Ткаченко опорные схемы для составления описательных рассказов в детском саду

Обновлено: 02.07.2024

2. Упражнять в дифференциации одежды по сезону (летняя, осенняя, зимняя, весенняя, по назначению (праздничная, рабочая, спортивная, по принадлежности (мужская, женская, детская).

3. Обогатить знания детей о свойствах материалов, из которых сшита одежда, закрепить названия тканей (ситец, шелк, шерсть, драп, вельвет, мех и др.).

4. Закрепить названия профессий людей, которые изготавливают одежду (модельер, художник по тканям, закройщик, швея).

1. Блок занятий по обучению рассказыванию о предметах с опорой на схему Т. А. Ткаченко.

2. Экскурсия в ателье или швейный цех.

Материалы к занятию:

1. Схема Т. А. Ткаченко для составления описательного рассказа об одежде;

2. Кукольная одежда различной принадлежности (мужская, женская) на демонстрационных вешалках;

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята, послушайте вот такую считалочку:

(читает считалку)

На златом крыльце сидели

Вам знакома эта считалочка? Да, она очень давняя, и придумана, наверное, в те времена, когда были цари и короли, и сидели они вместе на златом крыльце, и вели беседу. Но слышите, рядом с ними сидят и сапожник, и портной.

Король, королевич и портной сидят рядом!

Еще бы! Портной – очень древняя и уважаемая профессия! Портные одевают нас и летом, и зимой, и осенью, и весной, шьют нам красивые платья, рубашки, сарафаны, пальто, куртки.

В любом деле без портного не обойтись. Врачу халат нужен? (нужен). Актеру – костюм? Клоуну – смешной наряд? Военному – форму? Маме – фартук, бабушке – халат? (нужен). Вот и получается, что портной - одна из самых нужных профессий на Земле.

А вы знаете, где сегодня работают портные? (Портные работают в ателье или на швейной фабрике)

Правильно, если портной работает в ателье, то входит в состав небольшой бригады, в которой у каждого свои обязанности, а если работает на швейной фабрике, то здесь уже большой коллектив швейников, и у каждого своя работа. Вы уже знаете названия профессий людей, которые изготавливают одежду, назовите мне.

Дети: Модельер – придумывает модели одежды, художник по тканям – придумывает и подбирает рисунок ткани, закройщик – разрезает ткань, кроит одежду, швея – соединяет детали одежды с помощью иглы и нитки или на швейной машине, гладильщица – отглаживает одежду при помощи утюга.

Воспитатель : Молодцы, знаете швейные профессии. Вот я вам предлагаю сегодня открыть ателье мод для кукол : мы с вами будем большой бригадой, и постараемся для наших куколок придумать и подобрать красивую одежду к Новому году.

А для начала мы должны знать, как нам подобрать одежду по сезону, т. е. по времени года. Здесь нам помогут наши модельеры.

Воспитатель : Хорошо вы разложили одежду по сезону, но надо и ткань подобрать правильно к каждой модели, ведь каждому понятно, что трусы нужно шить из ситца, а шубу из меха, а не наоборот! И здесь нам помогут художники по тканям.

Воспитатель : Очень хорошо. Ткань мы умеем выбирать, название предметов одежды мы знаем, но чтобы швея красиво и аккуратно сшила одежду, закройщик должен правильно снять мерки, т. е. измерить длину, ширину будущей одежды, длину рукава или брюк, а то получится как в стихотворении С. Михалкова.

Выходит ребенок, читает стихотворение:

Серый заяц под сосной

Объявил,что он портной.

И портному через час

Медвежонок сдал заказ.

-Будет ваш заказ готов

До январских холодов!

Заяц режет, заяц шьет,

А медведь в берлоге ждет.

Срок прошел. Пришел медведь,

А штаны нельзя надеть.

Воспитатель : А почему так произошло?

Дети: Заяц не снял мерки с медвежонка, и штаны оказались малы.

Воспитатель : А пока одежда наша сдана в пошивочный цех, у нас перерыв перед показом моделей и я предлагаю вам физкультминутку.

Дети становятся по группе врассыпную. Проводится физкультминутка

Мамам дружно помогаем:…. Ходьба на месте

Сами в тазике стираем…. Наклон, имитируем полоскание

И рубашки, и носочки…. Выпрямились, загибаем пальцы на руке

Для сыночка и для дочки …. Повороты вправо-влево

Через двор растянем ловко … Потягивания – руки в стороны

Для одежды три веревки… То же

Светит солнышко-ромашка, … Потягивания – руки вверх, пальцы

Скоро высохнут рубашки. ….Покачивание, руки наверху

Воспитатель : (выносит кукольную одежду на вешалках) : Вот уже и одежда наша пошита да отглажена. И куклы наши ждут обновок. Но нужно рассказать об одежде, как это делают на показах мод. И поможет нам в этом наша схема-помощница. Я напомню вам, о чем говорит каждое окошко, а вы пока выбирайте понравившийся вам кукольный наряд и придумывайте свой рассказ.

Итак, первое окошко – называете цвет одежды;

второе окошко – из какой ткани она сшита;

третье окошко - надо назвать детали одежды;

четвертое окошко - надо рассказать, для какого времени года предназначена эта одежда;

пятое окошко - вы расскажете для кого эта одежда : для мальчика или девочки;

шестое окошко – надо рассказать, как за этой одеждой ухаживать.

Показ моделей одежды начинается, кто уже выбрал наряд и откроет наш кукольный модный салон?

Проводится 3-4 описательных рассказа об одежде.

Рубашка, пиджак, тапочки, платье

Костюм, шуба, шарф, сапоги

Сарафан, юбка, брюки, шляпа

Свитер, куртка, туфли, шорты.

И напоследок загадки об инструментах портного (желательно отгадки-картинки) :

На пальце одном

Ведерко вверх дном. (наперсток)

Я – одноухая старуха.

Я прыгаю по полотну,

И нитку длинную из уха,

Как паутинку я тяну. (иголка с ниткою)

По одежде он плывет,

Как горячий пароход.

Стало все белье на диво

Очень гладким и красивым!

Для белья надежный друг

Электрический …. (утюг).

Два кольца, два конца,

А посредине гвоздик. (ножницы)

Спасибо, ребята. Наше занятие окончено.

Используемая литература :

Схема для составления дошкольниками описательных рассказов.

Схема для составления дошкольниками описательных рассказов. В январе я познакомила вас с конспектом НОД "Составление описательного рассказа о домашних животных с использованием плана-схемы". И только.

Опорные схемы для составления описательных и сравнительных рассказов.

ВложениеРазмер
tkachenko_t.a._shemy_dlya_sostavleniya_doshkolnikami_opisatelnyh_i_sravnitelnyh_rasskazov.docx 805.76 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов.

Т.А,Ткаченко Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов.

Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов


Ткаченко T.A."Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов" (книга)

Относиться к серии пособий "Учим говорить правильно".


Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. Т.А. Ткаченко

Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. Т.А. Ткаченко.

Мнемотаблицы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов

В данной презентации представлена серия мнемотаблиц с примерными рассказами, подобранных по лексическим темам.


Ткаченко Т.А. Схемы составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов.

Ткаченко Т.А. Схемы составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов.

Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов (материал по развитию речи дошкольников)

Автор пособия Т.А. Ткаченко "Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов".

Дошкольное воспитание №10 за 1990 г. стр. 16 - 21

Краткое описание методики

Одной из основных задач детских образовательных учреждений является формирование у дошкольника связной речи, то есть умения чётко, логично, последовательно рассказывать о событиях и явлениях, легко объединяя отдельные предложения в единое смысловое и структурное целое. Среди всех видов связной речи особое место занимают описательные рассказы. Для таких рассказов характерно создание словесного образа объекта, находящегося в статичном (неподвижном) состоянии. Отсутствие динамики заметно усложняет для ребёнка планирование, и, следовательно, формулирование развёрнутого высказывания.

Многолетний опыт практической работы убеждает, что при стихийном речевом развитии ребёнок не в состоянии овладеть составлением описательных рассказов. Для подобной деятельности не достаточно самого благоприятного речевого окружения. Необходимо целенаправленное, научно обоснованное, системное обучение под руководством специалиста, а также использование особых наглядных средств.



Схема описания и сравнения игрушек


Схема описания и сравнения посуды

Характерно, что без зрительной опоры (при отсутствии схемы) обычный дошкольник (без речевых нарушений) не способен удержать в памяти плана рассказа – описания, состоящего более чем из 4х пунктов. Очевидно, что составление описательных и сравнительных рассказов в традиционном варианте (без схем) недоступно детям с ОНР.

Предлагаемые схемы позволяют ребёнку постоянно придерживаться графического плана рассказа, состоящего из 6 - 8 пунктов. Кроме того, схемы помогают дошкольнику: выделить определённые качества объекта, наглядно представить их количество и последовательность, соблюдать эту последовательность при изложении описательного рассказа и тем самым сделать его более полным, точным, связным, непрерывным.

Учитывая изложенное, описательные и сравнительные рассказы с использованием авторских схем могут применяться при коррекционном обучении детей с ОНР на пусковом этапе.

В наших схемах отражены наиболее характерные признаки объектов, относящихся к основным тематическим группам из Государственной программы дошкольного обучения: игрушки, одежда, посуда, продукты, овощи, фрукты, домашние животные, дикие звери, птицы, профессии людей, времена года.



Схема описания и сравнения овощей, фруктов


Схема описания и сравнения птиц

Каждый признак представлен в схемах особыми символическими изображениями, доступными детям дошкольного возраста. По мнению психологов, освоение различных знаков и символов помогает ребёнку не только анализировать, сравнивать, обобщённо воспринимать действительность, но и повышает умственный возраст ребёнка, способствуют переходу его мышления на более высокий уровень.



Схема описания и сравнения животных

В пособии представлен демонстрационный материал к книге "Учим говорить правильно" в виде схем, разработанных известным логопедом-практиком, для составления описательных и сравнительных рассказов дошкольниками. Составные части схем отражают основные свойства объектов (цвет, форма, величина, материал, действия ребенка с объектами и др.).

Использование данных схем способствует совершенствованию связной речи у дошкольников.

Иллюстрации к книге Т. Ткаченко: Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов

Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов, Ткаченко Т.А.

Фрагмент из книги:
Схема описания и сравнения игрушек.
1. Цвет
2. Форма
3. Величина
4. Материал
5. Части игрушки
6. Действия с игрушкой.

Схема описания и сравнения животных.
1. Внешний вид (части тела)
2. Место где живет
3. Чем питается
4. Как зовут детеныша
5. Какую пользу приносит человеку
6. В каких сказках или мультфильмах встречается данное животное.

Читайте также: