Тренинг профилактики деструктивного поведения молодежи в школе

Обновлено: 05.07.2024

обучение младших подростков стратегии выхода из конфликтных ситуаций.

  • познакомить учащихся с понятием конфликта и способами его преодоления;
  • содействовать осознанию подростками собственных стратегий поведения в конфликтных ситуациях и формированию навыков конструктивного общения в среде сверстников;
  • научить детей договариваться, учитывать не только свои, но и чужие интересы.

Форма проведения:

игровое занятие с элементами тренинга; дети работают в кругу.

Возраст учащихся:

5 класс – 7 класс (11-14 лет)

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;
  • презентация;
  • текст для разыгрывания ситуации;
  • воздушные шары;
  • сосуд (ваза);
  • цветные декоративные камешки;
  • листы (бумажные полотенце);
  • цветные кружочки;
  • пазлы – разрезные картинки;
  • ножницы;
  • клубок нити.
  • Iэтап. Организационный момент.

- Здравствуйте ребята . Рада снова с вами встретиться. Прежде чем определить тему нашего сегодняшнего общения, оцените свое настроение. Обратите внимание, наше помещение украшено воздушными шарами. Кто пришел сегодня

Ритуал-приветствие.

  • легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам (Япония);
  • объятие (Россия);
  • легкий поклон со скрещенными на груди руками (Китай);
  • рукопожатие (Франция);
  • легкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия);
  • простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия);
  • мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев (Малайзия);
  • потереться друг о друга носами (эскимосская традиция).

- Молодцы, ребята! По вашему эмоциональному состоянию видно, что вы зарядились позитивной энергией!

Правило общения.

- Вспомним правило общения в группе.

II этап. Целевая установка и определение темы.

- Предлагается тренировочная игра на построение фигуры.

- Нельзя: разговаривать, договариваться, касаться руками друг друга, использовать какие-либо средства общения.

Вопросы для обсуждения:

- Ваши впечатления от игры?

- Что было легко, а что было трудно в этой игре?

- Чему эта игра может научить?

- А вы уже поняли, о чем мы с вами будем говорить?

Дети садятся в круг.

- Вывод: Всегда есть то, что объединяет людей, и то, что приводит к разногласиям. Вы правильно сказали – разговор пойдет о конфликтах и о том, как их нужно правильно разрешать, как научиться вести себя так, чтобы конфликтов в жизни стало поменьше.

- На протяжении всего занятия, мы с вами будем заполнять волшебный сосуд выхода из конфликтных ситуаций разноцветными декоративными камешками.

(Один из участников наполняет волшебный сосуд красными камешками).

(Возможные ответы: спор, обида, страх, потеря, боль, драка).

III этап. Ознакомление со стратегиями поведения в конфликтной ситуации

СЛАЙД 4

  1. Возьмите листок.
  2. Сложите его пополам.
  3. Оторвите правый верхний угол.
  4. Сложите еще раз пополам.
  5. Еще раз оторвите правый верхний угол.
  6. Еще раз сложите пополам.
  7. И еще раз оторвите верхний правый угол.
  8. Разверните листок и покажите свое произведение участникам группы.

(Дети выполняют задание)

- Обратите внимание, какие разные у вас получились снежинки, хотя у Вас был одинаковый материал, был дан четкий алгоритм действий. Почему это произошло?

(Предположительные ответы детей: потому что мы все разные…)

- Правильно, мы все очень разные, каждый из нас неповторим , мы слышим, чувствуем, воспринимаем, запоминаем каждый по-своему и если бы все были одинаковыми, мир стал бы скучным и неизменным. Именно поэтому конфликты естественны и неизбежны, они играют важнейшую роль в жизни отдельного человека, развитии семьи, жизнедеятельности школы, любой организации, государства, общества и человечества в целом. В жизни существуют различные способы выхода из конфликтной ситуации , стратегии поведения: с самыми актуальными я вас познакомлю:

Сотрудничество – самая эффективная стратегия поведения. Позиции сторон приравниваются к позициям союзников и партнеров, поэтому возможно конструктивное разрешение конфликта. Выбор сотрудничества обусловливается высокой значимостью разрешаемой проблемы для всех сторон конфликта, а также их взаимозависимостью.

Компромисс предпочтителен, когда субъекты конфликта обладают равными статусами и ресурсными возможностями или существует опасность их потери при любом другом выборе действия. Компромисс – самая распространенная стратегия в реальной жизни, так как позволяет достаточно быстро урегулировать конфликт. При компромиссе партнеры по общению сходятся на “золотой середине”, то есть на частичном удовлетворении интересов каждого из партнеров.

Приспособление – это вынужденная стратегия действия, обусловленная потерей сил, пониманием невозможности альтернативного исхода или другими субъективными причинами. При этом человек действует совместно с партнером по общению и не пытается отстоять свои интересы.

Соперничество оценивается практиками двояко, так как иногда приносит мгновенные позитивные последствия, но может также наносить значительный ущерб одной из сторон конфликта. При соперничестве человек активно участвует в разрешении конфликта и устанавливает свои интересы, но при этом учитывает и интересы партнера.

- Теперь мы знаем, существует несколько путей выхода из конфликта.

(Участник наполняет волшебный сосуд зелеными камешками).

Психолог: ( мягко и спокойно)

- Что бы вы ответили червяку? .

- Откройте глаза и назовите свой ответ, используя стратегии выхода из конфликтной ситуации.

Надо понимать - только переговоры, приводят к установлению сотрудничества обеих сторон.

(Участник наполняет волшебный сосуд желтыми камешками).

- Каждый выберет один из трех цветов кружок. Затем объединитесь по цветовому признаку на три (пять, в зависимости от количества участников) группы для работы с разрезными ситуативными картинками конфликтных ситуаций. Задача: определить ситуацию и способ решения конфликта. Такую же иллюстрацию ввести в игровую ситуацию.

- Вы собрали из пазлов ситуативную картинку, что она вам напоминает?

(не разрезную аналогичную картинку на магнитную доску)

- Сложно ли было выполнять это упражнение вместе? Почему? Что мешало?
- Что помогало выполнению задания?
- Чему необходимо вам всем научиться, чтобы вместе успешно преодолевать препятствия?
(терпимее относиться друг к другу, быть доброжелательнее, уметь уступать друг другу, договариваться) .

(Участник наполняет волшебный сосуд синими камешками).

Правовая информация.

Статья 105. Убийство
Статья 110. Доведение до самоубийства
Статья 111. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью
Статья 112. Умышленное причинение средней тяжести вреда здо­ровью
Статья 175. Умышленное причинение легкого вреда здоровью
Статья 116. Побои
Статья 117. Истязание
Статья 119. Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здо­ровью
Статья 130. Оскорбление
Статья 113. Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здо­ровью в состоянии аффекта
Статья 114. Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здо­ровью при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление.

- Безобидная, на ваш взгляд, драка при конф­ликтной ситуации, которую вы сейчас разыграли, может привести к печальным последствиям и отравить жизнь вам и вашим близким надолго, даже в том случае, если вы за­щищали себя. Лучше

(Участник наполняет волшебный сосуд белыми камешками).

IV этап. Закрепление полученных знаний.

- Принимают участие двое. Предлагается прочитать задание на карточке, проанализировать конфликтную ситуацию, определить причины ее возникновения.

- Петя, я сломал твою ручку, - тихо и робко сказал Сережа.

- Что ты наделал?! И вообще, ты мне больше не друг! – закричал Петя и убежал. А Сережа даже не успел ему сказать, что взамен сломанной ручке, он купил новую и хотел отдать ее другу.

Проанализируйте и определите, по какой причине возникла конфликтная ситуация между мальчиками?

Главное, чего не смогли сделать мальчики?

Вывод: После совместного разбора ситуации учащимися определяются основные причины возникновения конфликтов:

  • неумение слушать;
  • непонимание;
  • неумение договориться;
  • несдержанность.

(Участник наполняет волшебный сосуд розовыми камешками).

- Конечно же, последствия конфликтов зависят от поведения каждого из нас, от нашего умения общаться друг с другом.

- А что значит - уметь общаться?

(Ответы детей: Соблюдать правила доброты, честности и вежливости ).

- Надо вам сказать - использование конструктивных путей решения конфликта поможет вам сохранить друзей и не обрести врагов. Жизнь не прожить без конфликтов, но разумный, культурный человек всегда сможет эффективно уладить споры и разногласия, гибко используя различные стратегии: в одних случаях жестко настоит на своем, в других – уступит, в третьих – найдет компромисс. А чтобы не ошибиться в выборе стратегии поведения, нужен жизненный опыт, мудрость и знания. Надеюсь, этих знаний вы получили в ходе сегодняшнего нашего общения. Знайте что самое главное, чтобы обе стороны желали разрешения конфликта.

V этап. Итог занятия.

Психолог держит в руках клубок ниток и предлагает по очереди передать нить друг другу, при этом говоря:

- Что нового и полезного вы сегодня узнали для себя?
- Изменилось ли ваше мнение о конфликте?
- Было ли интересно?
- Чему научились?

- Ребята, я думаю, вы обратили внимание на состояние нашей нити, она свободна, не натянута. Мы еще раз вместе убедились в том, что можно строить свое общение без конфликтов, просто надо находить адекватное решение.

- Давайте, еще раз подойдем к шарам и оценим свое настроение.

- Посмотрите, какой яркий, необычный получился у нас сосуд. В случае малейшего конфликта, вспоминайте его, и знайте - всегда можно найти правильный выход.

Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение субъективного образа мира, т.е., представлений и отношении к себе и к миру в целом. Суицидальные мысли и фантазии в этот момент очень распространены.

По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни. Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения и конфликтов со стороны учителей, одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за безразличия родителей, педагогов на их проблемы и протестовали, таким образом, против безразличия и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностный конфликт и т.д.

Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий.

2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель настоящей программы в формировании у подростков позитивной жизненной позиции, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми и миром в целом.

Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения следующих задач :

- изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами и родителями;

- выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния;

- изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого обучающегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении;

- создание системы психолого-педагогической поддержки обучающихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе так и в период трудной жизненной ситуации.

- привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.

- формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа с детьми и подростками, ставшими на путь социальной дезадаптации, но имеющими ближайшие перспективы её преодоления.

Работа с детьми и подростками, нуждающимися в срочной психоэмоциональной поддержке.

Работа с неблагополучными семьями.

4. СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

Покушение на самоубийство – это однородная деятельность человека, не закончившаяся летальным исходом по различным обстоятельствам.

Социализация – двуединый процесс: с одной стороны, это внешнее для человека влияние на него со стороны общества его социальных институтов и общественной атмосферы, нравственных норм и культурных ценностей, образа жизни людей; с другой – это внутреннее, личностное освоение каждым человеком такого влияния в процессе социального становления.

Социальная среда – человеческое, духовное, предметное окружение ребенка, которое оказывает влияние на его личностное развитие, выступая реальным пространством его формирования и самореализации.

Суицид – самоубийство, намеренное лишение себя жизни. Самоубийство и примыкающий к нему более широкий ряд феноменов аутоагрессии и саморазрушения следует отнести к формам девиантного поведения (поступки или действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам).

Суицидальная попытка – это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью.

Суицидальное поведение – волевые действия личности, конечной целью которых является покушение на самоубийство или сам акт самоубийства. Является следствием социально – психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального климата.

Суицидальные замыслы – это активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана её реализации.

Суицидальный риск – склонность человека к совершению действий, направленных на собственное уничтожение.

Суицидент – человек, совершивший самоубийство или покушение на самоубийство.

Толерантность – способность человека принимать других людей такими, каковы они есть, сосуществовать и взаимодействовать с ними.

5. ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Принцип ценности личности, заключающийся в само ценности ребенка.

Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.

Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.

Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого студента.

Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.

6. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту подростков, снизить количество детей с аутодиструктивным поведением и избежать суицидальных попыток. Также позволит организовать работу по оптимизации взаимоотношений в подростково - родительской среде.

Оказание помощи классному руководителю, воспитателю, строить учебно-воспитательную работу в системе, с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся.

Создание условий для своевременной корректировки выявленных психологических проблем и совершенствования и оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Наибольший эффект программа может иметь, реализованная как целостная система совместной деятельности педагогов, педагога-психолога, администрации школы и родителей, направленная на активное приспособление подростка к социальной среде, включающее в себя как успешное функционирование, так и перспективное психологическое здоровье.

Время: 1 час 20 минут.

Материал: клубок ниток, ручки по количеству участников, бланки методик.

Цель: сплотить группу, позитивно настроить участников на работу в группе, на продуктивную деятельность.

Время: 5 минут.

Материалы: клубок ниток.

Техника проведения: подростки сидят в кругу, ведущий, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, высказывает свое пожелание и кидает клубочек другому подростку, тот ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, высказывает свое пожелание и кидает следующему игроку. Таким образом, в конце клубочек возвращается ведущему. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что фигура похожа, узнают что-то новое друг о друге, сплачиваются.

Анализ: Какие чувства вы испытывали, когда говорили пожелание? Какие чувства вы испытывали, когда вам говорили пожелание? Какие пожелания вам показались необычными? Что больше всего понравилось говорить пожелание или принимать его?

Цель: сплочение группы, развитие доверия, открытости.

Время: 5 минут.

Техника проведения: подросткам предлагается по очереди закончить предложения.

Инструкция: «Закончите устно по очереди начиная с соседа, сидящего от меня слева следующие предложения:

  • Если бы я был книгой, то я был бы …
  • Если бы я был едой, то я был бы …
  • Если бы я был животным, то я был бы …
  • Если бы я был растением, то я был бы …
  • Если бы я был мебелью, то я был бы …
  • Если бы я был овощем, то я был бы …
  • Если бы я был погодой, то я был бы …
  • Если бы я был эмоцией, то я был бы …

Время: 10 минут.

Инструкция: «Сегодня наше занятие будет посвящено – толерантности. Вы когда-нибудь слышали это понятие? Если да, то, как можете его объяснить?

Итак, чтобы понять, какую личность мы называем толерантной, и чем она отличается от интолерантной нужно знать, что такое толерантность.

В переводе с латинского толерантность означает терпение. В современной психологической литературе существует множество определений этого понятия, вот некоторые из них.

  • сотрудничество, дух партнерства;
  • отказ от доминирования, причинения вреда кому-либо;
  • терпимость к чужим мнениям;
  • признание своего равенства с другими.

Деление людей на толерантных и интолерантных весьма условно. Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные, так и интолерантные поступки. Однако склонность вести себя так или иначе может стать устойчивой личностной чертой.

Каковы же основные черты толерантной личности? Это: расположенность к другим людям, снисходительность, терпение, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, терпимость к различиям (национальным, религиозным и т.д.), умение владеть собой, доброжелательность, умение не осуждать других, гуманизм, умение слушать собеседника, любознательность, способность к сопереживанию.

Теперь разберемся, чем толерантная личность отличается от интолерантной. Этих отличий довольно много.

Таким образом, есть два пути развития личности: интолерантный и толерантный. Первый путь характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружающих, ощущением нависшей угрозы, потребностью в строгом порядке и желанием сильной власти. Второй - путь свободного, хорошо знающего себя человека, с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру.

4. Экспресс-опросник "Индекс толерантности" (Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова)

Цель: диагностики общего уровня толерантности.

Время: 15 минут.

Материалы: бланк методики по количеству участников, ручки.

Техника проведения: подростки заполняют бланки методики, следуя инструкции.

Инструкция: «Оцените, пожалуйста, насколько Вы согласны или не согласны с приведенными утверждениями, и в соответствии с этим поставьте галочку или любой другой значок напротив каждого утверждения:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа профилактического тренинга предназначена для групповых занятий с подростками в возрасте от 14 до 18 лет. Содержание упражнений направлено на профилактику безнадзорности и беспризорности среди подростков, помощь в адаптации несовершеннолетним в трудной жизненной ситуации, имеющим конфликт с законом и состоящих на учете в отделах полиции, а также для подростков, чье поведение характеризуется как аддиктивное.

Основные цели тренинга:

1. Формирование ответственности у подростка за свои поступки.

2. Повышение самооценки, формирование навыков управления своими чувствами и эмоциями.

3. Выработка у участников эффективных поведенческих навыков противодействия негативному влиянию окружения в рискованных ситуациях, социально приемлемых форм поведения.[1]

4. Профилактика безнадзорности и беспризорности, социальной дезадаптации и правонарушений подростков.

Основные задачи:

1. Сформировать положительную мотивацию и установки, направленные на противостояние нежелательному влиянию среды.

2. Помочь участникам оценить и скорректировать установки относительно противоправного поведения в целом и своего, в частности.

3. Повысить уровень знаний участников тренинга об их правах, обязанностях, причинах и последствиях правонарушений.

4. Выработать у участников эффективные навыки самоконтроля и оценки собственного эмоционального состояния для принятия верных решений.

5. Вовлечь подростков в позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям и психическому состоянию, способную отвлечь их от совершения правонарушений.

Ожидаемые результаты:

1. Овладение адекватным представлением о последствиях совершения правонарушений, о своих правах и обязанностях.

2. Актуализация у подростков чувства уверенности в своих способностях, противостояния нежелательному влиянию среды и навыка отстаивания безопасного поведения в различных ситуациях.

3. Сформированность умения эффективно общаться с другими людьми, особенно в ситуациях высокого риска.

4. Понимание подростками разрушительного влияния наркотиков, алкоголя.[1]

Комплекс упражнений и методических рекомендаций по их проведению

Влияние - это способность убедить человека поступить так, как хочется тебе, или способность предпринять какие-либо действия, изменяющие исход ситуации. Подросткам в данном упражнении предлагается обсудить серию вопросов:

Что такое влияние, на что или на кого можно повлиять?

Всегда ли влияние отрицательно?

Каким образом можно отличить отрицательное влияние?

Каковы способы негативного влияния (запугивание, шантаж, угроза, подражание, зависимость, избиение, давление на личность и т.д.)?

Хотели бы участники лично поддаваться такому влиянию и к каким последствиям может привести соглашение?

Что необходимо предпринять, чтобы уйти из-под негативного влияния?

Далее составляется план безопасности и ведущему необходимо убедить подростков, что обращение за помощью – это не признание собственной слабости, а проявление способности противостоять. В план включаются пункты не только самопомощи и взаимопомощи, но и обращение к родителям, родственникам, взрослым; к специалистам учителям; в органы полиции, телефоны доверия, школу, социальные службы.[2]

В дискуссии ведущий предлагает вспомнить ситуации, которые вы могли видеть по телевидению, когда героем преступался закон, возможно, даже группой лиц. Далее организуется групповое обсуждение данной ситуации по вопросам: Что в данном случае нарушалось? Почему? Каков был исход? При этом задача - попытаться образовать диалог среди участников тренинга и оценить поступок не только со стороны уголовного наказания, но и общественного осуждения.

Ведущий тренер предлагает ребятам разделиться на две группы и сочинить сказку про Тридевятое государство, в котором бы жили король и королева, а также их народ. Перед каждой группой устанавливается определенная задача. Первая группа пишет сказку, где существуют законы и как они соблюдаются. Вторая группа сочиняет сказку, где законов нет и где они совершенно не соблюдаются - о государстве беззакония. На работу отводится 10-15 минут. Каждая группа презентует свою сказку. Затем следует обсуждение. Ребятам предлагается ответить на вопросы:

В какой стране народу жилось лучше? Почему?

Нужно ли контролировать исполнение законов? Для чего?

Нужны ли законы вообще? Какова их роль?

После проигрывания важно обсудить как участники себя чувствовали, стоя в центре круга.

В заключение ведущему необходимо сказать, что других людей нужно принимать такими, какие они есть. Не стоит предвзято относиться к тем людям, которые отличаются от вас, ведь мы все индивидуальны.

Данная программа профилактического тренинга разработана и апробирована для специалистов социальных служб и может быть реализована ими в своей профессиональной деятельности при работе с несовершеннолетними для профилактики аддиктивного поведения, правонарушений, безнадзорности подростков, в целях формирования мотивов у подрастающего поколения здорового образа жизни. Преимущество данной программы, по сравнению с другими методами социального обучения, заключается в том, что она направлена не только на решение ныне существующих проблем несовершеннолетних, их социальную реабилитацию, но и на первичную профилактику девиантного поведения.

Читайте также: