Травмы в школе и первая медицинская помощь

Обновлено: 05.07.2024

Детский травматизм в школе - довольно частое явление. В статье расскажем, какие виды детских травм наиболее часты, разберемся в основных причинах травмирования и узнаем о мерах и формах профилактики травматизма у подростков и младших школьников.

Согласно ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.

Несчастные случаи, происходящие с учащимися в стенах школы и во время учебного процесса, являются причиной почти 15% всех детских травм . При этом до 80% школьников получают травмы на переменах.

Основные виды детских травм в школе

  • Закрытые и открытые повреждения костей и мягких тканей, черепно-мозговые травмы вследствие ударов и падений. Травмы и повреждения бывают самые разные. Это и ушибы, и растяжения связок. Но чаще всего обращаются с переломами, полученными вследствие падения (с лестницы, перил, после столкновений и т.д.). Причем переломы рук, точнее предплечья или ключицы, происходят в 4-5 раз чаще, чем переломы ног.
  • Ранения колющими и режущими предметами вследствие неосторожного применения или баловства (остро отточенные карандаши, циркули, кнопки, угольники, ножницы), повреждения деревообрабатывающими инструментами (молоток, стамеска, рубанок) на уроках труда вследствие несоблюдения техники безопасности.
  • Термические ожоги от раскаленной плиты или горячего утюга — частые травмы на уроках домоводства, а химические ожоги от кислот и щелочей — на уроках химии.
  • Поражения электрическим током от неисправных электроприборов или при несоблюдении техники безопасности.

Причины и риск возникновения травмоопасных ситуаций и травм у детей

Травмоопасные ситуации в школе возникают довольно часто и в большинстве случаев спонтанно и без объективных на то причин. Однако риск возникновения ситуаций, в результате которых ребенок может травмироваться сам или травмировать другого, обусловлен рядом причин, среди которых:

▶ неумение распознавать травмоопасную ситуацию;

▶ необученность необходимым навыкам поведения;

▶ недооценка степени опасности внезапно возникшей ситуации;

▶ определенные особенности развития.

Анализ особенностей школьного травматизма позволил установить, что дети получают травмы в школе в основном (80% случаев) на переменах, около 70% школьных травм происходят во время падений и бега, а на долю травм, произошедших на уроках физкультуры при занятиях на спортивных снарядах (козле, бревне и брусьях), приходится менее 20%.

Основными причинами травмирования детей на уроках физкультуры (около четверти всех школьных травм) являются:

▶ недочеты в организации и методике проведения уроков;

▶ неудовлетворительное состояние части спортивных залов и спортивных площадок, оборудования, инвентаря, одежды и обуви;

▶ скученность детей во время занятий.

Травмы, полученные учащимися на уроках труда, физики и химии, также обусловлены в основном нарушениями правил техники безопасности и дисциплины.

Наиболее частая причина травм, получаемых детьми в школе, — это недисциплинированность учащихся, их игровая агрессивность (удары твердыми предметами, кулаками, толчки, столкновения во время бега, подножки и пр.).

Взаимосвязь уровня травматизма с возрастными особенностями детей

В возрастном аспекте наиболее травмируемым считается возраст от 6 до 12 лет , что связано с повышенной эмоциональностью детей в этот период и недостаточно развитой у них способностью к самоконтролю. Причем с возрастом количество травм увеличивается, достигая наибольших значений у детей 11–14 лет.

Чаще всего травмируются гиперактивные дети и дети, воспитывающиеся в условиях гипер- или гипоопеки. Кроме того, частые травмы получают дети с нарушением функции программирования и контроля собственного поведения, а также со сниженным интеллектом.

В 15% случаев основной предпосылкой получения травм детьми являются их индивидуально-психологические особенности. Не только преобладание возбуждения над торможением (усталость, нервозность, импульсивность), но и, наоборот, преобладание торможения над возбуждением, инертность нервных процессов могут привести к получению травмы.

Дети, умственно более развитые, с высоким интеллектом, осознают опасность и избегают ее. В структуре интеллекта наиболее важной представляется такая особенность мышления, как способность к анализу, синтезу, обобщению, что связано с умением прогнозировать последствия поступков.

Несчастным случаям в большей степени подвержены дети с низкими качественными характеристиками внимания (концентрация, распределение и переключение), недостаточной сенсомоторной координацией, неосмотрительные, с низкой выносливостью, а также боязливые или слишком склонные к риску. Эмоционально неустойчивые, импульсивные дети гораздо чаще получают травмы, чем их спокойные и уравновешенные сверстники.

Причины травмирования детей и подростков в школе можно условно объединить в три основные группы:

  1. Поведение самого ребенка, получившего травму.
  2. Действия окружающих сверстников.
  3. Действия взрослых, находившихся в окружении пострадавшего ребенка.

Травмы, обусловленные поведением пострадавшего

Свыше 40% всех травм происходят по причинам, относящимся к первой группе, которые, в свою очередь, можно подразделить на 4 подгруппы.

  • Первая подгруппа причин связана с недостаточным сенсомоторным развитием ребенка: низким уровнем координации движений, неумением владеть своим телом, а также отсутствием навыка выполнения действия.
  • Вторая подгруппа обусловлена отсутствием или недостаточностью знаний об опасности и возможных последствиях выбранных действий.
  • Третья связана с пренебрежением известной опасностью из-за более сильного мотива, например при желании произвести впечатление на значимых для ребенка или подростка людей.
  • Четвертая объединяет причины, вызванные психофизиологическим состоянием, влияющим на успешность протекания деятельности: усталость, эмоциональное возбуждение, игровой раж, спортивный азарт и др.

Более 70% травм, полученных детьми из-за своего поведения, обусловлены причинами, относящимися к четвертой подгруппе. Чаще всего получение травм происходит при проведении подвижных игр. При этом нередко сильное дезорганизующее влияние на поведение оказывают трудносдерживаемое стремление к достижению наилучшего результата, а также соревновательный момент игры и внезапно возникающие задачи и опасные ситуации, при которых нужно быстро принимать самостоятельное решение. Все это привносит в игру эмоционально-аффективный фактор, оказывающий особенно сильное влияние, поскольку он связан с реальными, а не с игровыми взаимоотношениями, как это было в дошкольном возрасте.

Спешка — еще одно эмоциональное состояние, которое может дезорганизовать деятельность. В основном травмы по этой причине регистрируются в возрасте 11–14 лет, когда начинает сказываться занятость подростков (большая учебная нагрузка, посещение кружков и спортивных секций, выполнение обязанностей по дому и т. д.). В то же время усиливается соревновательный мотив не только в игре, но и в повседневной жизни (первым попасть на завтрак в школе, в раздевалку, на улицу во время перемены и т. д.).

С возрастом частота травм по вине самих пострадавших увеличивается, т. к. с развитием ребенка расширяется сфера его самостоятельной деятельности.

Травмы, полученные вследствие неправомерных действий сверстников

Вторая группа причин , обуславливающих треть всех детских травм, зависит от действий окружающих ребенка сверстников . Результаты исследования показали, что чаще дети травмируют сверстников во время игры (20% случаев) либо непреднамеренно вне игры (30%), как правило, не замечая их (например, наталкиваются на других).

Особое внимание следует обратить на случаи, связанные с поведением, содержащим элемент физического насилия по отношению к окружающим, а иногда и с целенаправленным стремлением причинить боль и показать свое физическое превосходство (свыше 40% травм). Отмечена тревожная тенденция увеличения количества травм, полученных подростками в результате драк.

Травмы, возникшие по причине недосмотра взрослых

Как выше уже было сказано, большинство повреждений школьники получают во время перемен. В коридорах после урока одномоментно скапливается большое количество детей, они бегают, выплескивая скопившуюся за урок энергию, сталкиваются, падают — травмы неизбежны. Также возможно получить травму на уроках физкультуры, труда, физики или химии. Эти случаи обусловлены в основном по недосмотру взрослых и нарушением правил безопасности в образовательных учреждениях детьми.

В большинстве случаев такие травмы обусловлены недосмотром за детьми и отсутствием контроля их поведения. Необеспечение безопасной среды также относится к наиболее распространенным ошибкам родителей, вследствие которой происходит 25% травм, относящихся к данной группе.

Профилактика детского травматизма

  1. Инструктирование по технике безопасности и педагогов, и учащихся.
  2. Регулярное проведение профилактических бесед с учащимися и родителями учащихся о необходимости соблюдения правил поведения в школе и требований к одежде и обуви обучающихся.
  3. Осуществление контроля соответствия условий обучения санитарно-эпидемиологическим правилам.
  4. Ежедневная проверка помещений образовательной организации для проведения занятий.

Педагогам необходимо учесть следующие возможные направления работы с учащимися и их родителями :

✅ воспитание ответственного отношения к собственной безопасности жизнедеятельности;

✅ формирование устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах, в быту, в школе;

✅ разработка и внедрение новых современных технологий управления деятельностью по профилактике детского травматизма;

✅ воспитание уважения к людям старших поколений, навыков культуры общения и соответствующих норм этики взаимоотношений.

Настоящая инструкция по оказания первой доврачебной помощи пострадавшим в школе разработана для изучения всеми сотрудниками общеобразовательного учреждения приемов и способов оказания первой доврачебной помощи при несчастных случаях.
Настоящей инструкцией по охране труда необходимо руководствоваться при несчастном случае в школе или внезапной болезни ребенка.

ВложениеРазмер
po_ot_dovrachebnaya_pomoshch_dlya_sotrudnikov_ou.doc 94 КБ

Предварительный просмотр:

ЯМАЛО - НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Кооперативная ул., д.5, с. Овгорт, Шурышкарский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629643

Оказание первой доврачебной помощи (Основные рекомендации)

1.1 Настоящая инструкция по оказания первой доврачебной помощи пострадавшим в школе разработана для изучения всеми сотрудниками общеобразовательного учреждения приемов и способов оказания первой доврачебной помощи при несчастных случаях.
1.2 Настоящей инструкцией по охране труда необходимо руководствоваться при несчастном случае в школе или внезапной болезни ребенка.

  1. Общие требования
  1. Несоблюдение правил безопасности может привести к таким несчастным случаям как отравление угарным газом, ожоги, ушибы, переломы, ранения, поражения электрическим током и т.д.
  2. Все работники должны уметь оказать основные действия первой неотложной помощи пострадавшим и обязательно вызвать врача (скорую помощь тел. 03 , 89003964588 Скорая Овгорт ).
  3. Оказывающий помощь должен произвести следующие действия:

- Оценить сложившуюся обстановку.

- Принять меры к прекращению травмирующего воздействия повреждающих факторов (извлечь утопающего из воды, потушить горящую одежду, вынести пострадавшего из горящего помещения или из зоны заражения ядовитыми веществами и т.п.).

- Дать указания о вызове скорой медицинской помощи (вызвать скорую медицинскую
помощь) или организовать доставку пострадавшего в ближайшее
медицинское учреждение.

- Принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц, принять меры по устранению обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью.

- Быстро и правильно оценить состояние пострадавшего (в сознании или без сознания, есть ли пульс и дыхание, есть ли видимые травмы, кровотечение).

- При необходимости восстановить проходимость дыхательных путей. Провести искусственную вентиляцию легких. Восстановить кровообращение. Оказать другие виды помощи, если этому обучены и знаете, как выполнять.

- Немедленно сообщить о несчастном случае (аварии) администрации школы. Сохранить обстановку на месте несчастного случая (если это не угрожает жизни и здоровью работников и не приведет к аварии) до прибытия комиссии по расследованию.

2. 4. Оценка состояния больного или пострадавшего.

При осмотре следует сначала установить, жив пострадавший или мертв, затем определить тяжесть поражения, продолжается ли кровотечение. Во многих случаях попавший в беду человек теряет сознание. Оказывающий помощь должен уметь отличить потерю сознанию от смерти.

2.5. Признаки жизни: наличие пульса; наличие самостоятельного дыхания. Устанавливается по движению грудной клетки, по увлажнению зеркала, приложенного ко рту и носу пострадавшего, по звуку дыхания или движению воздуха; реакция зрачка на свет. Если открытый глаз пострадавшего заслонить рукой, а затем быстро отвести ее в сторону, то наблюдается сужение зрачка.

2.6 При обнаружении признаков жизни необходимо немедленно приступить к
оказанию первой помощи.

Необходимо выявить, устранить или ослабить угрожающие жизни проявления кровотечение, остановка дыхания и сердечной деятельности, нарушение проходимости дыхательных путей, сильная боль, шоковое состояние, развивающийся ожог и другое.

Следует помнить, что отсутствие сердцебиения, пульса, дыхания и реакция зрачков на свет еще не означает, что пострадавший мертв.

2.7 Оказание помощи бессмысленно при явных признаках смерти:
помутнение и высыхание роговицы глаза; при сдавливании глаза с боков пальцами зрачок сужается и напоминает кошачий глаз; появление трупных пятен и трупного окоченения.

2.9 Следует помнить, что оказание помощи связано с определенным риском. При контакте с кровью и другими выделениями пострадавшего в некоторых случаях возможно заражение инфекционными заболеваниями, в т.ч. сифилисом, СПИДом, инфекционным гепатитом, поражение электрическим током, утопление при захвате пострадавшим, а также получение травматических и термических повреждений. Это ни в коем случае не освобождает от гражданской моральной ответственности по оказанию медицинской помощи пострадавшим, но требует знания и соблюдения простейших мер безопасности.

2.10. Простейшие меры безопасности:

-в случае необходимости контакта с кровью и другими выделениями необходимо надеть резиновые перчатки, при их отсутствии окутать руку целлофановым пакетом;

-в случае извлечения из воды утопающего необходимо подплывать к нему сзади и крайне осторожно, лучше извлекать человека с помощью палки, ремня, веревки или другого предмета;

-при пожаре необходимо принимать меры по предупреждению отравления продуктами сгорания, для чего срочно вывести или вынести пострадавшего из опасной зоны; не следует входить в объятое пламенем помещение без специальных средств защиты;

2.11. Не должны оказывать первую медицинскую (доврачебную) помощь:

- лица, не имеющие специальных знаний и навыков в области оказания такой помощи;

- лица, находящиеся в состоянии шока или чувствующие, что они не уверены в том, какую именно помощь нужно оказать или как именно ее нужно оказать;

- без специальных средств защиты (перчаток, барьеров для проведения искусственного дыхания и пр.).

Главное правило оказания первой медицинской (доврачебной) помощи - не навреди пострадавшему, себе и окружающим.

3. Первая медицинская помощь при травматических повреждениях.

3.1 Наружное кровотечение.

Первая помощь заключается во временной остановке кровотечения. Используются несколько приемов.

3.1.1 Приподнятое положение поврежденной конечности с предварительным наложением давящей повязки на рану. Обычно этим способом пользуются при венозном кровотечении.

3.1.2 Прижатие сосуда.

При ранении артерии сосуд прижимают выше раны, при ранении вены - ниже. Этим способом пользуются при повреждении крупных сосудов. Прижимают сосуд в тех местах, где он лежит поверхностно и может быть прижат к подлежащей кости. Прижимать сосуд следует 3-мя - 4-мя пальцами.

3.1.3 Максимальное сгибание конечности.

При ранении предплечья производят сгибание руки в локтевом суставе, при ранении голени - сгибание ноги в коленном суставе; при локализации раны у основания бедра -сгибание ноги в тазобедренном суставе.

3.1.4 Наложение давящей повязки осуществляется при небольших кровотечениях. После предварительной обработки краев раны йодом на нее накладывают несколько слоев стерильных марлевых салфеток, затем толстый слой ваты и туго фиксируют бинтом. При наличии специальных кровоостанавливающих бинтов их накладывают вместо салфеток.

3.1.5 Наложение кровоостанавливающего жгута.

Для этих целей может быть использован специальный резиновый жгут, при его отсутствии - резиновая трубка, ремень, веревка, платок, кусок ткани, полотенце.

Часть конечности, где будет наложен жгут, обертывают какой-либо материей (полотенцем), поверх которой затягивают жгут. Этот способ используют лишь при артериальном кровотечении, которое невозможно остановить другими методами. Затягивание жгута прекращают сразу же после остановки кровотечения. Чрезмерное стягивание жгутом конечности может привести к повреждению нервов.

Жгут всегда накладывают выше раны. Следует твердо помнить, что жгут должен сдавливать конечность как можно меньше времени, так как при этом прекращается полностью кровообращение в нижележащих отделах. Длительность не должна превышать 1 часа. Если время транспортировки занимает большее время, можно на время распускать жгут, придавив пальцами артерию. Необходимо на сопроводительной записке или ткани указать точное время, когда был наложен жгут.

Больного необходимо немедленно транспортировать в ближайшее лечебное учреждение.

3.2. Признаки при отравлении угарным газом (окисью углерода).

2) при средней тяжести отравления: кратковременная потеря сознания, сменяющаяся возбуждением со зрительными или слуховыми галлюцинациями;

частый пульс, повышение артериального давления.

3) при тяжелой степени отравления: кома, судороги, угнетение дыхания. Неотложная помощь: вынести пострадавшего на свежий воздух; очистить ротовую полость, при угнетении дыхания искусственное дыхание, по возможности, увлажненный кислород; срочно госпитализировать пострадавшего в медицинское учреждение.

3.3. Первая помощь при ушибах мягких тканей, растяжении и разрыве связок.

Первая помощь: холод на место травмы (пузырь со льдом, снегом или ледяной водой); возвышенное положение конечности; - можно 2-3 раза в день наносить на кожу травмированной поверхности одну из мазей: веиорутон, троксевазин, индовазин, снимающие отек и бол; давящая повязка, при необходимости, иммобилизация ушибленной конечности; обратиться в лечебное учреждение.

Признаки: боль, самопроизвольная или при ощупывании; деформация; патологическая (ненормальная) подвижность; нарушение функции данного органа; появление хруста в месте перелома; укорочение конечности; припухлость, кровоподтеки.

при наличии раны - обработка ее краев йодом и наложение стерильной повязки; при кровотечении - его остановка; иммобилизация поврежденной конечности, создание покоя для органа; временная (транспортная) иммобилизация при переломах производится с помощью стандартных, а при отсутствии - подручных шин (доски, фанеры, палок).

Основные правила наложения шины:

1. Шины должны быть такой длины, чтобы захватить минимум два сустава - один выше, а один ниже места перелома, что обеспечивает неподвижность данной части тела.

2. Под шину необходимо подложить достаточное количество ваты, марли или просто белья, особенно под костные выступы и в месте упора.

3. Шины должны быть плотно прибинтованы. Допускается положение шины поверх одежды.

Перед наложением шипы конечности необходимо придать физиологическое положение.

Раной называется нарушение целости кожных покровов и слизистых оболочек. Виды ран: резаные, рубленые, колотые, ушибленные, рваные, размозженные, укушенные. Раны могут быть сквозными, если имеется входное и выходное отверстия и слепыми. По отношению к полостям (череп, грудная или брюшная полости, суставы) различают проникающие и непроникающие раны.

Признаки: боль различной интенсивности, вплоть до шока; зияние раны; кровотечение; признаки повреждения других органов.

Первая помощь: остановить кровотечение (см п.3.1); обнажить часть тела, где имеется ранение; обработать края раны настойкой йода, если ее нет - спиртом, одеколоном, удалить поверхностно лежащие инородные тела; наложить стерильную повязку или перевязать чистой тканью; при больших ранах наложить шину, чтобы обеспечить покой и удобства при транспортировке; доставить в ближайшее лечебное учреждение, где помимо обработки раны вводится противостолбнячная сыворотка, а при укусе животных - профилактическая прививка против бешенства.

Причинами ожогов могут быть воздействия термических (пламя, кипящая жидкость, расплавленный металл, электрический разряд, солнечные лучи), химических (щелочь, кислота, фосфор и др.) и радиоактивных факторов.

Выделяют 4 степени ожогов:

I - покраснение и отек кожи;

II - появление пузырей со светлым серозным содержанием;

III - омертвение поверхностных тканей;

IV - гибель всей толщи кожи и подлежащих тканей (обугливание). Кислоты вызывают
образование твердых струпьев, щелочи вызывают разрыхление ткани и более глубокие ее
поражения.

прекратить воздействия повреждающего агента (погасить пламя, накинув плотную ткань на пострадавшего); раздеть и разуть пострадавшего, не отдирая насильно приставшее к коже белье; если есть возможность - подставить ожоговую поверхность под струю холодной воды на 20-30 минут при ожогах I степени (если нет пузырей); наложить асептическую сухую ватно-марлевую повязку. При обширных ожогах - завернуть пострадавшего в чистую простынь.

При ожогах II и III степени нельзя смачивать кожу холодной водой, мазями. По возможности - обезболивание (промедол — 1-2 мл или анальгин — 4-6 мл с димедролом или пипольфеном - 2 мл); при обширном ожоге конечности - ей следует придать физиологическое положение и зафиксировать шиной.

При ожогах кислотами и щелочами необходимо немедленно промыть пораженное место струей воды из-под крана в течение длительного времени - не менее 15 минут. После этого пораженную поверхность обработать: при ожоге кислотой - 2% раствором пищевой соды, присыпкой из мела или жженой магнезией, мыльной водой; при ожогах щелочью - 1-2% раствором уксусной или лимонной кислоты.

При ожогах фосфором - тушить, погружая конечности или тело в воду. Оставшиеся кусочки фосфора удалить с кожи пинцетом, наложить примочки с 5% раствором марганцовокислого калия.

Нельзя: прокалывать и срывать пузыри; чтобы первичная повязка при ожогах содержала жиры, масла, пудру и т.д.

При термических ожогах наложить повязку и доставить пострадавшего в медицинское учреждение.

При химическом ожоге жидким веществом немедленно промыть глаза чистой водой в течение не менее 10-15 минут.

При лучевом ожоге (излучение от кварцевых ламп, электросварки) сделать холодные примочки на закрытые глаза, защитить глаза темными очками, обратиться к врачу.

3.7. Отморожения, замерзание.

Общее замерзание начинается с озноба, вялости, усталости, развивается сонливость, дремотное состояние, и, затем, наступает сои. Конечности коченеют, дыхание становится поверхностным, слабым, сердечная деятельность падает, и может наступить смерть.

Неотложная помощь: провести массаж отмороженного места чистыми шерстяными тряпками или ватой до покраснения; согреть конечности в ванне с постепенным повышением температуры воды с 18 до 35 С, проводя одновременно легкий массаж; выпить крепкий горячий чай или кофе; наложить стерильную повязку с толстым слоем ваты, предварительно смочив кожу спиртом.

Не следует: проводить растирание при наличии пузырей и припухания отмороженного места; смазывать отмороженный участок тела настойкой йода или каким-либо жиром. Обратиться в медицинское учреждение.

3.8. Поражение электрическим током.

Первая помощь: изоляция пострадавшего от действия электрического тока; необходимо предупредить или обезопасить возможное падение пострадавшего при отключении установки; оказание доврачебной помощи; поддержание жизнедеятельности организма пострадавшего до приезда скорой медицинской помощи.

Изоляция пострадавшего от действия электрического тока достигается следующими способами:

- выключением рубильника, выключателей, а также путем снятия или вывертывания предохранителей (пробок), разъема штепсельного соединения. Если пострадавший находится на высоте, то необходимо принять меры, предупреждающие падение пострадавшего или обеспечивающие его безопасность;

- для отрыва пострадавшего от земли или от токоведущих частей следует пользоваться сухим канатом, сухой палкой, доской или каким-либо сухим предметом, не проводящим электрический ток. Можно также оттянуть его за одежду (если она сухая и отстает от тела), избегая при этом прикосновения к окружающим металлическим предметам и частям тела пострадавшего, не прикрытым одеждой.

Оттаскивая пострадавшего за ноги, оказывающий помощь не должен касаться его обуви или одежды без хорошей изоляции своих рук, т.к. обувь и одежда могут быть сырыми и являться проводниками электрического тока.

Для изоляции рук оказывающий помощь, особенно если ему необходимо коснуться тела пострадавшего, не прикрытого одеждой, должен надеть диэлектрические перчатки или обмотать руку шарфом, надеть на нее суконную фуражку, натянуть на руку рукав пиджака или пальто, накинуть на пострадавшего резиновый коврик, прорезиненную материю или просто сухую материю. Можно также изолировать себя, встав на резиновый коврик, сухую доску или какую-либо, не проводящую электрический ток, подстилку и т.п.

При отделении пострадавшего от токоведущих частей рекомендуется действовать одной рукой, держа вторую в кармане или за спиной.

Можно также перерубить провода топором с сухой деревянной рукояткой или перекусить их инструментом с изолированными рукоятками (кусачками, пассатижами и т.п.). Перерубать или перекусывать провода необходимо пофазно, т.е. каждый провод в отдельности, при этом рекомендуется по возможности стоять на сухих деревянных досках, диэлектрических предметах.

Меры первой помощи зависят от того состояния, в котором находится пострадавший после освобождения его от тока.



И медсестра или врач окажут ему первую помощь: измерят давление и температуру. Помогут остановить кровотечение из разбитого носа или коленки, обработают ранку, перевяжут травмированную руку, вызовут скорую помощь.

На прививку

В школьных стенах проводится вакцинация учащихся ( при наличии лицензии на данный вид медицинской деятельности). Перед прививкой врач обязан осмотреть ребёнка, измерить температуру, уточнить дату последнего заболевания, наличие аллергии, каких-либо важных событий в жизни ученика, например предстоящих соревнований или лечения в стационаре. И только после этого принять решение, в какие сроки проводить прививки.

Прививка проводится только с письменного согласия родителей. Отказ от вакцинации родители должны предоставить тоже в письменном виде. До прививки школьника и родителей предупредят о возможных побочных реакциях.

Профилактика

Лечение в школьных медицинских кабинетах не предусмотрено. Если ребёнок кашляет, чихает, жалуется на плохое самочувствие, боль в горле, руке, животе… – его нужно оставить дома, а не надеяться на помощь школьного врача. К тому же ваш ребёнок не должен подвергать других детей опасности заражения.

Дело школьных медработников – профилактика.

Они ведут с детьми просветительские беседы:

- зачем переобуваться в помещении,

- почему при чихании надо использовать одноразовый носовой платок,

- мыть руки не только перед едой и после посещения туалета, но и до него, так как для безопасного совершения туалета руки тоже должны быть чистыми,

- предупреждают о распространении инфекций и паразитов: к примеру, проверяют после каждых каникул детей на педикулез.

Во время эпидемии гриппа или ОРВИ медсестра каждый день пересчитывает заболевших. При превышении 20%-ного уровня заболеваемости директор школы, опираясь на постановление Главного санитарного врача РФ и предписание главного санитарного врача региона, объявляет карантин в от­дельном классе или во всей школе.

С учителем физкультуры школьный врач ( или фельдшер) формирует группы здоровья; с классным руководителем рассаживает учеников за партами в соответствии с санитарными требованиями.

В медкабинете школьник может получить справку об отсутствии контактов с больными детьми, о сделанных прививках, документы для лагеря, санатория, стационара, для спортивной секции…

Питание

Ежедневно медицинская сестра не только пробует еду на вкус в школьной столовой, но и оставляет суточную пробу для 2-суточного хранения на тот случай, если придётся разбираться: ученик отравился купленным на углу хот-догом или обедом в школе?

- участие в контроле за соблюдением санитарно-гигиенических требований к условиям и организации воспитания и обучения, в том числе питания, физического воспитания, трудового обучения несовершеннолетних в образовательных организациях;

- оказание обучающимся первичной медико-санитарной помощи в экстренной и неотложной форме, в том числе при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний;

- направление обучающихся, при наличии медицинских показаний, в медицинскую организацию, на медицинском обслуживании которой находится несовершеннолетний;

- организацию и проведение работы по иммунопрофилактике в образовательных организациях;

- организацию и проведение противоэпидемических и профилактических мероприятий по предупреждению распространения инфекционных и паразитарных заболеваний в образовательных организациях;

- организацию и проведение ежегодных скрининг- обследований, периодических медицинских осмотров обучающихся;

- организацию профилактических медицинских осмотров обучающихся, анализ профилактических медицинских осмотров с целью контроля за состоянием здоровья несовершеннолетних и разработку рекомендаций по профилактике заболеваний и оздоровлению обучающихся;

- организацию проведения медицинских осмотров несовершеннолетних перед началом и в период прохождения производственной практики в организациях, работники которых подлежат медицинским осмотрам;

- подготовку предложений по медико-психологической адаптации несовершеннолетних к, процессам обучения и воспитания в образовательной организации, а также по коррекции нарушений адаптации обучающихся;

- работу по формированию групп несовершеннолетних повышенного медико-социального и биологического риска формирования расстройств здоровья для оптимальной организации процессов обучения и воспитания, оказания медицинской помощи, в том числе коррекции нарушений здоровья и развития;

- анализ состояния здоровья несовершеннолетних, подготовку предложений по приоритетам при разработке профилактических, коррекционных мероприятий, реализуемых в образовательных организациях;

- подготовку предложений и внедрение конкретных медико-социальных и психологических технологий сохранения, укрепления и восстановления здоровья несовершеннолетних в условиях образовательных организаций;

- взаимодействие с врачами-педиатрами участковыми, врачами-специалистами медицинских организаций, психологом и педагогами образовательной организации по вопросам определения профессиональной пригодности несовершеннолетних;

- методическое обеспечение, совместно с психологами и педагогами образовательной организации, работы по формированию у обучающихся устойчивых стереотипов здорового образа жизни и поведения, не сопряженного с риском для здоровья;

- участие в оздоровлении обучающихся в период отдыха и в оценке эффективности его проведения;

- организацию в условиях образовательной организации работы по коррекции нарушений здоровья несовершеннолетних, снижающих возможности их социальной адаптации, ограничивающих возможности обучения, выбора профессии, подготовки к военной службе (патология органов зрения, пищеварения, костно-мышечной системы, нервной системы и др.);

- участие в гигиеническом контроле средств обучения и воспитания и их использования в процессах обучения и воспитания;

- проведение санитарно-гигиенической просветительной работы среди несовершеннолетних, их родителей (законных представителей) и педагогов по вопросам профилактики заболеваний несовершеннолетних и формирования здорового образа жизни;

- своевременное направление извещения в установленном порядке в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека об инфекционном или паразитарном заболевании, пищевом, остром отравлении, поствакцинальном осложнении;

- передачу сведений ответственному медицинскому работнику медицинской организации для информирования органов внутренних дел о поступлении (обращении) пациентов (обучающихся), в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий.


Школьные травмы (полученные в классе или спортивном зале, во дворе школы во время прогулки и игр) – достаточно распространенные среди детей и подростков, в основном наблюдаются среди детей младшего и среднего школьного возраста.

Основные виды травм, которые дети могут получить в школе :

● нарушение дисциплины учащимися на занятиях и переменах,
● несоблюдение правил техники безопасности на уроках труда,
● недостаточная физическая подготовка учащихся,
● плохо подогнанная одежда и обувь для занятий физкультурой,
● отсутствие наколенников и налокотников при игре в волейбол,
● неисправное спортивное оборудование и устаревшие спортивные маты.

● учите детей избегать опасных шалостей и шуток на уроках, а также необоснованного риска при занятии спортом;
● говорите с детьми о нецелесообразности применения физической силы к своим сверстникам при отсутствии угрозы с их стороны; учите детей предвидеть возможные последствия их действий;
● напоминайте детям о необходимости соблюдения правил техники безопасности на уроках труда, следите за наличием у детей специальной одежды для этих занятий;
● о бращайте внимание на выбор детской обуви для занятий физкультурой : кроссовки должны соответствовать размеру и форме ноги ребенка, быть легкими и удобными, иметь гибкую подошву, а также фиксировать голеностопный сустав;
● в выборе одежды и обуви для школьника избегайте многочисленных металлических включений (застежек, пряжек), которые могут быть причиной различных повреждений;
● у чите детей быть ответственными за свое здоровье и здоровье одноклассников!


Основная мера предупреждения травм в школе –
это привитие учащимся дисциплинированного поведения
и умения предвидеть возможные последствия своих действий


Детский травматизм всегда был актуальной проблемой общества. Многие миллионы детей по всему миру, из-за последствий травм, оказываются на больничной койке или в отделениях неотложной помощи, и порой на всю жизнь остаются инвалидами.

В возникновении повреждений существенное значение имеют анатомо-физиологические и психологические особенности детей, их физическое и умственное развитие, недостаточность житейских навыков, повышенная любознательность, подвижность и т.п.

Выделяют следующие виды детского травматизма: бытовой, уличный, школьный, спортивный, автодорожный и прочий.

Причины травм – отсутствие или недостаточный надзор родителей за детьми во время их игр и активного отдыха. Соответственно профилактикой этого вида травматизма является непрестанный надзор родителя за действиями ребенка.

Школьный травматизм. В школах сохраняется довольно высокий уровень травматизма: 12-14% от всех повреждений, получаемых детьми.

Основной причиной данных травм является выплеск энергии накопленной за урок на переменах и в перерывах между занятий.

Профилактикой данного вида травм является повышения надзора за детьми со стороны учителей и администрации школы в свободное от уроков время на территории школы.

Спортивные травмы имеют меньший удельный вес среди детского травматизма – от 7 до 10%. Их причины для всех возрастных групп одни и те же: организация занятий без учета физической и технической подготовленности юных спортсменов, неудовлетворительная материальная база мест тренировок, нарушение правил врачебного контроля, плохая дисциплина во время тренировок и др.

Профилактика: соблюдение техники безопасности на спортивных занятиях, тренировках, повышение ответственности тренера.

Автодорожные травмы: Травмы, причиненные детям транспортными средствами, имеют незначительный удельный вес до 1,5%, однако, они отличаются наибольшей тяжестью, почти все требуют госпитализации и являются основной причиной инвалидности с детства.

Причины: не соблюдение ПДД (правил дорожного движения) как со стороны водителей, так и пешеходов, оставление без надзора ребенка находящегося на дороге или рядом с ней.

Профилактика: строгое соблюдение правил ПДД всеми участниками движения с раннего возраста.

Общие принципы оказания первой помощи.

Неотложная первая помощь – это ряд срочных лечебно-профилактических мер, которые необходимо провести при травмах, несчастных случаях, внезапных заболеваниях, для уменьшения сроков лечения и снижения риска возникновения осложнений.

Первая помощи при переломах, ушибах, растяжениях и вывихах:

Первая помощь при ранах:

  1. Остановить кровотечение из раны методом наложения бинтовой повязки или кусочком чистой ткани.
  2. Охлаждение поврежденного сегмента.
  3. Обратиться к врачу.

Первая помощь при ожогах:

  1. Охладить поврежденный участок (вода, лед, замороженный продукт).
  2. Наложить стерильную салфетку или чистую ткань на место ожога.
  3. Обратиться к врачу.

Первая помощь при укусах животных:

Итак, общие принципы оказания первой помощи при травмах у детей:

  1. Создать покой поврежденного участка различными методами бинтования или положением.
  2. Охладить по возможности поврежденный участок.

Вот теперь можно поспешить в травм пункт, где врачи определят степень повреждений и проведут необходимое лечение, чтобы ребенок был опять здоров и счастлив.

Читайте также: