Три склонения имен существительных 4 класс школа россии технологическая карта

Обновлено: 05.07.2024

Представленная технологическая карта урока по предмету " Русский язык" для обучающихся 4 класса, разработана в соответствии с требованиями ФГОС. В карте отражены цели и задачи урока, намечены и запланированы универсальные учебные действия, которыми должны овладеть учащиеся в процессе урока.

Оценить 470 0

Тема: Три склонения имён существительных (общее представление) 1-е склонение имен существительных

Планируемые результаты(Четкое определение итогового результата, поддающегося оценке)

Личностные:установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Метапредметные

Регулятивные:

Постановка учебной задачи; сличение способа действий и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.

Познавательные:

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения их признаков; синтез; подведение под понятие; выведение следствий.

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Предметные:Овладение представлениями о грамматических нормах русского языка: определение склонения имён существительных

Цель ученика:

Познакомиться с признаками имен существительных 1,2 и 3 склонения. Научиться определять склонение.

Цель учителя:

Дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе, содействовать развитию приемов умственной деятельности: сравнение, анализ, обобщение; способствовать развитию внимания и наблюдательности, умению работать в коллективе ,давать самооценку учебной деятельности.

Узнать, что такое склонение имен существительных, какие бывают группы склонений, как их отличить, научиться определять склонение имен существительных.

Нарушение письменной речи у одного ребенка

Педагогические технологии:

Проблемно-диалогическая, технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов), элементы здоровьесберегающих технологий, личностно-ориентированный подход.

Структура и содержание занятия

Этапы урока

Деятельность

Деятельность

Задания каждого этапа

Используемые методы и приемы

Формы организации деятельности

I этап:Организационный момент

Цель: создание психологического микроклимата,

настрой учащихся на урок.

Определяет готовность учащихся к уроку

Подготавливают рабочее место.

II этап: Актуали-зация знаний

Цель: Определение уровня готовности к восприятию нового материала.

Организует самостоятельную работу учащихся

Работают по карточкам

(базовый уровень) Списать, вставляя пропущенные буквы, раскрыть скобки.

(На)ступили х.лодные ..сенние дни. Ноч.ю моро. (по)крыл лужи первым ле.ком. куда пропали в.селые бабочки? Одни (за)летели (в)сарай. Там они (за)п.лзли в ст.нные щели и (за)снули. Другие укрылись (в)кучках сухих лист.ев (на)лесных полянках.

Выделить в словах приставки, подчеркнуть предлоги

II этап:

Самоопределение к деятельности

Цель: определение и самостоятельное формулирование темы

Организует наблюдение за изменением имён существительных.

Предлагает сформулировать тему урока.

Отвечают на вопросы учителя.

Определяют, что у имен существительных есть еще какой-то признак, по которому и различаются эти два слова и от которого зависит окончание.

Формулируют тему и задачи урока.

Прочитайте предложение. (слайд1)

Бабушка рассказала мне о сестр. и матер..

-Найдите в предложении однородные члены.

-Каким членом предложения они являются?

-Какой частью речи они выражены?

-Определите их род, падеж.

-Как вы думаете, какие окончания будут у этих существительных? Они одинаковые или разные?

Бабушка рассказала мне о сестре и матери.

IV этап:

Первичное усвоение знаний.

Цель: Формирование умения определять склонение имён существительных.

1.Организует работу учащихся по учебнику.

3.Организует самостоятельную работу с упражнением в учебнике.

1.Читают и выполняют задания письменно по образцу данном в упражнении.

Делают вывод о том, что окончания всех существительных, входящих в одну группу совпадают, но они отличаются от окончаний существительных двух других групп. Соотносят его со сведениями в учебнике.

Делают вывод о том, что склонений имен существительных три.

2. Выполняют упражнения,

предлагаемые в тексте физкультминутки.

3. Комментируют правописание окончаний имен существительных 1- го склонения

Приводят примеры имен существительных

Разных типов склонений

Выполняют звуко-буквенный разбор

- Устно склоняют группы слов.

- Сравнивают окончания в каждой группе.

Определяют род, окончания, число записанных слов

Выполнение упражнений по тексту физкультминутки

Применение новых знаний

Работа в группах

V этап:Первичное закрепление изученного материала

Цель: применение новых знаний на практике

Организует работу в парах.

Упр.156 в учебнике

Прочитайте задание и выполните обсуждая в парах.

Применение новых знаний

VI этап: Рефлексия

Формулирование оценочных выводов и обобщений.

Организует работу по карточкам.

Предлагает оценить свою работу на уроке.

Читают слова с противоположным значением. Подчеркивают имена существительные 1-го склонения.

работы на уроке.

Быль – сказка, вред – польза, война – мир, грязь – чистота, работа – отдых, родина – чужбина, тишина – шум, тоска – веселье, нищета – богатство, молодость – старость.

VII этап: Подведение итогов

Цель: Обобщение знаний по изученному материалу.

Уточняет, над какой темой работали на уроке,

что нового узнали

об именах существительных

Делают вывод и обобщают учебный материал.

Что нового узнали сегодня об именах существительных?

Что такое склонение?

Назовите опорные слова для определения склонения имен существительных.

Сколько групп склонений в русском языке?

Самоанализ урока

При разработке данного урока мною учитывались возрастные особенности детей младших классов и реальные возможности учеников моего класса: это средняя работоспособность, трудности с концентрацией и переключением внимания, наличие в классе детей с нарушением письменной речи, средний уровень развития аналитико- синтетического мышления. Урок опирался на знания, умения учеников, полученные ранее.

Организационный момент включал в себя положительный эмоциональный настрой детей на предстоящую учебную деятельность.

В ходе урока дети получили общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе.

Были использованы различные формы деятельности: фронтальный опрос, работа в парах, индивидуальная, самостоятельная работа учащихся, работа с материалом учебника (чтение определения, выполнение тренировочных упражнений)

Здоровьесберегающий аспект: высокая работоспособность обеспечивалась сменой видов деятельности, применением здоровьесберегающих технологий . Хорошая психологическая атмосфера поддерживалась самими формами групповой и парной работы, т.к. снималась тревожность, мнительность, нерешительность, в результате общение на уроке было продуктивным и качественным. Проводилась физминутка. Было обеспечено рациональное использование времени. Предупреждалась перегрузка школьников.

На этапе рефлексии учебной деятельности шло дальнейшее развитие у учащихся алгоритму самооценивания. Урок достиг поставленной цели. У детей сформировалось понятие о склонении имен существительных в единственном числе.

Проблема: одна девочка имеет проблему с письменной речью, всегда волнуется при выполнении самостоятельных работ, боится ошибиться. На данном уроке успешно справилась со всеми заданиями, но на самостоятельную работу ей потребовалось немного больше времени, чем остальным учащимся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - знакомство с новыми понятиями "склонения существительных".

Цель: ознакомление учащихся с грамматической категорией имени существительного – склонение.

Обучающие цели:

- введение понятия трёх типов склонения имён существительных в единственном числе;

- установление отличительных признаков имён существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения;

- определение типов склонения имен существительных в зависимости от их рода и окончания в начальной форме.

Развивающие:

- формирование учебно-познавательной деятельности;

- формирование готовности учащихся к разным видам интеллектуальной деятельности;

- развитие речи, умения слушать.

-развитие внимания и орфографической зоркости;

- развитие умения делать выводы на основе наблюдений, формулировать правила;

- развитие интереса к предмету.

Воспитывающие:

- воспитание навыка самостоятельной работы;

- воспитание навыка работы в парах, в группах;

- воспитание самостоятельности, аккуратности, усидчивости, целеустремленности.

Задачи:

Формировать умение определять склонение имён существительных в начальной форме.

Формировать универсальные учебные действия:

формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках, формировать адекватную самооценку;

умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; умение контролировать свою деятельность способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности.

умение строить устные высказывания: формулирование проблемы и её решение;

поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и построение модели; выбор основания и критерия для сравнения; классификация объектов; установление причинно-следственных связей.

умение слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу в паре, в группе,формулировать собственное мнение.

Ожидаемые результаты: умение определять тип склонения имён существительных.

Тип урока - урок открытия нового знания.

Основные методы и технологии проблемно-диалогический, наглядный, частично-поисковый, проектный, приёмы ТРКМ.

Формы организации познавательной деятельности - индивидуальная, работа в парах, группах, дифференцированная работа, проблемный диалог, фронтальная работа, исследовательская деятельность, самостоятельная работа.

Средства обучения - учебник, мультимедийная презентация.

Оборудование:

карточки с заданиями, толковый словарь, мультимедийный проектор, экран, компьютер, учебник, тетрадь, ладошки 3-х цветов, лист самооценки, цветные фломастеры и карандаши

Характеристика учащихся класса, для которого проектируется урок.

В классе 19 человек, из них – 11 мальчиков и 8 девочек. Большинство детей на уроке работают активно, проявляют инициативу. Дети любознательны, любят экспериментировать. Есть недостаточно инициативные (5 человек слабоуспевающих). Работают по шаблону. Не могут высказать свое мнение при всем классе. На уроке для слабоуспевающих имеется эталон на доске (на слайдах), у каждого есть своя роль в группе.

Этап урока, время этапа

Методы, приемы обучения

Формы учебного взаимодействия

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатом

Формируемые УУД и предметные действия

Проверить готовность учащихся к уроку.

Создание ситуации занимательности

Приветствует учащихся и проверяет их готовность к уроку, задаёт вопросы

- Мы будем на уроке думать? (да)

- Мы будем рассуждать? (да)

- А может, будем спать? (нет)

- И в облаках летать? (нет)

- Друг другу будем помогать?

- И трудности преодолевать? (да)

- Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением.

- У вас на столе лежат солнышко и тучка. Посмотрите, какая из карточек соответствует вашему настроению. Выберите ее, покажите. (Слайд № )

2. Проверяют готовность к уроку;

3. Отвечают на вопросы

Регулятивные УУД: саморегуляция: самоконтроль готовности к уроку и самоорганизация внимания.

Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать речь учителя.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: ознакомление учащихся с грамматической категорией имени существительного – склонение.

Обучающие цели:

- введение понятия трёх типов склонения имён существительных в единственном числе;

- установление отличительных признаков имён существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения;

- определение типов склонения имен существительных в зависимости от их рода и окончания в начальной форме.

Развивающие:

- формирование учебно-познавательной деятельности;

- формирование готовности учащихся к разным видам интеллектуальной деятельности;

- развитие речи, умения слушать.

-развитие внимания и орфографической зоркости;

- развитие умения делать выводы на основе наблюдений, формулировать правила;

- развитие интереса к предмету.

Воспитывающие:

- воспитание навыка самостоятельной работы;

- воспитание навыка работы в парах, в группах;

- воспитание самостоятельности, аккуратности, усидчивости, целеустремленности.

Задачи:

Формировать умение определять склонение имён существительных в начальной форме.

Формировать универсальные учебные действия:

формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках, формировать адекватную самооценку;

умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; умение контролировать свою деятельность способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности.

умение строить устные высказывания: формулирование проблемы и её решение;

поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и построение модели; выбор основания и критерия для сравнения; классификация объектов; установление причинно-следственных связей.

умение слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу в паре, в группе,формулировать собственное мнение.

Ожидаемые результаты: умение определять тип склонения имён существительных.

Тип урока - урок открытия нового знания .

Основные методы и технологии проблемно-диалогический, наглядный, частично-поисковый , проектный , приёмы ТРКМ .

Формы организации познавательной деятельности - индивидуальная, работа в парах, группах, дифференцированная работа, проблемный диалог, фронтальная работа, исследовательская деятельность , самостоятельная работа.

Средства обучения - учебник, мультимедийная презентация.

Оборудование:

карточки с заданиями, толковый словарь, мультимедийный проектор, экран, компьютер, учебник, тетрадь, ладошки 3-х цветов, лист самооценки, цветные фломастеры и карандаши

Характеристика учащихся класса, для которого проектируется урок.

В классе 19 человек, из них – 11 мальчиков и 8 девочек. Большинство детей на уроке работают активно, проявляют инициативу. Дети любознательны, любят экспериментировать. Есть недостаточно инициативные (5 человек слабоуспевающих). Работают по шаблону. Не могут высказать свое мнение при всем классе. На уроке для слабоуспевающих имеется эталон на доске (на слайдах), у каждого есть своя роль в группе.

Проверить готовность учащихся к уроку.

Создание ситуации занимательности

Приветствует учащихся и проверяет их готовность к уроку , задаёт вопросы

- Мы будем на уроке думать? (да)

- Мы будем рассуждать? (да)

- А может, будем спать? (нет)

- И в облаках летать? (нет)

- Друг другу будем помогать?

- И трудности преодолевать? (да)

- Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением.

- У вас на столе лежат солнышко и тучка. Посмотрите, какая из карточек соответствует вашему настроению. Выберите ее, покажите. (Слайд № )

2. Проверяют готовность к уроку;

3. Отвечают на вопросы

Регулятивные УУД: саморегуляция: самоконтроль готовности к уроку и самоорганизация внимания.

Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать речь учителя.

Предметные: расширить знания обучающихся об имени существительном, формировать представление детей о наличии трёх типов склонений у имён существительных в единственном числе; формировать умение определять склонение имён существительных по окончанию и роду.

Регулятивные: умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; умение работать по коллективно составленному плану; осуществление самоконтроля по результату и способу действия; умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Коммуникативные: умение планировать учебное сотрудничество в решении учебных задач; полно и точно формулировать и аргументировать свою точку зрения, в соответствии с поставленными задачами; адекватно оценивать себя, работу в паре, группе; умение слушать и понимать речь учителя и одноклассников, умение оформлять мысли в устной и письменной форме.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; постановка и формулирование проблемы, поиск и выделение необходимой информации; установление причинно-следственных связей; самостоятельное создание алгоритмов деятельности; классификация объектов, построение самостоятельного процесса поиска информации.

Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, учебно-познавательной мотивации; осознание смысла учения и личностной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроке; адекватное понимание причин успеха или неуспеха учебной деятельности; формирование навыков здорового образа жизни через включение в досуговую деятельность.

Читайте также: