Типовые приемы фантазирования триз в детском саду

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Золотова Оксана Павловна

Населенный пункт: Самарская область, г. Тольятти

В связи с реформой образования и кардинальными изменениями требований к дошкольному воспитанию появляются и активно используются в педагогической деятельности новые технологии, способствующие интелеллектуально- творческому развитию детей.

Увеличение информационного потока требует от педагога дошкольного учреждения постоянного самообразования и интенсивного профессионального саморазвития, повышение своего культурного уровня. Имеющиеся на сегодняшний момент формы и средства обучения не всегда оказываются эффективными. В связи с этим нами была организована системная работа по освоению и использованию методов ТРИЗ – технологии с детьми дошкольного возраста. Одним из преимуществ данной технологии является то, что эта технология универсальна, ее можно использовать как в совместной, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.

При организации непосредственно образовательной деятельности педагог имеет возможность не просто сообщать новые знания детям, а предоставлять возможность самим добраться до истины, подводит к самостоятельному решению проблемы, выявлению противоречий, нахождению новых решений, изобретению новых объектов рукотворного мира. Педагог не просто развивает фантазию детей, а обучает способам познания объектов окружающей действительности, развивает у дошкольников системное мышление, формирует умение понимать единство и противоречие окружающего мира.

Типовые приемы фантазирования (далее ТПФ) созданы Г. С. Альтшуллером в семидесятых годах ХХ века для активизации мыслительной деятельности людей, занимающихся изобретательством.

В основе ТПФ лежат мыслительные операции представления объектов посредством игнорирования фундаментальных законов природы. Основным механизмом ТПФ является доведение до крайней степени проявление какого-либо признака или его полное уничтожение.

Приемы типового фантазирования адаптированы для работы с дошкольниками Т.А. Сидорчук. Всего определено шесть приемов:

  • Прием "Увеличение - уменьшение".
  • Прием "Деление - объединение".
  • Прием "Преобразование признаков времени".
  • Прием "Оживление - окаменение".
  • Прием "Специализация – универсализация".
  • Прием "Наоборот".

Для лучшего понимания детьми фантастических преобразований, названия приемам даны в виде имен волшебников с различными возможностями.

Общая цель ТПФ

Научить ребенка делать фантастические преобразования объекта по какому - либо признаку.

Было изготовлено шесть съемных плащей разного цвета и разными символами:

С его помощью мы можем изменить величину объекта, его частей, места расположения объекта. Увеличить их или наоборот уменьшить целый объект или его часть. Суть приема увеличения – уменьшения заключается в изменении по убывающей или возрастающей любого признака объекта.

Этот волшебник умеет делать все, только с точностью наоборот. Любую функцию или свойства объекта заменяет на противоположные.

Суть приема заключается в выявлении определенного признака или значения признака объекта и замене их на противоположные.

Волшебник Оживления превращает все неживое в живое. Волшебник Окаменения – наоборот: делает все живое – неподвижным.

При воздействии Волшебника Оживления неживое становится живым и подвижным, живые организмы становятся более динамичными.

При воздействии Волшебника Окаменения живое становится неподвижным, а неживое – абсолютно статичным.

Использование приемов оживления-окаменения позволяет изменять объект, его часть или место обитания по признаку динамичности или статичности.

Это два волшебника: Волшебник Дробления и Волшебник Объединения. Они часто ходят друг за другом. Первый делит на части все и перепутывает их. Второй – объединяет все части, которые попадаются под руку.

Этот метод предназначен для фантастического преобразования с позиции деления и комбинирования в любом варианте объектов или их частей.

В работе с дошкольниками прием представлен двумя волшебниками: Волшебником Деления, который все делит, и Волшебником Объединения, который все объединяет. Основной принцип их действия – отсутствие всяких правил, несовместимое с логикой деление и комбинирование.

За действиями Волшебника Деления всегда следуют фантастические преобразования, произведенные с помощью Волшебника Объединения, и наоборот. Ребята сами должны догадаться и объяснить волшебные преобразования с точки зрения практического применения.

Специализация – это Волшебник, который может выполнить ограниченное число функций – Волшебник Могутолько (магазины специализированные – обувь, одежда…)

Универсализация – это Волшебник, который может выполнять много функций – Волшебник Всемогу (универсам, супермаркет).

Прием представлен двумя волшебниками: Волшебник Всемогу (универсализация) и Волшебник Могутолько (специализация).

Прием Универсализации дает возможность объекту выполнять множество функций, даже ему не свойственных.

Прием Специализации позволяет ограничить возможности объекта в рамках типичной для него функции.

Этот волшебник может творить со временем все, что захочет.

  • Убыстрить время (Волшебник Быстрых Минут), с таким же успехом замедлить его (Волшебник замедления)
  • Поменять местами временные отрезки, в которых протекали определенные события (Волшебник перепутывания времени)
  • Может процессы и события заставить протекать наоборот (Волшебник Обратного Времени)
  • Переместить события на дальние временные отрезки (машина времени), на ближние – относительно жизни человека (зеркало времени)
  • Может остановить время (Волшебник остановивший время).

Фантазирование основано на изменении признаков времени. В связи с тем, что для преобразования берутся разные свойства времени, прием становится многофункциональным. Волшебник Времени может:

  1. Убыстрить процессы, протекающие, в самом объекте (Волшебник Быстрых Минут), замедлить процессы (Волшебник Замедления).
  2. Поменять местами временные отрезки, в которых протекали определенные события (Волшебник Перепутывания Времени).
  3. Заставить протекать события в обратной последовательности (Волшебник Обратного Времени).
  4. Переместить объекты на дальние временные отрезки (Машина Времени), на ближние - относительно жизни данного объекта (Зеркало Времени).
  5. Остановить время для объекта, его частей или места нахождения (Волшебник, остановивший Время).

Нами была создана картотека развивающих игр с волшебниками –преобразователями.

Игры разработаны с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста, основаны на изучении признаков объекта и преобразовании объектов окружающего мира, создании новых объектов с новыми признаками.

Дидактические игры:

Подробное описание дидактических игр с Волшебниками описано в приложении.

ТРИЗ - технология является неисчерпаемым источником творчества, как для детей, так и для педагога. В дальнейшем мы планируем продолжать работу по преобразованию объектов с помощью Волшебников, так как считаем это качество важным для дошкольников при подготовке к школе и дальнейшем успешном обучении.

Приложение1

Игры для детей среднего и старшего возрастов.

Цель. Формировать у детей представления о принципах действия приемов фантазирования.

Материал. Волшебник с плащом увеличения и уменьшения.

Цель. Учить создавать новые объекты с помощью добавления какого - либо свойства

Материал. Картинки с изображением разных объектов.

Ход. Воспитатель предлагает детям картинки с изображением разных объектов. Дети называют свойство своих объектов и приглашают Волшебника Дробления – Объединения. Происходит обмен свойствами. Дети выясняют, каким теперь стал объект, и что в этом стало хорошего и плохого. Например: мыло подарило свойство запаха телевизору, а телевизор подарил мылу свойство показывать.

Цель. Учить определять части и целое у объекта и менять их местами

Материал. Картинки с объектами. Волшебник с плащом объединения и дробления.

Объявить детям, что такие преобразования делает Волшебник Дробления – объединения.

Цель. Учить самостоятельно, преобразовывать объекты с помощью Волшебника Оживления – Окаменения, решать проблемные ситуации, возникшие в результате их изменения

Материал. Волшебник с плащом Оживления – Окаменения.

Ход. Воспитатель предлагает пригласить Волшебника Оживления, который может неподвижное оживить, подвижное очеловечить, а человека сделать навсегда движущимся. Дети выбирают объекты (рукотворного и природного мира), совершают преобразование, описывают, когда это бывает в реальном мире. Производя фантастические преобразования (живой стол), дети решают проблемные ситуации (как рисовать на бегающем столе и т.д.).

Цель. Учить детей ограничивать функции объекта

Материал. Волшебник с плащом специала.

Ход. Воспитатель предлагает детям картинки с изображением различных объектов. Обсуждается основное назначение объекта. Приглашается Волшебник Специал и он ограничивает функции данного объекта. Например: шапка удерживает тепло головы; шапка, которая удерживает тепло головы только с восьми до девяти часов утра или удерживает тепло головы мальчика пяти лет.

Цель. Учить детей расширять функцию объекта, делая его многофункциональным и объяснять полезность новой функции

Материал. Волшебник с плащом универсала.

Ход. Ведущий называет, какой – либо объект рукотворного мира. Дети выделяют основную функцию данного объекта. Приглашаем Волшебника Универсал. Дети описывают результаты воздействия на объект (из чего должен быть сделан такой объект, как он будет выглядеть, его устройство) или на его часть (практическое применение многофункциональной части объекта – ножка стула удерживает любой вес, проводит воду). Дают название новому объекту.

Цель. Учить детей выявлять свойства объекта и заменять их на противоположные и решать проблемные ситуации, возникшие в результате изменений

Материал. Схемы волшебника и планшет. Карточки с изображением объектов.

Ход. Ведущий (ребенок) показывает детям карточки с изображением объектов. Дети перечисляют признаки каждого объекта, фиксируя их схематично на доске, затем подбирают к каждому названному признаку противоположный и объясняют практическое применение преобразованного объекта.

Цель. Учить детей выявлять функцию объекта и заменять ее на противоположную.

Материал. Схемы волшебника и планшет. Картинки с изображением предметов, выполняющих противоположные функции.

Ход. Воспитатель подбирает картинки с изображением предметов, выполняющих противоположные функции. Каждой паре детей дается задание: выбрать пару предметов, выполняющих противоположную функцию, и назвать ее.

Цель. Развивать умение определять Волшебника по его действиям.

Материал. Реальные объекты или карточки с изображением объектов, карточки со схемой изображающие Волшебников-преобразователей.

Ход. Нужно выбрать водящего, который берет картинку с любимым объектом. Остальные дети берут карточки схемы-волшебников, не показывают водящему.

Водящий стоит в кругу. Ребенок, не показывая схему-волшебника, называет, что произойдет с этим объектом, если до него дотронется волшебник, который находится на карточке-схеме.

Например: Если я до тебя дотронусь, этот объект станет большим. Водящий должен угадать, про какого волшебника говориться.

Цель. Закреплять умение детей образовывать слова суффиксальным способом. Формировать умение с помощью суффикса –нищ- образовывать слова увеличивающие объект; с помощью суффикса –чик- слова уменьшающие объект. Закреплять знания действия волшебников- преобразователей: увеличения и уменьшения.

Материал. Планшеты, на планшетах картинки с изображением объектов, карточки схемы волшебника увеличение и уменьшение.

Ход. Дети берут планшеты, в кармашках на планшете стоят картинки с объектами и схема - волшебника увеличение и уменьшение. Дети должны преобразовывать слова при помощи суффиксов – нищ - и – чик-.

Цель. Закреплять знания детей о волшебных преобразователях и преобразованиях, которые они осуществляют. Упражнять в умение составлять пару: волшебник – волшебство.

Материал. Планшеты, карточки с волшебниками и объектами.

Ход. Детей разделить на две команды. Воспитатель раздают планшеты с волшебниками: например увеличение и наоборот. Нужно найти картинки, которые подходят к этим волшебникам.

Цель. Формировать у детей умение изображать волшебников при помощи жестов.

Материал. Схемы волшебников.

Ход. При показе схемы волшебников, дети жестами показывают волшебников.

Увеличение – дети встают на носки и поднимают руки вверх.

Уменьшение – дети садятся на корточки.

Оживление – маршируют на месте.

Наоборот – дети поворачиваются (крутятся) вокруг себя.

Времени – дети руками показывают стрелки.

Дробление – дети прикрывают ладонью любые части лица.

Объединение – встают парами.

Специал – показывают один палец.

Универсал – показывают две ладони.

Цель . Закрепить представления детей об однонаправленности, непрерывности и однозначности времени для всех объектов материального мира

Материал. Волшебник времени.

Материал. Волшебник времени.

Цель . Продолжать учить определять линию развития объектов рукотворного и природного мира, формировать представление об однонаправленности времени

Материал. Волшебник времени.

Ход. Ведущий предлагает картинки, на которых изображен объект в различные моменты жизни (младенец, девочка, подросток, девушка, молодая женщина, пожилая женщина, бабушка; семечка, росток, побег, бутон, цветок, коробочка с семенами, высохший стебель и др.). Детям дается задание: разложить по порядку карточки, чтобы они соответствовали жизненному циклу выбранного объекта.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Использование типовых приемов фантазирования в работе с детьми дошкольного возраста

Типовые приемы фантазирования созданы Г. С. Альтшуллером в семидесятых годах ХХ века для активизации мыслительной деятельности людей, занимающихся изобретательством.

В практике д ошкольных учреждений, работающих по ТРИЗ–РТВ технологии, успешно используются в работе с детьми следующие приемы фантастических преобразований объектов :

Прием "Увеличение - уменьшение",

Прием "Деление - объединение",

Прием "Преобразование признаков времени"

Прием "Оживление - окаменение",

Прием "Специализация – универсализация",

Для лучшего понимания детьми фантастических преобразований, названия приемам даны в виде имен волшебников с различными возможностями .

Нами были разработаны модели приемов фантазирования (Волшебников), которые позволяют научить ребенка делать фантастические преобразования объекта по какому - либо признаку.

Каждый Волшебник имеет сво ю символик у приема фантастического преобразования :

Волшебник Увеличения Волшебник Уменьшения

С их помощью мы можем изменить величину объекта, его частей, места расположения. Увеличит ь их или наоборот уменьшить. (например,- мы пригласим в группу волшебника Увеличения ( Уменьшения ) по желанию детей. Волшебник коснулся стула и что с ним произошло? Зачем нам нуж ен так ой больш ой стул ? Что в этом хорошего, плохого? А если волшебник коснется не все го стула , а только е го спинки? Что произойдет? Для чего нуж е н стул с огромной спинкой? А вдруг волшебник У величения не будет касаться стула , а увеличит только то место, где он расположен ( группу ) … )

Волшебник Деления Волшебник Объединения

Это два волшебника: Волшебник Дробления и Волшебник Объединения. Они часто ходят друг за другом. Первый делит на части все и перепутывает их. Второй – объединяет все части, которые попадаются под руку.

Волшебник Наоборот

Этот волшебник умеет делать все, только с точностью наоборот. Любую функцию или свойства объекта заменяет противоположны ми .

Волшебник Оживления Волшебник Окаменения

Волшебник Оживления превращает все неживое в живое. Волшебник Окаменения – наоборот: делает все живое – неподвижным.

Волшебник Могувсё Волшебник Могутолько

Специализация – это Волшебник, который может выполнить ограниченное число функций – Волшебник Могутолько (магазины специализированные – обувь, одежда…)

Универсализация – это Волшебник, который может выполнять много функций – Волшебник Всемогу (универсам, супермаркет).

Волшебники преобразования признаков времени:


Волшебник Быстрых Волшебник Замедления
минут


Волшебник Перепутывания
Времени

Волшебник Обратного Волшебник Остановки
Времени Времени


Машина Времени Зеркало Времени

Эт и волшебник и мо гут творить со временем все, что захо тя т.

Убыстрить время (Волшебник Быстрых м инут), с таким же успехом замедлить его (Волшебник З амедления)

Поменять местами временные отрезки, в которых протекали определенные события (Волшебник перепутывания времени)

Может процессы и события заставить протекать наоборот (Волшебник Обратного Времени)

Переместить события на дальние временные отрезки ( М ашина В ремени), на ближние – относительно жизни человека ( З еркало В ремени)

Может остановить время (Волшебник О станов ки В рем ени ).

Используя типовые приемы фантазирования в работе с детьми, мы учим их ориентироваться в различных источниках информации, используя различные анализаторы, делать выводы, оценивать необходимость новой информации.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

  • Сейчас обучается 2952 человека из 85 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Организация образовательного процесса в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 591 386 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 26.09.2017 3226
  • DOCX 2.7 мбайт
  • 10 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Афанасьева Анна Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минпросвещения упростит процедуру подачи документов в детский сад

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения подключит студотряды к обновлению школьной инфраструктуры

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Ленобласть распределит в школы прибывающих из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Воображение – это фундамент творческой личности.

Уметь фантазировать – значит учиться рассуждать, строить цепочки причинно-следственных связей, придумывать фантастические сюжеты. У наших детей разные способности, таланты, жизненное предназначение.

Но, не обладая развитой фантазией и воображением, невозможно достигнуть высот ни в одной области человеческой деятельности. Они необходимы инженерам и конструкторам, художникам и музыкантам, физикам и лирикам…

Любой продукт интеллектуальной человеческой деятельности сначала появляется как мысль, идея, замысел, - на основе воображения и фантазирования. Лишите человека фантазии - и прогресс остановится!

Вам будет гораздо легче и интереснее фантазировать с детьми и исследовать сказочные объекты, если Вы познакомитесь с работами по приемам фантазирования, сделанными в ТРИЗ и ТРИЗ-педагогике.

Базовые приемы фантазирования можно пересчитать по пальцам руки: увеличение- уменьшение, дробление- объединение, прием наоборот, ускорение- замедление, д инамичность – статичность и другие.
Сегодня мы рассмотрим некоторые из них.

Пример из жизни.

Этот прием особенно понятен и доступен детям, стимулирует фантазирование и доставляет большое удовольствие.

Они представляют, что какой-то объект стал большим-пребольшим или наоборот очень-очень маленьким. Каково им будет существовать в новом образе среди других предметов, это предстоит решить детям.

Аналогично можно увеличивать и уменьшать любой объект. А если увеличить зонтик, карандаш, плюшевого медведя.

При этом не менять всего остального в окружении. Как по-новому можно использовать этот огромный предмет? Что будет хорошего, а что плохого в таком новом качестве? Зонтик-крыша от скамьи, карандаш-светильник, медведь-кровать. Можно придумать еще множество вариантов.

Представляю парный прием, помогающий придумывать новые усовершенствования или просто забавные объекты.

Дробление и объединение часто применяют в строительстве, в дизайне для удобства, функциональности или для красоты. Поясню, в чем суть.

Назначение приёма объединение — добавить новые грани к образу, сделать объект более выразительным или более функциональным. Или то и другое вместе.
Модели применения приема фантазирования объединение используют, когда соединяют одинаковые объекты.
Дома наглядно демонстрируют суть приема. Хотя, выглядят сумбурно.

В случае объединения разных предметов, можно говорить о повышении степени универсальности, потому что объект стал выполнять дополнительные функции.
(Это зеркало и гладильная доска)

Помните притчу о том, легко ли сломать веник? А если разделить его на прутики?

Часто, чтоб произвести над объектом сложное действие, необходимо его раздробить, а потом нужное действие выполнить с каждой частью. Либо объект изначально делают раздельным для изолированного осуществления действий.

Молодой художник жаловался Рафаэлю:

- Пишу картину два-три дня, а потом год не могу её продать.

- А ты попробуй наоборот, - ответил Рафаэль.

Суть этого приема - показать, что будет, если у исходного объекта изменить свойство или функцию на противоположные. К примеру, сделать неподвижное подвижным, теплое холодным, прямое извилистым и т. д. он рекомендует вместо прямого действия, диктуемого условиями задачи, попробовать осуществить обратное действие: движущуюся часть объекта сделать неподвижной, а неподвижную часть подвижной; попробовать перевернуть или вывернуть объект; гнев сменить на милость; функцию сменить на антифункцию; общепринятые решения сменить на обратные. А вдруг будет хорошо?!

-Как строят высокие башни?
-Спросили однажды Ходжу Насредина.
-Очень просто, - ответил лукавый Насредин.
-Сначала копают глубокие колодцы, а потом
выворачивают их наизнанку. Очень часто мы сами применяем этот прием в своей работе, выворачиваясь наизнанку)))) Спасибо!

-Классическая задача про конфету:
Необходимо поместить жидкую начинку внутрь самодельной шоколадной конфетки. Для этого начинку подогревают, чтобы она быстро заполняла шоколадную форму, но при этом тает шоколад и конфета портится. Как быть?

Полезно знать "сладкую" классическую ТРИЗовскую задачу:

Есть очень вкусные шоколадные конфеты - "бутылочки с ромом". При их изготовлении сталкиваются с противоречием:

- "Ром" (сладкий желеподобный сироп) должен быть горячим, чтобы его легко было залить в шоколадную бутылочку, но тогда плавится шоколад.

- Если ром холодный, то шоколад не плавится, но очень трудно его залить. Что делать? Делают наоборот: ром не нагревают, а замораживают. Изменить какое-либо качество объекта, факта
(или сам факт) на противоположное.

“Вот это да! – подумала Алиса. –Видала я котов без улыбок, но улыбка без кота! Такого я в жизни еще не встречала.”
(Льюис Кэрролл “ Приключения Алисы в стране чудес”)

Сделать объект универсальным (способным выполнять различные функции) или, наоборот, ограничить действия объекта. Примеры Универсальные объекты в сказках – волшебная палочка, скатерть-самобранка.

Придать неживому объекту свойства живого и наоборот. Примеры Источником этого приема в сказках является живая и мертвая вода. Многие волшебные предметы получены этим приемом. Например, говорящий камень. В мифологии прием окаменения связывают с медузой Горгоной (ее взгляд превращал человека в камень).

Перенести объект во времени в прошлое или будущее. Примеры: собственно идея путешествия по времени возникла, видимо, все-таки в научной фантастике. В мифологии путешествовали, в основном, к предкам (в иной мир).

В ТРИЗ работе с фантастическими объектами посвящен отдельный курс развития творческого воображения (РТВ). Появился он не сразу. Автор теории – Генрих Саулович Альтшуллер был выдающимся писателем-фантастом (фантастикой и РТВ он занимался под псевдонимом Генрих Альтов), входил в двадцатку лучших фантастов мира.

Но он фактически оставил фантастику, чтобы разрабатывать ТРИЗ и не планировал вначале совмещать эти два направления. Однако в процессе преподавания ТРИЗ было замечено, что более сильные, смелые решения дают люди, которые любят и знают научную фантастику. Они не искали в фантастике решения своих проблем, но, решая изобретательские задачи с помощью ТРИЗ, они легче принимали новые, нестандартные, смелые идеи. Тогда было решено ввести в программу курс развития творческого воображения – РТВ.

Курс РТВ на базе ТРИЗ включает целый ряд методов снятия психологической инерции мышления, получения фантастических идей. Центральный инструмент курса – простые приемы фантазирования (ППФ), в классическом РТВ их 12. Приемы были выделены Г.С. Альтшуллером (Г. Альтовым) в результате анализа большого массива научной фантастики.

ТРИЗ позволяет развивать воображение, фантазию детей.

ТРИЗ позволяет преподносить знания детей в увлекательной и интересной для детей форме, обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию.

ТРИЗ работает на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнёров, стимулирует создание ситуации успеха для детей.


Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.

Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. А также положение Л. С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.

Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы. Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художественном творчестве и др.

Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей.
Также ТРИЗ – технология развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.

Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.
ТРИЗ – технология, как универсальный инструментарий можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной, так и в играх, и в режимных моментах). Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознание ребёнка дошкольника. Создаётся ситуация успеха, идёт взаимообмен результатами решения, решение одного ребёнка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. Технология даёт возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышлению.

В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста.

В детских садах используются следующие методы ТРИЗ:
- Метод мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

- Метод каталога. Метод позволяет в большей степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию.

- Метод фокальных объектов. Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.

- Метод морфологического анализа. В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.

- Мышление по аналогии. Так как аналогия - это сходство предметов и явлений по каким-либо свойствам и признакам, надо сначала научить детей определять свойства и признаки предметов, научить их сравнивать и классифицировать

- Типовые приёмы фантазирования (ТПФ). Чтобы у ребёнка развить фантазию вводят в помощь шесть волшебников. Цель волшебников – изменить свойства объекта. Приёмы волшебства: увеличение-уменьшение, деление-объединение, преобразование признаков времени, оживление-окаменение, специализация-универсализация, наоборот.

Система ТРИЗ в обучении детей — это практическая помощь ребенку для нахождения наилучшего решения поставленной задачи или в создавшейся ситуации. Принцип такой: "Есть задача — реши ее сам", но не путем проб и ошибок, а путем алгоритма размышлений, приводящих ребенка к лучшему решению.

Согласно развивающей педагогике, малыш имеет большую свободу мыслить самостоятельно, но все же ключевое решение находится в руках преподавателя. Иллюстрируем эти подходы на примере. Предположим, что в детском саду у всех детей одинаковые чашки. Как же запомнить свою? Классический подход: воспитатель дает каждому по индивидуальной наклейке, клеит на свою чашку и просит детей повторить это действие. ТРИЗ в детском саду будет выглядит так: побудить ребенка самому придумать и найти отличия на своей чашке. Это требует больше времени? Возможно. Однако фантазия ребенка может поразить своей оригинальностью и необъяснимостью, и это будет его личным осмысленным решением.

Советы педагогам при использовании методов ТРИЗ:
Боритесь с желанием читать лекции и долго объяснять заданную ситуацию. Если ребенок не понял, чего вы от него хотите, то стоит перенести этот разговор на другое время или вовсе к нему не возвращаться. Не давите на ребенка такими словами как "давай скорее", "думай сам", "это неправильно". ТРИЗ-технология в детском саду подразумевает, что любое мнение и версия достойны рассмотрения. Кроме того, ребенок учится мыслить постепенно, и задача педагога — помочь, а не заставить. Не забывайте про похвалу. Конечно, она должна быть искренней и конкретной. Пусть ребенок чувствует себя уверенно в общении и высказывает свои самые смелые идеи. Опирайтесь на те знания и понятия, которыми ребенок хорошо владеет. Чтобы построить цепочку гипотез, нужно иметь полное представление о данной задаче и ситуации.
Имея уже основное представление, что такое методика ТРИЗ в детском саду, и помня эти советы, можно смело разобрать некоторые игры. Они не только понравятся детям, но и облекут всю теорию в действительность.

Цель: тренировать внимание, умение увидеть все необходимые ресурсы. Перед игрой важно включить элементы ТРИЗ. В детском саду это сделать нетрудно, так как вниманию ребенка предлагается огромное количество разнообразных предметов. Можно спросить, указывая на объект: "Для чего эта чашка? Для чего дверь? Для чего эта подушка?" Вступление: рассказать детям о рассеянных и забывчивых людях, которые все путают и забывают (не забыть сделать воспитательный вывод). А затем спросить: кто хочет помочь машам-растеряшам? Далее игру можно проводить двумя способами по желанию. Ведущий будет Машей. Растерянно оглядываясь по сторонам, он говорит: - Ой! - Что случилось? - Я потеряла (называет какой-то предмет, например, ложку). Чем же я теперь буду суп есть (или назвать любое другое действие)? Сочувствующие помощники начинают предлагать свои способы решения проблемы: можно взять чашку и выпить юшку, а потом вилкой съесть все остальное и т. д.
2. Развитие игры происходит так же как и в первом, но роль Маши-Растеряши исполняют разные дети, а не только ведущий. Например, кто предложил лучшую альтернативу потерянному предмету, тот становится Машей. Таким образом, обеспечивается активность всех участников игры.

Это только два наглядных примера, которые иллюстрируют, насколько эффективны методы ТРИЗ в детском саду. Игры, конечно, могут быть самыми разнообразными, для педагога здесь полная свобода фантазии. Но если вначале что-то получается не очень хорошо, это не повод опускать руки. Игра для развития ребенка в возрасте от 3 до 7 лет имеет колоссальное значение, ведь именно в ней ребенок имитирует окружающие его социальные роли, поэтому следует постараться, чтобы научиться сочетать с игрой ТРИЗ-технологии. В детском саду это особенно важно, поверьте, результат того стоит.

Можно сделать вывод что, занятия с применением элементов ТРИЗ являются эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников, оказывают значимое влияние на развитие многих психических процессов и личности в целом. Развитие творческого мышления влияет на расширение индивидуального опыта ребёнка и организацию детской деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности, расширяет кругозор и словарный запас. Всё это предоставляет дошкольникам возможность успешной самореализации в разных видах деятельности. Занятия с использованием приёмов ТРИЗ помогают детям увидеть неожиданное рядом.

Читайте также: