Творческий диктант для начальной школы

Обновлено: 05.07.2024

Начальная школа, 1200 диктантов и творческих работ по русскому языку, Пособие для учителя, Тикунова Л.И., Игнатьева Т.В., 1999.

Пособие содержит практический материал по основным разделам учебной программы по русскому языку для начальной школы. Учитель может использовать его как для совершенствования грамматико-орфографических и речевых умений и навыков учащихся, так и для контроля за усвоением ими программных тем.
В пособии представлены диктанты разных видов и задания для творческих работ по развитию речи. Основу пособия составляют связные тексты.
Предназначено учителям четырехлетней и трехлетней начальной школы.

Примеры.
Посчитать количество слов в пословицах.
После драки много храбрых.
Трус тени своей боится.
Кто дрожит, тот и бежит.
Правда всего дороже.
Скромность — всякому к лицу.
Муравей мал, а горы копает.

Однажды на узком мостике встретились две упрямые козы. Доска была перекинута через глубокую реку. Вдвоём по доске не разойтись. Кому-то надо уступать. Упрямые козы стали спорить. А потом они начали бодаться. Столкнулись лбами и обе упали в реку.

ВложениеРазмер
tvorcheskie_i_vosstanovlennye_diktanty.docx 29.36 КБ

Предварительный просмотр:

Творческие и восстановленные диктанты

Одной из ведущих целей обучения русскому языку младших школьников является формирование орфографической грамотности. Под орфографической грамотностью понимается умение учащихся верно употреблять изученные правила правописания. При формировании орфографической грамотности закладываются следующие виды орфографических умений:

1. Нахождение изученных орфограмм в устном и письменном слове и между словами (орфографическая зоркость).
2. Правильное написание слов с изученными орфограммами (в том числе с непроверяемыми написаниями).
3. Обоснование условий выбора изученных орфограмм в устной форме и при графическом письме.
4. Нахождение и исправление ошибок в словах (между словами) с изученными орфограммами.

Эффективность диктанта исследована еще недостаточно, но наблюдения методистов, опыт работы свидетельствуют, что роль его при обучении русскому языку значительна. Несомненно, что диктант эффективнее списывания. Ученик во время диктанта молча произносит звуки, учится соотносить звуки и буквы и чувствовать звук, то есть фонему.

Среди диктантов можно выделить группу с творческим заданием, в которую входят следующие виды диктантов: выборочный, распределительный, выборочно-распределительный, творческий, восстановленный и др.: первые три – на 12–15 минут, а остальные могут быть на весь урок.

Диктанты с творческим заданием учат распределять внимание, свободно пользоваться в речи изучаемыми категориями, закрепляют навыки правописания. Такие диктанты не записываются дословно и требуют активной умственной деятельности учащихся. Почти все диктанты этой группы проводятся по связному тексту. Подражание – естественный путь усвоения речи, образец имеет большое значение для развития речи учащихся.

В работе над любым диктантом выделяют три этапа:

1) знакомство с текстом до записи, объяснение цели диктанта;
2) запись текста;
3) проверка текста, по-другому – считывание.

Подробнее остановимся на диктантах с творческим заданием.

1. Выборочный диктант

Африканский земляной волк питается только насекомыми. Хитрый леопард хранит добычу на деревьях. Медведь и енот – прекрасные рыболовы. Жук-златка в древности служил украшением. Дрозд кормится в основном на земле, реже – на деревьях. Крот является лучшим землекопом в мире. Голубь не пьет воду, а сосет ее. Ястреб является одним из самых надежных охранников аэродромов от птиц. Полярный медведь может иметь слой жира до 20 см.

У детей в тетрадях – слова на изучаемое правило с графическим обозначением орфограммы: волк, леопард, медведь, енот, жук, дрозд, крот, голубь, ястреб, медведь.

2. Распределительный диктант

Он нужен для разграничения сходных видов орфограмм (например, существительное на шипящую мужского и женского рода; безударные проверяемые и непроверяемые и др.) и для разграничения 2–3 изученных орфограмм (даже не сходных): безударные, непроизносимые согласные, парные звонкие и глухие согласные.

Например, в 4-м классе: существительные ж. р. с ь ; существительные м. р. без ь ; инфинитив ь ; глаголы 2-го лица единственного числа с ь ; - тся без ь (глаголы 3-го лица).

Дети повторяют правила, а затем учитель диктует в разбивку слова. Ученики записывают в строчку 3–4 слова.

3. Выборочно-распределительный диктант

Учитель русского языка и литературы

Учитель русского языка и литературы

Учитель русского языка и литературы запись закреплена

Л. И. Тикунова, Т. В. Игнатьева "1200 диктантов и творческих работ по русскому языку" (для начальной школы)

Творческий диктант– одно из наиболее эффективных синтетических упражнений по формированию собственно коммуникативно-речевых и правописных умений, промежуточное между чисто орфографическими упражнениями с одной стороны и специальными упражнениями по развитию речи – с другой.

ü Подбирается связный текст, дающий возможность закрепить изученное.

ü учитель называет вид работы и ее цель и проводит вступительную беседу.

ü Затем сообщается задание: что нужно вставить (или заменить), по каким признакам подбирать конструкции для вставки (или замены) и какие пометки нужно сделать в тетради.

ü После этого читается текст. Цель учащихся – внимательно слушать, осознать задание и предварительно подобрать хотя бы часть слов или конструкций для вставки в текст (или замены).

ü Прослушав отдельное предложение, ученики повторяют его про себя со вставленными (или замененными) конструкциями. Проговаривание тренирует память, помогает запомнить предложение, услышать измененный текст. При повторном чтении ученики записывают измененное предложение, а при третьем сравнивают продиктованный и записанный тексты. Третий раз текст может читать один из учеников.

Творческий диктант, когда ученик записывает диктуемый учителем текст, предварительно подвергая его изменениям. Различают несколько видов творческого диктанта.

A. Творческий диктант со вставкой слов(распространение текста).

Речь идёт только о распространении текста второстепенными членами предложения.

Клюква растёт в болотах. Её собирают осенью. Клюква – лекарство от всех болезней.

B. Творческий диктант на замену слов, т.е. с изменением грамматической формы некоторых слов диктуемого текста согласно указаниям учителя. Например, учитель диктует текст, в котором употреблены глаголы 1-го лица единственного числа. Дети по заданию учителя заменяют глаголы 1-го лица глаголами 2-го лица.

Что посею, то и пожну.

Что посеешь, то и пожнёшь.

Творческий диктант – это запись текста под диктовку с грамматическим, орфографическим, пунктуационным или стилистическим изменением каждого предложения по заданию учителя.

Виды творческих диктантов при изучении орфографии

C. Творческие диктанты на расширение текста (или на вставку слов)

Такие диктанты предполагают вставку в текст подходящих по смыслу слов. Можно расширить текст путем введения предлогов, союзов, частиц.

Связный текст, используемый для творческого диктанта со вставкой слов, читается с пропуском слов, а затем формулируется задача: вставить определенную группу слов в соответствии с замыслом. Творческий диктант может носить как коллективный, так и индивидуальный характер. При анализе написанного (если он проводится после выполнения творческого диктанта) отмечается, насколько точно и выразительно описывается предмет с помощью вводимых слов и словосочетаний.

D. Творческие диктанты с заменами

Некоторые части диктуемого текста в процессе его записи заменяются.

Например, замена отдельных слов однокоренными словами с приставками или суффиксами на определенную орфограмму, замена слов (словосочетаний, предложений) лексическими синонимами или замена одной грамматической формы, категории или конструкции другой.

E. Творческий диктант с комментированием орфографически трудных случаев.

F. Творческий диктант с комбинированной подготовкой: перед записью первой части текста идет предварительное объяснение орфографии, вторая часть объясняется попутно с записью, последующие – анализируются после записи, а заключительная часть пишется самостоятельно без анализа. Комбинированный диктант проводится главным образом на повторительно-обобщающих уроках.

G. Творческий диктант по опорным словам.

На доске или карточках записываются опорные слова определенной грамматической категории, которые должны быть вставлены детьми в диктуемый текст. Учитель читает текст, пропуская написанные слова. Дети пишут диктант, выбирая по смыслу и вставляя пропущенные слова. Творческий диктант по опорным словам может быть основан на самостоятельном составлении детьми предложений, объединенных одной темой.

Цель диктанта – закрепление правописания слов. Учитель выбирает из ряда классных и домашних упражнений, контрольных работ типичные ошибки; выписывая, группирует их.

Дети должны быть заранее предупреждены о таком диктанте.

Диктант, состоящий из слов нескольких письменных работ, может быть рассчитан на 5-7 минут; если для диктанта используется материал всей четверти, то на 15-20 минут.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МБОУ Кубухайская ООШ

Виды диктантов и творческих

работ по русскому языку

для начальной школы .

Учитель начальных классов

Мыльникова Екатерина Николаевна

Виды диктантов и творческих

работ по русскому языку

для начальной школы.

Словарный диктант.

Включает в себя слова и словосочетания с трудными и непроверяемыми написаниями, на то или иное правило (безударные гласные, непроверяемые согласные, падежные окончания имён существительных, личные окончания глаголов и т.д.).

2.Выборочный диктант.

Имеет целью отработать, закрепить правописание той или иной изученной орфограммы. Ценность данного вида диктанта ещё и в том, что за короткое время можно отработать достаточно большой материал. Текст чаще всего связный, но может состоять из отдельных предложений. Образец записи обычно даётся. Диктант может быть осложнён дополнительным заданием на повторение.

Зрительный диктант.

Предназначен для закрепления правописания изученных орфограмм, трудных слов, не регулируемых правилами, и т.д. Учитель записывает текст на доске. Дети сами прочитывают его, всматриваются в орфограммы, выделяют слова на изученное правило, подобрать проверочные слова. Затем учитель закрывает текст и диктует его учащимся. Записав текст, дети самостоятельно сверяют написанное в тетради с текстом на доске. Проведение таких диктантов развивает у детей зрительную память, внимание при нахождении в тексте трудных орфограмм.

Письмо по памяти.

Основано на запоминании слов с изученными орфограммами. Текст записан на доске. Он может быть в прозе или стихотворной форме, но небольшой по объёму. Предварительная работа нацелена на запоминание самого текста, выделение всех видов орфограмм, трудных случаев написания, знаков препинания, на объяснение известных и запоминание неизвестных написаний. Текст закрывается. Дети пишут его в тетрадях по памяти, затем сверяют написанное с вновь открытым текстом на доске. Таким образом развивается орфографическая зоркость учащихся.

Предупредительный диктант.

Помогает закрепить орфографический навык и повторить изученные правила. Учитель читает текст по предложениям. Вызванный ученик объясняет вслух, как нужно писать то, или иное слово. Затем дети записывают предложение в тетрадь под диктовку учителя или самостоятельно по памяти. Текст может одновременно записываться на доске. Ценность этого вида диктанта в том, что здесь в орфографическом упражнении чередуются анализ и синтез. Кроме этого, воспринимая текст на слух, дети выделяют трудные случаи в орфографическом написании слов и решают, как их нужно писать. Ошибки предупреждаются до записи текста. Такие диктанты важны на начальном этапе изучения правила.

Объяснительный диктант.

Способствует активизации деятельности учащихся и развитию их самостоятельности при усвоении учебного материала. Диктант этого вида проводится, когда дети уже хорошо изучили орфограмму, правило её написания и могут самостоятельно применить это правило на практике. Особенностью методики объяснительного диктанта является то, что пишут его без предварительного разбора и объяснения, т.е. ошибки не предупреждаются. Объяснение трудных орфограмм или определённых орфограмм проводится после записи предложения или всего текста. Учитель диктует предложение, дети повторяют его и самостоятельно записывают, затем дают краткое объяснение в зависимости от поставленной учителем задачи. В проверке работы данного текста участвует большое количество учащихся. Дети учатся анализировать текст с орфографической и грамматической сторон.

Контрольное списывание.

Способствует развитию орфографической зоркости младших школьников, умения видеть и запоминать предложение и отдельные его части для записи. На первом этапе дети читают весь текст самостоятельно и анализируют слова с трудными орфограммами. Затем списывают по предложениям, т.е. по логически законченным частям. Орфографические задания учитель даёт в зависимости от прохождения учебного материала.

7. Творческий диктант

Является обучающим, так же, как и объяснительный, предупредительный и др., и предназначен для повторения и закрепления изученного материала. Отличие заключается в том, что, используя данные слова и словосочетания, дети сами создают текст. Творческие диктанты способствуют развитию мышления, речи учащихся, активизации их словаря. Творческие диктанты усложняются постепенно. Сначала они могут представлять собой отдельные слова для составления предложений; затем даются незаконченные предложения или опорные слова для составления предложений, объединённых общим сюжетом. При самостоятельной работе учащихся включаются слова на изученные правила. Творческие диктанты могут заключаться и в продолжении текста по данному началу. При проверке учитывается правильность построения предложений, их последовательность. При проверке учитывается правильность построения предложений, их последовательность. При проверке и оценке большая приоритетность предоставляется детям.

Свободный диктант.

Записывается на доске. Учитель или дети читают текст по логически законченным частям, выделяя основную мысль каждой части. Дети пересказывают текст, затем текст закрывается, и учитель вновь читает его по логически законченным частям (по четыре-пять предложений). Учащиеся записывают их. При проверке не добиваются дословного воспроизведения текста, важны главная мысль, правильное построение предложений, точное употребление слов, словосочетаний. Данный вид диктанта способствует развитию письменной речи, грамотному письму. Детям предоставляется возможность и самостоятельно составлять предложения, а также небольшой текст, максимально используя слова с необходимыми орфограммами. Текст, предлагаемый детям, должен быть интересным и понятным, с легко запоминающимся сюжетом.

8. Картинный диктант (беззвучный диктант) – такой вид работы, когда учитель показывает карточку-картинку, а дети называют изображённый предмет, объясняя, написание безударной гласной в слове и записывают его;

- называют изображённый предмет, - записывают слово, выделяя в нём безударную гласную и ставя знак ударения;

- самостоятельно записывают слово, являющееся названием изображённого на рисунке предмета, выделяют в слове безударную гласную, которую надо запомнить на письме, ставят знак ударения.

10 . Графический диктант – вид работы , который вырабатывает умение записывать реальный лексический , грамматический материал в виде графических схем . 0 Предъявляемый учителем языковой материал ( слова , словосочетания , предложения , текст ) ученики записывают в виде принятых в школьной практике графических изображений . Для графического диктанта могут быть использованы схемы состава слова , однородных членов предложения , схема структуры словосочетания , простого предложения , осложнённых и сложных предложений . Учитель диктует языковой материал первый раз – дети слушают , затем слово или предложение повторяется 2-3 раза , ученики записывают материал в виде схем ; последнее чтение – для самопроверки . На наш взгляд , это достаточно трудный и сложный вид диктанта , и он крайне редко используется в школьной практике .

12. Диктант с продолжением текста - этот вид представляет собой диктант с элементами сочинения в продолжении текста. Перед выполнением этой письменной работы учитель ориентирует школьников на предстоящее задание – создать свой текст, тематически связанный с продиктованным. Сначала ученики записывают текст под диктовку (как при проведении обычного контрольного или контрольно-обучающего диктанта). На втором этапе работы формулируется задание для продолжения (оно может быть записано на доске), которое зависит от особенностей текста диктанта. Тексты для диктанта с продолжением могут быть двух разновидностей: тексты, которые обрываются, так, что понятно, в каком направлении они могут быть продолжены, например, написать дальнейшее развитие действия, продолжить рассуждение и сделать вывод, завершить начатое описание; тексты, заключающие в себе вопрос или позволяющие ставить вопрос, на который можно ответить, тексты данного вида подбираются с учётом актуальных для данного возраста, класса проблем. От творческого диктанта диктант с продолжением отличается тем, что учащиеся создают высказывания самостоятельного характера с точки зрения языка и содержания, а не производят вставку или замену одних форм другими. Рассматриваемый вид диктанта напоминает по своему характеру изложение с дополнительным заданием. Учитель оценивает диктант с продолжением двумя отметками: первая – за текст диктанта (в соответствии с нормами оценок для диктанта), вторая – за его продолжение (по нормам, принятым для оценки сочинений и изложений).

14. Восстановленный диктант – этот вид работы вырабатывает умение выделять компоненты текста, по которым его можно воспроизвести. Цель диктанта – отработка понятия тематического единства – одного из основных текстовых признаков, усвоение изучаемых языковых явлений, развитие умения формулировать предложение, воссоздавать текст. Для диктанта используют текст, в котором тематическими словами являются слова, содержащие изучаемую орфограмму или слова, определяющие стиль текста.
Методика проведения диктанта такова. Сначала учитель мотивирует учащихся на выполнение диктанта – поиск опорных слов в тексте, по которым его можно было бы восстановить. Дети слушают текст, а затем учитель задаёт вопросы на понимание текста: о чём текст, чем он интересен? На следующем этапе работы дети вновь слушают текст и выписывают тематические слова (самостоятельно или коллективно) на доску или/и в тетрадь, анализируют, объясняют правописание. После этого переходят к основному этапу работы – собственно записи текста по опорным (тематическим) словам. Проверка диктанта осуществляется традиционным способом: учитель читает текст, дети проверяют написанное. Восстановленный диктант близок к изложению по опорным словам тем, что в процессе работы производится поиск и анализ тематических слов. Этот вид также позволяет соединить речевые о орфографические задачи.

15. Диктант по аналогии – это такая творческая работа, в процессе которой ученик прослушивает читаемый учителем текст, а затем записывает самостоятельно составленный связный текст, сходный с продиктованным по композиции и грамматической структуре, но отличающийся от него по содержанию, этот вид тоже связан и с речевыми, и с орфографическими задачами, он является частью работы над изложением и сочинением.

16. Текущий контрольный диктант проводится для проверки знаний учащихся по изученным темам или отдельным вопросам их. Для контрольного диктанта обычно используют связный текст или отдельные предложения, содержание и конструкция которых понятна младшим школьникам.

После записи всего текста учащимися учитель прочитывает его целиком. Учащиеся следят по тетрадям, проверяя написанное. На проверку отводится 5-7 минут урока.

17. Итоговый контрольный диктант предполагает проверку усвоения детьми материала, изученного в течение длительного времени, например, четверти или полугодия.

Для итогового контрольного диктанта предпочтительнее текст, в котором нет слов на неизученные правила. Если же такие слова встречаются, то их нужно записать на доске. Количество слов в итоговом диктанте строго определено.

ТРЕБОВАНИЯ К ОБЪЁМУ ДИКТАНТОВ, НОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ РАБОТ УЧАЩИХСЯ, ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ

Читайте также: