Толстой еж краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Цель: создание социальной ситуации развития посредством пересказа сказки.

- создать условия для приобретения опыта:

• участия в ситуации речевого общения;

• пересказа сказки от первого лица одного литературного героя, сохраняя некоторые авторские обороты речи;

• определения литературного жанра;

• использования в речи средств интонационной выразительности;

• развития первичных представлений о нравственных поступках;

• понимания и использования в речи морально-оценочной лексики;

• общения и взаимодействия со взрослым и сверстниками (приложения совместных усилий для достижения результатов, поддержания диалога);

• выполнения творческих заданий (инсценирование эпизодов сказки)

Ход образовательной деятельности

образовательной деятельности Организация

детей Психолого-педагогические условия/ задачи

Встали дружно все мы в круг

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся Дети выполняют действия в соответствии со смыслом текста Условия для психологической поддержки детей

- Ребята, вы любите отгадывать загадки?

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

- Как вы узнали, что это ёжик?

- Где мы можем узнать о характере ежа? Дети стоят в кругу

Условия для мотивации детей

Условия для поддержки речевой активности детей

«Теленок увидел ежа и говорит:

Еж не знал, что теленок ежей не ест, испугался, клубком свернулся и фыркнул:

Задрав хвост, запрыгал глупый теленок, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа.

- Ой, ой, ой! – заревел теленок и побежал к корове–матери, жалуется:

- Еж меня за язык укусил.

Корова подняла голову, поглядела задумчиво и опять принялась рвать траву. А еж покатился в темную нору, под рябиновый корень и сказал ежихе :

- Я огромного зверя победил, должно быть льва!

И пошла слава про храбрость ежову за синее море, за темный лес:

Условия для восприятия сказки

- Что я вам прочла? Как вы определили?

- Почему ёж испугался теленка?

- Как в сказке вел себя теленок, увидев ежа? (читаю описание этой сценки)

- Как жаловался теленок корове-матери?

- Как хвастался еж своей победой перед своей ежихой?

- А отчего на зверей такой страх нашёл?

- Что говорили звери про храбрость ежову?

- Какой ёж в этой сказке?

- Хорошо или плохо быть хвастливым? Почему?

- Если бы ёж не хвастался своей победой, звери бы называли его храбрым богатырем?- Может быть, это хорошо, что ёж прославился благодаря своему хвастовству? Рассуждение детей

Дети произносят фразу шёпотом Условия для развития навыков полного ответа на поставленный вопрос

На столе лежат картинки с изображением животных

-Ребята, а мы можем изобразить поведение героев?

- Сейчас разделитесь на две группы так, чтобы вас было поровну.

- Первая группа будет глупым телёнком, вторая группа – ежом.

- Представьте себя на месте этих животных и покажите его поведение.

«А еж покатился в темную нору, под рябиновый корень и сказал ежихе :

Каждая группа выбирает героя, которого будут изображать

Дети самостоятельно интерпретируют образ животных Условия для самостоятельного выбора партнера по деятельности

взаимодействия детей друг с другом; для развития самостоятельности и инициативы;

для развития творческой активности

Повторное чтение сказки с установкой на пересказ.

- Ребята, как у вас здорово получается! Сегодня мы будем пересказывать сказку, но необычно, а от имени героев: телёнка и ежа.

- А чтобы ваши пересказы получились интересными, послушайте ещё раз сказку Дети садятся на стульчики своей подгруппы, повторно слушают сказку Условия для участия в ситуации речевого общения

Пересказ сказки в подгруппах.

- Ребята, давайте нашим гостям расскажем события, происшедшие в сказке Дети встают на позицию одного из героев и с его точки зрения передают события, происшедшие в сказке Условия для поддержки речевой активности детей

Заключительная часть - Кто из героев более точно, выразительно передал события?

- Кому мы можем рассказать эту сказку? Как мы можем рассказать сказку? Высказывание детей Условия успеха, уверенности, поддержки речевой деятельности


Аудиокнига Еж

Сказка Еж скачать:

Сказка Еж читать

Теленок увидел ежа и говорит:

Еж не знал, что теленок ежей не ест, испугался, клубком свернулся и фыркнул:

Задрав хвост, запрыгал глупый теленок, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа.

– Ой, ой, ой, ой, ой! – заревел теленок и побежал к корове-матери, жалуется.

– Еж меня за язык укусил.

Корова подняла голову, поглядела задумчиво и опять принялась траву рвать.

Краткое содержание для читательского дневника

1) Заяц стал слишком сильно хвастаться.

2) Ёж понимал, что не сможет обогнать зайца, однако решил его проучить.

3) Вызов принят – впереди гонка, но сначала ёж вернулся домой.

4) Рассказал он ежихе всё, и придумали они план.

5) Ёж и его супруга встали с разных сторон поля.

6) Заяц прибегает – там ёж, бежит обратно – опять его обогнали.

7) Косой признал своё поражение.

Читайте по теме:

Главные герои

Ёж и ежиха – животные, которые живут дружно. Вместе они находят выход из сложившейся ситуации. Мудрость характеризует этих обитателей леса.

Главная мысль

Сказка учит тому, что не стоит хвастаться. Всегда найдётся тот, кто поставит н место зазнайку. Нужно быть честным, не хвастаться своими достижениями, как это делал заяц.

Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.

четверг, 30 сентября 2021 г.

Толстой А. "Ёж"

Жанр: литературная сказка

Читайте краткое содержание других сказок Алексея Толстого:

  1. Телёнок. Молодой и глупенький.
  2. Ёж. Боязливый, хвастливый.
  1. Встреча телёнка и ежа.
  2. Пораненный язык.
  3. Невозмутимая корова.
  4. Хвастовство ежа.
  5. Слава ежа.
  1. Телёнок увидел ежа и пригрозил его съесть.
  2. Ёж свернулся клубком, а телёнок его лизнул.
  3. Телёнок заревел и пожаловался маме.
  4. Корова невозмутимо жевала траву.
  5. Ёж рассказал ежихе, что победил огромного зверя.
  6. Звери стали считать ежа храбрецом и звали богатырём.

Не трогай незнакомые предметы, тем более языком.

Чему учит сказка "Ёж"

Сказка учит не приставать к незнакомцам. Учит осторожности. Учит тому, что слава не всегда бывает заслуженной.

Отзыв на сказку "Ёж"

Мне понравилась эта смешная сказка про телёнка, который лизнул ежа по иголкам. Он сильно укололся, а ёж стал считаться героем, ведь он победил такого огромного зверя. Хотя никакой заслуги ежа в этой победе не было. Виновата неопытность телёнка.

Пословицы к сказке "Ёж"

А телёнок боднул ежа, а потом лизнул его. Он укололся и заревел, побежал к маме-корове и стал на ежа жаловаться.

И слава про храбрость ежа прогремела по всему лесу. Звери стали называть ежа богатырём.

Цель: обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

- учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты;

- учить составлять простые предложения, самостоятельно опираясь на картинки-схемы;

- закреплять представления детей о жанровых особенностях сказки, ее отличиях от рассказа;

- расширять кругозор детей;

- развивать умение отгадывать загадки;

-упражнять в подборе уменьшительно-ласкательных имен к определенному имени;

- продолжать формировать умение внимательно слушать художественное произведение,понимать его смысл, умение отвечать на поставленные воспитателем вопросы;

- совершенствовать связную речь;

-расширять словарный запас;

- развивать творчество, фантазию, воображение;

-развивать зрительную память, мышление, координацию движений;

-совершенствовать интонационную выразительность речи;

- воспитывать культуру речевого общения; воспитывать любовь к животным.

- формировать интерес у детей к ООД;

- формировать интерес к речевой деятельности; самостоятельность, инициативу в решении речевых задач;

- воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.

Предварительная работа: чтение русских народных сказках, сказок других народов, сказок русских писателей, чтение художественной литературы о животных, рассматривание картинок с изображением диких и домашних животных и их детенышей, беседы о диких и домашних животных и их детенышах, отгадывание загадок, лепка, аппликация, рисование, настольно – печатные, дидактические и подвижные игры.

Словарная работа: еж, клубком свернуться, задрав хвост, боднуть норовить, растопырить.

Методы и приемы:

1) игровые: игровая мотивация, физкультминутка, дидактическая игра

2) словесные: беседы, чтение художественной литературы, объяснения, индивидуальные и хоровые повторения

3) наглядные: рассматривание книг, иллюстраций, картинок, графических схем

4) практические: работа с опорными схемами

Ход организационной образовательной деятельности по развитию связной речи.

-Посмотрите ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

-Какое у вас сегодня настроение? (ответы детей)

-У меня тоже сегодня хорошее, радостное настроение.

Встали дружно все мы в круг

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

- Давайте мы улыбнёмся, и подарим своё настроение всем, кто нас окружает.

- Ребята, сегодня мы отправимся на выставку. А на какую выставку, вы узнаете, если отгадаете мою загадку:

Есть листок, есть корешок.
А не куст и не цветок.
Нету лап, нету рук.
А приходит в дом как друг.
На колени к маме ляжет,
Обо всём тебе расскажет.

- Правильно. Это книга. Я приглашаю вас на книжную выставку.

Рассматривание книжной выставки.

- К какому литературному жанру относятся все эти произведения? (Ответы детей: сказки)

- Но мы с вами читали не только сказки, но и рассказы. А кто мне скажет: Чем отличается сказка от рассказа? (В сказке много волшебных предметов, и существ, а в рассказе их нет).

- Сегодня мы познакомимся еще с одной сказкой, а написал ее русский писатель А. Н. Толстого. (Показ портрета)

Но чтобы узнать про кого сказка, вам придётся отгадать загадку:

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много

А ниток ни одной. (Ёжик)

- Молодцы, ребята, это действительно ёжик. (Показ картины с изображением ежа).

- Ребята, а вы знаете, почему этих животных так называют?(Ответы детей)

- Представьте, что встретились однажды ёж и телёнок, которые никогда раньше не видели друг друга. Интересно, что подумал ёж. С кем сравнил незнакомого ему огромного зверя?

- А что подумал телёнок, увидев ежа?

- Как вы думаете, чем закончилась эта встреча?

Теленок увидел ежа и говорит:

Еж не знал, что теленок ежей не ест, испугался, клубком свернулся и фыркнул:

Задрав хвост, запрыгал глупый теленок, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа.

– Ой, ой, ой, ой, ой! – заревел теленок и побежал к корове-матери, жалуется.

– Еж меня за язык укусил.

Корова подняла голову, поглядела задумчиво и опять принялась траву рвать.

А еж покатился в темную нору под рябиновый корень и сказал ежихе:

– Я огромного зверя победил, должно быть, льва!

И пошла слава про храбрость ежову за синее озеро, за темный лес.

– У нас еж – богатырь, – шепотом со страху говорили звери.

Беседа по содержанию. Словарная работа.

-Ребята, вы внимательно слушали сказку? (Ответы детей).

- Давайте с вами побеседуем по содержанию этой сказки. Только отвечать нужно полным предложением

- Скажите, про кого эта сказка? (Ответы детей)

- Кто кого увидел в сказке? (Теленок увидел ежа).(Показ картинки с изображением теленка и ежа).

- Что теленок сказал ежу?(Я тебя съем.)

- А еж знал, что теленок не ест ежей? (Еж не знал, что теленок ежей не ест.)

Воспитатель дает точное определение выражения.

-А почему так делают некоторые звери? (Ответы детей)

- Потому что чего- то боятся, от испуга.

- Что сделал теленок? (Задрав хвост, запрыгал глупый теленок, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа.

Воспитатель дает точное определение выражения.

Воспитатель дает точное определение выражения.

Воспитатель дает точное определение выражения.

- Что закричал теленок?(Ой, ой, ой, ой, ой! – заревел теленок и побежал к корове-матери, жаловаться).(Показ картинки).

- Что сказал он матери? (Показ картинки) (Еж меня за язык укусил.)

- Что сделала корова? (Корова подняла голову, поглядела задумчиво и опять принялась траву рвать.)

- Почему он так сказал? (Потому что он не знал, что это был теленок, и он был намного больше его ежа).

- И пошла слава про храбрость ежову за синее озеро, за темный лес.Что это значит? (Что про его храбрость стало известно всем зверям).

- А на самом деле еж проявил свою храбрость или нет? (Нет. Он тоже испугался теленка и свернулся в клубок. И даже, наверное, не понял, почему теленок закричал и убежал.)

- А что говорили звери про него? (У нас еж – богатырь, – шепотом со страху говорили звери.)

- Почему они это говорили шепотом со страху? (Потому что они думали, что он действительно победил настоящего льва.)

- Давайте еще раз повторим конец сказки: И пошла слава про храбрость ежову за синее море, за тёмный лес.

- А сейчас давайте с вами превратимся в ежей и поиграем.

По сухой лесной дорожке – Топ – топ – топ – топочут ножки. (Ритмично семенить на месте.)

Ходит, бродит вдоль дорожек весь в иголках серый ёжик. (Ходить вправо – влево.)

Ищет ягодки, грибочки для сыночка и для дочки. (Наклоны вниз.)

Если подкрадётся волк – превратиться ёж в клубок. (Присесть и сгруппироваться в комочек.)

Ощетинит ёж иголки – не достанется он волку. (Сидя комочком,кружиться на месте.)

Ёж не тронет никого, (Встать, встряхнуться.)

Но и ты не тронь его! (Погрозить назидательно пальчиком.)

Повторное чтение сказки.

- Я вам прочитаю сказку еще раз, вы слушайте внимательно, потом мы будем рассказывать. А читать сказку я буду с опорой на схемы.

Воспитатель во время чтения выставляет графические схемы.

Пересказ сказки с опорой на графические схемы.

Воспитатель: Ребята, пересказывать такую большую сказку одному сложно. А если разбить текст на части, сказку можно пересказать втроем, даже вчетвером. Сначала надо рассказать о встрече теленка и ежа, потом как теленок лизнул ежа.

А потом? (Как теленок убежал рассказывать корове – матери жаловаться.)

- Потом? (Как еж рассказал ежихе, что он победил огромного зверя, возможно даже льва.)

Пересказ сказки с опорой на графические схемы (по цепочке по частям).

- Ребята, пожалуйста, кто желает рассказать по схемам? А как вы назовёте свой рассказ? (вызывает 4 детей к мольберту, потом еще 4 детей)

- А как бы ты озаглавил эту сказку?

Воспитатель:Кто написал эту сказку? (Алексей Николаевич Толстой)

Воспитатель: Что вам больше всего запомнилось из сказки?

Воспитатель: Какие новые слова и выражения вы сегодня узнали? (клубком свернулся, задрав хвост, боднуть норовит и т. д.)

Индивидуальный анализ деятельности детей на занятии.

- А где мы с вами сегодня были?

- Как называлась выставка? (книжная выставка сказок)

- Что вы там узнали нового?

- В следующий раз мы с вами познакомимся еще с одной сказкой.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты



Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи "Пересказ сказки "Заяц - хваста" в старшей группе

Пересказ сказки "заяц - хваста" методом моделирования. В НОд применяются современные образовательные технологии.

Конспект занятия по развитию речи. Пересказ рассказа К. Ушинского "Лекарство" (старшая группа)



обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Конспект занятия по развитию речи Пересказ сказки "Лиса и Козел", старшая группа

Конспект занятия по развитию речи Пересказ сказки "Лиса и козел".

Пересказ сказки Петух и собака старшая группа

Данный материал может использоваться в качестве НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста.

Читайте также: