Типы портфолио в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования представляет собой один из инструментов реализации Требований стандартов к результатам освоения осно вной образовательной программы начального общего образования и выступает как неотъемлемая часть обеспечения качества образования.

Планируемые результаты освоения программы начального образования по отдельным учебным предметам представляют собой систему личностно-ориентированных целей образования , показателей их достижения и моделей инструментария. Они представлены в традиционной структуре школьных предметов (математики, русского языка, чтения, окружающего мира) и ориентируют учителя как в ожидаемых учебных достижениях выпускников начальной школы и объеме изучаемого учебного материала по отдельным разделам курсов, так и в способах и особенностях организации образовательного процесса в начальной школе.

Виды портфолио

Портфолио можно рассматривать и как технологию, и как продукт.

Портфолио как технология основано оценивании результатов образовательной деятельности.

Портфолио как продукт может рассматриваться в качестве:

- портфолио документов ,т.е.документированные индивидуальные образовательные достижения.

- портфолио работ -это собрание различных творческих и проектных работ обучающихся: участие в конкурсах, олимпиадах, спортивные и художественные достижения.

- портфолио отзывов включает в себя характеристики отношения личности к различным видам деятельности, представленные педагогами, родителями, а также письменный самоанализ самого ученика.

- портфолио- отчет по процессу обучения заключается в описании того, что обучающийся узнал, чему научился, т.е. его взаимодействие на интеллектуальном, эмоциональном и социальном уровнях.

Итак, портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимися в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.

· является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;

· реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий;

· позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;

· предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.

Преимущества рабочего Портфолио как метода оценивания достижений учащихся:

. сфокусирован на контроле универсальных учебных действий;

· содержание заданий Портфолио выстроено на основе УМК, реализующего новые образовательные стандарты начальной школы;

· разделы Портфолио (Портрет, Рабочие материалы, Коллектор, Достижения) являются общепринятой моделью в мировой педагогической практике;

· учитывает особенности развития критического мышления учащихся путем использования трех стадий: вызов (проблемная ситуация) – осмысление – рефлексия;

· позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное присвоение информации и размышлять о том, что они узнали.

Структура портфолио .

Каков бы ни был вид портфолио, он представляет собой набор материалов, структурированных определенным образом. Крупные блоки материалов называются разделами, внутри них выделяются рубрики. Количество разделов и рубрик, а также их тематика могут быть различными и определяются в каждом конкретном случае.

В данный раздел включены и индивидуальные особенности обучающегося. Сведения вносятся классным руководителем в соответствии с данными личных дел, документов, классных журналов и другими сведениями, полученными от родителей (законных представителей) и специалистов, работающих в образовательном учреждении.

В данный раздел включаются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по предметам. Примерами могут быть работы:

по русскому и иностранному языкам, литературному чтению-диктанты, изложения, сочинения, иллюстрированные авторские работы детей;

по окружающему миру - дневники наблюдений, результаты мини-исследований, творческие работы, материалы самоанализа и рефлексии;

В данный раздел можно включить и социальную практику обучающихся. Включает в себя данные обо всех видах социальной практики, в которой активно принимают участие обучающиеся. Например, кружки, секции, социальные проекты, оказание помощи нуждающимся. Участие конкретного ученика в каком-либо виде социальной деятельности подтверждается родителями, классным руководителем, работниками системы дополнительного образования, представителями общественности в различной форме.

Внутри этих разделов могут выделяться рубрики, помогающие систематизировать материал и формирующие структуру раздела. Рубрики могут быть обязательными и необязательными.

Структура портфолио не является жесткой и определенной раз и навсегда. Она может меняться по мере освоения учащимися способа организации портфолио.

Один из возможных алгоритмов запуска портфолио может быть представлен следующим образом:

мотивация : каждому учащемуся должно быть понятно, зачем ему нужно работать с портфолио,

определение вида портфолио : вид портфолио может быть задан педагогом или выбран учащимся,

определение сроков сдачи и времени работы над портфолио : на уроках в классе, во время проектной, исследовательской или творческой работы,

определение общей структуры портфолио,

определение критериев оценивания : обсуждаются и определяются совместно с учащимися (при этом возможно выделение обязательных критериев),

определение способов оценивания : целесообразно еще до начала работы над портфолио обсудить с учащимися, каким образом будет оцениваться портфолио, все ли материалы, рубрики, разделы будут оцениваться, что именно будет являться объектом оценки.

Следует отметить, что материалы портфолио должны допускать проведение независимой внешней оценки, т.е. перепроверки результатов иными лицами. Педагог должен иметь возможность по первому требованию предъявить эти результаты любому заинтересованному лицу, обладающему соответствующими полномочиями запрашивать данную информацию, равно как и иметь возможность обосновать правомерность и правильность выставленной итоговой оценки.

ЭТАПЫ И УРОВНИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

системы оценки образовательных результатов, требуемых ФГОС

1. НАЧАЛЬНЫЙ уровень использования системы оценки.

На этом этапе вводятся только два правила, которые составляют основу оценивания и, без опоры на которые невозможно реализовать все прочие правила и элементы системы оценки.

1-е правило (Различие оценки и отметки) . Учитель и ученики привыкают различать словесную оценку любых действий и отметку − знак за решение учебной задачи (предметной или метапредметной).

В первом классе вместо балльных отметок допустимо использовать только положительную и не различаемую по уровням фиксацию:

В первом классе алгоритм состоит из четырёх вопросов:

1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)

2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)

3. Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки.)

4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)

2. СТАНДАРТНЫЙ уровень использования системы оценки.

На этом этапе учитель начинает использовать те части правил оценивания, без которых невозможно реализовать требования ФГОС по комплексной оценке предметных, метапредметных и личностных результатах каждого ученика.

3-е правило (Одна задача – одна оценка)  используется полностью. Учитель и ученики привыкают оценивать каждую решённую задачу в отдельности. Если требуется определить одну отметку за контрольную или за урок, это делается на основе отдельных отметок за решённые задачи (например, среднее арифметическое).

 в 2  4 классах отметки ставятся по той шкале, которая принята в данном образовательном учреждении (например, традиционная 5-балльная). Эти данные используются для отслеживания того, как конкретные ученики справляются с программными требованиями (насколько они успешны).

6-е правило (Уровни успешности)  используется частично. Учитель фиксирует уровни успешности только при оценивании заданий предметных проверочных и контрольных работа, а также метапредметных диагностических, руководствуясь готовой шкалой в печатных изданиях (в тетрадях для проверочных и контрольных работ). Для текущего оценивания учитель руководствуется привычными ему правилами контроля и оценивания.

Если учитель не находит сил и времени для использования других правил (частей правил) оценивания, то он может остановиться на достигнутом. Таким образом, ведение новой системы оценивания не потребует от учителя БОЛЬШИХ дополнительных временных затрат.

3. МАКСИМАЛЬНЫЙ уровень использования системы оценки.

На этом этапе учитель может при желании вводить полный набор правил оценивания или отдельные правила из этого набора, что позволит получить максимальный эффект.

5-е правило (Право отказа от отметки и право пересдачи) – новое правило, вводимое на этом этапе. Ученик привыкает к ответственности за свой выбор – получать текущую отметку или нет, пересдавать задание контрольной работы или нет. Таким образом, дети учатся определять тот уровень притязаний, к которому они могут и хотят стремиться на данный момент.

6-е правило (Уровни успешности) – используется уже не частично, а полностью. Учитель использует уровни успешности при оценке не только контрольных работ, но и всех текущих заданий, регулярно, обучая своих учеников по этим критериям определять уровень любого задания.

7-е правило (Итоговые оценки)  используется уже не частично, а полностью. Учитель определяет в соответствии с этим правилом не только итоговую оценку за ступень начальной школы, но и итоговые предметные оценки за четверть, и комплексную оценку за год.

Таким образом, при использовании полного набора правил оценивания:

 учитель будет тратить заметно больше времени (ведение таблиц результатов, выделение времени на пересдачи учениками контрольных работ и т.п.).

Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения. Портфолио является формой оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Таким образом, портфолио соответствует целям, задачам и идеологии личностно-ориентированного обучения. Важно также отметить, что помощь в работе с портфолио, оказываемая ученику учителем и родителями, ни в коем случае не подменяет его собственную творческую деятельность. Развитие младшего школьника невозможно без осуществления взрослыми функции управления. Учителю же функция управления помогает выявить пробелы и недостатки в организации педагогического процесса, ошибки в собственной деятельности и осуществить корректировку учебно-воспитательного процесса. Уверена, что применение портфолио в начальной школе откроет новые горизонты в нелёгком деле воспитания подрастающего поколения.

Портфолио ученика начальной школы как средство мониторинга качества образования. Статья-отчет о работе в рамках эксперимента.

ВложениеРазмер
portfolio_uchenika_nachalnyh_klassov.docx 21.59 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по созданию портфолио младшего школьника.

Портфолио – способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений, учащихся за период обучения. Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др.

Задачей современной школы является создание оптимальных условий для формирования самообразования, самопознания и самоактуализации личности. Одним из таких средств может стать портфолио.

Разработка портфолио позволяет решать такие педагогические задачи как :

  1. поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
  2. поощрять их активность и самостоятельность;
  3. расширять возможности обучения и самообучения;
  4. развивать навыки рефлексивной деятельности учащихся;
  5. формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать свою деятельность;
  6. оптимизировать процесс социализации.

Учебный портфолио в начальной школе – специальное образовательное пространство, в котором происходит совместная работа детей и учителя по накоплению, систематизации, анализу и представлению каждым учащимся своих достижений за определённый отрезок времени. Цель работы над портфолио учениками начальной школы состоит в формировании опыта детей по работе со своими материалами, их систематизацией, планированию учебной деятельности, её анализу и оценке, формам презентации своих достижений.

Целью предлагаемого вида портфолио является не только обучение младших школьников самоорганизации своей деятельности, формирование умений осуществлять адекватную самооценку собственной деятельность. Он может выступать и в качестве эффективного средства контроля над динамикой развития мотивационной сферы и качества обученности школьника.

  1. Обеспечение высокой учебной мотивации участников образовательного процесса, в том числе мотивации достижения успеха;
  2. Развитие рефлексивной культуры младших школьников;
  3. Развитие умении обучающихся систематизировать, анализировать собранный материал, презентовать свой опыт;
  4. Совершенствование системы оценивания образовательных достижений младших школьников в условиях реализации компетентностного подхода.

Работа над данными разделами поможет положительно повлиять на развитие мотивационной сферы учащихся, формирование оценочной деятельности, а так же станет своеобразным экраном динамики роста качества обученности конкретного ребенка.

К недостаткам метода портфолио можно отнести фрагментарность при организации работы по составлению портфолио. Избежать этого явления можно организовав деятельность школьников следующим образом.

Перед началом работы учащемуся необходимо объяснить, что он является разработчиком интересной формы оценки своих школьных результатов - портфолио младшего школьника. После чего необходимо предложить ребенку отразить результаты своего обучения в школе, причем не только те, которые характеризуют его как успевающего школьника по предметам, но и те достижения, которые получены при выполнении других видов деятельности (творческой, социальной и др.).

На следующем этапе целесообразно познакомить ребенка с требованиями к внешнему виду портфолио и алгоритмом работы над каждым его разделом. Ребенок должен уяснить, что форма портфолио - файловая папка с вкладышами, где размещаются листы формата А4. Оформлять портфолио он сможет от руки и (или) в электронном варианте. Для эффективности можно установить временные рамки, по прошествии которых ребенок должен будет пополнять свой портфолио (например, 1 раз вмесяц). Важно обратить внимание ребенка на то, что чем чаще он будет оформлять записи, свидетельствующие о его результатах, тем полнее будет картина успешности школьника как личности.

Необходимо четко оговорить структуру портфолио, а право выбора варианта портфолио, отбор содержания материала для документирования предоставить ребенку. Логичнее начать работу с портфолио с рассказа о себе, своей семье, своих увлечениях, школьной жизни, которое поможет ребенку в дальнейшем соотнести то, каким он был, с тем уровнем, которого достигнет в дальнейшем, а затем методично собирать все доступные сведения о личностном и образовательном росте учащегося.

Завершающим этапом работы с данным документом должна стать презентация достижений, во время которой ребенок должен продемонстрировать свои успехи и достижения. Ценность данного этапа в том, что школьник сможет представить себя именно через ту область, в которой он действительно успешен - это может быть учеба, внеучебная деятельность и т.д. По итогам презентации портфолио может быть выдан сертификат, свидетельствующий о особых успехах и достижениях школьника.

2.1. В зависимости от целей создания портфолио бывают разных типов.

Второй тип - рефлексивное портфолио, раскрывающее динамику личностного развития ученика, помогающее отследить результативность его деятельности, как в количественном, так и качественном плане. В эту папку собираются все контрольные и творческие работы ученика, которые делались в течение определенного срока, например, года (сочинения, изложения, эссэ, рисунки, поделки, зачетные работы, видеокассеты, результаты медицинских и психологических обследований и т. д.).

Третий тип портфолио - проблемно-исследовательский, связанный с написанием реферата, научной работы, подготовкой к выступлению на конференции. Он представляет собой набор материалов по определенным рубрикам (варианты реферата, доклада или статьи, список литературы для изучения, проблемные области, план исследования, дискуссионные точки зрения, статистика, цитаты, афоризмы, интеграция с другими предметными областями, результаты исследования, прогнозы и перспективы и др.). Сбор и систематизация материала в таких портфолио помогает учащимся не только достойно написать какую-либо научную работу, но и развивает их познавательные интересы.

Четвертый тип портфолио - тематический, создаваемый в процессе изучения какой-либо большой темы, раздела, учебного курса. Работа над ним строится следующим образом: учитель сообщает вначале название изучаемой темы, а также форму контроля по ней - защиту своего портфолио, собранного по результатам работы над данной темой. Учащимся в самом начале предъявляются заданий разного уровня сложности, отражающие различные уровни мышления и познания.

В портфолио документов входят сертифицированные (документированные) индивидуальные образовательные достижения - документы об участии в олимпиадах, конкурсах и других мероприятиях (грамоты, дипломы, сертификаты, свидетельства, вкладыш в аттестат и т. д.). Это дает возможность как количественной, так и качественной оценки материалов портфолио.

Портфолио работ - это собрание творческих, исследовательских и проектных работ ученика, описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности. Портфолио работ оформляется в виде творческой книжки с приложением самих работ (текстов, бумажных или электронных документов, видеозаписей и т.д.). Эта часть портфолио ученика дает качественную оценку по заданным параметрам (полнота, разнообразие, убедительность материалов, ориентированность на выбранный профиль обучения, динамика учебной и творческой активности, направленность интересов, характер предпрофильной подготовки).

Портфолио отзывов - это характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями и др., а также письменный анализ отношения самого школьника к своей деятельности и ее результатам (тексты заключений, рецензий, отзывы, резюме, рекомендательные письма и прочее). Эта часть портфолио дает возможность включить механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления.

2.2. Содержание портфолио зависит от его вида и цели, для достижения которой оно создается. Четкого списка материалов (называемых артефактами), необходимых для включения в портфолио, не существует. Каждый из людей, использующих данную технологию, самостоятельно отбирает способы показа своих работ и достижений. Если портфолио создается всеми учащимися, то педагогу совместно с ними необходимо определить и зафиксировать перечень материалов, обязательных для представления в портфолио, с целью получения той или иной оценки. Например, к артефактам относятся копии заданий, контракты, результаты оценки компетентности на разных уровнях и этапах учебы, выполненные тесты и вопросники, примеры регулярной работы обучающегося (рефлексивные дневники). Можно использовать электронные портфолио, разработанные по установленным критериям. При этом приветствуется любая инициатива, расширяющая данный список или предлагающая равноценную замену перечисленным материалам.

Все материалы рекомендуется распределять по четырем разделам: портрет, коллектор, рабочие материалы и достижения.

Расскажите о задачах ЕГЭ. Каковы преимущества и недостатки ЕГЭ перед другими формами контроля?

Проанализируйте нормативные документы, регулирующие проведение ЕГЭ (Положение о проведении ЕГЭ, утверждение приказом Министерства образования РФ от 09.04.2002. № 1306; Положение о государственной экзаменационной комиссии субъекта РФ (ГЭК); Положение о конфликтной комиссии; Положение о системе общественного наблюдения).

44. Опишите организацию проведения ЕГЭ.

45. Опишите структуру заданий ЕГЭ.

Задания ЕГЭ именуются контрольно-измерительными материалами (КИМами), которые разрабатываются Федеральным институтом педагогических измерений.


Задания по каждому предмету делятся на три части (блока): A, B, C.


Блок A содержит тестовые задания, в каждом из которых необходимо выбрать один вариант ответа из четырёх предложенных.


На каждое задание блока B необходимо дать краткий ответ, состоящий из одного или нескольких слов, букв или чисел. Ответы на задания блоков A и B заносятся в специальный бланк и проверяются компьютером.


Блок C состоит из одного или нескольких заданий с развернутым ответом (например, необходимо решить задачу, написать сочинение на предложенную тему или обоснованно ответить на определенный вопрос). Ответы на задания блока C оцениваются экспертами региональной экзаменационной комиссии, задания КИМ части С содержат критерии оценивания для экспертов.


Содержание КИМов регламентируется тремя документами, утверждаемыми Рособрнадзором осенью: кодификатором элементов содержания КИМов, спецификацией экзамена и демо-версией экзамена. Таким образом, примерная структура, форма и содержание КИМов заранее определены и не могут быть изменены произвольным образом.

46. Расскажите о порядке создания контрольно-измерительных материалов (КИМ-ов) для ЕГЭ.

Причем требуют его начиная с детского сада и вплоть до сохранения трудоспособного возраста. Но что это такое? Где его взять и зачем кому-то показывать?

Портфолио – это папка или портфель (от английского слова portfoliо), в котором содержатся документы, подтверждающие ваш опыт, навык и умения в том или ином виде деятельности.

Портфолио

Это наглядные образцы работ, проектов, демонстрирующих ваш потенциал перед заказчиком или работодателем. Цель этой папки – показать лучшие стороны как профессионала в своем деле.

Виды портфолио

Портфолио бывает трех видов. Можно иметь одно из них или сразу все: все зависит от того, каким образом вы собираетесь его демонстрировать.

    Печатное – бумажные образцы ваших лучших работ. Такое портфолио подойдет тем, кто предпочитает ходить на личные встречи и собеседования. Вам достаточно купить в любом канцелярском магазине красивую папку с файлами и поместить в них информацию, которая выгодно вас представит.

На первом листе размещают личные данные, остальные – для примеров работ. Последние желательно вкладывать структурировано: хронологически или по стилям, жанрам.

Все самое лучшее помещайте вначале, чтобы сразу произвести хорошее впечатление на собеседника. Помимо рабочих образцов, в портфолио также вкладывают сертификаты, лицензии, грамоты, рекомендательные письма, дипломы – любые подтверждения ваших достижений.

Отправлять такое досье кому-либо не рекомендуется, так как не все работодатели являются людьми добросовестными, и ваши проекты могут быть использованы в личных целях. Желательно, чтобы эта информация просматривалась по запросу в вашем присутствии и с вашего электронного носителя.

Вам останется только давать ссылку заказчику, пройдя по которой он увидит и прочтет всю необходимую информацию. Такой тип досье более удобен тем, кто работает с фотографией – художникам, дизайнерам, моделям, фотографам.

Портфолио для детского сада (дошкольника)

Если ранее такая папка нужна была только соискателям работы, то сейчас родители начинают собирать ее для ребенка чуть ли не с первого года его жизни, помещая в нее шедевральные, на их взгляд, каляки-маляки. Авось, будет художником?

Портфолио для детского сада собирается совместно воспитателями и родителями. В нем регистрируются любые достижения ребенка, его успехи и эмоции, результаты творческой деятельность. Все это в дальнейшем поможет определить направленность мышления малыша, его таланты и задатки, а также составить личностную характеристику.

Портфолио для детского сада

Например, если у Васеньки в портфолио содержится множество подтверждений о победах во всевозможных музыкальных конкурсах, то в будущем это может навести его родителей на мысль – отдать ребенка в музыкальное учреждение.

Портфолио для школьника

Если папка к концу обучения получится весомой, а ее содержимое выдающимся, то поступление школьника в высшее учебное учреждение будет более легким и приятным.

ВУЗы с удовольствием принимают к себе одаренных детей, иногда через простое собеседование, минуя сдачу вступительных экзаменов.

Портфолио для начальных классов (и детского сад) можно бесплатно скачать в интернете на специальных порталах:

Либо можно приобрести в любом книжном магазине в готовом виде.

Также вы можете сделать такую папку для своего ребенка самостоятельно – было бы желание, творческие способности и время.

Кому еще требуется портфолио: примеры

Итак, кому еще требуется портфолио:

Резюме

  1. Портфолио фотомодели должно содержать два вида материала:
    1. личные фотографии, сделанные профессиональным фотомастером. Они должны демонстрировать способность человека принимать различные образы и роли, его универсальность;
    2. также пригодятся всевозможные обложки и рекламные ролики с участием модели, как доказательство востребованности и опытности.

    По сути, портфолио – это личное дело специалиста, которое ведется всю жизнь.

    Эта статья относится к рубрикам:

    Комментарии и отзывы (4)

    Портфолио детсадовцам и школьникам младших классов !? С содержимым головы всё ли в порядке.В этом возрасте что автор изучал — стены коридорные, чтобы в зрелом возрасте чужую глупость внедрять шаблонов западных?

    А еще скажу, что портфолио конечно мы вот для дочери собирали, но не пригодилось оно со всем. Решила она после 9-го пойти в колледж и думаете там кто-то о нем спросил? Да конечно же нет. Был интересен только балл и там уже либо ты прошла на бюджет, либо нет и никакое портфолио плюсик этому не делало.

    Согласен, что надо мерить знаниями, а не сомнительными работами. Если знания и умения есть, их без проблем покажешь и без него.

    Сейчас такое веяние времени, чуть не с пелёнок собирать портфолио, с одной стороны это должно мотивировать ребёнка на стремление к саморазвитию, побуждать в нем азарт и дух соперничества, но с другой, всё это слишком формально и может не показывать истинных способностей.

    На людей взрослых же, портфолио наводит ужас, ведь нас никто не учил его делать, а работодатели всё чаще его требуют, в этом смысле, приучать ребенка к составлению портфолио — здравая идея.

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    "Портфолио и его виды". Кратко о каждом из видов портфолио.

    Портфолио

    Выполнила студентка группы ПНК-2.1

    Проверила: Гришина Алла Ивановна

    Содержание 1. Определение портфолио 2. Виды портфолио 3. Портфолио ученика ● Цель и задачи ● Структура 4. Портфолио учителя ● Цель и задачи ● Структура 5. Портфолио студента ● Цель и задачи ● Структура 6. Вывод

    Содержание

    1. Определение портфолио

    2. Виды портфолио

    3. Портфолио ученика

    4. Портфолио учителя

    5. Портфолио студента

    Виды портфолио

    Портфолио ученика - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения в виде рабочей файловой папки, которая документирует приобретенный опыт и успехи учащегося.

    Цель и задачи

    • отслеживание, учет, оценивание индивидуальных достижений обучающихся;
    • активация их разноплановой деятельности, повышение образовательной активности школьников;
    • индивидуализация образования;

    Основные задачи портфолио:

    • формирование умения учиться: ставить цели, планировать и организовывать свою деятельность;
    • формирование и поддержка учебной мотивации школьников;
    • организация воспитательного процесса с учетом личных стремлений и достижений обучающихся;
    • расширение возможностей контрольно-оценочных средств образования, введение альтернативных форм оценивания;
    • развитие навыков рефлексивной, оценочной деятельности обучающихся.

    Портфолио учителя - это способ фиксирования, накопления материалов, демонстрирующих уровень профессионализма учителя и умение решать задачи своей профессиональной деятельности.

    Цель и задачи ● отслеживание, учет, оценивание индивидуальных достижений учителя; ● активизация его разноплановой деятельности, повышение образовательной активности; ● прогнозирование траектории личностного развития учителя; ● расширение возможностей самообучения, самоорганизации, саморазвития; ● расширение возможности контрольно-оценочных средств, введение альтернативных форм оценивания.

    Цель и задачи

    ● отслеживание, учет, оценивание индивидуальных достижений учителя;

    ● активизация его разноплановой деятельности, повышение образовательной активности;

    ● прогнозирование траектории личностного развития учителя;

    ● расширение возможностей самообучения, самоорганизации, саморазвития;

    ● расширение возможности контрольно-оценочных средств, введение альтернативных форм оценивания.


    Портфолио студента – это так называемый каталог достижений учащегося за время его обучения в определенном образовательном учреждении.

    Портфолио студента – это так называемый каталог достижений учащегося за время его обучения в определенном образовательном учреждении.

    Цель и задачи

    Цель портфолио:

    ● отслеживание и оценивание формирования общих и профессиональных компетенций, динамики индивидуального развития и личностного роста, поддержка образовательной и профессиональной активности и самостоятельности студента.

    Задачи портфолио:

    ● Оценка эффективности саморазвития по результатам, материализованным продуктам, свидетельствам учебной и профессиональной, проектной деятельности;

    ● Поощрение активности и самостоятельности, расширение возможности для самореализации обучающихся;

    ● Отслеживание индивидуальных достижений студента; динамики развития профессионально-значимых качеств, успешности общих и профессиональных компетенций на основе накопления и систематизации документов, отзывов, работ, других свидетельств;

    ● Формирование и совершенствование учебной мотивации, мотивации достижений и мотивации на профессиональную деятельность;

    ● Развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности студентов;

    ● Совершенствование навыков целеполагания, планирования и организации собственной деятельности, проектирования профессионально-личностного саморазвития.

    Структура портфолио студента

    Структура портфолио студента

    Вывод Портфолио является важным мотивирующим фактом обучения, так как при любой структуре он организован таким образом, что нацеливает на демонстрацию прогресса. Применение технологии портфолио в учебном процессе, позволит изменить к лучшему традиционную систему оценивания, обеспечивая более полную реализацию всех функций педагогического контроля и оценки, осуществляя интеграцию количественной и качественной оценок, перенося педагогическое ударение с оценки на самооценку.

    Вывод

    Портфолио является важным мотивирующим фактом обучения, так как при любой структуре он организован таким образом, что нацеливает на демонстрацию прогресса.

    Применение технологии портфолио в учебном процессе, позволит изменить к лучшему традиционную систему оценивания, обеспечивая более полную реализацию всех функций педагогического контроля и оценки, осуществляя интеграцию количественной и качественной оценок, перенося педагогическое ударение с оценки на самооценку.

    Читайте также: