Способы ухода за растениями уголка природы в доу

Обновлено: 05.07.2024

Подбор комнатных растений в
младшей группе
Дети должны знать:
1. Названия 2-3 растений
2. Уметь называть их части(стебель, лист, цветок)
3. Характерные особенности цветков: один или
несколько, цвет, запах
4. Характерные особенности листьев: большие или
маленькие, широкие или узкие и их окраску
5. Уметь находить одинаковые растения
6. Растения похожие на дерево, траву
Также дети должны понимать, что за растениями
необходим уход; что для жизни им нужна вода, что
растения надо мыть для того чтобы они были
красивыми.

Дети должны уметь:
1. Поливать растения с помощью воспитателя;
2. Протирать с помощью воспитателя плотные широкие
листья.
Растения, которые должны находиться в уголке
природы:
1. красиво и обильно растущие: бегония вечноцветущая,
бальзамин, китайский розан, герань и фикус;
2. растения с пестрой окраской листьев: аукуба, колеус;
3. с ярко выраженными частями(стебель, лист, цветок):
бальзамин, розан, фуксия;
4. с плотными широкими листьями: фикус, лилия
амазонская, азалия, аспидистра;

9. Подбор комнатных растений в средней группе

Дети должны знать:
1. названия 4-5 растений;
2. называть части: стебель или ствол, ветки, листья, цветы;
3. характерные особенности листьев, их форму(круглая, овальная), величину,
количество, характер поверхности, хрупкость;
4. знать растительную группу – куст;
5. средства и различия по форме, величине, окраске листьев и цветов;
Дети должны понимать:
1. зависимость способов ухода за растением от характера листьев;
2. когда растениям необходим полив;
Дети должны уметь:
1. правильно поливать;
2. поддерживать растения в чистоте;
3.рыхлить растения, разрушая корку на поверхности земли.

Растения, которые должны находиться
в уголке природы:
1. обильно и долгорастущие: бальзамин, бегония вечноцветущая,
герань душистая, фиалка узамбарская;
2. с плотными широкими листьями: фикус, аспидистра;
3. с мелкими листьями разной формы: колокольчик, колеус,
аспарагус, традесканция;
4. с листьями, имеющими зазубрины по краям: алоэ, агава;
5. разные виды одного семейства: герань душистая, несколько
видов бегонии (бегония рекс)

13. Подбор комнатных растений в старшей группе

Дети должны знать:
1. названия 6-7 растений;
2. называть части: корень, стебель, ветки, почки, листья, бутоны, цветы;
3. характерные признаки стеблей, листьев, цветков;
4. о различиях в уходу за растениями.
Дети должны понимать:
1. взаимосвязь между потребностями растений в свете, влаге, тепле, почве,
питании и способами ухода;
2. если растению чего-то не хватает, оно может погибнуть;
3. изменения в уходе за растениями в разное время года.
Дети должны уметь:
1. выполнять разные виды ухода за растениями( опрыскивание, рыхление)
2. подкармливать с помощью воспитателя;

14. Растения, которые должны находиться в уголке природы:

1. цветущие: бальзамин, фикус, бегония, герань;
2. разнообразные формы стебля:
-прямостоячий: фикус;
-укороченный, луковица, клубнелуковица, утолщенное корневище: кактус;
-свисающие: комнатный виноград;
3. с разной формой листьев и цветов: колеус, аукуба;
4. требующие разного ухода:
-редкая поливка: алоэ, кактусы;
-частая поливка: колеус, традесканция;
-поливка с поддона: луковичные (гиппеаструм, амариллис)

Подбор комнатных растений в
подготовительной группе
Основная
задача
ознакомления
с
природой
в
подготовительной группе — формирование элементарных
знаний о существенных зависимостях в мире природы:
зависимости растений от комплекса условий (влаги, тепла,
света).
В содержание знаний о растительном мире включаются
знания о некоторых способах вегетативного размножения
растений.

17. Растения, которые должны находиться в уголке природы:

1.
Разный уход в зависимости от прорастания на родине:
-редкая поливка, солнечное место: кактусы
-умеренная поливка: традесканция
-умеренная поливка зимой: герань, фикус
-прекращение поливки зимой в 1 период: луковичные
-полив с поддона, условия покоя в зимнее время: амариллис
2. Различные способы размножения:
-стеблевыми черенками: алоэ, традесканция, фикус, роза
-побегами: герань, бегония
-делением куста: циперус
-листовыми черенками: бегония Рекс, узамбарская фиалка
3. разновидности некоторых растений: бегония, герань
4.выращивание самими детьми из косточек и черенков: лимон, роза
5. растения разного возраста: кринум молодой и старый
6. лекарственные растения

1. Закреплять знания детей о правилах ухода за растениями, о последовательности выполнения работы;

2. Продолжать учить детей при выборе способа ухода ориентироваться на особенности внешнего строения растения;

3. Вызывать у детей желание ухаживать за растениями;

4. Воспитывать бережное отношение к растениям, прививать основы экологического воспитания.

Материалы и оборудование: лейки с водой, тряпочки, щетки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы, горшки с растениями.

Предварительная работа: рассматривание растений в уголке природы; выбор растений, которые нуждаются в уходе.

Перед детьми, на столах, стоят растения разные по форме и величине, с разными листьями, также приготовлены предметы по уходу за растениями (лейки с водой, тряпочки, щетки, опрыскиватель, палочки для рыхления).

Беседа с детьми:

- Ребята, какие растения растут в нашей группе? (Фиалки, папоротник, фикус и т. д.). Для чего они нам нужны? (Помогают очищать воздух).

- Что нужно сделать для того, чтобы растения хорошо росли? Как надо за ними ухаживать? Как надо поливать растения?

Предложить детям самим показать, с каких растений необходимо убирать пыль тряпочкой, а с каких щеточкой.

Воспитатель раздает детям инструменты. Показывает, как с помощью щетки очищать листья фиалки, не повреждая их. Растения с широкими листами протирают мокрыми тряпочками, а листья папоротника увлажняют с помощью опрыскивателя.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что сухие листья нужно удалять (показ как это правильно делать). После дети приступают к рыхлению земли. Землю нужно рыхлить не глубоко, чтобы случайно не повредить корни. При рыхлении дети обращают внимание на то, что земля сухая и поэтому растения необходимо полить.

Итог: - Что мы сегодня делали? Что узнали нового? Как ухаживали за растениями?

Воспитатель хвалит всех детей за работу.

Постоянными обитателями уголка природы в детском саду являются комнатные растения.

Растения уголка природы младших групп. При подборе обитателей уголка природы для младших групп детского сада следует учесть особенности восприятия детьми предметов (малыш прежде всего обращает внимание на самые яркие и красивые из них). У детей формируется способность узнавать предмет, различать и называть его отдельные части.

В уголке природы младших групп помещают растения, имеющие ярко выраженные основные части (стебель, листья) и красиво, обильно и долго цветущие. Это могут быть обыкновенная герань, фуксия, бегония вечноцветущая, бальзамин, камелия, китайский розан и т. д. Заинтересуют детей и растения с пестро-окрашенными листьями (аукуба, колеус). Они также имеют четко выраженные стебель и листья. Аукуба, камелия, китайский розан (небольших размеров) имеют достаточно крупные и крепкие листья, на которых можно учить детей первым несложным приемам поддержания растений в чистоте. Этим же приемам можно обучить детей, имея в уголке молодые аралию, фикус.

Из названных видов растений воспитатель на год подбирает 3--4 экземпляра. При этом надо иметь в уголке два экземпляра одного вида растений: дети учатся находить и узнавать одинаковые растения.

Растения уголка природы средней группы. В средней группе необходимо формировать у детей умение видеть разнообразные свойства и качества предметов и их частей, разнообразие формы, цвета, величины, характера поверхности и т. д. Дети овладевают более сложными приемами сравнения, учатся устанавливать различия и сходства предметов, обобщать предметы по тем или иным признакам.

Усложняются знания о растениях. Дети четче различают особенности растений, знакомятся е условиями, необходимыми для их жизни. Увеличивается количество растений, которые они узнают и называют. В процессе ухода, (вместе с воспитателем) дети приобретают несложные навыки: поддержание растений в чистоте, правильная поливка их.

При расширении и усложнении программных задач в средней группе надо пополнить уголок природы новыми растениями. Следует, прежде всего, подобрать комнатные растения, имеющие разную форму и величину листьев (это наиболее варьирующаяся часть комнатных растений). Дети овладевают новыми для них приемами поддержания растений в частоте: обливать из мелкосетчатой лейки или опрыскивать из пульверизатора растения с мелкими листьями, обтирать влажной кисточкой или щеткой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой -- опушенные листья и т. д. При этом детей учат определять зависимость способа ухода за растением от характера листьев: их величины, количества, поверхности, хрупкости.

Кроме растений для уголка природы младших групп, в средней группе помещают еще алоэ или агаву (с мясистыми листьями, имеющими зазубрины по краям), бегонию-рекс, аспарагус, душистую герань (с узорчатыми опущенными листьями) и т. д. Одновременно в уголке природы может быть до 6--8 видов растений. Следует особо отметить, что в средней группе хорошо иметь разные виды растений одного семейства (например, зональную и душистую герань, несколько видов бегоний и т.д.). Когда все это есть, то можно учить детей находить различия и сходства.

Растения уголка природы старшей группы. В старшей группе продолжается формирование умений наблюдать за предметами, сравнивать, обобщать и классифицировать их по различным признакам. Основным содержанием наблюдений становятся рост и развитие растений, изменения их по сезонам.

Знания детей старшей группы о растениях получают существенные дополнения. Дети узнают о том, что растение для своего роста нуждается в свете, влаге, тепле, почвенном питании. Если чего-то не хватает, то это может привести к гибели растения. Детям следует объяснить, что разные растения нуждаются в разном количестве света, влаги: одни хорошо растут при ярком освещении, другие -- в тени; одни нуждаются в частом поливе, другие надо поливать редко.

Дети продолжают знакомиться со многими растениями, с особенностями их внешнего строения, с разнообразием листьев, стеблей, цветков. Закрепляется умение определять способ ухода за растением в зависимости от характера листьев и стебля (способ поддержания растения в чистоте). В содержание знаний о растениях включаются представления о некоторых способах вегетативного размножения комнатных растений (размножение стеблевыми черенками).

Все эти задачи требуют внесения в уголок дополнительно целого ряда растений (при этом часть растений убирается: переносится в общий уголок или передается в младшие или среднюю группу).

Вносятся растения с разнообразными стеблями (вьющиеся, стелющиеся), имеющие луковицы, клубнелуковицы и т. д. Это могут быть 2--3 вида традесканций, комнатный виноград, вьющийся плющ, цикламен, примула, амариллис, кливия и т. д. Они имеют разнообразные по форме и характеру листья, стебли, цветы; у них разные потребности в степени освещенности и поливе.

Усложняются способы ухода и сам характер организации труда (вводятся дежурства по утолку природы). Ребята учатся определять как способ ухода, так и его необходимость.

Таким образом, тщательный подбор растений с учетом особенностей их внешнего вида, своеобразия требований к среде, способов размножения может сделать наблюдения и труд детей в природе более интересными, содержательными и увлекательными.

Уход за комнатными растениями. Он заключается в их своевременном поливе, опрыскивании, мытье, а также рыхлении почвы, перевалке и пересадке, подкормке, обрезке, размножении и борьбе с вредителями. |

Полив. Растения поливают водой комнатной температуры. Водопроводную воду держат в открытой посуде, чтобы избавиться от хлора. Во время усиленного роста и цветения растения поливают водой на 2 градуса теплее комнатной. При этом следят, чтобы весь земляной ком пропитался водой. Если при поливе вода появляется на поддоне и через 2 ч не впитывается обратно через донное отверстие, ее сливают.

Опрыскивание. Это важная часть ухода за многими растениями: поддерживает их водный режим, Пря систематическом опрыскивании тепловатой водой растения остаются свежими и зелеными всю зиму, быстрее растут побеги, листья, распускаются почки.

Мытье. Растения необходимо систематически обмывать тепловатой водой для удаления пыли. Обмывают растения под душем или из лейки с ситечком, поставив горшок в таз, предварительно закрыв землю клеенкой, чтобы предохранить ее от размывания. Колючие кактусы перед мытьем следует очистить от пыли мягкой щеточкой. Растения с опушенными листьями мыть нельзя, их очищают от пыли мягкой кисточкой. Цветочные горшки 3--4 раза в год обмывают снаружи горячей водой с мылом при помощи жесткой щетки.

Рыхление. Рыхление -- это сухой полив. Проводят его на следующий день после полива. Рыхлить землю надо не глубже чем на 1--1,5 см около стенок горшка, чтобы не повредить корни.

Подкормка. Для нормального питания растений их нужно систематически подкармливать. В качестве подкормки в условиях детского садя лучше всего использовать минеральные удобрения (готовые смеси продаются в цветочных магазинах с указанием их применения). Подкармливать растения следует тогда, когда они начнут расти (после пересадки или укоренения). Подкормку применяют 2--3 раза в месяц. За несколько часов до подкормки растение должно быть хорошо полито.

Обрезка. Чтобы растение имело красивый, пышный вид, надо управлять его ростом. Для формирования куста прищипывают верхушку главного побега, чтобы вызвать развитие боковых. А боковые побеги по достижении высоты 10--15 см тоже прищипывают. Обрезка производится острым ножом. Срезы надо делать над почкой. Места срезов присыпают толченым углем.

Размножение. Размножать комнатные растения можно стеблевыми и листовыми черенками, отпрысками, корневищами, луковицами, делением куста, отводками и т. д.

Размножение черенками. Черенки бывают стеблевые и листовые. Стеблевыми черенками размножаются многие комнатные растения (традесканция, бегония, фикус, аукуба, бальзамин, пеларгония и т. д.). С растущего побега срезают веточку с 2--3 узлами. Нижний срез делают под самым узлом. Затем черенок погружают в воду или сажают в горшок, ящик так, чтобы нижний узел был в песке. Посаженные черенки закрывают стеклом. До укоренения их два раза в день опрыскивают из пульверизатора. Листовыми черенками размножают бегонию-рекс, сансевьеру, фиалку узамбарскую. На нижней стороне листа бегонии-рекс надрезают бритвой разветвления жилок, лист кладут этой стороной на влажный песок. Места надрезов прижимают к песку. При размножении сансевьеры ее лист режут на части и каждую часть сажают в песок, как черенок, нижним концом вниз. Уход такой же, как за стеблевыми черенками.

Размножение луковицами. Луковицами размножаются все луковичные растения -- амариллис, кринум, гемантус, зефирантес. На луковице образуются почки, из которых вырастают луковички-детки. При пересадке их осторожно отделяют от старой луковицы в высаживают в горшок. Ухаживают за ними так же, как и за старыми растениями-

Размножение отпрысками. Легко размножаются растения, образующие наземные отпрыски (камнеломка, хлорофитум и т. д.), которые представляют собой, в сущности, вполне сформировавшиеся молодые растеньица. Эти отпрыски отрезают от материнского растения и сажают в маленький горшок.

Размножение корневищами. Так размножают некоторые растения при пересадке. С корневища стряхивают землю и разрезают его острым ножом, разделяя растение на несколько частей так, чтобы на каждой были хотя бы 1--2 почки или побег и корни. Корневищами размножают аспидистру, сансевьеру, циперус.

Борьба с вредителями комнатных растений. Чаще всего комнатные растения разрушают тля, щитовка, червец, паутинный клещ, трипе, ногохвостка Тля -- мелкое насекомое зеленого, черного или бурого цвета. Пораженное растение обливают мыльной водой с керосином (в 1/2 л воды растворяют кусочек мыла и добавляют 50 капель керосина). Обработку повторяют несколько раз через каждые 7--10 дней. Через день после обработки растение обмывают чистой водой.

Щитовка -- мелкое насекомое, тело которого со спины покрыто воскообразным щитком. Вредителей снимают щеткой и обмывают растение мыльной водой. Через день растение надо обмыть чистой водой. Обрабатывают растение мыльной водой несколько раз.

Червец -- опасный вредитель. Тело самки покрыто восковыми выделениями в виде нитей. Растение, пораженное червецом, кажется покрытым белым пухом. Удаляют вредителей кистью или кусочком ваты, затем обмывают пораженные места мыльной водой, которую на следующий день необходимо смыть чистой водой. Если у растения крепкие кожистые листья, можно уничтожать чернецов, обтирая места их расселения ватой, смоченной в спирте, разбавленном водой.

Паутинный клещ настолько мал, что еле заметен глазу. Поселяется клещ на нижней стороне листа, которую закрывает тонкой белой паутинкой. Пораженные растения опрыскивают. У них обмывают нижнюю сторону каждого листа керосино-мыльной водой. При обмывании необходимо разрушать паутинку.

Трипе -- мелкое крылатое темно-бурое насекомое. Поселяется на нижней стороне листа. Пораженное растение обмывают мыльной водой, а затем на следующий день смывают чистой. Это проделывается несколько раз.

Ногохвостка -- очень мелкое белое насекомое. Появляется в земле при чрезмерно обильном поливе. Чтобы избавиться от ногохвосток, полив необходимо прекратить, пока земляной ком не просохнет. В ряде случаев растение пересаживают в свежую землю, загнившие корни обрезают.


Природа с ее необычайным разнообразием явлений, животных и растений производит на детей сильное впечатление. Непосредственное общение с природой дает ребенку наиболее яркие представления , чем книжки, картинки и рассказы взрослых.

Для постоянного общения детей с растениями в каждом детском саду должен быть оформлен и оснащен уголок природы. Хорошо оборудованный и удачно расположенный уголок природы украшает групповую комнату, доставляет удовольствие детям, дает возможность проводить интересные наблюдения, ухаживать за растениями в течение года.

В уголке природы дети сосредотачивают свое внимание на большом количестве объектов, что обеспечивает более глубокое их познание. На основе знаний и навыков, которые приобретают дошкольники, формируется интерес к природе, бережное отношение ко всему живому, чувство ответственности.

При отборе растений в уголок природы педагоги должны учитывать ряд требований, что помогает избежать ошибок и обеспечивает эффективность воспитательно-образовательного воздействия наблюдений детей:

  • Растения должны быть типичными для той или иной систематической или экологической группы. Это дает возможность познакомить детей с основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений.
  • Растения должны быть внешне яркими, привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание детей дошкольного возраста.
  • Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений. Это дает детям возможность увидеть в объектах не только общие, но и индивидуальные признаки , подводит ребят к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов.
  • Растения должны быть абсолютно безопасными для здоровья дошкольников.
  • Уголок природы - место посильного труда и наблюдений детей. Уход за его обитателями по качеству и затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при помощи воспитателя).Поэтому подбираются неприхотливые растения, не требующие для своего содержания сложного оборудования.
  • Необходимо учитывать возможности нормальной жизнедеятельности, роста и развития растений в условиях помещения дошкольного учреждения с его повышенной температурой, сухостью, наличием шума.

Размещая обитателей в уголке природы, следует учитывать их биологические особенности и потребности. Так, одни комнатные растения (герань, кактус и др.) нуждаются в большом количестве солнечного света – их следует поставить в самое светлое место, другие (узумбарская фиалка, бегония др) плохо переносят солнечные лучи – их помещают в затемненное место).

  • При размещении растений учитывается и эстетическая сторона: уголок природы должен радовать глаз, украшать интерьер групповой комнаты. При этом, объекты размещаются таким образом, чтобы дети могли свободно подходить, наблюдать за объектами уголка природы.

УГОЛОК ПРИРОДЫ ВТОРОЙ ГРУППЫ РАННЕГО ВОЗРАСТА

ИГРЫ:

КАРТИНЫ:

Картинки по темам:

14.«Как живут домашние животные и дикие звери зимой.

РАСТЕНИЯ:

Фикус, фиалка, герань, традесканция, сансевьера.

ОПЫТЫ:

  1. С песком (мокрый, сыплется, лепится)
  2. Земля (сухая, влажная)
  3. Вода (теплая, холодная)
  4. Снег тает в тепле, в теплой руке, комнате.
  5. Замерзание воды.
  6. Ветка дерева распускается в тепле
  7. Для комнатных растений нужны тепло и вода.

УГОЛОК ПРИРОДЫ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ.

ИГРЫ:

КАРТИНЫ:

  1. Кошка с котятами
  2. Собака со щенками
  3. Заяц
  4. Лошадь с жеребенком
  5. Корова с теленком
  6. Лиса
  7. Свинья с поросятами
  8. Коза с козлятами
  9. Медведь

РАСТЕНИЯ:

Растения уголка природы младшей группы ( 3 -4 года).

При подборе растений уголка природы для младших групп детского сада педагоги учитывают особенности восприятия детьми предметов – ребенок прежде всего обращает внимание на самые яркие и красивые из них.

В уголке природы младших групп размещают растения, имеющие ярко выраженные основные части (стебель и листья) и красиво, обильно и долго цветущие (обыкновенная герань, фуксия, бегония вечноцветущая, бальзамин, камелия, китайская роза). Заинтересовываю детей и растения с пестро окрашенными листьями. Они также имеют четко выраженный стебель и листья, на которых можно учить детей несложным приемам поддержания растений в чистоте.

Из названных видов растений воспитатель подбирает на год 3 – 4 экземпляра. При этом в уголке природы имеется два экземпляра одного вида растений: дети учатся находить и узнавать одинаковые растения.

(4-5 видов по 2-3 экземпляра)

ОПЫТЫ:

  1. Опыты с водой
  2. Таяние снега, замерзание воды
  3. Опыты с чистой и грязной водой из реки

Объем знаний детей младшей группы.

Объем знаний и задачи: дети должны знать названия 2 – 3 растений, называть их части: цветок, лист. Знать основные растительные группы: дерево, трава. Уметь рассказывать о растениях, отмечая характерные признаки – один, несколько, цвет, запах, листья – большие, маленькие, широкие. Узкие, их окраска. Находить одинаковые растения, знать, что за растениями нужно ухаживать – протирать листья, поливать их.

Какие растения должны знать: фикус, бегония, традесканция. Растения должны быть похожими на дерево, траву, неприхотливыми, цветущими, желательно с одноцветными цветками (бегония), с широкими плотными листьями (фикус), контрастными (традесканция).

Что дети должны делать: Поливать растение под руководством воспитателя, уметь правильно держать лейку, лить воду аккуратно, протирать листья влажной тряпочкой.

УГОЛОК ПРИРОДЫ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ.

ИГРЫ:

  1. Какая сегодня погода?
  2. Песенка из деревни
  3. Опиши, я отгадаю
  4. Продайте то, что я назову
  5. Все по домам
  6. Найди такой листок, как на дереве
  7. Кто скорее соберет
  8. Горячо – холодно
  9. Кто что делает?
  10. Охотник и пастух
  11. Кто в домике живет?
  12. Так бывает или нет?
  13. Где спряталась матрешка?
  14. Детки на ветке
  15. Угадай, что съел
  16. Какое время года?
  17. Путешествие в лес, в парк в поисках диковинных снежных фигур, зверьков
  18. Угадай, это зверь или птица (по модели)
  19. Отбери и назови цветы, которые знаешь.
  20. Покажи птиц, которые прилетают весной
  21. Найди, о чем я расскажу
  22. Найди дерево по описанию
  23. Вини – Пух знакомит ребят с растениями – медоносами
  24. Малыши в зоопарке

КАРТИНЫ:

Картинки с образцами деревьев

РАСТЕНИЯ:

В средней группе у детей формируется умение видеть разнообразие свойств и качеств предметов и их частей: дети четче различают особенности растений, знакомятся с условиями, необходимыми для их жизни. Увеличивается количество растений, которые узнают и называют дети. В процессе ухода вместе с воспитателем дети приобретают несложные навыки: поддержание растений в чистоте, правильная их поливка. Пополняется уголок природы новыми растениями. Подбираются комнатные растения, имеющие разную форму и величину листьев.

Дети овладевают новыми приемами поддержания растений в чистоте, обливание их из мелко сетчатой лейки или опрыскивание из пульверизатора растений с мелкими листьями, обтирание листьев влажной тряпочкой или щеткой, имеющие зазубрины, сухой кисточкой – опущенные листья.

При этом детей учат определять зависимость способа ухода за растениями от характера листьев: их величины, количества, поверхности, хрупкости.

В средней группе кроме растений для уголка природы младших групп помещают еще алоэ или агаву (с мясистыми листьями, имеющие зазубрины по краям), бегонию - рекс, аспарагус, душистую герань ( с узорчатыми опущенными листьями)

В уголке природы средней группы может бать до 6-8 видов растений. Имеются разные виды растений одного семейства (зональная и душистая герань, несколько видов гераней).

(4-5 видов по 2-3 экземпляра)

ОПЫТЫ:

  1. С кошкой (определить, хорошие ли обоняние у кошки, хорошо ли слышит)
  2. С растениями (о необходимости влаги для роста)
  3. С водой (вкус, запах)
  4. Букет цветов в подкрашенной воде
  5. Вода нужна всем
  6. Морозной узор
  7. Защитные свойства снега (бутылка с водой на снегу и в глубине сугроба)
  8. Необходимость света для роста растений и влаги (семена сухие и проросщенные, луковицы с сухой банки и банке с водой)
  9. Рост мать – и –мачехи на разных полянках.

Объем знаний детей средней группы.

Объем знаний и задачи: Дети должны знать названия 4 – 5 растений, называть их части (стебель или ствол, ветки. Листья, цветы),уметь более точно описывать растение, отмечать форму листьев (овальные, круглые). Знать основные растительные группы: дерево. трава, куст. Дети должны различать растения и находить сходство по форме. Величине, окраске листьев и цветов, уметь различать изменения в их развитии.

Какие растения должны знать: герань, бальзамин, абутион, хлорофитум, циперус. Растения похожие на куст (герань, бальзамин).время от времени в группу вносят новое цветущее растение.

Что дети должны делать: продолжать поливать растения водой комнатной температуры, знать какое растение нуждается в поливе, какое нет (у одного земля светлая, сухая на ощупь, у другого земля темная, сырая на ощупь).

УГОЛОК ПРИРОДЫ СТАРШЕЙ ГРУППЫ.

ИГРЫ:

КАРТИНЫ:

А. Бубнов «На поле"

РАСТЕНИЯ:

Знания детей старшей группы получат существенные дополнения. Дети узнают, что растения для своего роста нуждаются в свете, тепле, влаге, почвенном питании. Если что – то не хватает, то это может привести к гибели растения. Детям объясняется, что разные растения нуждаются в разном количестве света, влаги, одни хорошо растут при ярком освещении, другие в тени, одни нуждаются в частом поливе, другие надо поливать редко. Закрепляется умение определять способ ухода за растениями в зависимости от характера листьев и стебля. В содержание знаний о растениях включаются представления о некоторых способах вегетативного размножения комнатных растений (размножение стеблевыми черенками).

В уголок природы вносится дополнительный ряд растений (при этом часть растений убирается или передается в младшую или среднюю группу).

Вносятся растения с разнообразными стеблями (вьющиеся, стелящиеся), имеющие луковицы, клубнелуковицы: 2 – 3 вида традесканций, 2 вида бегонии, 2 вида герани комнатный виноград, вьющийся плющ, 1 – 2 вида кактуса, цикламен, примула, амараллис, кливия. Они имеют разнообразные по форме и характеру листья, стебли, цветы; у них разные потребности в степени освещенности и поливе. Растения, имеющие различные виды стеблей, различную форму, величину, окраску листьев и цветов.

ОПЫТЫ:

  1. Как увидеть воздух
  2. Вода не имеет формы, запаха, вкуса
  3. Состояние почвы
  4. Свойства песка:Песчаный конус, своды и тоннели, песочные цветы
  5. Опыты с почвой
  6. Опыты с магнитом
  7. Опыты с водой
  8. Защитные свойства снега.
  9. Испарение воды
  10. разная потребность растений во влаги
  11. Снег и лед – вода
  12. Что тяжелее: снег или земля (Что тонет в воде)
  13. Посев и проращивание семян (необходимость влаги для роста
  14. Необходимость света для роста (два одиноковых растения в темной и светлом месте)
  15. Необходимость тепла для среза веток
  16. Существование света и тени
  17. Таяние и замерзание воды
  18. Как услышать воздух (ветер?
  19. Рост посевов овса, необходимость удобрений.
  20. Сила ветра и воды (лодочки в ручейках)

Объем знаний детей старшей группы.

Объем знаний и задачи : Дети должны знать названия 6 – 7 растений, их части: бутоны, корни и т .д.Уметь подробно описывать растения, отмечая расположение листьев, их форму, цвет и поверхность, а также особенности строения стебля и цветов (листья гладкие или с ворсинками, края листьев ровные или с зубчиками).Знать, что от правильного ухода зависит состояние растения, что за растениями нужно ухаживать по – разному, в зависимости от времени года.

Какие растения должны знать: Детей знакомят с растениями, имеющими неярко выраженные признаки различия и сходства: с 2-мя видами герани, бегонии, а также с растениями имеющими различные виды стеблей, различную форму, величину и окраску листьев и цветов: колеусом, плющом, комнатным виноградом.

Что дети должны делать: самостоятельно ухаживать за растениями, добиваясь хорошего качества выполнения работы.

УГОЛОК ПРИРОДЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.

ИГРЫ:

  1. На животноводческой ферме
  2. Где что зреет?
  3. Помоги малышам
  4. Вырастим яблоки
  5. Хочу – не хочу. Хорошо – плохо
  6. Что было бы, если бы не было леса (картинки со стрелками – лесные цепочки)
  7. Лесные модницы (грибы)
  8. Узнай по описанию
  9. Куда поедем?
  10. Как сделали томатный сок?
  11. Следопыты (нахождение объектов по следам, листьям, веткам, пням)
  12. Что сначала, что потом? (Процесс приготовления булочки от посева зерна)
  13. Что было бы, если бы… …у совы не было острого клюва и т. д.)
  14. Времена года
  15. Узнай, какой ты зверь?
  16. Назови меня
  17. Пищевые цепочки
  18. Что растет на лугу, в лесу, на клумбе? Что лишнее?
  19. Морфологический ящик (Кто поймал тигренка для тигра? На чем привезли?
  20. Что было бы, если бы (кошка лаяла и т. д.)
  21. Загадывание загадок с зарисовками. Что это?
  22. Волшебная шапочка (увеличалочка, уменьшалочка, удлинялочка: туча-тучка, тучища)
  23. Спасение
  24. Лиса и зайцы
  25. Найди хозяина (Чьи следы зверей)
  26. Экологические цепочки. Где чей дом?
  27. Узнай, что это (Опрделение по части изображения зверя, птицы)
  28. Найди зверя, птицу (замаскируй так, чтобы не заметили)
  29. Волшебники (как вернуться в зиму)
  30. Узнай дерево (по коре, цвету, почкам, по стволу)
  31. Что было бы, если бы не было рыб в водоеме
  32. Искусные лесные строители
  33. Кто больше (признаки растения, животного, насекомого)
  34. Узнай по голосу (крики птиц, зверей, разговоры людей)
  35. Что было бы, если бы не было насекомых
  36. День здоровья

КАРТИНЫ:

Жанровая живопись. Звери наших лесов (альбом эстомны, линогравюры пейзажного характера о животных, детях.

Плакаты об охране природы и животных

И. Машков. Натюрморт с самоваром

А. Пластов. Первый снег

Плакаты об охране природы

Плакаты об охране природы, нарисованные детьми.

Плакаты: пожарная безопасность

РАСТЕНИЯ:

2 виды Бегонии, 2 вида Герани, Колеус, Плющ, Бегония Рекс, Узамборская фиалка. Лекарственные алоэ, туя.

Основная задача: знакомство детей с природой – формирование у детей элементарных знаний о существенных зависимостях в мире природы.

Дети знакомятся с постоянно повторяющимися закономерными изменениями в жизни растений в разные сезоны, с основными этапами их роста и развития.

В этой группе продолжается знакомство с вегетативным размножением растений. Усложняются способы ухода за растениями и сам характер организации труда (вводится дежурство по уголку природы). Дети учатся видеть существенные признаки предметов, общие и индивидуальные, их вариативность. В соответствии с этим в организации уголка природы обращается внимание на разнообразие растений не только по их внешнему виду, но и по их потребностям в определенных условиях среды.

В уголок природы подготовительной группы помещаются растения, резко отличающиеся по своим потребностям: папирус, который 10 месяцев растет в очень влажной почве, и кактус, требующий не большого и редкого полива, примула и традесканция с большой потребностью во влаге и узамбарская фиалка, поливать которую следует весьма умеренно.

В подготовительной группе детей знакомят с листовым черенкованием таких растений, как узамбарская фиалка, бегония – рекс, сансевьера, : размножение луковицами (гемантус, принум, амараллис), размножение делением куста (аспидистра, циперус, аспарагус).

Таким образом, тщательный подбор растений с учетом особенностей их внешнего вида, своеобразия требований к среде, способов размножения, позволяет проводить наблюдения и труд в природе более интересным, содержательным и увлекательным.

ОПЫТЫ:

Интересное вегетативное размножение: хлорофитум, камнеломка, бриофиллюм, легко размножающая черенками: (традсеканция, сенкрезии и др.) с разными подземными частями – луковицами, клубнями: кринум, сансевьера.

Объем знаний детей подготовительной группы.

Объем знаний и задачи: дети должны знать названия многих растений, подробно описывать их внешний вид, отмечая существенные особенности, называть наземные и подземные части, знать о некоторых лекарственных растениях, , происхождении растений (например фикуса, амараллиса)., их жизни на родине. Знать о роли света, тепла и влаги в жизни растений, об особенностях ухода за отдельными растениями (поливка в поддон луковичных, вреда или пользе опрыскивания).

Какие растения должны знать и с какими рекомендовано знакомить: С более прихотливыми, требующими сложного ухода (бегония Рекс, узумбарская фиалка); лекарственными (алоэ, туя, герань), интересными своим вегетативным размножением (хлорофитум, камнеломка, бриофиллюм), легко размножающимися черенками ( традесканция, сеткрезии), с разными подземными частями - луковичными, клубнями (кринум, сансевьера).

Что дети должны делать: самостоятельно ухаживать за растениями, добиваясь хорошего качества выполнения работы. Помогают воспитателю при пересадке растений – определяют какое растение нуждается в ней , какого горшок нужен размера.

Читайте также: