Трифонов нетерпение краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Эта хорошая книга посвящена революционерам - народовольцам, в особенности тому периоду, когда революционеры от "хождения в народ" перешли к беспощадному террору против власти.

Юрию Валентиновичу Трифонову удается раскрыть трагедию народовольцев, которые ставивили перед собой высокие политические, нравственные и культурные цели, но были вынуждены решать эти задачи путем жестоким, безнравственным, зачастую лишенным какого-либо смысла. Трифонов старается подчеркнуть бессмысленность террора, несмотря на героизм отдельных революционеров.

Ю.Трифонов использует в своем повествовании множество документов. Но, все же ощущения цельности от книги не возникает. Мне показалось, что роман выстроен несколько мозаично, в нем нет магистрального сюжета.

Буквально с первых страниц на читателя обрушивается лавина имен и фамилий. Персонажи книги возникают на минуту, затем пропадают надолго, чтобы воскреснуть из небытия где-то в середине увесистого тома. Некоторые просто названы, но никак не действуют и не проявляют себя. Отдельные герои не раскрыты, их не успеваешь запомнить, тем более полюбить их, сопереживать им. Это здорово тормозит повествование, сюжет, едва проклюнувшись, вязнет в лавине деталей, не всегда необходимых для читателя.

В результате - автор показывает несравненную эрудицию, но целостной картины о крахе революционного террора не получается.
Тем не менее образы Желябова и Петровской получились достаточно выпуклыми. Роман "Нетерпение" запоминается надолго и при перечитке можно откопать в нем более глубокие, ранее не замеченные и не оцененные слои.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

libking

Юрий Трифонов - Нетерпение краткое содержание

Нетерпение - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Повесть об Андрее Желябове

К концу семидесятых годов современникам казалось вполне очевидным, что Россия больна. Спорили лишь о том: какова болезнь и чем ее лечить? Категорические советы, пророчества и проклятья раздавались в стране и за границей, на полутайных собраниях, в многошумных газетах, модных журналах, в кинжальных подпольных листках. Одни находили причину темной российской хвори в оскудении национального духа, другие - в ослаблении державной власти, третьи, наоборот, в чрезмерном ее усилении, одни видели заразу в домашних ворах, иные в поляках, третьи в бироновщине, от которой Россия за сто лет не могла отделаться, а великий писатель полагал, что виноват маленький тарантул, piccola bestia, то бишь Биконсфильд, забежавший в Европу. Были и такие, что требовали до конца разрушить этот поганый строй, а что делать дальше, будет видно. Да что же происходило? Вроде бы все шло чередом: росли города, бурно раскидывались во все стороны железные дороги, дельцы нагребали состояния, крестьяне бунтовали, помещики пили чай на верандах, писатели выпускали романы, и все же с этой страной творилось неладное, какая-то язва точила ее. Всю Россию томило разочарование. Разочарованы были в реформах, разочарованы в балканской войне, власть разочаровалась в своих силах, народолюбцы разочаровались в народе. Появилось много людей, уставших жить. "Русская земля как будто потеряла силу держать людей!" - говорил с горечью писатель, что стращал всех тарантулом.

Понять, что происходит, современникам не удавалось: не замечая причин, они со страхом и изумлением наблюдали следствия. Лишь десятилетия спустя эта пора душевной смуты, разочарования и всеобщего недовольства будет определена как назревание революционной ситуации. А начиналось все это порядочно давно. Еще в те, наверное, времена, когда никому и в голову не могло прийти, что что-либо начинается. В 1866 году (едва ли тут было начало!) в царя, освободителя и реформатора, стрелял злоумышленник.

Спустя двенадцать лет зимою, в Одессе, молодой человек по имени Андрей Желябов должен был принять тяжелое решение: расстаться с женой, с которой прожил шесть лет и которая, он знал это, очень сильно его любила. Но у них был сын, и о нем следовало думать. Жена была еще молодая женщина, певица, музыкантша, нравилась мужчинам, отец влиятельный господин, сахарозаводчик, гласный городской думы, который другому зятю устроил бы отличную жизнь, и судьба жены могла бы перемениться. А какая жизнь с ним? Полунищенство в Одессе, два стула и кровать, крестьянская воловья работа в Николаевке, от зари до зари (однажды видел, как, лежа на меже, плакала), тревоги, неустройства, непутевые друзья без гроша в кармане, какие-то подозрительные женщины, развязные, с наглым взглядом, с папиросками, разговаривающие с нею свысока, ночью громыханье сапог, обыски, уходы, уводы, исчезновения, сначала на четыре месяца, потом на семь месяцев, унижение перед родителями, чтобы взять на поруки. Да зачем же все это терпеть? Конца не видно. Впрочем, виден. И даже - явственно.

Вот уже никого из старых друзей нет в Одессе: Волховский в Сибири, Петро Макаревич, Сережка Жебунев и Соломон там же, в Тобольской губернии, Сережкин брат Владимир под надзором на Харьковщине, а Никола, третий из Жебуневых, удрал в Париж. И Аня где-то там, далеко, в Европе, а Иван Ковальский казнен в августе.

Поэтому, если рассуждать спокойно и здраво, руководствуясь логикой, а не чувством.

- Зачем ты пришел сюда?

- Мы должны расстаться.

- Мы и так расстались. Это все знают. Летом ты сбежал от нас к Митьке, прекрасно там жил на бахче, торговал арбузами, мне все известно, тебя видели на базаре в Брацлаве. Зачем ты нас мучаешь? Что тебе нужно?

Из соседней комнаты, тихо приподняв занавеску, вышел маленький мальчик. Он был очень бледен, с круглой обритой по-казацкому головкой. Остановился и смотрел с каким-то робким и страстным вниманием на отца. Мать протянула руку, как бы зовя мальчика к себе и одновременно загораживая ему дорогу к отцу.

- Что мне нужно? Во-первых, вот что. - Он смотрел на мальчика. - Взять то, что я оставил летом в мешке. Где-то там, возле окна, под полом.

- Ничего нет, я не хотела рисковать и все выбросила. Еще что?

- Еще то, что я уже сказал: расстаться.

Он произнес это твердо, глядя на мальчика. Только твердость была спасением. Потому что все уже кончено, надо немедленно и навсегда. И мальчик, который еще колебался, не знал, подойти ему к отцу или нет, сделал шаг к матери, она обняла его и прижала загорелой красивой рукой. Другой рукой закрыла лицо.

- Андрейка, ступай в комнату, - сказала мать.

Он ощупывал в кармане железную немецкую игрушку, бородатого рождественского гнома, купленного по дороге сюда. Сжал в кулаке, сломал. Они должны его возненавидеть. Мальчик вышел, она сказала сломанным голосом:

- Тебе нужно непременно добить. до конца.

- Ты ничего не понимаешь! У нас выхода нет.

Она плакала. Он терпеливо ждал, сидя на стуле у окна. Смотрел на улицу. Нужна была ее ненависть, безоглядная, полная - тогда, может быть, они спасутся. Ольга поглядела с внезапной улыбкой.

- Я знаю, о чем ты думаешь! Понимаю все твои благородные хитрости. Но ты себя не обманывай. Дело простое! Ты меня никогда не любил! - Ждала возражений, хоть каких-то, из вежливости, чтобы немедленно обличить. Это было неправдой. Но он промолчал.

Вдруг вспомнилась та осень в Городище, шесть лет назад, когда он приехал в имение будущего тестя, еще ни о чем не догадываясь, еще полный ожесточения от неудачи с университетом - одесские власти были согласны его восстановить и даже ходатайствовали, но министерская сволочь в Петербурге ни за что не соглашалась, и пришлось терять второй год - и там, в Городище, обе ученицы, Оля и Тася, горячо ему сочувствовали и жалели его, и первые несколько дней он только и делал, что рассказывал всю эпопею в подробностях. Сейчас, вспоминая то, как он рассказывал, да и саму эту историю с профессором Богишичем, он понимал, что тщеславился и петушился сверх меры, хотя гордиться было нечем. Подумаешь, событие! Профессор, старый болван, сделал замечание Абрашке Беру (Абрашка задремал на лекции): "Вы что, в кабаке? Не хватает еще подушек! Вон!" Абрашка пытался что-то пищать в свое оправдание, но Богишич заорал: "Молчать! Вон!", топал ногами, как генерал на денщика, ну и, разумеется, оставить такое скотство без последствий было нельзя. Сначала бойкот, потом ждали объяснений, ректор пытался замять, Богишич уклонялся, но министр, граф Толстой, требовал грозных кар. Смешно все это. Во-первых, вздор: какие в кабаке подушки? Полуграмотный серб, по-русски-то говорить не научился, но такие слова, как "Молчать!" и "Вон!", уже знал прекрасно.

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Юрий Трифонов Нетерпение

Нетерпение: краткое содержание, описание и аннотация

Юрий Трифонов: другие книги автора

Кто написал Нетерпение? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Юрий Трифонов: Обмен

Обмен

Юрий Трифонов: Дом на набережной. Исчезновение. Время и место

Дом на набережной. Исчезновение. Время и место

Юрий Трифонов: Повести, рассказы, статьи

Повести, рассказы, статьи

Юрий Трифонов: Московские повести (сборник)

Московские повести (сборник)

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Юрий Трифонов: Все московские повести (сборник)

Все московские повести (сборник)

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

Юрий Трифонов: Все московские повести (сборник)

Все московские повести (сборник)

Александр Воронский: Желябов

Желябов

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Юрий Трифонов: Повести, рассказы, статьи

Повести, рассказы, статьи

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Даниил Хармс: Рассказы, сценки, наброски

Рассказы, сценки, наброски

Нетерпение — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

И вот у старого рыбника Христофорыча…

Лулудаки опять смеялся: ха-ха, справедливости! Есть такие женщины, красивые и глупые, их все обманывают и они всех обманывают. Вот это и есть справедливость. Худшие дела творились во имя справедливости: христиане резали турок, турки христиан, французы бомбили Севастополь, римские владыки жгли на кострах. Самое страшное зло на земле! Страшное тем, что его нет, оно не существует…

Что-то в таком роде говорил старый грек.

Значит, по-вашему, господин Лулудаки, бороться за справедливость нет расчета? Нет, нет. Совершенно никакого расчета. Разумеется, он молол вздор, но так как выпили целую четверть вина, разговор становился забавным. Мы, греки, говорил старик, — самые древние жители на этой земле, нас теснили дикие степные племена, номады, разбойники, генуэзцы, татары, потом вы, русские. Где же справедливость? Может быть, надо бороться против вас всех? Ведь мы первые поселились на этом берегу! Нет, не надо. Мы хотим ловить рыбу в море, как две тысячи лет назад, вот и все. Потому что справедливость — то, что дает нам море и бог.

Ага, вы настоящий гегельянец! Вы оправдываете все сущее. Все действительное разумно, не так ли? Андрею было весело. Давно не было так весело, легко и как-то заманчиво жить. Черт возьми, кроме справедливости существует еще много прекрасных вещей: например, море, вино, старики, пьяные разговоры! Итак, синьор Лулудаки, вы оправдываете любую действительность? Не понимаю, о чем вы там говорите, но, что бы вы ни говорили, я это оправдываю. Да, да, я оправдываю! Оправдываю, оправдываю!

И грек, смеясь и дрожа всем своим старым, пористым, как коричневая губка, лицом, подымал руки и взмахивал ими, благословляя что-то. Андрей радостно смотрел на него. Старик нравился ему все больше. Какой милый, веселый эксплуататор наемного труда! И он не глуп. Эти старики, прожившие трудную жизнь и кое-что добившиеся, очень даже неглупы. Дорогой месье Лулудаки, лет тридцать назад, когда вы были простым рыбаком, вам не казалось, что все в мире так уж замечательно. Но потом вы заплатили шестьдесят пять целковых, купили свидетельство второй гильдии — не так ли? — и решили, что мир стал немного лучше. А потом заплатили еще двести пятьдесят, стали купцом первой гильдии, оптовиком, и теперь вы уверены, что на земле все в отличном порядке.

Андрей хохотал, старик подливал вина и говорил грустно: нет, мои дела не имеют отношения к моим мыслям. Я говорю на опыте долгой жизни. Двенадцать лет назад я потерял жену, моложе меня, красивую русскую женщину — разве это справедливо? Один мой сын погиб в Сербии, другой живет в Петербурге и забыл меня. В старости я одинок, как Иов. Это справедливо? Ведь вся моя жизнь была для детей, а их нет у меня. Между прочим, это вино покупают для Ливадийского дворца, я знаю поставщика, он мой друг. И вот я говорю вам: справедливости нет! Ее просто нет в природе. Так как же, я вас спрашиваю, можно бороться за то, чего нет?

Они продолжали разговор утром. Старик провожал до почтовой станции, непрерывно щебеча и рассказывая неглупые истории. Они расстались друзьями и крепко обнялись.

Автор показывает это сближение буквально, описывая встречу Желябова и Нечаева в равелине. Характерно, что в действительности этой встречи никогда не было, она была вымышлена писателем, чтобы указать на изменения, которые произошли с Андреем после того, как он встал на путь террора. Но для Трифонова Желябов и другие наро­довольцы, несмотря на свой нравственный расход, все равно лучше Нечаева.

[2] Речь идёт о бандах хунвэйбинов. Их движение появилось после объявления культурной революции в Китае (1965-1976 гг.).

[4] Дмитриевский В.Н. Социальный заказ - театр - зритель: система взаимосвязей // Художественная жизнь России 1970-х годов как системное целое / Отв.ред.: Зор­кая Н.М. - СПб: Алетейя, 2001. С. 136.

[7] Азольский А. Посторонний // А.Азольский [Электронный ресурс].

[12] См. интервью с А. Гладилиным [Электронный ресурс].

[13] Огрызко В. Русские литераторы: Трифонов и Вампилов / В. Огрызко [Электронный ресурс].

[14] Патера Т. Обзор творчества и анализ московских повестей Юрия Трифонова / Т. Патера [Электронный ресурс].

[15] В отличие от других авторов серии - к примеру, В. Войновича и В. Аксенова, Ю. Трифонов не подвергался травле, не получал угроз из соответствующих органов.

[16] Иванова Н. Занятия историей как оппозиционный акт / Н. Иванова [Электронный ресурс]. c

[17] Огрызко В. Русские литераторы: Трифонов и Вампилов / В. Огрызко [Электронный ресурс]. c

[18] Иванова Н. Занятия историей как оппозиционный акт / Н. Иванова [Электронный ресурс].

[19] Троицкая Л. Писатель, публицист, создатель первой энциклопедии русского рока Александр Житинский: «Пытаясь устроить Гребенщикову квартиру, я познакомился со своей третьей женой / Л. Троицкая [Электронный ресурс].

[20] Азольский А. Посторонний // А. Азольский [Электронный ресурс].

[21] Немзер А. Литературное сегодня. Литературное сегодня. О русской прозе. 90-е. - М.: Новое литературное обозрение, 1998. - [Электронный ресурс].

[22] Иванова Н. Занятия историей как оппозиционный акт / Н. Иванова [Электронный ресурс].

[24] Трифонов Ю.В. Отблеск костра / Ю.В. Трифонов [Электронный ресурс].

[27] Лейдерман, Н.Л., Липовецкий, М.Н. Современная русская литература: В 3 кн. Кн . 2 / Н.Л. Лейдерман, М .Н. Липовецкий [Электронный ресурс].

[28] Трифонов Ю.В. Нетерпение. - М.: Изд-во политической литературы, 1974. - С. 20.

[31] Там же. С. 100.

[32] Там же. С. 468.

[35] Трифонов Ю.В. Нечаев, Верховенский и другие / Ю.В. Трифонов [Электронный ресурс].

[36] Трифонов Ю. В. Нетерпение. - М.: Изд-во политической литературы, 1974. - С. 538.

[37] Там же. С. 169.

[38] Трифонов Ю.В. Нечаев, Верховенский и другие / Ю.В. Трифонов [Электронный ресурс].

[39] Трифонов Ю.В. Нечаев, Верховенский и другие / Ю.В. Трифонов [Электронный ресурс].

[42] Трифонов Ю.В. Нетерпение. - М.: Изд-во политической литературы, 1974. - С. 270.

[43] Там же. С. 529.

Читайте также: