Траблшутинг сергей фаер краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

В предисловии говорится о том, что автор в данной книге расскажет читателям о технологии решении изобретательских задач (ТРИЗ), поделиться наработками, инструментами для решения нетехнических задач, которыми могут воспользоваться даже люди, не пересекающиеся с изобретательской деятельностью.

Введение. Оружие траблшутера

Часть 1. Основы ТРИЗ – технологии управляемого творчества

Глава 1. Стремление к идеальности

Глава 2. Противоречие

Противоречие возникает в постановке задачи, которая содержит два противоположных свойства.

Далее описываются три основных способа противоречий, и читателю предоставляется возможность решить их самостоятельно. Глава выстроена на примерах противоречий: во времени, пространстве/структуре, в отношениях/воздействиях. Удивляет насколько у человека гибкий мозг, как удивительно можно разрешать не разрешимые противоречия. Больше всего запомнился пример про выборы мэра, где было решением для агитации и соблюдением закона сделать автобус местом приемной для встреч с избирателем. Шок, восторг и желание овладеть методиками траблшутинга.

Глава 3. ИКР: как достичь идеальности? Формула наилучшего решения

Альтшуллер пришел к такой формулировке лучшей формулы, когда Х элемент работает самостоятельно без какого-то дополнительного внешнего механизма, который изначально создавался для выполнения этой работы. Далее автор приводит примеры из жизни и из бизнес-практики, из личного опыта, в которых реализована эта формула.

Глава 4. Ресурсы

Идет описание видов ресурсов: вещественных, энергетических, пространственных, информационных, временных.

Правила Сергея Фаера:

  • Все, что необходимо для решения, уже есть рядом.
  • Ресурс — это все, что дешево или бесплатно.
  • Сколько ресурсов — как минимум столько решений и существует у задачи.
  • Количество ресурсов бесконечно.
  • Хорошее решение надо выдумать, идеальное решение надо увидеть.
  • Ни один ресурс не должен остаться без внимания.
  • Ни одно мероприятие не должно быть проходным.
  • Как только нашли ресурс, сразу решаем задачу-максимум — как победить, используя только его.

Глава 5. Алгоритм комплексного применения инструментов ТРИЗ

Автор описывает, как можно решать задачи с помощью комплексного применения ТРИЗ-инструментов, которое назвал Мозговой штурм (анализ проблемы, поиск идей, анализ идей). Далее приводятся примеры задач для самостоятельного решения.

Часть 2. Думай, как траблшутер. Продвинутый уровень

Глава 6. Два самых сильных приема

Нужно ручаться выражением: 20% усилий приносят 80% результата. И одни из самых сильных приемов: обратить вред в пользу и сделать наоборот.

Пример про мыло:

Пример про лифт:

Жильцы нового жилого комплекса стали жаловаться, что у них медленные лифты. Замена лифтов стоила бы очень дорого. Обслуживающая компания придумала иной выход: в каждый лифт повесили несколько больших зеркал, и люди моментально перестали жаловаться. Теперь они были заняты разглядыванием себя и попутчиков в зеркалах.

Глава 7. Перевод управленческой задачи в техническую

Рассказывается пример о заводе, где происходит сборка комплектующих, порой из-за человеческого ресурса случался брак, нужно было придумать, чтобы не было дополнительного контроля, внешних дорогих управленческих ресурсов и решение нашли техническое – коробка не закроется, если детали будут укомплектованы неверно. Говорится, что метод кнута и пряника не решит проблему, нужно находить решение техническое и оно будет стопроцентным, а испугом или похвалой ничего не решится.

Глава 8. Метод парадоксов

Метод парадоксов заключается в создании 10-20 парадоксальных формулировок на одну ситуацию. Описываются способы создания парадоксов, первый состоит из 5 шагов (определяем ИКРы, далее перечисляем негатив, доводим до абсурда, перечисляем позитив, доводим до абсурда), далее показывается ситуация на примере листовки и задачи из сферы управления.

Глава 9. Парадоксальные решения в разных сферах

Проблемы, связанные с управлением – неэффективные совещания. Далее автор описывает парадоксы, например, необходимые участники совещания определяются сами, только те проблемы, которые достойны внимания, сами выносятся на совещание, чем короче совещание, тем лучше решение и т.д.

Один из качественных способов – проводить совещания стоя. ИКР – желание участников оперативно решить вопрос.

Другая проблема, связанная с управлением – вредоносная отчетность. Вновь описываются парадоксы, например, отчеты формируются мгновенно и сами собой, отчетов нет, но прозрачность полная, никто ни перед кем не отчитывается, но взаимодействие стопроцентное и т.д.

Далее приводится 33 парадокса для самостоятельного решения.

Часть 3. Психология поиска решений.

Будьте реалистами – решайте только неразрешимые задачи.

Одного владения инструментами мало, важно обладать соответствующими чертами характера, например, энтузиазм, устремленность и т.д. Автор описывает следующие главы, основное содержание – рассмотрение психологических приемов и умелое их применение.

Глава 10. Управляемый инсайт

Инсайт можно сравнить с озарением. Усилить и ускорить инсайт можно благодаря частым постановкам мозгу парадоксальных задач. Автор приводит пример компании США Герберта Доу, который занимался продажами брома. Используя инструменты ТРИЗ, компанию получается вытащить из конкуренции. Ситуация заключалась в двух главных компаниях: США продажа брома 36 и Германия продажа брома 49. США полностью торговала бромом в Америке, а Германия в Европе. Но бизнес США стал загибаться и надо было срочно расширяться, в тайне он стал продавать Англии, тогда Германия рассердилась и стала продавать Америке свой бром по 15$. Казалось бы все, крах для Герберта Доу. Составляем парадокс: как заставить компанию, производящую дешевый бром работать себе в убыток и обанкротиться, как сделать, чтобы их дешевая цена обернулась плюсом Герберту? Невыполнимая задача, но… Герберт прекратил производить самостоятельно бром, он втайне скупал его за 15 у Германии и продавал Европе за 27. Увидив, что компания Герберта до сих пор жива, Германия разозлилась и сделала стоимость 12, потом 10. На этом Герберт возродил себя и почти полностью убил монополию продаж брома Германии.

Глава 11. Секреты креативной работы

Проще справится со страхом – в команде, например, в игровом формате.

Практические рекомендации от траблшутера:

Глава 12. Идем к цели

Важнейший принцип работы траблшутера: второстепенным шагам нет места. Каждое наше действие должно быть на порядок сильнее, чем у конкурентов. Тогда мы непобедимы!

Заключение. Стратагемы траблшутера

Я специально выписала и напечатала основную выжимку данной книги. Перечисленные советы нужно постоянно перечитывать, чтобы пользоваться ими и совершенствовать себя, не бояться. Очень важно развивать гибкость своего мозга, мыслить экстраординарно, тогда можно быть непобедимым.

В конце книги автор приводит приложение, где описывается 13 задач для самостоятельного решения. Потом описывает лучшие книги для развития ума, учебные видеофильмы, интерактивные учебные курсы, статьи и материалы.

Книга очень ценная. Чтобы по-настоящему и с максимальной эффективностью воспользоваться ей, нужно быть не в цейтноте, а не жалея время спокойно дать мозгу сообразить, с каждой задачей быстрота решения будет увеличиваться.

Отдельная благодарность, что материал расписан очень доступно, легко, а самое главное, на каждую задачу есть решение, что прекрасно для проверки себя! Благодарю за рекомендацию книги!


Вы говорите, что траблшутер - это человек широкого профиля. Но каждая отрасль имеет свою специфику, свои подводные камни. Как вам удается быстро разобраться во всех нюансах дела?

Мне не важно из какой отрасли ко мне придет запрос. Я универсал – умею работать с любыми задачами. Как такое стало возможным? Сейчас перед консультацией вместо того чтобы самому читать горы литературы, я приглашаю экспертов, которые глубоко разбираются в данной теме. Как правило, такие эксперты есть в самой компании, которая меня пригласила.
Скорее всего, до меня компания уже обращалась к экспертам на стороне, но они не смоги предложить хорошие варианты решений. Итак, что я делаю: во время консультации, я правильно озадачиваю, формулирую и анализирую ситуацию, не позволяю пропустить сильные идеи, и мы вместе с экспертами находим лучшие решения.

Не нужно быть семь пядей во лбу и слыть супер-специалистом во всех областях, нужно владеть инструментами анализа и решения проблемы. Я этими инструментами владею. У меня огромный опыт применения этих инструментов в десятках отраслей. Под тысячу решенных задач. Дайте мне эксперта и через какое-то время мы вместе найдем решение.



Сергей Фаер

Интересно, что вы спрашиваете у экспертов? С чего начинаете беседу?

Нам нужно их выявить, а дальше с противоречиями мы уже умеем работать. Я специалист по теории решения изобретательских задач – это наука, созданная Генрихом Альтшуллером. В основе ТРИЗ – теории решения изобретательских задач – лежит постулат: технические системы (а сегодня есть понимание, что и иные искусственные системы) развиваются по объективным законам. Эти законы можно выявить и сознательно использовать для решения изобретательских задач.

Когда человек решает сложную задачу, мозг перебирает множество вариантов: а если так…, а если вот так…, а ну-ка попробуем в эту сторону… Это похоже на расшатывание валуна. Очень изнурительный путь. ТРИЗ помогает делать открытия и ставить изобретения на поток. То есть это творчество по технологиям, формулам и шаблонам. И эти формулы у меня есть в голове. Я научился их применять не только в технике, но и бизнесе, банковской и страховой сфере, а также в рекламе, маркетинге и PR. Получается, что с помощью определенных формул и знаний экспертов, я могу решить самые запутанные задачи.



В XIX веке американский философ Льюис Мэмфорд представил график, отражающий динамику роста значительных изобретений во времени.

Можете привести пример? Как эта теория работает в жизни?

Эти формулы и алгоритмы применимы только в бизнесе или их можно применять, скажем, в психологии?



О необходимости методов активизации творческого мышления для бизнеса красноречиво говорит наглядная иллюстрация низкой эффективности инновационной деятельности.

Расскажите, какие бывают типы траблшутеров?

Второй тип – траблшутер, который умеет решать задачи благодаря своему огромному опыту. У него десять специальностей, десять иностранных языков и вообще он много что в жизни видел. Такой человек хорошо находит решения на стыке областей.

А я – траблшутер третьей специфики. Я владею инструментами анализа и решения задач. Это умение можно передавать, ему можно научиться. Поэтому на своих семинарах я учу решать самые сложные задачи. Тогда как навыкам работы первого и второго траблшутера научиться невозможно.

Можете ли раскрыть гонорарную вилку за услуги траблшутера?

В основном это временная ставка. Где-то от 2000 долларов в день и до бесконечности. Но все зависит от сложности задачи и загрузки. Компании обычно покупают консультации за десятки тысяч долларов.

Я тоже имею свою градацию. Для корпораций у меня один ценник, для малого и среднего бизнеса – другой (я по максимуму снижаю гонорар, чтобы люди могли воспользоваться моей услугой). А те, кто хотят сэкономить, тому я предлагаю обучаться в моей Академии.

Траблшутинг – это очень эксклюзивная вещь. Специалистов, которые действительно решают задачу, их очень мало, и стоят они дорого, а на международном рынке ставки еще выше.

Как про вас узнают, и кто к вам приходит на консультацию?

Все заказы я получаю от знакомых, и от знакомых знакомых, - передают из рук в руки. Обычно меня рекомендуют друзьям и партнерам после моей консультации. Навряд ли кто-то со стороны поверит, что ты такой крутой – можешь решать задачи любой сложности.

Сказался ли на вас кризис, чувствуете ли спад на рынке?

А вот раньше ко мне в основном обращался малый и средний бизнес, потому что им каждая копеечка важна, они всегда пребывают в борьбе за снижение себестоимости, улучшение качества и увеличение производительности. Им всегда нужна креативность.



Сергей Фаер

Можете ли привести пример того, как вы помогли среднему или малому бизнесу?

А можете ли привести пример того как помогали корпорациям?

У больших компаний, особенно технических, есть необходимость наставничества. Старые кадры уходят, а из институтов приходят студенты с никудышными знаниями. Тренингов и семинаров мало, нужна программа наставничества. Важно, чтобы эксперты, прошедшие огонь и воду, передали опыт молодежи. Но проблема в том, что работает программа наставничества ни шатко - ни валко. В программе таится куча проблем, с которыми обязательно нужно разбираться.
Проблемы следующие: Во-первых, наставников мало, они перегружены и еще должны находить время на передачу знаний молодежи. Вторая проблема – деньги – чтобы стимулировать наставников, им выплачивают гонорары, но это приводит к тому, что они начинают заниматься наставничеством исключительно ради денег – страдает качество.

В итоге, все эти клубки противоречий нужно вытаскивать, систематизировать и решать.

Есть еще другой пример из корпораций. В конце года от оценки KPI, которую мы узнаем через анкету, зависит годовая премия. Бонусная программа – это прожектор талантов и разгильдяев, билет в карьерную лестницу. Хотя анкеты помогают понять ситуацию с кадрами, в то же самое время в них скрыт ряд противоречий. Чем больше и точнее анкета, тем сложнее и длительнее ее заполнять. Представьте, в конце года руководителю нужно заполнить ряд таких анкет. Если у него четыре специалиста, то, возможно, он будет кропотливо отвечать на вопросы. А если у него 70 сотрудников в подчинении? То, скорее всего, анкету заполнит от балды. Ведь в конце года он занят совсем другими вещами.

Другая проблема: чтобы не расходовать свой премиальный фонд, компания применяет квоту. По данной квоте руководитель не может поставить своим подчиненным слишком много пятерок. То есть пятерок может быть 20%. А что делать, если у этого руководителя четыре подчиненных и все они работают прекрасно – на пять баллов?! Тогда руководитель начинает их уговаривать: давайте в этом году поставим пятерку Васе, а в следующем – Пете. Получается, искаженная информация и бардак! Куча нерешенных противоречий, и HR не получает достоверную информации о сотрудниках.
Ко мне обращались с этими проблемами, и в итоге мы вместе находили пути решения.

Как мыслить нестандартно и креативить?


Главные проблемы малого и среднего бизнеса?

Появились вопросы? Пишите в комментариях.
Также вы можете задать вопрос нашему эксперту

Также данная книга доступна ещё в библиотеке. Запишись сразу в несколько библиотек и получай книги намного быстрее.

Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли

По вашей ссылке друзья получат скидку 10% на эту книгу, а вы будете получать 10% от стоимости их покупок на свой счет ЛитРес. Подробнее

  • Объем: 200 стр. 22 иллюстрации
  • Жанр:л ичная эффективность
  • Теги:п реодоление проблем, п ринятие решений, р ешение задач, с истемное мышлениеРедактировать

Эта и ещё 2 книги за 299 ₽

По абонементу вы каждый месяц можете взять из каталога одну книгу до 600 ₽ и две книги из персональной подборки.Узнать больше

Ежедневно мы сталкиваемся с десятками задач, большинство из которых просто не замечаем: однажды мы их решили и при повторных ситуациях действуем по шаблону. По-настоящему думать мы начинаем, когда сталкиваемся с задачей, не имеющей однозначного решения. Такие ситуации выбивают нас из колеи.

Говорят, что правильно поставленная задача – это половина успеха. На самом деле правильно поставленная задача – это бóльшая часть решения, а часто уже и само решение. Есть технологии и инструменты, которые помогают формулировать нужные вопросы и правильно ставить задачу. Многим эти инструменты известны под аббревиатурой ТРИЗ (технология решения изобретательских задач), но ТРИЗ разрабатывалась для технической сферы, а не для социальной.

В этой книге автор познакомит вас не только с базовыми понятиями ТРИЗ, но и с собственными инструментами и наработками, которые позволяют решать нетехнические задачи изобретательского уровня даже людям, далеким от изобретательской деятельности.

Сегодня в мире процветает многомиллиардный бизнес, связанный с решением проблемы человеческого фактора (тренинги, книги, разработка и наладка системы мотивации персонала). Но рано или поздно человеческий фактор срабатывает, и кто-то все равно не выполняет инструкции, правила, стандарты. Какие бы ни были инструкции, человек все равно что-нибудь да нарушит. И никакое поощрение или наказание не поможет стопроцентно.

Сегодня в мире процветает многомиллиардный бизнес, связанный с решением проблемы человеческого фактора (тренинги, книги, разработка и наладка системы мотивации персонала). Но рано или поздно человеческий фактор срабатывает, и кто-то все равно не выполняет инструкции, правила, стандарты. Какие бы ни были инструкции, человек все равно что-нибудь да нарушит. И никакое поощрение или наказание не поможет стопроцентно.

• Сколько ресурсов – как минимум столько решений и существует у задачи. • Количество ресурсов бесконечно. • Хорошее решение надо выдумать – идеальное решение надо увидеть. • Ни один ресурс не должен остаться без внимания. • Ни одно мероприятие не должно быть проходным. • Как только нашли ресурс, сразу решаем задачумаксимум – как победить, используя только его.

• Сколько ресурсов – как минимум столько решений и существует у задачи. • Количество ресурсов бесконечно. • Хорошее решение надо выдумать – идеальное решение надо увидеть. • Ни один ресурс не должен остаться без внимания. • Ни одно мероприятие не должно быть проходным. • Как только нашли ресурс, сразу решаем задачумаксимум – как победить, используя только его.

Бизнес-практика Итак, идеальная машина (система) – это машина, которой нет, а функция ее выполняется. То же и в бизнес-процессах. • Идеальное управление – когда управления нет, а его функции выполняются. Каждый знает, что ему делать, – и делает это, потому что хочет сам. • Идеальный контроль – его нет, никто ничего не контролирует, а требования к применению технологий и к процессам соблюдаются точно, нарушить ничего невозможно. • Идеальный офис – тот, которого нет, а компания может

Бизнес-практика Итак, идеальная машина (система) – это машина, которой нет, а функция ее выполняется. То же и в бизнес-процессах. • Идеальное управление – когда управления нет, а его функции выполняются. Каждый знает, что ему делать, – и делает это, потому что хочет сам. • Идеальный контроль – его нет, никто ничего не контролирует, а требования к применению технологий и к процессам соблюдаются точно, нарушить ничего невозможно. • Идеальный офис – тот, которого нет, а компания может

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 282 219
  • КНИГИ 669 842
  • СЕРИИ 25 798
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 621 072

Траблшутинг: Как решать нерешаемые задачи, посмотрев на проблему с другой стороны

Траблшутинг: Как решать нерешаемые задачи, посмотрев на проблему с другой стороны - i_001.jpg

Редактор Л. Любавина

Главный редактор С. Турко

Руководитель проекта М. Шалунова

Корректор Н. Витько

Компьютерная верстка К. Свищёв

Художественное оформление и макет Ю. Буга

© Сергей Фаер, 2018

Все права защищены. Данная электронная книга предназначена исключительно для частного использования в личных (некоммерческих) целях. Электронная книга, ее части, фрагменты и элементы, включая текст, изображения и иное, не подлежат копированию и любому другому использованию без разрешения правообладателя. В частности, запрещено такое использование, в результате которого электронная книга, ее часть, фрагмент или элемент станут доступными ограниченному или неопределенному кругу лиц, в том числе посредством сети интернет, независимо от того, будет предоставляться доступ за плату или безвозмездно.

Копирование, воспроизведение и иное использование электронной книги, ее частей, фрагментов и элементов, выходящее за пределы частного использования в личных (некоммерческих) целях, без согласия правообладателя является незаконным и влечет уголовную, административную и гражданскую ответственность.

Кто это такой?

Разве можно быть экспертом во всех областях?

Для решения задач это не обязательно. Обязательно преуспеть в анализе проблемных ситуаций и мастерски владеть методами формулирования и урегулирования противоречий. А также уметь модерировать процесс принятия коллективных решений.

Какие задачи он решает?

Абсолютно разные. Но их объединяет одно: заказчик с ними не справился. То есть это неразрешимые, тупиковые, сложные задачи из любых областей.

Как стать траблшутером?

Обычно в эту область идут те, кому удавалось прекрасно решать проблемы в своей компании. Постепенно человеку делается тесно в этих рамках, и он вырастает в суперспециалиста в своей узкой сфере деятельности. Эдакий гениальный финансист, сверхспособный юрист или высококлассный изобретатель… Далее он может выйти за пределы своей специфической сферы деятельности и в таком случае становится универсалом – тем, кто умеет решает любые задачи, не только в своей сфере. И вот это уже близко к траблшутингу.

Сколько задач нужно решить, чтобы назвать себя траблшутером?

Точной цифры нет. Но она большая. Необходимо накопить критическую массу решений неразрешимых задач, и в какой-то момент количество перерастает в качество.

Значит, потребуется много времени?

Конечно, ведь это огромная ответственность и вызовы. Для того чтобы овладеть этой профессией, нужны годы. Человек сначала учится на своих задачах и ошибках, а потом берется за чужие. Чужие задачи он сначала пытается решить в спокойном режиме (когда есть пара месяцев на то, чтобы погрузиться в ситуацию и тщательно ее проанализировать), а затем учится работать в цейтноте – решать задачи очень быстро, за четыре-пять часов. Вот это уже специалист высокого уровня.

Траблшутеру всегда нужно решать задачи за короткий срок?

Не всегда, но довольно часто. И к этому нужно быть готовым. Поэтому в том числе и нужна практика – чтобы выковать характер.

Вас зовут только в безвыходных ситуациях?

Богаты подобными PR-задачами выборные кампании, там ощущение тушения пожара не покидает вас постоянно.

Да. В этом случае речь уже идет не о четырех часах, а о более длительном формате консультации.

Типовой пример – строительная компания. Мы столкнулись со следующими проблемами.

• Как сократить непроизводительную работу дорогой техники? (До 70 % времени – простои и использование техники подрядчиками не по назначению.)

• Как узнать моментальную выработку по каждому направлению работ? (От этого зависит: идем по графику или отстаем; хватит ли материалов, или срочно надо их докупать; достаточно ли рабочих; планирование строительной техники и т. д.)

• Нерадивое отношение к материалу заказчика со стороны подрядчика.

• На стройке сохраняется несколько версий чертежей с ошибками! Бригадиры не уничтожают старые чертежи и не берут новые. (Отсюда брак, переделки.)

Три крупнейшие консалтинговые компании: McKinsey, Boston Consulting Group и Bain & Company.

Читайте также: