Тургенев стихотворения в прозе краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024

Наряду с произведениями, посвященным отвлеченно-этическим проблемам, появились “Стихотворения в прозе”. Они создавались в течение четырех лет, были написаны, как утверждал писатель, для самого себя и для небольшого кружка людей, сочувствующих такого рода вещам.

“Стихотворения в прозе” состоят из двух разделов “Старческие” и “Новые стихотворения в прозе”. Первый раздел был напечатан в журнале “Вестник Европы” № 12 за 1882 год. “Новые стихотворения в прозе” при жизни Тургенева не печатались.

Лиризм, воссоздающий душевный строй, настроение автора. В большинстве случаев – прямая автобиографичность и рассказ от первого лица. Повышенная выразительность голоса, передающая то радость, то грусть, то восторг, то смятение.

Дневниковость, носящая исповедальный характер.

По содержанию цикл “Стихотворений в прозе” весьма разнообразен. Значительеая часть “стихотворений” затрагивает общественно-политические проблемы, посвящена размышлениям писателя о русском народе, о родине, о счастье и красоте,

о гуманности человеческих отношений. При решении их глубоко интимный контакт с читателем, чуткость и человечность, какой бы вопрос не решался – сугубо личный, общественный или планетврный.

Стихотворение в прозе дает возможность сгустить, сплющить огромные временные и пространственные величины до величины одной фразы. Острейшая наблюдательность позволяет обыкновенную бытовую деталь превращать в символы.

Ритм стихотворений в прозе каждый раз нов, разнообразен, подчинен авторской интонации. Каждая фраза, строка, абзац целая вещь выдержана в определенном музыкальном ключе. Мелодичность эта подчас доходит у Тургенева до сладкогласия, упоительного бельканто, как называют в Италии красивое, плавное пение.

Каждое стихотворение в прозе, как камешек определенной расцветки, кладется художником на свое место, и если отойти на расстояние и издали взглянуть на целое, то собранные вместе камешки кажутся мозайкой, создающие цельную картину.

Одним из лучших политических стихотворений в прозе по праву считается “Порог”. Напечатан “Порог” впервые в сентябре 1883 года. Написано оно под впечатлением процесса Веры Засулич, честной и саиоотверженной русской девушки, которая стреляла в петербургского градоначальника Ф. Ф.Трепова. Она стоит на пороге новой жизни.

Писатель создает благородный образ женщины-революционерки, готовой идти на любые страдания и лишения во имя счастья и свободы народа. И она переступает через этот символический порог…

“… и тяжелая занавеса упала за нею.

– Дура! – проскрежетал кто-то сзади.

– Святая! – пронеслось откуда-то в ответ”.

С какой контрастностью передано отношение к одному и тому же факту, явлению, событию со стороны двух совершенно разных людей!

Здесь не только два прямо противоположных друг другу высказывания. Здесь два взгляда на мир, на жизнь, на людей. В вопросе о том, как человеку прожить

Свою жизнь столкнулись сбыватель и романтик. Героине, решившей принести в жертву свою жизнь, обыватель говорит “Дура!”, романтик – “Святая!”. За этими короткими словами две философии.

Обыватель рассуждает, казалось бы, трезво: на свете каждый живет только один раз, а посему – живи себе в свое удовольствие, ешь, пей, веселись; он рассуждает так, не задумываясь над тем, что блага, которые он берет, нет, не берет – хватает, достались ему ценой жертв, принесенных сильными и отважными людьми. Романтик называет героиню святой. Романтик – человек, видящий в жизни не только малые дела и малые цели, но и большие дела и большие цели, готовый совершить прекрасное и героическое во имя общего блага.

“Порог” заставляет каждого читателя задумываться над своей жизнью, осмыслить и, если нужно, переосмыслить ее.

Это стихотворение в прозе говорит каждому из нас, особенно в юные молодые годы: приглянись к судьбам людей и направь свою жизнь к высокой цели, достойной человека!

Откликнулся Тургенев и на русско-турецкую войну 1877-1878 годов. В эти годы, как и в эпоху создания романа “Накануне”, он много размышляет о вновь возникшем восточном вопросе, об освободительном движении славнских народов. Писатель симпатизирует восставшим болгарам и призывает русский народ помочь им.

Он осуждает кровавую бойню, втянувшую в “разверстую пасть смерти” тысячи людей. Осуждая бессмысленность кровопролития и безумство военачальников, Тургенев с горячим сочувствием говорит о жертвах войны. Одной из таких жертв была Юлия Петровна Вревская – вдова генерала И. А.Вревского, убитого на Кавказе в 1858 году.

В 1874 году она гостила у Тургенева в Спасском-Лутовине – с 21 по 26 июня. Сохранилось сорок восемь писем Тургенева к Вревской. Уже весной 1874 года Тургенев пишет ей о своем чувстве кней, – “несколько странном, но искреннем и хорошем”. Он почти влюблен в нее.

В 1877 году он пишет ей еще одно откровение: “С тех пор, как я встретил вас, я полюбил вас дружески и в тоже время имел неотступное желание обладать вами”.

Для Вревской Тургенев стал одним из самых близких друзей. Может быть, он ей нравился больше, чем друг. Но о замужестве она не помышляла.

Она мечтала о каком-нибудь подвиге во имя человечества; были у нее мечты ехать в Индию, очевидно – помагать бедным.

Война началась. Вревская сообщила Тургеневу, что едет сестрой милосердия в Болгарию. “Желаю от всей души, чтобы взятый на вас подвиг не оказался непосильным”, – отвечал писатель.

В 1878 году Вревская умерла от тифа в болгарском госпитале. Стихотворение “Памяти Ю. П.Вревской” было, по выражению Тургенева, цветком, который он возложил на ее могилу.

Лучшие черты русского народа, его сердечность, отзывчивость к страданиям ближних Тургенев запечатлел в стихотворениях “Два богача”, “Маша”, “Щи”, “Повесить его!”. Здесь, как и в “Записках охотника”, показано нравственное превосходство простого русского мужика над представителями господствующих классов.

В “Стихотворениях в прозе” с особой теплотой Тургенев пишет о родине. Прозвучав впервые, эта тема никогда не исчезала из творчества писателя.

Среди стихотворений в прозе видное место занимает патриотическая миниатюра “Русский язык”. С необыкновенной тонкостью и нежностью относился великий художник слова к русскому языку. Писатель призывал беречь наш прекрасный язык.

Он верил в то, что русскому языку принадлежит будущее, что с помощью такого языка можно создавать великие произведения.

Сатирическим пафосом овеяна та часть стихотворений в прозе, в которой развенчиваются стяжательство, клеветничество, корыстолюбие. Такие человеческие пороки, как эгоизм, жадность, злость, остро изобличены в стихотворениях: “Довольный человек”, “Писатель и критик”, “Дурак”, “Эгоист”, “Враг и друг”, “Гад”, “Корреспондент”, “Житейское правило”. В основе некоторых из этих стихотворений лежат жизненные факты. Например, в стихотворении “Гад” изображен продажный реакционный журналист Б. М. Маркевич.

Ряд стихотворений в прозе проникнут грустными раздумьями, пессимистическими настроениями, навеянные длительной болезнью писателя.

Однако как бы ни были грустны и тягостны впечатления личной жизни писателя, они не заслоняли перед ним мир. Обессиленный болезнью, Тургенев все же стремился собственные страдания, пессимистическое настроение. Он не утрачивал веру в будущее народа, в торжество прогресса и человечности. Личным страданиям писатель противопоставлял мысли, утверждавшие веру в человека.

Пафосом гуманности и оптимизма проникнуты стихотворения “Воробей”, “Мы еще повоюем!”.

“Любовь… сильнее смерти и страха смерти. Только ей, только любовью держится и движется жизнь ” – такова идея стихотворения “Воробей”. В стихотворении “Мы еще повоюем!” жизнеутверждение выражено еще более ярче: пусть смертоносный ястреб грозно кружит над семейкой резвых воробьев. Они веселы и беззаботны, в них торжествует жизнь.

Пусть смерть неизбежна. Но склоняться перед ней преждевременно не следует. Надо бороться.

Борцам и смерть не страшна. В финале автор, отгоняя мрачные думу, восклицает “Мы еще повоюем черт возьми!”

В “Стихотворениях в прозе” талант Тургенева блеснул новыми гранями. Большинство этих лирических миниатюр отличается музыкальностью, романтичностью; в них выразительны пейзажные зарисовки, выполненные то в реалистической, то в романтической манере, а нередко – и с привнесением фантастического колорита.

До сих пор тургеневские “Стихотвореня в прозе” остаются образцом мастерского владения русским слогом. Писатель знал тайну и художественного и одновременно этического внушения и умел волновать не только красотою, но и совестью своего таланта. Скупая сдержанность слога при щедрости мыслей и красок, устранение всего лишнего и мешающего целостному восприятию произведения, простота при глубине – все это читатель нходит в “Стихотворениях в прозе”.

В жанровом отношении цикл “Стихотворений в прозе” многолик: здесь есть такие жанровые разновидности, как сон, видение, миниатюрный рассказ, диалог, монолог, легенда, элегия, послание, сатира и даже некролог. Это многообразие формы, сочитающееся с красотой и изяществом слога, свидетельствует о высоком мастерстве художника. Тургенев обогатил русскую литературу новыми изобразительными средствами и проложил дорогу таким писателям, как И. Бунин, В. Короленко и другие, которые продолжили развитие этого жанра.

Тропа к Тургеневу В. Афанасьев, П. Боголепетов. Творческий путь Тургенева. П. Г.Пустовойт. “Стихотворения в прозе” Тургенева. Л. А. Озеров

Юноша, "снимите очки-велосипед",
как сказал В. Маяковский.
Вы хоть одним глазом взглянули
на эти стихотворения?
Если нет, посмотрите и попробуйте сами
передать краткое содержание.

Иди лучше почитай сам, чем искать краткое содержание

Я видел себя юношей, почти мальчиком в низкой деревенской церкви. Красными пятнышками теплились перед старинными образами восковые тонкие свечи. Радужный венчик окружал каждое маленькое пламя. Темно и тускло было в церкви. Но народу стояло передо мною много.
Всё русые, крестьянские головы. От времени до времени они начинали колыхаться, падать, подниматься снова, словно зрелые колосья, когда по ним медленной волной пробегает летний ветер.
Вдруг какой-то человек подошел сзади и стал со мною рядом.
Я не обернулся к нему — но тотчас почувствовал, что этот человек — Христос.
Умиление, любопытство, страх разом овладели мною. Я сделал над собою усилие. и посмотрел на своего соседа.
Лицо, как у всех, — лицо, похожее на все человеческие лица. Глаза глядят немного ввысь, внимательно и тихо. Губы закрыты, но не сжаты: верхняя губа как бы покоится на нижней. Небольшая борода раздвоена. Руки сложены и не шевелятся. И одежда на нем как на всех.
И мне вдруг стало жутко — и я пришел в себя. Только тогда я понял, что именно такое лицо — лицо, похожее на все человеческие лица, — оно и есть лицо Христа.

Всё творчество Ивана Сергеевича, характеризующееся глубоким чувством любви к жизни и единения с природой, создало предпосылки для появления неизвестного ранее жанра в литературе.

Знаменитый русский романист начинал свою творческую деятельность как поэт. На склоне жизни, написав множество прозаических произведений, за которые его любят во всём мире, Тургенев решил совместить поэзию и прозу.

Тургенев Иван Сергеевич

Короткие рассказы, похожие на эскиз, если выражаться языком художника, стали основой нового литературного жанра.

Писатель не был уверен, что они заинтересуют читателя. Другу пришлось проявить замечательную способность убеждать собеседника.


И. С Тургенев

Тургенев согласился и отдал для печати около 50 своих рассказов. В 1883 году они увидели свет на страницах журнала.

Тургенев был хорошо знаком с молодой баронессой Юлией Петровной Вревской. В своих дружеских письмах к ней он всегда интересовался её судьбой. Смерть женщины глубоко тронула сердце писателя.

Памяти Ю. П. Вревской

Это стихотворение можно считать надгробной эпитафией, сочинённой с глубоким чувством печали и сожаления.


Русский народ, угнетённый и нищий, но всё же великий, сохранил своё главное сокровище, свой язык для будущих поколений. Только в русской речи можно найти столько красок и оттенков, столько силы и стремления двигаться вперёд.

Стихотворение родилось под впечатлением от поступка девушки, стрелявшей в градоначальника за то, что он приказал высечь народника-революционера. Она была полностью убеждена, что поступает правильно, убив другого человека во имя идеи.


В основе стихотворения лежит более глубокая тема – выбор между тихим мещанским существованием ради себя самого и путём пожертвования своими благами, уважением, счастьем и даже жизнью для высшей идеи всеобщего блага.

Основные особенности стихотворений в прозе И. С. Тургенева

Ставший знаменитым, этот цикл Иван Сергеевич создал уже на исходе жизни. Обдумывая свой путь, он оглядывался назад и вспоминал моменты, навсегда засевшие в сердце.


Каждое из этих прозаических, в общем-то, произведений пронизано чувством лирической грусти. Тургенев смог подобрать особые слова и переплести их с таким мастерством, что, читая их, невозможно отделаться от ощущения чувственного полёта.

Глубокий философский смысл стихотворений в прозе не оставляет равнодушным ни одного читателя вот уже много поколений подряд. В памяти навсегда останется созданный Тургеневым мир, где шелестят деревья, в лазурном небе щебечут птицы и царствует любовь.



В сборнике — целый цикл миниатюр, в которых писатель сумел преодолеть чувство тоски, вызванное болезнью, старостью, размышлениями о тяжелом положении в стране.


Пж очень краткое содержание на рассказ Тургенев собака?

Пж очень краткое содержание на рассказ Тургенев собака.


Краткое содержание Тургенев "Бежин луг" про домового?

Краткое содержание Тургенев "Бежин луг" про домового.


Краткое содержание "Ася" И?

Краткое содержание "Ася" И.

В. Тургенев буду очень плагодарна.


Краткое содержание рассказа Тургенев - Ася?

Краткое содержание рассказа Тургенев - Ася.


Краткое содержание рассказа "Хорь и Калиныч" ТургеневСРОЧНО?

Краткое содержание рассказа "Хорь и Калиныч" Тургенев


Краткое содержание тургеньев бежин луг?

Краткое содержание тургеньев бежин луг.


ОЧЕНЬ краткое содержание Иван Сергеевич Тургенев Ася?

ОЧЕНЬ краткое содержание Иван Сергеевич Тургенев Ася.


Краткое содержание бежин луг тургенев?

Краткое содержание бежин луг тургенев.


Краткое содержание тургенев муму?

Краткое содержание тургенев муму.


Краткое содержание Бежин луг Тургенев Иван?

Краткое содержание Бежин луг Тургенев Иван.


Люди так размножились надолинах Сенаарских, что многие родоначальники начинают искать новые земли для поселения. Рус, избранный своими собратьями вождём, движется насевер. Отец Руса, Аспарух, великий каббалист, искусный втайных науках, тем временем..


Для того что бы он его благословил.


Дмитрий Донской приехал к Сиргею Радонежскому для того чтобы он его благословил.


Это художественное направление (чаще всего имеется ввиду литературное).


Вот когда то на первом сентября родился 1 б класс он был дружен и не кто не сорился и не дрался прошло семь годов и мы не только поврослели но и ума разума набролись и как да нибудь мы достигнем своих высот.


Я думаю, что нет, т. К. главным героем показан человек, от лица которого и ведется повествование.



Тем то что вроде они оба на мотивах сказки, или рассказе.


Пісня супроводжує український народ протягом усієї історії його існування. У часи розквіту та занепаду, під час важких випробувань війнами, бідністю, національного гніту народна пісня допомагала людям. У ній – пам'ять про визначних історичних діячі..


Пушкин осуждает в своем романе трусость, подлость, произвол, жестокость, неравенство личности. Но все же среди дворян есть честные, смелые люди.

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Читайте также: