Труды и дни свистонова краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

Действие происходит в Петрограде, в середине 20-х гг. Главный герой произведения – писатель Андрей Николаевич Свистонов. Его творения возникали не планомерно, а на основании безобразных заметок на полях книг, из украденных сравнений или умело переписанных страниц, подслушанных разговоров и даже сплетен. В сущности, он просто брал судьбу определенного человека и писал о нем роман.

Однажды четырнадцатилетняя дочь Психачева Маша, попросила Свистонова почитать роман. Он соглашается ради того, чтобы узнать мнение подростка о его романе. Машеньке показалось, что она попадает в незнакомый, уродливый и зловещий мир, в котором пустое пространство и беседующие фигуры, среди которых она вдруг узнала своего отца.

Другим героем Свистонова был Иван Иванович Куку – крупного телосложения сорокалетний человек. Иван Иванович хорошо выглядит. У него умные черты лица и вдумчивые глаза. Он привлекает внимание окружающих и кажется им человеком весьма значительным. Но оказывается, что у Ивана Ивановича нет ни своего ума, ни сердца. Он поддерживает только те вещи, которые одобряют другие.

Свистонов заканчивает свой роман. Уставший от работы он идет по улице, ощущая одиночество и скуку. Везде, где он ни появляется, он видит своих героев. У них могут быть другие фамилии, другая внешность, другие манеры, но он сразу же узнает их.

Описанные Свистоновым места превращаются для него в пустыни, люди, с которыми он был знаком, теряют для него всякий интерес. Чем больше он раздумывает над вышедшим из печати романом, тем большая пустота образуется вокруг него. Наконец он чувствует, что окончательно заперт в своём романе.

Где ни появляется Свистонов, всюду он видит своих героев. У них другие фамилии, другие тела, другие манеры, но он тотчас же узнает их.

Таким образом Свистонов целиком переходит в своё произведение.

Пересказала В. С. Кулагина-Ярцева. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Петроград, середина 20-х гг. Главный герой – Андрей Николаевич Свистонов – писатель. “Свистонов творил не планомерно, не вдруг перед ним появлялся образ мира, не вдруг все становилось ясно, и не тогда он писал. Напротив, все его вещи возникали из безобразных заметок на полях книг, из украденных сравнений, из умело переписанных страниц, из подслушанных разговоров, из повернутых сплетен”.

В сущности, ему не о чем было писать. Он просто берет человека и “переводит” его в роман. Для Свистонова люди не делятся на добрых и злых.

делятся на необходимых для его романа и ненужных. В поисках персонажей для новой книги Свистонов знакомится с супругами-старичками, пестующими свою старенькую собачку Травиаточку, становится своим человеком в доме “борца с мещанством” Дерябкина и его жены Липочки, ходит в гости к “советскому Калиостро” Психачеву. Психачев, как он сам признается, поступил в университет, “чтобы его охаять”, и философию изучал без всякой веры, и докторский диплом получил, чтобы над ним посмеяться.

Но есть вещи вполне серьезные и для Психачева. В его библиотеке множество книг по оккультизму, масонству, волшебству.

Он посвящает Свистонова в рыцари ордена, в древность которого незыблемо верит. Поэтому насмешки Свистонова над процедурой посвящения и над самим орденом глубоко задевают Психачева. Тем не менее дружба двух гениев продолжается, Свистонов – частый посетитель в доме Психачева, и однажды, когда четырнадцатилетняя Маша, дочь Психачева, просит Свистонова почитать роман, он, после некоторых колебаний, соглашается. “С первых строк Машеньке показалось, что она вступает в незнакомый мир, пустой, уродливый и зловещий, пустое пространство и беседующие фигуры, и среди этих беседующих фигур вдруг она узнала своего папашу.

На нем была старая просаленная шляпа, у него был огромный нос полишинеля. Он держал в одной руке магическое зеркало…” Другой “жертвой” Свистонова становится Иван Иванович Куку. Иван Иванович – “толстый сорокалетний человек, великолепно сохранившийся”. Умное лицо, холеные баки, вдумчивые глаза.

Поначалу всем своим знакомым Иван Иванович кажется человеком безусловно значительным. Это впечатление он стремится поддерживать. Все он совершает с величием.

Бреется – величаво, курит – пленительно. Он привлекает на улице внимание даже учеников трудовой школы. Но все дело в том, что у Ивана Ивановича нет ничего своего – “ни ума, ни сердца, ни выражения”.

Иван Иванович оказывается для Свистонова находкой и тотчас почти целиком перекочевывает в его роман. Свистонов, не сильно задумываясь, для своего героя слегка переиначивает фамилию Куку, превращая его в Кукуреку, а любимую девушку героя называет Верочкой. Неоднократно слыша о замечательном новом романе Свистонова, Иван Иванович накануне свадьбы с Наденькой приходит к писателю с просьбой прочитать написанное. Свистонов отнекивается, но Ивану Ивановичу удается настоять.

Он сражен услышанным. Ему кажется, что всем уже ясно видно его ничтожество, он боится встретиться со знакомыми. Он не идет, как обычно, вечером к Наденьке, чтобы вместе пойти погулять, а запирается в своей комнате, не зная, что делать, – другой человек прожил за него жизнь, прожил жалко и презренно, и ему самому, Куку, уже нечего делать на этом свете.

Ивану Ивановичу становятся не нужны ни Наденька, ни женитьба, он чувствует, что невозможно идти проторенными романом путями. Наутро Иван Иванович идет к Свистонову и умоляет порвать написанное, хотя твердо знает, что, даже если тот и порвет рукопись, все равно самоуважение в нем безвозвратно погибло и жизнь потеряла всю привлекательность. Но Свистонов не собирается рвать рукопись, утешая Ивана Ивановича тем, что взял для своего героя лишь “некоторые детали”.

Иван Иванович меняется: бреет баки, меняет костюм, не ездит больше по пригородам, переезжает в другую часть города. Он чувствует, что у него похищено все, что было в нем, а осталась только грязь, озлобленность, подозрение и недоверие к себе. Наденька безрезультатно старается встретиться с ним.

Наконец Иван Иванович Куку переезжает в другой город.

А Свистонов вдохновенно кончает свой роман. “Работалось хорошо, дышалось свободно. Свистонову писалось сегодня так, как никогда еще не писалось. Весь город вставал перед ним, и в воображаемом городе двигались, пели, разговаривали, женились и выходили замуж его герои и героини. Свистонов чувствовал себя в пустоте, или, скорее, в театре, в полутемной ложе, сидящим в роли молодого, элегантного, романтически настроенного зрителя.

В этот момент он в высшей степени любил своих героев”. Вокруг Свистонова растут кипы бумаг. Он составляет из нескольких героев один образ, переносит начало в конец, а конец превращает в начало.

Многие фразы писатель вырезает, другие вставляет… Закончив роман, утомленный работой, он идет по улице “с пустым мозгом, с выветрившейся душой”. Город кажется ему игрушечным, дома и деревья – расставленными, люди и трамваи – заводными.

Он ощущает одиночество и скуку.

Описанные Свистоновым места превращаются для него в пустыни, люди, с которыми он был знаком, теряют для него всякий интерес. Чем больше он раздумывает над вышедшим из печати романом, тем большая пустота образуется вокруг него. Наконец он чувствует, что окончательно заперт в своем романе.

Где ни появляется Свистонов, всюду он видит своих героев. У них другие фамилии, другие тела, другие манеры, но он тотчас же узнает их.

Описанные Свистоновым места превращаются для него в пустыни, люди, с которыми он был знаком, теряют для него всякий интерес. Чем больше он раздумывает над вышедшим из печати романом, тем большая пустота образуется вокруг него. Наконец он чувствует, что окончательно заперт в своем романе.

Где ни появляется Свистонов, всюду он видит своих героев. У них другие фамилии, другие тела, другие манеры, но он тотчас же узнает их.

Таким образом Свистонов целиком переходит в свое произведение.

В. С. Кулагина-Ярцева

За труды по освобождению крестьян

За труды по освобождению крестьян В 1856 году император Александр II заявил московскому дворянству: «Лучше начать уничтожать крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно начнет самоуничтожаться снизу. Прошу вас, господа, обдумать, как бы привести все

За труды по первой всеобщей переписи населения

За труды по первой всеобщей переписи населения Одним из главных инициаторов переписи населения стал знаменитый русский ученый, географ и путешественник П. П. Семенов-Тян-Шанский. После отмены крепостного права он предложил правительству – для планирования дальнейшего

Труды и дни

Труды и дни Название поэмы древнегреческого поэта Гесиода (VIII—VII вв. до н. э.), в которой описываются работы земледельца.Употребляется в значении: рассказ о жизни и работе кого-либо, летопись чьей-либо жизни и творчества. Часто используется в мемуарной

Труды наших родителей.

Труды наших родителей. Этот раздел посвящен прогнозируемому экономическому росту и тому, как образующиеся в результате блага распределяются между странами и группами стран. Желательно наметить перспективу дискуссии о глобальной экономике будущего. Она опирается на

Константин Константинович Вагинов 18991934

Козлиная песнь — Роман (1928)

Труды и дни Свистонова — Роман (1929)

Описанные Свистоновым места превращаются для него в пустыни, люди, с которыми он был знаком, теряют для него всякий интерес. Чем больше он раздумывает над вышедшим из печати романом, тем большая пустота образуется вокруг него. Наконец он чувствует, что окончательно заперт в своем романе.

Где ни появляется Свистонов, всюду он видит своих героев. У них другие фамилии, другие тела, другие манеры, но он тотчас же узнает их.

Читайте также: