Трудовые отношения в доу

Обновлено: 05.07.2024

Документы, регулирующие социальные и трудовые отношения в учреждении

Вложения:
Кодекс этики и служебного поведения работников.PDF[ ]4106 Кб
Коллективный договор.pdf[ ]774 Кб
Корпоративная программа Укрепление здоровья на рабочем месте.pdf[ ]664 Кб
Критерии и показатели для осуществления всестороннего анализа (воспитатель, инструктор по физ. культуре, муз. руководитель).pdf[ ]270 Кб
Критерии и показатели для осуществления всестороннего анализа (педагог - психолог).pdf[ ]232 Кб
Критерии и показатели для осуществления всестороннего анализа (старший воспитатель).pdf[ ]279 Кб
Перечень рабочих мест, на которых проводилась СОУТ.PDF[ ]4112 Кб
Положение о Комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.PDF[ ]3948 Кб
Положение о правах, обязанностях и ответственности работников, осуществляющих вспомогательные функций.pdf[ ]667 Кб
Положение о режиме рабочего времени и времени отдыха педагогов.pdf[ ]357 Кб
Положение о соотношении учебной и другой пед. работы в пределах рабочей недели с учетом специальности и квалификации работника.PDF[ ]7574 Кб
Положение об оплате труда работников.pdf[ ]1336 Кб
Правила внутреннего трудового распорядка doc.pdf[ ]570 Кб
Сводная ведомость результатов проведения СОУТ.PDF[ ]2602 Кб







Сайт разработан БУ СО ВО "Центром информатизации и оценки качества образования"
на базе CMS Joomla!®. Вологда, 2010 - 2022

Незнание своих прав лишает вас защиты в спорных ситуациях на работе и резко повышает риск профессионального выгорания, особенно если родители или руководство детсада поступают с вами несправедливо. Будьте готовы защитить себя. Мы расскажем, как.

Какие документы регламентируют деятельность воспитателя?


Обязательно ознакомьтесь с этими документами:

340 часов (3 мес.)

Подходит для действующих специалистов

За что несет ответственность воспитатель?

За жизнь и здоровье детей (и за создание условий, которые могут им угрожать), за нарушение их прав, за бездействие, когда нужно оказывать первую помощь ребенку, за сокрытие несчастных случаев в течение рабочего дня, за халатность и уклонение от выполнения обязанностей, за нарушение норм безопасности и за разглашение конфиденциальной информации о воспитанниках.

36 часов (1 неделя)

Разбираем типичные ситуации

Имеют ли право воспитатели детского садика отказаться работать в две смены?

Да, и не только: вы вправе обратиться в трудовую инспекцию. Требование работать в две смены — нарушение ст. 103 ТК РФ.

Если это разовая проблема (например, другой воспитатель внезапно заболел, произошел несчастный случай), можно пойти навстречу руководству. Но если вас заставляют работать в две смены регулярно, и администрация не решает проблему, обсудите вопрос с руководителем. Не удастся решить проблему в беседе — обращайтесь в трудовую инспекцию.

Имеет ли право педагог ДОУ отказаться от аттестации?

От добровольной (на повышение квалификационной категории) — да. От обязательной (на подтверждение соответствия должности) — нет, но есть исключения:

  • для беременных женщин и молодых матерей срок испытания переносится: они проходят аттестацию через 2 года после окончания отпуска по уходу за ребенком;
  • работники со стажем менее 2 лет и сотрудники с высшей категорией не проходят аттестацию;
  • для воспитателей, которые провели на непрерывном больничном более 4 месяцев, срок аттестации переносится: они проходят испытание через год после выздоровления.

Отказ от обязательной аттестации без уважительной причины лишит вас права работать воспитателем.

Разрешено ли воспитателю покидать рабочее место?

Только если после завершения смены одного ребенка не забрали родители, и связаться с ними не удается.

Во время рабочего дня оставлять детей без присмотра строго запрещено.

Обязан ли воспитатель оставаться на работе после окончания смены, если родители не забирают ребенка?

Нет. В случае опоздания более чем на час вы вправе отвести ребенка в детскую комнату полиции. Требование родителей оставаться с ребенком в группе после окончания смены нарушает права воспитателя — его рабочий день окончен, ответственности за безопасность ребенка он больше не несет.

Можно ли отказаться принимать в группу ребенка с симптомами заболевания?

Не только можно, но и нужно. Согласно п. 11.2 СанПиН 2.4.1.3049-13, дети с подозрением на заболевание в группу не допускаются. Если самочувствие ребенка было нормальным утром, но ухудшилось в течение дня, его нужно временно разместить в медицинском блоке.

Если у вас есть сомнения по поводу здоровья ребенка, обратитесь к медперсоналу детского сада.

Может ли воспитатель не пустить на занятие опоздавшего ребенка?

Нет. Во-первых, это нарушение закона об образовании (№273-ФЗ). Во-вторых, это можно квалифицировать как халатность: воспитатель не может обеспечить безопасность ребенка, если тот не находится на занятии вместе с остальными.

Имеет ли право воспитатель отказаться от обязанностей, не указанных в должностной инструкции?

Да. Если руководство детсада обязывает вас убирать территорию, мыть посуду, готовить еду для детей и пр., и это не входит в ваши обязанности, это нарушение ТК РФ. По закону (ст. 60.2 ТК РФ), это возможно только с вашего письменного согласия.

Обязан ли воспитатель участвовать в субботнике?

По ст. 153 ТК РФ, работодатель обязан не только получить ваше письменное согласие на работу в выходной, но и оплатить эту работу в двойном размере. Если вы не хотите участвовать в субботнике, заставлять вас — незаконно. Исключение составляют случаи, описанные в ст. 113 ТК РФ — когда срочная работа в выходной необходима для предотвращения катастроф, несчастных случаев и пр.

Что родители должны знать о правах воспитателя детсада?

Важно, чтобы законные представители знали правила, принятые в детском саду, и придерживались их. Обычно в дошкольных учреждениях воспитатель имеет право:

  • не встречать ребенка лично, если его привели в группу с опозданием — педагог уже ведет занятие с другими детьми и не обязан отвлекаться;
  • отказаться стирать, чистить и гладить одежду ребенка — это обязанность родителей, как и подбор сменных вещей;
  • потребовать, чтобы ребенка с симптомами заболевания осмотрел врач во время утреннего приема в группу;
  • узнавать, по каким причинам ребенок не пришел в детский сад;
  • давать рекомендации по дополнительной работе с ребенком.

Куда обращаться при нарушении прав воспитателя детского сада ?

Зависит от того, с какой ситуацией вы столкнулись.

Если ваши права нарушают родители , попросите помощи у руководства детского сада. Если дело доходит до клеветы, составьте встречную жалобу и предупредите, что готовы обратиться в полицию и суд — вы можете привлечь человека к уголовной ответственности по ст. 128.1 УК РФ. Обязательно соберите как можно больше доказательств в свою пользу — свидетельских показаний, записей с камер видеонаблюдения и пр., требуйте проведения служебной проверки. В полицию и суд также следует обратиться, если поступают угрозы, либо родители пытаются шантажировать вас.


«Воспитание не только должно развивать ум, вооружить знаниями,

но и зажечь в человеке жажду серьезного труда,

Трудовому воспитанию, то есть привлечению детей к самостоятельному и посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей, принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребенка, и ближайшем будущем ученика школы.

Основная цель системы трудового воспитания – нравственно-психологическая и практическая подготовка детей к труду, формирование к нему позитивного отношения.

Интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость познания, радость взросления – обычное состояние.

Трудовая деятельность дошкольника отличается от производительного и бытового труда взрослых. Она не приводит к получению объективно значимого продукта, зато имеет огромное значение для психического развития самого ребенка.

Чтобы трудолюбие стало устойчивой чертой, взрослым нужно заботиться о том, чтобы дошкольник систематически упражнялся, выполняя различные трудовые действия, и стремился как можно лучше выполнить задуманное.

Особого внимания требует оценка труда ребенка, для которого исключительно важно узнать мнение взрослого, опытного и авторитетного человека, о том, насколько успешно он выполнил работу, каких результатов добился, почему и для кого они важны.

Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.

Одновременно нельзя забывать о том, что успех трудового воспитания невозможен без особого внимания к индивидуальности ребенка. Ведь каждый человек, в том числе и маленький – неповторимая, своеобразная личность со своими интересами, привязанностями, возможностями, чертами характера.

Трудовое воспитание направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач: развитие трудовой деятельности; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам, формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Ведущими принципами достижения цели выступают:

- принцип гуманности (личностный подход к ребенку);

- принцип ненасилия (добровольность участия детей в труде, эмоциональная насыщенность детского труда);

- принцип целостности (личность дошкольника рассматривается как целостный феномен, а характер трудовой деятельности дошкольников –многоплановость);

- принцип субъективности (субъектно-субъектное взаимодействие педагога с ребенком в процессе приобщения дошкольника к труду).

Необходимыми методами и приемами, которые используются для руководства разного вида детского труда, являются следующие:

- определить цель труда;

- помочь ребенку мотивировать свой труд;

- учить элементам планирования работы;

- учить достигать результата и оценивать его.

Труд – это сложный вид деятельности. Еще издавна приобщение ребенка к трудовой жизни семьи начиналось очень рано. С младенчества формировалось осознание труда как неотъемлемой и естественной части жизни.

Проблема приобщения дошкольников к труду нашла достойное место в работах выдающихся педагогов прошлого.

А.С. Макаренко рассматривал ребенка как будущего члена трудового коллектива. Одной из главных задач трудового воспитания он считал формирование у детей творческого отношения к труду. Говоря о труде маленьких детей, А.С. Макаренко указывал на его тесную связь с игрой, которая постепенно должна переходить в труд.

В.А. Сухомлинский писал, что детство не должно быть постоянным праздником. Если нет трудового напряжения посильного для детей, для ребенка остается недоступной и радость труда.

Основными задачами воспитания в труде и для труда К.Д.Ушинский считал привитие детям уважения и любви к труду вместе с привычкой трудиться.

По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида:

Разнообразные виды труда неодинаковы по своим педагогическим возможностям, значение их меняется на том или ином возрастном этапе.

Содержание труда реализуется в разных формах организации детей дошкольного возраста: поручения, обязанности, дежурство, индивидуальный труд, труд рядом, коллективный труд, общий труд, совместный труд.

Осуществление задач трудового воспитания дошкольника возможно только при наличии условий, при которых труд становится средством педагогического воздействия:

- систематическое включение каждого ребенка в труд;

- подборка оборудования для труда;

- учет нагрузки на ребенка;

Таким образом, труд обладает большим педагогическим воздействием только при правильной его организации.

В своей работе мы большое внимание уделяемознакомлению детей с трудом взрослых, так как это формирует представление о роли труда в жизни людей, воспитывает стремление участвовать в нем.

Цель, которую мы поставили перед собой, состоит в следующем: формирование представлений детей о мире профессий и положительного отношения к труду.

Мы определили ряд задач, которые необходимо решить:

- развитие трудовой деятельности;

- развитие интереса к профессиям родителей и наиболее распространенным профессиям ближайшего окружения и желание следовать поступкам взрослых людей;

- формирование представления о предметном мире, созданном руками человека, о роли человека в нем;

- формирование у детей представления о разных профессиях, показать значимость профессиональной деятельности взрослых для общества и детей;

- научить детей отражать в сюжетно – ролевой игре особенности, присущие различным профессиям

- сформировать у детей добросовестное отношение к труду;

- воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий.

Большое значение имеет содержание игры, учитывая, что оно оказывает существенное влияние на формирование личности ребенка, педагогам необходимо развивать и поддерживать интерес к таким играм.

Игра для детей путь познания, это приобщение к жизни и начало профориентации. Поэтому необходимо создать условия, при которых дети могли бы использовать примеры труда взрослых. Для этого необходимы:

- показ детям разнообразного труда взрослых;

- объяснение его значения;

- организация совместной деятельности взрослых и детей.

При построении образовательного процесса по ознакомлению с трудом взрослых мы используем такие методы и приемы работы, как:

наглядные: наблюдения за трудом взрослых, демонстрация, рассматривание дидактических пособий, иллюстраций, фотографий, применение ИКТ;

словесные: объяснение, чтение художественной литературы, рассказ, беседы;

практические и игровые: совместная трудовая деятельность взрослого и ребенка, показ и разъяснение рациональных способов трудовых действий, организация практических трудовых действий, познавательно-исследовательская деятельность, опыты и эксперименты, проектная деятельность, дидактические игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, моделирование, обыгрывание способа действий, игровые проблемные ситуации, игры-драматизации, эпизодические игровые приемы (загадки, упражнения-имитации, игровые действия и т.д.).

Нами используются разнообразные формы работы: непосредственно образовательная деятельность, самостоятельная деятельность ребенка, художественно-творческая деятельность, целевые прогулки и экскурсии, культурно-досуговая деятельность, встречи с людьми разных профессий, живой пример окружающих взрослых.

Большое внимание уделялось чтению художественной литературы. Разнообразные жанры (потешки, стихи, рассказы, сказки и басни) пробуждают интерес, уважение к труду, у детей возникает желание подражать литературным героям.

Проводимая систематически работа способствует развитию речи и мышления (ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело), тренирует память, совершенствует внимание и воображение.

Труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, движения его становятся увереннее, точнее.

Особенно важен труд для нравственного воспитания ребенка. Формируются и совершенствуются не только личностные качества, но и взаимоотношения между детьми. В труде воспитывается самостоятельность, развивается инициатива, ответственность, дисциплинированность, отзывчивость, доброта, забота, вежливость, умение договариваться, сопереживание.

Таким образом, труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

Основные термины (генерируются автоматически): труд, ребенок, труд взрослых, трудовое воспитание, дошкольный возраст, игра, детский труд, особое внимание, педагогическое воздействие, положительное отношение.


Актуальность статьи заключается в том, что трудовое воспитание является важной частью в жизни детей, именно поэтому следует вовлекать детей в трудовую деятельность с малых лет, она начинается в семье, затем продолжается в детском саду.

Трудовое воспитание в ДОУ – важное средство всестороннего развития личности дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к доступной трудовой деятельности.

Приучение к труду способствует приобретению навыков самообслуживания, дети учатся следить за чистотой и порядком в групповой комнате, ухаживать за цветами, убирать игрушки и др.

Одной из важнейших задач в ДОУ – является трудовое воспитание и обучение дошкольников, привития уважения к нему. Чтобы воспитать трудолюбивого человека, необходимо включать его в трудовые действия с самого раннего детства. Труд следует рассматривать как средство умственного воспитания детей, он способствует развитию мышления, внимания, творческого воображения, умения ставить цели и стремиться к достижению их.

Теорию и практику трудового воспитания, рассматривали такие выдающиеся педагоги и психологи, как: П.П. Блонский, Н.К. Крупская; А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий.

А.В Запорожец писал: “ Центральным звеном всей этой системы, как бы связывающим в единый узел всю образовательно-воспитательную работу детского сада должна стать нравственно - трудовое воспитание дошкольников, которая призвана заложить уже в первые годы жизни ребёнка, основы активной жизненной позиции, понимания своих обязанностей и готовности выполнять эти обязанности”[3].

На другую сторону воспитательного влияния труда на детей, обращал внимания В.А Сухомлинский: “ Дайте детям радость труда! Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможности доставлять радость другим.”[8].

Немаловажное значение имеет исследования Я.З Неверович, Т.А Марковой, показавшие, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желания помогать взрослым.

Вопросы творческого отношения школьников к труду, воспитания активности, нравственных качеств личности, оптимизации учебно-познавательной деятельности освещены в трудах учёных Ю.К Бабанского, О.С Багандовой, А.Я Журкиной[2].

Особенности трудовой деятельности заключается в том, что:

Труд ребенка тесно связан с игрой. Дети младшего дошкольного возраста выполняя трудовую задачу, чаще обращают ее в игру, а более старшие дети тоже нередко используют игру.

Трудовая деятельность постоянно развивается. Становление каждого из ее основных компонентов имеет свои особенности.

Важнейшим педагогическим требованием является организация разнообразных видов деятельности по содержанию труда.

Выделяют три основные формы организации труда детей:

Общий, совместный, коллективный труд.

Поручения – это обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое действие [1].

Дежурства – форма организации труда детей, предлагающая обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива[6].

Дежурства требует от детей достаточно сформированной самостоятельности и предполагает обязательное выполнение ребенком работы. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участия в труде. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, а также заботливости и гуманного отношения к людям и природе.

Наиболее сложной формой организации труда детей является общий, совместный, коллективный труд.

Данная форма организации труда способствует решению задач нравственного воспитания. Приобретенные трудовые навыки и умения закрепляются в данных формах организации труда, а обучения новым осуществляется, как и прежде, индивидуально.

Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно – бытовой труд, труд в природе и ручной труд[5].

Самообслуживание - труд ребенка, направленный на уход за собой (умывание, раздевание-одевание, прием пищи). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключается прежде всего в ее жизненной необходимости. Из–за повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми. Работа по самовоспитанию навыков самообслуживания в каждой возрастной группе строится по – разному.

Во - второй младшей группе оно проводится часто - 1 раз в неделю, а в средней, старшей, выпускной группах до 2 раз в месяц.

Хозяйственно - бытовой труд дошкольников важен в повседневной жизни детского сада. Этот направлен на поддержание порядка и чистоты в помещение и на участке, помощи взрослым при организации режимных процессов. Особенностью этого вида труда является его общественная направленность.

Труд в природе направлен на участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Дети учатся поливать цветы, сажать овощи, собирать урожай и т.д. Особое значение, данный вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому любви к родной природе.

В детском саду важно организовать трудовую деятельность детей так, чтобы можно было вовлекать дошкольников в труд, а не просто вести беседы и разглядывать иллюстрации.

Существуют несколько основных требований к организации детского труда:

Систематичность детского труда.

Постепенность рабочей загрузки.

Подбор оборудования для труда.

Создание в группе трудовой атмосферы.

Поощрение в процессе и по результатам труда[9].

Средства, методы и приемы трудового воспитания:

Совместная деятельность в процессе режимных моментов в течении всего дня

Наблюдения за трудом взрослых

Организация трудовой деятельности и посильной помощи взрослым

Художественные средства (изо, музыка, художественная литература)

Дидактические, настольные игры.

Рассматривание картин, иллюстраций, картинок

Интеграция образовательных областей[10].

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что трудовая деятельность детей в дошкольной организации может быть успешно использована как средство воспитания и развития ребенка лишь в том случае, если правильно определены формы ее организации во всех группах, которые имеют свои особенности на каждом возрастном этапе.

Сущность трудового воспитания заключается в приобщении дошкольников к трудовой деятельности и формировании у них положительного отношения к труду взрослых.

Основные виды труда, которые воспитывают в ребенке любовь к труду, - это самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд. Он способствует воспитанию многих важных качеств личности: отзывчивости, заботливости, бережливости, ответственности, у него воспитывается уважение и интерес к труду.

Формы организации труда: поручения, дежурства, коллективный труд детей.

Условия к организации детского труда:

Систематичность детского труда

Постепенность рабочей нагрузки

Подбор оборудования для труда

Создание рабочей атмосферы в группе

Следовательно, главной особенностью трудового воспитания в ДОУ служит то, что труд ребенка неразрывно связан с игрой. Другая особенность заключается в том, что трудовая деятельность постоянно развивается.

Литература:

Буре. Р. С. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. – М., 1987.

Запорожец. А.В, Т.А.Марков. Воспитание и обучение в детском саду. Под. ред. Запорожец. А.В, Т.А.Марков. –М., 1976.

Ковальчук. Я. И., Васильева. А.И. Трудовое воспитание дошкольников. – Мн.: Нар. А света, 1983. – 73 с.

Маркова. А. Воспитания трудолюбия у дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1991. – 112 с.

Нечаева В.Г, Р.С.Буре, Л.В.Загик и др. Воспитание дошкольника в труде. Сост. Р.С. Буре; Под Ред В. Г. Нечаевой. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: Просвещение, 1983. – 207 с.

Никитина Ю.В. Воспитание дошольников посредством трудовой деятельности.

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – 4-е изд., Радяньская школа, Киев.,1973. – 384 с.

Климова О.Ю. Система работы по воспитанию трудовых навыков детей старшего дошкольного возраста.

Читайте также: