Типы преподавания языка в высшей школе

Обновлено: 07.07.2024


Потребности нашего государства в высококвалифицированных специалистах, способных к установлению деловых контактов и делового сотрудничества с иностранными партнерами, специалистах, владеющих иностранным языком на профессиональном уровне, находят отражение в рабочих учебных программах вузов страны.

Иностранный язык сегодня является не просто частью культуры определенной нации, но это и залог успеха, будущей удачной карьеры студентов. Достижение высокого уровня владения иностранным языком невозможно без фундаментальной языковой подготовки в высшей школе. В большинстве вузов страны студенты овладевают крайней мере два иностранных языка.

Сегодня происходит реформирование учебного процесса в вузах Узбекистане в соответствии с общеевропейскими требованиями к качеству образования: информатизация образовательного пространства, интеграционные процессы в современной отечественной образовании, налаживания вузами сотрудничества с европейским учебными заведениями в сфере учебной и научной деятельности, студенческие международные обмены, возможность получения второго высшего образования и обучение по магистерским программам за рубежом.

В условиях реформирования высшей школы должны меняться также и образовательные технологии преподавания иностранных языков. Само языковое образование тоже постепенно модернизируется путем внедрения модульно-рейтинговой системы обучения иностранным языкам, междисциплинарная интеграция, демократизация и экономизация образования вызывает к жизни инноваций составляющие преподавания иностранных языков.

Все это ставит к преподаванию и преподавателя иностранного языка в вузах новые требования.

Итак, по моему мнению, в современном вузе не должно быть места для таких процессов, как зазубривание, бездумное заучивание текстов на иностранном языке, не имеющие практической ценности для будущей жизнедеятельности студентов. Студенты должны быть подготовлены на основе качественного современного аутентичного учебного материала к сознательному использованию иностранного языка в дальнейшей жизни и работе. Ведь хорошее знание иностранных языков сейчас и будет продолжать оставаться в дальнейшем одним из ведущих требований работодателей.

В этом плане именно на вузы возлагается ответственность в качественном обеспечении студентов комплексом языковых знаний, умений, навыков, это требует, прежде всего, от учебного заведения систематически создавать условия для повышения квалификации своих педагогических работников, обеспечить заведение надлежащей материально-технической базой.

На данном этапе развития методической науки основными методами обучения иностранным языкам является коммуникативный и конструктивистский методы.

Учебная цель: овладение коммуникативной компетенцией.

Учебное содержание: тексты должны показывать конфликты, которые побуждают студента к высказыванию собственного мнения. Управление обучением осуществляется не через грамматику, а направляется коммуникативными интенциями (намерениями). Студент оказывается в центре обучения.

Языковая плоскость: доминирование языковой выработки над языковой правильностью, корректностью, ошибки допускаются. Язык становится средством коммуникации.

Преимущества метода: студенты совершенствуют навыки устной речи, преодолевается страх перед ошибками.

Недостатки метода: не предоставляется должного внимания качеству языка, коммуникативная компетенция довольно быстро достигает своих пределов.

Конструктивистский метод.

Учебная цель: в основе метода находится собственно активное обучение студентов. Задача преподавателя не научить, а способствовать учебному процессу. Урок выступает ориентированным на действие. Учебное содержание: близость к действительности студентов, студентов побуждают самостоятельно конструировать свои знания (например, в рамках проектной деятельности).

Языковая плоскость: как можно шире.

Упражнения: продуцирование языка находится в центре обучения. Преимущества метода: подготовка студентов к реальной жизни, реальным жизненным ситуациям.

Недостатки метода: на современном этапе еще не проявились достаточно четко.

Примером конструктивистского метода может служить проектное обучение.

В методике различают традиционные и альтернативные методы обучения. Под понятием альтернативные методы группируется целый ряд различных подходов, приемов, способов передачи языка. Существуют такие альтернативные методы, как метод полной физической реакции (Total Physical Response), суггестивный метод, драматико-педагогический метод, молчаливый метод, групповой метод.

Методсценария (story line method).

Проектное обучение.

Организация урока как работы над проектом.

Признаки проектного метода:

− Ориентация на действие

− Работа в команде

− Ситуативная направленность, соотнесенность с реальной жизнью

− Интердисциплинарность (межпредметные проекты)

− Целостность — проект рассматривается как целое

− Ориентированность на продукт, результат.

Традиционно выделяют следующие основные фазы проекта:

  1. Инициирование — изобретение идеи для проекта
  2. Начало проекта
  3. Проведение проекта
  4. Презентация результатов проекта
  5. Оценка (рефлексия) проекта

Метод обучения по станциям.

Учебная техника, при которой студенты выполняют работу над учебным материалом, который упорядоченный в виде станций (студенты получают рабочие планы с обязательными и выборочными задачами). При обучении по станциям у учащихся есть возможность выбора по распределению времени, последовательности выполнения задач и социальной формы, используемый (индивидуальная работа, парная работа, групповая работа).

Таким образом, студенты при использовании данного метода учатся планировать свое время, учатся самооценке, анализа собственного учебного успеха, планированию и проведению этапов работы. Работа по станциям позволяет осуществлять дифференциацию по способностям, интересам студентов, по степени сложности задачи.

Метод симуляций.

Особенно в обучении иностранному языку студентов экономических специальностей вузов можно с успехом применять метод симуляций. В кибернетике данный термин используется для моделирования и имитации реальности.

Симуляция предоставляет возможность студентам попробовать себя в определенной роли — руководителя, президента компании, дает возможность исследовать систему работы данного предприятия. Перед участниками игры ставят определенные задачи — достичь прироста прибыли фирмы, заключить договор, выгодно продать акции компании и тому подобное.

Симуляции характеризуются высокой степенью заинтересованности участников, вполне погружаются игру, воплощаются в свою роль, болеют за результат работы, поскольку от командного духа, скорости принятия решений зависит общий результат игры.

Благодаря симуляции формируется навык стратегического планирования студентов, развивается умение работать в команде, проводить переговоры, убеждать делового партнера. Симуляции упорядочивают знания учащихся, готовят их к необходимости принятия в будущей деятельности быстрых и мотивированных бизнес-решений.

Метод ролевой игры.

Ролевая игра является активным методом обучения, средством развития коммуникативных способностей студента. Ролевая игра связана с интересами студентов, является средством эмоциональной заинтересованности, мотивации учебной деятельности. Ролевая игра выступает активным способом обучения практическому владению иностранным языком. Ролевая игра помогает преодолеть языковые барьеры студентов, значительно повышает объем их речевой практики. Это обучение в действии.

Из всего выше сказанного, следует сделать вывод, что для преподавателя сегодня важно постоянно совершенствовать свои знания о методах обучения иностранным языкам, внедрять в свою преподавательскую практику новейшие образовательные концепции, идти в ногу со временем.

  1. Волкова Н. П. Педагогика: Учеб. пособие. — М.: Академвидав, 2007. — 616 с.
  2. Кузьминский А. И., Омельяненко В. Л. Педагогика: Учебник. — М.: Знание-Пресс, 2008. — 447 с.
  3. Методика обучения иностранным языкам в средних учебных заведениях: Учебник / кол. авторов под руководящим. С. Ю. Николаевой. — М.: Ленвит, 1999. — 320 с.

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, ролевая игра, метод обучения, студент, высшая школа, интерес студентов, конструктивистский метод, метод симуляций, обучение, язык.

Похожие статьи

Использование методов проблемного обучения иностранному.

иностранный язык, ролевая игра, метод обучения, студент, высшая школа, обучение, метод симуляций, конструктивистский метод, интерес студентов, язык. Проблемное обучение на уроках английского языка в начальной.

иностранный язык, ролевая игра, метод обучения, студент.

Современные методы и технологии преподавания иностранных. иностранный язык, ролевая игра, метод обучения, студент, высшая школа, обучение, метод симуляций, конструктивистский метод, интерес студентов, язык.

Инновационные методики обучения иностранным языкам

иностранный язык, ролевая игра, метод обучения, студент, высшая школа, обучение, метод симуляций, конструктивистский метод, интерес студентов, язык. Метод проектов как эффективный метод преподавания.

Применение активных и интерактивных методов обучения на.

Ключевые слова: активные методы, интерактивные методы, познавательная активность, научно-практическая студенческая конференция, дискуссионный клуб, ролевая игра, интенсификация учебного процесса, мотивация, иностранный язык.

Ролевая игра как метод обучения иностранному языку.

Характер и содержание игры социальны по своей природе и детерминированы конкретными культурными и социально-экономическими условиями жизни ребенка. Ролевая игра, как метод обучения иностранному языку.

Ролевые игры в обучении иностранному языку в школе

Ролевая игра как метод обучения иностранному языку в высшей.

Игра как один их эффективных приемов обучения иностранному. У студента формируется умение ответить на вопрос партнера и развить свою мысль.

Обучение в сотрудничестве как метод активного обучения.

иностранный язык, группа, студент, метод обучения, активное обучение, сотрудничество, работа, обучение, учащийся, групповая работа.

Проблемы обучения языку специальности студентов.

Повышение эффективности обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей представляет собой одну из актуальных задач современной методической науки.

Подходы и методы преподавания английского языка: устный.

язык, устный подход, ситуативное обучение, английский язык, аудиоречевой метод, навык, иностранный язык, преподавание языка, обучение, аудиоречевой подход.

Похожие статьи

Использование методов проблемного обучения иностранному.

иностранный язык, ролевая игра, метод обучения, студент, высшая школа, обучение, метод симуляций, конструктивистский метод, интерес студентов, язык. Проблемное обучение на уроках английского языка в начальной.

иностранный язык, ролевая игра, метод обучения, студент.

Современные методы и технологии преподавания иностранных. иностранный язык, ролевая игра, метод обучения, студент, высшая школа, обучение, метод симуляций, конструктивистский метод, интерес студентов, язык.

Инновационные методики обучения иностранным языкам

иностранный язык, ролевая игра, метод обучения, студент, высшая школа, обучение, метод симуляций, конструктивистский метод, интерес студентов, язык. Метод проектов как эффективный метод преподавания.

Применение активных и интерактивных методов обучения на.

Ключевые слова: активные методы, интерактивные методы, познавательная активность, научно-практическая студенческая конференция, дискуссионный клуб, ролевая игра, интенсификация учебного процесса, мотивация, иностранный язык.

Ролевая игра как метод обучения иностранному языку.

Характер и содержание игры социальны по своей природе и детерминированы конкретными культурными и социально-экономическими условиями жизни ребенка. Ролевая игра, как метод обучения иностранному языку.

Ролевые игры в обучении иностранному языку в школе

Ролевая игра как метод обучения иностранному языку в высшей.

Игра как один их эффективных приемов обучения иностранному. У студента формируется умение ответить на вопрос партнера и развить свою мысль.

Обучение в сотрудничестве как метод активного обучения.

иностранный язык, группа, студент, метод обучения, активное обучение, сотрудничество, работа, обучение, учащийся, групповая работа.

Проблемы обучения языку специальности студентов.

Повышение эффективности обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей представляет собой одну из актуальных задач современной методической науки.

Подходы и методы преподавания английского языка: устный.

язык, устный подход, ситуативное обучение, английский язык, аудиоречевой метод, навык, иностранный язык, преподавание языка, обучение, аудиоречевой подход.

Читайте также: