Трудности с английским в школе

Обновлено: 07.07.2024

Я поделила все выявленные проблемы на 3 категории:

  • психологические,
  • технологические,
  • учебно-практические.

1. Пихологические проблемы

Это проблемы внутренней неготовности обучающегося к изучению иностранных языков. К ним относится:

Неуверенность в своих силах.

Многие ученики говорят, что не обладают способностями к изучению иностранного языка, но это заблуждение. Люди в своей жизни освоили один из самых сложных мировых языков – русский, который по своей структуре намного сложнее, чем тот же английский или немецкий языки. Мы научились в русском языке спрягать каждый глагол, склонять каждое существительное по падежам, учить наизусть ударения (причем в зависимости от падежа, рода и числа ударения часто меняются). Для иностранцев выучить русский язык – это поистине неимоверный труд. Так что, русские люди являются носителем одного из самых сложных языков, и о неспособности изучения языка иностранного говорить не приходится.

Преодоление языкового барьера

Она связана с боязнью показать свои незнания в языке, сделать ошибку, сказать неправильно. Преодолеть языковой барьер – значит, прежде всего, устранить недостаток говорения, который исчезает не сразу, а по мере того, как вы начинаете чувствовать себя увереннее, общаясь с другими людьми. Ничего постыдного нет в том, что человек делает ошибки, говоря не на своем родном языке.

Носители языка в повседневной речи сами не стремятся к идеальному произношению и выбору правильных грамматических форм. А школьники, испытывающие трудности с овладением тех или иных правил, чувствуя свою неуверенность и неспособность к данному виду деятельности, перестают проявлять заинтересованность к изучению иностранного языка.

Отсутствие поддержки со стороны родителей

Родители в большинстве случаев обходятся без знания иностранного языка в течение всей своей жизни. Видимо, поэтому они не придают особого значения этому предмету в школе.

Им следовало бы зарождать и поддерживать у своих детей стремление изучать иностранные языки, при этом постоянно разъясняя их значение как средства развития личности и расширения возможностей адаптироваться к изменениям экономической, социальной и культурной ситуации в обществе. А бывает и так что родители в свое время изучали другой язык, в отличие от их ребенка и просто не могут помочь ему, если он столкнулся с трудностями при изучении материала или при выполнении домашнего задания.

2. Следующая группа проблем - технологические

Это внешние проблемы, к ним относятся:

Недостаточное количество часов, отведенное на изучение иностранного языка

При такой сетке часов (3часа в неделю английский язык в среднем и старшем звене обучения, 2 часа в начальной школе и 1 час немецкий язык как второй иностранный) вряд ли можно реализовать дифференцированный, тем более индивидуальный подход, создать для них благоприятную образовательную и воспитательную среду. Кроме того, бывают сбои в расписании, когда из-за карантина, праздничных дней, выпадающих среди учебной недели и т.д. предмет отсутствует в расписании в течение нескольких недель.

Поэтому с такими большими временными промежутками между занятиями преподавателю бывает достаточно сложно внедрять формы активного обучения и реализовать программу коммуникативного обучения.

Школьники забывают учебный материал, эффективность и результативность работы понижается.

Недостаточный уровень технической оснащённости учебных кабинетов

Недостаточный уровень технической оснащённости учебных кабинетов учебными пособиями, дисками с учебными программами, а также обновление и замена устаревшего компьютерного оборудования на новое, отсутствие интернета в кабинете, интерактивной доски и т.д. Богатейшие информационные ресурсы Интернета при умелом их использовании оказывают положительное влияние на процесс усвоения знаний. Изучение иностранного языка и иноязычной культуры в сопоставлении с родным языком и родной культурой является одной из характеристик современного языкового образования. Следовательно, преподавателям иностранных языков необходимо создавать ситуации для сетевого взаимодействия обучаемых с носителями языка. Реальные и виртуальные путешествия способствуют более глубокому изучению иностранного языка, иноязычной культуры и познанию своей собственной культуры, но, к сожалению, не все школы и далеко не каждый кабинет иностранного языка в полной мере оснащен технически. Это снижает эффективность занятий.

3. Учебно-практические и методические трудности

Разный уровень школьной языковой подготовки обучающихся

Отсутствие у школьников сознательности в обучении видам речевой деятельности

Обучение общению предполагает сознательное усвоение не только лексических, но и грамматических единиц, так как полноценная коммуникация невозможна при отсутствии грамматической основы.

Недостаточно выучить слова и грамматическое правило. Необходимо также знать их сочетаемость, употребление, что гораздо сложнее. При обучении диалогу, например, мы используем адекватные речевые формулы, клише, устойчивые словосочетания, которые нужно запоминать целиком, а не отдельными словами, потому что конструкции одного языка не совпадают с иностранным.

Неумение мыслить на языке

Чтобы выразить свою мысль, школьники сначала думают на русском, потом переводят слова на иностранный язык, сопоставляют с правилами грамматики, потом говорят предложение. Этот процесс является слишком долгий и утомительный со множеством лексико-грамматических и стилистических ошибок.

Проблема общего охвата содержания текста

Проблема общего охвата содержания текста при обучении чтению, понимания его основных моментов для дальнейшей конкретной его обработки. Они начинают переводить его дословно - медленно и трудно. В результате дальнейшую работу с текстом удается выполнить немногим. Для большей массы учеников дословный перевод – это вершина айсберга. Важная задача учителя подвести к пониманию основных моментов текста для дальнейшей конкретной его обработки.

Пробелы в знании алфавита и правил правописания при обучении письменной речи

А когда мы учимся составлять деловое или личное письмо, эссе, резюме, аннотации к фильму или книге, проявляются пробелы в использовании при этом соответствующих реквизитов и формул письменного общения, грамотного оформления. Аннотация ошибочно подменяется пересказом событий, описанных в тексте.

Во всех видах учебной деятельности у большинства школьников наблюдается ограниченность знаний, нежелание преодолеть пассивность и лень, и минимализм в работе.

Давайте для начала определим, что нужно делать, чтобы выучить английский или любой другой язык. Отвечу сначала как полиглот, как человек, который уже выучил несколько иностранных языков. Нужно говорить. И говорить нужно сразу, с первого занятия, а не ждать, пока накопятся слова и грамматика. Как теоретик (лингвист-преподаватель) я могла бы сказать, что методов изучения языка много. Это так. Методов много, но у них разная эффективность.

А теперь давайте вспомним уроки английского языка в обычной школе, чем мы там занимаемся? Вот-вот, чем угодно только не говорение и аудированием (слушанием). На уроках мы делаем упражнения по грамматике, лексике, прививанию стойкой неприязни к английскому, читаем искусственные тексты, иногда слушаем искусственные диалоги и говорим максимум одно-два предложения, которые тщательно продумываем, пока отвечают наши одноклассники. В итоге, школьники реально тратят много сил и нервов на английский, но при этом не получают этот самый английский.

Давайте разбираться, кто виноват в том, что на уроках английского слишком мало эффективных заданий. Посмотрим с трёх разных позиций: с позиции школьников и их родителей, с позиции учителей и с позиции тех, кто составляет школьные программы по английскому языку.

1. Позиция учеников и их родителей. Тут всё просто и понятно. Все мы были школьниками, поэтому эту позицию каждый знает хорошо. Если английский выучить не получается, то вывод простой – не повезло с учителем. И, дорогие учителя, не надо обижаться. Вспомните, что и сами так думали, когда были школьниками. Давайте разбираться, как получается такой вывод. Посмотрим на всё схематично: есть услуга = английский язык, есть потребитель услуги = ученик и есть поставщик услуги = …. нет, это не школа, это конкретный учитель. Ведь не вся школа преподаёт английский, физрук и математичка совершенно ни при чём. Учеников и родителей совершенно не волнует, какой процент урока навязан учителю программой и системой, а какой – креатив учителя. Это нормально, это не проблема учащихся.

2. Теперь посмотрим на оправдания учителей. Их несколько:

Б) отсутствие мотивации у… учителя. Увы. Учитель, который только что закончил университет жаждет нести знания в массы, но придя в школу, он сталкивается с рутиной и бюрократией, да ещё и не всем детям нужен его предмет. В итоге, разочарование и превращение в обычного скучного учителя.

Г) переполненность группы. Тоже весьма сомнительный аргумент. Я не работала в обычной школе, но работала в частной языковой школе и там были такие же группы. Сейчас покажу на цифрах:

В школе класс делят на 2 половины, у каждой свой учитель. Т.е. языковая группа в школе равна половине класса, т.е. 10-15 человек. Но всегда кто-то болеет, так что по факту группа меньше.

В частных школах и на курсах обещают группы по 4-8 человек, но по факту набирают 10-12. Т.е. разницы нет.

Е) постоянный контроль знаний для отчётности. У учителей есть масса контрольных, самостоятельных и прочих экзекуций по проверки знаний, которые они обязаны проводить и не могут переносить. Но у любого педагога есть проверка знаний, это нужно и самом ученику, чтобы понимать, над чем ещё нужно поработать.

Насколько достоверны результаты такого контроля, Вы и сами видите. Очень часто оценки бывают отличные…а знания нулевые. Но почему проверяют именно так? В видео привожу не очень приятные, но жизненные объяснения.


Каждое поколение школьников отличается от предыдущего. Благодаря интернету, телевидению и коммуникативным методикам нынешние дети говорят смелее и воспринимают речь на слух лучше, чем школьники двадцать-тридцать лет назад. А с чем у них возникают трудности? Puzzle English попросил экспертов рассказать о типичных проблемах, с которыми сталкиваются ученики младших классов.

Правописание

Учителя русского языка часто жалуются на снижение уровня грамотности. К сожалению, вполне закономерно, что и с правописанием английских слов многие школьники справляются не блестяще. Чаще всего трудности возникают из-за того, что дети пытаются писать слова на слух.

Что можно сделать. Один из способов запоминать, как пишутся слова и сочетания букв — использование мнемонических приёмов. За трудным словом PEOPLE прячется фраза People Eat Omelettes People Like Eggs. BECAUSE расшифровывается как Big Elephants Catch Ants Under Small Elephants. Сочетание — OUGHT в словах вроде BOUGHT и BROUGHT тоже рассказывает историю: Only Ugly Girls Hate Toothpaste.

Конечно, сначала нужно выучить основные правила чтения. Например, запомнить, как читаются A, U, E в открытых и закрытых слогах, в каких случаях С читается как [k]. Польза этого способа именно в том, что правила чтения и письма постоянно повторяются и взаимно подкрепляют друг друга. Смешные же предложения запоминаются легче, чем наборы букв.

Грамматика

Ученики начальной школы хорошо усваивают простые правила: формы глагола be, can/can’t, have got/has got. Трудности начинаются, когда учителя переходят к временам английского глагола. Предполагается, что в третьем классе дети должны понимать разницу между временами Present Simple и Present Continuous, а в некоторых методиках (например, Starlight) эта информация вводится уже во втором классе.

Чтение и логическое мышление

Следующий уровень восприятия уже вызывает у них сложности. Это значит, что дети легко находят отрывок, посвящённый, скажем, описанию внешности героя, но часто не понимают, куда герой идёт и по какой причине что-то делает, особенно если эти сведения содержатся не в одном, а в нескольких абзацах.

Что можно сделать. Начиная с самых простых текстов и упражнений, учить детей пользоваться логикой: отличать главное от второстепенного, быть внимательным к деталям, обобщать и конкретизировать, не путать причину и следствие.

Новая лексика

Многие дети сегодня ленятся пользоваться словарями. В данном случае лень отчасти является двигателем прогресса, потому что ученик развивает полезный навык понимания значения слова по контексту (гораздо хуже, если он порывается проверять каждое слово). Но без умения искать новые слова в словаре, конечно, нельзя обойтись.

Что можно сделать. Попробовать заинтересовать ребёнка специальными детскими словарями с хорошими иллюстрациями. Обязательно стоит объяснить и показать, насколько удобны электронные словари (иногда это приходится объяснять и родителям). Только нужно убедиться, что дети будут работать именно со словарями, а не с программами-переводчиками.

А вот пара лайфхаков от британских методистов:

  • Чтобы ребёнок научился ориентироваться в словаре, поиграйте с ним. Напишите слово в двух вариантах: правильно и с ошибкой (например, toofpaste и toothpaste). Попросите его самостоятельно проверить, какое слово правильное.
  • Если вы работаете с несколькими детьми, устройте соревнование. Напишите на доске или большом листе бумаги восемь слов, которые потребуются вам для следующего урока. На отдельных листочках напишите значения этих слов и раздайте детям по два-три листочка. Задача: как можно быстрее сопоставить слова и их значения, сверяясь со словарями.

Совет от Puzzle English. Это задание отлично подойдёт для учеников любого возраста и уровня. Если они уже уверенно владеют английским, напишите определения на английском языке из британского или американского толкового словаря.

Экономия сил

Эта проблема связана с тем, что многие дети сильно загружены. Вполне естественно, что усталые люди экономят усилия. Если ребёнок не понял упражнение, скорее всего, он и не станет разбираться, что от него требуется. Не понял объяснение учителя на уроке — не стал переспрашивать, написал первое, что пришло в голову. Не разобрался в домашнем задании — значит, можно его не делать, других уроков много.

Что можно сделать. Вместе с ребёнком подробно разбирать все типы заданий, которые предлагаются в учебнике и рабочей тетради (Match, Fill in the gaps, Find the odd word out, Put the words in the correct order, Circle/Underline и так далее). Возможно, их придётся повторять не один раз, так что наберитесь терпения.

За последнее время значительно изменился статус иностранного языка в российском обществе. Сегодня знание иностранных языков уже не роскошь, а необходимость; он сегодня превращается в ведущую дисциплину, стоящую в одном ряду со специальными предметами, так как ценность выпускника на рынке труда в условиях активного развития международных контактов во многом определяется уровнем языковой подготовки молодого специалиста.

Научно доказано, что интеллект человека прогрессирует наиболее быстро в детском возрасте – от рождения до 10 лет. Именно в этот период очень важно заинтересовать ребёнка английским языком. Многочисленные научные исследования работы в начальной школе показывают, что у младших школьников нет осознанной внутренней потребности к изучению иностранного языка. Но есть их природный интерес, любопытство к всему новому.

Поэтому, целью обучения иностранного языка в школе является не только удержание этого интереса, но и дальнейшее повышение мотивации детей к изучению иностранных языков.
Дети раннего школьного возраста приходят на урок с широко открытыми глазами, готовые впитывать и учиться новому и очень важно не упустить этот момент.

ВложениеРазмер
doklad1.docx 16.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Учитель английского языка

Мелконян Алвард Ашотовна

За последнее время значительно изменился статус иностранного языка в российском обществе. Сегодня знание иностранных языков уже не роскошь, а необходимость; он сегодня превращается в ведущую дисциплину, стоящую в одном ряду со специальными предметами, так как ценность выпускника на рынке труда в условиях активного развития международных контактов во многом определяется уровнем языковой подготовки молодого специалиста.

Научно доказано, что интеллект человека прогрессирует наиболее быстро в детском возрасте – от рождения до 10 лет. Именно в этот период очень важно заинтересовать ребёнка английским языком. Многочисленные научные исследования работы в начальной школе показывают, что у младших школьников нет осознанной внутренней потребности к изучению иностранного языка. Но есть их природный интерес, любопытство к всему новому.

Поэтому, целью обучения иностранного языка в школе является не только удержание этого интереса, но и дальнейшее повышение мотивации детей к изучению иностранных языков.
Дети раннего школьного возраста приходят на урок с широко открытыми глазами, готовые впитывать и учиться новому и очень важно не упустить этот момент.

Я поделила все выявленные проблемы на 3 категории:

Проблема №1: Основные трудности в обучении фонетики, грамматики и лексики.

Овладение иностранным языком необходимо начинать с изучения фонетической системы данного языка. Правильное произнесение звуков обуславливает верную передачу мысли, с одной стороны, и правильное понимание речи, с другой. Этому способствует сопоставление звуков родного и иностранного языка .

Грамматика английского языка-это скелет, на который нанизаны другие не менее важные темы: Пунктуация, синтаксис и лексика.

Роль лексики для овладения иностранным языком также значительна, как и роль грамматики. Именно лексика передает непосредственный предмет мысли в силу своей номинативной функции, поэтому она проникает во все сферы жизни, помогая отразить не только реальную, но и воображаемую действительность.

Проблема №2: Непонимание английской речи на слух.

Чтобы общаться на английском, нужно не только уметь говорить, но и понимать, что вам отвечают. Непонимание на слух – очень распространенная проблема. Даже люди, имеющие приличный запас слов и знающие грамматику, сталкиваются с ней. Проблема заключается в том, что у человека нет навыка аудирования (распознавания речи).

Решение проблемы: Распознавание английской речи на слух – это навык, над которым необходимо работать. Для того чтобы развить его, нужно слушать как можно больше английской речи. Ученики должны начать увлекаться английским языком, изучать субкультуры англоязычных стран, а также – это фильмы, сериалы, подкасты.

Можно начинать с песен, сериалов, кратких диалогов и видео с субтитрами. Это отличная практика для новичков. После этого можно переходить к выступлениям стенд-ап комиков, прослушиванию ирландских, австралийских и других акцентов. Главное правило — слушать как можно больше и чаще.

Проблема №3: Неспособность разговаривать на английском языке .

Несмотря на то, что многие люди годами учат английский, они не могут говорить на нем. Это происходит потому, что большую часть времени обучения (80-90%) человек тратит на изучение теории, а вот практику почти ничего не остается (10-20%). Человек учит правила, выполняет упражнения, читает книги и т. д. А до тренировки разговорного навыка дело не доходит.
Решение проблемы: Соотношение теории к практике должно быть противоположным: 20% теории к 80% практики. То есть мы должны сразу применять правило, как только его выучили.

Читайте также: