Трон сатаны краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Какие тайны скрывает знаменитый Пергамский алтарь?

Античное наследие

Строители Пергама впервые превратили алтарь божеству в самостоятельное здание. Оно было возведено в 25 метрах от вершины на южной стороне холма, на котором стоял главный Акрополь города, и предназначалось для проведения церемоний под открытым небом. Со ступеней алтаря открывался прекрасный вид на Пергам и были видны все храмы.

По периметру цоколя тянулся фриз со скульптурными изображениями битвы богов с титанами, а внутри жертвенного зала изображались сцены из жизни сына Геракла — Телефоса.

Утрата и находка

Убивали ли на Пергамском алтаре людей? Скорее всего, да. Недаром Пергам пал под ударами несметных полчищ магометан, которые разрушили языческое капище. Обломки сооружения горожане использовали для постройки домов, а позже город сотрясло землетрясение такой силы, что останки языческого сооружения оказались под землёй на долгие века.

Находку пергамского алтаря связывают с именем немецкого инженера Карла Хумана, который во второй половине XIX века занимался строительством дорог в Малой Азии. Посетив Пергам в 1864 году, он понял, что раскопки здесь не велись, а значит, есть шанс прославиться и разбогатеть.

Хуман заручился финансовой поддержкой берлинского Музея скульптуры и получил официальное разрешение Османской империи, по которому мог беспрепятственно вывозить находки в Германию.

Археологические изыскания велись не один год и сделали Хумана знаменитостью. Когда фрагменты Пергамского алтаря были найдены на склоне холма, Хуман сразу же понял, что перед ним сооружение невиданной красоты и мощи, и постарался сохранить все, что ещё не было разрушено. Части фундамента, колонны и фрагменты скульптур упаковывались на месте, затем на ослах вывозились к побережью Средиземноморья и оттуда на кораблях доставлялись в Германию, где фрагменты алтаря реставрировали и собирали.

После того как работы по реставрации были закончены, Берлин наконец-то смог восторжествовать: теперь в его музее находился экспонат, равный или даже превосходящий по ценности экспонаты Британского музея, в котором хранились скульптуры из самого Парфенона. Британцам от пергамских древностей остались лишь жалкие обломки — небольшие фрагменты скульптур были вывезены ещё в XVII веке Уильямом Петти и находились в музее города Оксфорда.

В 1886 году в Берлине на юбилейной выставке Академии художеств была впервые представлена копия Пергамского алтаря в натуральную величину, которая представляла собой западный фасад цоколя с фрагментами фриза, среди которых особой экспрессией выделялись группы Зевса и Афины. По подобию храма Зевса в Греции был воссоздан и входной портал алтаря.
Все ценители искусства были потрясены совершенством скульптур пергамских мастеров. Внешний фриз алтаря представлял собой битву богов Олимпа во главе с Зевсом и Афиной со змееподобными титанами, которых возглавлял царь Порфирион. Победу богов пергамцы понимали как торжество эллинизма над варварством и вложили в скульптурные композиции столько динамики, чувств и энергии, что позавидовать им могли и современные скульпторы.

Всего на фризе было расположено около 100 фигур, каждая — в полтора человеческих роста. 50 скульптур изображали богов и 50 — гигантов. Боги располагались в верхней части горельефа, гиганты — в нижней.

Археологам удалось выяснить, что изображение на фризе было создано одним художником, но исполнено не только разными скульпторами, но и разными их поколениями, что никак не отразилось на единстве и целостности композиции. Ни один фрагмент и ни одна деталь на фризе не повторялась дважды. Скульптуры были созданы выпуклыми, а боги и гиганты изображены не только в профиль или анфас, но и с изогнутыми и даже со скрученными телами. Во многих местах боги и титаны буквально вырывались из мрамора и как бы шагали на мраморные ступени алтаря. Изображениями было заполнено все пространство фриза — между фигурами торжествующих богов и гибнущих гигантов виднелись развевающаяся ткань одежды, змеиные хвосты и трепещущие крылья. В одном месте из земли вырастала мать гигантов — богиня Гея, умоляющая богиню Афину пощадить своего сына Алкионея. В другом торжествовала победу сама Афина, она держала гиганта за волосы, а к Афине устремлялась богиня Ника с лавровым венцом победителя. В третьем месте мифические мойры добивали палицами гигантов Агрия и Фоанта.

От Берлина до Москвы

В 1936 году у пергамского алтаря нацисты провели торжественный обед в преддверии Олимпийских игр 1936 года. Присутствовали министр внутренних дел национал-социалистической Германии Вильгельм Фрик и члены Олимпийского комитета.

В 1937 году архитектурные идеи алтаря были использованы нацистами при создании Солдатского зала в здании Верховного командования сухопутных войск рейха. Нацистские архитекторы хотели использовать саму идею пергамских фриз для создания грандиозного памятника погибшим воинам, но этот проект так и не был реализован.

Сторонников этой теории придётся разочаровать — никакого особого выреза на Пергамском алтаре не было, да и быть не могло, поскольку трибуна для вождей на нём не была предусмотрена.

Так можно ли Пергамский алтарь называть престолом нечистого? Конечно, можно. Но лишь в ряду тысяч других языческих кумирен, на жертвенниках которых некогда лилась человеческая кровь.

История Пергамского алтаря

Шли века и на месте, где когда-то располагались византийские крепостные стены, вырос холм, пользовавшийся недоброй славой у турок. Местные жители поговаривали, что в окрестностях древнего Пергама водится нечистая сила, а у тех, кто осмеливался добывать камень на холме, пропадал дар речи.

Алтарь в СССР

По одной из конспирологических версий, древнее сооружение потребовалось большевикам вовсе не для того, чтобы приобщать народ к античной культуре. Ходили слухи, что архитектор Щусев построил мавзолей Ленина как раз по образцу Пергамского алтаря. В воспоминаниях самого Щусева об этом говорится достаточно туманно:

Случайно или нет, но один из ближайших к Красной площади московских храмов носит имя Антипы Пергамского. Опираясь на эти факты, исследователи, ассоциирующие большевиков с сатанистами, допускают предположение, что алтарь был вывезен с ритуальными целями. Тем более, что ещё в Берлине его облюбовали европейские оккультисты. Например, около алтаря шептала заклинания Лия Хирсиг, последовательница мага Алистера Кроули, которую тот отождествлял с Вавилонской блудницей.

В 1958 году по указанию Хрущёва Пергамский алтарь вернули в ГДР. Немцы согласились изготовить гипсовую копию сооружения, но только в 2002 году она была выставлена в Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица. Оригинал же по-прежнему находится в берлинском Пергамон-музее, хотя в последние годы представители Турции требуют вернуть древнее сооружение на территорию их страны.

Букет с добротой. Как просто. Поставишь в вазу букет И дом наполнится .

Молочные коржики по 8 копеек! Любимая выпечка по ГОСТу из нашего детства! Молочные коржики по.

23 февраля. Поздравим дорогих мужчин. На листе календаря 23 Февраля, А значит, много есть при.

Главное - быть влюблённым. в человека. в мечту. в жизнь. . текст. текст. .

-Приложения

-Метки

-Рубрики

-Ссылки

-Поиск по дневнику

-Друзья

-Сообщества

-Трансляции

-Статистика

Pergamonaltarimmesselbau2.jpg

Пергамский алтарь. 1-я пол. II в. до н.э.
мрамор, горельеф. 9 м × 113 метров см
Берлин, Пергамский музей

Одни называют его Престолом сатаны и считают, что о нём говорится в Библии. Другие верят, что алтарь является антенной, аккумулирующей энергию и позволяющей управлять массами. А третьи указывают, что Престол сатаны лежит в основе Мавзолея Ленина и поэтому последний следует убрать с Красной площади. Так что же это за сооружение?


Этот образец искусства эпохи эллинизма был найден через две тысячи лет после того, как апостол Иоанн Богослов написал в своём "Откровении" слова, продиктованные ему Богом: "И Ангелу Пергамской церкви напиши… ты живёшь там, где престол сатаны". Строчки эти богословы относили к древнему городу Пергам, жители которого поклонялись Асклепию — обожествленному целителю. Они приносили ему в жертву животных: баранов, овец, петухов, а главное — нежеланных новорождённых детей, буквально покупая этим себе здоровье. Известно, что в главном пергамском храме бога-целителя жил огромный змей, олицетворяющий для христиан сатану.

Athena contra Alkyoneus, Nike.JPG

Однако наименование "Престол сатаны" связывают не с Асклепием, а с Пергамским алтарём, который возвышался над городом на склоне холма. По какому именно поводу было создано это грандиозное сооружение в III-II веках до нашей эры, до сих пор неясно. Одни считают, что в знак освобождения Пергама от власти персов, другие — что в честь победы в войне с библейскими галатами.
Строители Пергама впервые превратили алтарь божеству в самостоятельное здание. Оно было возведено в 25 метрах от вершины на южной стороне холма, на котором стоял главный Акрополь города, и предназначалось для проведения церемоний под открытым небом. Со ступеней алтаря открывался прекрасный вид на Пергам и были видны все храмы.
"Престол" представлял собой цоколь из желтоватого мрамора высотой в девять метров, который венчал П-образный ионический портике колоннадой. К залу жертвоприношений вела пологая лестница, а внутри колоннады находился жертвенник высотой около четырёх метров.
По периметру цоколя тянулся фриз со скульптурными изображениями битвы богов с титанами, а внутри жертвенного зала изображались сцены из жизни сына Геракла — Телефоса.

Утрата и находка


Убивали ли на Пергамском алтаре людей? Скорее всего, да. Недаром Пергам пал под ударами несметных полчищ магометан, которые разрушили языческое капище. Обломки сооружения горожане использовали для постройки домов, а позже город сотрясло землетрясение такой силы, что останки языческого сооружения оказались под землёй на долгие века.
Находку пергамского алтаря связывают с именем немецкого инженера Карла Хумана, который во второй половине XIX века занимался строительством дорог в Малой Азии. Посетив Пергам в 1864 году, он понял, что раскопки здесь не велись, а значит, есть шанс прославиться и разбогатеть.
Хуман заручился финансовой поддержкой берлинского Музея скульптуры и получил официальное разрешение Османской империи, по которому мог беспрепятственно вывозить находки в Германию.
Археологические изыскания велись не один год и сделали Хумана знаменитостью. Когда фрагменты Пергамского алтаря были найдены на склоне холма, Хуман сразу же понял, что перед ним сооружение невиданной красоты и мощи, и постарался сохранить все, что ещё не было разрушено. Части фундамента, колонны и фрагменты скульптур упаковывались на месте, затем на ослах вывозились к побережью Средиземноморья и оттуда на кораблях доставлялись в Германию, где фрагменты алтаря реставрировали и собирали.
После того как работы по реставрации были закончены, Берлин наконец-то смог восторжествовать: теперь в его музее находился экспонат, равный или даже превосходящий по ценности экспонаты Британского музея, в котором хранились скульптуры из самого Парфенона. Британцам от пергамских древностей остались лишь жалкие обломки — небольшие фрагменты скульптур были вывезены ещё в XVII веке Уильямом Петти и находились в музее города Оксфорда.

Zeus contra Poryphion Pergamonaltar.JPG

Битва богов с гигантами

В 1886 году в Берлине на юбилейной выставке Академии художеств была впервые представлена копия Пергамского алтаря в натуральную величину, которая представляла собой западный фасад цоколя с фрагментами фриза, среди которых особой экспрессией выделялись группы Зевса и Афины. По подобию храма Зевса в Греции был воссоздан и входной портал алтаря.
Все ценители искусства были потрясены совершенством скульптур пергамских мастеров. Внешний фриз алтаря представлял собой битву богов Олимпа во главе с Зевсом и Афиной со змееподобными титанами, которых возглавлял царь Порфирион. Победу богов пергамцы понимали как торжество эллинизма над варварством и вложили в скульптурные композиции столько динамики, чувств и энергии, что позавидовать им могли и современные скульпторы.
Всего на фризе было расположено около 100 фигур, каждая — в полтора человеческих роста. 50 скульптур изображали богов и 50 — гигантов. Боги располагались в верхней части горельефа, гиганты — в нижней.

Картинки по запросу

Археологам удалось выяснить, что изображение на фризе было создано одним художником, но исполнено не только разными скульпторами, но и разными их поколениями, что никак не отразилось на единстве и целостности композиции. Ни один фрагмент и ни одна деталь на фризе не повторялась дважды. Скульптуры были созданы выпуклыми, а боги и гиганты изображены не только в профиль или анфас, но и с изогнутыми и даже со скрученными телами. Во многих местах боги и титаны буквально вырывались из мрамора и как бы шагали на мраморные ступени алтаря. Изображениями было заполнено все пространство фриза — между фигурами торжествующих богов и гибнущих гигантов виднелись развевающаяся ткань одежды, змеиные хвосты и трепещущие крылья. В одном месте из земли вырастала мать гигантов — богиня Гея, умоляющая богиню Афину пощадить своего сына Алкионея. В другом торжествовала победу сама Афина, она держала гиганта за волосы, а к Афине устремлялась богиня Ника с лавровым венцом победителя. В третьем месте мифические мойры добивали палицами гигантов Агрия и Фоанта.

От Берлина до Москвы

Общий вид западного фасада алтаря.
Экспозиция в Пергамском музее

Рельефы Пергамского алтаря были признаны лучшими образцами искусства эллинизма и не только произвели неизгладимое впечатление на просвещённых европейцев, но и стали образцом для нацистов, которые, конечно же, сравнивали себя с богами Олимпа, воюющими с недочеловеками-варварами. Для нацистов "Престол сатаны" ассоциировался с жертвенностью и героической смертью. Очевидно, что эта "Любовь" гитлеровцев к пергамской древности лишь закрепила за алтарём ассоциации с сатанизмом.
C 1912-го по 1930 год в Берлине для Пергамского алтаря построили музей, фасад которого стал гигантской копией пергамского сооружения.
В 1936 году у пергамского алтаря нацисты провели торжественный обед в преддверии Олимпийских игр 1936 года. Присутствовали министр внутренних дел национал-социалистической Германии Вильгельм Фрик и члены Олимпийского комитета.
В 1937 году архитектурные идеи алтаря были использованы нацистами при создании Солдатского зала в здании Верховного командования сухопутных войск рейха. Нацистские архитекторы хотели использовать саму идею пергамских фриз для создания грандиозного памятника погибшим воинам, но этот проект так и не был реализован.
После победы СССР над нацистской Германией "Престол сатаны" был вывезен в Страну Советов, а его скульптуры выставлялись в здании Малого Эрмитажа. В 1958 году алтарь был возвращён в ГДР, а в СССР для музеев были переданы точные гипсовые копии его фрагментов.
До сих пор в России существует миф, по которому Мавзолей Ленина был создан архитектором Щусевым по подобию "Престола сатаны". Сторонники этой теории утверждают, что вырез на трибуне с правой стороны Мавзолея был скопирован с Пергамского алтаря, а буквы "Ленин" якобы написаны на камне, который лежал на входе в жертвенный зал.
Сторонников этой теории придётся разочаровать — никакого особого выреза на Пергамском алтаре не было, да и быть не могло, поскольку трибуна для вождей на нём не была предусмотрена.
Что же касается камня, то алтарь был создан из желтоватого мрамора, в то время как Мавзолей строили из красного гранита, чёрного Лабрадора и кроваво-красного карельского порфира. Камень с именем вождя представляет собой огромный массив чёрного Лабрадора, который был привезён из Житомирской области. Первоначальный вес монолита составлял 60 тонн, после обработки в Москве в нём осталось 48 тонн. Очевидно, что с Украины валун доставляли с огромным трудом, и это стало основой легенды о камне с "Престола сатаны".
Так можно ли Пергамский алтарь называть престолом нечистого? Конечно, можно. Но лишь в ряду тысяч других языческих кумирен, на жертвенниках которых некогда лилась человеческая кровь.


Историческая справка

В 6 веке по приказу императора Юстиниана алтарь начал выполнять функции редута, благодаря чему отлично сохранился. Со временем византийские крепостные стены были покрыты земляной насыпью. В конце XIX века алтарь был раскопан археологом Карлом Хуманом и вывезен в Германию. В 1920-х г. для уникальной археологической находки в Берлине построили отдельный музей.

Алтарь в СССР

Конспирологи, сравнивающие большевиков с сатанистами, считают, что алтарь использовался в ритуальных целях. Европейские оккультисты облюбовали его еще тогда, когда он стоял в Берлине. В частности, там проводила обряды Лия Хирсиг — ученица черного мага Алистера Кроули.

В 1958 г. по распоряжению Н. С. Хрущева Пергамский алтарь был возвращен в ГДР. Сейчас он по-прежнему выставляется в берлинском Пергамон-музее. В Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица выставлена его гипсовая копия. В последнее время турецкие власти требуют вернуть памятник на его историческую родину, на окраину современного Бергама.

Читайте также: