Толерантность в межэтнических отношениях подростков в школьной среде

Обновлено: 07.07.2024

Взаимосвязь и взаимозависимость таких понятий как “молодежь” и “будущее России” общеизвестна. Молодежь – это не только наше будущее, но и “живое настоящее”. Поэтому очень важно, чтобы сегодня, в период прогрессивных преобразований, молодежь занимала место не только сознательного сторонника этих преобразований, но и вносила свой вклад в возрождение России. (См.:Ручкин Б.А.,Родионов В.А.,Пыжиков А.В.Молодежь как стратегический ресурс развития российского общества.//Социально-гуманитарные знания.М.,2000.№1,с.146-147.)

Начиная с 2006 года, в МОУ Гимназия №9 на базе методического объединения области “Обществознания” мною была организована и проведена исследовательская работа среди учащихся старших классов. Цель подобной деятельности – помочь учащимся реализовать себя, проявить общественную активность. Эта работа носила открытый характер. Она открыта для всех учащихся и преподавателей, представителей различных этнических групп.

С 2006 года я сформировала исследовательскую группу из учащихся 9-11-х классов, которая проводила социологическое исследование путем анонимного анкетирования старшеклассников гимназии. В течение 2006 – 2007 и 2007-2008 уч. годов эта группа провела диагностику проявления толерантности между учащимися, между учащимися и преподавателями. Результаты исследования были представлены на ежегодной научно-практической конференции учащихся старших классов гимназии №9 “В науку первые шаги", на XVIII научно-практической конференции школьников Ставропольского края 2007 года, работа отмечена дипломом Всероссийского конкурса среди учащихся средних учебных заведений, который проходил в Москве в октябре-ноябре 2008 года под эгидой “ЮНЭКО”. Особенности методики работы по организации научно-исследовательской деятельности учащихся были представлены на XI Международной научно-практической конференции в апреле 2009 года в г. Санкт-Петербурге.

Данная исследовательская работа имела целью выявить:

1. Особенности этнического статуса учащихся гимназии;

Этнический статус является элементом более общей системы – социального статуса. Он указывает на место индивида или группы в структуре межэтнических отношений на личностном и групповом уровне и в некоторой степени определяет социальные функции личности. Этнический статус представляет атрибут любого неизолированного этноса или этнической группы, и личность обладает им постольку, поскольку принадлежит к определенному этносу. (См.:Бромлей Ю.В.Этнос и Этнография.М.,1993.С.49-50.)

Цель исследования – показать на примере изучения этнического статуса учащихся гимназии состояние и перспективы развития молодежи как стратегического ресурса России в ХХI веке, а также, было интересно выявить уровень сохранности культуры и внутренней сплоченности в молодежной среде.

2. Толерантность сознания молодежи в межнациональных отношениях.

Что понимается под толерантностью? В буквальном переводе толерантность (от лат. tolerantia– терпение) означает терпимость к иным мнениям, воззрениям, убеждениям, к поступкам людей, с которыми человек в чем-то расходится, не соглашается. Однако для понимания идеи толерантности как демократической ценности недостаточно заменить иностранный термин на более нам близкий и понятный.

В ходе исследовательской работы опрос проводился анонимно среди учащихся 9 – 11-х классов. Эту деятельность я решила распределить по двум направлениям: социологическом и этнографическом, четко определив и спланировав роль каждого направления (Рисунок 1).

За 2006-2007 и 2007-2008 уч. годы было опрошено 800 человек. Результаты опроса нашли свое отражение в соответствующих таблицах, комментариях и выводах к ним. В первую очередь наша группа постаралась получить максимальную информацию о респондентах.

Такое процентное соотношение (76% и 24%) не должно вызывать некой эйфории, когда речь идет об этносах. Здесь необходимо четко понимать как положительные, так и отрицательные стороны данного факта. Нельзя допускать, чтобы численно доминирующие этносы имели больше шансов формировать оптимальную социально-классовую структуру. Это непременно может привести к тому, что они будут проводить политику только в интересах своей этнической общности.

Язык всегда относился к тем компонентам духовной культуры, функциональная значимость которых выражена наиболее отчетливо. Владение языком межнационального общения необходимо во многих житейских ситуациях, но в настоящее время уже не связано с престижностью самого языка и статусом группы, для которой он является родным. Исторически сложившаяся традиция, в силу которой именно русский язык стал средством общения в государстве, оказывается сильнее личной установки, которая может быть отрицательной (См.:Семенов В.М.,Матюнина Е.В.Национальные и этнические культуры в конфликтных процессах России.//Социально-гуманитарные знания.М.,2001.№2,с.289.)(Рисунок 3).

Низкие знания русского языка показали 12% респондентов. Это и определенный процент отрицательной установки, которая может быть выражена в нежелании использовать русский язык в качестве средства общения. Но, тем не менее, данные позволяют сделать вывод о закономерном введении в программу обучения многих учебных заведений таких дисциплин как “Этика и эстетика”, “Культурология”, “Искусство общения”, “Русский язык и культура речи”, “История и культура народов Северного Кавказа”.

Низкие знания родного языка показали 5% респондентов из числа представителей других национальностей (это 24%). А это уже серьезный сигнал к пониманию того, что те неравные условия, в которых сегодня вынуждены существовать наши народы (особенно на периферии) не стимулируют нашу молодежь к изучению родного языка, как одного из ярких показателей принадлежности к определенному этносу.

Не секрет, что в нашем обществе серьезно ослаблено влияние культуры, культурных ценностей. Результаты опроса подтвердили факт снижения интереса к культуре вообще и к национальной культуре и родному языку в частности.

Настораживает тот факт, что хорошие знания обычаев и традиций, а также их соблюдение отметили лишь 22% респондентов (это средний показатель), тогда как остальные 78% или не соблюдают или не знают обычаев и традиций своего народа (Рисунок 4).

Этот резкий показатель очень слабого уровня сохранности национальной культуры, наверняка, найдет свое отражение и во внутренней сплоченности в молодежной среде.

В исследовании проблемы толерантности в межнациональных отношениях в молодежной среде основной упор я делала на выявление как положительных, так и отрицательных тенденций, которые, несмотря на их противоречивость, дают возможность выявить и осмыслить реальные проблемы, а также определить пути их решения.

Сразу следует отметить, что около 40% респондентов (это средний показатель) выбрали такие ответы, как “не знаю”, “затрудняюсь”, “безразлично”. Это довольно высокий показатель, свидетельствующий о том, что молодежь недостаточно ориентирована в знании современных этнополитических , экономических и социальных проблем.

  • более 50% опрошенных постоянно (или иногда) сталкивались с проявлениями межнациональной розни;
  • 35% респондентов положительно или с сочувствием относятся к движению “бритоголовых”;
  • лишь 10% опрошенных обратились бы за помощью в правоохранительные органы в случае, если бы им пришлось участвовать в социальном конфликте на национальной почве;
  • 52% респондентов отметили, что в их ученической среде имеется деление на группы по национальному или религиозному признаку и др.

Эти показатели (Рисунок 5) нельзя игнорировать. Поэтому работу с молодежью нельзя пускать на самотек, нельзя оставлять без внимания малейшие негативные проявления в межнациональных отношениях.

Необходимо также понимать, что сознание молодого поколения оказывается способным принимать лишь новое, т.е. то, что обещает перемены, что совпадает со спецификой мировосприятия молодого поколения, ориентированного на будущее, но не на прошлое. Поэтому важно максимально эффективно использовать все положительные тенденции, выявленные в ходе социологического исследования.

  • более 50% респондентов отметили, что нет “плохих” и “хороших” народов и наций;
  • 51% опрошенных высказались за ужесточение наказания за разжигание межнациональной, расовой и религиозной розни;
  • 65% респондентов отметили свое отрицательное отношение к движению “бритоголовых”;
  • лишь 10% опрошенных ощущают какую-либо напряженность в отношениях между людьми в гимназии и др.

Суммируя показатели отношения респондентов к межнациональным конфликтам, можно выделить три основные позиции в общем процессе формирования и развития толерантности сознания: положительные тенденции, отрицательные тенденции и безразличие. Исследования показали определенную положительную динамику в развитии толерантности сознания учащихся гимназии.

  1. Сегодня этнос становится главным персонажем не только этнополитики, но и заметным действующим лицом в сфере политической жизни в целом, так как без учета многочисленных этнических притязаний невозможно решать ни экономические, ни политические, ни идеологические проблемы в обществе;
  2. Показатели исследования еще раз подтвердили факт неравномерного протекания модернизации общества, обусловленного неравенством стартовых возможностей в этнонациональных ареалах. Поэтому общеобразовательные учреждения в планировании особенно воспитательных мероприятий должны это учитывать;
  3. В обществе (особенно в его молодежной среде) сильно ослаблено влияние культуры, культурных ценностей, особенно национальных культур, традиций и обычаев. Необходимо ежегодно планировать и проводить мероприятия, направленные на подъем культуры молодого поколения как внутри классных коллективов, так и на общешкольном уровне;
  4. Сегодня необходима скоординированная политика по формированию приоритетных духовных ценностей (патриотизма, добросовестного отношения к труду, следование нормам общечеловеческой морали и т.д.);
  5. Молодежь сегодня – это, в определенной степени, лидирующая группа общества, поэтому необходимо максимально эффективно использовать все положительные тенденции, выявленные в ходе исследования. А обучение, образование и воспитание были, есть и будут главными направлениями в преодолении духовного и, в конечном счете, экономического кризиса в России.
  6. Для развития идеи толерантности в массовом сознании необходима разумная государственная политика, которая должна быть направлена на воспитание умения воспринимать другого человека не только в узком этническом, религиозном или социальном смысле, но и в общекультурном. Эта политика должна быть реализуема в общеобразовательных учреждениях
  7. Основная цель – объединить усилия различных национально-общественных структур в выработке единых подходов к решению межэтнических, политических, административных проблем и разногласий между народами России. Где, как ни в школе, возможна реализация этой цели.

Необходимо отметить, что проводимая мною в течение 2006-2008 гг. исследовательская работа в МОУ гимназии №9 г. Ставрополя призвана привлечь внимание молодежи и педагогических коллективов к решению сложных проблем становления российской молодежи, работу с которой необходимо рассматривать как один из приоритетов педагогической деятельности. Эта работа будет продолжена, где следующим этапом исследования станет изучение проблемы воспитания подлинной толерантности в отношениях между учащимися. Но речь уже должна идти не о вынужденном “терпении”, а о много большем и значимом: умении, оставаясь самим собой, сознавать и чувствовать особую ценность и внутреннюю специфику другого, непохожего на тебя человека. (См.:Рашковский Е.Кавказский меловой круг:трагические судьбы региона.//Черкесия.Черкесск,2003.№1,с.241.)

Презентация “Толерантность в межнациональных отношениях в молодежной среде”.




Мы – дети разных народов: национальная толерантность подростков с особенностями их самоотношения

1 Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Тюкалинского муниципального района Омской области "Гимназия г.Тюкалинска" (МОБУ Гимназия г.Тюкалинска)

1 Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Тюкалинского муниципального района Омской области "Гимназия г.Тюкалинска" (МОБУ Гимназия г.Тюкалинска)


Автор работы награжден дипломом победителя II степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность темы исследования. События последних лет, произошедшие в России, обусловили качественные изменения в социальной структуре общества, динамике и характере развития системы общественных отношений.

Но условия проживания большого числа этносов на ограниченной территории приводит к росту межэтнической напряженности. В связи с этим социально-психологические взаимодействия этнических групп часто приобретают конфликтный характер. [7].

Цель исследования заключается в изучении национальной толерантности подростков и особенностей их самоотношения.

Объект исследования: толерантность подростков.

Предмет исследования: национальная толерантность подростков с особенностями их самоотношения в образовательной среде МОБУ Гимназия г. Тюкалинска

Гипотеза исследования толерантные и интолерантные подростки характеризуются различным уровнем развития национального самосознания и различиями в социально-психологических характеристиках личности.

Цель, объект, предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:

1. На основе теоретического анализа научной литературы рассмотреть теоретические взгляды и подходы к проблеме национальной толерантности подростков и особенностям их сомоотношения.

2. Исследовать толерантность в системе отношений человека и национальную нетерпимость

3. Провести эмпирическое исследование национальной толерантности подростков с особенностями их самоотношения в МОБУ Гимназия г. Тюкалинска

4. Разработать примерную программу мероприятий, направленных на профилактику национальной толерантности подростков МОБУ Гимназия г.Тюкалинска

Для реализации поставленных задач в исследовательской работе предлагается использовать следующие методы: теоретические (анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, анализ и обобщение материалов, полученных эмпирическим путем); эмпирические (тестирование); методы количественной и качественной обработки;интерпретационные методы;методы знаково-символического оформления (диаграммы, таблицы, графики); методы коррекции (групповые тренинговые занятия, обучение, беседа)

Исследование проводилось в несколько этапов:

I этап (сентябрь) – постановочно-аналитический. На этом этапе проводилось обоснование и теоретическое осмысление темы. Изучалась научно-методическая литература по теме исследования. Были проанализированы различные подходы к проблеме национальной толерантности подростков с особенностями их самоотношения, определялись исходные позиции первичного исследования, его методология, гипотеза, логика и организация исследования.

II этап (октябрь-ноябрь) – эмпирический. Было проведено эмперическое исследование, в ходе которого изучалась национальная толерантность подростков с особенностями их самоотношения В МОБУ Гимназия г.Тюкалинска. Разрабатывалась программа мероприятий, направленных на профилактику и коррекцию национальной толерантности подростков с особенностями их самоотношения в МОБУ Гимназия г.Тюкалинска.

III этап (декабрь 2017 г. – январь 2018 г.) – обобщающий. На данном этапе проводился анализ и теоретическое осмысление полученных экспериментальных данных, обобщение и описание результатов, уточнялись теоретические выводы, завершалось литературное оформление научно-исследовательской работы.

Практическая значимость работы:

– результаты эмпирического этапа исследования помогут в решении задач оказания помощи подросткам и могут использоваться в работе социального педагога, службы школьной медиации и школьного самоуправления;

– разработанная программы может быть использована для профилактики и коррекции национальной толерантности подростков с особенностями их самоотношения МОБУ Гимназия г.Тюкалинска;

– полученные результаты и выводы могут служить основой для дальнейших исследований, направленных на изучение различных аспектов национальной толерантности подростков с особенностями их самоотношения, и для организации мероприятий по их профилактике.

Структура работы отражает логику, содержание и результаты исследования. Учебно-исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы и приложений.

Глава I. Теоретические взгляды и подходы к проблеме национальной толерантности подростков и особенностям их сомоотношения

1.1. Толерантность в системе отношений человека

Проблема толерантности в том, что неосведомлённые люди привыкли считать её за притворство, уступки или снисхождение, принятие на веру убеждений других. На самом деле, это мнение безосновательно, поскольку толерантность это, прежде всего взгляд на мир глазами свободного человека.

Факторы поведения толерантного человека: уважение чужого мнения; терпимость к людям с другими взглядами на жизнь; негативное отношение к экстремизму.

Нарушение толерантности может прослеживаться в не соблюдении её принципов, таких как терпимость и уважение.

Значение толерантности трудно переоценить, ведь именно благодаря ней, мы можем с уважением и пониманием относиться к культурным особенностям других национальностей. Именно толерантность позволяет нам рационально относиться и принимать на равных инакомыслящих индивидов, не только иметь своё мнение относительно чего либо, но и давать возможность другим членам общества иметь собственное мнение.

1.2. Национальная нетерпимость

Нация – исторически сложившаяся, устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территорий, экономической жизни, культуры и характера, развития национального самосознания.

Ксенофобия – ненависть к чужому человеку.

Ксенофобия на расовой и национальной почве - национализм, шовинизм, нацизм, фашизм. Все нации и все этносы отличаются друг от друга - у них разный исторический опыт, разные традиции, формы поведения и ценности. Национализм начинается там и тогда, где и когда сознание своей особости превращается во враждебную психологическую установку[15].

Национальная нетерпимость у разных этносов, в разной форме выраженности была всегда. Примерами национальной нетерпимости могут послужить Карабахский конфликт Армян и Азербайджанцев, Гитлеровская ненависть к славянам и евреям (вторая мировая война), трагичные коллизии XVI века австралийских аборигенов и папуасов Новой Гвинеи. Примеров прошлого можно привести множество, но проблема национальной нетерпимости остаётся нерешённой и на сегодняшний день [20].

1.3. Особенности развития и формирование толерантности в подростковом возрасте

Воспитание толерантного сознания может и должно начинаться с самого раннего возраста, как и всякое воспитание. В то же время особое внимание к его активизации и организации должно проявляться по отношению к детям подросткового возраста и юношеству в период, когда формируется взрослость, когда сознание и самосознание достигают определенного уровня и подростки формируют в рамках самоопределения свою идентичность, осваивают различные социальные роли [4;5].

И здесь крайне важно обратить внимание на то, что этот возрастной этап – переход из подросткового возраста к юности – характеризуется особым типом смысловых отношений подростка к окружающей социальной действительности[20].

В конце переходного периода самоопределение характеризуется не только пониманием самого себя – своих возможностей и стремлений, но и пониманием своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни [16].

Общение со своими сверстниками — ведущий тип деятельности в этом возрасте. Именно здесь осваиваются нормы социального поведения, нормы морали, здесь устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу.

Адекватной формой реализации образовательных задач этого возраста являются детско-взрослые совместные мероприятия.

После того как мы рассмотрели теоретические взгляды и подходы к проблеме национальной толерантности подростков и особенностям их сомоотношения возникла необходимость провести диагностику по теме исследования в 6-9 классах МОБУ Гимназия г.Тюкалинска.

Глава 2. Эмпирическое исследование по проблеме национальной толерантности подростков с особенностями их самоотношения

в МОБУ Гимназия г. Тюкалинска

2.1. Организация и методы эмпирического исследования

Данная глава эмпирического исследования направлена на исследование по проблеме национальной толерантности подростков с особенностями их самоотношения в МОБУ Гимназия г.Тюкалинска.

В исследовании приняли участи 234 учащихся 6-9 классов.

Данная работа проводилась поэтапно.

1 Этап. На этом этапе проводилось изучение литературы по проблеме исследования, отбор вопросов для анкетирования [47]. После составления анкеты она бала предоставлена социальному педагогу МОБУ Гимназия г.Тюкалинска для утверждения.

2 Этап. Это этап основной в нашей работе. Проведения анкетирования. При содействии учителей 6-9 классов МОБУ Гимназия г.Тюкалинска было проведено анкетирование 234 человек.

3 Этап. Полученные данные обработаны и сведены в таблицы и графики.

2.2. Анализ результатов эмпирического исследования

Результаты эмпирического исследования и их сравнительный анализ представлены в форме таблиц и диаграмм. По каждому вопросу результаты представлены в отдельных таблицах.

Вопрос 1. К какой национальности вы себя относите?

Результаты исследования представлены в таблице 2 и диаграмме (рисунок 3) (см. приложение 2).

Вопрос 2. Знаете ли вы национальность ваших родителей?

Результаты исследования представлены в таблице 3 и диаграмме (рисунок 4) (см. приложение 3).

Вопрос 3. Как вы относитесь к тому, что в вашем доме (городе) живут люди другой национальности (религии)?

Результаты исследования представлены в таблице 4 и диаграмме (рисунок 5) (см. приложение 4).

Вопрос 4. К вам относились когда-нибудь хуже, чем к другим людям по национальному признаку?

Результаты исследования представлены в таблице 5 и диаграмме (рисунок 6) (см. приложение 5).

Вопрос 5. Есть ли среди ваших близких друзей люди других национальностей?

Результаты исследования представлены в таблице 6 и диаграмме (рисунок 7) (см. приложение 6).

Вопрос 6. Вас пригласили на день рождения к однокласснику из семьи переселенцев. Примете ли вы приглашение?

Результаты исследования представлены в таблице 7 и диаграмме (рисунок 8) (см. приложение 7).

Вопрос 7. Как вы думаете, нетерпимость между людьми разных национальностей разрушает общество?

Результаты исследования представлены в таблице 8 и диаграмме (рисунок 9) (см. приложение 8).

Вопрос 8. По вашему мнению, существует ли в нашей школе нетерпимое отношение к людям другой национальности и вероисповедания?

Результаты исследования представлены в таблице 9 и диаграмме (рисунок 10) (см. приложение 9).

Вопрос 9. По вашему мнению, существует ли в нашем городе нетерпимое отношение к людям другой национальности и вероисповедания?

Результаты исследования представлены в таблице 10 и диаграмме (рисунок11) (см. приложение 10).

Таким образом мы можем сделать вывод, что в МОБУ Гимназия г.Тюкалинска нетерпимое отношение к людям другой национальности и вероисповедания встречается крайне редко и не является проблемой. Ученики нашей школы уважительно относятся ко всем национальностям.

После проведения анализа результатов эмпирического исследования мы переходим ко второму этапу нашей работы. Нам необходимо разработать примерную программу мероприятий, направленных на профилактику национальной толерантности подростков МОБУ Гимназия г.Тюкалинска., продумать её стратегию и логику (опираясь на результаты эмпирического исследования).

2.3. Разработка программы мероприятий, направленных на профилактику национальной толерантности подростков

МОБУ Гимназия г.Тюкалинска

Данная программа нацелена на последовательное внедрение методов обучения культуре межэтнического общения.

Особое место в программе занимает профилактическая и пропагандистская работа, ориентированная на формирование компетентных в вопросах межкультурных отношений личностей, открытых к восприятию людей разных национальностей.

На основе эмпирических исследований и из анализа изученной литературы нами была разработана основа примерной программы для профилактики национальной толерантности подростков МОБУ Гимназия г.Тюкалинска.

Цели программы:

  • Организация профилактики национальной толерантности подростков, через привлечение их к досуговой деятельности;
  • Обеспеченье единого комплексного подхода к разрешению ситуаций, связанных с проблемами толерантности;
  • Способствование снижению уровня интолерантности среди учащихся.

Задачи программы:

  • Проведение диагностических методик изучения личности ученика.
  • Проведение диагностики занятости учащихся во внеурочное время.
  • Совершенствование системы дополнительного образования, развития сети кружков и секций.
  • Формирование толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности и культурного самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека.
  • Воспитание культуры толерантности и межнационального согласия среди школьников; формирование основ толерантного сознания и поведения, стремления к межэтническому миру и согласию, готовности к диалогу.
  • Формирование основ бесконфликтного общения, развитие способностей предупреждать конфликты и разрешать их ненасильственными средствами.
  • Апробация современных образовательных технологий, методик и форм работы по развитию толерантности и профилактике экстремизма (технология дебатов, технология развития критического мышления, социальное проектирование).
  • Отслеживание результативности профилактической работы.

Задача индивидуальной работы с подростками состоит в содействии сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути.

Организация работы с учащимися представлена в таблице 11 (см. приложение 11)

Условия эффективности программы

  • Во все мероприятия, проводимые по данной программе, мы рекомендуем привлекать родителей.
  • Отвечать за реализацию программы должен специально созданный комитет из представителей каждой параллели учащихся.

Заключение

Особое внимание необходимо уделять формированию толерантности у школьников подросткового возраста, поскольку именно этот период является важнейшим в психосоциальном развитии человека.

Исследование проводилось в 3 этапа.

Таким образом, как следует из результатов нашего эмпирического исследования:

  1. Самый большой процент обучающихся относит себя к национальности русский. Это 54%. 44% испытывают затруднения в соотношении к какой-либо национальности.
  2. В тоже время 87% детей знают, какая национальность у их родителей.
  3. 52% обучающимся гимназии всё равно, какой национальности (религии) люди проживают в их городе (доме).
  4. К 86% опрошенных никогда не относились хуже, чем к другим людям по национальному признаку, но 14% ответили, что такое случалось.
  5. 55% обучающихся гимназии имеют близких друзей других национальностей, а 38% пока не имеют, но уверены, что такое может случиться.
  6. 75% опрошенных примят приглашение на день рождения к однокласснику из семьи переселенцев, но 20 % поступят так как поведёт себя большинство.
  7. 47% испытуемых считают, что нетерпимость между людьми разных национальностей разрушает общество.

Наибольший процент испытуемых 6-9 классов ответили, что в гимназии нетерпимое отношение к людям другой национальности и вероисповедания встречается крайне редко и не является проблемой.

Таким образом в МОБУ Гимназия г.Тюкалинска нетерпимое отношение к людям другой национальности и вероисповедания встречается крайне редко и не является проблемой. Ученики нашей школы уважительно относятся ко всем национальностям.

На основе эмпирических исследований и из анализа изученной литературы нами была разработана основа примерной программы для профилактики национальной толерантности подростков МОБУ Гимназия г.Тюкалинска.

В ходе написания исследовательской работы, была достигнута цель – изучение национальной толерантности подростков и особенностей их самоотношения, а так же были решены все поставленные задачи исследования.

Эмпирическое исследование привело к доказательству гипотезы, предполагающей, что толерантные и интолерантные подростки характеризуются различным уровнем развития национального самосознания и различиями в социально-психологических характеристиках личности.

Следует констатировать, что закладывать основные принципы толерантного отношения к миру необходимо ещё с детства, поэтому наиболее эффективный путь развития данного качества, это воспитание, ведь процесс воспитания толерантной личности неразрывно связан с развитием толерантности в государстве.

Библиографический список литературы

АНКЕТА

1. К какой национальности вы себя относите?________________________________

2. Знаете ли вы национальность своих родителей?

3) затрудняюсь ответить

3. Как вы относитесь к тому, что в вашем доме (городе) живут люди другой национальности (религии)?

3) мне всё равно

4. К вам относились когда-нибудь хуже, чем к другим людям по национальному признаку?

2) такое случалось

3) это происходит регулярно

5. Есть ли среди Ваших близких друзей люди других национальностей?

2) пока нет, но такое может случиться

3) для меня это неприемлемо

6. Вас пригласили на день рождения к однокласснику из семьи переселенцев. Примете ли Вы приглашение?

3) Как себя поведет большинство

7. Как вы думаете, нетерпимость между людьми разных национальностей разрушает общество?

3) Затрудняюсь ответить

8. По вашему мнению, существует ли в нашей школе нетерпимое отношение к людям другой национальности и вероисповедания?

1) Да, и это большая проблема

2) Да, но встречается редко и не является проблемой

3) Нет, у нас ко всем относятся одинаково хорошо

4) Нет, у нас ко всем относятся одинаково плохо

5) Я не хочу об этом думать

9. По вашему мнению, существует ли в вашем городе нетерпимое отношение к людям другой национальности и вероисповедания?


Этническая толерантность в детских и подростковых сообществах: проблема сопровождения. В настоящее время проблема этнической толерантности в полиэтнической образовательной среде является более актуальной, так как во всем мире остро стоят проблемы межнациональных отношений и национальной обособленности.

Содержимое разработки

Этническая толерантность в детских и подростковых сообществах: проблема сопровождения

1.Этническая толерантность и принципы толерантного отношения………..5

2. Формирование этнической толерантности в школе………………………..8

3. Практические формы формирования этнической толерантности……….12

Список использованных источников………………………. ………………. 16

В настоящее время проблема этнической толерантности в полиэтнической образовательной среде является более актуальной, так как во всем мире остро стоят проблемы межнациональных отношений и национальной обособленности.

Особенно беззащитны перед сложившейся ситуацией молодые люди, чьи личности еще только формируются, что приводит к юношескому максимализму, к тенденции объединения в замкнутые группы и кланы. Все это может приводить к возникновению в менталитете молодого человека зародышей этноцентризма, шовинизма, ксенофобии, этнических и расовых предубеждений, которые в значительной степени блокируют развитие позитивных социальных тенденций. Особую актуальность проблема приобретает в условиях многонациональных коллективов, где необходимо не допускать ситуаций проявления неравенства обучающихся в правах и обязанностях. Разноязычие окружающей среды часто приводит к избирательности в общении, национальной изолированности групп.

Исходя из вышесказанного, перед нами стоит проблема формирования этнической толерантности в полиэтнической образовательной среде.

Исторически так сложилось, что Россия является многонациональным

государством. Живя бок о бок, представители различных народов привносят

в социум свою культуру, обычаи, взгляды на жизненные идеалы, обогащая

тем самым, друг друга, формируя общечеловеческие ценности. То же самое

можно сказать о школе. В школах учатся дети разных национальностей: это русские, украинцы, татары, башкиры, немцы, армяне, греки и др., которые впитали культуру нескольких народов.

В данной работе мы рассмотрим сущность этнической толерантности и принципы толерантного отношения, предпосылки формирования этнической толерантности в школе и предложим практические методы формирования этнической толерантности.

1.Этническая толерантность и принципы толерантного отношения

Историческая практика взаимоотношений этносов и их культур показала, что возможно два типа отношений: толерантный и интолерантный.

Толерантность (от лат. tolerantia — "терпение, выносливость") — качество терпимости, снисходительного уважения к иным идеям, чуждым взглядам, концепциям и вкусам, а так же терпимость к чужому мнению, образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, верованиям, отличающихся от собственных.

Толерантность необходима по отно­шению к особенностям различных народов, наций и религий.

Основываясь на положениях кон­цепции Дж. Берри и М. Плизента о психологической природе этни­ческой толерантности и ее роли в регуляции жизнедеятельности социальной группы, а также на результатах собственных исследований, Н.М. Лебедева и ее коллеги пришли к выводу, что позитивная этническая идентичность является основой этнической толерантно­сти. Под этнической толерантностью понимается отсутствие нега­тивного отношения к иной этнической культуре, а точнее - нали­чие позитивного образа иной культуры при сохранении позитив­ного восприятия своей собственной. Е.И. Шлягина пола­гает, что этническая толерантность личности не может изучаться изолированно от процессов этнической идентификации, так как все этнопсихологические феномены являются гранями одного целостного явления — этнической вариативности личности.

Воспитание подрастающего поколения строится на принципах толерантного отношения к представителям различных национальностей, уважительного отношения к языку, культуре и истории различных народов.

Понятие толерантности взаимосвязано с понятием социальной активности, т.е. готовности к взаимодействию в различных социальных межэтнических ситуациях с целью достижения поставленных целей и выстраивания конструктивных отношений в обществе.

Реализовать вышеперечисленные идеи позволяет выполнение педагогами следующих принципов:

• в течение жизни личность развивает в себе социальные качества, определяющие ее принадлежность к виду “homo sapiens”, поэтому ребенка нужно обучать культуре мира (общечеловеческим законам бытия), опираясь на естественную природу ребенка, дабы не нарушить хрупкий мир детства;

• ребенок рождается и воспитывается в определенной культурной, национальной среде, которая имеет множество позитивных черт; опора на позитивный социально-культурный опыт этноса - важнейший принцип образовательной стратегии;

• принцип межнационального общения предполагает создание условий для позитивного взаимодействия и взаимообогащения детей разных культурных, национальных, религиозных и социальных групп;

• принцип самоценности ребенка предполагает принятие ребенка таким, какой он есть;

Таким образом, можно сделать вывод что, толерантность как никогда ранее важна в современном мире. Мы живем в век глобализации все большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения. Этническая толерантность особенно необходима в школах России, в которых обучаются дети различных национальностей для предостережения этнических конфликтов, поэтому учитель должен знать и придерживаться вышеописанных принципов толерантного отношения и этим самым подавать пример ученикам.

2.Формирование этнической толерантности в образовательных учреждениях

Главная задача школы на данный момент состоит в том, чтобы построить такой учебно-воспитательный процесс, целью которого было бы формирование кросс-культурного самосознания, развитие у ребенка системы общечеловеческих ценностей, понимания роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе. Именно сейчас, в период падения духовности и нравственных принципов, народная педагогика, традиционная культура воспитания должны стать для подрастающего поколения тем стержнем, который может спасти не только наших детей, но и будущее России от многих бед.

Невозможно перечислить всех русских мыслителей, кто затрагивал эту проблему, от П.Я. Чаадаева до П. Сорокина, включая А.С. Хомякова и других славянофилов, Н.Я. Данилевского, Н.Г. Чернышевского, B.C. Соловьёва, Н.О. Лосского и др. Взаимодействие народной педагогики и народного воспитания отчётливее всего прослеживается в творческом наследии таких великих педагогов, как Я.А.Коменский, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.С. Сухомлинский.

В их трудах рассматриваются вопросы создания национальной школы, которые, несомненно, использованы последователями для развития воспитательной среды на принципах межкультурного взаимодействия

Установление толерантных отношений между участниками образовательного процесса - основа и начало воспитательных действий. Формы взаимодействия педагогов и детей рассматриваются в трудах В. Шалина, Л.В. Байбородовой, ими стали: диалог, сотрудничество, опека, подавление, индифферентность, конфронтация, конфликт. Позитивной толерантности соответствуют первые три формы взаимодействия. Интересны мысли теоретиков и практиков педагогики сотрудничества С.Соловейчика, В.Матвеева, О. Газмана, И.Иванова. Они считают, что именно в сотрудничестве, в желании работать вместе, в тонкой игре усилий каждого, во взаимном побуждении, которые делают ненужной требовательность, и рождается совестливое отношение к людям, работе, обязанностям. А совестливый человек никогда не будет интолерантным. Авторы педагогики сотрудничества предлагают различные методы воспитания, многие из них можно использовать для формирования толерантности школьников в рамках образовательного учреждения. Например, методика коллективных творческих дел И.И. Иванова, клубная форма жизнедеятельности О.С. Газмана и другие.

Практически любая школа города или села поликультурна, в детских коллективах воспитываются дети разных национальностей. Учителя подчас не могут решить проблемы, возникающие из-за несформированности у детей толерантности или уже сформированной интолерантности.

Педагог должен проявлять терпимость к любому ребенку. Он должен обладать знаниями и умениями в области народной педагогики, педагогики межнационального общения, которые определяют основы диалога культур в детском коллективе и способствуют наиболее эффективной адаптации в новой среде детей-беженцев, мигрантов, детей - вынужденных переселенцев; региональной этнопедагогики, которая демонстрирует традиции воспитания в данном регионе с учетом населяемых этносов, особенностей регионального подхода в построении воспитательного процесса; кросс-культурной психологии, позволяющей выявить и изучить сходства и различия в психологии детей, принадлежащих к разным культурам и этносам.

Педагоги должны обладать навыками:

• общения с детьми различных этногрупп;

• обнаружения проблем при адаптации детей, оказавшихся в иной этносреде;

• оказания помощи в адаптации таким детям; • прогнозирования намечающейся межэтнической конфронтации в детском коллективе и оказания превентивной помощи;

• обеспечения защиты детей от насилия, издевательств, унижения со стороны и сверстников, и взрослых; • организации народного игрового досуга;

• организации досуга народных праздников.

Учитель призван сформировать у детей представления о культуре мира, многовариантности человеческого бытия; навыки национальной самоидентификации, а также навыки позитивного взаимодействия с представителями других наций.

Постоянная работа по воспитанию толерантности у учащихся дает свои положительные результаты. В школе сформирован достаточно благоприятный психологический климат, способствующий развитию детей, независимо от их национальной принадлежности, что создает условия для свободного взаимопознания культурных особенностей разных народов через совместную практическую деятельность. Лишь при создании толерантной образовательной среды, мы получим толерантную личность воспитанника.

Позитивный опыт толерантного взаимодействия

Демократический стиль педагогического руководства


Позитивные взаимоотношения детей и взрослых






Толерантная личность учащегося





Благоприятная здоровая атмосфера в детском коллективе

Благоприятная психологическая среда в коллективе

Психолго- педагогическая поддержка

Одним из условий воспитания толерантной личности – является создание толерантной образовательной среды, которая предполагает использование уже накопленного опыта толерантного взаимодействия, демократический стиль педагогического руководства, психологическую защищенность наших учащихся.

В целом, мы можем сделать вывод, что этнокультурное образование способствует готовности школьников изучать различные культуры с целью комфортного существования в полиэтнической среде, постигать взаимовлияние народов, осмысливать социальные процессы, анализировать и систематизировать знания об этнических культурах, находить и признавать в них общее и различное, проявлять национальную и религиозную терпимость, уважать язык и культуру других народов.

Несмотря на то, что формирование толерантности представляет собой сложный и достаточно длительный процесс, мы должны постоянно показывать ребенку, что он личность, и рядом с ним такая же личность, чтобы в результате, когда выпускник окончит школу, он вышел в жизнь гражданином, который понимает, что первично и незыблемо – это права человека.

3. Практические методы формирования этнической толерантности

Для формирования этнической толерантности мы предлагаем учащимся выполнить следующие упражнения:

Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные, так и интолерантные поступки. Однако склонность вести себя так или иначе может стать устойчивой личностной чертой.

Цели: закрепить полученные знания школьников о чертах толерантной личности; дать подросткам возможность оценить степень своей толерантности.

Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, являются ядром толерантной личности ( с точки зрения данной группы).

Участники получают возможность:

1. Сравнить представление о толерантной личности каждого из членов группы с общегрупповым представлением.

2. Сравнить представление о себе с портретом толерантной личности, созданным группой.

Цель: дать участникам возможность выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считаться толерантной личностью.

Например, покупатель просит у продавца терпения. Продавец выясняет, сколько и зачем ему нужно и в каких случаях он хочет быть терпеливым. В качестве платы продавец просит что-то взамен, например, тот может расплатиться чувством юмора, которого у него в избытке.

Упражнение "Что такое "толерантность"

- дать возможность участникам сформулировать "научное понятие" толерантности;

- показать многоаспектность понятия "толерантность".

Материалы: определения толерантности, написанные на больших листах ватмана

Подготовка: написать определения толерантности на больших листах и прикрепить их перед началом занятия к доске или к стенам оборотной стороной к аудитории.

Процедура проведения. Ведущий делит участников на группы по 3-4 человека. Каждой группе предстоит выработать в результате "мозгового штурма" свое определение толерантности. Попросите участников включить в это определение то, что, по их мнению, является сущностью толерантности. Определение должно быть кратким и емким. После обсуждения представитель от каждой группы знакомит с выработанным определением всех участников. После окончания обсуждения в группах каждое определение выписывается на доске или на большом листе ватмана.

После того, как группы представят свои формулировки, ведущий поворачивает заранее заготовленные определения "лицом" к аудитории Участники имеют возможность ознакомиться с существующими определениями и высказать свое отношение к ним.

- Что отличает каждое определение?

- Есть ли что-то, что объединяет какие-то из предложенных определений?

- Какое определение наиболее удачно?

- Можно ли дать одно определение понятию "толерантность"?

В процессе обсуждения обратите внимание на следующие моменты:

- Понятие "толерантность" имеет множество сторон.

- Каждое из определений выявило какую-то грань толерантности.

- Мы сказали, что толерантность включает в себя признание права людей быть другим. А чем люди могут отличаться друг от друга? (ответы: языком, религией, традициями, возрастом, полом, интересами, мнениями, цветом кожи, внешним видом).

Подводя итог теоретическому состоянию проблемы формирования толерантности, следует отметить, что сегодня она выходит на первый план, занимает ведущее положение в градации проблем воспитания. В педагогике разрабатываются различные теоретические направления, ведутся научные дебаты о наиболее эффективных методах формирования толерантной педагогической среды, путях построения толерантных отношений среди участников образовательного процесса.

Выделяются два пути развития личности: толерантный и интолернатный. Интолернатный путь характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлении переносить ответственность на окружение, ощущением нависщей угрозы, потребностью в порядке, желанием сильной власти. Другой путь – путь человека свободного, хорошо знающего себя и поэтому признающего других. Хорошее отношение к себе сосуществует с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру.

Анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что этническая толерантность - это многогранный феномен, суть которого состоит в утверждении ценности человеческого достоинства, неприкосновенности каждой личности, независимо от ее происхождения, это некий фактор, укрепляющий мир. В этом и заключается одна из ценностных ориентации современного общества. И как мы полагаем, этническая толерантность как ценностная ориентация есть путь к достижению гуманного сосуществования представителей разных национальностей. Что делает этническую толерантность идеалом, ценностью, крайне важной, как для отдельной личности, так и общества в целом.

Таким образом, проблема формирования этической толерантности в образовательной среде является актуальной на данный момент. Только образовательная среда, как система влияний и условий, может способствовать формирования этнической толерантности подростков.

Список использованных источников

Гаврилова Е.В. Проблема толерантности и пути ее решения в школьном пространстве. // Социальная педагогика, 2010.

Гершунский Б. С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования // Педагогика. 2002.

Декларация принципов толерантности / Век толерантности: Научно-публицистический вестник. – М.: Изд-во МГУ, 2001г.

Мольденгауэр Н.В. Межэтническая толерантность учащихся многонациональной школы. - М., 2001. - 57 с.

Хотинец В.Ю. Этническая идентичность и толерантность. Екатеринбург, 2002.


-80%


В настоящее время одной из важнейших проблем воспитания является формирование личности нового человека, носителя гуманистических, толерантных идей в системе межэтнических отношений. Значительная роль в решении этой проблемы принадлежит школе как важнейшему институту социализации личности. Условия проживания большого числа этносов на ограниченной территории объективно приводят к росту межэтнической напряженности, и в связи с этим толерантность выступает в качестве формирующей основы культуры межнационального общения.

Проблема культуры межэтнического взаимодействия и толерантности особенно актуальна для полиэтнических регионов нашей страны. Это одна из наиболее сложных проблем из тех, с которыми когда-либо сталкивались педагоги. Формирование этнотолерантного сознания школьника является основой формирования межэтнической толерантности личности.

Межэтническая нетерпимость представляет собой симптом, указывающий на наличие опасной для жизни общества болезни – насилия. И хотя всестороннее, непрерывное воспитание в духе мира прав человека и демократии является самым эффективным средством, все же необходимы усилия по эффективному реагированию на появление самых ранних симптомов межэтнической интолерантности.

Толерантность – явление сложное и многогранное. Ее формирование происходит в процессе межличностных контактов, приобщения человека к ценностям других культур, взаимодействия с представителями иных этнических и социальных общностей. Однако современные педагоги являются сторонниками идеи целенаправленного воспитания толерантного сознания [1,с.127].

Толерантность является важнейшим условием нахождения компромиссов, преодоления конфликтов. Проблема межэтнической толерантности в настоящее время обрела международный смысл .

воспитание в духе открытости и понимания других народов, многообразия их культур и истории;

обучение пониманию необходимости отказа от насилия, использованию мирных средств разрешения разногласий и конфликтов;

Особенно велико влияние сложившейся этнической ситуации на процесс социализации подрастающего поколения, поскольку от того, какие установки на процесс общения личности с миром, окружающими людьми будут заложены в сознании молодежи, зависит будущее. Позиция этнической толерантности, терпимости и доверия – основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мирного сосуществования человечества.

Межэтнические отношения могут рассматриваться не только как взаимные отношения этнических групп друг к другу, но также и как система сформировавшихся между ними связей, обладающих конкретным психологическим содержанием и отражающаяся в статических и динамических особенностях этих отношений.

Исходя из определения межгрупповых отношений как отношений между группами, можно рассмотреть межгрупповое восприятие как взаимное восприятие групп, а не отдельных их членов, как групповое образование, обладающее характеристиками, отличающими его от восприятия межличностного.

Т.Г.Стефаненко выделяет такие характеристики межгруппового восприятия:

1) структурную: согласованность – высокую степень совпадения представлений членов какой-либо группы о ней самой или чужой группе; унифицированность – высокую степень переноса представлений о группе на ее отдельных членов; 2) динамическую – большую устойчивость (ригидность, консервативность) межгрупповых социально-перцептивных процессов по сравнению с процессами межличностными; 3) содержательную – тесную связь когнитивных и эмоциональных компонентов, большую оценочность, чем при восприятии межличностных отношений [7, с.294].

Условия проживания большого числа этносов на ограниченной территории приводит к росту межэтнической напряженности. В связи с этим социально-психологические взаимодействия этнических групп часто приобретают конфликтный характер. Сегодня этническая нетерпимость уже является реальной формой проявлений кризисных трансформаций многонационального общества. Зоны межэтнической напряженности, зараженные этнофобиями, порождающие потоки миграции, с полным основанием можно назвать зонами этнической нетерпимости.

Именно в школе личность активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Глобальная жизненная ориентация зависит от того, как личность будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире.

Позиция терпимости и доверия – это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мирного сосуществования человечества. Укоренение в школе духа толерантности, формирования отношения к ней как важнейшей ценности общества – значимый вклад школьного образования в развитие культуры мира на Земле.

Известно, что знание культур других этносов, национальностей развивает творческую личность, свободную от предрассудков и стереотипов мышления. Следовательно, одним из способов воспитания толерантности у школьников является ознакомление их с культурами разных народов [2,с.58].

Таким образом, педагогические задачи национально-культурного воспитания толерантности состоят в следующем: глубокое и всестороннее овладение культурой своего народа; формирование представления о многообразии культур в России и мире; создание условий для интеграции учащихся в культуры других народов; развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур; воспитание в духе мира; развитие этнотолерантности; воспитание уважения к истории и культуре других народов; создание поликультурной среды как основы для взаимодействия личности с элементами других культур; формирование способности учащегося к личностному культурному самоопределению.

Развитие межэтнической толерантности школьника в процессе изучения региональной культуры требует совершенствования занятий по изучению традиций, обычаев, правил, ритуалов, фольклора, искусства на основе рационального сочетания форм и методов, направленных на постижение национальных и общечеловеческих ценностей, основ мировой и отечественной культуры, раскрывающих целостную картину мира и обеспечивающих осмысление его ребенком. Поэтому возникает необходимость в разработке концепции формирования межэтнической толерантности у школьников на основе изучения этнической культуры, народов, проживающих на одной территории, как основного фактора их интенсивного развития и духовного самообогащения [5,с.26].

В педагогике накоплен значительный опыт фрагментарного использования: регионального материала на уроках в общеобразовательной школе (А.Р. Батыршина, Г.И. Веденева, Г.Н. Волков, Н.М. Головин, Л.Л. Дадон, А.Н. Матвеева, З.В. Чащина и др.), однако, в их исследованиях вопрос о специфике знакомства детей с явлениями этнической культуры с целью формирования у них межэтнической толерантности не актуализировался.

Несомненно, что все люди входят в какую-либо социальную группу, являясь творцами и потребителями культурных ценностей, но при этом они остаются представителями всего человечества, т.к. в любой культуре всегда присутствует общечеловеческое начало, раскрывающее сущностную природу человека, являющееся ее неотъемлемой частью со времени возникновения самого общества и самой культуры. Важность этих положений обуславливается тем, что именно культура может стать тем средством, с помощью которого люди находят взаимопонимание и увлеченность другой этнической, не менее интересной культурой, искусством, традициями, фольклором, что способствует формированию у них толерантности [3,с.33].

онтологический подход (Н.А. Кормина, А.Ж. Овчинникова, В.А. Разумный, Е.Г. Яковлев),

гносеологический (Э.В. Ильенков, А.С. Канарский, В.П. Копнин),

семантический (Г. Гадамер, Э. Гуссерль, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман, Г.Г. Шпет),

Формирование межэтнической толерантности у школьников с опорой на онтологический подход базируется на: совокупности теоретических положений, необходимости развития способностей к рефлексии внутреннего мира ребенка, умении принимать неординарные решения в процессе познания этнической культуры народов своего региона, эмоциональной отзывчивости на объекты и явления этнической культуры и желании активно выразить себя в диалоге субъектов и культур; закономерностях; от активности школьника как субъекта, включенного в многообразие контактов с объектами и явлениями этнической культуры, яркости открытий духовных ценностей народов, проживающих на территории региона, от наделения явлений культуры личностным смыслом зависит эффективность формирования этнотолерантного сознания у школьника; принципах гуманизации осознанного онтологического единства ребенка с миром, синтеза чувственного, рационального и рефлексивного, субъект-субъектного взаимодействия (диалога субъектов, диалога культур), индивидуального развития этнотолерантных качеств личности и творческой активности.

Педагогические условия, ведущими из которых являются: систематизация чувственных образов культуры родного края с опорой на интенциональность духовной жизни; раскрытие смысла и значения свойств объектов на основе выделения рационального; развитие рефлексии у школьника [8,с.32].

А также необходимо учитывать следующие условия, необходимые для эффективного развития межэтнической толерантности школьников: учет возрастных особенностей школьников при отборе произведений этнической культуры народов региона; учет специфики этнопсихологических особенностей элементов культуры родного края; воспитательные возможности субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений в диалоге культур; комплексное: воздействие культуры на этнотолерантное отношение к лицам, принадлежащим к разным этносам; использование тренингов, игровых форм и приемов обучения и воспитания, приучающих к толерантному отношению, общению между собой детей разных наций и народностей; обеспечение тесной связи с родителями, семьей, что дает возможность "раздвинуть" рамки урока, связать его с жизнью, дать возможность толерантности быть деятельной;

Учитель должен научить ребенка основным приемам урегулирование конфликтов: обсуждению, дискуссии и дебатам, критическому мышлению, разрешению конфликтов (конфликтная компетентность, владение различными способами разрешения конфликтов), примирению, решению проблем и задач на основе сотрудничества, овладению альтернативными способами конструктивного разрешения конфликтов, разновидности позитивного отношения к различиям между людьми [7,с.216].

Ведущая роль в преобразовании будущего общества отводится учителю. На него возлагаются большие надежды в формировании личности человека. Он должен как можно активнее вырабатывать у учащихся умение кооперироваться, учитывая разнообразие мира, в котором они живут. Необходимо учиться общаться и конструктивно работать с теми, кто совсем другой и не похож на отдельную личность, что чрезвычайно важно для умения жить в многоликом мире. Изучение этнической культуры народов региона, где живет ребенок, будет являться эффективным средством формирования межэтнической толерантности у школьников. Способность, принимать других и взаимодействовать с ними может быть и есть одно из качеств, определяющих выживание человека.

Бромлей, Ю.В. Национальные процессы в СССР: в поисках новых подходов. Текст. / Ю.В. Бромлей. – М.: Наука, – 1985. – 208 с.

Валитова, P.P. Толерантность: порок или добродетель? // Вестник Моск.ун-та. –Сер.7. Философия, – 1996, – № 1, – С.33-34.

Грушевицкая, Т.Г. Основы межкультурной коммуникации /Т.Г. Грушевицкая, В.Д. Попков, А.П. Садохин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА. – 2002. – 352с.

Пименова, В.Н. Знать и ценить культуру друг друга. Текст. / В.Н. Пименова, J1.H. Михеева // Педагогика, – 1990. – № 6. – с.25-27.

Рюлькер, Р. Поликультурное образование: реформа учебных программ Текст. / Р. Рюлькер // Перспективы: вопросы образования, – 1993.– № 1. – с. 64-80.

Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология: Учебник. Издание 4-е, испр. и доп. М.: Аспект Пресс – 2009 – 368 с.

Основные термины (генерируются автоматически): межэтническая толерантность, межэтническая напряженность, межгрупповое восприятие, мирное сосуществование человечества, ограниченная территория, осуществление выбора будущих поколений, условие проживания, число этносов, этническая культура, этническая нетерпимость.

Похожие статьи

Направления и механизмы воздействия межнациональных семей.

Влияние межнациональных семей на этническую толерантность в обществе, их готовность и возможность трансляции позитивного опыта, норм и стандартов этнической толерантности зависит от выбора семьей той или иной стратегии межэтнического взаимодействия.

Толерантность как основа межнационального согласия и мира.

В этих условиях среди мер немалое внимание отводится выработке этнической толерантности.

Ограниченная толерантность повседневности и связанный с ней.

Проблема межнациональных отношений и межэтнической толерантности в современной.

Воспитание толерантности средствами изучения фольклора.

Позиция толерантности и доверия — это основа для осуществления выбора будущего поколения в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов.

Формирование межэтнических отношений младших школьников.

Это необходимо для полноценного развития личности средствами национальных культур этносов, постоянно проживающих на территории Астрахани

Формирование этнотолерантного сознания школьника является основой формирования межэтнической толерантности личности.

Изучение межкультурной толерантности студентов в условиях.

Ключевые слова: толерантность, межкультурная толерантность, студенты, культура.

Ограниченная толерантность повседневности и связанный с ней.

Межэтническая толерантность (между представителями различных этнических групп, в т. ч. родов и племён).

Развитие культуры межнациональных отношений в младшем.

Воспитание культуры межнационального общения подрастающего поколения в условиях многонационального поликультурного общества приобретает

Конечной целью этнического воспитания является привитие индивиду навыков идентифицирования себя со своим этносом.

Психоэмоциональное взаимодействие межэтнических отношений

Межэтническое взаимодействие принято понимать, как разнообразные контакты между этносами.

Горизонтальные же отношения выступают в роли системы этнического сосуществования.

Особенности формирования и трансляции этнических.

Особенности формирования и трансляции этнических стереотипов в молодежной среде.

поэтому межэтнические отношения сводятся к межличностным и межгрупповым [1, с. 337].

Взаимосвязь принципов толерантности и гуманизма.

. в том числе и проблем человечества, человек и социальная группа не имеет права

требований языковой культуры, отказ от языкового пуризма, языковой нетерпимости.

для осуществления принципа гуманизма, поэтому принцип толерантности и кантовский.

Похожие статьи

Направления и механизмы воздействия межнациональных семей.

Влияние межнациональных семей на этническую толерантность в обществе, их готовность и возможность трансляции позитивного опыта, норм и стандартов этнической толерантности зависит от выбора семьей той или иной стратегии межэтнического взаимодействия.

Толерантность как основа межнационального согласия и мира.

В этих условиях среди мер немалое внимание отводится выработке этнической толерантности.

Ограниченная толерантность повседневности и связанный с ней.

Проблема межнациональных отношений и межэтнической толерантности в современной.

Воспитание толерантности средствами изучения фольклора.

Позиция толерантности и доверия — это основа для осуществления выбора будущего поколения в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов.

Формирование межэтнических отношений младших школьников.

Это необходимо для полноценного развития личности средствами национальных культур этносов, постоянно проживающих на территории Астрахани

Формирование этнотолерантного сознания школьника является основой формирования межэтнической толерантности личности.

Изучение межкультурной толерантности студентов в условиях.

Ключевые слова: толерантность, межкультурная толерантность, студенты, культура.

Ограниченная толерантность повседневности и связанный с ней.

Межэтническая толерантность (между представителями различных этнических групп, в т. ч. родов и племён).

Развитие культуры межнациональных отношений в младшем.

Воспитание культуры межнационального общения подрастающего поколения в условиях многонационального поликультурного общества приобретает

Конечной целью этнического воспитания является привитие индивиду навыков идентифицирования себя со своим этносом.

Психоэмоциональное взаимодействие межэтнических отношений

Межэтническое взаимодействие принято понимать, как разнообразные контакты между этносами.

Горизонтальные же отношения выступают в роли системы этнического сосуществования.

Особенности формирования и трансляции этнических.

Особенности формирования и трансляции этнических стереотипов в молодежной среде.

поэтому межэтнические отношения сводятся к межличностным и межгрупповым [1, с. 337].

Взаимосвязь принципов толерантности и гуманизма.

. в том числе и проблем человечества, человек и социальная группа не имеет права

требований языковой культуры, отказ от языкового пуризма, языковой нетерпимости.

для осуществления принципа гуманизма, поэтому принцип толерантности и кантовский.

Читайте также: