Толстой еж краткое содержание
Обновлено: 05.07.2024
Цель: создание социальной ситуации развития посредством пересказа сказки.
- создать условия для приобретения опыта:
• участия в ситуации речевого общения;
• пересказа сказки от первого лица одного литературного героя, сохраняя некоторые авторские обороты речи;
• определения литературного жанра;
• использования в речи средств интонационной выразительности;
• развития первичных представлений о нравственных поступках;
• понимания и использования в речи морально-оценочной лексики;
• общения и взаимодействия со взрослым и сверстниками (приложения совместных усилий для достижения результатов, поддержания диалога);
• выполнения творческих заданий (инсценирование эпизодов сказки)
Ход образовательной деятельности
образовательной деятельности Организация
детей Психолого-педагогические условия/ задачи
Встали дружно все мы в круг
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся Дети выполняют действия в соответствии со смыслом текста Условия для психологической поддержки детей
- Ребята, вы любите отгадывать загадки?
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
- Как вы узнали, что это ёжик?
- Где мы можем узнать о характере ежа? Дети стоят в кругу
Условия для мотивации детей
Условия для поддержки речевой активности детей
«Теленок увидел ежа и говорит:
Еж не знал, что теленок ежей не ест, испугался, клубком свернулся и фыркнул:
Задрав хвост, запрыгал глупый теленок, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа.
- Ой, ой, ой! – заревел теленок и побежал к корове–матери, жалуется:
- Еж меня за язык укусил.
Корова подняла голову, поглядела задумчиво и опять принялась рвать траву. А еж покатился в темную нору, под рябиновый корень и сказал ежихе :
- Я огромного зверя победил, должно быть льва!
И пошла слава про храбрость ежову за синее море, за темный лес:
Условия для восприятия сказки
- Что я вам прочла? Как вы определили?
- Почему ёж испугался теленка?
- Как в сказке вел себя теленок, увидев ежа? (читаю описание этой сценки)
- Как жаловался теленок корове-матери?
- Как хвастался еж своей победой перед своей ежихой?
- А отчего на зверей такой страх нашёл?
- Что говорили звери про храбрость ежову?
- Какой ёж в этой сказке?
- Хорошо или плохо быть хвастливым? Почему?
- Если бы ёж не хвастался своей победой, звери бы называли его храбрым богатырем?- Может быть, это хорошо, что ёж прославился благодаря своему хвастовству? Рассуждение детей
Дети произносят фразу шёпотом Условия для развития навыков полного ответа на поставленный вопрос
На столе лежат картинки с изображением животных
-Ребята, а мы можем изобразить поведение героев?
- Сейчас разделитесь на две группы так, чтобы вас было поровну.
- Первая группа будет глупым телёнком, вторая группа – ежом.
- Представьте себя на месте этих животных и покажите его поведение.
«А еж покатился в темную нору, под рябиновый корень и сказал ежихе :
Каждая группа выбирает героя, которого будут изображать
Дети самостоятельно интерпретируют образ животных Условия для самостоятельного выбора партнера по деятельности
взаимодействия детей друг с другом; для развития самостоятельности и инициативы;
для развития творческой активности
Повторное чтение сказки с установкой на пересказ.
- Ребята, как у вас здорово получается! Сегодня мы будем пересказывать сказку, но необычно, а от имени героев: телёнка и ежа.
- А чтобы ваши пересказы получились интересными, послушайте ещё раз сказку Дети садятся на стульчики своей подгруппы, повторно слушают сказку Условия для участия в ситуации речевого общения
Пересказ сказки в подгруппах.
- Ребята, давайте нашим гостям расскажем события, происшедшие в сказке Дети встают на позицию одного из героев и с его точки зрения передают события, происшедшие в сказке Условия для поддержки речевой активности детей
Заключительная часть - Кто из героев более точно, выразительно передал события?
- Кому мы можем рассказать эту сказку? Как мы можем рассказать сказку? Высказывание детей Условия успеха, уверенности, поддержки речевой деятельности
Сказка Еж скачать:
Сказка Еж читать
Теленок увидел ежа и говорит:
Еж не знал, что теленок ежей не ест, испугался, клубком свернулся и фыркнул:
Задрав хвост, запрыгал глупый теленок, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа.
– Ой, ой, ой, ой, ой! – заревел теленок и побежал к корове-матери, жалуется.
– Еж меня за язык укусил.
Корова подняла голову, поглядела задумчиво и опять принялась траву рвать.
Краткое содержание для читательского дневника
1) Заяц стал слишком сильно хвастаться.
2) Ёж понимал, что не сможет обогнать зайца, однако решил его проучить.
3) Вызов принят – впереди гонка, но сначала ёж вернулся домой.
4) Рассказал он ежихе всё, и придумали они план.
5) Ёж и его супруга встали с разных сторон поля.
6) Заяц прибегает – там ёж, бежит обратно – опять его обогнали.
7) Косой признал своё поражение.
Читайте по теме:
Главные герои
Ёж и ежиха – животные, которые живут дружно. Вместе они находят выход из сложившейся ситуации. Мудрость характеризует этих обитателей леса.
Главная мысль
Сказка учит тому, что не стоит хвастаться. Всегда найдётся тот, кто поставит н место зазнайку. Нужно быть честным, не хвастаться своими достижениями, как это делал заяц.
Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.
четверг, 30 сентября 2021 г.
Толстой А. "Ёж"
Жанр: литературная сказка
Читайте краткое содержание других сказок Алексея Толстого:
- Телёнок. Молодой и глупенький.
- Ёж. Боязливый, хвастливый.
- Встреча телёнка и ежа.
- Пораненный язык.
- Невозмутимая корова.
- Хвастовство ежа.
- Слава ежа.
- Телёнок увидел ежа и пригрозил его съесть.
- Ёж свернулся клубком, а телёнок его лизнул.
- Телёнок заревел и пожаловался маме.
- Корова невозмутимо жевала траву.
- Ёж рассказал ежихе, что победил огромного зверя.
- Звери стали считать ежа храбрецом и звали богатырём.
Не трогай незнакомые предметы, тем более языком.
Чему учит сказка "Ёж"
Сказка учит не приставать к незнакомцам. Учит осторожности. Учит тому, что слава не всегда бывает заслуженной.
Отзыв на сказку "Ёж"
Мне понравилась эта смешная сказка про телёнка, который лизнул ежа по иголкам. Он сильно укололся, а ёж стал считаться героем, ведь он победил такого огромного зверя. Хотя никакой заслуги ежа в этой победе не было. Виновата неопытность телёнка.
Пословицы к сказке "Ёж"
А телёнок боднул ежа, а потом лизнул его. Он укололся и заревел, побежал к маме-корове и стал на ежа жаловаться.
И слава про храбрость ежа прогремела по всему лесу. Звери стали называть ежа богатырём.
Цель: обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
- учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты;
- учить составлять простые предложения, самостоятельно опираясь на картинки-схемы;
- закреплять представления детей о жанровых особенностях сказки, ее отличиях от рассказа;
- расширять кругозор детей;
- развивать умение отгадывать загадки;
-упражнять в подборе уменьшительно-ласкательных имен к определенному имени;
- продолжать формировать умение внимательно слушать художественное произведение,понимать его смысл, умение отвечать на поставленные воспитателем вопросы;
- совершенствовать связную речь;
-расширять словарный запас;
- развивать творчество, фантазию, воображение;
-развивать зрительную память, мышление, координацию движений;
-совершенствовать интонационную выразительность речи;
- воспитывать культуру речевого общения; воспитывать любовь к животным.
- формировать интерес у детей к ООД;
- формировать интерес к речевой деятельности; самостоятельность, инициативу в решении речевых задач;
- воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.
Предварительная работа: чтение русских народных сказках, сказок других народов, сказок русских писателей, чтение художественной литературы о животных, рассматривание картинок с изображением диких и домашних животных и их детенышей, беседы о диких и домашних животных и их детенышах, отгадывание загадок, лепка, аппликация, рисование, настольно – печатные, дидактические и подвижные игры.
Словарная работа: еж, клубком свернуться, задрав хвост, боднуть норовить, растопырить.
Методы и приемы:
1) игровые: игровая мотивация, физкультминутка, дидактическая игра
2) словесные: беседы, чтение художественной литературы, объяснения, индивидуальные и хоровые повторения
3) наглядные: рассматривание книг, иллюстраций, картинок, графических схем
4) практические: работа с опорными схемами
Ход организационной образовательной деятельности по развитию связной речи.
-Посмотрите ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
-Какое у вас сегодня настроение? (ответы детей)
-У меня тоже сегодня хорошее, радостное настроение.
Встали дружно все мы в круг
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
- Давайте мы улыбнёмся, и подарим своё настроение всем, кто нас окружает.
- Ребята, сегодня мы отправимся на выставку. А на какую выставку, вы узнаете, если отгадаете мою загадку:
Есть листок, есть корешок.
А не куст и не цветок.
Нету лап, нету рук.
А приходит в дом как друг.
На колени к маме ляжет,
Обо всём тебе расскажет.
- Правильно. Это книга. Я приглашаю вас на книжную выставку.
Рассматривание книжной выставки.
- К какому литературному жанру относятся все эти произведения? (Ответы детей: сказки)
- Но мы с вами читали не только сказки, но и рассказы. А кто мне скажет: Чем отличается сказка от рассказа? (В сказке много волшебных предметов, и существ, а в рассказе их нет).
- Сегодня мы познакомимся еще с одной сказкой, а написал ее русский писатель А. Н. Толстого. (Показ портрета)
Но чтобы узнать про кого сказка, вам придётся отгадать загадку:
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много
А ниток ни одной. (Ёжик)
- Молодцы, ребята, это действительно ёжик. (Показ картины с изображением ежа).
- Ребята, а вы знаете, почему этих животных так называют?(Ответы детей)
- Представьте, что встретились однажды ёж и телёнок, которые никогда раньше не видели друг друга. Интересно, что подумал ёж. С кем сравнил незнакомого ему огромного зверя?
- А что подумал телёнок, увидев ежа?
- Как вы думаете, чем закончилась эта встреча?
Теленок увидел ежа и говорит:
Еж не знал, что теленок ежей не ест, испугался, клубком свернулся и фыркнул:
Задрав хвост, запрыгал глупый теленок, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа.
– Ой, ой, ой, ой, ой! – заревел теленок и побежал к корове-матери, жалуется.
– Еж меня за язык укусил.
Корова подняла голову, поглядела задумчиво и опять принялась траву рвать.
А еж покатился в темную нору под рябиновый корень и сказал ежихе:
– Я огромного зверя победил, должно быть, льва!
И пошла слава про храбрость ежову за синее озеро, за темный лес.
– У нас еж – богатырь, – шепотом со страху говорили звери.
Беседа по содержанию. Словарная работа.
-Ребята, вы внимательно слушали сказку? (Ответы детей).
- Давайте с вами побеседуем по содержанию этой сказки. Только отвечать нужно полным предложением
- Скажите, про кого эта сказка? (Ответы детей)
- Кто кого увидел в сказке? (Теленок увидел ежа).(Показ картинки с изображением теленка и ежа).
- Что теленок сказал ежу?(Я тебя съем.)
- А еж знал, что теленок не ест ежей? (Еж не знал, что теленок ежей не ест.)
Воспитатель дает точное определение выражения.
-А почему так делают некоторые звери? (Ответы детей)
- Потому что чего- то боятся, от испуга.
- Что сделал теленок? (Задрав хвост, запрыгал глупый теленок, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа.
Воспитатель дает точное определение выражения.
Воспитатель дает точное определение выражения.
Воспитатель дает точное определение выражения.
- Что закричал теленок?(Ой, ой, ой, ой, ой! – заревел теленок и побежал к корове-матери, жаловаться).(Показ картинки).
- Что сказал он матери? (Показ картинки) (Еж меня за язык укусил.)
- Что сделала корова? (Корова подняла голову, поглядела задумчиво и опять принялась траву рвать.)
- Почему он так сказал? (Потому что он не знал, что это был теленок, и он был намного больше его ежа).
- И пошла слава про храбрость ежову за синее озеро, за темный лес.Что это значит? (Что про его храбрость стало известно всем зверям).
- А на самом деле еж проявил свою храбрость или нет? (Нет. Он тоже испугался теленка и свернулся в клубок. И даже, наверное, не понял, почему теленок закричал и убежал.)
- А что говорили звери про него? (У нас еж – богатырь, – шепотом со страху говорили звери.)
- Почему они это говорили шепотом со страху? (Потому что они думали, что он действительно победил настоящего льва.)
- Давайте еще раз повторим конец сказки: И пошла слава про храбрость ежову за синее море, за тёмный лес.
- А сейчас давайте с вами превратимся в ежей и поиграем.
По сухой лесной дорожке – Топ – топ – топ – топочут ножки. (Ритмично семенить на месте.)
Ходит, бродит вдоль дорожек весь в иголках серый ёжик. (Ходить вправо – влево.)
Ищет ягодки, грибочки для сыночка и для дочки. (Наклоны вниз.)
Если подкрадётся волк – превратиться ёж в клубок. (Присесть и сгруппироваться в комочек.)
Ощетинит ёж иголки – не достанется он волку. (Сидя комочком,кружиться на месте.)
Ёж не тронет никого, (Встать, встряхнуться.)
Но и ты не тронь его! (Погрозить назидательно пальчиком.)
Повторное чтение сказки.
- Я вам прочитаю сказку еще раз, вы слушайте внимательно, потом мы будем рассказывать. А читать сказку я буду с опорой на схемы.
Воспитатель во время чтения выставляет графические схемы.
Пересказ сказки с опорой на графические схемы.
Воспитатель: Ребята, пересказывать такую большую сказку одному сложно. А если разбить текст на части, сказку можно пересказать втроем, даже вчетвером. Сначала надо рассказать о встрече теленка и ежа, потом как теленок лизнул ежа.
А потом? (Как теленок убежал рассказывать корове – матери жаловаться.)
- Потом? (Как еж рассказал ежихе, что он победил огромного зверя, возможно даже льва.)
Пересказ сказки с опорой на графические схемы (по цепочке по частям).
- Ребята, пожалуйста, кто желает рассказать по схемам? А как вы назовёте свой рассказ? (вызывает 4 детей к мольберту, потом еще 4 детей)
- А как бы ты озаглавил эту сказку?
Воспитатель:Кто написал эту сказку? (Алексей Николаевич Толстой)
Воспитатель: Что вам больше всего запомнилось из сказки?
Воспитатель: Какие новые слова и выражения вы сегодня узнали? (клубком свернулся, задрав хвост, боднуть норовит и т. д.)
Индивидуальный анализ деятельности детей на занятии.
- А где мы с вами сегодня были?
- Как называлась выставка? (книжная выставка сказок)
- Что вы там узнали нового?
- В следующий раз мы с вами познакомимся еще с одной сказкой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи "Пересказ сказки "Заяц - хваста" в старшей группе
Пересказ сказки "заяц - хваста" методом моделирования. В НОд применяются современные образовательные технологии.
Конспект занятия по развитию речи. Пересказ рассказа К. Ушинского "Лекарство" (старшая группа)
обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Конспект занятия по развитию речи Пересказ сказки "Лиса и Козел", старшая группа
Конспект занятия по развитию речи Пересказ сказки "Лиса и козел".
Пересказ сказки Петух и собака старшая группа
Данный материал может использоваться в качестве НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста.
Читайте также: