Трудный вечер артюхова краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Запишем в читательский дневник краткое содержание замечательного рассказа "Трудный вечер":

1). Алеша с мамой провожают папу в командировку, папа на прощание говорит Алеше, что уезжает надолго и далеко, поэтому надо ему беречь маму.

2). По дороге, так получалось, что мама берегла Алешу, чтобы он не упал, не попал под тележку.

3). Алеша думает, как беречь маму, что для этого надо делать.

4). Он видит, что мама заснула на диване, поэтому укрывает ее шалью, сам раздевается, выключает свет.

5). Когда мама проснулась, то увидела, что сын позаботился и о ней, и о себе, радостная от этого, она начинает писать письмо отцу.

В читательском дневнике можно написать следующее:

    Сказка о хозяйственном и трудолюбивом мальчике Жихарке, которого захотела съесть хитрая лиса. Несмотря на то, что Жихарка спрятался, лиса всё же нашла его и унесла к себе домой. Истопила печь и хотела мальчика в неё посадить, но он, сев на лопату, растопырив ручки и ножки, не смог залезть в печь, долго промучившись, лиса сама села на лопату, показать неуклюжему мальч/у как нужно сесть. Жихар/а, не долго думая, затолкал лисицу в печку и домой убежал,где его друзья-кот и петух-горько плакали, так как думали, что с Жихаркой что-то случилось.


В читательском дневнике можно написать следующее:

  • Сказка про девочку Машу, которая ужалившись о крапиву, рассердилась и накричала на неё, назвав её совершенно ненужной и негодной. Крапива попросила девоч/у придти осенью, пообещав научить её уму-разуму. Маша конечно же не рассчитывала научиться чему-то у крапивы, но всё же пришла и пожелтевшая к тому времени крап/ва последовательно перечисляла, что необходимо делать и в итоге получился красивый коврик. Маша изменила своё мнение в отношении бесполезности некоторых вещей и поблагодарила крап/ву за урок, который та преподала.

Не всегда то, что кажется на первый взгляд бесполезным, таковым является на самом деле.


Ответ для сайта Большой вопрос. ru

В сказке Чуковского рассказывается о мальчике-грязнуле, которого вдруг вещи перестают слушаться. От него убежали и одеяло, и подушка, и простыня, и даже самовар. А все потому, что он не соблюдал чистоту. А кому понравится находиться рядом с грязнулей?

Но мальчику было не понятно, что случилось, и тут показался Мойдодыр - хромой умывальник. Он пытается объяснить грязнуле, что нужно следить за собой и своими вещами. А когда на него набросились щетки и мыло, то он в ужасе сбежал из дома.

На улице мальчик встретил крокодила, который пообещал его съесть, если тот не помоется. Пришлось ребенку вернуться домой и заняться водными процедурами. Чистого мальчика Мойдодыр похвалил, а в конце сказки в дом возвращаются все предметы-беглецы.

Теперь мы знаем, что нужно соблюдать чистоту и следить за собой.


Напишем в читательский дневник краткое содержание сказки "Беляночка и Розочка":

Жила в лесу вдова со своими двумя дочками. Дочек звали Розочка и Беляночка и были они очень красивыми и столь же добрыми. Они помогали маме и их любили все звери в лесу. Однажды к их домику пришел медведь и попросил отогреться. Он подружился с девочками, но летом снова отправился в лес - сторожить сокровища.

Как-то девочки встретили в лесу карлика и помогли ему, но карлик только ругался. В другой раз девочки спасли карлика от рыбы, в третий от птицы. Но вот они увидели карлика на поляне, когда тот разглядывал свои сокровищу. тут появился медведь и прихлопнул карлика. Медведь превратился в королевича и взял в жены Беляночку, а Розочку взял в жены его брат.

Или вот совсем короткое содержание этой сказки:

  1. Девочки живут с мамой и дружат с медведем
  2. Девочки спасают карлика из пня, от рыбы, от птицы.
  3. Медведь убивает карлика и превращается в королевича
  4. Все женятся и все счастливы.

Заполним читательский дневник на сказку "По щучьему веленью"

  1. Автор - народ
  2. Жанр - волшебная
  3. Главные герои - Емеля, младший сын, дурачок и лентяй; Щука, волшебный помощник; Марья-царевна, несчастная красавица, которая вынуждена была полюбить Емелю; Царь, жестокий правитель и бессердечный отец.
  4. Краткое содержание: Емеля ловит щуку. Та учит его волшебным словам. Емеля едет в лес, давит в городе народ. Его везут к царю и он влюбляет в себя Марью-царевну. Царь бросает Емелю и дочь в море в бочке. Емеля строит дворец и становится красавцем. он угрожает царю и тот дает согласие на брак.
  5. Главная мысль: если тебе подвернулась удача, не теряйся, а сразу хватайся за нее.
  6. Пословица: Не знаешь, где найдешь, где потеряешь.
  7. Свои мысли о прочитанном, отзыв: Сказка конечно веселая, но Емеля слишком ленивый и не вызывает моих симпатий. Единственное что он действительно любил - кушать и лежать. Да еще ему хотелось быть красавцем. Лучше бы мне попалась такая щука, я хотя бы уроки делаю сама.
  8. Рисунок к сказке:

Читайте краткое содержание других рассказов Нины Артюховой:

  1. Алёша. Добрый и ласковый мальчик. Ответственный и самостоятельный.
  2. Мама. Любящая и заботливая. Усталая.
  1. Проводы.
  2. Наказ отца.
  3. Мама бережёт сына.
  4. Ожидание молока.
  5. Мама уснула.
  6. Шаль.
  7. Погашенный свет.
  8. Сон.
  9. Радость мамы.
  1. Отец, уезжая, наказал сыну беречь маму.
  2. Но по дороге домой мама берегла Алёшу.
  3. Дома она уснула, а мальчик укрыл её шалью.
  4. Он почистил зубы, разделся и выключил свет.
  5. Мама проснулась, увидела шаль и спящего сына.
  6. Ей стало очень хорошо и она села писать письмо мужу.

Надо заботиться о родителях, как они заботятся о нас.

Чему учит рассказ "Трудный вечер"

Рассказ учит любить и уважать родителей, помогать им, заботиться о них. Учит быть самостоятельными и ответственными. Учит доброте.

Отзыв на рассказ "Трудный вечер"

Мне очень понравился этот рассказ и мальчик Алёша. Он был совсем маленьким, но старался помочь маме, заботился о ней, как умел. Он учился быть самостоятельным и преодолевать трудности и страхи. Я уверена, что Алёша вырастет очень хорошим человеком.

Пословицы к рассказу "Трудный вечер" про детей и родителей

На эскалаторе метро мама снова сказала мальчику быть осторожней и держаться за перила. Алёша подумал, что пока мама бережёт его.

Алёша хотел спать и с нетерпением ждал, пока молоко остынет. Он заметил, что мама молчит и не шевелиться. Мальчик увидел, что мама спит.

Потом Алёша выпил холодное молоко и почистил зубы. Он забрался в кровать и с трудом разделся. Потом мальчик подумал, что надо выключить свет, чтобы маме было спокойней спать.

Ночью мама проснулась. Она удивилась, увидев шаль и выключенный свет. Потом заметила спящего сына и разбросанные вещи.

Маме стало очень хорошо. Она хотела кому-нибудь рассказать о том, какой хороший сын у неё растёт, но все в доме спали. И она села писать письмо мужу.

Нина Артюхова - Трудный вечер

Нина Артюхова - Трудный вечер краткое содержание

Рассказ о том, как маленький Алёша помогал маме.

Трудный вечер - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Нина Михайловна Артюхова

Фото


Фото

Папа уезжал в командировку. Мама и Алёша провожали его. Папа нёс чемодан, а мама вела Алёшу за руку. Вернее, даже не вела, а тянула. Потому что Алёша не шёл, как все люди идут, — лицом вперёд. Алёша вертел головой и вправо и влево, но чаще всего ему казалось, что самое интересное остаётся позади. Перронная касса, контролёры у входа, огромный зал, где люди и вещи — всё вперемешку, длинная-предлинная платформа, вагоны дальнего следования, дачная электричка, мороженое в белых ящичках на каждом шагу…


Фото

Теперь Алёша отсюда, с высоты, мог видеть гораздо больше интересного, но всё это вдруг стало неинтересным. Совсем близко было папино лицо; папины глаза смотрели грустно.

— Папа, а она далеко, твоя командировка? Она большая?

— Да как тебе сказать… Довольно далеко. И довольно большая. То есть длинная она, Алёшка, вот в чём беда! Теперь не скоро увидимся… Будь умницей, сынок, маму береги.

Но в эту минуту все заторопились, и папа заторопился. Он успел поцеловать маму и Алёшу, вскочил в вагон вместе с чемоданом, и поезд тронулся.

Вагоны сначала двигались потихоньку, как-то нерешительно. Потом побежали всё быстрее и быстрее, маме и Алёше уже трудно было догонять их. Промелькнул и как будто оторвался последний вагон. И платформа будто оборвалась. Оказалось, что она высокая, а внизу, переплетаясь, убегают вдаль серебряные рельсы.

— Осторожно! — сказала мама и отвела Алёшу от края.

Папин поезд отодвинулся, всё уменьшаясь, и наконец скрылся за домами и деревьями.


Фото


Фото

А мама уже тут как тут:

— Ты, детка, не зевай по сторонам. Давай-ка лучше за руку перейдём.


Фото

Может быть, дома что-нибудь можно придумать?

А мама и там за своё:

— Пойдём, сынок, руки вымоем. Сейчас я тебе согрею молока. Ты, должно быть, уже спать захотел.


Фото

Молоко перегрелось, мама налила его на блюдце и поставила на подоконник:

— Берегись, детка, не трогай — горячо. Потерпи немного.

Мама присела на диван, а Алёша — на своё маленькое кресло, и оба стали терпеливо ждать, пока остынет молоко.

А спать Алёше очень хотелось. Сейчас мама покормит, разденет, уложит в кроватку — так будет хорошо!

Терпеливо ждать становилось всё труднее и труднее.

— Мама, я спать хочу!

Мама не ответила.

— Ма-ма! Дай молока!

Алёша подождал ещё немножко, но мама всё молчала. Он подошёл к маме и потянул её за руку:

— Мама, я спать хочу!

И увидел, что мама спит.

Алёша сразу почувствовал себя заброшенным и одиноким. В комнате было так тихо, что даже страшновато стало. Алёша набрал в себя побольше воздуха, чтобы зареветь погромче. А потом раздумал и не заплакал.

У мамы было такое спокойное, усталое лицо! Она лежала, прижавшись щекой к валику дивана, подобрав ноги, будто ей было холодно.


Фото

А может быть, и вправду ей холодно? Алёша знал, как неприятно, когда ночью сползёт одеяло — зябнешь, и не можешь как следует проснуться. А потом подходит мама и подтыкает со всех сторон, утепляет…

Ещё сегодня ночью мама два раза укрывала Алёшу. Первый раз в комнате было почти темно, только на столе горела маленькая лампа, завешенная чем-то тёмным со стороны Алёшиной кровати. Мама стояла в халате и что-то гладила. А во второй раз небо за окном было уже розовое, но маленькая лампа всё ещё горела. Мама сидела на корточках перед чемоданом и укладывала папины вещи. А папа вошёл в комнату и сказал:

Чем бы прикрыть маму, чтобы ей было тепло? Алёша взял большую серую пушистую шаль, как можно осторожнее накинул её на маму и старательно подоткнул со всех сторон. И сам залюбовался на свою работу — до того уютно маме стало лежать!


Фото

А самому спать всё-таки тоже хотелось. Но Алёша уже не чувствовал себя одиноким и покинутым. Наоборот, он был хозяином в комнате. Привстав на цыпочки, он деловито пощупал блюдце с молоком. Остыло совсем. Не очень-то приятно пить холодное молоко, но что же делать! Алёша придвинул к подоконнику стул и, стоя на коленках, потянулся губами к блюдцу.

Так. Одно дело сделано. Спать захотелось теперь ещё сильнее. Чистить зубы или не стоит? Кипячёная вода есть в графине. Ладно уж, пускай будет всё по правилам! Алёша налил воды в кружку и пошёл в ванную.


Фото

Теперь нужно опустить сетку кровати. Но железный крючок очень туго сидел в железной петельке. Отцепить крючок удалось только с одной стороны, и сетка почти не опустилась. Опять помог стул. Алёша придвинул его к кровати и перевалился со стула к себе на подушку. Но он забыл, что нужно сначала раздеться.


По дороге домой Алеша порывался начать выполнять папино поручение, но получалось все наоборот – мама оберегала Алешу, держала его за руку на улице и в метро. И когда они пришли домой, мама продолжала заботиться о сыне. Она согрела ему перед сном молока и попросила быть осторожным, чтобы Алеша не обжегся, пока молоко было горячим.

Алеша и его мама стали ждать, пока молоко остынет и неожиданно мальчик обнаружил, что мама уснула прямо на диване. Накануне она собирала папины вещи и не выспалась.

Сначала Алеше стало страшно, что он остался один, без присмотра взрослых. Но потом он вспомнил о папином поручении и начал действовать. Это придало ему уверенности. Мальчик почувствовал себя хозяином комнаты.

Прежде всего Алеша укрыл маму шалью, а потом выпил молоко и почистил зубы. Затем он стал забираться в свою кровать. Кровать была закрыта сбоку сеткой. Мальчик не смог сам ее отцепить, поэтому он придвинул стул и с его помощью забрался в кровать.

Уже в кровати он сообразил, что забыл раздеться. Кое-как Алеша развязал шнурки на ботинках, а потом стащил с себя и ботинки и одежду. Но собравшись спать, он понял, что в комнате не выключен свет. Пришлось выбираться из кровати, двигать стул к выключателю, гасить свет и снова забираться в кровать.

Засыпая, Алеша с сожалением думал о том, что папа так и не узнает, как он сегодня заботился о маме. Ведь сам Алеша из скромности никогда этого не расскажет.

Когда мама проснулась, она сначала не поняла, кто укрыл ее шалью, и кто уложил Алешу спать. Но потом она по сдвинутым стульям и разбросанной одежде поняла, что ее сын все сделал сам. Тогда мама улыбнулась, села за стол и стала писать папе длинное и веселое письмо.

Таково краткое содержание рассказа.

Рассказ Артюховой учит не прибегать к гиперопеке, вести себя с ребенком так, чтобы инициативности тоже было уделено внимание.

Кому поручают, тот и отвечает.
Не боги горшки обжигают.
Мал, да удал.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Читайте также: