцию подачи информации в реальном времени. Данный вопрос можно выделить слабой стороной во взаимодействии родителей и педагогов.

Анализируя этот блок вопросов, становится ясно, что формы и методы работы с родителями, применяемые в детском саду (беседы, наглядная агитация и др.) недостаточно эффективны, не позволяют родителям занять активную позицию в образовательном процессе дошкольной образовательной организации.

Также мы выделили, что в некоторых вопросах присутствует солидарность родителей и педагогов, например по обмену опытом между родителями мероприятий не проводится, желания участвовать на минимальной отметке.

Полученные результаты констатирующего этапа нашего исследования показывают, что у родителей и педагогов существуют различия в понимании взаимодействия относительно вопросов воспитания детей с позиции взаимодействия в рамках дошкольной образовательной организации. В частности, родители и педагоги придерживаются преимущественно традиционных взглядов на взаимодействие по вопросам воспитания детей. В тоже время педагоги указывают на свои усилия в несколько других областях, чем родители детей, что указывает также на различие в понимании вопросов воспитания детей, и эти различия выражаются в несогласованном подходе к взаимодействию у всех участников воспитания детей. При этом желание активно взаимодействовать друг с другом у педагогов и родителей существует, но подтверждаются проблемы, указанные в начале нашей статьи. Это и несогласованность взаимодействия по некоторым вопросам, и отсутствие у педагогов и родителей необходимых навыков взаимодействия, и отсутствие таких форм и методов взаимодействия, которые будут достаточно отражать современные запросы семьи.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольная образовательная организация, родитель, педагог, форма взаимодействия, воспитание детей, взаимодействие родителей, детский сад, семья воспитанников, образовательный процесс, слабая сторона.

Выдающиеся педагоги прошлого убеждены были, что главными воспитателями ребенка в дошкольном детстве являются родители. Но для того, чтобы они правильно воспитывали своего ребенка, педагоги должны предоставить в их распоряжение специальные пособия и дидактические ма-териалы.

Так, Я. А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери - без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем много образнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот. Я. А. Коменский в помощь матерям создал первую в мире детскую энциклопедию.

Я. А. Коменскому вторит другой педагог-гуманист И. Г. Песталоцци: семья - подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление. И. Г. Песталоцци создал руководство для матерей.

К. Д. Ушинский считал, что родители постоянно должны читать педагогическую литературу, а также приобретать знания в общении с учителями. Он подчеркивал роль матери, которая ближе всех к ребенку, заботится о нем с самого рождения, тонко и глубоко понимает его индивидуальные особенности.

Особое значение Д. И. Писарев, как и Н. И. Новиков, придавал содержанию произведения искусства. И тот и другой полагали, что не следует демонстрировать детям сцены насилия и агрессии и что необходимо охранять их от всяких впечатлений, внушающих страх и ужас.

Этим же проблемам посвятила свои исследования Л. Ф. Островская, которая традиционные формы работы детского сада с семьей (посещение семьи, консультации и беседы, групповые и общие собрания, наглядная пропаганда) дополнила деловыми играми.

Н. Ф. Виноградова, Г. Н. Година, Л. В. Загик и другие известные педагоги-ученые настаивали на разнообразии форм и методов работы детского сада с родителями. Ведущая роль в этом деле отводилась заведующему детским садом, так как в его обязанности входит создание условий для развития всех форм работы с семьей.

Несомненно, овладение коммуникативными умениями должно стать для педагогических коллективов дошкольных учреждений предметом столь же серьезных забот, как и совершенствование методов учебно-воспитательной работы с детьми.

В зарубежной педагогике постановка и решение проблемы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения выглядят иначе. В центре внимания здесь находятся ребенок и его семья, а взаимодействие дошкольного учреждения с родителями рассматривается как помощь родителям в воспитании ребенка, а не как обучение родителей тому, что знают педагоги. Такой подход связан с различиями в государственной политике по отношению к дошкольным учреждениям в России и за рубежом.

Дошкольные учреждения за рубежом не контролируются государством, то есть не являются учреждениями, призванными обеспечить общественное воспитание. Поэтому при их организации и определении содержания работы принимается во внимание, прежде всего позиция семьи в целом – как родителей, так и детей. Например, в Англии ведущим является принцип самовыражения ребенка в деятельности как наилучшее средство выявления способностей, а также установка на его спонтанное, стихийное развитие. В США на занятиях преобладает самостоятельная деятельность детей, широко распространены игры со строительным материалом. Во время обучения большое внимание уделяется развитию умения планировать свою работу и тщательно ее выполнять. Ставится задача научить ребят самоорганизовываться, стано-виться лидерами.

В нашем понимании, для того чтобы взаимодействие осуществлялось в интересах развития личности ребенка, семья для воспитателей не должна выступать лишь как объект воздействия. Воспитатели должны понимать сами и объяснять родителям, что семья для дошкольника – жизненно необходимая среда, во многом определяющая путь развития его личности. Следовательно, вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Для эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями следует учитывать их запросы.

Исследуя проблему педагогического всеобуча, О. Л. Зверева выявила, что он проводился далеко не во всех детских садах из-за недостаточной подготовленности педагогов к работе с родителями. Практическими работниками использовались разнообразные ее формы: групповые и общие родительские собрания, оформление стендов для родителей, папок-передвижек и т. д. Воспитатели отмечали тот факт, что родителям хочется получить, прежде всего, конкретные знания именно о своем ребенке.

Педагоги часто сетуют на то, что сейчас родителей ничем не удивишь. Но как показывают проведенные исследования О. Л. Зверевой, а позже эти данные были подтверждены Е. П. Арнаутовой, В. П. Дубровой, В. М. Ивановой, отношение родителей к мероприятиям зависит, прежде всего, от постановки воспитательно-образовательной работы в детском саду, от инициативы администрации, от ее причастности к решению вопросов педагогического просвещения родителей. Часто поиск путей совершенствования работы с родителями ограничивался нахождением новых форм, и гораздо меньше внимания уделялось ее содержанию и методам.

В исследовании Т. А. Данилиной изучался вопрос о том, какого рода помощь хотели бы получать родители и воспитатели друг от друга. Оказалось, что воспитателям от родителей требуется помощь организационного характера (23%, еще они хотели бы использовать личные качества родителей, имеющие прямое отношение к осуществлению взаимодействия, такие как ответственность, обязательность, активность в отношении решения проблем детского сада (43%).

Помощь, которую желали бы получить родители от воспитателей, заключается в консультировании по проблемам развития и обучения ребенка, а так же в подготовке детей к школе. Многие родители, отвечая на этот вопрос, указывали, что помощи, которую они получают, вполне достаточно, или что они не нуждаются ни в какой помощи вообще (26%).

Наименее популярная категория поводов обращения воспитателей к родителям – это вопросы перспектив развития и обучения ребенка, вопросы, выходящие за пределы того, как он провел день в детском саду (например, подготовка к школе, психологическая помощь и т. д.). Так 30% воспитателей утверждают, что они обращаются к родителям по вопросам перспектив развития ребенка, но лишь 2% родителей подтверждают такого рода обращения к ним.

Но в то же время родители значительно выше оценивают роль детского сада по сравнению с семьей в таких сферах как подготовка к школе и общение со сверстниками.

Итак, можно сделать вывод: педагогика начала советского периода признавала роль семьи в воспитании дошкольников, но это вело не к признанию необходимости сотрудничества дошкольного учреждения с семьей, а скорее к взглядам на семью, как на такой социальный институт, который противостоит обществу в целом и дошкольному учреждению в частности.

В 40-60-е годы, проблема "борьбы" дошкольного учреждения и семьи уже не ставилась так остро, но глобальной целью по-прежнему являлось воспитание, прежде всего члена общества, поэтому более правильным считалось общественное воспитание, а не семейное. Отсюда следовал вывод: семья должна играть подчиненную роль по отношению к дошкольному учреждению.

В 60 - 70-е годы XX в. годы большое внимание начало уделяться сочетанию общественного и семейного воспитания.

Исследования 70 - 80-х годов прошедшего столетия конкретизировали содержание, формы и методы педагогического просвещения родителей и позволили выработать ценные рекомендации для педагогов.

В 90-х годах большое внимание начинает уделяться взаимодействию детского сада и семьи. В настоящее время идет перестройка системы дошкольного воспитания. Практические работники ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями.

1. Арнаутова Е. П. Планируем работу с семьей //Управление ДОУ 2002 – №4 – С. 10-18.

2. Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа. – М. : Просвещение, 1979. – 396 с.

3. Виноградова Н. Ф. Воспитателю о работе с семьей. – М. : Просвещение, 1993. – 192 с.

4. Воспитание дошкольника в семье /Под ред. Т. А. Марковой. – М. : Педагогика, 1979. – 294 с.

5. Никитина Л. А. Мама или детский сад. – М. : Просвещение, 1990. – 93 с.

6. Глебова С. В. Детский сад-семья : аспекты взаимодействия : практическое пособие для методистов, воспитателей, родителей. – Воронеж. : ЧП Лакоценин С. С., 2007. – 111 с.

7. Детский сад и семья/ Под ред. Т. А. Марковой. – 2-е изд. переработ. и доп. – М. : Просвещение,1986. – 207 с.

8. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений/ Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина, С. И. Мусиенко. – М. : Линка-Пресс, 2001. – 224 с.

9. Загик Л. В. Работа детского сада с родителями// Нравственное воспитание в детском саду/ Под ред. В. Г. Нечаевой, Т. А. Марковой. – 3- изд. - М. : Просвещение, 1984. – С. 56-59

10. За единство принципов воспитания детей в дошкольном учреждении и семье/Под ред. Р. А. Курбатовой. – М. : Просвещение, 1982. – 176 с.

11. Зверева О. Л. Детский сад и семья : первые годы революции и современность// Управление ДОУ 2002 - №4 – С. 100-110

12. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 80 с.

Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с родителями Родители и дошкольные учреждения — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития.

Формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями На сегодняшний день практически все родители заинтересованы, чтобы их дети успешно развивались, социализировались и проходили обучения во.

Фотогазета как форма взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по формированию основ ЗОЖ

Фотогазета как форма взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по формированию основ ЗОЖ Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Семейный клуб — инновационная форма взаимодействия с семьями воспитанников в условиях открытости дошкольного учреждения. Кузнецова Разия Харисовна Музыкальный руководитель МАДОО детский сад №45 Семейный клуб – инновационная форма взаимодействия с семьями воспитанников.

Теоретические основы коррекционно-развивающей работы с детьми Коррекционно-развивающая работа – это дополнительная к основному образовательному процессу деятельность, способствующая более эффективному.

Теоретические основы ознакомления с фольклором детей дошкольного возраста Ознакомление с фольклором основывается на закономерностях развития ребенка и направлено на формирование памяти, восприятия, внимания, мышления,.

Теоретические основы сенсорного воспитания дошкольников Теоретические основы сенсорного воспитания дошкольников «Сенсорное воспитание – это развитие его восприятия и формирование представлений.

Читайте также: