Ткаченко опорные схемы для составления описательных рассказов в детском саду
Обновлено: 02.07.2024
2. Упражнять в дифференциации одежды по сезону (летняя, осенняя, зимняя, весенняя, по назначению (праздничная, рабочая, спортивная, по принадлежности (мужская, женская, детская).
3. Обогатить знания детей о свойствах материалов, из которых сшита одежда, закрепить названия тканей (ситец, шелк, шерсть, драп, вельвет, мех и др.).
4. Закрепить названия профессий людей, которые изготавливают одежду (модельер, художник по тканям, закройщик, швея).
1. Блок занятий по обучению рассказыванию о предметах с опорой на схему Т. А. Ткаченко.
2. Экскурсия в ателье или швейный цех.
Материалы к занятию:
1. Схема Т. А. Ткаченко для составления описательного рассказа об одежде;
2. Кукольная одежда различной принадлежности (мужская, женская) на демонстрационных вешалках;
Ход занятия:
Воспитатель : Ребята, послушайте вот такую считалочку:
(читает считалку)
На златом крыльце сидели
Вам знакома эта считалочка? Да, она очень давняя, и придумана, наверное, в те времена, когда были цари и короли, и сидели они вместе на златом крыльце, и вели беседу. Но слышите, рядом с ними сидят и сапожник, и портной.
Король, королевич и портной сидят рядом!
Еще бы! Портной – очень древняя и уважаемая профессия! Портные одевают нас и летом, и зимой, и осенью, и весной, шьют нам красивые платья, рубашки, сарафаны, пальто, куртки.
В любом деле без портного не обойтись. Врачу халат нужен? (нужен). Актеру – костюм? Клоуну – смешной наряд? Военному – форму? Маме – фартук, бабушке – халат? (нужен). Вот и получается, что портной - одна из самых нужных профессий на Земле.
А вы знаете, где сегодня работают портные? (Портные работают в ателье или на швейной фабрике)
Правильно, если портной работает в ателье, то входит в состав небольшой бригады, в которой у каждого свои обязанности, а если работает на швейной фабрике, то здесь уже большой коллектив швейников, и у каждого своя работа. Вы уже знаете названия профессий людей, которые изготавливают одежду, назовите мне.
Дети: Модельер – придумывает модели одежды, художник по тканям – придумывает и подбирает рисунок ткани, закройщик – разрезает ткань, кроит одежду, швея – соединяет детали одежды с помощью иглы и нитки или на швейной машине, гладильщица – отглаживает одежду при помощи утюга.
Воспитатель : Молодцы, знаете швейные профессии. Вот я вам предлагаю сегодня открыть ателье мод для кукол : мы с вами будем большой бригадой, и постараемся для наших куколок придумать и подобрать красивую одежду к Новому году.
А для начала мы должны знать, как нам подобрать одежду по сезону, т. е. по времени года. Здесь нам помогут наши модельеры.
Воспитатель : Хорошо вы разложили одежду по сезону, но надо и ткань подобрать правильно к каждой модели, ведь каждому понятно, что трусы нужно шить из ситца, а шубу из меха, а не наоборот! И здесь нам помогут художники по тканям.
Воспитатель : Очень хорошо. Ткань мы умеем выбирать, название предметов одежды мы знаем, но чтобы швея красиво и аккуратно сшила одежду, закройщик должен правильно снять мерки, т. е. измерить длину, ширину будущей одежды, длину рукава или брюк, а то получится как в стихотворении С. Михалкова.
Выходит ребенок, читает стихотворение:
Серый заяц под сосной
Объявил,что он портной.
И портному через час
Медвежонок сдал заказ.
-Будет ваш заказ готов
До январских холодов!
Заяц режет, заяц шьет,
А медведь в берлоге ждет.
Срок прошел. Пришел медведь,
А штаны нельзя надеть.
Воспитатель : А почему так произошло?
Дети: Заяц не снял мерки с медвежонка, и штаны оказались малы.
Воспитатель : А пока одежда наша сдана в пошивочный цех, у нас перерыв перед показом моделей и я предлагаю вам физкультминутку.
Дети становятся по группе врассыпную. Проводится физкультминутка
Мамам дружно помогаем:…. Ходьба на месте
Сами в тазике стираем…. Наклон, имитируем полоскание
И рубашки, и носочки…. Выпрямились, загибаем пальцы на руке
Для сыночка и для дочки …. Повороты вправо-влево
Через двор растянем ловко … Потягивания – руки в стороны
Для одежды три веревки… То же
Светит солнышко-ромашка, … Потягивания – руки вверх, пальцы
Скоро высохнут рубашки. ….Покачивание, руки наверху
Воспитатель : (выносит кукольную одежду на вешалках) : Вот уже и одежда наша пошита да отглажена. И куклы наши ждут обновок. Но нужно рассказать об одежде, как это делают на показах мод. И поможет нам в этом наша схема-помощница. Я напомню вам, о чем говорит каждое окошко, а вы пока выбирайте понравившийся вам кукольный наряд и придумывайте свой рассказ.
Итак, первое окошко – называете цвет одежды;
второе окошко – из какой ткани она сшита;
третье окошко - надо назвать детали одежды;
четвертое окошко - надо рассказать, для какого времени года предназначена эта одежда;
пятое окошко - вы расскажете для кого эта одежда : для мальчика или девочки;
шестое окошко – надо рассказать, как за этой одеждой ухаживать.
Показ моделей одежды начинается, кто уже выбрал наряд и откроет наш кукольный модный салон?
Проводится 3-4 описательных рассказа об одежде.
Рубашка, пиджак, тапочки, платье
Костюм, шуба, шарф, сапоги
Сарафан, юбка, брюки, шляпа
Свитер, куртка, туфли, шорты.
И напоследок загадки об инструментах портного (желательно отгадки-картинки) :
На пальце одном
Ведерко вверх дном. (наперсток)
Я – одноухая старуха.
Я прыгаю по полотну,
И нитку длинную из уха,
Как паутинку я тяну. (иголка с ниткою)
По одежде он плывет,
Как горячий пароход.
Стало все белье на диво
Очень гладким и красивым!
Для белья надежный друг
Электрический …. (утюг).
Два кольца, два конца,
А посредине гвоздик. (ножницы)
Спасибо, ребята. Наше занятие окончено.
Используемая литература :
Схема для составления дошкольниками описательных рассказов. В январе я познакомила вас с конспектом НОД "Составление описательного рассказа о домашних животных с использованием плана-схемы". И только.
Опорные схемы для составления описательных и сравнительных рассказов.
Вложение | Размер |
---|---|
tkachenko_t.a._shemy_dlya_sostavleniya_doshkolnikami_opisatelnyh_i_sravnitelnyh_rasskazov.docx | 805.76 КБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов.
Т.А,Ткаченко Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов.
Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов
Ткаченко T.A."Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов" (книга)
Относиться к серии пособий "Учим говорить правильно".
Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. Т.А. Ткаченко
Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. Т.А. Ткаченко.
Мнемотаблицы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов
В данной презентации представлена серия мнемотаблиц с примерными рассказами, подобранных по лексическим темам.
Ткаченко Т.А. Схемы составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов.
Ткаченко Т.А. Схемы составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов.
Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов (материал по развитию речи дошкольников)
Автор пособия Т.А. Ткаченко "Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов".
Дошкольное воспитание №10 за 1990 г. стр. 16 - 21
Краткое описание методики
Одной из основных задач детских образовательных учреждений является формирование у дошкольника связной речи, то есть умения чётко, логично, последовательно рассказывать о событиях и явлениях, легко объединяя отдельные предложения в единое смысловое и структурное целое. Среди всех видов связной речи особое место занимают описательные рассказы. Для таких рассказов характерно создание словесного образа объекта, находящегося в статичном (неподвижном) состоянии. Отсутствие динамики заметно усложняет для ребёнка планирование, и, следовательно, формулирование развёрнутого высказывания.
Многолетний опыт практической работы убеждает, что при стихийном речевом развитии ребёнок не в состоянии овладеть составлением описательных рассказов. Для подобной деятельности не достаточно самого благоприятного речевого окружения. Необходимо целенаправленное, научно обоснованное, системное обучение под руководством специалиста, а также использование особых наглядных средств.
![]() Схема описания и сравнения игрушек | ![]() Схема описания и сравнения посуды |
Характерно, что без зрительной опоры (при отсутствии схемы) обычный дошкольник (без речевых нарушений) не способен удержать в памяти плана рассказа – описания, состоящего более чем из 4х пунктов. Очевидно, что составление описательных и сравнительных рассказов в традиционном варианте (без схем) недоступно детям с ОНР.
Предлагаемые схемы позволяют ребёнку постоянно придерживаться графического плана рассказа, состоящего из 6 - 8 пунктов. Кроме того, схемы помогают дошкольнику: выделить определённые качества объекта, наглядно представить их количество и последовательность, соблюдать эту последовательность при изложении описательного рассказа и тем самым сделать его более полным, точным, связным, непрерывным.
Учитывая изложенное, описательные и сравнительные рассказы с использованием авторских схем могут применяться при коррекционном обучении детей с ОНР на пусковом этапе.
В наших схемах отражены наиболее характерные признаки объектов, относящихся к основным тематическим группам из Государственной программы дошкольного обучения: игрушки, одежда, посуда, продукты, овощи, фрукты, домашние животные, дикие звери, птицы, профессии людей, времена года.
![]() Схема описания и сравнения овощей, фруктов | ![]() Схема описания и сравнения птиц |
Каждый признак представлен в схемах особыми символическими изображениями, доступными детям дошкольного возраста. По мнению психологов, освоение различных знаков и символов помогает ребёнку не только анализировать, сравнивать, обобщённо воспринимать действительность, но и повышает умственный возраст ребёнка, способствуют переходу его мышления на более высокий уровень.
Схема описания и сравнения животных
В пособии представлен демонстрационный материал к книге "Учим говорить правильно" в виде схем, разработанных известным логопедом-практиком, для составления описательных и сравнительных рассказов дошкольниками. Составные части схем отражают основные свойства объектов (цвет, форма, величина, материал, действия ребенка с объектами и др.).
Использование данных схем способствует совершенствованию связной речи у дошкольников.
Иллюстрации к книге Т. Ткаченко: Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов
Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов, Ткаченко Т.А.
Фрагмент из книги:
Схема описания и сравнения игрушек.
1. Цвет
2. Форма
3. Величина
4. Материал
5. Части игрушки
6. Действия с игрушкой.
Схема описания и сравнения животных.
1. Внешний вид (части тела)
2. Место где живет
3. Чем питается
4. Как зовут детеныша
5. Какую пользу приносит человеку
6. В каких сказках или мультфильмах встречается данное животное.
Читайте также: