Тодоровский подмосковные вечера краткое содержание
Обновлено: 04.07.2024
Причин несколько - во-первых, по-настоящему великие произведения не стареют, поскольку в ней описано то, что может случиться в любое время, в любой стране. Ведь суть не в антураже, а в людях, взаимоотношениях между ними. Во-вторых, очень интересна фантазия сценаристов - как именно они перенесут действие, на чем акцентируют внимание, что возьмут в сценарий, а что оставят за кадром. И как это совпадет с моим видением ситуации.
Конечно же, начиная смотреть такой фильм, я прикидываю - а как бы я перенес. И потом либо удовлетворенно киваю - ага, а вот тут я бы такое же сделал, либо сокрушаюсь, что можно было эпизод сделать сильнее, либо недоумеваю над логикой сюжета, либо восхищаюсь изо всех сил.
Фильм Валерия Тодоровского "Подмосковные вечера" (1994) - вольная интерпретация повести Лескова "Леди Макбет Мценского уезда".
Ирина Дмитриевна (Алиса Фрейндлих), кадр из фильма "Подмосковные вечера" (1995)
Ирина Дмитриевна (Алиса Фрейндлих) - популярная писательница. У неё есть сын Митя (Александр Феклистов), у сына - жена Катя (Ингеборга Дапкунайте). Катя также является секретарем Ирины Дмитриевны - она занимается перепечаткой рукописей, выполняет иные секретарские поручения.
Судя по всему, Катя используется не в качестве наемной рабочей силы - то есть, вряд ли ей платят зарплату. Не, нуачё - живет на всём готовом у свекрови за пазухой, что ей еще надо? И отношение у писательницы к невестке соответствующее - пусть скажет спасибо, что поят-кормят. А за это Катерина должна терпеть деспотизм свекрови и никчёмность её сыночка.
Однажды летом Ирина Дмитриевна решает перебраться на дачу - вместе с секретаршей, естественно. Митя остается в городе, у него работа. Женщины переезжают, и в их жизнь входит молодой плотник Сергей (Владимир Машков), который занимается реставрацией мебели на даче.
Сергей (Владимир Машков), кадр из фильма "Подмосковные вечера" (1995)
Сергей соблазняет Катю, она откликается, и вот они уже любовники. Ничего удивительного - ведь плотник был единственным, кто вообще на нее внимание обратил, кто увидел в ней красивую женщину, а не удобный бессловесный функционал. Это настолько предсказуемо, что даже свекровь, обнаружив адюльтер, не проявляет гнева, но, ради приличия, заявляет, что Катерина должна немедленно уехать в город и прекратить этот роман.
А Катерина ничего прекращать не хочет, более того - она готова поговорить с мужем и развестись. Ирина Дмитриевна, разъярившись, "хлещет" непутёвую невестку жестокими словами (и не только словами), но и сама не выдерживает этого напора эмоций - сваливается с приступом.
Кадр из фильма "Подмосковные вечера" (1995)
До сего момента мои симпатии были на стороне молодой женщины. Она, затюканная и униженная, вырвалась на свободу - и хотела свободу сохранить. Она не интересовалась наследством, деньгами, положением, у нее совершенно нет меркантильного интереса, у нее есть только страсть - чувство, которого она никогда ранее не испытывала.
Дальнейшее также отличается от книги. Катерина не убивает свекровь - она просто бездействует, когда надо помочь, - причем, находится в этот момент в сильнейшем эмоциональном аффекте. Сначала кажется, что она даже не осознает своего бездействия - как ребенок, который не понимает происходящего, а просто мстит "злой тётеньке". Потом возникает ощущение, что Катерина как бы положилась на высшие силы - мол, это они должны решить: достойна ли Ирина Дмитриевна жить или нет.
Не является преднамеренным и убийство мужа. Так получилось.
Сергей (Владимир Машков) и Катя (Ингеборга Дапкунайте), кадр из фильма "Подмосковные вечера" (1995)
И вот тут-то понимаешь - какое инфернальное чудовище сидит внутри этой красивой женщины, стойко сносившей все унижения. Странно, что Сергей, будучи соучастником, этого не понял и своей беспечностью подставил под гибель еще одного человека.
Фильм "Подмосковные вечера", на мой взгляд, весьма необычен в принципе, чрезвычайно хорош стилистически и для размышлений о человеческой природе дает пищу ничуть не меньшую, что оригинальная повесть Лескова.
И да - бойтесь обижать влюбленных женщин, ибо всё может закончиться и вот так.
Вы хотите зарегистрироваться?
информация о фильме
Валерий Тодоровский
Алла Криницына , Франсуа Гериф , Сесиль Варгафтинг , Марина Шептунова , Станислав Говорухин
Сергей Козлов (II)
Леонид Десятников
Игорь Толстунов , Марк Рюскар
Ингеборга Дапкунайте , Владимир Машков , Алиса Фрейндлих , Александр Феклистов , Юрий Кузнецов , Наталья Щукина , Авангард Леонтьев
По мотивам произведения Н. С. Лескова "Леди Макбет Мценского уезда".
События фильма разворачиваются в наше время, в подмосковном дачном поселке.
Катя Измайлова - трогательная, застенчивая девушка - замужем за сыном известной писательницы. Будучи невесткой этой талантливой, сильной и влиятельной женщины, она по совместительству перепечатывает ее произведения, так как работает машинисткой. Жизнь Кати скучна, однообразна, и в ней нет места для добрых и светлых чувств. Любовь между Катериной и ее мужем уже давно прошла, отношения со свекровью - более чем натянутые.
И вдруг между тихой и, казалось бы, бесчувственной Катериной и местным плотником начинается роман. Чувства и страсть настолько захватывают их, что они совершенно перестают ощущать себя в реальном мире и отдавать себе отчет в происходящем.
последнее обновление информации: 30.01.18
Премия "Ника" (1994):
Лучший оператор (Сергей Козлов)
Лучшая актриса (Ингеборга Дапкунайте)
Лучшая актриса второго плана (Алиса Фрейндлих)
Номинация на премию "Ника" (1994):
Лучший фильм
Лучший режиссер (Валерий Тодоровский)
Лучшая музыка (Леонид Десятников)
Лучший актер (Владимир Машков)
критика
. Тридцатилетняя Катя мучается от чувства постоянной зависимости от своего пресного и невзрачного супруга и его матери - сочинительницы популярных детективных романов. Однажды в их загородном доме появляется красавец - плотник. Между ним и Катей завязывается роман, помехой которому становятся писательница и ее сын. Но, увы, даже после того, как Катя с любовником отправляют их в мир иной, счастье вовсе не спешит задушить их в своих объятьях.
Криминальная мелодрама Валерия Тодоровского "Подмосковные вечера" поставлена с холодноватым блеском элегантного профессионализма. Вольная фантазия на тему лесковской "Леди Макбет Мценского уезда" похожа на с математической точностью продуманные произведения Агаты Кристи, где судьбы главных героев не вызывают особого сочувствия и сопереживания, зато можно беспрепятственно любоваться филигранной отточенностью фабулы и игрой изощренного ума.
Предыдущий фильм Валерия Тодоровского "Любовь" был лиричен и эмоционален.
"Подмосковные вечера" - откровенно расчетливы и холодны. Можно принимать или не принимать такую резкую смену режиссерского регистра, но мне кажется, что, установив для себя определенные правила игры, Тодоровский-младший добился своей цели. Он отключил персонажей картины от сиюминутных реалий российской жизни и сосредоточился на истории преступной страсти. Его фильм полон разнообразных литературных и кинематографических намеков, включая финал, где обыгрываются мотивы знаменитых "Жюля и Джима" Франсуа Трюффо. Актеры отлично чувствуют предложенную им стилистику "шахматной партии", играя, на первый взгляд, вполне психологично, но по сути отстраненно и по-театральному условно.
Такой стиль, вероятно, непривычен для российских зрителей, склонных к традиционному кино, но на Западе давно уже не нов.
Я очень люблю экранизации по мотивам классических произведений, в которых действие перенесено в современность.
Причин несколько - во-первых, по-настоящему великие произведения не стареют, поскольку в них, в том числе, описано то, что может случиться в любое время, в любой стране. Ведь суть не в антураже, а в людях, взаимоотношениях между ними. Во-вторых, очень интересна фантазия сценаристов - как именно они перенесут действие, на чем акцентируют внимание, что возьмут в сценарий, а что оставят за кадром. И как это совпадет с моим видением ситуации.
Конечно же, начиная смотреть такой фильм, я прикидываю - а как бы я перенес. И потом либо удовлетворенно киваю - ага, а вот тут я бы такое же сделал, либо сокрушаюсь, что можно было эпизод сделать сильнее, либо недоумеваю над логикой сюжета, либо восхищаюсь изо всех сил.
Фильм Валерия Тодоровского "Подмосковные вечера" (1994) - вольная интерпретация повести Лескова "Леди Макбет Мценского уезда".
Ирина Дмитриевна (Алиса Фрейндлих) - популярная писательница. У неё есть сын Митя (Александр Феклистов), у сына - жена Катя (Ингеборга Дапкунайте). Катя также является секретарем Ирины Дмитриевны - она занимается перепечаткой рукописей, выполняет иные секретарские поручения.
Судя по всему, Катя используется не в качестве наемной рабочей силы - то есть, вряд ли ей платят зарплату. Не, нуачё - живет на всём готовом у свекрови за пазухой, что ей еще надо? И отношение у писательницы к невестке соответствующее - пусть скажет спасибо, что поят-кормят. А за это Катерина должна терпеть деспотизм свекрови и никчёмность её сыночка.
Однажды летом Ирина Дмитриевна решает перебраться на дачу - вместе с секретаршей, естественно. Митя остается в городе, у него работа. Женщины переезжают, и в их жизнь входит молодой плотник Сергей (Владимир Машков), который занимается реставрацией мебели на даче.
Сергей соблазняет Катю, она откликается, и вот они уже любовники. Ничего удивительного - ведь плотник был единственным, кто вообще на нее внимание обратил, кто увидел в ней красивую женщину, а не удобный бессловесный функционал. Это настолько предсказуемо, что даже свекровь, обнаружив адюльтер, не проявляет гнева, но, ради приличия, заявляет, что Катерина должна немедленно уехать в город и прекратить этот роман.
А Катерина ничего прекращать не хочет, более того - она готова поговорить с мужем и развестись. Ирина Дмитриевна, разъярившись, "хлещет" непутёвую невестку жестокими словами (и не только словами), но и сама не выдерживает этого напора эмоций - сваливается с приступом.
До сего момента мои симпатии были на стороне молодой женщины. Она, затюканная и униженная, вырвалась на свободу - и хотела свободу сохранить. Она не интересовалась наследством, деньгами, положением, у нее совершенно нет меркантильного интереса, у нее есть только страсть - чувство, которого она никогда ранее не испытывала.
Дальнейшее также отличается от книги. Катерина не убивает свекровь - она просто бездействует, когда надо помочь, - причем, находится в этот момент в сильнейшем эмоциональном аффекте. Сначала кажется, что она даже не осознает своего бездействия - как ребенок, который не понимает происходящего, а просто мстит "злой тётеньке". Потом возникает ощущение, что Катерина как бы положилась на высшие силы - мол, это они должны решить: достойна ли Ирина Дмитриевна жить или нет.
И вот тут-то понимаешь - какое инфернальное чудовище сидит внутри этой красивой женщины, стойко сносившей все унижения. Странно, что Сергей, будучи соучастником, этого не понял и своей беспечностью словно поощряет Катю.
Фильм "Подмосковные вечера", на мой взгляд, весьма необычен в принципе, чрезвычайно хорош стилистически и для размышлений о человеческой природе дает пищу ничуть не меньшую, что оригинальная повесть Лескова.
И да - бойтесь обижать влюбленных женщин, ибо всё может закончиться и вот так.
На даче Катя знакомится с приходящим работником Сергеем, реставрирующим в доме мебель. Между молодыми людьми развивается стремительный роман, о котором узнаёт свекровь. Утром на веранде происходит семейная ссора, больше показная, потому что наедине Ирина Дмитриевна, понимая мотивы страсти Кати к Сергею, готова простить ее и предлагает Кате немедленно уехать с дачи домой, так, чтобы Митя ни о чем не узнал.
Но когда на веранде появляется Сергей, Ирина Дмитриевна тут же произносит возмущенную тираду, обвиняя Катю в глупости, распущенности, обзывает дрянью и в конце концов бьет ее по щеке. Ссора заканчивается сердечным приступом у Ирины Дмитриевны. Увидев, что хозяйке дачи плохо с сердцем, Сергей просит Катю срочно принести лекарство. Та, однако, сознательно тянет время. Не дождавшись помощи, Ирина Дмитриевна умирает.
Утром Катя везёт Сергея с Соней к причалу. Внезапно она останавливается посреди дороги и просит молодого человека посмотреть, не спустило ли колесо. Сергей выходит из машины - и она тут же трогается, въезжает на мост и, выворачивая руль, отправляет автомобиль в реку.
кадры из фильма "Подмосковные вечера"
Ингеборга Дапкунайте - Екатерина Измайлова;
Владимир Машков - Сергей;
Алиса Фрейндлих - Ирина Дмитриевна;
Александр Феклистов - Митя;
Наталья Щукина - Соня;
Юрий Кузнецов - следователь Романов;
Авангард Леонтьев - редактор издательства
Режиссер: Валерий Тодоровский;
Сценаристы: Алла Криницына, Франсуа Гериф, Сесиль Варгафтинг, Марина Шептунова, Станислав Говорухин;
Оператор: Сергей Козлов;
Композитор: Леонид Десятников;
Художник: Александр Осипов;
Продюсеры: Игорь Толстунов, Марк Рюскар;
Страна: Россия, Франция;
Производство: Les Films Du Rivage (Франция)/ТТЛ;
Год: 1994;
Премьера: декабрь 1994
СЕАНС – 9
Александр Тимофеевский
Даниил Дондурей
Лев Карахан
Унаследованный от Лескова трагический сюжет требовал мощных психологических решений, но оказался неподъемным грузом для чисто визуальной среднеевропейской эстетики, с которой неплохо знаком оператор фильма.
Виктор Матизен
Мне показалось, что в этой переделке Лескова на современный лад фантазии сценаристов недостаточно. Если уж они взялись отступать от Лескова, то это можно было сделать двояко. Либо продолжать повествование в реальном плане, и дописывать сюжет с помощью современных психологических мотивировок. Этого они не сделали. Вся их история существенно безмотивна. Если же придавать этой истории некий метафизический или игровой план, то нужно действовать гораздо более изобретательно и не допускать того, чтобы метафизика вшивалась в сюжет белыми нитками.
Андрей Шемякин
Андрей Плахов
Сергей Добротворский
Читайте также: