Типы диалогических высказываний в начальной школе

Обновлено: 14.05.2024

В статье рассматриваются методические условия развития диалогической речи в начальной школе. Важное место в системе работы педагога занимает развитие коммуникативных навыков школьников. Под наличием сформированных коммуникативных навыков подразумевают хорошо развитую речь, умение вступать в диалог, работать в группе, высказывать свою точку зрения и отстаивать ее, принимать чужую точку зрения и т. д. В процессе обучения этому уделяется большое внимание. Но факт остается фактом – многие выпускники школ в большинстве своем не обладают перечисленными умениями, что говорит о необходимости более глубокого изучения проблемы с разных сторон.

Диалог на уроке – это особая дидактико-коммуникативная атмосфера, которая помогает ученику не только овладеть диалогическим способом мышления, но и обеспечивает рефлексию, развивает интеллектуальные и эмоциональные свойства личности (устойчивость внимания, наблюдательность, память, способность анализировать деятельность партнера, воображение).

Методические условия рассматриваются как совокупность содержания, знаний, умений, ценностей, факторов, способов и средств, позволяющих реализовать учебно-воспитательные цели учебного предмета. Методические условия – это требования ситуации и обстоятельства, которые необходимо учитывать с целью получения наиболее оптимальных результатов от внедрения новой экспериментальной методики [1, с.295].

Мы выявили следующий комплекс методических условий, который обеспечивает развитие диалогической речи младших школьников:

  1. Обогащение и активизация словаря учащихся;
  2. Применение разнообразных дидактических игр;
  3. Использование формул речевого этикета;
  4. Применение коммуникативно-ситуативных упражнений.

Обогащение и активизация словаря учащихся. Работа над словарным запасом учащихся играет большую роль в развитии речи. Имея богатый словарный запас, ребенок может выразить свои мысли более точно и оригинально, построить правильно предложения и диалог.

Учителя начальных классов заинтересованы в том, чтобы каждый ученик научился говорить правильно и хорошо, так как это в дальнейшем поможет им установить и поддержать хорошие отношения с другими людьми. Каждое слово является мощным инструментом, если оно сказано умело, искренне и вовремя. Чем активнее дети будут совершенствовать свою речь, обогащать свой словарный запас, тем будет выше их уровень познавательных возможностей и культуры [2, с.41].

Как показывает практика, далеко не все дети грамотно строят предложения, правильно употребляют в речи слова и его формы. Бедный словарь учащихся мешает развитию диалогической речи. Многие ученики, не зная значений слов, употребляют их в своей речи не правильно, от этого они не могут найти взаимопонимания с собеседниками. Зачастую в школе педагоги сталкиваются с тем, что ученики совершают большое количество стилистических ошибок, их речь бессвязна и нелогична. Из-за неправильной речи дети не могут правильно выстроить диалог. Педагогам необходимо систематически вести работу по расширению словарного запаса учеников, искоренять ошибки учеников, для того чтобы они умели правильно, красиво и точно выражать свои мысли в речи.

Необходимо научить младших школьников задумываться над значением слова, употреблять его в точном соответствии с его семантическим наполнением, грамотно толковать значение слов в различных жизненных ситуациях: при определении понятий, явлений, фактов в процессе изучения дисциплин школьной программы, при восприятии новых слов, актуализирующихся в тех или иных сферах общения, при разъяснении незнакомых слов, при взаимодействии со старшими, друзьями, сверстниками.

Вопрос по расширению словаря учащихся начальных классов очень актуален. Чем большим количеством слов владеет школьник, тем точнее реализуется общение, как в устной, так и в письменной форме.

Работу по обогащению и активизации словаря учащихся педагоги проводят как на уроках, так и в неурочной деятельности. Словарная работа является фундаментом по развитию диалогической речи учеников. Важную роль для успешного развития диалогической речи играет: объем, разнообразие словаря и грамотное его использование. Многие школьники не умеют правильно употреблять слова в речи, причиной этого может быть то, что учителя не достаточно хорошо проводят работу по лексическому значению слов, ученики не задумываются над смыслом слова, у них нет образа за словом. По уточнению значений слов эффективны следующие упражнения: подберите однокоренные слова к данному слову, назовите слова, которые образованы от этого слова, подберите проверочное слово.

У младших школьников небольшой активный словарь. Многие дети не умеют правильно использовать в своей речи тот словарный запас слов, который они имеют и это мешает им строить диалог. Перед педагогами стоят следующие задачи:

  1. обогатить словарный запас;
  2. активизировать пассивный словарь;
  3. научить детей пользоваться фразеологизмами и новыми словами, употребляя их в своей речи [3, с.35].

Чтобы обогатить и активизировать словарный запас школьников, педагогам необходимо на уроках работать со словарями, важно вызвать интерес у учеников к каждому новому слову. Для объяснения толкований слов педагоги руководствуются общей дидактической задачей повышения степени самостоятельности познавательной активности детей, нужно, чтобы дети сами научились объяснять значения слов. Самым эффективным приемом является поиск значения слов по толковому словарю русского языка. Педагоги учат детей пользоваться словарем, рассматривать принципы, на основании которых строится определении слова. После того как ученики научатся находить толкование слов с помощью педагога, затем нужно, чтобы дети учились самостоятельно находить в словаре необходимые сведения. Обязательно нужно изучать этимологию слов (это поможет объяснить правописание), строение (состав), произношение, написание, его значение. Важно показать, как живет и развивается это слово в структуре словосочетаний, предложений, небольшого текста; связывать слово с конкретной речевой ситуацией [4, с.397].

В своей методике по обогащению словарного запаса слов, мы уделяем особое внимание работе с антонимами и синонимами.

Употребление синонимов помогает избежать повторов в речи и более точно выразить свою мысль. Для этого мы используем упражнения по редактированию текста, в котором школьники заменяют повторяющиеся слова. Этот вид работы является хорошей подготовкой к написанию изложений, сочинений и других связных высказываний.

Затем мы рассматриваем синонимия многозначных слов. Учителям необходимо показать, что разные значения одного многозначного слова образуют свои синонимические ряды. Использование таких упражнений помогает ученикам более точно выразить свою мысль [4, с.405].

На уроках русского языка, изучая разные части речи, дети начинают понимать, что наш язык богат словами, обозначающих одно и то же понятие, но отличающихся различными оттенками значения, эмоционально-экспрессивной окраской, сочетаемостью с другими словами. Необходимо внимательно относиться к выбору слова, чтобы сказать точно и выразительно.

В работе с антонимами, педагогу нужно обратить внимание детей на то, что не все слова в нашем языке имеют соотносительные слова с противоположным значением. В то же время некоторые слова, если они многозначны, могут иметь несколько антонимов, например: свежая (булочка) – чёрствый (булочка); свежая (газета) – вчерашняя (газета); свежий (воротничок) – грязный (воротничок). Также для учителей очень важно проводить работу с фразеологией параллельно со словарной. Необходимо научить учеников не только знать значение фразеологизмов, но и уметь правильно употреблять их в своей речи. Учителя используют для этого упражнения, в которых нужно составить из фразеологизмов предложение. Также можно показать, как в контексте используются фразеологические сочетания. С помощью таких приемов ученикам становится проще понять переносный смысл. Фразеологизмы помогают сделать речь живой и образной [4, с.408].

Большое влияние на расширение словаря учащихся оказывает художественная литература. Однако и те слова, которые дети услышали в произведении, в стихотворении, необходимо повторять в самых разнообразных сочетаниях с другими словами, только тогда ученики будут обогащать словарь и усваивать строй родной речи, начнут свободно использовать эти слова в своей речи. Пословицы и поговорки помогают расширить словарь учеников.

Используя пословицы и поговорки, мы развивает мышление, а значит и саму речь. С помощью пословиц и поговорок школьники ясно и лаконично высказывать свои мысли. В пословицах и поговорках содержится народная мудрость, где народ осуждает плохие качества и восхваляет хорошие. Использование загадок также помогает обогатить и активизировать словарь учащихся. Дети учатся сами составлять свои загадки. Ученики с легкость отгадывают загадки. Чтобы научить детей придумывать загадки, нужно познакомить с их правилами:

  1. не называть предмет, о котором придумана загадка, но можно сравнивать, противопоставлять, описывать или назвать по-другому;
  2. перечислить признаки предмета и действия, которые можно выполнить с этим предметом;
  3. в некоторых загадках возможно использование рифмы [3, с.117].

Для развития диалогической речи детей можно использовать методику скороговорения. Эта методика помогает ребенку быстрее освоить родную речь и научиться хорошо говорить. У учащихся развивается речь, память и мышление, детям становится легче усваивать учебный материал, высказывать свои мысли, общаться со сверстниками.

Диалогическая речь представляет собой яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые-лингвисты называют диалог естественной первичной формой языкового общения.

Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно отметить, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть не полной, сокращенной, иногда фрагментарной.

Овладение связной диалогической речью – одна из главных задач речевого развития детей с ОНР. Они испытывают затруднения в общении со сверстниками и взрослыми, необходимо постоянное внимание педагогов и взрослых к этой стороне поведения, активная помощь в овладении искусством речевого общения.

Её успешное решение зависит от многих условий: речевой сферы, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка, которые педагоги, родители учитывают в процессе целенаправленного речевого воспитания.

  • слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником;
  • формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка;
  • менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия;
  • поддерживать определенный эмоциональный тон;
  • следить за правильностью языковой формы, в которую облекают мысли;
  • слушать свою речь, вносить соответствующие изменения и поправки. Приложение 1.

Диалогическая речь отличается лаконичность и простотой конструкций. Конкретные условия реальной действительности, в которых протекает разговор, непосредственное общение собеседником позволяют им понимать друг друга, не прибегая к развёрнутым высказываниям. Отсюда для диалога характерны неполные предложения, однозначные ответы, короткие вопросы. Реплики в виде полных предложений для диалога не свойственны. В силу этого обучение диалогической речи необходимо вести с учетом её особенностей, т.е. учить строить диалог так, как он звучит в живом общении.

Строевой единицей диалогической речи является диалогическое единство - сочетание двух или более взаимосвязанных реплик. Чтобы овладеет этой формой речи, нужно усваивать различные типы диалогических единств.

В сначала дети овладевают лишь элементами диалогических единств (вопросами и ответами); учатся задавать вопросы, строить вопросительные предложения, дополнять недоконченные диалоги. Затем начинают знакомиться со строением диалога.

Овладение диалогическим единством того или иного типа будет идти через группу упражнений. Вначале ученики знакомятся с образцом диалогического единства. Затем они учатся строить отдельные реплики. Наконец, упражняются в составлении целого диалога. Для упражнений в диалоге предлагаются ситуативные задания. Приложение 2.

Обучение происходит поэтапно.

Первый этап. Вопросно-ответная форма речи.

Вопросно-ответная форма диалогического общения наиболее типична и она используется как для решения познавательных, так и социально-коммуникативных задач. С одной стороны, коммуникативная задача вопроса заключается в получении новой информации или уточнении уже имеющихся сведений. С другой, именно вопрос чаще всего становится инициативной диалогической репликой. Он служит не только носителем информации, но и побуждает к ответному высказыванию.

Умение и желание ребенка задавать вопросы свидетельствуют о его активном восприятии и сознательном усвоении знаний. Чтобы спросить о чем-то, дети должны уметь выделить главное, осознать проблему и верно сформулировать ее. Таким образом, обучение умению отвечать на вопросы помогает развитию умению лексико - синтаксически оформлять результаты мыслительной деятельности.

Для формирования вопросно-ответной формы речи используются различные виды беседы, игры.

Сначала необходимо развивать у детей умение отвечать на вопросы и задавать их. Особое внимание уделять формированию умения слушать и слышать собеседника, используя для этого различные игры.

Нужно заметить ответ на заданный вопрос ответом на другую тему. Если ребёнок отвечает на заданный вопрос, он выходит из игры.

Прочитать разговор в двух лицах, продолжить его: - Рита, что ты делаешь? - Я рисую. – Что ты рисуешь? -…… -….и т.д.

По сюжетной картинке первый ученик составляет простое нераспространенное предложение, каждый следующий добавляет к нему по слову.

Требуется составить рассказ на заданную тему по кругу. Каждый участник начинает свою фразу с повторения конца фразы предыдущего.

1. Дети по очереди запускают руку в мешочек, выбирают один из предметов, ощупывают его и называют. Потом вытаскивают предмет, чтобы проверит себя.

2. Один ребенок выбирает предмет и старается догадаться, что это. Остальные задают вопросы, которые помогают определить, какая вещь выбрана.

Второй этап. Обобщение.

Здесь на первый план выходит общение детей друг с другом. Для этого создаются различные коммуникативные ситуации, игры для развития невербального мышления.

ГДЕ МЫ БЫЛИ, МЫ НЕ СКАЖЕМ, А ЧТО ДЕЛАЛИ, ПОКАЖЕМ

Дети разбиваются на пары, выбирают одно животное или птицу для себя и своего партнера. Выбранное животное нужно изобразить так, чтобы остальные дети узнали его.

С помощью наводящих вопросов детям дают неверную динамическую характеристику изображаемых предметов (самолет пашет?, магнитофон прыгает?, утюг поет? и т д.). Это направляет мышление детей на выделение главного функционального признака понятия-образа, помогает сформировать динамическую психолингвистическую модель “подлежащее-сказуемое”. В результате ребята приходят к выводу о том, что показать предмет можно только через его функцию – действие. Затем вводится модель “подлежащее-сказуемое-дополнение”, (я чищу картошку, Лена готовит салат, я прикручиваю колеса) одновременно расширяется и уточняется словарный запас, развивается грамматический строй и произносительная сторона речи.

Третий этап. Совершенствование усвоенных навыков.

На этом этапе используются диалоги, сюжетно-ролевые игры, диалоги с незнакомыми взрослыми и сверстниками. Сюжетно-ролевая игра отвечает потребности детей воплотить в жизнь собственные замыслы, выразить свои переживания. В процессе игры они переходят от реализации хорошо усвоенных сюжетов к самостоятельному построению новых.

Кроме того в совместной игре сталкиваются индивидуальные замыслы, которые потом необходимо согласовать для создания единого общего плана.

Итак, в школьном логопункте возможно организовать достаточно эффективную работу по развитию навыков диалогического общения для преодоления общего недоразвития речи.



Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи.

Монологическая и диалогическая речь — что это? Определения и виды устной речи

Для начала тезисно напомним, что такое монолог и диалог, какие виды монологической и диалогической речи существуют в русском языке.

Монолог — это высказывание одного лица. Монолог относительно протяжен во времени, содержит разные по объему части текста, связанные между собой логически.

В методике русского языка принято выделять два типа монолога:

  • Направленный — то есть, обращенный к собеседнику.
  • Внутренний — речь для себя, без расчета на реакцию.

Существует и классификация монологов по цели высказывания:

Для разговорной речи характерны спонтанные монологи, для официальной — подготовленные, имеющие четкую структуру (вступление, основная часть, заключение).

Диалог — разговор двух и более лиц. В отличие от монолога разговор может прерываться, во многом зависит от эмоций, характера беседы и темы, редко состоит из законченных предложений.

В зависимости от степени участия собеседников выделяют следующие виды диалогической речи:

  • Односторонний опрос — вопросы задает только один из собеседников. К такому виду относятся интервью, анкетирование, соцопрос.
  • Двусторонний опрос — участники равнозначно участвуют в беседе (дискуссии, споры).
  • Обмен мнениями — здесь нет никаких вопросов, только суждения и мнения.

В методике выделяют еще стандартные диалоги (или диалоги этикетного характера) — это диалоги, используемые в типовых ситуациях (продавец-покупатель, начальник-подчиненный и пр.)

Обзор методик и приемов, направленных на развитие связной монологической и диалогической речи

  • Образец рассказывания — это живое, яркое описание предмета или явления, которое дается детям как образец для подражания. Этот прием обучения монологической речи применяют в начальной школе, когда демонстрируют как, например, должно звучать правило, описание события и т.д.

Образец должен быть кратким, доступным для понимания, легким для запоминания, произносится четко, громко, обязательно выразительно.

  • Анализ образца рассказывания. Этот прием помогает осознать структуру речи, вычленить отдельные составляющие, поработать над интонацией. Часто практикуется в начальной школе. Например, можно взять любой диалог или монолог из прочитанного произведения и попросить учащихся обозначить, где вступление (начало разговора), где концовка. Отдельно ученики выделяют цветными карандашами ключевые слова, на которых нужно понизить или повысить интонацию.
  • Совместное рассказывание — еще один прием для начального обучения. Здесь учитель начинает предложение, а ребенок его заканчивает. Либо они составляют монолог поочередно.
  • Частичное рассказывание — знакомая всем методика, когда по части текста нужно восстановить его полностью Можно предлагать начало рассказа, середину, конец. Легче, если это будет событийный рассказ. В старших классах можно предлагать для частичного рассказывания тексты-размышления или абстрактные тексты-рассуждения.
  • Рассказ по картине (предметной, сюжетной, пейзажа, серии картин) — один из наиболее действенных приемов, который помогает развивать связную монологическую речь. Из практики отмечено, что этот прием часто практикуют учителя русского языка в начальной и средней школе. Почему о нем забывают в старших классах? Ведь для старшеклассников и картины можно подобрать интересные, соответствующие возрасту, и условия создания рассказа усложнить.
  • Пересказ — прием практикуется на всех уровнях обучения. А учить пересказу начинают уже в 1 классе. Прием эффективный, потому что позволяет развивать не только образность мышления, но и логичность изложения мысли. Пересказывая текст, ребенок учиться понимать его структуру, а запоминание наиболее ярких оборотов речи, предложений способствует развитию памяти и художественности речи.
  • Дедуктивный метод — способ обучения диалогу. Часто используется на уроках иностранного языка, хотя вполне приемлем и на других уроках. Суть метода в том, что дается готовый диалог, как образец. Это может быть ситуативный диалог, этикетный, профессиональный, в котором использованы устойчивые выражения, характерные для данной ситуации. Образец тщательно изучают, а потом, на его основе составляют свой диалог.

Например, предстоит урок-суд. Для этого процесса характерны свои реплики и устойчивые выражения. Поэтому заранее с учениками изучают, как строится процесс судопроизводства, какие фразы наиболее употребительны, какие термины используются. Образец может быть предоставлен в виде текста, видеосюжета.

На основе дедуктивного метода появились такие методики, как ролевые игры, дискуссии, форумы, симпозиумы. Все они строятся на основе беседы, обучения диалогической речи, развивают умение вести спор, отстаивать свое мнение, мыслить аргументировано и связно излагать свои мысли.

Формирование монологической речи и умение вести диалог — ключевая задача технологии развития критического мышления. Все приемы и стратегии в этой технологии так или иначе построены на обсуждении, на умении связно говорить и спорить, приводя аргументы и доказательства. Такие приемы, как Уголки, ПОПС-формула, Кубик Блума, Сюжетная таблица, Мысли по аналогии, ИДЕАЛ, Мудрые совы призваны развивать критическое мышление. А главное — обучают связной, логически выстроенной и аргументированной речи.

В заключение хотелось бы отметить, что обучение монологической и диалогической речи должно вестись на всех уровнях обучения. Бывает, что учителя в старших классах не уделяют этому вопросу должного внимания, полагая, что подросток 14-16 лет уже умеет говорить связно. Но помимо логичности изложения школа должна научить образности мышления, критичности суждений, умению вести дискуссии и споры. Поэтому используя те или иные приемы, предполагающие монологи и диалоги, желательно постоянно акцентировать внимания на требованиях к устной речи.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


В статье авторы описывают пути формирования диалога и монолога младших школьников на уроках развития речи в начальной школе.

Ключевые слова: диалог, монолог, виды мышления, внутренняя и внешняя речь.

Умение красиво говорить, облекать свои мысли в слова — важнейший жизненный навык, который необходимо развивать с раннего детства. Конечно, самым верным помощником для детей в этом возрасте являются родители. Ведь именно они постоянно находятся рядом и знакомят с предметами и понятиями окружающей действительности. В то же время невозможно заставить ребенка думать и давать правильный ответ. Вы можете только на собственном примере показать, как передать словами те идеи, которые возникли у вас в голове.

В начале начальной школы интеллектуальное развитие ребенка достигает довольно высокого уровня. Все психические процессы: восприятие, память, мысль, воображение, речь — уже прошли достаточно долгий путь развития. Различные когнитивные процессы, которые предлагают различные виды деятельности для детей, не работают изолированно друг от друга, но представляют собой сложную систему, каждый из которых связан со всеми остальными. Эта связь не остается неизменной на протяжении всего детства: в разные периоды один из процессов приобретает наибольшее значение для общего интеллектуального развития.

Человек не сразу рождается с определенными склонностями делать правильные выводы и строить логические построения. Логическое мышление человека не врожденное, а приобретенное свойство.

Все познавательные процессы, обеспечивающие различные виды деятельности ребенка, представляют собой сложную систему. Эта связь не остается неизменной на протяжении всего детства. В различные периоды один из процессов получает ведущее значение для общего интеллектуального развития.

В младшем школьном возрасте, в развитии познавательной активности преобладает мышление, что оказывает немаловажное влияние на остальные процессы.

В зависимости от меры восприятия мыслительного процесса различают три основных вида мышления: предметно-действенное, наглядно-образное, абстрактное (словесно-логическое) [1].

Предметно-действенное — вид мыслительной операции, связанный с практическими действиями, а наглядно-образная операция мышления опирается на восприятие или представление (характерно для маленьких детей). Наглядно — образное мышление позволяет решать задачи в непосредственно данном, наглядном поле. Дальнейший путь развития мышления заключается в переходе к словесно-логическому мышлению — это мышление понятиями, лишёнными непосредственной наглядности. Словесно-логическое, понятийное мышление формируется постепенно на протяжении младшего школьного возраста.

Естественно, в 6–7 лет мышление при помощи понятий еще недостаточно развито, но все же задатки этого вида мышления уже присутствуют.

Первые исследования были основаны на мышлении детей и их эволюции, в частности переходе от практики к логике Л. С. Выготским. Он же и наметил основные пути и условия этого перехода.

Внутренняя речь — это ментальная речь, которая течет на лингвистическом материале, но без особых внешних проявлений. Это как разговор с самим собой. Внешняя речь — это речь, сопровождаемая звуками графических знаков, чаще всего адресованными другим.

Развитие речи обучающихся — это длительный и сложный процесс, который требует систематизации и целенаправленного вмешательства учителя.

Главной задачейпо развитию речи в этом случае является вооружение учащихся содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать свои и чужие мысли.

Высказывания младшего школьника, зачастую непосредственны. Часто это слова, которые повторяются, преобладает сжатая, непроизвольная, диалоговая речь.

Устная форма монологической речи отличается от диалогической не только подачей, но и тщательностью предварительной подготовки. Изучая трудности, которые испытывают младшие школьники при построении устного монологического высказывания, Н. И. Жинкин установил, что они связаны:

− бедностью активного словаря, так как устная речь предусматривает мгновенную реализацию мыслей в словах. То есть, устная речь строится спонтанно.

− со слабо развитой оперативной памятью, основной функцией которой является удержание связных слов, во время построения устного высказывания.

Таким образом, овладение родным языком, как единицей речи зависит не только от запаса слов и грамматических форм, но и от умения правильно передать свою мысль, используя рассуждения и доказательства для выражения связанного и обоснованного собственного суждения. Поэтому работа по развитию и совершенствованию устной речи младших школьников должна проводиться регулярно и целенаправленно, опираясь на богатство родного языка и осознании себя в обществе.

  1. Ахманова О. С. Развитие устной связной речи / О. С. Ахманова. — М.: Просвещение, 2013. — 369 с.
  2. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П. Я. Гальперин. — М.: Просвещение, 2008. — 446 с.
  3. Ладыженская Т. А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся / Т. А. Ладыженская. — М.: Наука, 2011. — 136 с.
  4. Мaтюшкин А. М. Прoблeмныe ситуaции в мышлeнии и oбучeнии / А. М. Матюшкин. — М.: Просвещение, 2007. — 168 с.
  5. Севастьянова О. И. Как развивать мышление? / О. И. Севастьянова // Начальная школа. — 2012. — № 6. — С. 35.
  6. Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 272 с

Основные термины (генерируются автоматически): внешняя речь, вид мышления, логическое мышление, младший школьный возраст, начальная школа, ребенок, сложная система, устная речь, общее интеллектуальное развитие, родной язык.

Читайте также: