Трехступенчатый контроль по охране труда в школе в 2021

Обновлено: 08.07.2024

Ступенчатый контроль за охраной труда представляет собой проверку соблюдения требований безопасности на рабочих местах представителями разных уровней управления организации.

Работодатель обязан создать и обеспечить функционирование системы управления охраной труда (далее — СУОТ; ст. 212 ТК).

В свою очередь СУОТ подразумевает контроль соблюдения требований охраны труда на нескольких уровнях управления. Более того, Типовое положение о СУОТ, которое утверждено в Минюсте, предполагает ступенчатый контроль ( п. 55 Типового положения о СУОТ, утв. приказом Минтруда от 19.08.2016 № 438н, далее — Положение о СУОТ). Поэтому прямого требования вводить ступенчатый контроль для всех работодателей нет, но есть косвенные указания.

Ступенчатый контроль может стать надежной системой предупреждения производственного травматизма. Он позволит:

· оперативно выявлять и ликвидировать нарушения требований охраны труда;

· применять меры, которые позволят предупредить повторные нарушения;

· эффективно распределить обязанности по контролю за охраной труда;

· вовлекать в проведение контроля всех работников.

Сколько ступеней контроля выбрать

Чтобы определить, сколько ступеней контроля необходимо для конкретного предприятия, нужно проанализировать особенности производства: вид деятельности, численность сотрудников, структуру предприятия, месторасположение структурных подразделений, текущие условия труда.

Двухступенчатый контроль. Подойдет для небольших организаций или компаний, где большая часть персонала — офисные сотрудники.

Трехступенчатый контроль. Будет оптимальным для предприятий, которые состоят из нескольких производственных цехов, расположенных в одном месте.

Четырехступенчатый контроль. Подойдет крупным организациям с большой численностью персонала и разветвленной организационной структурой, где есть удаленные подразделения, филиалы в регионах (таблица).

Четыре ступени также применяют на предприятиях с большим количеством рабочих мест с вредными и опасными условиями труда. В этом случае IV ступень — стратегический контроль, который проводит комиссия по охране труда, состоящая из руководителей направлений.

Самый распространенный вариант ступенчатого контроля — трехступенчатый. Он универсален, и его применяют как в небольших компаниях, так и на крупных предприятиях. Поэтому на его примере покажем, какие документы нужно подготовить и кого назначить ответственными, чтобы внедрить многоуровневый контроль соблюдения требований охраны труда в организации.

Какие документы разработать для трехступенчатого контроля

Чтобы внедрить трехступенчатый контроль на предприятии, разрабатывают ( пп. 4 , 56 Положения о СУОТ):

· приказ о введении контроля,

· положение о порядке проведения трехступенчатого контроля,

· формы журнала и акта проверок.

Приказ о введении трехступенчатого контроля и создании комиссии по охране труда. Его издает руководитель организации. В приказе указывают:

· ответственных за проведение проверок на каждом этапе;

· сотрудника, уполномоченного руководить и координировать действия;

· состав комиссии по охране труда;

· периодичность проведения контроля;

· перечень локальных актов, которые необходимо разработать.

В качестве основания для приказа укажите статью 212 ТК и Положение о СУОТ. Сотрудников знакомят с приказом под подпись.

Положение о порядке проведения трехступенчатого контроля. Его разрабатывают, чтобы установить структуру, обязанности и ответственность на каждом уровне контроля. В положении определяют основные мероприятия, конкретные параметры контроля, например, исправность рабочего инструмента, уровень освещенности на рабочих участках и т. д.

На практике чаще всего положение разрабатывает служба охраны труда, привлекая специалистов, которые хорошо знают специфику работы своего направления. Положение нужно согласовать с профсоюзом или иным органом, который представляет интересы работников, при его наличии.

Чтобы внедрить в организации трехступенчатый контроль соблюдения требований охраны труда, не обязательно разрабатывать отдельное положение. Порядок проведения контроля можно сделать составной частью СУОТ.

Журнал трехступенчатого контроля соблюдения требований охраны труда. В журнале регистрируют нарушения, которые обнаружили при проверке на каждой ступени контроля. В нем указывают ответственного за устранение выявленных нарушений, необходимые мероприятия и сроки их выполнения. С помощью информации в журнале можно просмотреть динамику нарушений охраны труда и проконтролировать, как ответственные лица провели установленные мероприятия.

Обязательной формы журнала нет, но есть рекомендованные образцы. Количество журналов работодатель определяет на свое усмотрение в зависимости от структуры организации. Удобное решение — завести отдельный журнал для каждого подразделения. В этом случае он будет доступен для проведения ежесменных проверок на первой ступени контроля. Ответственным за ведение и хранение журнала трехступенчатого контроля назначают руководителя подразделения. При проведении следующих ступеней контроля журнал запрашивают у ответственного.

Закон не требует пронумеровывать, прошнуровывать и скреплять печатью журнал трехступенчатого контроля, каждая организация решает это для себя. Такое оформление журналов вызывает меньше вопросов у инспекторов при проверках, так как исключает возможность фальсификации данных. Форму журнала можно утвердить положением о трехступенчатом контроле.

Акт проведения III ступени контроля за состоянием охраны труда. Форму акта работодатель разрабатывает самостоятельно. Документ составляет комиссия после проведения III ступени контроля. В нем фиксируют выявленные нарушения, определяют необходимые мероприятия для их устранения, назначают ответственных и сроки выполнения.

Кого назначить ответственными за трехступенчатый контроль

Трехступенчатый контроль даст результаты, если в нем будут участвовать все сотрудники — от руководителя организации до рядовых работников

Если к выбору ответственных подойти формально, то контроль соблюдения требований охраны труда проведут некачественно. Таким образом, нарушения вовремя не выявят и не устранят, что может стать причиной несчастных случаев или аварий на предприятии.

Ошибки, которые чаще всего совершают работодатели при назначении ответственных:

· привлекают к контролю сотрудников, у которых нет достаточного производственного опыта или знаний в области охраны труда, чтобы своевременно выявить нарушения;

· назначают недостаточное количество ответственных, чтобы полноценно провести контроль всех структурных подразделений организации;

· не создают систему заинтересованности и мотивации в проведении качественного контроля для ответственных.

Назначьте ответственными сотрудников, которые:

· компетентны как специалисты;

· имеют большой стаж работы;

· прошли обучение по охране труда по программе для руководителей и специалистов.

Для работников, которых назначат ответственными, проведите занятие, на котором расскажите об основных принципах процедуры и порядке проведения. Дополнительные обязанности, связанные с контролем, пропишите в должностных инструкциях. Установите для ответственных бонусы за дополнительную работу.

Чем завершают проведение каждой ступени контроля

На I ступени работники устно сообщают своему непосредственному руководителю обо всех нарушениях. Ответственный, который проводит контроль, следит, чтобы выявленные нарушения немедленно устранили. Если силами участка это сделать невозможно, то о нарушениях докладывают начальнику цеха.

О каждом нарушении ответственный делает запись в журнале трехступенчатого контроля. Под записью расписывается и представитель профсоюза, если он принимал участие в проверках.

На II ступени ответственный фиксирует нарушения в журнале трехступенчатого контроля, а группа проверяющих следит, чтобы их немедленно устранили.

После проведения III ступени комиссия оформляет акт. Все выявленные нарушения также фиксируют в журнале трехступенчатого контроля того подразделения, в котором ее проводили. Комиссия совместно разрабатывает мероприятия для устранения нарушений, назначает исполнителей и сроки выполнения.

Чтобы система трехступенчатого контроля работала эффективнее, руководитель может привлечь к дисциплинарной ответственности работников, которые допустили нарушения по охране труда. И наоборот, поощрить тех, кто добился положительных результатов в работе по охране труда, например, выписать премию.

Роль комиссии по охране труда и профсоюза в организации трехступенчатого контроля

Комиссия по охране труда нужна, чтобы согласовывать действия всех сторон при проведении контроля. Она сообщает работникам результаты проверок, собирает предложения к разделу Коллективного договора об охране труда. Численность комиссии зависит от размера организации, ее определяют по взаимной договоренности работодателя и работников ( ст.218 ТК ).

Для качественной организации трехступенчатого контроля подключите профсоюз, если он есть в организации. Представители профсоюза участвуют на всех уровнях контроля и ведут переговоры с руководством от лица работников. Если на предприятии нет профсоюза, организовать контроль можно и без него.

Пакеты документов для школы
Положения
для
школы
Инструкции
для детских
лагерей
Должностные
инструкции
для школы
Документы
по Охране труда
в школе
Пожарная
безопасность
в школе
Инструкции
для
кабинетов
Документы
по ГО и ЧС
в школе
Документы
для котельной
школы
Инструкции
для организаций
питания

Пакеты документов для детского сада
Положения
для
ДОУ
Должностные
инструкции
для ДОУ
Охрана
труда
в ДОУ
Пожарная
безопасность
в ДОУ
Документы
по ГО и ЧС
в ДОУ
Документы
для котельной
ДОУ

Пакет: Нормативные документы по охране труа

"Положение об административно-общественном контроле за охраной труда в учреждениях образования"

(утв. Постановлением Президиума ЦК профсоюза работников народного образования, высшей школы и научных учреждений от 01.07.1987 N 7


Утверждено
Постановлением Президиума ЦК
профсоюза работников народного
образования, высшей школы
и научных учреждений
от 1 июля 1987 г. N 7

Положение
об административно-общественном контроле за охраной труда в учреждениях образования
Административно-общественный контроль

1. Общие положения

1.1. Трехступенчатый (административно-общественный) контроль в системе управления охраной труда является основной формой контроля администрации и комитетов профсоюза предприятия, организации, учреждения, колхоза и т.д. (далее - предприятие) за состоянием условий и безопасности труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах, а также соблюдением всеми службами, должностными лицами и работающими требований трудового законодательства, стандартов безопасности труда, правил, норм, инструкций и других нормативно-технических документов по охране труда.
Трехступенчатый контроль не исключает проведение административного контроля в соответствии с должностными обязанностями руководителей и инженерно-технических работников предприятия, а также общественного контроля в соответствии с Положением о комиссии охраны труда и Положением об уполномоченном по охране труда.
1.2. Руководство организацией трехступенчатого контроля осуществляют руководитель предприятия, председатель комитета профсоюза и представители других общественных органов.



скачать: Нормативные документы по Охране труда
73 документа в Word: Постановления, Законы, Приказы, ГОСТы, САНПИНы, 2021г.

2. Первая ступень трехступенчатого контроля

2.1. Первую ступень контроля осуществляют зав. кабинетами физики, химии, биологии, физкультуры, учебными мастерскими, учителя, воспитатели, педагоги дополнительного образования.
2.2.

  • выполнение мероприятий по устранению нарушений, выявленных предыдущей проверкой;
  • состояние и правильность организации рабочих мест (расположение и наличие необходимого инструмента, приспособлений, заготовок и др.);
  • состояние проходов, переходов, проездов;
  • безопасность технологического оборудования;
  • соблюдение работающими правил электробезопасности при работе на электроустановках и с электроинструментом;
  • исправность приточной и вытяжной вентиляции местных отсосов, пыле- и газоулавливающих устройств;
  • наличие и соблюдение работающими инструкций по охране труда;
  • наличие и правильность использования работающими средств индивидуальной защиты.

2.3. При обнаружении отклонений от правил и норм техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности, которые могут быть устранены сразу, устраняются немедленно, остальные записываются в журнал общественно-административного контроля с указанием сроков исполнения (примерная форма журнала приведена ниже).

3. Вторая ступень трехступенчатого контроля

3.1. Вторую ступень контроля проводят ответственный и уполномоченный по охране труда один раз в четверть.

  • организацию и результаты работы первой ступени контроля;
  • выполнение мероприятий, намеченных в результате проведения второй и третьей ступеней контроля;
  • выполнение приказов и распоряжений руководителя учреждения и решений комитета профсоюза, предложений уполномоченных по охране труда;
  • выполнение мероприятий по предписаниям и указаниям органов надзора и контроля;
  • выполнение мероприятий по материалам расследования несчастных случаев;
  • исправность и соответствие производственного оборудования, транспортных средств и технологических процессов требованиям стандартов безопасности труда и другой нормативно-технической документации по охране труда;
  • соблюдение работающими правил электробезопасности при работе на электроустановках и с электроинструментом;
  • соблюдение графиков планово-предупредительных ремонтов производственного оборудования, вентиляционных и аспирационных систем и установок, технологических режимов и инструкций;
  • состояние переходов и галерей;
  • состояние уголков по охране труда, наличие и состояние плакатов по охране труда, сигнальных цветов и знаков безопасности;
  • наличие и состояние защитных, сигнальных и противопожарных средств и устройств, контрольно-измерительных приборов;
  • своевременность и качество проведения инструктажа работающих по безопасности труда;
  • наличие и правильность использования работающими средств индивидуальной защиты;
  • обеспечение работающих лечебно-профилактическим питанием, молоком и другими профилактическими средствами;
  • состояние санитарно-бытовых помещений и устройств;
  • соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины.

3.3. Результаты проверки записываются в журнале административно-общественного контроля и сообщаются администрации учреждения.
В случае грубого нарушения правил и норм охраны труда, которое может причинить ущерб здоровью работающих или привести к аварии, работа приостанавливается комиссией до устранения этого нарушения.

4. Третья ступень трехступенчатого контроля

4.1. Третью ступень контроля осуществляют руководитель и председатель комитета профсоюза, не реже одного раза в полугодие.
4.2.

  • организацию и результаты работы первой и второй ступеней контроля;
  • выполнение мероприятий, намеченных в результате проведения третьей ступени контроля;
  • выполнение приказов и распоряжений вышестоящих организаций, постановлений и решений профсоюзных органов, предписаний и указаний органов надзора и контроля, приказов руководителя учреждения и решений комитета профсоюза по вопросам охраны труда;
  • выполнение мероприятий, предусмотренных планами, коллективными договорами, соглашениями по охране труда и другими документами;
  • выполнение мероприятий по материалам расследования тяжелых и групповых несчастных случаев и аварий;
  • техническое состояние и содержание зданий, сооружений, помещений и прилегающих к ним территорий в соответствии с требованиями нормативно-технической документации по охране труда, состояние проезжей и пешеходной частей дорог, тоннелей, переходов и галерей;
  • эффективность работы приточной и вытяжной вентиляции, пыле- и газоулавливающих устройств;
  • выполнение графиков планово-предупредительного ремонта, наличие схем коммуникаций и подключения энергетического оборудования;
  • обеспеченность работающих спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, правильность их выдачи, хранения, организации стирки, чистки и ремонта;
  • обеспеченность работающих санитарно-бытовыми помещениями и устройствами;
  • организацию лечебно-профилактического обслуживания работающих;
  • состояние кабинета охраны труда;
  • состояние стендов по охране труда, своевременное и правильное их оформление;
  • организацию и качество проведения обучения и инструктажей работающих по безопасности труда;
  • подготовленность персонала к работе в аварийных условиях;
  • соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины.

4.3. На основании результатов анализа проводят проверку состояния замечаний, отмеченных в журнале учета проведения административно-общественного контроля первой и второй ступени. На совещаниях у руководителя учреждения с участием профсоюзного актива заслушивают ответственных лиц за выполнение соглашения по охране труда, планов, приказов, предписаний. Проводят анализ происшедших несчастных случаев в школе.
4.4. Проведение совещания рекомендуется оформлять протоколом с указанием мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений, сроков исполнения и ответственных лиц. На основании проверки и обсуждения вопросов по охране труда руководителем предприятия издается приказ.

ЖУРНАЛ
административно-общественного контроля

Дата Ступень
контроля
Выявленные
недостатки
и нарушения
по ОТ
Мероприятия
по устранению
недостатков
и нарушений
Срок
исполнения
Отметка о выполнении
(дата, подпись отв.
за исполнение)
1 2 3 4 5 6

Примечание:
1. На обложке журнала записывается наименование учреждения, даты начала и конца ведения журнала.
2. На 1-й странице рекомендуется привести памятку по проведению ступени контроля, на 2-й странице - выдержки из Положения об уполномоченном по охране труда.



скачать: Нормативные документы по Охране труда
73 документа в Word: Постановления, Законы, Приказы, ГОСТы, САНПИНы, 2021г.


Охрана труда в школе – комплексное понятие, связанное с различными видами деятельности учителей, учеников, технического персонала учебного заведения. Безукоризненное выполнение правил по охране труда (ОТ) является залогом безопасного обучения детей полезным навыкам, например, при проведении опытов или на уроках по столярному делу. Их соблюдение способствует сохранению жизни и здоровья сотрудников школ при исполнении ими своих должностных обязанностей (п.1 ст.209 Трудового кодекса).

Охрана труда в образовательном учреждении в 2021 году

Следует отметить, что отдельных Правил по ОТ в школьном учреждении, охватывающих все стороны учебного процесса, не существует. Сотрудники школ обязаны исполнять требования охраны труда, установленные для конкретных видов деятельности, если с ними связана их работа. Так, учитель труда, на уроках которого используются станки, должен знать и соблюдать Правила по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями (Приказ Минтруда и соцзащиты РФ № 835н от 27.11.2020).

С января 2021 года многие ранее действующие Правила по охране труда были упразднены, а 40 новых Правил по ОТ, напротив, вступили в силу. Некоторые из них касаются и школьных образовательных учреждений. Перечислим их в таблице.

Охрана труда в школе 2021: новые нормативные акты

Установленные требования охватывают такие сферы, как эксплуатация специального оборудования, детальной регламентации процесса погрузки и выгрузки грузов, их параметров и способов размещения. Особый раздел посвящен работе с опасными грузами (раздел VIII).

Правила по ОТ при осуществлении охраны объектов и/или имущества (утв. Приказом Минтруда и соцзащиты № 815н от 19.11.2020).

Следует обратить внимание, что потенциальная возможность противоправных действий других лиц при осуществлении охранных функций, как и нервно-психические перегрузки охранника, считаются воздействием на работника опасных/вредных производственных факторов (п.6).

Правила по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями (утв. Приказом Минтруда и соцзащиты № 835н от 27.11.20).

Правила по охране труда при выполнении окрасочных работ (утв. Приказом Минтруда и соцзащиты № 849н от 02.12.2020).

Требования разработаны с учетом специфики разных видов окрасочных работ – на роботизируемом участке, на высоте, кистью или валиком, способом электростатического распыления и т.д.

Вышеперечисленные Правила установлены на 5-летний срок – с 01.01.2021 по 31.12.2025. В этих документах отмечается, что на основе их содержания, а также на основе технической документации, прилагающийся к различным устройствам, механизмам, инструментам, должны быть разработаны инструкции по охране труда для школы (или других организаций, где обязаны соблюдать те или иные Правила). В них могут содержаться дополнительные ограничения, требования безопасности, если они не противоречат общим нормативным Правилам. Инструкции утверждаются локальным нормативным актом образовательного учреждения – обычно это распоряжение или приказ.

В целях контроля за соблюдением требований по охране труда, в частности, за безопасностью производственных процессов, руководство школы вправе установить в помещениях системы, обеспечивающие аудио- и видеофиксацию действий педагога или иного сотрудника, ответственного за их выполнение.

Охрана труда в школе – 2021 год: иные требования

В связи с введением многочисленных новых Правил по охране труда, Минтруд распространил Письмо № 15-2/10/В-167 от 14.01.2021 с дополнительными разъяснениями. В частности, регулятор пояснил, что работодатели обязаны провести внеочередную проверку знаний по ОТ в объеме обновленных требований. Ее результаты оформляются специальным протоколом.

На основе новых Правил должны быть скорректированы инструкции, положения и иные локальные документы школы, касающиеся вопросов охраны труда.

Обращаем внимание, что с 26.10.2020 значительно возросли штрафы за нарушение правил хранения архивных документов, в том числе, по ОТ. Теперь по ст. 13.20 КоАП должностное лицо могут оштрафовать на 3000-5000 рублей, а организацию – на 5000-10 000 рублей. Сроки хранения документации по охране труда указаны в разделе 7.3 сводной таблицы, содержащейся в Приказе Росархива № 236 от 20.12.2019.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.







Mozilla/5.0 (X11; Linux i686) AppleWebKit/535.11 (KHTML, like Gecko) Chrome/17.0.963.66 Safari/535.11

Контроль по охране труда должен проводиться в каждой организации. Он позволяет снизить частоту профессионального травматизма, а также избежать претензий со стороны проверяющих органов. В советские времена был внедрен трехступенчатый контроль по охране труда, сегодня он также актуален на большинстве предприятий. По итогам проверок ответственные сотрудники и руководители заполняют специальный журнал. О том, как правильно это делать, расскажем в статье.

Внимание! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.

  • Бланк и образец
  • Онлайн просмотр
  • Бесплатная загрузка
  • Безопасно

Коротко о трехступенчатом контроле по охране труда

На первой ступени контроля проверки проводятся непосредственным руководителем работ, бригадиром и т.д. Осуществляются каждый день в начале рабочего дня или смены. У того, кто будет вести проверку и затем вносить записи в журнал, должен быть составлен список, что необходимо проверять. После проведения осмотра и опроса работников заполняют журнал.

Как правило проверяют:

  • присутствуют ли на рабочем месте сотрудники в алкогольном опьянении, заболевшие и т.д.
  • в каком состоянии находятся рабочие места персонала;
  • есть ли средства индивидуальной защиты;
  • наличие аптечек;
  • в каком состоянии инструменты и т.д.

Контроль на второй ступени проводит руководство отделом, цехом или иным подразделением. Периодичность мероприятия должна составлять 1 раз месяц. На данном этапе проверяют:

  • освещение и температуру на рабочем месте;
  • уровень шума;
  • правильность работы вентиляции;
  • у всех ли есть спецодежда;
  • правильно ли работает сложное оборудование и т.д.

Третью ступень осуществляет комиссия, в состав которой входят: специалист по охране труда, представители профсоюза, представители руководства организации и т.д. Периодичность — 1 раз в квартал. Проверяют:

  • итоги проверок на предыдущих этапах;
  • соответствие различным нормам (санитарным, пожарным и т.д.);
  • исправность оборудования;
  • правильность соблюдения режима труда и отдыха и многое другое.

Внимание! Все результаты заносят в журнал трехступенчатого контроля по охране труда, а после проверки на третьей ступени составляют еще и аналогичный акт.

Функции журнала

Журнал выполняет следующие задачи:

  • отражает данные о неисправностях в структурных подразделениях предприятия;
  • отражает результаты проведенных мероприятий, способствующих устранению неполадок;
  • показывает, насколько полно работники и руководители подразделений знают положения об охране труда.

Кроме того журнал могут запросить проверяющие органы (инспекция по охране труда) и на его основе, а также на основе проверки сделать вывод о нарушениях в данной области и факте их устранений.

Как правильно вносить записи в журнал

Форма документа законодательно не закреплена. На предприятии могут создать собственный бланк, главное — чтобы в нем была отражена вся необходимая информация и были соблюдены нормы ГОСТ по ведению документооборота в компании. Заполняют бумагу от руки. Исправления не допускаются.

На титульном листе указывают наименование компании или предприятия, структурное подразделение, период, за который ведется журнал.

Журнал трехступенчатого контроля по охране труда. Часть 1

Сам журнал представляет собой таблицу со следующими столбцами:

  1. Порядковый номер записи.
  2. Номер ступени (ставится римской цифрой).
  3. Дата проверки.
  4. Выявленные нарушения по охране труда. Писать нужно кратко, но в то же время надо полностью отразить характер нарушения.
  5. Мероприятия по устранению нарушений. Здесь нужно перечислить, что необходимо сделать сотруднику, которому поручили данную задачу.
  6. Ответственный за выполнение (ФИО и должность сотрудника).
  7. Срок выполнения.
  8. ФИО контролирующих сотрудников, подписи.
  9. Отметка о выполнении работ (ФИО выполнившего, дата, подпись). В этой графе отчитывается сотрудник, устранивший нарушения.

Журнал трехступенчатого контроля по охране труда. Часть 2

Журнал необходимо сшить перед заполнением и заверить: указать, сколько в нем страниц. Затем руководитель утверждает этот факт: ставит свою подпись, указывает должность, ФИО и дату.

После полного заполнения журнал должен храниться в организации в течение 10 лет, как и каждый документ, относящийся к сфере охраны труда.

Читайте также: