Тип воскресной школы по классификации ороик

Обновлено: 05.07.2024

Окончание прошедшего 2012 года было ознаменовано событием, значимость которого для всех подвизающихся на ниве духовного просвещения подрастающего поколения трудно переоценить. Речь идет об утверждении Священным Синодом Русской Православной Церкви документов, регулирующих деятельность детских воскресных школ на территории Российской Федерации (журнал №125 от 25 декабря 2012 года).

Принятию этих документов предшествовала длительная и острая дискуссия. Она показала, что на сегодняшний день для многих руководителей воскресных школ характерно весьма размытое понимание задач школы, а также путей их реализации. Воскресными школами часто называют любые объединения детей, в организации которых принимают участие структурные подразделения Русской Православной Церкви. В результате такие воскресные школы, за редким исключением, в своей деятельности не решают главной задачи, к которой они призваны. А задача эта состоит в приобщении детей к жизни в лоне Православной Церкви.

Что касается повышения качества обучения в воскресных школах, то следует понимать, что это предполагает не только, и не столько правильную передачу детям знаний о Боге, мире и человеке, сколько формирование в них глубокого христианского мировоззрения, твердых убеждений, развитого нравственного чувства. Об этом подробно говорится в Задачах Стандарта.

Среди них хотелось бы отметить некоторые задачи, обусловленные современным состоянием общества: формирование духовной и нравственной ответственности; изучение, сохранение и развитие национальных культурно-исторических традиций; формирование уважительного отношения к представителям другой культуры, национальности, религии; формирование сознания единства прав, обязанностей и нравственного достоинства человека, взаимосвязи духовного, нравственного, гражданского и патриотического воспитания.

Стандарт предполагает три типа воскресных школ:

а) воскресная учебно-воспитательная группа;

б) воскресная школа, не имеющая статуса юридического лица (являющаяся структурным подразделением религиозной организации Русской Православной Церкви);

в) центр духовно-нравственного воспитания, являющийся самостоятельным юридическим лицом.

Для воскресных учебно-воспитательных групп Стандарт ставит менее высокие формальные требования. В частности, это касается материально-технического обеспечения и информационного оснащения программы учебно-воспитательной деятельности.

Особенностью Центра духовно-нравственного воспитания является обязательное прохождение ими процесса государственного лицензирования в качестве образовательного учреждения дополнительного образования. Это предполагает, что в таких школах проводятся занятия не только религиозной и духовно-нравственной направленности, но и дополнительные занятия, направленные на воспитание активной и многогранной личности христианина. Это могут быть художественно-эстетические, исторические, культурологические, научно-технические, физкультурно-спортивные, туристско-краеведческие занятия.

Что касается требований к результатам учебно-воспитательной деятельности, и к структуре и содержанию программы учебно-воспитательной деятельности, то для всех трех типов школ они одинаковы.

Учебно-воспитательная деятельность включает в себя три ступени: дошкольная (возраст 5-6 лет); младшая школьная или начальная (возраст от 7 до 11 лет); старшая школьная или основная (возраст от 12 до 16 лет). Ориентировочный срок обучения в воскресной школе (не считая дошкольной ступени) составляет 8 лет. Конкретный порядок организации образовательного процесса устанавливается и изменяется по решению Педагогического совета воскресной школы, при согласовании с Настоятелем.

Стандарт устанавливает цели и предметные результаты учебно-воспитательной деятельности на всех трех ступенях.

На дошкольной ступени обучения детям даются первичные понятия о Боге, о духовном мире, о молитве, о событиях Священной Библейской истории. В это время закладываются основы православного мировосприятия и побуждаются религиозные чувства. Занятия проходят в форме уроков-бесед и творческих мастерских и не носят системного характера.

Стандарт допускает организацию учебно-воспитательного процесса в воскресной школе с использованием авторских, творческих методик и подходов.

Особо следует остановиться на подборе кадров для воскресных школ. Согласно Стандарту, основными требованиями для педагогов являются: личная воцерковленность и квалификация. Добавим: желательно, чтобы ведущие педагоги воскресной школы были активными членами приходской общины. Что касается квалификационных требований, то они диктуются необходимостью соответствия качества религиозного образования и воспитания требованиям нынешнего времени. Это может быть среднее или высшее богословское образование; среднее или высшее гуманитарное образование с правом преподавания; начальное профессиональное, среднее профессиональное и высшее образование с прохождением катехизаторских/богословских курсов, организованных при духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви.

Соответствующие требования санитарно-гигиенических, прочих норм и правил касаются исключительно Центра духовно-нравственного образования. Для учебно-воспитательной группы и воскресной школы без юридического лица эти требования необязательны, но остаются на усмотрение Настоятеля прихода. Тут нужно пояснить, что для последних, в общем, является проблемой наличие помещения с отдельными классами.

Стандарт ставит высокие цели и одновременно предлагает пути их достижения, не забывая при этом, что главной целью воскресной школы является приобщение детей ко Христу, укрепление их в вере и богоугодной жизни.

Руководство является инструктивным документом при обязательной епархиальной аттестации воскресных школ и составлении сводного реестра воскресных школ по ее итогам.

Краткое руководство для определения типа воскресной школы

(приложение к Стандарту учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах Русской Православной Церкви на территории Российской федерации)

Пояснительная записка

  1. Воскресная учебно-воспитательная группа;
  2. Воскресная школа (не имеющая статуса юридического лица являющаяся и структурным подразделением религиозной организации Русской Православной Церкви);
  3. Центр духовно-нравственного воспитания, являющийся самостоятельным юридическим лицом.

Данная диагностическая таблица поможет специалистам епархиальных ОРОиК, а так же директорам воскресных школ самостоятельно определить тип воскресной школы.

Признаки воскресной учебно-воспитательной группы:

  • Воскресная учебно-воспитательная группа, как правило, располагается в приспособленном помещении и не имеет отдельных учебных помещений, туалетов и т.д.;
  • В воскресной учебно-воспитательной группе количество преподавателей соответствующих требованиям п. 5.4 Стандарта к образованию педагогов менее 1/2 от общего количества преподавателей (без учета священнослужителей);
  • В воскресной учебно-воспитательной группе Программа учебно-воспитательной деятельности воскресной школы, учебный план и программы по вероучительным дисциплинам находится в состоянии разработки.

Следует отметить, что соответствие любому из вышеперечисленных признаков определяет статус воскресной школы как – воскресной учебно-воспитательной группы.

Признаки воскресной школы, не имеющей статуса юридического лица:

  • Наличие собственного помещения или арендуемого помещения с отдельными учебными классами гардеробной и санитарными комнатами;
  • Наличие в штате не менее 1/2 преподавателей соответствующих требованиям, изложенным в п. 5.4 Стандарта (среднее или высшее богословское образование; среднее или высшее гуманитарное образование с правом преподавания прошедшие катехизаторские курсы; начальное профессиональное, среднее профессиональное и высшее образование, прошедшие катехизаторские/богословские курсы, организованные при духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви);
  • Наличие Программы учебно-воспитательной деятельности и учебного плана и программ по вероучительным дисциплинам;

Следует отметить, что только одновременное соответствие всем пунктам этого перечня определяет статус – воскресная школа, не имеющая статус юридического лица.

Признаки воскресной школы — Центра духовно-нравственного воспитания, имеющего статуса юридического лица:

  • Наличие всех признаков соответствия статусу — воскресной школы, не имеющей статуса юридического лица;
  • Наличие статуса юридического лица и документов, подтверждающих прохождение государственного лицензирования, образовательного учреждения дополнительного образования.

Только одновременное соответствие всем пунктам этого перечня определяет статус – воскресная школа, имеющая статус юридического лица Центр духовно-нравственного воспитания.

Определив тип воскресной школы, необходимо заполнить одну из перечисленных далее таблиц в соответствии со статусом учебно-воспитательного учреждения.

Таблица № 1. Статистические данные, отражающие состояние воскресной учебно-воспитательной группы.
















Направления работы

Библиотека

Контакты

Авторизация

Полезные ссылки

По благословению Высокопреосвященнейшего Никона, митрополита Липецкого и Задонского

3854

В 2013 году по распоряжению Председателя ОРОиК РПЦ митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия во всех епархиях Русской Православной Церкви начата работа по составлению реестра Воскресных школ (для детей)

В связи с этим необходимо:

1) помощникам настоятелей в сфере религиозного образования и катехизации и директорам Воскресных школ (и духовно-просветительских центров) Санкт-Петербургской епархии внимательно изучить следующие документы Синодального ОРОиК:

Разработан Синодальным отделом религиозного образования и катехизации. Утвержден решением Священного Синода Русской Православной Церкви.

Утверждено решением Священного Синода Русской Православной Церкви 25 декабря 2012 г. (журнал №125)

2) директорам Воскресных школ (и духовно-просветительских центров) определить статус руководимого им образовательного учреждения (включая школы, где наряду с детьми обучаются взрослые), а именно – отнести его к одному из трех типов Воскресных школ, предусмотренных СТАНДАРТОМ:

— воскресная учебно-воспитательная группа;
— воскресная школа (не имеющая статуса юридического лица и являющаяся структурным подразделением религиозной организации Русской Православной Церкви);
— центр духовно-нравственного воспитания, являющийся самостоятельным юридическим лицом;

используя:

ПРИЛОЖЕНИЕ К СТАНДАРТУ учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации. Утверждено Председателем Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви 21 февраля 2013 г. (Данное руководство предназначено для епархиальных отделов религиозного образования и катехизации и директоров воскресных школ.

3) директорам Воскресных школ (и духовно-просветительских центров) заполнить одну из трех таблиц, в зависимости от выбранного типа школы:

        • - для учебно-воспитательной группы
        • - для Воскресной школы (без статуса юр.лица)
        • - для центра духовно-нравственного воспитания

        Другие документы и материалы, рекомендованные Синодальным ОРОиК

        Разработан Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви и в качестве базового документа рекомендован для использования частными образовательными учреждениями в статусе “Центр а духовно-нравственного воспитания местной религиозной организации православного прихода храма Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)”.

        Программы, конспекты уроков, учебники, пособия

        Цель уроков — дать детям доступные им в этом возрасте знания о Боге, о молитве, о Церкви и о христианской жизни. На каждом уроке преподаватель или родители обращаются к детскому опыту жизни, стараются вызвать активное восприятие детьми предлагаемого им текстового содержания.

        Уроки составлены так, чтобы вызвать живое участие детей в диалоге со взрослыми. В конце каждого урока для закрепления материала предлагаются темы детских занятий.
        Курс составлен из объяснений церковной жизни, к участию в которой призываются православные дети. Изложение материала сопровождается примерами и рассказами из Священной Истории, что послужит более осознанному его восприятию детьми.

        Виртуальная воскресная школа “Уроки добра”

        На занятиях виртуальной воскресной школы дети изучают Священное Писание, основы церковной жизни, историю Православной Церкви. По предмету Закона Божия занятия рассчитаны на возрастные группы от дошкольников до учащихся старших классов (всего четыре класса). Кроме этого в школе предлагаются общие предметы, такие как история иконописи, история духовной музыки, история архитектуры православных храмов и т. д.

        На базе виртуальной воскресной школы будут открыты:

        Целью аттестации воскресной школы является создание единой системы воскресных школ Русской Православной Церкви и включение ее в епархиальный и общецерковный реестр воскресных школ.

        Аттестация обязательна для всех воскресных школ. Проводить ее будут аттестационные комиссии епархиальных отделов религиозного образования и катехизации по благословению правящих архиереев.

        Общецерковный реестр воскресных школ (для детей) будет опубликован на официальном сайте Синодального отдела религиозного образования по итогам епархиальных аттестаций.

        Ведение епархиального реестра будут осуществлять епархиальные отделы религиозного образования и катехизации в соответствии с утвержденной типовой формой.

        На приходах Белорусской Православной Церкви в настоящее время (по данным за 2017 год) действуют 824 воскресные школы.

        Деятельность воскресных школ на территории Беларуси регламентируется общецерковными документами Русской Православной Церкви:

        Образовательная концепция Русской Православной Церкви
        (документ принят определением Священного Синода РПЦ от 27 декабря 2016 года, журнал № 107);

        (документ утвержден определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 14.07 2018, журнал № 45 )

        Проект “Воскреска”

        Читайте также: