Тренинг по профилактике девиантного поведения подростков в школе

Обновлено: 07.07.2024

Автор предлагает систему разработанных и апробированных упражнений направленных на профилактику делинквентного поведения среди несовершеннолетних.

Ключевые слова

Текст научной работы

Программа профилактического тренинга предназначена для групповых занятий с подростками в возрасте от 14 до 18 лет. Содержание упражнений направлено на профилактику безнадзорности и беспризорности среди подростков, помощь в адаптации несовершеннолетним в трудной жизненной ситуации, имеющим конфликт с законом и состоящих на учете в отделах полиции, а также для подростков, чье поведение характеризуется как аддиктивное.

Основные цели тренинга:

1. Формирование ответственности у подростка за свои поступки.

2. Повышение самооценки, формирование навыков управления своими чувствами и эмоциями.

3. Выработка у участников эффективных поведенческих навыков противодействия негативному влиянию окружения в рискованных ситуациях, социально приемлемых форм поведения.[1]

4. Профилактика безнадзорности и беспризорности, социальной дезадаптации и правонарушений подростков.

Основные задачи:

1. Сформировать положительную мотивацию и установки, направленные на противостояние нежелательному влиянию среды.

2. Помочь участникам оценить и скорректировать установки относительно противоправного поведения в целом и своего, в частности.

3. Повысить уровень знаний участников тренинга об их правах, обязанностях, причинах и последствиях правонарушений.

4. Выработать у участников эффективные навыки самоконтроля и оценки собственного эмоционального состояния для принятия верных решений.

5. Вовлечь подростков в позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям и психическому состоянию, способную отвлечь их от совершения правонарушений.

Ожидаемые результаты:

1. Овладение адекватным представлением о последствиях совершения правонарушений, о своих правах и обязанностях.

2. Актуализация у подростков чувства уверенности в своих способностях, противостояния нежелательному влиянию среды и навыка отстаивания безопасного поведения в различных ситуациях.

3. Сформированность умения эффективно общаться с другими людьми, особенно в ситуациях высокого риска.

4. Понимание подростками разрушительного влияния наркотиков, алкоголя.[1]

Комплекс упражнений и методических рекомендаций по их проведению

Влияние - это способность убедить человека поступить так, как хочется тебе, или способность предпринять какие-либо действия, изменяющие исход ситуации. Подросткам в данном упражнении предлагается обсудить серию вопросов:

Что такое влияние, на что или на кого можно повлиять?

Всегда ли влияние отрицательно?

Каким образом можно отличить отрицательное влияние?

Каковы способы негативного влияния (запугивание, шантаж, угроза, подражание, зависимость, избиение, давление на личность и т.д.)?

Хотели бы участники лично поддаваться такому влиянию и к каким последствиям может привести соглашение?

Что необходимо предпринять, чтобы уйти из-под негативного влияния?

Далее составляется план безопасности и ведущему необходимо убедить подростков, что обращение за помощью – это не признание собственной слабости, а проявление способности противостоять. В план включаются пункты не только самопомощи и взаимопомощи, но и обращение к родителям, родственникам, взрослым; к специалистам учителям; в органы полиции, телефоны доверия, школу, социальные службы.[2]

В дискуссии ведущий предлагает вспомнить ситуации, которые вы могли видеть по телевидению, когда героем преступался закон, возможно, даже группой лиц. Далее организуется групповое обсуждение данной ситуации по вопросам: Что в данном случае нарушалось? Почему? Каков был исход? При этом задача - попытаться образовать диалог среди участников тренинга и оценить поступок не только со стороны уголовного наказания, но и общественного осуждения.

Ведущий тренер предлагает ребятам разделиться на две группы и сочинить сказку про Тридевятое государство, в котором бы жили король и королева, а также их народ. Перед каждой группой устанавливается определенная задача. Первая группа пишет сказку, где существуют законы и как они соблюдаются. Вторая группа сочиняет сказку, где законов нет и где они совершенно не соблюдаются - о государстве беззакония. На работу отводится 10-15 минут. Каждая группа презентует свою сказку. Затем следует обсуждение. Ребятам предлагается ответить на вопросы:

В какой стране народу жилось лучше? Почему?

Нужно ли контролировать исполнение законов? Для чего?

Нужны ли законы вообще? Какова их роль?

После проигрывания важно обсудить как участники себя чувствовали, стоя в центре круга.

В заключение ведущему необходимо сказать, что других людей нужно принимать такими, какие они есть. Не стоит предвзято относиться к тем людям, которые отличаются от вас, ведь мы все индивидуальны.

Данная программа профилактического тренинга разработана и апробирована для специалистов социальных служб и может быть реализована ими в своей профессиональной деятельности при работе с несовершеннолетними для профилактики аддиктивного поведения, правонарушений, безнадзорности подростков, в целях формирования мотивов у подрастающего поколения здорового образа жизни. Преимущество данной программы, по сравнению с другими методами социального обучения, заключается в том, что она направлена не только на решение ныне существующих проблем несовершеннолетних, их социальную реабилитацию, но и на первичную профилактику девиантного поведения.

Список литературы

Цитировать

Сложившиеся в мире непростые тенденции и пагубное влияние социальных сетей негативно влияют на подрастающее поколение, что выливается в рост числа преступлений, совершенных детьми. Нарушителями далеко не всегда становятся воспитанники интернатов. В зону внимания полиции нередко попадают ребята из благополучных семей. С ними необходимо проводить тренинги по профилактике девиантного поведения. О том, как и где они проходят, рассказывается далее.

Специфика подростковых тренингов на профилактику девиантного поведения

Подростки в школе угнетают сверстника

Задача профилактического тренинга – выявить первопричину асоциального поведения подростка. При правильном подходе занятия помогают скорректировать его. Ребенок сможет обнаружить свои сильные стороны, эффективно использовать их в своих целях и выстраивать гармоничные отношения с окружающим миром.

Тренинг для подростков с девиантным поведением обычно проводится соцработниками (детскими и школьными психологами). Он показан детям, попадающим в группу риска (чаще всего в возрасте 14–18 лет). К таковым относятся:

  • воспитанники учреждений внесемейного пребывания (интернатов, детских домов и пр.);
  • дети из неблагополучных семей;
  • подростки, страдающие от физического или психологического насилия;
  • дети, использующие неформальный стиль и символику для самовыражения;
  • подростки, склонные к алкоголизму, наркомании и прочим зависимостям (в т.ч. компьютерной);
  • дети, у которых преобладает импульсивная и аффективная заряженность поведенческих реакций;
  • социально или психологически неадаптированные к социуму дети и др.

Как правило, большинство из них состоит на учете в комиссии по делам несовершеннолетних.

Тренинг по профилактике правонарушений среди подростков может проводиться в групповой форме или в виде индивидуальных бесед. Какой формат окажется более эффективным – зависит от эмоционального настроя ребенка. Если он не скрытен, легко идет на контакт со сверстниками, работа в коллективе поможет ему быстрее освоить коммуникативные навыки.

Занятия с трудными подростками помогают помимо коррекции поведения решить массу других задач:

  • сформировать у подростка чувства ответственности;
  • повысить самооценку;
  • научиться управлять своими чувствами, при необходимости сдерживать импульсивные порывы;
  • выработать умение противостоять влиянию "плохих компаний";
  • избегать рискованных ситуаций и др.

После тренинга подростки начинают осознавать последствия совершения правонарушений и пагубного влияния запрещенных веществ. Они могут более трезво оценивать обстановку и адекватно ведут себя в стрессовых ситуациях.

Примеры содержания профилактических тренингов

Компоненты программы для профилактики асоциального поведения подростка подбираются, исходя из причин, побуждающих его пренебрегать установленными общественными рамками. Если оно выражается в воровстве, хулиганстве, вандализме и жестоком обращении, основной упор делает на то, чтобы ребенок осознал последствия своих действий. В ситуациях, когда дети убегают из дома, пропускают школу, применяют ненормативную лексику, агрессивно ведут себя и проявляют другие формы протеста, выявляется и по возможности устраняется причина таких поступков. Далее несовершеннолетнего обучают видам адекватного реагирования на стрессовые ситуации.

Самая сложная проблема – аутодеструктивное поведение. Оно выражается в виде отклонений от медицинских и психологических рамок. Это создает угрозу не столько окружающим, сколько самому развитию личности подростка. Проявляется в форме курения, алкоголизма, токсикомании, наркомании. В этом случае без медикаментозного лечения и психологической реабилитации не обойтись.

Классический тренинг по профилактике правонарушений среди подростков обычно включает следующие разделы:

  1. Понимание себя и перспектив своего личностного роста. На занятиях происходит раскрытие потенциала подростка, обнаружение его сильных сторон.
  2. Формирование навыков межличностного общения (освоение вербальных и невербальных средств, преодоление психологических барьеров, препятствующих открытой коммуникации).
  3. Позитивное восприятие мира и уверенное поведение.
  4. Конструктивное разрешение конфликтов.
  5. Личностное определение и формирование жизненных ценностей.
  6. Основы правовых знаний. На занятиях рассматривают разрешенные законом нормы поведения и говорят о последствиях правонарушений.
  7. Формирование необходимых социальных навыков.
  8. Понятие о здоровом образе жизни.

Это стандартное наполнение тренинга, которое можно применять на уровне обычной школы. Для сложных ситуаций, когда подросток не идет на контакт с педагогами, требуется разработка индивидуальной программы коррекции. Нередко за ее основу берется хобби ребенка.

Топ тренингов на профилактику девиантного поведения подростков

Тренинг для подростков по профилактике асоциального поведения часто проводится на базе обычных школ в старших классах. Однако его цель – дать детям понимание правовых и нравственных норм, а также последствий их нарушения. Если же предстоит работа с трудным ребенком, потребуется консультация компетентного детского психолога. В зависимости от сложности ситуации он может назначить эффективную терапию или временно поместить несовершеннолетнего в хорошее лечебное учреждение.

Топ хорошо зарекомендовавших себя в работе с девиантными детьми центров приведен в таблице.

Организатор Форма обучения Краткое описание Стоимость, руб.
Федеральный центр оказания помощи трудным подросткам А. Хоботовой очно Место проведения – Московская область и Ростов-на-Дону. Лечение анонимное, без медикаментозного воздействия. В штате центра (он работает уже более 10 лет) – опытные психологи, наркологи, гештальт-терапевты, аддитологи и психотерапевты. По статистике 78% обратившихся в это учреждение без проблем вливаются в социум. Реабилитация проходит без отрыва от учебного процесса. С подростками дополнительно проводятся занятия танцами, физкультурой, медитации, йога и другие полезные способы организации досуга. Обратившиеся в центр получают бесплатную первичную консультацию, на которой опытные специалисты дают рекомендации по работе с ребенком. Родители могут наблюдать за прогрессом по телефону, в закрытом чате или через социальные сети. не указана
Школа-пансионат для подростков "Построй свой мир" очно Место проведения – Москва, Рязань. Школа специализируется на психологической, терапевтической, социальной и педагогической помощи несовершеннолетним. Центр предлагает поэтапную коррекцию любых форм девиантного поведения. Учреждение имеет государственную поддержку, сертифицировано. Помимо реабилитационных мероприятий (групповой психокоррекции, личностных тренингов, индивидуальных психотерапевтических работ и учебы) проводятся спортивные соревнования, арт-терапия, занятия йогой, выезды на Байкал и пр. Дополнительно проходит работа с родителями трудных подростков (очно или в онлайн-формате). рассчитывается индивидуально
СМПРЦ ООО "Надежда" очно Место расположения – Самара. В числе прочего центр работает со сложными подростками. Для прохождения реабилитации не требуется постоянное пребывание ребенка в стационаре. Помимо сеансов с психологом коррекционную программу при необходимости можно дополнить рекомендациями невролога, психиатра, психотерапевта или нарколога. от 800 до 8 000 за сеанс
Подростковый центр "Время первых" очно Центр расположен в г. Казань. Предлагаемый им тренинг для трудных подростков рассчитан на 2 месяца. Реабилитация проходит для детей 13-17 лет. Ее цель – восстановить психическое, физическое и социальное здоровье ребенка. В приоритете находится воспитательное воздействие, раскрытие потенциала и выявление причин появления девиаций у несовершеннолетнего. Программа коррекции поведения разрабатывается индивидуально для каждого обратившегося. информация предоставляется по запросу
Центр "Чистый путь" очно Центр и его филиалы есть в Томске, Новосибирске и Красноярске, работает с 2007 года. Для каждого клиента разрабатывается индивидуальная программа оздоровления с учетом специфики имеющихся девиаций. Курс можно совмещать с посещением занятий в местной школе. Во время лечения ребенку разрешается созваниваться с родителями и переписываться с ними по электронной почте. от 500 в день
НП СРДП "Перекресток" очно, онлайн Место расположения – Москва. Центр проводит групповые тренинги. Сеансы организованы в форме клубов, которые работают дважды в неделю по 4 часа. В это время с ребятами находятся по 2-4 специалиста. Встречи – это территория свободного общения, они не проходят по заранее разработанным планам. На них участники играют в настольные игры, рисуют и пр., обсуждая в процессе семейные, межличностные отношения и другие важные темы при участии детских психологов занятия в клубе бесплатные, консультации психолога – 3 000
Центр "Первый шаг" очно Место расположения – Москва. Центр ориентирован на взрослую аудиторию, но в числе прочего занимается лечением зависимостей у подростков. Реабилитация проходит анонимно, амбулаторно или на дому клиента. Коррекционные работы проводятся путем устранения подростка из пагубной среды и терапии с психологом. Центр проводит лечение алкогольной, наркотической, интернет-зависимостей, агрессии, депрессии и других проблем. от 2 500 за сеанс, лечение в стационаре от 6 000 в сутки
Детско-юношеский центр аддиктологии В. Готлиб очно Место проведения – Москва. Центр более 17 лет занимается лечением всех видов детских зависимостей. Сеансы проходят в рамках психокоррекционных групп. Анонимную стационарную коррекцию поведения осуществляют комплекс специалистов – психологи, воспитатели, соцработники, токсикологи, психотерапевты. от 2 500 за консультацию

Если общий тренинг по профилактике правонарушений может проводиться дистанционно, то лечение девиантного поведения возможно только очно. В идеале это должна быть комплексная работа школьных педагогов, родителей и психологов. В большинстве случаев проблема состоит в том, что ребенок таким способом пытается выразить протест. Опытный специалист поможет выявить истинную причину происходящего. Если при этом временно вырвать несовершеннолетнего из окружения, которое на него негативно влияет, асоциальное поведение можно легко скорректировать.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: профилактика девиантного поведения подростков, формирование умения противостоять чужому давлению, выражать отказ оптимальными способами. Формирование убеждения, что каждый человек несет персональную ответственность за свое решение, понимания.

Казенное учреждение Омской области

"Социально-реабилитационный центр

для несовершеннолетних "Гармония"

Психолог: Громова

Светлана Владимировна

Занятие с элементами тренинга по профилактике девиантного поведения подростка

"Девиантное поведение, учимся говорить – нет"

Цель: профилактика девиантного поведения подростков, формирование умения противостоять чужому давлению, выражать отказ оптимальными способами. Формирование убеждения, что каждый человек несет персональную ответственность за свое решение, понимания.

Задачи: развивать способность делать самостоятельно свой выбор и умение поступать в соответствии с собственным решением; формировать представление о силе группового давления на личность, расширять поведенческий репертуар подростка в процессе конфронтации с группой.

Ход занятия.

I. Приветствие.

- Добрый день ребята. Сейчас я предлагаю вам поздороваться друг с другом, но здороваться будем необычным способом. Вы видите у меня в руках солнышко (мягкая игрушка). Мы с вами будем друг другу бросать игрушку, при этом надо будет поздороваться с тем человеком, которому ты ее бросил, назвав его по имени и сказать какой либо комплимент.

II. Вводная часть.

-Сегодня речь пойдет о разрушающем поведении. И тема нашего занятия "Девиантное поведение, учимся говорить нет".

-Сегодня будем учиться говорить "Нет!", т.е. противостоять чужому давлению, выражать отказ оптимальными способами, учиться уверенному поведению при отстаивании своей позиции.

-Как вы думаете, что такое социальные нормы?

Социальные нормы – это общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, призванные обеспечивать упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп.

Девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм.

III. Основная часть.

1. Упражнение "Рассказ о себе"

Инструкция: Каждый из ребят, не указывая своего имени на листе, записывает 5 качеств, которые больше всего ценит в себе, и за которые его уважают другие люди.

Перевернув лист бумаги, участник записывает 5 качеств, которые ему не нравятся в себе и неприятны.

Затем карточки сдают ведущему, который, предварительно перемешав их, раздает участникам группы. Каждый участник, получив карточку и прочитав положительные и отрицательные качества, пытается представить себе этого человека и составляет рассказ о нем и его жизни.

Просмотр социального ролика для молодежи.

- Основой появления негативной девиации является воспитание и поведение, а также общество в которое попадает человек.

2. Упражнение с элементами тренинга. Игра "Откажись по-разному".

Ведущий выражает отказ по-разному.

- Что вы можете сказать об услышанных отказах?

а) Отказ – соглашение: человек в принципе согласен с предложением, но по каким-то причинам не решается дать согласие. Например: ребята, – спасибо, но мне так неудобно вас затруднять.

- Кто получил на своё предложение такой вид отказа?

б) Отказ – обещание. Человек в принципе согласен с предложением, но в данный момент он не может его принять. Даётся понять, что при других обстоятельствах предложение было бы принято. "Пойдём завтра в кино" – "С удовольствием, но завтра у меня занятия по математике".

- Кто получил такой отказ?

г) Отказ – отрицание. Человек даёт понять, что не согласится ни при каких обстоятельствах на предложение. "Нет, я не поеду на лодке, потому что боюсь воды. Нет, я ни за что не поеду в лес".

д) Отказ – конфликт. Крайний вариант отказа – отрицание. Агрессивен по форме. Может содержать оскорбления или угрозы. "Давай сходим на дискотеку" - "Ещё чего! Сам топай!" Этот вид отказа эффективен в случае выраженного внешнего давления".

Вывод: о разных видах отказа.

3. Упражнение – тренинг "Сумей отказаться"

Сейчас вы сами сможете себя проверить в ситуациях, как вы можете не попасться на групповое давление.

Ребятам предлагается разделиться на три группы (по 2-3 человека). Каждая команда получает карточку с описанием ситуации, затем по ситуации разыграть отказ. Остальные участники игры оценивают эффективность выбранной формы отказа по параметрам:

реальная возможность избежать пробы вещества при использовании данной формы отказа;

возможность избежать данного конфликта, агрессии;

целесообразность попытки повлиять на взгляды, поступки человека, предлагающего вещество (когда стоит пытаться убедить предлагающего пробу в опасности знакомства с наркотическими веществами, а когда нужно думать лишь о своей безопасности).

Оценивание, oбсуждение проводится после каждой инсценированной ситуации. Во время оценивания ведущий должен незаметно направлять мысль детей на то, что найти верный отказ может только человек с уверенным поведением. Уверенными должны быть голос, интонация, жесты, мимика, движения.

1. Если ты хотите отказать человеку, чётко и однозначно произнеси ему "НЕТ". Постарайся объяснить причину твоего отказа, но не извиняйтесь длительное время.

2. Старайтесь отвечать без паузы – так быстрo, как только это вообще возможно.

3. Настаивайте на том, чтобы с вами говорили честно и откровенно.

4. Попросите объяснить, почему вас просят сделать то, чего вы делать не хотите.

5. Смотрите на человека, с которым гoворите. Наблюдайте, есть ли в его поведении какие – либо признаки неуверенности к себе. Следите за его позой, жестами, мимикой (дрожащие руки, бегающие глаза, дрожащий голос и т. д.).

6. Не oскорбляйте и не будьте агрессивными.

IV. Рефлексия

Ребятам предлагается окончить высказывание: "Мне легко (трудно) противостоять группе, потому что…" Это позвoлит осмыслить индивидуальный стиль психологической защиты.

V. Заключительная часть.

Игра: "Солнечные лучики" Ребята встают в круг. Предлагаю всем протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя солнечными лучиками излучающими тепло.

ТРЕНИНГ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Методическая разработка в помощь классному руководителю. Разнообразные методы и методики помогут подростку сдерживать проявление негативных эмоций, преодолеть тревожность, противостоять агрессивному окружению, повысить самооценку и культуру общения. Проведение тренинга не требует специального оборудования, дорогих материалов. Разнообразие упражнений дают возможность комбинирования в соответствии с возрастом и конкретной ситуацией.15 упражнений для профилактики агрессивного поведения подростков.

Читайте также: