В школе проводится конкурс

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ КОНКУРСНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Абрамова Елена Вениаминовна,

преподаватель художественного отделения

МУ ДО ДШИ № 1 Чердаклинского района,

высшая квалификационная категория

Чердаклы , о ктябрь 2017

Ведущая инновационная идея организации конкурсных мероприятий: создание и формирование информационного и творческого пространства для педагогов и учащихся на основе авторской инновационной модели развития детской одарённости

Педагогическое назначение конкурсных мероприятий:

выявление уровня специальной подготовки детей в определенном виде деятельности;

выявление и поддержка творчески одаренных детей;

стимулирование творческой активности учащихся детских объединений дополнительного образования;

поддержка творчески работающих педагогов дополнительного образования;

разнообразие творческого общения детей и взрослых;

создание положительного имиджа образовательного учреждения, проводящего конкурсное мероприятие .

Вначале определим: что конкретно мы хотели бы провести?

Фестиваль – массовое празднество, показ (смотр) достижений музыкального, театрального, эстрадного, циркового или киноискусства, любительского творчества, широкая общественная праздничная встреча, сопровождающаяся смотром достижений каких-нибудь видов искусства. Фестиваль, как культурное явление, главным предназначением которого является объединение людей в едином художественно-творческом порыве, требует массовости.

Конкурс – соревнование , соискательство нескольких лиц в области искусства , имеющее целью выделить лучших участников, лучшие работы.

Фестиваль-конкурс – фестивальное мероприятие, в программу которого входит проведение небольшого по объёму конкурса, чаще в одном виде (жанре) искусства.

Турнир - форма проведения личных или командных соревнований творческо-спортивного направления.

Выставка - публичный показ предметов и экспонатов населению с целью пропаганды художественных произведений, произведений декоративно-прикладного творчества и искусства, музейных и архивных коллекций и изделий мастеров народного искусства.

Семинар - теоретическое методическое обучающее занятие по определённой тематике

Конференция - съезд, совещание, собрание членов каких-либо организаций, представителей организаций , в нашем случае — преподавателей в одном или разных направлениях искусства.

Конкурсные мероприятия могут быть различных уровней: внутри одного отделения (например, конкурс юных пианистов), внутришкольный, муниципального уровня (городской, районный), межрайонный, зональный, региональный (областной), межрегиональный, всероссийский, международный.

Процедура присвоения конкурсу того или иного статуса детально разъяснена в Положении о присвоении статуса творческим мероприятиям, проводимым на территории Ульяновской области .

ЗАЧЕМ ДЕЛАЕМ?

Цель конкурсного мероприятия : сравнение уровней мастерства участников, способствование развитию человека, совершенствование его навыков. В этом и заключается главный педагогический эффект конкурсных программ: развиваться можно, только сравнивая себя с окружающими, а конкурс — это и есть момент сравнения.

Конкурсные программы позволяют ребенку:

сформировать адекватную самооценку;

развить свои волевые качества;

самоопределиться в мире увлечений и профессий;

воспитать свой эстетический вкус и т.д.

Алгоритм организации и проведения конкурсного мероприятия

Организационный этап.

2. Этап подготовки конкурсного мероприятия.

Разработка Положения о конкурсном мероприятии (яркое название; формулировка конкурсных заданий; разработка условий и критериев конкурса).

Согласование и утверждение Положения.

Согласование даты и времени проведения.

Рассылка положения предполагаемым участникам конкурсного мероприятия.

Проведение организационных и методических мероприятий (собраний, консультаций, мастер-классов и т. д.) для педагогов – будущих участников конкурсного мероприятия.

Сбор заявок на участие в конкурсном мероприятии.

Составление плана проведения конкурсного мероприятия.

Формирование состава жюри.

Решение организационных вопросов проведения конкурсного мероприятия:

Кого и как пригласить в качестве зрителей;

К огда провести предварительный просмотр, репетицию ;

К ого пригласить ведущим;

К ак оформить помещение;

Г де будет работать и обсуждать итоги конкурса жюри;

Н а чем расположить экспонаты;

К ак организовать церемонию открытия;

К акую подобрать музыку;

К то будет вручать призы;

К ак будет проходить ритуал награждения;

Подготовка документации (оценочные листы, протоколы, сводные ведомости, дипломы, благодарственные письма, сертификаты )

Подготовка сценария ведения мероприятия;

Подготовка оборудования и оформления сцены, выставки, реквизита в соответствии со спецификой данного конкурсного мероприятия;

Организация контактов с участниками конкурса;

Приглашение значимых гостей (представители администрации МО, пресса, спонсоры, представители духовенства и т.д.)

Подготовка технического обеспечения: аренда концертной аппаратуры, организация транспорта для детей-участников;

Информационное обеспечение: размещение информации в СМИ, приглашение руководителей органов образования и местной администрации, рекламная продукция, организация фото- и видеосъёмки;

Приглашение сторонних организаций, работающих с детьми и молодёжью;

Организация работы волонтёров (при длительном прохождении конкурса)

Оборудование и материал для работы жюри:

Положение о конкурсе.

Листы для заметок, комментариев.

Таблица баллов для распределения по местам.

Стулья / кресла (в зрительном зале).

Оборудование и материал для обеспечения проведения конкурса:

Порядок выступлений участников – в фойе, гримёрной, возле сцены.

Музыкальные инструменты (фортепиано, баян, аккордеон, домбра, духовые инструменты и т.д.).

Концертной оборудование (микрофоны, колонки, усилитель, световое оборудование).

Ноутбук / компьютер для концертной аппаратуры.

Флеш-карта с фонограммами музыкального сопровождения ведения.

Флеш-карты участников с фонограммами программных произведений.

Стулья для выступающих-инструменталистов.

Планшеты для ведущих.

Мультимедийное оборудование (проектор, экран, подставка для экрана, подставка для проектора).

Ноутбук / компьютер для слайдовой презентации.

Флеш-карта со слайдовой презентацией.

Для оформления сцены: баннер / реквизит.

Столы и стенды для экспонатов.

Опросный лист для педагогов / руководителей.

Опросный лист для учащихся.

Рекламная продукция:

Информационные листы / буклеты для прессы.

3. Этап подготовки проведения конкурсного мероприятия.

Проведение технического собрания творческой группы.

Распределение работы членов творческой группы и педагогов школы во время проведения мероприятия:

Координация работы жюри.

Техническое сопровождение (микрофоны, стулья, реквизит на сцене).

Показ слайдовой презентации.

Встреча и координация участников конкурса.

Готовность участников к выходу на сцену.

Дисциплина в гримёрной и зале.

Обеспечение конкурсантов расходными материалами, водой, медпомощью (при длительном прохождении конкурса)

4. Проведение мероприятия.

Просмотр конкурсных номеров (работ).

Оценивание. Подведение итогов. Определение и награждение победителей и участников.

Работа творческой группы и коллектива по плану.

5. Мониторинг итогов конкурсного мероприятия.

Самоанализ и анализ итогов конкурсного мероприятия. Статистический мониторинг результатов по номинациям, по возрастным категориям, по охвату детей и подростков. Выводы и рекомендации.

Оформление протокола работы жюри, публикация его на сайте учреждения, проводившего конкурс; рассылка по всем организациям, участвовавшим в конкурсе; рассылка протокола членам жюри.

Организация и проведение методических мероприятий для педагогов – участников конкурсного мероприятия (анализ итогов конкурсного мероприятия).

Подготовка статьи о проведении мероприятия и размещение на сайте учреждения, проводившего конкурс, сайте МО и в СМИ.

6. Дополнительные действия в ходе организации и проведения конкурсного мероприятия.

В дипломах победителей конкурсного мероприятия обязательно нужно указать не только фамилию и имя ребенка, но и название образовательного учреждения и детского творческого объединения, а также фамилию и инициалы педагога.

Структура положения о конкурсном мероприятии:

Название конкурса (профиль, тематика).

Инициаторы проведения конкурса. Организаторы конкурса.

Цели конкурса. Задачи конкурса.

Сроки проведения конкурса. Сроки подачи заявок на участие в конкурсе.

Участники конкурса ( статус, возрастные категории) .

Программа конкурса. Требования конкурса. Номинации. Критерии оценки.

Подведение итогов конкурса и награждение. Состав жюри конкурса.

Информация для контактов.

Приложения к Положению о конкурсном мероприятии:

Форма заявки на участие в конкурсе:

исполнитель (фамилия и имя ребенка (название коллектива), возраст, школа, класс, год обучения);

педагог (фамилия, имя, отчество полностью);

контактные телефоны педагога (рабочий и домашний);

конкурсная программа (название работ, исполняемых произведений и т. д.);

дополнительные данные (при необходимости).

Список-заявка (пример заполнения)

Наименование учебного заведения, адрес, телефон, E - mail

Фамилия и имя участника

ФИО педагога, контактный телефон

МОУ ДОД Чердаклинская ДШИ, Ульяновская обл., рпЧердаклы, ул. Пушкина, 36

Абрамова Елена Вениаминовна 89278134577

Образец этикетки (для работ изобразительного, декоративно-прикладного и технического творчества):

образовательное учреждение; детское объединение;

исполнитель (фамилия и имя ребенка, его возраст);

название работы, материалы и техника исполнения, номинация;

педагог (фамилия, инициалы, контактный телефон ).

Этикетка ( образец)

Наименование учебного заведения

Фамилия и имя участника

Факторы, обеспечивающие эффективность конкурсного мероприятия:

Создание творческих групп. Включённость всех педагогов школы в процесс, где каждый работает в том направлении, в котором может максимально реализовать себя.

Интеграция всех направлений в ходе реализации проектов.

Значительный охват учащихся населённого пункта, муниципального образования .

Обобщение опыта работы на уровне школы, района, области, республики.

Ожидаемые результаты проекта:

Создание условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей.

Создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся, повышение уровня их индивидуальных достижений в образовательных областях, к которым есть способности.

Повышение уровня владения детьми и подростками общепредметными и профессиональными компетенциями.

Увеличение количества одаренных детей, занявших призовые места на конкурсных мероприятиях.

Увеличение числа детей, удовлетворенных своей деятельностью.

Повышение квалификации педагогов школы, участвующих в работе с одаренными учащимися.

Создание положительного имиджа школы и дополнительного образования в целом .

Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок был лучше всех, во всем участвовал и побеждал. Мы поощряем конкурсы, олимпиады, смотры творчества, иногда даже если они платные. Наш блогер Ксения Состина рассказывает о своем опыте школьных конкурсов и делится наблюдениями об их необходимости в образовательном процессе.

История первая. Простая и незатейливая

Его ведут, он смотрит и молча уходит, потому что из нескольких десятков работ нет ни одной (. ) выполненной ребёнком

Нет, не так. Есть несколько работ, выполненных учениками, которые занимаются в художественной школе — их видно. Остальные — творчество родителей, это тоже видно, сразу и издалека. Наш сын больше не принимал участия ни в одном школьном конкурсе рисунков и, вообще, навсегда решил, что не умеет рисовать. Таким образом, родная школа помогла нам развить в ребёнке творческий потенциал.

История вторая. Сомнительная

Учителя мягко настаивали и уговаривали, но санкций никаких не было. Потом дети ушли в старшие классы, и про конкурсы мы уже совсем было забыли

История третья. Завершающая

В интернете есть, можно ознакомиться подробно. Я была впечатлена, но ещё больше впечатлений я получила, когда мы приехали с девочками на городской этап. Я прослушала с десяток защит, от которых в голове остался только лёгкий гул и общее состояние шока.

Нормальные, детские, человеческие работы ни разу (я три года подряд попадала на подобные мероприятия) не побеждали. Высший балл ставился самой абракадбристой абракадабре из всех возможных

Недавно я произвела простой подсчёт: трое детей, 11 классов, 9 классов, 7 классов. У каждого своя история, свой класс, свои учителя и одноклассники. Это суммируется. То есть у меня уже больше 27 лет копятся наблюдения, факты, истории, события, связанные со школьной жизнью. Невесёлая это летопись.

Вспоминая о ней, я понимаю, что уже давно ничего не хочу от системы образования, кроме честности. Посмотрите честно на то, что декларируется на бумаге и что происходит в реальности. Нельзя вечно обманывать окружающих, но ещё страшнее обманывать самого себя.

Можно выбрать любой ответ. Они оба имеют право на существование, но выбирая второй — не обманывайте себя, что он — первый. Уважайте сами себя, своих коллег, родителей, детей, будьте честны, пожалуйста!

Понравился материал? ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал — здесь много интересного о школе, детях, воспитании и образовании!

Образовательные вебинары
для педагогов

Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058

2 КПК и 15 вебинаров

В этом году впервые проводили конкурс "Портфолио класса". 1 сентября объявят победителей и наградят. А еще была "Минута славы", тоже первый раз проводили.

У нас в школе проводят традиционные конкурсы "Класс года" (с 1 по 11 класс) (заполняются специальные паспорта, начисляются баллы) и "Ученик года" (со 2 класса)

У нас разработаны условия участия в этом конкурсе. Ученик пишет заявление на участие в конкурсе, по школе издается приказ. После 1 полугодия списки корректируются (те у кого есть тройки выбывают). Ребенок должен хорошо учиться, участвовать в общественной жизни класса и школы, принимать участие в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях. Разработана система баллов, которые начисляются в конце года, когда ребенок сдает итоговые результаты (это сделали для того чтобы было все наглядно). Затем выбирается 1 ученик - ученик года по всей школе. Его фото помещают на доску почета. А потом идут ученики года по параллелям. На "Последнем звонке" им выдаются головные уборы "умников" и по фамилиям вызывают на площадь: победитель в параллели 2х классов. и последний - ученик года по всей школе. Был случай, когда 2 ребенка набрали одинаковое количество баллов, тогда использовали номинации (в условиях все прописано) - интеллект года, исследователь года, лидер года, спортсмен года .

Проводим Осенины, утренники , посиделки, конкурсы "Зимние забавы", экологические викторины, встречи с интересными людьми, спортивные праздники на свежем воздухе, различные операции (например, "Покормите птиц"), постоянно работает выставка "Умелые руки не знают скуки".

Традиционным стал школьный фестиваль патриотической песни "Я помню! Я горжусь!", который проводим перед праздником 9 мая.

Для начальной школы осенью традиционно- поделки из природных материалов. Но я считаю, чем Уже тема, тем интереснее работы. Например, "все из листьев". То есть кроме листьев, могут быть дополнительные материалы, но без листьев-работа мимо конкурса. К новому году- "Все из шишек". Но список конкурсов вывешивать заранее, чтобы дети запасались материалом.

В нашей школе такие конкурсы тоже есть. Поделки получаются изумительные. Их много и все красивые, трудно порой выбрать лучшие. А идея "Все из . " хорошая. Надо подсказать учителям начальных классов.

Мы понимаем, что мелкоклассники очень тесно "сотрудничают" с родителями. Оказывается, родители вот это и это тоже давно хотели сделать. Работы приносят, Вы правы, изумительные!
А вот цветочные горшки можно украшать на конкурсной основе: к классе обычно три окна и три ряда. Каждый ряд по жребию получает подоконник с растениями и изощряются на разные темы. ::smile37::

Я два раза в таком конкурсе участвовала. Дети работают в группах, обсуждают и тему и виды материалов и собираются, чтобы вместе все оформить,и взрослых привлекают и тайну хранят. Наши горшки показывала в группе "Педагоги доп. образования" Была тема "математика" :из оракала вырезали цифры и на горшки наклеивали примеры. В горшке стояло несколько топперов в цифрами. Можно было выбрать ответ и поставить топпер краю горшка. Была тема "джинсы".Ну тут все понятно. Очень нежно выглядели горшки "вуаль". Это у кого-то было много обрезков от занавесок. Однотонной вуалью горшки были задрапированы, а из секционноокрашеной были розы накручены. Цветами менялись, чтобы растения как-то соответствовали стилю. Неделю все были заняты.

Я два раза в таком конкурсе участвовала. Дети работают в группах, обсуждают и тему и виды материалов и собираются, чтобы вместе все оформить,и взрослых привлекают и тайну хранят. Наши горшки показывала в группе "Педагоги доп. образования" Была тема "математика" :из оракала вырезали цифры и на горшки наклеивали примеры. В горшке стояло несколько топперов в цифрами. Можно было выбрать ответ и поставить топпер краю горшка. Была тема "джинсы".Ну тут все понятно. Очень нежно выглядели горшки "вуаль". Это у кого-то было много обрезков от занавесок. Однотонной вуалью горшки были задрапированы, а из секционноокрашеной были розы накручены. Цветами менялись, чтобы растения как-то соответствовали стилю. Неделю все были заняты.

Здорово. Дети заинтересованы и красивое оформление горшков, сразу вид другой в кабинете. Очень необычный конкурс. Люблю такие. smile2::

Конкурс поделок "Символ года","Елочка своими руками" на Новый год. Участвуют учащиеся всех классов. В начальных классах, конечно, помогают родители, но можно продумать разные номинации: по материалу, оригинальности и т.д.

Не оспариваю. Это не мой личный конкурс, общешкольный. Я предложила человеку, как совет. Надеюсь, что прочитает и выберет, если заинтересуется. Я не ищу идеи для конкурсов, всегда можно придумать, основной деятельностью считаю организацию учебной деятельности, экзамены, работа с родителями и прочие направления.

Так и я предлагаю. Ко мне дети приходят из школы и рассказывают. чего им задали.Кто точно знает, что родители не помогут, делаем в клубе.

У нас в начальной школе уже 2 раз проводили "Фестиваль народов мира", по всей школе впервые была "Битва хоров", ежегодно в сентябре на улице проводим спортивно-туристический слёт "Тропа испытаний", в феврале проводим спортивный конкурс "От ГТО к олимпийским медалям".

Конкурс для начальной школы "Cinderella of School 60"(Золушка школы №60). Участницами были девочки, представительницы 3 - 4 классов. Конкурс проходил на английском языке. Девочки соревновались в нескольких номинациях, а между конкурсами ученики 5 - 7 классов показывали инсценировки сказок для малышей на английском языке.

Мне кажется, что последнее время конкурсов в школах стало проводиться слишком много. В нашей школе мне нравится конкурс "Самый читающий ученик".

Марина Михайловна, согласна.
У нас в этом году в городе традиционный конкурс "Творчество юных-городу" был декоративно-прикладной. Я забирала свои работы и дама,которая проводит отбор на районную выставку, посетовала, что очень мало работ было в школах. Ну прямо очень мало! Я ей заметила, что у школ вообще-то другая цель, а можно было бы побольше работ брать в клубах, чтобы поддерживать интерес детей к участию в выставках. Похоже, я ее удивила..

Конечно. Проще всего нажать на учителя через Администрацию ОУ. Учителя привыкли все команды принимать "под козырек". Вот к нам и идут. А еще меня очень не устраивает то, что о работе педагога принято в последнее время судить по участию во внеурочных мероприятиях регионального и федерального уровней. И не важно, каковы результаты работы в классах. Главное, чтобы были дипломы и сертификаты.

Согласна. Скоро конкурсы портфолио буду проводить просто с весами (Вот, кстати,тема ::smile3::) Вспомнила, в начальной школе был ежемесячный конкурс дневников, внезапный: все заполнено, включая разворот на следующую неделю, родителями подписано, задания записаны. Приз-большая шоколадка.

Людмила Михайловна, Вы правы в том, что последнее время о работе классного руководителя судят по количеству побед в конкурсах различного уровня, одержанных учениками его класса. А без этих дипломов и сертификатов учителю трудно аттестоваться.

Вот и получается, что изначально воспитываем потребителей. "А что мне за это будет?" - вопрос, который задают ученики, когда предлагаешь в чем - нибудь поучаствовать.

В нашей школе ежегодно проводится конкурс "Минута славы", в котором участвуют по 1-2 человека от класса. В прошлом году одна моя девочка читала мной написанный стих об осени, а вторая пела песню, которую сама написала. Деткам очень нравится, так как они видят таланты других учеников, чему-то учатся, у них появляются различные желания. А мы же, педагоги, находим изюминки, в своих учениках.

В нашей школе ежегодно проводятся: туристический слет, "Ученик года", много конкурсов поделок и рисунков различной тематики. в прошедшем учебном году был конкурс "Битва хоров "С песней по жизни" ко Дню Защитника Отечества, т.е. военных песен.

Сегодня для нас чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одаренных детей. Одной из приоритетных задач становится формирование творчески, смело и свободно мыслящего человека, обладающего высокой культурой, широкими и глубокими, постоянно обновляющимися и развивающимися знаниями.

Современное общество испытывает большую потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества. Обществу необходим Человек – Творец, интеллектуальная личность, человек одарённый, объектом пристального внимания является развивающаяся личность с её внутренним миром, интересами, потребностями, творческими возможностями.

Одаренные, талантливые дети и молодежь — это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. И именно данный социальный заказ усиливает внимание к проблеме развития творческой активностиучащихся, которая способствует становлению индивидуальности человека, его самовыражению, самореализации и успешной социализации. Необходимыми параметрами развития признаются мышление, творческие способности, личностные качества. Вместе с тем креативный потенциал личности не формируется сам по себе, спонтанно. Его нужно развивать.

На развитие креативности оказывают влияние следующие факторы:

специально организованное обучение;

собственная активность ребенка, его удовольствие и радость от творческой деятельности;

окружающий социум (родители, педагоги, дети).

Выделяют несколько направлений работы, сопутствующих развитию одаренности ребенка:

развитие любознательности как основы познавательной активности;

развитие познавательных процессов;

развитие творческого воображения;

обогащение представлений об окружающем мире.

развитие эмпатии, воспитание доброжелательности, умения договариваться и уступать, преодоление эгоцентризма.

Таким образом, возникает необходимость создания оптимальной среды для ребенка, которая будет:

1. Способствовать обогащению ребенка широким спектром эстетических впечатлений.

2. Направлять их творческую активность.

3. Вызывать желание экспериментировать.

4. Создавать основу для разнообразных видов детской деятельности в едином культурном пространстве.

5. Создавать для детей ситуацию успеха - участие в фестивалях, конкурсах, городских мероприятиях, детских конференциях, семинарах, олимпиадах.

Для начала необходимо определить, что такое творчество и творческая личность:

Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано или сделать по-новому, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству, а творчество - это целенаправленная деятельность человека, создающая новые ценности, обладающие общественным значением.

В чем проявляет себя творческая личность?

✓ Чувствительна к проблемам: распознает проблемы как таковые, ставит привычное под сомнение, разведывает новые возможности

✓ Мыслит гибко. Ориентируется в различных областях, широкий кругозор.

✓ Оригинальна, комбинирует различные находки.

✓ Работа приносит ей удовольствие.

✓ Вынослива, упорна, энергична, не останавливается на достигнутом.

✓ Уверена в своих оценках. Фильтрует перспективные идеи, распознает удачные решения.

Положительный опыт, приобретенный во время участия в соревнованиях, может впоследствии найти отражение в активном образе жизни на протяжении многих лет.

Таким образом, создавая условия для формирования у подрастающего поколения активной жизненной позиции, конкурсы и фестивали выполняют важнейшую функцию развития и социализации детей.

Социализация - это процесс вхождения индивида в общество, активного усвоения им социального опыта, социальных ролей, норм, ценностей, необходимых для успешной жизнедеятельности в данном обществе. Если творчество не станет ценностной ориентацией в юношеский период, то существует вероятность, что оно не будет сформировано и в будущем. Следовательно, не поддержав в этом возрасте развитие личностного творческого потенциала, мы обрекаем личность на большие трудности. Поэтому большая роль отводится творческому развитию личности. Это растянутый на всю жизнь процесс обучения своему социальному месту.

Итак, конкурс и фестиваль – действенный способ побудить творческую активность ребёнка. Одной из главных целей в проведении конкурсов и фестивалей является поиск одаренных, творческих, талантливых детей, для организаторов важно открыть новые имена и поддержать их творчество.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день в педагогике искусства и психологии существует две крайние точки зрения:

Сторонники одной из них полагают, что одаренность — уникальное явление, другие считают до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий.

Выделяют несколько категорий детей, которых обычно и называют одаренными:

- дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (интеллектуальная одаренность);

- дети с высоким уровнем творческих способностей - юные художники и др. (творческая одаренность);

- дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).

Творческая деятельность, которая осуществляется по инициативе самого ребенка, постоянно совершенствуется, реализуя все новые замыслы, рожденные в процессе самой работы. Именно эту точку зрения, как педагог, я разделяю, поэтому в работе с детьми особое значение для меня имеет собственная активность ребенка.

Конкурсы являются важной характеристикой роста и развития детей. Организованные на должном уровне соревнования могут быть полезны как для общего развития ребенка, так и сыграть активную роль в формировании необходимых для него волевых качеств, укрепления, закалки характера.

Через соревнование ребенок формирует собственное представление о своих возможностях, самоутверждается, приобретает уверенность в своих силах, учится рисковать, приобретает первый опыт "разумного авантюризма".

Положительный опыт, приобретенный во время участия в соревнованиях, может впоследствии найти отражение в активном образе жизни на протяжении многих лет.

Творчески одаренные подростки общительны и склонны к широким социальным контактам, их следует включать в активную общественную и творческую деятельность, тем более что они обычно показывают большую эмоциональную стабильность и достаточно спокойно относятся к критике и собственным ошибкам.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что участие в творческих фестивалях и конкурсах наиболее благоприятное воздействие может оказать на развитие отдельной личности и коллектива именно в школьном возрасте.

В целом можно выделить личностные качества, позитивно и негативно влияющие на развитие одаренности:

∙ позитивно влияют на становление одарённости - познавательная мотивация, развитый мотив достижения успеха, общая адекватная самооценка, низкий уровень тревожности, уверенность в себе, эмоциональная устойчивость;

∙ негативно воздействуют на возможности реализации творческого потенциала детей и подростков - несформированность мотивационной сферы, развитый мотив избегания неудач, заниженная или чрезмерно завышенная самооценка, повышенная чувствительность, высокий уровень тревожности, неуверенность в себе и своих способностях.

Поэтому при работе с детьми важно учитывать, что необходимым условием развития творческой одаренности школьников является соблюдение принципов гуманистической психологии — безоценочности, принятия, безопасности, поддержки.

Одна из важнейших задач на этом этапе - формирование у детей уверенности в себе и своих силах, а также позитивного отношения к себе и к окружающему миру.

Конкурс и фестиваль - действенный способ побудить творческую активность ребенка

Одним из самых действенных способов побудить творческую активность - это предложить участие в творческом мероприятии, а также в фестивале или конкурсе. Детям хочется себя показать и на других посмотреть, им важн о и само участие в творческом состязании, но не менее важно получить признание своей творческой деятельности, т.е. победить. Задача меня, как педагога, помочь в самореализации и так организовать свою работу, чтобы эта часть его творческого пути была успешной.

Конкурсная практика характеризуется целым комплексом целей. Одна из них - развитие учащихся, в процессе которого выступление на конкурсе становится итогом определенного этапа совместной работы ученика и преподавателя, весьма ценным показателем ее качества. От школьной системы контроля успеваемости детей - зачетов, экзаменов, контрольных уроков, открытых концертов - конкурсы отличаются наличием соревновательного компонента, требующего особенно высокой степени мобилизации способностей и усилий как детей, так и педагогов.

Открывается возможность выйти за пределы рутинного учебного процесса, постоянного круга общения: получать новые впечатления от общения с коллегами, расширять во многих отношениях профессиональный кругозор, сравнивать собственные достижения с успехами коллег, видеть и оценивать общий уровень детской исполнительской культуры и т. п.

Существуют разного типа конкурсы. В первую очередь нужно четко понимать, в чем особенности и различия конкурса и фестиваля, а также выстраивать постепенный, последовательный график участия в них. При этом нужно учитывать многие факторы: реальные способности, степень подготовленности, степень конкурентоспособности своего ученика, понимать и адекватно оценивать каковы его шансы на успех.

Конкурс - (от латинского concursus, буквально — стечение, столкновение, встреча). Соревнование, имеющее целью выявить лучших из числа участников.

А значит - борьба. И чем выше уровень конкурса или фестиваля, выше и уровень конкурсной конкуренции, она достаточно жесткая, и участники должны обладать не только профессиональными навыками, но иметь большой опыт публичных выступлений.

Фестиваль - широкая общественная праздничная встреча, сопровождающаяся смотром достижений каких-нибудь видов искусства.

Участие в фестивале дает возможность получить опыт творческого общения, которое возникает в пространстве праздника, ощутить радость творческого процесса, пообщаться в неформальной обстановке со своими ровесниками.

Конкурсы-фестивали, ставшие популярными в последнее время и значительно обновившие современную конкурсную практику, больше отвечают культурнообразовательным потребностям общества. Объединяя в себе задачи фестиваля и конкурса, такой творческий проект дает больше свободы и вариативности в организации, возможность представить несколько детское творчество более широко, организовать мастер-классы для наших учащихся с участием профессионалов высокого уровня.

Главная направленность такой программы - развитие творческой личности учащихся. Не менее важно вовлечение в этот процесс родителей, которые не всегда верно понимают цели и смысл соревнования юных художников, а в русле конкурса-фестиваля естественно вовлекаются в дело художественного воспитания ребенка.

В конкурсах-фестивалях создается ситуация, не травмирующая детскую психику, что, к сожалению, часто происходит в ходе традиционных конкурсов.

Вообще не участвовать в конкурсах и фестивалях? Мне такая позиция представляется неверной, потому что конкурсы и фестивали – это большая школа мастерства, только сжатая временными рамками 3-5дней. И опыт показывает, что, принимая участие в конкурсах и фестивалях, и ученика и педагога происходит качественный профессиональный рост, каждый получает максимум впечатлений, информации, практического опыта.

Для детей это возможность показать свои достижения, быть услышанным зрителем, а также в ситуации творческого состязания получить путевку на конкурсы городские, окружные, всероссийские и международные. Участие в нем дает возможность нашим воспитанникам оценить свои возможности, увидеть, уровень других.

Победа на творческом конкурсе - это признание творческой состоятельности, она дает большие возможности в реализации творческого потенциала победителям, а также имеет не только моральное удовлетворение.

Но запоминаются фестивали и конкурсы не только одержанными победами, а теми встречами, знакомствами, впечатлениями, которые мы на них получаем. И от того, какая атмосфера царит на фестивале, зависят и конкурсные результаты, и то, что вынесет в плане творческого роста каждый участник.

Вывод. Участие в конкурсах важная составляющая творческой жизни ребенка, в ней заложены огромные образовательные возможности, главное ими правильно воспользоваться. Потому что каждому, а тем более ребенку важно знать, что его творчество востребовано и оценено по достоинству. Ему важен успех, и от нас взрослых зависит - будет ли эта конкурсная и фестивальная жизнь интересной, полезной и ведущей к успеху.

Выбор конкурса, организация и содержание подготовки к конкурсу – это ежедневная, сложная и не всегда победная работа преподавателя. Главное не опускать рук и не терять веры в свое преподавательское предназначение - быть проводником в мир искусства для своих учеников. От нас с вами зависит, что собой будут представлять конкурсы и фестивали сегодня – образовательное пространство и территорию творческого роста или выставку достижений и амбиций. В одном я убеждена точно, что запоминаются фестивали и конкурсы не столько победами, сколько впечатлениями, которые после них остаются. Теми открытиями, которые там произошли. Теми встречами, которые там состоялись, контактами которые завязались.

Когда ты осознаешь себя как часть творческого сообщества, ты чувствуешь свою включенность в большой созидательный процесс духовной, культурной жизни.

За последние годы мои ученики приняли участие в во многих фестивалях – конкурсах международного, всероссийского и регионального уровней. Кроме наград и призов приобрели опыт соревновательности, выросли в своём профессиональном мастерстве, стали более профессионально оценивать свои работы и работы других конкурсантов.

Положительный опыт, приобретенный во время участия в соревнованиях, может впоследствии найти отражение в активном образе жизни на протяжении многих лет. Таким образом, создавая условия для формирования у подрастающего поколения активной жизненной позиции, конкурсы, фестивали и праздники выполняют важнейшую функцию развития и социализации детей. Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что участие в творческих фестивалях, праздниках и конкурсах наиболее благоприятное воздействие может оказать на развитие отдельной личности и коллектива в целом именно в подростковом возрасте.

Читайте также: