Учащиеся школы широко охвачены секциями кружками и клубами

Обновлено: 07.07.2024

Переход от дошкольного детства к роли школьника, пожалуй, один из самых сложных периодов в жизни детей и их родителей. Перед родителями встают вопросы: на чём сконцентрироваться, что выбрать помимо школьных занятий и когда начинать профессиональные увлечения? Во сколько лет отдать ребёнка заниматься спортом, танцами, музыкой, рисованием? Не поздно ли будет знакомить малыша 6 лет с балетом или тхэквондо?

Дополнительное образование: профессия или хобби?

В 7 лет ребёнок примерит на себя новую роль в жизни – станет школьником. Но задуматься о том, как будут сочетаться сложности адаптации к первому классу с дополнительной нагрузкой, лучше задолго до первого звонка.

В разных семьях родители действуют по-разному, но в целом возможны три варианта развития событий.

  • Первый – в первый класс идёт ребёнок, который уже занимается год или больше спортом, искусством.
  • Второй – мама малыша приняла решение о дополнительном образовании для сына или дочки одновременно с их поступлением в первый класс.
  • Третий вариант, наиболее щадящий для школьника и его семьи, – это решение отложить все кружки и секции на один год, до второго класса. Такой подход позволит сосредоточиться на адаптации к первому классу и начать школьную жизнь более комфортно.

Как же поступать в каждом из этих случаев?

Первоклассник уже занимается

В этом случае, конечно, не стоит забывать про уроки в музыкальной школе, делать перерыв в занятиях рисованием или танцах. Конечно, учёба в первом классе приносит свои сложности, но адаптироваться к школьной нагрузке ребёнку, который уже не первый год занимается в профессиональной секции или школе искусств, будет проще, чем ребёнку, на которого одновременно такие занятия возложат в первом классе.

Если ваш ребёнок с 5–6 лет посещает, к примеру, музыкальную школу или кружок робототехники, секцию большого тенниса или кружок рисования, то, скорее всего, у него уже сформированы навыки слышать и слушать преподавателя (тренера), выполнять задания, учиться думать и координировать движения. Получается, что, приходя в первый класс, семилетка уже имеет опыт групповых занятий с педагогом и к процессу школьного обучения адаптируется легче.

С другой стороны, в размеренный сформированный график ребёнка вторгаются серьёзные перемены в виде ежедневных школьных уроков. Возрастает умственная и психологическая нагрузка. Поэтому родителям юных музыкантов, спортсменов, художников и просто увлечённых различными кружками детей очень важно особое внимание обращать на процесс адаптации их ребёнка.

Очень важно грамотно составить расписание дня первоклассника, в котором будет место прогулкам на свежем воздухе. Ведь здоровье вашего маленького увлечённого ученика должно быть на первом месте.

+ возможность получить предпрофессиональное дополнительное образование. Музыкальные школы принимают на подготовительные отделения в возрасте 4–6 лет. Спортивные школы принимают на отделения спортивной гимнастики, художественной гимнастики, фигурного катания, синхронного плавания, плавания, танцевальных видов спорта, боевые искусства детей в возрасте 4–6 лет,
+ получение опыта обучения, в том числе групповых занятий (тренировок).

- ребёнок в раннем возрасте не всегда способен понять, что ему нравится, а что – нет. Родители также не всегда предугадывают наклонности и таланты своего малыша,
- нагрузка для маленького ребёнка может оказаться слишком большой

В первый класс – и в другой первый класс

Если ваш малыш в дошкольный период не посещал дополнительно к детскому саду кружков или секций, то самым правильным для него будет в первом классе полностью погрузиться в учебный процесс. Начало школьной жизни само по себе будет нелёгким испытанием, а если родители добавят ещё кружок или секцию, то психологическая нагрузка может стать чрезмерной.

Не стоит забывать и о физическом здоровье первоклассника. В период 6–7 лет происходит дальнейшее развитие нервной и кровеносной систем (сердца и сосудов), соответственно, любой стресс оказывает непосредственное влияние на состояние здоровья малыша.

Однако, если вы упустили дошкольное время для поступления в музыкальную или спортивную школу и приняли решение начать обучение одновременно с поступлением в первый класс, хорошо продумайте, как вы будете совмещать обучение сразу в двух первых классах – общеобразовательной школы и музыкальной (спортивной). Организация процесса обучения, режим дня, режим питания – всё нужно выстроить безупречно и неукоснительно соблюдать. И конечно, почаще устраивать маленькому гению передышки.

+ шанс получить предпрофессиональную подготовку и затем заниматься спортом и музыкой не будет упущен. Ведь получить дополнительное образование по предпрофессиональным программам в возрасте старше 7 лет по некоторым видам спорта и некоторым музыкальным инструментам становится затруднительным.

- обучение в школе плюс дополнительная нагрузка делают адаптацию к первому классу менее комфортной для ребёнка.

Начнём со второго класса

Искусство (живопись, танец, музыка) – средство эстетического воспитания, оно оказывает положительное влияние на духовное развитие личности ребёнка, формируя в нём чувство прекрасного и хороший вкус. Влияние спортивного воспитания также сложно переоценить. Многие нарушения со стороны физического здоровья проявляются именно в начале школьной жизни как следствие гиподинамии: нарушения аппетита и сна, вялость, апатия, жалобы на недомогание. При гармоничном включении в жизнь младшего школьника физической активности в его организме ускоряются процессы обмена веществ, повышается выносливость. Позитивное влияние оказывается не только на состояние здоровья, но и на формирование личностных характеристик: волю, внимание, умение быстро ориентироваться в различных ситуациях и принимать решения.

Всё это означает, что посещать различные кружки и секции для школьников не только интересно, но и полезно. Поэтому со второго класса смело ведите своего маленького ученика открывать новые горизонты!

+ во втором классе ребёнок уже адаптирован к учёбе в школе,
+ новое увлечение не будет чрезмерной нагрузкой для младшего школьника.

  • Во многие командные виды спорта – волейбол, баскетбол, футбол – принимают младших школьников начиная со 2 класса.
  • Детей 8–9 лет охотно принимают в секции настольного тенниса, плавания, гольфа, лёгкой атлетики.
  • Кроме того, если вы не ставите высоких целей в спортивных достижениях, то для вашего ребёнка существуют специальные общеразвивающие группы художественной и спортивной гимнастики с 8–10 лет.
  • В такие виды спорта, как бобслей или спортивные дисциплины, связанные со стрельбой, принимают не ранее 10–12 лет.
  • Что касается музыки, то в музыкальную школу (при наличии способностей) ещё примут на курс предпрофессиональной программы и совершенно точно в группы общеразвивающей четырёхлетней программы.
  • В художественную же школу зачисление происходит с 9–10 лет, поэтому во втором классе можете смело пробовать силы в этом прекрасном искусстве.

Стилистические нормы — это нормы, закрепляющие использо­вание определенных языковых средств за каждым из функциональ­ных стилей языка.

Стилистические нормы не допускают соединения в одном тексте (предложении) языковых средств с разной стилистической окраской.

Практическая стилистика определяет нормы построения устной и письменной речи, а также сочетаемость и уместность употребления коннотированных (стилистически окрашенных) языковых средств.

Стилистика учит говорить и писать точно, ярко и выразительно, то есть обучает языковому мастерству.

1. Укажите предложения, в которых есть тавтология (повторение

Однокоренных слов). Исправьте их и запишите.

2. Позже писатель написал об этом случае в новой повести.

3. Вот такой удивительный случай случился со мной прошлым летом. •

4. И все-таки наряду с недостатками отмечен ряд достижений.

5. В заключение рассказчик рассказал нам, чем закончилась эта история.

6. В ответ на мой запрос я получил официальный ответ.

•ф — 2. Укажите предложения, в которых наблюдается смешение сти­лей. Исправьте и запишите их.

1. Наташа Ростова рассталась со своим любимым парнем Андре­ем Болконским.

2. В светском обществе любили устраивать балы и другие свет­ские тусовки. __

4. Фигурист, высоко задрав руки, держал партнершу.

5. Довожу до вашего сведения, что у меня болит живот.

3. Укажите предложения, в которых наблюдается плеоназм (рече­вая избыточность). Исправьте предложения и запишите правиль­ные варианты.

1. Мы долго поднимались по лестнице вверх.

2. Встреча со старым ветераном войны проходила в школьном музее.

3. Увлечение народным фольклором привело его в ансамбль.____

4. Первая премьера спектакля состоялась три года назад.

5. Мне пришлось подробно изложить свою автобиографию.

4. Укажите предложения, в которых наблюдается речевая недоста­точность (пропуск необходимых слов). Исправьте предложения и запишите правильные варианты.

1. Базаров — яркий представитель. Он нигилист.

2. Родителей волновала судьба, поэтому они пытались с ним бе­седовать.

3. Он обнял и прижался к ней теплой щекой.

4. Татьяна — любимая героиня, что подтверждают строки рома­на.

5. Автор текста рассуждает, что молодежь мало читает.

6. В каждом предложении укажите слово, употребленное в несвой­ственном ему значении. Исправьте ошибку. Запишите правильный вариант.

1. Гуманизм и доброта противопоказаны жестокости и равноду­шию.

2. Мальчики залегли в осаду и стали поджидать своего врага. ____

3. Овладевая школьными предметами, мы расширяем свой кру­гозор.

4. На проселочной дороге было много рытвин, ухабов, извилин.

5. Автор высмеял героя и надругался над ним с иронией.

6. Исправьте ошибки в употреблении фразеологических оборотов.

1) Играть значение _______________________________________

2) Львиная часть_________________________________________

3) Пускать туман в глаза __________________________________

4) Проходит красной линией _______________________________

5) Тратить нервы _________________________________________

6) Одержать успех _______________________________________

7) Имеет для нас интерес __________________________________

8) Придавать внимание

7. Вставьте в предложения уместные фразеологические обороты.

1. В Москве живет, а уже возомнил себя столичным франтом.

2. Старичок не так прост, как кажется, он.

3. Вы мне очень помогли, и я чувствую себя в перед вами.

4. Работать ему приходилось, чтобы обеспечить семье достойное существование.

5. Мы стояли твердо,.

8. Определите стилевую принадлежность слов и составьте с ними

9. Подберите к словам стилистически нейтральные слова-сино­нимы.

1) Очи — _______ _______________________________________

3) Паршиво —___________________________________________

4) Болтать — ____________________________________________

5) Клевый — ____________________________________________

6) Струхнуть —__________________________________________

7) Воздвигнуть —________________________________________

8) Патлы —_____________________________________________

10. Распределите глаголы в соответствии с их стилистической при­надлежностью.

1) Утомиться, замотаться, устать, ухайдакаться, выложиться, напахаться, наработаться.

2) Испугаться, струхнуть, сдрейфить, ужаснуться, струсить, ис­пытать страх.

Разговорный (просторен н ый)

11. Укажите в предложениях слова иностранного происхождения.

Замените их, где возможно, русскими. Запишите предложения.

1. Мы замечаем у детей симптомы усталости.

2. Мне, к сожалению, не удалось попасть на вернисаж известно­го художника.

3. Всем надоело слушать дискуссию двух глупых упрямцев. _____

4. Перечислите, пожалуйста, ингредиенты вашего салата.

5. У него есть эксклюзивное право на этот дом.

12. Укажите в предложениях словесные штампы. Устраните их и запишите отредактированные предложения.

1. Учащиеся школы широко охвачены секциями, кружками и клубами.

2. Многие подростки в летний период поедут в оздоровительные лагеря.

3. Люди в белых халатах спасли жизнь малышу и его маме. ______

4. Наш класс взял курс на повышение успеваемости и дисцип­

5. Активизировался фронт работ по подготовке к юбилею горо­да. — _—_

13. Исправьте стилистические ошибки в предложениях. Укажите причину и вид ошибки.

1. Через два часа он вернулся обратно.

2. Стихи Пушкина овеяны идеями свободы и равенства.

4. Над доской развешаны великие писатели.

5. Онегин умел приударить за светскими барышнями.

14. Укажите в предложениях двусмысленность. Исправьте смысло­вую неясность и запишите полученные варианты.

1. Берег скрывает море. ___________________________________

2. Дочь понимает мать. ____________________________________

3. Отец попросил сына принести его портфель.

4. Таня сказала подруге, что в сумке ее вещи.

5. Младший брат сказал старшему, что он уже взрослый.

15. Исправьте в предложениях ошибки, создающие комический эффект.

1. Нападающий не довел до ворот мяч, а добить его было неко­му.

2. Ребята побывали на экскурсии в художественном музее и вы­несли много ценного и интересного.

3. Вместе мы учимся десять лет и привыкли брать друг у друга все хорошее.

4. Студенты прослушали все, что сказал преподаватель.

1. В данных предложениях замените перефраз (описательный обо­

Рот) одним словом.

1. Старшеклассники побывали В городе на Неве и вернулись, полные незабываемых впечатлений.

3. Люди в белых халатах обязаны всегда выполнять свой про­фессиональный долг.

4. Юные музыканты Из Страны восходящего солнца выступили перед искушенными слушателями.

5. Мальчик улегся в кровать и Погрузился в объятия Морфея.

2. Составьте предложения, правильно образуя словосочетания с предлогом По и существительным в форме косвенного падежа.

1. По окончани(ю, и)спектакля актеры были награждены гром­кими аплодисментами.

2. Количество свободных мест в вагоне будет известно по при­бытию, и) поезда.

3. Сотрудник не смог приступить к работе по состояни(ю, и) здо­ровья.

4. Прошу выслать необходимые документы по получени(ю, и) запроса.

5. По предложению, и) оргкомитета конференцию решено про­вести в начале марта.

3. К каждому из данных словосочетаний подберите близкое по смыслу, заменяя прилагательное Золотой синонимичным.

1. Золотые руки __________________________________________

2. Золотой характер_______________________________________

3. Золотой голос_________________________________________

4. Золотая молодежь _____________________________________

5. Золотые слова _________________________________________

4. Укажите устаревшие слова. Постарайтесь подобрать к ним си­нонимы. Составьте предложения с некоторыми из данных слов.

1. Доброжелательный, 2. Добродетельный, 3. Доброхот, 4. Доб­ровольный, 5. Добросовестно, 6. Добросердечность, 7. Доброволец, 8. Добронравие, 9. Добродушный, 10. Доброта.

5. Замените разговорные обороты (школьный жаргон) общеупотре­бительными.

Ки из нашего класса.

2. Готовясь к контрольной по алгебре, я запасся шпора­ми и был уверен, что получу пя­так.

3. Напрасно мы надеялись слинять с последнего

Урока, не срослось.

4. К концу учебного года так все достало, что мечтаешь о каникулах.

5. Мой сосед по парте просто тормоз, и это бесит.

6. Исправьте ошибки, связанные со смешением стилей. Запишите стилистически нейтральный вариант.

1. Кабаниха уже достала Катерину придирками.

2. Печорину было наплевать на Бэлу.

3. Онегин от любви совсем с ума сошел.

4. Наташа Ростова ходила вечно растрепанная.

5. Раскольников укокошил старуху-процентщицу.

7. Для научного стиля речи свойственно использование терминов определенной области знаний. Распределите слова-термины в

9) Архаизм 10)композиция 11)строфа 12)фонетика 13)лексикография 14)оксюморон

8. Распределите словосочетания в три группы в зависимости от принадлежности к определенному стилю речи:

1) кардиологическое обследование

3) кассационная жалоба

4) прикусить язык

5) принять к сведению

7) акцентологическая норма

8) гражданский долг

9) солнечная активность

10) следует вывод

11) бить баклуши

12) с глаз долой

13) природный катализатор

14) грамматические признаки

15) поставить в известность

9. Распределите фразеологизмы в две группы по их стилевой при­

2) не разлей вода

3) раскинь мозгами

4) альфа и омега

5) бремя ответственности

6) держать ухо востро

9) слететь с катушек

10. Объясните следующие выражения и составьте с ними предложе­ния.

1. Пойти на компромисс.

2. Стереть с лица земли.

3. Хранить как зеницу ока.

4. Без году неделя.

5. Вселить надежду.

1. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

2. В каком слове или сочетании верно выделена буква, обозна­чающая ударный гласный звук?

2) (наступить) нА ногу

3. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) атлАс (географический) 2) статУя

3) слИвовый 4) свеклА

4. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

5. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

6. В каком предложении вместо слова БЕЗДЕЛЬНИЦА нужно употребить БЕЗДЕЛИЦА?

1) Ветрена мельница да баба-БЕЗДЕЛЬНИЦА мелют без устали.

2) У БЕЗДЕЛЬНИЦЫ все дни бесконечные.

3) Твой подарок — сущая БЕЗДЕЛЬНИЦА.

4) Стара мельница, а не БЕЗДЕЛЬНИЦА.

7. Укажите пример с нарушением норм лексической сочетаемости.

1) Мы хотели, чтобы он извинился.

2) В этот период времени совы особенно активны.

3) Лес — наше богатство.

4) Снег падал, но долго на земле не задерживался.

8. В каком предложении вместо слова БЕДНЫЙ нужно употребить БЕДСТВЕННЫЙ?

1) БЕДНАЯ моя страна, что с тобой враги творят?

2) Среди БЕДНЫХ слоёв населения реформы не нашли под­держки.

3) Мы были поражены БЕДНЫМ положением наших новых со­седей.

4) Во многих странах есть больницы для БЕДНЫХ, где оказы­вают бесплатную помощь.

9. В каком предложении вместо слова БЛАГОДАРНЫЙ нужно употребить БЛАГОДАРСТВЕННЫЙ?

1) БЛАГОДАРНЫЕ зрители долго аплодировали любимому ар­тисту.

2) Командир части отправил родителям солдата БЛАГОДАР­НОЕ письмо.

3) Маша с таким ясным и БЛАГОДАРНЫМ взглядом пошла навстречу гостю, что у него сердце забилось от радости.

4) В низком порыве БЛАГОДАРНОЙ откровенности я тут же выложил директору все Витькины секреты.

10. В каком предложении вместо слова ДРУЖЕСКИЙ нужно упот­ребить ДРУЖЕСТВЕННЫЙ?

1) Моя жена благодарит тебя за ДРУЖЕСКИЙ привет.

2) Их ДРУЖЕСКИЙ разговор затянулся до глубокой ночи.

3) Его ДРУЖЕСКИЕ послания всегда были прелестны.

4) ДРУЖЕСКИЕ связи между народами имеют огромное значе­ние для сохранения стабильности в мире.

11. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Окончив с отличием политехнический институт, 1) следующим шагом было поступление в аспирантуру.

2) меня всё же больше привлекала музыка.

3) выпускнику предложили работу в конструкторском бюро.

4) выпускник с дипломом инженера-технолога пришел на из­вестный завод.

12. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Работая с химическими реактивами в лаборатории, 1) старайтесь быть предельно осторожными.

2) мне стали понятны многие законы химии.

3) время летит незаметно.

4) надписи на колбах должны быть сделаны четким почерком.

13. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Прославив своё имя исследованиями болезней и применением вакцин,

1) о Луи Пастере узнал весь мир.

2) образ жизни Луи Пастера не изменился.

3) Луи Пастер по-прежнему остался очень скромным человеком.

4) это имя стало нарицательным.

14. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Работая над сочинением-рассуждением на ЕГЭ, 1) учитывается авторская позиция.

2) внимательно, вдумчиво прочитайте исходный текст.

3) часто проблема формулируется неточно, неправильно.

4) комментарий к сформулированной проблеме игнорируется.

15. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Читая о страданиях Бруно и Галилея,

1) был опровергнут догмат о существовании только одного мира.

2) мы подчас готовы считать их палачей олицетворением воин­ствующего невежества.

3) учение о бесконечности Вселенной никогда не будет забыто.

4) трагедия ученых до сих пор не дает покоя исследователям их жизни.

16. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушени­ем синтаксической нормы).

1) Первое время дети скучали по городу, друзьям, оставшимся там, но скоро оценили прелести деревенской жизни.

2) Те, кто прошел курс лечения в санатории, чувствуют себя хорошо.

3) У художников зрительная память, естественно, развита луч­ше, нежели у музыкантов.

4) В лагере не хватает спортивного оборудования, а что касает­ся с питанием, оно вполне удовлетворяет всех.

17. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушени­ем синтаксической нормы).

2) Журналисты получили ответы на все интересующие их во­просы.

3) Мы увлекаемся и любим посещать выставки филателистов.

4) Сюжет рассказа интересен во многих отношениях.

18. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушени­ем синтаксической нормы).

1) Некоторые ученики не выполняют домашних заданий.

2) Врач не обнаружил никакие признаки болезни у ребёнка.

3) Пережитый страх или мгновенный испуг уже через минуту кажется и смешным, и странным.

19. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушени­ем синтаксической нормы).

1) Поток машин, орудий и повозок с грохотом катился по узко­му мосту.

2) Мать явно была обижена бестактностью сына.

3) Вышивка получилась не так красива, чем у подруг.

20. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушени­ем синтаксической нормы).

1) На собрании группы обсуждали вопросы дисциплины и нет ли возможности досрочно сдать зачёты.

2) Я знаю, что придет время, когда по морям будут плавать па­роходы из стекла.

Допишите окончания, согласуя сказуемое с подлежащим. Объясните выбор формы сказуемого.

1. Ряд мероприятий, посвященных 120-летнему юбилею И. А. Бунина, пройд..т в Ельце, Воронеже, Орле.

3. Несколько наших старшеклассников принимал.. участие в городской олимпиаде.

5. Подавляющее большинство слушателей показал.. на экзаменах глубокие знания.

7. В памяти всех, кто близко знал.. Платонова, он остался великим жизнелюбом.

В каких предложениях допущены ошибки? Исправьте их.

1. Большинство произведений поэта посвящены теме любви.

3. Двадцать человек стояли в стороне.

5. Те, кто не изучили самих себя, никогда не достигнут глубокого понимания людей.

7. Десять учащихся окончило школы с похвальными грамотами по русскому языку.

Правильно согласуйте сказуемое с подлежащим.

1. Река Дон широко разлил.. прошлой весной.

2. Гора Эльбрус высок.

4. Стоянка неандертальцев Костенки-1 был.. разработ.. в конце прошлого века.

5. Музей-квартира писателя будет открыт.. для посетителей в конце года. 6. Письмо-квитанция доставлен.. адресату.

В данных ниже предложениях при употреблении однородных членов допущены различные ошибки. Найдите и объясните: а) смысловые ошибки, состоящие в том, что в один ряд однородных членов включены слова с более общим (родовым) и более конкретным (видовым) значением, например: мебель, стул, диван; б) ошибки в построении предложений (синтаксические). Запишите предложения в исправленном виде.

I. 1. На занятиях кружка ребята хорошо изучили устройство
и обращение с компьютером. 2. Мастер хорошо знает и разбирается
в технике. 3. Все зрители с удовольствием смотрели и восхищались
спектаклем, игрой артистов. 4. Он испытывал уважение и восхище-
ние к герою Великой Отечественной войны. 5. Тарас Бульба и его
казаки подъехали к крепости, которая стояла у Днестра. 6. Всё:
крутой берег реки, верхушки деревьев и крыши домов — были осве-
щены лучами восходящего солнца.

II. 1. В дискуссии активно участвовали старшеклассники и мо-
лодёжь. 2. Драматические, хоровые, музыкальные, самодеятельные,
танцевальные кружки пользуются у молодёжи большой популярно-
стью. 3. На стадионе часто устраивают соревнования по лёгкой атле-
тике, прыжкам в высоту, гимнастике. 4. Много овощей, яблок, ка-
пусты собрали фермеры в этом году.

Читайте также: