Трилогия бартимеуса глаз голема краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Здесь следует сделать небольшое лирическое отступление и побольше рассказать о мире, в котором происходит действие трилогии. Внешне он очень похож на наш, на географической карте встречаются практически все те же страны, однако есть одно существенное отличие от нашей реальности. Дело в том, что мир Бартимеуса населяют волшебники, каждый из который умеет вызывать духов, подобных Бартимеусу, из так называемого Иного места и использовать в своих целях. Духов существует великое множество, объединяет же их только одно — каждый вынужден безоговорочно подчиняться волшебнику и выполнять любые его пожелания, от похода в магазин за хлебом и покупки утренних газет до постройки домов, дворцов, пирамид, городских стен и создания артефактов.

Империи создавались, росли и рушились, волшебники захватывали и теряли власть, но за долгие тысячелетия истории только один из них задумался о том, что существующую схему можно изменить. К сожалению, никто не последовал его примеру, хотя память о дерзком юноше сохранилась в сердцах некоторых действующих лиц нашей истории. Но давайте обо всем по порядку.


Художник — Сергей Шикин

Главной удачей книги стал образ невольного помощника Натаниэля, джинна Бартимеуса. Болтливый, циничный, хитрый, умный, остроумный и добродушный по большему счету джинн располагает к себе практически с первых же страниц, стоит только ознакомиться с его меткими, едкими и острыми замечаниями и комментариями, как будто бы позаимствованными из книг Терри Пратчетта (Примечание Бартимеуса: на самом деле это Пратчетт позаимствовал этот литературный прием у меня. Не верите? Давайте сравним, Пратчетт написал свой первый роман в 1971 году, мои же первые пробы пера, точнее молотка и долота, датируются третьим тысячелетием до нашей эры, когда я украсил своими каракулями все стелы от Мемфиса до верховий Нила). Джинн служит в романе своеобразным голосом разума — если Натаниэль еще слишком молод, глуп и наивен, чтобы понимать, в каком мире ему не повезло родиться, то Бартимеуса за пять тысяч лет жизни уже сложно чем-либо удивить, особенно, если учесть, с какими мерзавцами ему все это время приходилось общаться.


Художник — Сергей Шикин

Кроме того, введя в повествование Китти, Страуд представил читателям еще одного героя, которому можно сопереживать и сочувствовать. Если поведение Мэндрейка порой вызывает желание собственноручно придушить маленького засранца, а представить себя в образе могущественного джинна все-таки немного сложновато, то вот с Китти можно начать себя ассоциировать практически с самого начала. Смелая, бойкая, энергичная и подвижная девочка, Китти с самого начала задумывалась о несправедливости общества, в котором ей было суждено появиться на свет. Но лишь столкнувшись лицом к лицу с эгоизмом и двуличием волшебников, мисс Джонс окончательно убедилась в своей правоте и стала стремиться во что бы то ни стало вернуть справедливость в жизнь британского общества. Идеалы и стремления Китти могут показаться наивными, но ее верность к делу, готовность идти на жертвы, смелость и честность вызывают уважения даже у такого циничного мерзавца, как Бартимеус.


Художник — Сергей Шикин

Впрочем, главная идея всей трилогии заключается даже не в этом. Три книги Страуд выстраивал свой мрачный и жестокий мир, в котором никчемное меньшинство, паразитируя на чужом труде, обладает практически всеми благами цивилизации. И при этом автор регулярно подчеркивал, что все это заложено в человеческой природе, многократно повторялось в прошлом, и что любой империи, построенной на лжи и насилии, рано или поздно приходит конец. К сожалению, крах одной империи всегда будет означать, что в скором времени и в другом месте зародится новая, и все начнется с начала.

Всё это тем более грустно, что мир Натаниэля очень похож на наш, Страуд, что называется, писал на злобу дня. Стоит только заменить волшебников на олигархов, чиновников или партийных лидеров, как в памяти всплывают реально жившие деятели уже нашего мира. Других мрачных параллелей с реальностью в книге тоже хватает. Влияние средств массовой информации на людей, использование маленьких групп противников режима в целях, прямо противоположных их идеалу, серость и безынициативность основной рабочей массы, отсутствие желания бороться за свои права, право слово, Страуд не питает иллюзий касательно человеческого общества и того, что им движет.

Хватает в трилогии и отсылок к истории, мифологии и философии нашего мира. Автор довольно умело оперирует историческими фактами, мифологическими элементами и городскими легендами. В книгах регулярно упоминаются или даже появляются во флэшбеках как реально существовавшие личности — Нефертити, Йехуда Лёв, Бенджамин Дизраэли и Уильям Гладстон, так и легендарные и мифические существа, боги, демоны и прочие фольклорные персонажи.

Краткое содержание

Натаниэль — юный, но весьма одареный ученик волшебника — вызывает могущественного джинна Бартимеуса и приказывает ему украсть Амулет Самарканда у Саймона Лавлейса, который когда-то его оскорбил. Бартимеус выполняет это задание, прибывает к своему хозяину и случайно узнает его истинное имя в то время, как наставник дает Натаниэлю официальное имя — Джон Мэндрейк. При встрече джинн пытается шантажировать этим Натaниэля, чтобы тот отпустил его, так как Бартимеус не хочет связываться с таким могущественным волшебником как Лавлейс. Но Натаниэль угрожает ему заточением в банке с розмарином(эту растение духи не выносят), и они заключают своеобразный договор. Джинн начинает следить за Лавлейсом. Постепенно Бартимеус и Натаниэль понимают, в какую заварушку они оказались втянуты, так как Лавлейс собирается свергнуть правительство и премьер-министра, но для осуществления своего плана ему нужен Амулет. Бартимеус попадает в плен, но сбегает, неосторожно указывая путь к дому наставника Натаниэля. Лавлейс прибывает к нему, убивая всех обиталей дома и возвращает себе Амулет, но Натаниэлю при помощи Бартимеуса удается бежать. Они прибывают на место, где Лавлейс для конференции собрал всех членов правительства и пытается предупредить министров, но оказывается задержан. Лавлейс при помощи магического рога вызывает могущественного демона Рамутру и защищенный от него Амулетом приказывает ему уничтожить всех, кто находится в зале заседания. Натаниэль с помощью Бартимеуса отбирает у него Амулет, и Рамутра съедает Лавлейса, после Натаниэль отсылает Рамутру обратно в Иное Место — родной мир духов. Порядок восстановлен, Натаниэля отдают на обучение могущественной волшебнице, которая поможет ему развить ему его дарования, и он отпускает Бартимеуса, в благодарность обещая больше никогда его не вызывать.

Глаз Голема

Врата Птолемея

Третья книга трилогии. В Великобритании вышла в 2005 году, а осенью 2006 вышла на русском языке.

Краткое содержание

Трилогия в 2006 году стала лауреатом Мифопоэтической премии.

Действие книг происходит в Англии, помещенной в некую сказочную, магическую реальность, где волшебники управляют миром посредством духов (демонов, как волшебники их называют). В первой книге повествование идёт от лица Натаниэля (в 3 лице) и Бартимеуса (в 1 лице), позднее, во второй и третьей книгах к ним присоединяется Китти Джонс (повествование ведется в 3 лице), а также во второй книге один эпизод описан глазами фолиота Симпкинса (в 3 лице).

Содержание

Джонатан Страуд

Амулет Самарканда

Глаз Голема


Краткое содержание

Врата Птолемея

Третья книга трилогии. В Великобритании вышла в 2005 году, а осенью 2006 вышла на русском языке.

Краткое содержание

Кольцо Соломона

Четвёртая книга, являющаяся приквелом к трилогии Бартимеуса. Книга вышла в 2010 году. Русская версия вышла зимой 2011.

Краткое содержание

Год 960 до н. э. Израильский Царь Соломон правил своей империей из Иерусалима с помощью волшебного кольца невероятной силы. Среди многих рабов духов на службе царя и его магов был джинн Бартимеус, дух с особой хитростью, саркастическим остроумием, и беспрецедентной репутацией за дерзость. После строительства неудачного проекта, Бартимеус отправляется в пустыню, чтобы выследить группу бандитов, которые атакуют пути торговли Соломона, и в процессе сталкивается с девушкой Асмирой, состоящей на службе Царицы Савской. Вскоре после этого, она неохотно тянет джинна в, казалось бы, суицидальные миссии: убить Соломона и украсть его кольцо.

Персонажи

  • Бартимеус — джинн. Другие имена: Нехо, Рехит, Ваконда алгонкинов, Сакар-аль-Джинни и Серебряный Пернатый Змей. Достаточно силен, имеет очень хорошее чувство юмора. Любимое воплощение — облик Птолемея — его старого друга и хозяина. Бартимеус уважает сильных личностей, именно поэтому с ним сумели близко сойтись Китти и Натаниэль, а до этого Птолемей. Несмотря на весь свой сарказм верил в возможность совместной работы духов и людей.
  • Факварл — джинн, старый приятель и соперник Бартимеуса. Служил Лавлейсу, но после его смерти был заключен в шкатулке на дне моря. После его освободил Хопкинс вселил в свое тело, лелея мысли о могуществе, Факварл вытеснил его разум. Он подговорил других духов сделать то же самое, чтобы отомстить людям. Был убит Бартимеусом и Натаниэлем. Всегда пытался бороться за свободу духов. Любимое воплощение — толстяк-повар.
  • Ноуда — могущественый демон вне категорий. Очень жестокий и кровожадный. Был вселен в тело Мейкписа. После был уничтожен Бартимеусом и Натаниэлем.
  • Джабор — джинн, старый знакомый Бартимеуса и Факварла. Служил вместе с Факварлом Лавлейсу. Во время вызова Рамутры стражался с Бартимеусом, но был затянут в воронку. Любимое воплощение — человек с красной кожей и головой шакала.
  • Квизл — джиннша, старая подруга Бартимеуса, с которой он работал в Праге. Была рабой Ффукса. Была убита големом во время его нападения на Британский музей.
  • Шубит — джинн (в 3 книге упоминается как африт) на службе у Джессики Уайтвелл. Любимое воплощение — медведь. Расторопный слуга. Освободился от рабства после убийства Джессики Ноудой.
  • Немиадес — джинн на службе у Тэллоу. Любимый облик — зелёная обезьяна. По приказу хозяина атаковал Чёрной Молотилкой Китти и Якоба, от чего лицо и руки у Якоба покрылись пепельными полосами, а Китти обнаружила в себе устойчивость к магии.
  • Гонорий — африт Глэдстоуна, заключенный в его костях для того, чтобы охранять гробницу хозяина от посягательств. От долгого заключения сошел с ума. Уничтожен во время суицидальной попытки прыгнуть на голема, по предположению Бартимеуса, африт давно хотел обрести покой и нашел оригинальный выход.
  • Наэрьян — афритша, старая знакомая Бартимеуса. Он познакомился с ней в Африке, во время походов Сципиона, позднее они вместе работали в Константинополе. Любимый облик — иссиня-черный торс, три огненных глаза и множество паучьих лап. Присоединилась к Факварлу, вселилась в тело Клайва Дженкинса. Была убита Бартимеусом и Натаниэлем.
  • Аскобол — джинн на службе у Натаниэля. Любимый облик — циклоп в шотландской юбочке с двумя русыми косичками. Постоянно насмехался над Бартимеусом, на что тот отвечал тем же. Льстил и пресмыкался перед Натаниэлем. Был убит Факварлом.
  • Кормокодран — джинн 3 уровня на службе у Натаниэля. Любимый облик — человек-вепрь с клыками и копытцами, выкрашенными синей вайдой. Долгое время служил в Ирландии, в эпоху кельтских сумерек. Унылый и неразговорчивый. Был убит Факварлом.
  • Мвамба — джиннша на службе у Натаниэля. Долгое время работала в племенах абалуйя на востоке Африки. По словам Бартимеуса, ветрена и взбалмошна, как бабочка. Была убита Факварлом.
  • Ходж — джинн на службе у Натаниэля. В принимаемом облике обязательно присутствуют шипы и вонь. Вместе с Аскоболом подшучивал над Бартимеусом. Был убит Факварлом.
  • Симпкин — фолиот, раб Шолто Пинна. Работал в магазине, в первой книге помог схватить Бартимеуса, во второй — был убит во время нападения голема на магазин его хозяина. За годы рабства настолько свыкся со своей ролью, что даже не желал себе иной доли и служил по доброй воле.

Волшебники

  • Натаниэль (Джон Мэндрейк) — волшебник. Жизненный путь именно этого персонажа от самого детства до зрелости прослеживается на протяжении всей трилогии. Характер его тоже претерпевает сильные изменения от книги к книге. Он честолюбив, но справедлив и действует только в соответствии со своими принципами, не лишен проблесков совести и долга, всегда старается действовать на благо своей страны.

The Bartimaeus Trilogy.jpg

Содержание

Сюжет

Эта история произошла в Лондоне в начале третьего тысячелетия. Вот только это вовсе не тот Лондон, который мы знаем. Хотя бы потому, что волшебники там — весьма обыденное явление. Равно как и демоны — джинны, бесы, африты и многие другие.
Волшебники призывают демонов и при помощи заклинаний принуждают их выполнять свои приказы. Демонам это, разумеется, совсем не нравится. Так что, когда юный ученик волшебника вызвал джинна по имени Бартимеус, джинн хотел только одного: побыстрее выполнить прихоть хозяина — выкрасть могущественный Амулет Самарканда у другого волшебника — и забыть о настырном мальчишке. Однако все оказалось далеко не так просто…

Год 960 до н. э. Израильский Царь Соломон правил своей империей из Иерусалима с помощью волшебного кольца невероятной силы. Среди многих рабов духов на службе царя и его магов был джинн Бартимеус, дух с особой хитростью, саркастическим остроумием, и беспрецедентной репутацией за дерзость. После строительства неудачного проекта, Бартимеус отправляется в пустыню, чтобы выследить группу бандитов, которые атакуют пути торговли Соломона, и в процессе сталкивается с девушкой Ашмирой, состоящей на службе Царицы Савской. Вскоре после этого, она неохотно тянет джинна в, казалось бы, суицидальные миссии: убить Соломона и украсть его кольцо.

Уровень сил

Внимание: спойлеры! Книга первая: Амулет Самарканда(краткое содержание)


Натаниэль — юный, но весьма одареный ученик волшебника — вызывает могущественного джинна Бартимеуса и приказывает ему украсть Амулет Самарканда у Саймона Лавлейса, который когда-то его оскорбил. Бартимеус выполняет это задание, прибывает к своему хозяину и случайно узнает его истинное имя в то время, как наставник дает Натаниэлю официальное имя — Джон Мэндрейк. При встрече джинн пытается шантажировать этим Натaниэля, чтобы тот отпустил его, так как Бартимеус не хочет связываться с таким могущественным волшебником как Лавлейс. Но Натаниэль угрожает ему заточением в банке с розмарином (это растение духи не выносят), и они заключают своеобразный договор. Джинн начинает следить за Лавлейсом. Постепенно Бартимеус и Натаниэль понимают, в какую заварушку они оказались втянуты, так как Лавлейс собирается свергнуть правительство и премьер-министра, но для осуществления своего плана ему нужен Амулет. Бартимеус попадает в плен, но сбегает, неосторожно указывая путь к дому наставника Натаниэля. Лавлейс прибывает к нему, убивая всех обиталей дома и возвращает себе Амулет, но Натаниэлю при помощи Бартимеуса удается бежать. Они узнают, что задумал Лавлейс и прибывают на место, где Лавлейс для конференции собрал всех членов правительства и пытается предупредить министров, но оказывается задержан. Лавлейс при помощи магического рога вызывает могущественного демона Рамутру и защищенный от него Амулетом приказывает ему уничтожить всех, кто находится в зале заседания. Натаниэль с помощью Бартимеуса отбирает у него Амулет, и Рамутра съедает Лавлейса, после Натаниэль отсылает Рамутру обратно в Иное Место — родной мир духов. Порядок восстановлен, Натаниэля отдают на обучение могущественной волшебнице, которая поможет ему развить ему его дарования, и он отпускает Бартимеуса, в благодарность обещая больше никогда его не вызывать.

Книга вторая: Глаз голема


Книга третья: Врата Птолемея


Книга четвертая: Кольцо Соломона



Приквел к трилогии Бартимеуса. Год 960 до н. э. Израильский Царь Соломон правил своей империей из Иерусалима с помощью волшебного кольца невероятной силы. Среди многих рабов духов на службе царя и его магов был джинн Бартимеус, дух с особой хитростью, саркастическим остроумием, и беспрецедентной репутацией за дерзость. После строительства неудачного проекта, Бартимеус отправляется в пустыню, чтобы выследить группу бандитов, которые атакуют пути торговли Соломона, и в процессе сталкивается с девушкой Ашмирой, состоящей на службе Царицы Савской. Вскоре после этого, она неохотно тянет джинна в, казалось бы, суицидальные миссии: убить Соломона и украсть его кольцо.

Читайте также: